Когда появилась серебряная посуда

Опубликовано: 25.03.2024

Логично и неоспоримо, что история столовых приборов (в том числе, серебряных) берет начало от ножей (широкого профиля применения), вторыми появляются ложки, которые также использовались с древнейших времен. Во период Средневековья оба вида предметом обретают популярность хождения в качестве подарка. К началу ХVI века набор столовых приборов пополняется вилками, которые (в разных формах) также проникают в широкий обиход.

Сама же традиция сервировки столовыми приборами из серебра (или металлов попроще) оформляется в ХVII веке. С начала данного исторического периода, наличие столовых приборов из серебра за званым обедом становится определяющим признаком статусности и достатка.


Фото: столовый набор (Франция, 1550- 1600г.г.)

ХVI век

До самого начала ХVI века кушанья на примах (как и в обычной домашней обстановке) брали прямо руками либо при помощи ложки (в случае жидкой консистенции).

С появлением на континенте вилки, которую изначально использовали лишь для десертных блюд, вскоре становится наиболее универсальным и употребимым из столовых приборов (после ложки).

Интересен факт, что придворные короля Карла II были приобщены к пользованию этим прибором (вилкой) во времена французского изгнания своего монарха, который, вернувшись впоследствии (после своей реставрации на престоле в 1660) приобщает все общество Англии к пользованию вилками.

Именно благодаря тому возвращению на престол английского монарха Карла II столовые французские приборы из серебра проникли и прочно заняли место в обиходе представителей фешенебельных кругов английского общества.


Фото: Актуальные английские модели столового серебра.

Ранние исторические версии 2-3 зубчатых небольших (изначально десертных) вилок приобретают свой современный вид. Простая староанглийская, путем усовершенствования, приобретает форму с по-прежнему плоским расширяющимся черенком, однако довершена 3-мя фестонами. Популярная модель ложек с "кружевным" узором теперь оснащается декоративными завитками, идущими по выпуклой стороне.

К закату ХVII века фестончатые краешки трансформируются в волнистые (как на вилках, так и на ложках). Модель, носящая имя «ганноверской», характеризующаяся направленным кверху концом стебля, плоскими закругленным линиями, отличается также рубчиком, идущим по направлению линии черенка.

С 1760-х годов можно наблюдать метаморфозу перерождения "ганноверского" стиля моделей столовых серебряных приборов в "староанглийские" (последние в моде и сегодня). Простой изогнутый конец смотрит теперь вниз, а не вверх. Стиль сервировки: лицевой стороной кверху. В это время 3-зубчатые вилки окончательно передают пальму первенства современным с 4-мя зубцами.

ХVIII век

В роскошном ХVIII веке производство серебряных столовых приборов приобретает значительный масштаб. Это происходит, благодаря модному веянию сервировки стола столовыми приборами, изготовленными строго в едином стиле.

Единичные полные комплекты, сохранившиеся преимущественно в аристократических и королевских домах, можно отыскать и сегодня. В этот период сервировочный процесс подчинен французскому порядку и моде: вилку на столе располагают черенком кверху, чтобы показать приглашенным гербы хозяев дома.


Фото: столовое серебро, позолота. Лондон, 1690. С развитием столового этикета, позолота десертных столовых приборов набирает моду.


Фото: предметы аналогичного набора в разложенном виде

Стили ХVIII – ХIХ веков

К концу ХVIII века механизированное производство уже способно обеспечивать разнообразие ассортимента столового серебра, выпуская его в достаточном количестве.

На стыке веков ХVIII - ХIХ более всего популярны модели формы "Скрипка" (ее относят к стилю «модерн»), "Король"/"Королева" (королевские модели начала ХIХ века отличает характерно пышный «императорский» орнамент, составленный из красивых морских раковин и завитков листвы, растительности. Начиная с данного исторического момента, приборы начинают упаковывать в специальные ящики (практически шкатулки) для столового серебра, поскольку так их ценность значительно вырастает.

Использование столовых приборов так прочно вошло в нашу жизнь, что мы все реже задумываемся над их историей и происхождением. Ведь всего пару веков назад большинство населения планеты использовало для еды либо деревянную ложку, либо свои пальцы.

Металлические приборы входили в обиход постепенно и не всегда встречались с воодушевлением. Их использование требовало дисциплины, сноровки, обучения и знаний. Однако, те, кто освоили это искусство, уже не возвращались к прежним методам приема пищи.

Сперва использовались медь и латунь. Затем столы прочно завоевало серебро, которое до сих пор уверенно удерживает свои позиции. Ничто не может заменить удовольствия от созерцания благородного блеска металла, утонченной филиграни, играющей тысячей огней. Серебро прекрасно в любом дуэте: с золотом, с драгоценными камнями, с эмалью, чернью. Все эти спутники лишь по-своему подчеркивают его непревзойденную красоту.

Отрадно, что последние годы интерес к серебряной посуде растет. Достаточно сложно восстановить исторические особенности российского серебра. Однако, многим современным ювелирам это под силу. Столовое серебро, в котором отражены традиции и секреты мастерства России, представлено в интернет-магазине «Этно-Шоп».

История столовых приборов

В христианской вере такой предмет как ложка сопутствует практически всем Таинствам и обрядам. В средние века традиционно было принято дарить серебряную ложку на крестины с изображением Святых Апостолов. Со временем, момент дарения этого предмета сместился на появление первого зуба у младенца.

Интересно также трактуется изготовление наборов на 12 персон – согласно количеству Апостолов на Тайной вечере. Даже на рукоятях ложек изображали учеников Христа.

Противоположность ложке – вилка – долгое время в Европе считалась творением нечестивого, так как напоминала вилы. Долгое время даже английские чопорные джентльмены считали вилки излишеством, предпочитая им обычные пальцы.

В Россию вилка, согласно легенде, попала благодаря Марии Мнишек, жене Лжедмитрия. Люди, приближенные к царственным особам, восприняли новый предмет с достаточной осторожностью.

Возвращаясь к ложке, стоит вспомнить князя Владимира, который после принятия Святого крещения, первым ввел обязательное использование ложек при еде. Для этого была выкована первая партия серебряных приборов для его дружины. Таким способом князь хотел одарить своих воинов, а заодно приучить к приличным манерам.

Последующее время серебряные столовые приборы особо не прижились. Серебро было самым дорогим металлом из-за его трудной добычи и обработки. Кроме того, людям привычнее было пользоваться деревянной посудой, так как она не нагревалась от горячей еды и не обжигала кожу.

Считается, что столовое серебро набрало свою популярность и стало распространяться благодаря английской традиции чаепития. В аристократических домах было принято подавать чай именно в серебряных чайниках. Во-первых, это было необычайно красиво. Во-вторых, серебро – прекрасный антисептик.

В России только с новаторским настроением Петра Первого удалось привить любовь к изящному благородному металлу, изделия из которого должны были обязательно украшать праздничные застолья.

Мода на столовое серебро постепенно охватила все дворянские семьи. Цена на изделия все еще была достаточно высокой, поэтому многим приходилось собирать фамильное серебро постепенно, покупая по одному или несколько изделий за раз.

Выросший спрос на серебряную посуду вызвал злоупотребления со стороны ювелиров и обычных мастеровых. Властям пришлось вмешаться. Нечистым на руку мастерам грозила ссылка. Императрица Екатерина II издала указ, которым четко определила условия производства серебряных изделий. Хотя потребовались еще годы, пока указ стал выполняться неукоснительно.

Наборы столового серебра часто использовались в качестве подарков, которыми вельможе старались продемонстрировать расположение и благодарность близким особам, подчеркнуть их особые заслуги. Каждый набор – это месяцы работы ювелиров, особый индивидуальный дизайн, килограммы серебра высокой пробы.

Множество романтических и интересных историй связано с серебряной посудой. К примеру, в государственном музее «Царское село» хранится два набора столового серебра, которые княжна Анастасия подарила своему учителю французского языка Пьеру Жильяру. На каждом предмете – инициалы учителя русскими буквами. Что интересно – наборы неполные. Согласно преданию, княжна дарила Пьеру Жильяру по одному предмету в год, начиная с 1909 года. Последний предмет был подарен в 1916 году. Всю свою жизнь учитель не использовал посуду по назначению, а хранил ее как дорогую память. Благодаря этому серебро сохранилось в своем первоначальном виде.

От чего зависит цена на столовое серебро

Прежде всего, это вес изделий. Затем возраст, если говорить о старинной посуде. После – тонкость работы, чем она более филигранная и изысканная – тем цена выше.

На международном рынке российское старинное серебро имеет более высокую стоимость по сравнению с европейским, так как во времена Революции большая часть серебряных изделий была утрачена. Многие коллекционеры России, музеи последние годы стараются выкупать дореволюционное серебро на рынках мира, способствуя его возвращению на Родину.

Тонкости клеймения серебра

Ставить клейма на серебряных изделиях ювелиры начали после указа Екатерины II, которым императрица установила жесткие условия выпуска серебряных изделий.

В царской России клейма ставились на каждой отдельной части изделия. Например, если это кофейник, то клеймо было на внутренней стороне крышки, на носике, на внешней стороне дна. Это была проба серебра, год выпуска, авторское клеймо ювелира, городское клеймо. Изображение пробы отличалось по годам, даже по городам изготовления. Распространена была 84-ая проба.

В советское время все предыдущие клейма были отменены, а введено одно изображение с пятиконечной звездой. Тогда же была изменена классификация проб. Стали использоваться 875, 916 и 925 пробы. Следует отметить, что процесс клеймения с годами упрощался. От этого ценность серебряных приборов уменьшалась, так как больше вероятность замены отдельных частей материалами низкого качества. Все-таки клеймо – это всегда признак мастерства ювелира, гарантия качества металла.

В каждой стране используются свои характерные клейма. К примеру, в 20 веке в Англии было четкое распределение клейма между городами. Годы производства также имели свое обозначение в виде латинских букв. Индивидуальное клеймение используют производители в виде эмблем, гербов, названий.

ИНН 151601636196 Юридический адрес: ИП Гобозов Теймураз Хсарович 362043, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Владикавказская 47/3 кв.32

Использование серебряных столовых приборов всегда было символом особенного достатка и высокого положения в обществе. И сейчас набор серебряных ложек может стоить 40 000 рублей и больше. Как же и когда появилось серебро на кухне?

Использование серебра в обиходе уходит корнями в очень далекую историю. Известно, что такими столовыми приборами пользовались еще египетские фараоны и древние шумеры.

Ложка

Историки давно пытаются определить возраст первой ложки. По разным исследованиям он составляет от 3 до 7 тысяч лет. Есть несколько теорий и относительно самого слова «ложка». Одни видят общий корень со словами «лизать» и «елозить», другие связывают ее со словом «углубление», а третьи – с греческим словом «глотать».

Для изготовления первых ложек применяли кость, дерево, камень. А, например, древние греки в качестве ложек брали морские ракушки. В Европе бронзовая и серебряная посуда появилась во времена расцвета Древней Греции и Римской империи.

Источник: www.depositphotos.com

В средние века также стали делать медные и оловянный ложки. Королевская семья и аристократы же пользовались серебряными и золотыми ложками. Были даже специальные ложки для помазания королей.

Первые серебряные ложки на Руси появились во времена князя Владимира. В 998 году по его приказу их отлили для воинской дружины.

Существовал обычай дарить младенцу собственную ложку. Как только он начинал есть какую-то пищу, кроме материнского молока, ему сразу преподносили небольшую ложечку. Старались дарить именно серебряную или золотую ложку, чтобы он ни в чем не нуждался. Кое-где и сейчас существует такой обычай.

Источник: www.depositphotos.com

Нож был самым первым инструментом в истории человека. Ножи известны еще с эпохи палеолита, когда их делали из камня или кремния. Намного позднее их стали снабжать деревянными и костяными рукоятками. Первые специальные ножи для кухни появились около 5000 лет назад. Долгое время люди носили с собой универсальные ножи для всего на свете. В 15-16 веках аристократы стали пользоваться дорогими золотыми и серебряными ножами с рукоятью из ценных пород дерева. Поскольку вилок тогда еще не было, часто твердую пищу ели двумя ножами. Простые же люди носили свои личные ложку и нож в специальной сумке. Брали их даже в забегаловки.

Первый же столовый закругленный нож появился уже практически в наше время – в 17 веке. Считается, что в обиход их ввел известный кардинал Ришелье. Именно он издал указ подавать на стол Людовика XIII ножи с затупленными кончиками. Поначалу среди знати это вызывало множество насмешек, но потом прибор прижился.

Вилка

Источник: www.depositphotos.com

Вилка распространилась намного позднее ложки и ножа. Медные вилки («вилицы) были известны еще во времена Моисея. Вилки также использовались в Древнем Китае и Египте. Со времен Римской империи сохранилось множество золотых и серебряных вилок. Широко вилка «баржин» была распространена на Ближнем Востоке.

Но свое долгое путешествие по Европе она начала только после 9 века. В этот период византийская знать часто пользовалась золотыми вилками с двумя зубцами.

Золотыми вилками с двумя зубцами пользовались при византийском дворе. Более менее широко в Европе стали пользоваться вилкой только к 14 веку, а в 17 веке она стала обязательным атрибутом на столах купцов и знати. И чаще всего эти вилки делали из серебра. Еще позднее вилка покорила Англию и Германию – только в начале 18 века. Распространению вилки сопротивлялась католическая церковь. Почему-то ее называли «излишней роскошью».

В России с появлением вилки связана интересная история. В 1606 году жена Лжедмитрия I, Марина Мнишек, привезла на свадебный пир свою вилку, чем очень удивила московских бояр. Правда, некоторые археологические раскопки обнаруживали вилки, произведенные еще в 14 веке. А вот слово «вилка» в России стали использовать только в 18 веке. До этого она называлась «рогатиной» или «вильцами».

Традиции

Источник: www.depositphotos.com

Изначально законодателями моды на столовые приборы были семьи королей. В 17 веке появились наборы столовых предметов на 12 персон – по числу апостолов. Именно общий дизайн и стиль для всего набора говорил о принадлежности к высшему обществу. Часто серебро украшалось фамильными вензелями. Только позднее такие наборы стали доступны для нижестоящей аристократии. Они передавались по наследству и очень береглись. Появилось такое понятие, как «фамильное серебро».

Источник: www.depositphotos.com

Столовые серебряные приборы были обязательным атрибутом «приданного» для воспитанниц Институтов благородных девиц. Также серебряными приборами пользовались военные офицеры в походах.

Массовое же использование серебра началось с середины 18 века. Тогда его производили небольшие мануфактуры, сейчас – известные фабрики и именитые бренды.

Другая посуда

Источник: www.depositphotos.com

Из серебра, конечно, делают не только столовые приборы. Серебряной бывает практически любая посуда – супницы, подносы, тарелки, блюдца, чайники, сахарницы, масленки и многое другое. Также существуют большие сервизы. В Европе самыми искусными производителями такой посуды считаются французские мастера.

В России столовое серебро особенную популярность приобрело в эпоху Петра I. Именно по его приказу был изготовлен первый серебряный сервиз. Позднее была разработана уникальная технология серебряной филиграни. А Екатерина II однажды издала указ о том, чтобы посуду изготавливали только из серебра высшей пробы. В истории создания настоящих шедевров отметились такие мастера, как Сазиков, братья Грачевы, Тарабров, Любавин и многие другие.

Серебро в России получило широкое распространение после принятия христианства. Из него делали предметы для богослужений — потиры, канделябры, оклады для образов. Мягкие и ковкие серебряные сплавы подходили для создания самых причудливых форм и мотивов отделки. Благодаря своим бактерицидным свойствам материал нашел широкое применение в изготовлении сосудов для святой воды. Украшения из серебра в России вплоть до открытия месторождений были доступны только знати.

Серебро России. Серебряные изделия России. Кубок, VII–XI в.

Серебро России в допетровскую эпоху было по большей части привозным. Его доставляли из стран Востока и Европы в измельченном виде, готовом к переплавке. Мастера-ювелиры пускали в дело монеты и слитки, которыми рассчитывались торговцы. Крупных изделий раннего Средневековья сохранилось ничтожно мало, так как вышедшие из употребления предметы сразу шли в переплавку.

Серебро России. Серьга в виде лунницы с бусиной, IX–X в.

Серебра в России стало не хватать в XIV веке — месторождения в странах Востока постепенно истощались, а Западная Европа сократила экспорт монет в связи с огромными тратами на крестовые походы. Развитие ювелирного дела задержало и монголо-татарское нашествие — гибель городов и разрушение торговых связей привели к тому, что сложные приемы обработки и декорирования изделий были надолго забыты.

Ювелирное ремесло развивалось в тех регионах, которые были не заняты монголо-татарами. Археологические раскопки на месте древнего Новгорода свидетельствуют о том, что в городе работало несколько десятков мастерских, которые изготавливали украшения и церковную утварь. Использовались техники литья по восковой модели, свободная ковка, тиснение, гравировка, чеканка и паяние. Основным поставщиком серебра для новгородцев был Ганзейский союз. На одном корабле привозили до 80 тысяч монет.

Русское искусство было тесно связано с византийскими художественными традициями. В Киеве работали греческие ювелиры, а ученики из местного населения перенимали у них секреты мастерства. Привезенные из Константинополя изделия служили эталоном — с них снимали копии, иногда видоизменяли и добавляли национальный колорит. До наших дней сохранились серебряные оклады этого периода.

Серебро России. Новгородская икона «Апостолы Петр и Павел» в серебряном окладе, XI век

История клеймения серебра на Руси до правления Петра I изучена мало. Вплоть до конца XVII века проба была «неустановичная» (неустановленная), так как определять чистоту сплава тогда попросту не умели. В качестве образцов использовались ефимки и левки — монеты, которые выдавались старостами ювелирам и торговцам для определения качества серебра.

В октябре 1700 года вышел царский приказ сделать в Оружейной Палате четыре серебряные пробы. Изготовлением занимался русский мастер Пантелеймон Афанасьев. Три образца точно соответствовали 96, 90 и 84 золотниковым пробам. Четвертый сплав был с высокой примесью меди, его чистота по-прежнему определялась «против левка» (с 1711 года — 62 проба). С этого момента клеймить изделия обязали даже провинциальные мастерские, которым ранее дозволялось этого не делать.

Серебряное дело в XVIII веке

Сразу же после основания Санкт-Петербурга Петр I пригласил в новую российскую столицу ремесленников из Европы, среди которых было немало мастеров золотых и серебряных дел. В 1714 году император разрешил ювелирам создавать цеха, которые возглавлял староста, наделенный особыми полномочиями.

Серебро России. Серебряные изделия российских мастеров. Кубок-кораблик, 1706 г.

В первой половине XVIII века впервые начали делать разделение ювелиров по профилю и появились мастерские, которые специализировались только на серебре, хотя очень многие работали одновременно и с золотом. Русские мастера вскоре объединились в один цех, куда входили:

  • придворный ювелир Пазунов (Пазулов);
  • Самсон Ларионов;
  • Федор Разумов;
  • Михаил Бельский;
  • Иван Либман.

В 1793 году в русском цеху состояло 44 ювелира, каждый мастер в обязательном порядке маркировал свое изделие. Информация о клеймах того периода очень скудна. Известно, что на изделия наносились так называемые «именники», которые состояли из инициалов изготовителя. К концу XVIII века, чтобы избежать путаницы, мастера стали указывать на своих творениях полные имя и фамилию. Регистрировать такие клейма было необязательно, поэтому маркировка того времени отличается многообразием.

Серебро России. Клеймо на российском серебре

В этот период добыча серебра в России уже велась полным ходом. В 1704 году заработал Нерчинский сереброплавильный завод, а в столице чеканили монету. С открытием Алтайских, а затем Печорских месторождений вопрос с добычей серебряной руды был решен окончательно. Развитию горной промышленности послужил и тот факт, что вплоть до 1782 года искать и выплавлять драгоценные металлы разрешалось любому желающему.

Преобразования первого российского императора привели к изменениям в образе жизни дворянства. Вслед за европейскими обычаями в быту появилась новые предметы обихода: серебряные аксессуары, сервировка, туалетные приборы. На протяжении всего XVIII века стили менялись — при Петре и Елизавете в моду вошло барокко, в «золотой век» Екатерины II популярность приобрели рококо и классицизм. Для изделий этой эпохи характерно смешение направлений — в отделке одного предмета могли сочетаться разные по стилистике элементы.

Серебро России. Блюдо овальное, 1736 г.

Русское серебро XIX века

В XIX веке искусство российских мастеров серебряных дел достигло своего расцвета. К ручному труду добавились последние достижения техники, появились мануфактуры, поставившие производство предметов обихода на поток. Европейская мода на серебро быстро распространилась в России — из него делали столовые сервизы, массивные фонтаны и холодильники для вина, комплекты канделябров для освещения, аксессуары и дамские мелочи.

В перечень выдающихся производителей и мастеров XIX века входят:

  • ювелирная фирма «Сазиков»;
  • Карл Фаберже;
  • компания И. П. Хлебникова;
  • Федор Рюккерт;
  • Павел Овчинников;
  • Иван Губкин;
  • фирма «Братья Грачевы».

Изделия первой половины столетия отличаются выразительностью и лаконизмом. Мастера сочетали гладкие полированные поверхности с чеканным орнаментом, украшая изделия цветочными узорами с высокой детализацией. Громкую славу русскому ювелирному искусству принесла продукция мануфактуры династии Сазиковых, выдержанная в «русском стиле». Скульптурные композиции на тему российской истории и сценки из крестьянской жизни пользовались большим успехом на международных выставках.

Серебро России. Ювелирная фирма «Сазиков», скульптурная сценка

Русские мастера достигли такого высокого уровня в работе с эмалевыми покрытиями, что на мануфактуры Овчинникова, Хлебникова, братьев Грачевых привозили из Франции отдельные элементы изделий для украшения. Столичному ювелиру Павлу Овчинникову удалось воссоздать давно утраченное искусство эмали по скани и освоить витражную технику.

Серебро России. Серебряные изделия России. Подсвечник на одну свечку, фирма П. А. Овчинникова, 1894 г.

Огромным спросом среди знати пользовались столовые приборы Фаберже — фабрики в Москве и Санкт-Петербурге были завалены заказами. Лучшим мастером-серебряником фирмы был Юлиус-Александр Раппопорт. В его мастерской изготавливались самые разнообразные вещи — от настольных письменных приборов и портсигаров до парадных сервизов и сложных украшений для обеденного стола. О мастерстве ювелира можно судить по созданному им графину в виде фигурки бобра — виртуозно выполненная чеканка дает полное ощущение того, что шерсть животного мягкая на ощупь.

Серебро России. Графин «Бобер», Юлиус-Александр Раппопорт

Закат дореволюционного ювелирного искусства

Февральские события 1917 года заставили многих аристократов эмигрировать, что привело к закрытию части мастерских. Октябрьская революция окончательно уничтожила состоятельных заказчиков, а грабежи вынудили подавляющее большинство ювелиров бежать в Европу. В 1918 году обыски начались в крупных и мелких мастерских, революционные матросы забирали все, что походило на золото, серебро и драгоценные камни.

Огромное количество драгоценностей было продано за границу, а вырученные средства шли на раздувание мировой революции. Созданная правительством большевиков комиссия не понимала художественной ценности серебряных изделий XIX века. Шедевры Сазикова, Фаберже, Овчинникова и Хлебникова не пошли в переплавку только по той причине, что это было убыточно.

Серебро России. Чайный сервиз, Карл Фаберже

Множество предметов с музейной ценностью из частных собраний были подарены красногвардейцам в награду за боевые заслуги. В 1920-е годы в Ленинграде открылся магазин, где торговали дворцовым имуществом как старым хламом в стремлении выручить за него хоть какие-то деньги. В результате из наследия Фаберже, которое насчитывало около ста тысяч предметов, на родине осталось не более шестисот изделий.

Серебро России. Ювелирные изделия России. Ваза, серебро, хрусталь, Карл Фаберже

Русское серебро высоко ценится на мировом рынке антиквариата. В конце 2017 года заводной серебряный носорог Фаберже был продан на лондонском аукционе за сумму 705 тысяч фунтов стерлингов. На Very Important Lot вы найдете старинные вазы, столовые приборы, предметы сервировки и безделушки, которые украсят любую коллекцию.

Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня серебряные столовые приборы – желанные предметы роскоши. Блеск столового серебра за обедом или ужином доставляет массу удовольствия, вызывает восторженные взгляды, а то и зависть гостей.
Широкое распространение и популярность привычные нам столовые приборы получили лишь в XVIII веке. До этого периода продолжалась история их трансформации и преображения.
Ножи
Нож - самый древний «столовый прибор». Ножи служили оружием, и параллельно использовалась как столовые приборы в Европе вплоть до начала XVII века. Помимо ножей пищу чаще всего брали руками, в том числе и в высшем обществе. Каждый кусочек еды элегантно брали тремя пальцами, а в паузах омывали руки в специально стоящей для этого на столе чаше.
С ножами связывают легенды. По одной из них, Кардинал Ришелье приказал закруглить все столовые ножи. Почему? Есть несколько гипотез. Первая гласит, что кардинала раздражала привычка придворных ковыряться в зубах ножом во время трапезы. Вторая предполагает, что всё это лишь в целях безопасности.
Среди современных столовых ножей самая необычная форма у ножей для сыра и устриц, из-за чего их предназначения не всегда очевидно обывателю.

Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 1
Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 2
Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 3

Ложки
Ложка - еще один долгожитель в хозяйстве, но в отличие от многофункциональных ножей, её назначение всегда было однозначным.
История ложки уходит в Античность. В Древней Греции и Риме ложки изготавливались из металла, в том числе и серебра, и были распространены в обиходе. А вот самые первые «ложки» изготавливались из подручных природных материалов – скорлупы, раковин, костей, дерева, глины. Изначально более крупный предмет, ложка была похожа на черпак, однако со временем форма и размеры ее изменялись.
Ложка вошла в обиход на Руси гораздо раньше, чем в Европе. В сельской местности это был самый популярный и единственный столовый предмет вплоть до начала ХХ века. Носить с собой в гости собственную деревянную ложку было принято у крестьян вплоть до XIX века.

Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 4
Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 5
Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 6

Вилки
Вилка - относительно молодой столовый прибор. Изначально крупные вилки с двумя или тремя зубцами использовались на кухне в процессе готовки как вспомогательный предмет для ножа при нарезании и накалывании продуктов. К XI веку вилка просочилась к обеденному столу, и тут тоже не обошлось без легенд.
Например, впервые воспользовалась вилкой за столом Византийская принцесса Мария Иверская. Утонченная женская душа требовала не менее утонченного предмета для трапезы. По специальному заказу для нее изготовили персональную вилочку из драгоценных металлов. Так принцесса значительно опередила свое время, хоть придворные и не поняли такого чудачества.
Нельзя не упомянуть еще одну историческую легенду, связанную с вилкой. Именно вилка в начале XVII века разоблачила и погубила Лжедмитрия. На свадебном званом обеде после женитьбы на Марии Мнишек появилась вилка – предмет ранее невиданный русской знатью и диковинный на то время. Традиционным и классическим русским столовым прибором – от высшей знати до крестьян – всегда считалась ложка. Этот предмет и выдал нерусское происхождение самозванца.
В постоянный обиход вилки в России ввел Петр I. Он не только сам демонстративно пользовался вилкой, но еще и всюду брал с собой собственный набор столовых предметов.

Вилка терпела гонения, запреты и критику со стороны Церкви. Этот предмет считался дьявольским и непотребным среди богоугодного общества долгое время, но удобство и практичность применения сделали свое дело.

Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 7
Столовое серебро. Часть 1. История и трансформация столовых приборов, фото № 8

Общие трансформации столовых приборов
Став частью повседневной жизни, каждый из столовых приборов подвергся изменениям и трансформациям. Нож менял форму лезвий и рукоятки, а позднее он утратил остроту. Ложка со временем выровнялась и стала меньше. Вилка стала изящней и увеличила количеству зубцов.
Изначально ручки на всех столовых приборах были широкие и короткие. Лишь с развитием галантной моды – появлением обилия кружев, в том числе на рукавах и жабо, – ручки у приборов вытянулись. Чем больше кружев и оборок – тем длиннее и изящнее ручки. Помимо визуальной утонченности, вытянутая длина имела и практическое предназначение – приборами с вытянутыми ручками можно было смело трапезничать и не бояться испортить дорогое платье.
Основными законодателями моды столовых приборов были англичане.
«Ганноверская» форма металлических рукояток была популярна в период 1710-1770 годов. У столовых приборов появляется складка-рубчик вдоль черенка. Общий дизайн минималистичный.
С 1760-х годов становится популярна модель рукоятки «староанглийская». Черенок посередине пропадает, а кончик чуть загибается вниз. На гладкой поверхности часто располагались фамильные вензеля или другие резные узоры.
С 1775 года входит в обиход модель «скрипка», а самая широкая форма ручки, покрытая богатым узором с вензелями, называется «король». Эта форма стала популярной в Англии в период Регентства (1811 - 1820) и уже стала классикой. Также предусмотрен более изящный ее вариант – «королева».

Читайте также: