Когда появились первые цепочки

Опубликовано: 20.04.2024

Цепями люди начали пользоваться сразу, как только научились ковать и паять металл.

Но сначала, конечно, металл научились гнуть. И первым шагом к созданию цепи стал металлический крюк. И использовали эти крюки по-разному. Например, если их изогнуть буквой S, то на них можно было вешать над огнем куски мяса.

Когда же появились котелки, то такие крючки стали просто необходимы для регулирования температуры над пламенем. То есть если сделать несколько крючков и зацепить их один за один, то котелок можно было опустить ниже, ближе к огню, и тогда температура жидкости повышалась. Когда же надо было температуру уменьшить, то просто убирали один из крючков, и котелок, естественно, уходил от жара. Это и были первые примитивные цепи.

Но настоящая цепь возникла только тогда, когда научились соединять куски металла в кольца. То есть кольца уже цеплялись одно за другим, и появлялась конструкция, состоящая из одинаковых жёстких деталей, называемых звеньями, подвижно соединённых вместе последовательно.

А название цепь скорее всего произошло от слова цеп (чеп). В древности это был предмет из двух палок соединенных между собой веревкой или берестой. Наши предки таким чепом молотили зерно. И видно слышали они при этом занятии такой звук – "Чеп! Чеп! Чеп!", отчего так это орудие труда и назвали.

Но с появлением цепи, два этих куска - древко и ударную часть - стали соединять уже ей, и использовать этот инструмент начали не только для сельскохозяйственных работ, но и для сражений. То есть появился боевой цеп (чеп) , который вообще распространился по всему миру. К примеру, те же японские нунчаки – это тот же боевой цеп, описанный выше. Правда, говорят, что опытные бойцы все-таки соединяют деревянные части шнурком, потому что при экстремальных нагрузках цепи все-таки рвутся.

Но шли годы, и начали развиваться производство и торговля. И оказалось, что цепи нужны всем - и на складах, и на промышленных предприятиях. А уж в транспорте, особенно речном, без цепей и раньше, и сейчас ни один корабль никогда не обходился. Чем же еще якоря в воду поднимать и опускать!

А уж с появлением приводной цепи, предназначенной для передачи механической энергии от ведущего вала к ведомому, вообще начался бурный расцвет создания разных механизмов.

Также стало совершенствоваться складское хозяйство. И из-за создания специальных цепей для его нужд стало возможно легко транспортировать различные товары, как сыпучие, так и в отдельных упаковках. Да практически все товары! Даже целые деревья!

В конце концов, именно из-за того, что когда-то были созданы цепи, появились ленты конвейеров, а из-за них начался бешеный рост всех видов промышленности - автомобильной, легкой, пищевой и так далее.

А уж тот, кто придумал надевать цепи на колеса автомобилей, вообще был личностью, мыслящей очень оригинально. Но сколько аварий из-за этого изобретения было предотвращено! Сколько людей не погибло!

Но на протяжении веков цепи всегда имели не только техническое, но и социальное значение. Ведь раньше они, например, соединяли кандалы, в которых заковывали арестантов. Были также цепи-вериги, которые носили христианские аскеты для смирения плоти. И, конечно, нельзя здесь не сказать о цепях из благородных металлов, золота и серебра, которые на протяжении многих веков носили люди в качестве украшений.

И все это произошло из-за того, что когда-то много веков назад люди создали первую цепь!

Словом, цепь – это одно из гениальных изобретений человечества, которое так же велико, как и изобретение колеса. Хотя практически звено цепи - это тоже маленькое колесико, сделанное из металла. Но переоценить его появление просто невозможно!

Традиция украшать себя началась задолго до возникновения даже самого простейшего способа обработки материала. Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше, чем одежда. Учёные предполагают, что самые ранние изделия, используемые в качестве украшений, появились в период Палеолита. Об этом свидетельствуют находки археологов: морские раковины с отверстием, которые использовались в виде подвесок. Причем первыми себя стали украшать мужчины.

Украшения первобытных людей носили скорее информативный характер и использовались для передачи информации другим членам общества. Также могли выступать в качестве статусного отличия внутри племени. С развитием религии украшениям отводилась роль защитника от злых сил, они выступали в качестве оберегов и амулетов. Эстетическая же красота изделий проявилась намного позже и украшения приобрели исключительно декоративное предназначение.
С появлением возможности обработки различных материалов, с открытием золота и серебра начинается новый этап в истории украшений. На смену примитивным украшениям из камней приходят украшения из драгоценных металлов В сочетании с серебром использовались многие драгоценные камни. Ими украшали одежду, оружие, предметы быта.

Установить начало производства цепей из драгоценных металлов так же сложно, как и найти начало или конец самой цепочки. Однако цепями начали пользоваться сразу, как научились ковать и паять металл. Производство серебряных и золотых цепочек было полностью ручным трудом, никакие станки или машины при этом не использовались. Металл подвергался плавке, затем протягивался в проволоку, из которой впоследствии скручивались кольца разной формы.Формы цепей, в том числе и ювелирных, были крайне простыми – овал и кольцо Затем звенья спаивались, прокатывались, а потом подвергались ручной полировке. Готовые ювелирные изделия даже теперь можно назвать произведениям высочайшего класса.Более сложные цепи из серебра и других драгоценных металлов и ювелирных сплавов стали только с появлением машинного производства, когда звенья стали причудливо изгибаться и извиваться.

Цепи из драгоценных металлов содержали в государственных сокровищницах, их носили как украшения для рук или шеи, причем в равной мере как мужчины, так и женщины.Первые подобия украшений отмечены в Древнем Египте около 3-5 тысяч лет назад. Древние египтяне очень любили украшать себя и никогда не выходили из дома, не надев все, что положено по статусу. В древних пирамидах археологи находили несметные сокровища, среди которых было множество великолепных ювелирных изделий из серебра. В то время его называли «белым золотом» за его красоту и качества. Особая ценность серебра в те далекие времена обуславливалась тем, что добывать его было гораздо труднее, чем золото . Если солнце у древних ассоциировалось с золотом, то серебро было символом луны и считалось священным в древних Ассирии и Вавилоне. Знатные женщины древнего мира предпочитали серебряные украшения золотым. В Римской империи золотые украшения носила высшая знать, горожане украшали себя серебром, а рабам полагались украшения из простого металла.У греков и римлян были распространены ювелирные украшения в виде насекомых, сплетенные из серебряной проволоки. Но самыми искусными древними ювелирами признаны этруски — народность, населявшая север Италии.

В Древней Руси украшения были в основном привозные. Стоили они дорого, так что позволить приобрести себе украшения могли только люди очень богатые. Носили в основном ожерелья, называвшиеся монистами. Ожерелья делали из составленных в сложные узоры и оправленных в серебро или золото эмалей. Каждый узор был произведением искусства и являлся украшением сам по себе.
Лунница — известный женский оберег, распространенный у народов Балтики. Носили его и в Скандинавии, и на севере Руси, и в Финляндии. Лунница олицетворяет культ Луны и плодородия, женское начало. Использовалась она как отдельное украшение и как элемент бус и ожерелий. Обычно их изготавливали из серебра, в виде полумесяца. На Русь лунницы привозились с Востока. А носили их в основном замужние женщины.
В Китае была распространена резьба по жадеиту еще 4500 лет назад. Китайские изделия часто содержали буддистскую символику и в основном изготавливались из серебра.

Красота золота, серебра и драгоценных камней, интерес к ним стимулировали развитие ювелирного дела и декоративных искусств. Появляются мастерские для изготовления украшений. Около 4000 лет назад изготовление украшений было популярным ремеслом не только у Египтян, но и в городах Шумеров.
В Средние века начался общий подъем торговли, ремесла, науки и искусства. Активное развитие различных направлений помогло, в свою очередь, и прогрессу в ювелирном деле. В этот период можно отметить культуру кельтов, франков и германцев.

На смену средним векам приходит эпоха Возрождения. Украшения того времени несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе. На смену им пришли украшения в стиле барокко, создаваемые с конца XVI и вплоть до середины XVIII века в той же самой Европе. Барокко родилось в конце XVI столетия в Италии, но вскоре охватило Францию и большинство стран Европы. Драгоценности этой эпохи отличались особой декоративностью и помпезностью.
Со временем пышные и симметричные украшения барокко сменились на изящные, с хорошо обозначенным орнаментом украшения в стиле рококо. Изделия этого стиля отличаются изысканностью и тонкостью линий. В это же время драгоценности стали миниатюрнее.

Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение в ювелирном искусстве. Появляется качественно новый критерий красоты украшения: его соответствие личности носителя, удобство и комфорт владельца. Благодаря моде на глубокое декольте особой популярностью пользовались колье.

В эпоху романтизма (конец 18-середина 19 веков), с развитием технологий и ростом уровня жизни, украшениями стал интересоваться и средний класс. Отличительной чертой являлось не только наличие драгоценных камней, но и сложная работа ювелиров. Именно в этот период появляются всемирно известные ювелирные бренды такие, как Tiffany & Co в Америке, Картье во Франции, Bulgari в Италии.
Одним из самых плодотворных для развития ювелирного дела стал период классицизма (с середины XVIII до конца XIX в.). Идеалом красоты и предметом для подражания стало древнегреческое искусство. Ювелирные украшения становятся прерогативой женщин.

XVII-XVIII века стали периодом возникновения первых школ ювелирного искусства. Наиболее известны европейские школы и Петербургская школа Фаберже. Обычно такие школы основывались в крупных городах, столицах ювелирного дела. Украшения из серебра и золота становятся более изысканными и элегантными. На смену разномастным драгоценностям приходят комплекты украшений, сделанные в едином стиле, так называемые парюры.

В XVII веке во Франции цепочки из серебра и кулоны были не столь распространены, но уже постепенно входили в моду. Приобретение серебряных украшений всегда было хорошим капиталовложением. К сожалению, самые уникальные работы мастеров того времени дошли до нас лишь в отдельных экземплярах. Причиной является то, что такие изделия выполнялись из материала высочайшего качества и нередко перепродавались, а впоследствии и переплавлялись. Некоторые изделия после перехода дома к новому хозяину просто использовались для чеканки монет.

В результате индустриальной революции, в XIX веке, появилось широкое сословие среднего класса. В ювелирном бизнесе это привело к массовому производству недорогих украшений.
К концу XIX века сформировался новый стиль в ювелирном искусстве – модерн (по-французски Art Nouveau – новое искусство). Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самими последними тенденциями, мода перестала быть привилегией высших классов. На первое место выходит ювелир, создававший индивидуальные, художественные украшения. В период 1920-1939 гг появляются заводы, направленных на производство массовой ювелирной продукции.

Нововведения в ювелирном деле отмечаются и после Второй мировой войны. Применение новых материалов, техник окрашивания, получение искусственных жемчужин и бриллиантов привело к появлению многочисленных дизайнерских направлений. Современное производство цепочек использует станочные методы, что делает их разнообразие более совершенным и замысловатым и дает возможность изготовления легковесных изделий, но не имеет такой высокой ценности, как ручная работа.На рубеже XX-XXI вв. в ювелирной промышленности широко используются компьютерные технологии, позволяющие создавать неповторимые модели. При этом появляется множество стилей исполнения — авангард и хай-тек, классика и пост-модерн, машинная штамповка или ручная работа.

Одно из самых простых, но в тоже время очень привлекательных украшений для женщин – серебряная цепочка. Не так давно (полвека назад) цепочки считались лишь дополнением к подвеске, медальону или другому украшению, дарить и носить одну цепочку было не принято. В XVIII, XIX веках – время от времени появлялась мода на серебряные цепочки, которые носили и мужчины, и женщины на шее, ногах и руках (как браслеты), на животе. В средние века видов плетений встречалось не так уж много, главное различие было в длине. Цепочки, как и любые другие изделия из драгоценных металлов еще имели и ценность чисто практическую – это вложение средств. Так что цепочки выбирали, прежде всего, по весу.

Со второй половины XX века серебряные цепочки стали востребованы как самостоятельные изделия. И в современных цепочках ценятся отнюдь не большой вес, а сложный узор или простая сдержанность, модная яркость или элегантная скромность. Сейчас ювелиры изготавливают сотни разновидностей цепочек. Одни из них имеют причудливо сплетенные звенья, а другие – нарочито простые и брутальные. Звенья цепочек могут иметь фантазийные формы – стилизованные цветки, бусины, фигурки животных. Как приемы декорирования к серебряным цепочкам применяются позолота, чернь, горячая эмаль.


Не стоит забывать также и о целебных свойствах серебра. Ювелирные серебряные украшения являются целительным и гармонизирующим средством. Носить изделия из серебра рекомендуется людям, которые склонны к повышенному давлению и головным болям. Серебро гасит эмоциональные вспышки и необдуманные поступки, снимает напряжение и придает ясность мышлению.

Цепочка… Элемент, который трудно назвать изобретением рук человеческих. Ее великолепие, философская глубина и бесконечная символичность оставляют ощущения того, что человек не придумал это творение, а подсмотрел за природой, неожиданно уловив в ее многообразии эту связующую закономерность единого и неразрывного, но по сути — свободного и независимого.

Золотая цепочка с бриллиантами

Бесконечные соединения фантазий и символов, нанизанных друг на друга, создают в своем единении великолепные узоры, и, в то же время, бережно сохраняют воплощенную в звене замкнутость бытия и его бесконечность.

Установить начало производства этих древнейших украшений так же сложно, как трудно найти начало или конец самой цепочки. Их содержали в государственных сокровищницах, их носили как украшения для рук или шеи, причем в равной мере как мужчины, так и женщины. Производство цепочек было полностью творением рук человеческих, никакие станки или машины при этом не использовались. В качестве материала использовалось золото и серебро. Металл подвергался плавке, затем протягивался в проволоку, из которой впоследствии скручивались кольца разной формы. Затем звенья соединялись, спаивались, а затем подвергались ручной полировке. Готовые ювелирные изделия даже теперь можно назвать произведениям высочайшего класса.

Цепочка из красно-желто-белого золота

Современное производство цепочек использует станочные методы, что делает их разнообразие более совершенным и замысловатым и дает возможность изготовления легковесных изделий, но не имеет такой высокой ценности, как ручная работа.

Цепочки бесконечны, как сам мир, и вглядываться в узоры их великолепных соединений тоже можно бесконечно. Они держат нас, как якорная цепь судно, давая ему возможность свободно двигаться в непостоянной, влекущей за собой среде, и в то же время оставаться на месте. Сочетание высочайшей прочности и изысканной гибкости желаемой степени свободы — это целое мировоззрение, которое, наверное, и позволяет цепочке держать лидерство в мире ювелирных изделий.

В Древнем Риме цепочки из драгоценных металлов имели несколько другой статус, нежели обычное украшение. Ношение цепочки здесь стало знаком принадлежности к определенному общественному сословию, символом социального статуса. Простым горожанам дозволялось носить цепочки лишь из серебра, в то время как правом ношения золотой цепочки обладали только представители аристократии. Этот обычай постепенно перешел и в Европу, где к ценности производимого металла добавился и его удельный вес. Лишь короли, представители духовенства, рыцарство и аристократическая знать дозволяли украшать свою особу массивными золотыми украшениями.

Цепочка из красно-белого золота

В период Средневековья цепь из драгоценного металла более использовалась в качестве платежного средства, нежели как украшение. Изяществу линий не придавалось большого значения, отдавая пальму первенства «якорному» плетению. Затем звено было изогнуто, как дань аскетизму и строгости «века ношения кольчуги», появилось «панцирное» плетение, обязывая цепочку вплотную прилегать к шее, повторяя ее контуры с идеальной точностью. И лишь эпоха Возрождения подарила человеку понимание ценности своего индивидуального бытия, превратив цепочку из простого соединительного элемента в воплощение красоты и искусства.

Постепенно формировалась и определенная мода, диктующая правила ношения цепочек. В XVII веке дамы начали носить цепочки не только на шее, но и на талии, подчеркивая стройность и изящество фигуры. Более поздняя мода объединила цепочки в пары с вкраплением подвесок, кисточек или капелек на концах изделия. Золотые цепочки намного увеличились в длине, позволяя носить их в несколько рядов, сочетать друг с другом или носить спущенными до талии.

Демократичность современной моды, наконец, позволила цепочке все, доверив бесконечность ее воплощений нашему вкусу и нашей изысканной фантазии.

Цепь – великое изобретение человечества. И просто невозможно недооценивать появление маленького, но столько полезного металлического колеса.

По официальным данным, авторство принадлежит Гансу Ренольду, но бытует мнение, что именно Леонардо да Винчи – изобретатель цепи, ведь она была показана на его эскизах, датируемых XVI веком.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи Источник фото Яндекс

Как только человек освоил навык работы с металлом – гнуть, паять и ковать, цепь заняла свое почетное место в обиходе. Предком современного цепного звена стал металлический крюк. Его применение в обычной жизни было достаточно широко: начиная с походных нужд и заканчивая приготовлением пищи.

Но цепь, известная современнику, появилась лишь после того, как люди догадались соединять металл в кольцо. Затем оно цеплялось за другое, себе подобное, и в результате появлялась готовая конструкция, детали которой получили название – звенья.

С течением времени данное изобретение получило заслуженное признание человечества, найдя применение в каждой сфере жизни: транспорт, производство, предприятия.

Век механизации берет свое начало с того момента, как в обиходе появилась приводная цепь, так необходимая при обмене механической энергией между валами. Постепенно и в складском деле без цепей стало не обойтись: транспортировка груза уже не занимала так много времени и сил. А последовавшее далее появление конвейеров привело к высокому росту развития всей промышленности, будь то автомобили или продукты питания.

Век механизации Источник фото Яндекс

Социальное значение цепи было не менее велико. Раньше ею соединялись кандалы арестованных. Известны и цепи-вериги, необходимые, по мнению аскетов, для смирения плоти. Безусловно, нельзя забывать о цепях, которые носятся в качестве украшений, изготовленных из благородных металлов.

Отливка металла для цепей Источник фото Яндекс фото

Для изготовления цепи в современном мире используется стальная проволока или прут. При помощи специального барабана моток металла разматывается и подается в вытяжную коробку. Далее прокат покрывается смазкой, что обеспечивает его прохождение сквозь шаблон, который формирует заготовку по стандартному шаблону. Структура материала становится плотнее, что, в свою очередь, повышает нагрузку, с которой сможет справиться готовое изделие. Затем край проволоки сгибается в кольцо, а звено сдвигается. В него продевается коней прута, и загиб дублируется.

Пруты для изготовления роликовой цепи

Для изготовления массивной цепи используется толстый прут, разрезанный на короткие заготовки, каждая из которых закручена в звено. Прутья диаметром в несколько сантиметров применимы при изготовлении грузовой цепи. Без перелома такой металл невозможно согнуть, а потому перед деформацией его необходимо нагреть докрасна.

Плавка прута, подготовка изготовления роликовых цепей

На производстве выделяется несколько форм звеньев:

  • кругло звеньевая;
  • витая;
  • двойная;
  • декоративная;
  • поперечное усиление.

Модели цепей — простота и пышность, объемность и оригинальность

Мы погружаемся в мир фантазий и грез, переплетения таинственных линий и символов. Перед нами со скоростью молнии пролетают прямолинейные очертания, как глыбы возвышаются пространственные нагромождения, в которых нет ни начала, ни конца, скользит легкое прикосновение нежной руки. Достаточно загадок. Мы оказались в мире цепей, которые, как бы мы ни желали, живут самостоятельной жизнью, и кто знает, кто для кого предназначен — цепи для нас или мы для них.

Человек подглядел за природой и неожиданно увидел тот связующий элемент, который позволил ему задержать предмет и оставить неподвижным, не ограничивая свободы. Якорь позволил судну стоять на месте и одновременно двигаться в постоянно текущей среде. Наверное, и первая цепочка появилась вместе с якорной цепью, слишком уж они похожи и прогрессивны по отношению к обычной веревке, выгодно отличаясь от нее высочайшей прочностью и гибкостью. Достаточно было начать, чтобы процесс стал бесконечным.

Изменение функций — от соединительного элемента до самостоятельного украшения

“И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень с руки своей и надел на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею его”. (Бытие, 41, 41). Цепь — символ власти и могущества, прочности и незыблемости. Проходит средневековье с его строгостью и аскетизмом, использующим цепочку больше как платежное средство, которое, благодаря единству общего плетения и индивидуальности каждого звена, надежнее и ценнее денег. Звено изогнули в соответствии с тогдашней модой на кольчугу и цепочка “Панцирная” послушно прилегла к шее, идеально повторяя ее контуры. Однако пальма первенства все равно осталась за “Якорной”. Наступает эпоха Возрождения и человек наконец понимает ценность собственной жизни и индивидуальности — цепочка превращается в украшение, способное оттенить красоту и спрятать уродство.

Звенья в цепочке всегда остаются самостоятельными элементами. Круглые, квадратные, всех мыслимых и немыслимых форм, какой еще образ может завладеть воображением художника?

Французская Революция как колыбель станкостроения

Любой революционный процесс таит в себе большие неожиданности. Разрушение идет рядом с обновлением и явным прогрессом. Руки мастера, искусно переплетающие звенья из проволоки, перестали справляться с потоком требований новой буржуазии о равноправии. Золото стало править балом широких масс и потребовало хотя бы минимальной механизации столь неоправданно длительного и сложного процесса производства цепей.

Так что же с таким упорством старались механизировать революционеры? В чем заключается благородный, но тяжелый ручной труд? В те дальние от нас времена форма звена цепочки была еще достаточно простой — круглая или овальная. Округлость достигалась обжатием куска проволоки определенной длины вокруг стержня соответствующей формы, а овальность — при обматывании проволокой того же стержня, позволяющему появиться длинной и ровной спирали. Распиленная овальная спираль компенсировала этот недостаток — максимальной простотой и скоростью изготовления. В дальнейшем мастер соединял между собой нужное количество звеньев и паял их горелкой.

Первые цепевязальные станки, изготовленные из швейных машинок

Все самые красивые и рациональные механизмы, придуманные человечеством, всего лишь повторяют ручной труд. Станки имитируют движения ремесленника, ускоряя их и доводя до механического совершенства. Природа, выходя из рук человека, вдыхает жизнь в металл. Труден путь к совершенству. Первым цепевязальным станком стала. швейная машинка. Трудолюбивый мастер, пытаясь освободить себя от монотонной и кропотливой работы, передал машине все свои проблемы — изготовление ровного и правильного звена, его точную и чистую резку, сборку и нанизывание звеньев друг на друга.

Ювелир на первоначальном этапе сам изобретал и конструировал свои станки. Обычно это происходило, да иногда и до сих пор происходит, в механической мастерской, находящейся в подвале, в которой хозяин, нередко достаточно состоятельный человек, вытачивает и полирует детали своего будущего детища.

Неизбежность появления специализированных фирм

Начиная с послевоенных времен, производство цепочек начинает бурно автоматизироваться — это позволяет достичь ранее недоступных качественных и количественных стандартов, оно постепенно начинает терять признаки исключительности и “высокого искусства”, переходя к мало используемым ранее критериям массовой продукции, учитывая, в то же время, специфику работы с драгоценными металлами.

Производство станков для собственного потребления, столь необходимое на первоначальных этапах становления, становится крайне невыгодным. Постепенно все большую роль начинают играть оборотные средства — золото и серебро, которым владеет завод, и расходы, которых требует производство собственного станочного парка, становятся слишком высокими. Спрос порождает предложение — появляются первые профессиональные производители цепевязальных автоматов, которые используют потребности рынка и ювелиров, выпуская станки для изготовления самых модных и пользующихся спросом моделей. Даже сегодня фирм, производящих станки, не так уж и много, их можно пересчитать по пальцам, есть молодые и подающие надежды, есть уже старые, со станками, которые проверены годами работы. Одно обстоятельство объединяет их всех — готовность по Вашему заказу сделать станок для изготовления любой цепи.

Цепевязальный станок — сердце производства, он может ограничить производительность, если работает недостаточно быстро, и, таким образом, повысить себестоимость продукции. Скорость работы станка ограничена его конструктивными особенностями и повышенными требованиями, предъявляемыми ко всему производству — изготовлению проволоки, пайке цепочки и т.д.

Бурный рост количества цепевязальных заводов повлек за собой возникновение серьезной конкуренции производителей цепей. На огромном рынке покупатель начал искать товар с наименьшей стоимостью, предъявляя, однако, все более высокие требования к качеству.

Может быть новейшие технологии помогут найти выход? Одно время казалось, что появилась панацея — сварка цепочек непосредственно на станке, однако вскоре наступило довольно серьезное разочарование — достоинства сварки, если не полностью, то во многом перечеркнуло ограничение скорости работы самого станка, требования к качеству проволоки, дополнительная обработка цепочек после сварки.

Читайте также: