Кольцо с рыбками церковное что означает

Опубликовано: 23.04.2024

Охранные кольца получили распространение у христиан прежде традиций носить нательный крест. Форма замкнутого круга - это духовная ограда. Начертанная же по кругу молитва к Богу и Божьим святым наделялась особой силой.

Часто такие кольца использовали для венчания, чтобы они хранили не только человека, но и сохраняли семью.

Рыбки Христовы

охранные кольца, рыбки небесные
охранные кольца, рыбки небесные

Если сложить первые буквы греческих слов Иисус Христос Сын Божий Спаситель — образуется слово, которое в переводе на русский язык означает "рыба". Поэтому первые христиане сделали образ рыбы тайным знаком господа и стали изображать его на печатях, светильниках, саркофагах, сосудах. Поскольку большинство Апостолов было рабаками, появилась аналогия между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру. Христос называл Апостолов «ловцами человеков», а обращенных - «рыбаками».

Одним из пяти чудес Господа было насыщение пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек. Его святые отцы истолковали как праобраз Евхаристии и Рыбы стали изображать вместе с виногрдом — символом крови христовой. Этот символический орнамент и украшает охранное кольцо с молитвой Пресвятой Троицы «Святый Боже Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!»

Пребывающий в любви в Боге пребывает.

охранные кольца
охранные кольца

Примерно в шестом веке в Византии появился орнамент: сердце со стилизованной лилией как знак возвышенной духовной любви.

Кольцо с таким орнаментом — это символ главной христианской добродетели, данной Христом человечеству, заповеди любви. Такой орнаментальное кольцо может носить любой человек, стремящийся обрести любовь. Этим кольцом хорошо обручиться или обвенчаться. Ведь евангельские слова, написанные на нем, звучат как благословение: «Пребывающий в любви в боге пребывает».

Птицы небесные

охранные кольца, птицы небесные
охранные кольца, птицы небесные

На данном кольце изображены птицы, сидящие на ветках. На внутренней стороне помещена молитва к Божьей Матери: «Пресвятая Богородице Спаси Мя».

Птицы — это евангельский символ людей, о которых Бог неустанно заботиться, как о Своих детях. «Взляните на птиц небесных!, - говорит Господь, - они не сеют, не жнут, не собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их» (мф 6, 26)

Виноградная лоза

охранные кольца, виноградная лоза
охранные кольца, виноградная лоза

В Священном Писании есть много мест, в которых упоминается о виноградной лозе, ее плодах и вине. Еще первые пророки говорили о винораде как о символах народа божьего. В древности отношение к виноградной лозе было трепетным, как к чему-то священному и благословленному богом. Именно к этому образу обращается господь Иисус Христос, чтобы рассказать ученикам о церкви. Он называет Себя виноградной Лозой. Отца своего — Виноградарем, а христиан — виноградными ветвями на этой Лозе. Виноградные гроздья — это вино Причастия, символ пролитой крови Христа.

Виноградная лоза — символ Христа и Таинство Евхаристии обвивает кольцо как знак божественной охранной защиты. Внутри на церковно-славянском языке начертаны слова оргадительной молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси и сохрани меня грешного».

Имеющее греческие корни слово «ихтис», в переводе обозначающее «рыба», являясь тайным христианским символом, со времен становления данной религии ассоциируется с именем Иисуса Христа.

Акроним

Глубокий смысл скрывается в том, что «ихтис», в своем исконном начертании выглядящий как «ΊΧθΥΣ», является древним акронимом, в котором кратко определяется имя Спасителя и первохристианская вероисповедная формула. Каждая ее буква есть не что иное, как первая литера греческих слов -Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ, в переложении на русский язык обозначающие — Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Профессор Александр Голубцов в работе «Из чтений по церковной археологии и литургике» предполагает, что первыми сакральный подтекст этого знаменитого слова подметили экзегеты из Александрии, славившиеся своими аллегорическими толкованиями.

В «Православной энциклопедии» под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла отмечено, что понимание образа ихтиса в христологическом русле возникло в IV в, когда были истолкованы пророчества эритрейской сивиллы, входящие в состав 8-ой книги «Сивилльских оракулов». Именно в ней начальные буквы греческого текста стихов 217-250 составляют акростих «Ихтис», о котором блаженный Августин в работе «О граде Божием» писал: «Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным».

Евангельская символика

О важном символизме рыбы повествуется на страницах Евангелий, описывающих жизнь, деяния и смерть Иисуса Христа. Знак «ихтис» отсылает ко многим новозаветным эпизодам, где фигурируют рыба и рыбаки, и поэтому существует масса версий, почему именно это существо было выбрано первыми христианами как олицетворение Мессии.

Приводя разнообразные свидетельства, начинать, пожалуй, нужно с того, что окружавшие Спасителя ученики-апостолы, многие из которых были рыбаками, назывались им в Евангелии от Матфея (4:19) и Евангелии от Марка (1:17) «ловцами человеков». Согласно Евангелию от Матфея (13:47), Христос уподобляет Царство Небесное «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Раннехристианский писатель Тертуллиан, размышляя о Таинстве Крещения, писал: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

О рыбе говорится при упоминании момента, когда Христос кормил народ в пустыне: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились» (Евангелие от Марка 6:41-42).

К слову, относительно чудо-истории с умножением хлебов и рыб высказывался и святой Павлин Милостивый, отмечавший, что «. пятью хлебами и двумя рыбами насытил [народ] Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды».

Другой эпизод повествует о встрече и трапезе Спасителя и его учеников на берегу Тивериадского озера, свершившихся уже после его Воскрешения: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы…Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали… Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Евангелие от Иоанна 21:4-13).

В Евангелии от Луки (11:11) можно обнаружить строку: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?», из которой толкователи сделали вывод о противопоставлении рыбы, как чистой силы, и аспида, как олицетворения дьявола.

Святой Амвросий, опираясь на Евангелие от Матфея (17:24-27), где повествуется о выловленной апостолом Петром рыбе с монетой во рту, предназначавшееся для пожертвования в пользу Иерусалимского храма, связывал образ ихтиса с Искуплением.

Опознавательный символ

Широкое распространение символ «ихтис» получил в период становления христианства, когда приверженцы монотеизма в Римской империи подвергались повсеместным гонениям. Первые изображения секретного символа «ΙΧΘΥΣ» появились в римских катакомбах (например, подземелье Присциллы) во II веке, где втайне от властей устраивали свои собрания христиане. Иногда в качестве кодового символа использовалось не слово «ихтис», а изображение рыбы.

Иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял этот нехитрый рисунок второй пересекающейся дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются приверженцами христианства.

Часто такие рыбки служили для посвященных людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.

Символом Христа, несущего причастие, служило изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и вином, украшавшие катакомбы св. Каллиста.

На фрагменте стены бассейна баптистерия, хранящегося в музее Туниса, выложена мозаика «Крещение», где Иисус представлен в виде дельфина, над которым парит Святой Дух, представленный в виде голубя. Между тем дельфин, прикованный к якорю, в христианстве олицетворяет Христа, распятого на кресте.

Современность

Интерес к символу ихтис возродился у христиан в конце XX века. Некоторые протестанты, обозначая свою религиозную принадлежность, размещали на автомобиле специальную наклейку с изображением рыбы, внутри которой значилась надпись «ΙΧΘΥΣ». В пику им атеисты, придерживающиеся эволюционной теории зарождения жизни, стали клеить на авто свою рыбу с маленькими ножками, внутри которой было начертано слово «Дарвин». В ответ сторонники Нового Завета выпустили наклейки, где рыба «Дарвина» опрокинута ножками вверх, что свидетельствовало о несостоятельности их взглядов на природу возникновения Вселенной.

Но дальше всех пошли верующие, не опровергающие эволюционную теорию, а видящие в ней лишь очередной промысел Божий, поскольку они придумали наклейку, совмещающую все точки зрения. Их рыба была украшена надписью «ΙΧΘΥΣ» и снабжена ножками.

Православная Церковь не слишком приветствует отношение к вещи, как к чему-то мистическому. Кольцо – это лишь кольцо, спасти и уберечь человека может только вера. Однако, верующие уверены, что во многих случаях именно кольцо «Спаси и сохрани» помогло им обрести себя и пережить сложные моменты в жизни. Объяснить этот факт можно просто – чем дольше человек носит кольцо, чем чаще смотрит на него или дотрагивается, тем чаще он вспоминает о Боге и мысленно произносит молитву к Нему.


История происхождения

Исторически сложилось, что именно кольца стали древнейшим символом принадлежности к тому или иному роду, месту или учению. Римляне носили роскошные кольца, которые указывали на их род или почитаемое божество. Первые христиане переняли такой обычай, вот только вместо показной роскоши, они выбирали скромные колечки, иногда просто железные ободки. Как правило, на таких символах не было никаких длинных надписей – лишь хризма (монограмма имени Спасителя, состоящая из букв Х и Р). Позднее стали появляться перстни с изображением святых и словами из молитв.
На Руси с принятия истинной веры, люди, соотносящие себя с Православием, также стали носить православные кольца и перстни со святыми мучениками и выгравированными молитвами.
Конкретно кольца «Спаси и сохрани», как принято считать, появились в XIX веке. Их назначение было простым – это были сувениры для паломников, которые продавались при монастырях в специальных лавках. Человек, совершавший пеший ход к святому месту, имел возможность приобрести на память об этом, лично для него важном событии, небольшой сувенир с простыми и понятными каждому христианину словами «Спаси и сохрани!». Идея пришлась по вкусу верующим. Они заметили, что постоянное присутствие на руке кольца, является залогом постоянного напоминания о необходимости смирения, покаяния и безграничной вере. Постепенно не только дальние путешественники, но и местные жители, которые являлись верными сыновьями православного учения, стали носить простенькие колечки с надписью самой известной молитвы.
Сейчас никого таким кольцом не удивишь. Вместе с нательным крестиком, они являются внешним признаком принадлежности к христианской вере и своеобразным оберегом духовной составляющей человека.

Какая сила заложена в кольцо «Спаси и сохрани»


Конечно же, говорить о кольце как об обереге не совсем правильно. Такую функцию оно может приобрести только через истинную веру и искреннюю молитву. Именно вера защитит в сложную минуту, подарит надежду, оградит от злых умыслов и очистит сознание. А кольцо – это символ веры, постоянное напоминание о ней и о Господе.
Лишь на руке истинного верующего кольцо обретет силу и через невзгоды проведет человека к истине. Многие отцы, например, протоиерей Константин Пархоменко, считают такой атрибут своеобразным проводником между человеком и его духовным становлением, но никак не оберегом. Важнейшим элементом служит сама фраза «Спаси и сохрани», ведь именно этими словами следует обращаться к Всевышнему, они свидетельствуют о том, что человек полностью вверяет свою судьбу Богу, и понимает, что все испытания, выпавшие на его долю – это лишь испытание любви и веры, которые нужно с честью пройти.
Главное назначение кольца «Спаси и сохрани»:

  • укрепление веры носителя;
  • очищение от злых помыслов, очищение души;
  • молитвенный посыл к Всевышнему с искренней просьбой о защите души грешной;
  • вразумление человека, помощник в избавлении от греховных мыслей и желаний.

Ношение кольца сигнализирует другому православному, что он встретил брата по разуму и вере, и им есть, о чем поговорить, и как восхвалить Всевышнего.

Кто может носить кольцо

Нет никакого ограничения в том, кто имеет право носить кольцо. Все мы дети Его, все равны перед Ним, поэтому не важно какой работой занят человек, какого он пола или расы – каждый искренний православный может надеть на палец освященное колечко.
Конечно, раньше чаще всего кольца с молитвой носили мужчины, женщинам это не было запрещено, но так уж повелось. Сейчас подобный перстень можно встретить на руке любого мужчины, женщины и даже ребенка.
Таким образом, нет никаких серьёзных препятствий к ношению кольца, кроме основного и главного – нужно быть убежденным христианином, искренне верить в Бога и воздавать ему всяческие почести. В руках неверующего кольцо «Спаси и сохрани» - это лишь насмешка и откровенное издевательство. Нужно помнить, что оно несет в себе огромное значение для верующего, и это нужно чтить, даже если мировоззрение не совпадает.
Примечание: раскаявшийся грешник, совершивший преступление против Бога и людей, но искренне об этом сожалеющий, имеет право носить кольцо – у него перед глазами всегда будет верный помощник на пути настоящего искупления вины.

Правила ношения кольца



Несмотря на большую популярность кольца «Спаси и сохрани», многие люди задаются вопросом как правильно носить колечко, чтобы оно приносило настоящую пользу своему владельцу. На фоне таких размышлений часто возникают абсолютно не обоснованные суеверия, о которых речь пойдет немного ниже. Сейчас давайте же разберемся в тех правилах ношения кольца, которые существуют на самом деле:

  1. Первое и основное правило ношения любого православного атрибута – это искренняя вера в Господа. Если такой веры нет, то надевать кольцо не следует. Это неуважение к тем, кто является верующим и к церкви. О толерантности должны помнить все.
  2. Приобретать кольцо нужно в специализированном месте, в этом случае его изготавливали в специальных мастерских при храме, а не на ювелирном заводе. Соответственно, и энергетика у него будет чище и праведнее.
  3. Кольцо нужно освятить в церкви. Для этого следует обратиться к священнику, и он прочтет над кольцом молитву на благословение всякой вещи. После этого его можно смело надевать и носить.
  4. Лучше всего покупать серебряное кольцо. Этот металл подходит для начертания на нем святых слов и молитв, а также впитывает благодать.
  5. Носят кольцо «Спаси и сохрани» на правой руке, а вот палец особого значения не имеет. Лучше выбрать один из трех – большой, указательный и средний, так как именно этими пальцами творят крест.
  6. Носить перстень нужно постоянно, чтобы в любую минуту иметь перед собой напоминание о Боге. Однако не стоит утрировать – если вы выполняете тяжелую физическую работу, при которой наличие колец недопустимо (и даже травмоопасно), то снимите его, ничего страшного не произойдет.
  7. Можно носить перстень и на шее на цепочке. Нельзя только использовать ту, на которой расположен крестик, лучше выбрать другую или обычный освященный шнурок.

И последнее, стоит помнить, что кольцо – это все же кусок металла, который служит скорее символом и постоянным напоминанием, чем мистическим оберегом.

Запреты

Как уже говорилось ранее, кольцо «Спаси и сохрани!» работает только тогда, когда человек искренне верит в Бога и верен Церкви. Именно в таких условиях колечко будет выполнять возложенные на него задачи – напоминать о Господе, укреплять веру, помогать присутствием в трудную минуту. Нельзя отрицать, что любой предмет, и конечно же, освященное кольцо, пропитывается энергетикой своего носителя, а в нашем случае молитвой и чистой верой. Поэтому важно помнить о некоторых недопустимых вещах, связанных с его ношением:

  • нельзя относиться к нему неуважительно или с пренебрежением – все же святые слова имеют большое значение в духовной жизни, даже если они выгравированы на металле;
  • не следует кольцо надевать тому, кто лицемерит в своей вере или вера, которого вовсе не так сильна, как он стремится показать;
  • нельзя относиться как к вещице, которой очень модно владеть в наше время;
  • забрать кольцо или надеть против воли владельца не только аморально, что внесет дискомфорт в духовную жизнь;
  • даже если кольцо отдано добровольно, все равно не следует его носить по той же причине;
  • вести себя не как христианин с кольцом на пальце – значит осквернить своим поведением молитву.

Подводя итог, становится ясно, что ношение кольца с молитвой запрещено тем, кто не верит или недостаточно верит в Бога, кто допускает недостойное поведение.


Суеверия

Кроме вполне объективных и объяснимых запретов существует еще множество слухов и домыслов, которые крутятся вокруг колец с гравировками молитв. Большая их часть просто выдумка, которые Церковь называет очень просто – суеверия.
Давайте рассмотрим самые распространенные суеверия, связанные с кольцом «Спаси и сохрани».

  • Каждый верующий человек должен иметь кольцо «Спаси и сохрани».

Ложь! Кольцо – это не нательный крестик и, даже, не икона. Это всего лишь символ веры. Если у человека есть желание, он может приобрести такое кольцо для себя и своих близких. Но нет никакого принуждения. И вовсе не значит, что если на пальце нет такого ободка, то человек не праведен и не угоден Богу. Дело ведь не в кольцах, а в искренности веры.

  • Кольцо «Спаси и сохрани» нельзя носить на безымянном пальце.

Неправда! Где и как носить кольцо с молитвой решает каждый прихожанин самостоятельно. Мотивируют названный выше запрет тем, что на безымянном пальце носят обручальное кольцо. Но известные церковные деятели, например, митрополит Дионисий, утверждают, что праведная семья и любовь к Богу не могут противоречить друг другу, поэтому кольцо можно носить на безымянном пальце и не женатым, и женатым (то есть носить вместе с обручальным или даже вместо обручального).

  • Кольцо – гарант безопасности человека, который его носит.

Подмена понятий! Главным гарантом спасения человека есть его искренняя вера в Господа и в то, что главная цель жизни – пройти испытания, ниспосланные свыше и подготовить свою душу к вечной жизни. Вера спасет, кольцо само по себе, конечно же, нет! Зато напитанное верой, оно поможет в трудную минуту пережить боль или утрату, напомнив, что есть Бог, к которому и следует обращаться, у которого и нужно искать защиты.

  • Дарить обереги - молитвенные колечки нельзя.

Суеверие в чистом виде! Церковь не выступает против, если человек преподносит кольцо в подарок своим близким людям – ведь это искренняя забота о духовном развитии и приобщении к Богу. Зато люди выдумывают всяческие запреты (какие-то берутся из языческих верований, другие – выдумываются, как говорится, «на ходу»). Так, болтают, что дарить кольцо – это означает фактически передать часть своей души, или приблизить расставание, или передать негативную энергетику. Вариантов очень много, но они не имеют ничего общего с истиной.

  • Пропало колечко – быть беде!

Снова суеверие. Вариаций много: потеря, почернение, внезапная трещина – церковь отрицает эту ересь. Ничего мистического нет в том, что после контакта с некоторыми веществами серебро или золото чернеют. Потеря – это тоже чистая случайность, как и трещины (все об этом говорят, а вот случаются эти самые трещины редко). Ведь самое главное – вера не исчезает!
Такое количество суеверий связано видимо с тем, что люди путают Божественное и темное, языческое. Поэтому приписывают символу веры некие фантастические свойства – вот так причудливо в сознании людей переплетаются понятия «кольцо с молитвой» и «оберег». Но теперь, надеемся, стало ясно, что большая часть разговоров вокруг колец – это просто выдумки.

Как изготавливают кольцо с молитвой


Раньше кольца с молитвами изготавливались лишь при монастырях и там же продавались – в монастырских лавках. Они были освящены, и паломник мог без опаски надевать символ веры сразу же.
Времена изменились, и теперь такие кольца делают и ювелирные заводы, и частные ювелиры. Но самым предпочтительным вариантом остаются те, что вышли из-под рук мастеров при церквях и монастырях. Они продаются в церковных лавках или, как дань современности - интернет-магазин ювелирных изделий церковного направления. Мастер готовит колечко, молясь о спасении грешной души и вкладывает в него большой смысл и значение. Кроме того, над ними сразу же читают нужные молитвы и освящать их отдельно не требуется.
Классическое кольцо «Спаси и сохрани» изготавливалось из серебра, было очень простым на вид, без всяких излишков, камней и вкраплений. Кроме молитвы на колечке нельзя было изображать, гравировать и выдавливать другие надписи или рисунки. То есть, это был простой серебряный ободок с текстом. Сейчас, конечно, вариантов намного больше. Но стоит все же помнить, что главное в таком кольце вовсе не красота, витиеватость линий или необычный узор, главное – это слова, вера и молитва.

Виды колечек «Спаси и сохрани»

Вариантов современного оформления колец сотни. Металлы, которые используют для выплавки – благородные:



    золото (вид любой – белое, красное, желтое);





    медицинские сплавы (не совсем благородный металл, но благодаря дешевизне очень популярен).

    Как правило, женщины себе выбирают золотые, а мужчины серебряные кольца. Не приветствуется использование сразу нескольких металлов, считается, что это вносит внутреннюю дисгармонию в духовное равновесие носителя.
    Выбирая себе кольцо, следует знать о тех вариантах, которые сейчас предлагают мастерские. Первое отличие – это место, где будет расположена молитва «Спаси и сохрани». Бывают:

    • с внутренней надписью;
    • с внешне расположенной надписью.

    Последние более традиционны, да и исторически появились первыми. Мнение церкви в вопросе, как лучше, разделилось. Часть духовенства считает, что прятать во внутреннюю часть кольца надпись, значит стыдиться своей веры. Другая часть, наоборот, утверждает, что молитва – это таинство, которое не следует выставлять напоказ, главное, что человек, носящий кольцо, знает о надписи и верует. Так что этот вопрос остается на усмотрение покупателя – что ему ближе, то и следует выбирать.
    Разнообразие форм и видов поражает. Кроме металла, можно выбрать красиво украшенное кольцо, которое кроме сакрального значения будет нести и эстетическое наслаждение. Самые распространенные виды колец:

    • классика – простой ободок с красивой надписью;
    • с чернением – также вариант классики, но только со специально выделенной черневым сплавом надписью, смотрится очень торжественно и по-канонически просто;
    • с орнаментом – чаще всего используют при надписи на внутренней части кольца, тогда внешняя сторона искусно декорируется орнаментом из виноградных лоз, райских птиц и др.;
    • с полудрагоценными камнями – обычно используют фианит;
    • широкий, массивный перстень – подходит для людей в возрасте, почтенных старцев.


    При выборе кольца лучше повиноваться велению сердца, часто именно оно указывает на то, что подойдет идеально.

    Изготовление на заказ или покупка?

    В наше время возможно два варианта купить кольцо «Спаси и сохрани». Первый – покупка готового, второй – изготовление на заказ. Последний будет, естественно, дороже, но зато можно выбрать собственный, неповторимый дизайн.
    Покупать кольцо следует, как уже упоминалось, в лавках или интернет-магазинах при церкви или монастыре.
    Если вы посетите наш православный интернет-магазин ПравЖизнь, то сможете подобрать себе отличный вариант. Кроме широкого выбора, мы всячески стараемся помочь человеку – предоставляем частную консультацию, организуем доставку в любой уголок Москвы и России, ставим весьма привлекательные цены. Наши кольца изготавливаются не на бездушных ювелирных заводах, а в церковных мастерских. Каждое выполнялось по канонам Православия, с большой любовью и молитвой, оно обязательно станет верным спутником и проводником в истинной вере и смирении.

    ПОПУЛЯРНОЕ

    • Без любви не может быть Церкви
    • С чего ты взял, что Господь на твоей стороне?
    • Депрессия — грех или болезнь?
    • Один ли Бог в разных религиях?
    • Богослужение и дети — с какого возраста приучать к церковной службе?
    • Смирение — 20 советов для смирения
    • Причастие. Почему не допускают к Причастию?
    • Свобода — что такое христианская свобода?
    • В чём смысл жизни? Как узнать своё предназначение?
    • Добро и зло — почему Бог не остановит все зло на земле?
    • Намоленная икона — Можно ли «намолить» икону?
    • Три неудобных вопроса о вере
    • Церковные суеверия. Как искажается христианство
    • Верба — зачем освящать вербу?
    • Что такое Лето Господне?
    • Курение — Святые отцы о курении
    • Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
    • Смертные грехи в православии
    • 50 советов от Феофана Затворника
    • Исповедь — о записках на исповеди
    • Алчущие и жаждущие правды — кто они и почему блаженны?
    • Милостыня — как правильно совершать милостыню?
    • «Мытарь и фарисей» в электричке
    • Смирение — смирять или смиряться?
    • Зачем перечитывать Библию?

    Наши друзья

    Что в христианстве означает символ рыбки ?

    Символ рыбки можно встретить в древних христианских изображениях. Что в христианстве означает символ рыбки? В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

    Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156).

    Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11).

    Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21).

    Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

    Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1).

    Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками: Жизни Радость вечная, Смертного рода Спаситель, Иисусе,Пастырь, Пахарь, Кормило, Узда, Крыло небесное святого стада! Ловец человеков, Спасаемых Из моря нечестия! Рыб чистых Из волны враждебной к сладостной жизни уловляющий! Веди нас, овец
    Пастырь разумных!» (Педагог. Заключение)

    Прежде, чем рассказать о самом первом и распространенном символе христианства - рыбе 🐟, расскажем немного о символах в целом.

    Наша мастерская все чаще сталкивается с ситуацией, когда люди спрашивают, чем то или иное наше изделие с христианским символом может им помочь, от чего оградить, или даже какой оно обладает силой. К счастью, христианство свободно от «силы вещей». Силой обладает только наша вера в Христа: именно она может нас и оградить, и защитить, и помочь во всяком деле.

    Еще многие путают некоторые христианские символы со знаками зодиака – и, например, хотят приобрести нашу «подвеску с тельцом». Но у нас такой нет. У нас есть агнец, который, действительно, кто-то может перепутать с тельцом – но это совсем другая история и совсем другие смыслы.


    Ихтис анонс 576.jpg

    А еще некоторые считают так: «разница лишь в культурах, а так, что зодиаки, что христианские и любые другие знаки – все одно и то же!» Извините, но здесь мы категорически не согласимся. Единственное, что в этой теме общее – людям любых времен, народов и культур свойственно облекать те или иные идеи в символы. Разумеется, у каждого при упоминании олимпийских игр всплывет перед глазами знаменитая эмблема. А герои детских сказок и мультфильмов? Все они тоже символичны! Все потому, что символы окружают нас всегда и везде.

    И не удивительно, что как только зародилось христианство, появились и христианские символы. И самым первым из них стала – рыба. По-гречески ихтис. Пишется это слово как ΙΧΘΥΣ – и это древняя монограмма имени Иисуса Христа, которая складывается из первых букв в словах Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

    Рыба на камне 576.jpg

    Еще до нательных крестов первые христиане, чтобы опознать друг друга, носили перламутровых и каменных рыбок. Символ рыбы встречается в Евангелии очень часто: Христос умножает рыб, чтобы накормить голодных, печется о том, чтобы улов был богатым, упоминает рыб в притчах, наконец, вкушает рыбу вместе с учениками после Своего воскресения. Многие ученики Христа были рыбаками. Сам Господь называет своих учеников ловцами человеков, а Царствие Небесное уподобляет неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода.

    Икона апостолы и рыба 576.jpg

    В жизни ранних христиан изображение и упоминание Христа было опасным по причине гонений. Поэтому люди создавали различные символические коды. Чтобы опознать в незнакомом человеке своего единоверца, один христианин выводил на земле дугу и ждал, завершит ли незнакомец его рисунок. И если тот выводил вторую дугу, образуя знак рыбы, то эти два человека могли спокойно говорить друг с другом о Христе Спасителе.

    Изображения акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующей его рыбы появляются в римских катакомбах во II веке. Это мог быть просто текст, рыба или все вместе. Рыба, несущая на спине вино с хлебами, символизировала Таинство причастия. Также Спасителя символизировал дельфин. А изображение дельфина с якорем символизировало распятие (где якорем была Церковь). Также рыба является символом крещения. Ванна, купель где совершается таинство крещения, называется по латыни piscina и переводится дословно – «рыбный садок».

    Рыба мозаика 576.jpg

    Рыба является частью украшения храмов. Нередко сегодня водители авто наклеивают символ ихтиса на машины. А мы делаем с этим древнейшим символом украшения. Ведь присутствуя в нашей жизни, он напоминает нам о самом главном.

    Читайте также: