Какой свет нужен для ювелирных изделий

Опубликовано: 05.05.2024

Светодиодное освещение позволяет не только дать хорошую подсветку изделиям на витринах ювелирных магазинах, но и заставить играть светом грани драгоценных камней. Для разных видов изделий применяются разные оттенки цвета светодиодов и их комбинации. Отсутствие нагрева светодиодов решает многие известные проблемы: выгорание цвета искусственных камней, высыхание смазки в часах, расслоение и растрескивание перламутровых и жемчужных изделий. Ювелирное освещение — наиболее выгодная область применения светодиодов.




Правильное освещение — фактор успеха бизнеса

Драгоценные камни и металлы, дорогие часы — это особенные изделия, и для представления этой роскоши во всей ее красе перед покупателем очень важно правильно организовать освещение и разместить источники света. Освещение ювелирного магазина подчиняется тем же правилам, что и обустройство любого торгового зала — создается общее освещение пространства магазина и расставляются нужные световые акценты на группы товаров.

Ювелирные торговые точки предъявляют к системам освещения особенные требования. Ведь товары, которые предлагают клиентами подобные магазины, имеют высокий статус. Именно поэтому освещение ювелирных магазинов должно быть грамотно спроектировано и качественно выполнено. Сверкание драгоценностей и блеск благородных металлов требуют к себе особого подхода. Ювелирные изделия должны купаться в ярком свете, но при этом их блеск не должен ослеплять клиентов. Драгоценные вещи никто не покупает второпях, поэтому необходимо создать максимально комфортные для покупателей условия. Свет должен быть достаточно четким и ярким, для того чтобы можно было рассмотреть изделия детально, но в то же время в магазине должно преобладать мягкое, не вызывающее напряжения освещение.

Оформление ювелирного магазина

Идеально оформленный ювелирный магазин — это сдержанный, простой, элегантный дизайн, например, в стиле хай-тек и залитый ярким светом. Все внимание клиентов должно быть сосредоточено на драгоценностях и благородных металлах, размещенных на витринах и прилавках.

Лучшее освещение для таких магазинов — это холодный свет. Для подсветки изделий прекрасно подходит направленный холодный свет. Он выгодно подчеркивает дорогой товар, особенно изделия с драгоценными камнями, что, безусловно, способствует увеличению объема продаж ювелирного магазина. Золото, платина и серебро также требуют индивидуального подхода к освещению. Изделия из золота наиболее выгодно смотрятся при подсветке теплых оттенков, для серебряных изделий больше подойдет холодная подсветка. При планировании освещения следует учитывать и то обстоятельство, что лампы в витринах находятся очень близко с изделиями. Это требует тщательного выбора светильников и ламп, а также их стилевого решения.

Преимущества подсветки светодиодами ювелирных изделий

  • Светодиодное освещение делает изделия более красивыми, сияющими, демонстрирует всю тонкость работы ювелиров.
  • Существует специально разработанная серия светодиодов для подсветки изделий с бриллиантами.
  • При правильно устроенном освещении уровень продажи драгоценностей значительно повышается.
  • Ювелирные изделия оживают при подсветке светодиодами, сияют и переливаются.
  • Светодиоды для ювелирного освещения представлены в различных световых температурах.
  • Светодиоды экономичны, их использование снижает затраты на электроэнергию.
  • Светодиоды работают без теплоотдачи и нагрева, не нанося вреда ювелирным изделиям.
  • Долгий срок службы светодиодов.
  • Светодиодное освещение без ультрафиолетового излучения, оно экологически безопасно.

Особенности ювелирного освещения

Четкого регламента для освещения дорогих изделий, конечно, не существует. В каждом конкретном магазине владелец сам решает задачи освещения. Главное для каждого предпринимателя, чтобы его товар ярко сиял, привлекая покупателей.

К особенностям ювелирной подсветки можно отнести то, что светильнички в витринах должны быть миниатюрными, не обращающими на себя внимание. Маленькие и открытые с трех сторон, потому что единственным местом, где они могут быть размещены, является соединение стекол верхней и боковой стенки. Специально выполненные крепления позволяют устанавливать светильники под разным углом к освещаемому товару.

Нередко для ювелирной подсветки применяют светодиодные ленты и линейки, но они не создают необходимого эффекта, так как они не имеют возможности фиксирования под определенным углом, и в их свете вид ювелирных изделий выглядит не очень презентабельно.

Идеально для освещения ювелирных витрин подойдут миниатюрные светильники. Высокая интенсивность излучения и простота установки — их неоспоримые преимущества. Эти светильники фокусируют свет на объекте, не распространяя его на общее пространство. Но у них есть небольшой минус — эти светильники встраиваемые, поэтому их не везде можно применять.

Нельзя использовать для освещения драгоценностей и благородных металлов светильники с галогенными лампами. Их излучение негативно воздействует на изделия, а высокое тепловое излучение приводит к неблагоприятным последствиям в закрытых небольших пространствах витрин и прилавков.

Магазин на вес золота

МЕЖДУ МОДЕРНОМ И КЛАССИКОЙ

Ювелирные магазины всегда стояли особняком от остальных предприятий торговли, а их владельцы особо пристальное внимание уделяли оснащению своих торговых точек — слишком уж специфична эта сфера торговли, а правильное оснащение торгового пространства и удачное оформление интерьера являются невероятно важными факторами для успешного функционирования магазина.

Оптимальная площадь для ювелирного магазина 50-150 кв. м. Такая площадь позволяет разместить достаточное количество различного торгового оборудования и обеспечить комфортное нахождение в магазине покупателей. Во многих магазинах предусматривается создание небольших закрытых VIP-зон с размещением в них мягкой мебели и выставочных витрин с эксклюзивным товаром. Некоторые предприниматели заказывают небольшие киоски (площадью 5-15 кв. м) для размещения их в крупных торговых центрах.

Какими же принципами надо руководствоваться при выборе оборудования и мебели для ювелирного магазина? Торгово-выставочное оборудование, которое используется сегодня в ювелирных магазинах, включает в себя витрины, стеклянные стеллажи, отдельно стоящие мебельные конструкции. В первую очередь необходимо отметить витрины-прилавки с выдвижными поддонами. Такие витрины с застекленными крышками могут иметь наклонную поверхность в сторону покупателя — чтобы ему было удобно рассматривать товар. Высота этого оборудования должна колебаться от 100 до 120 см. Оптимальная глубина витрины — 50-60 см.

Важный фактор: стекло витрины не должно давать бликов. Рекомендуется обрабатывать стекло специальной пленкой против бликов. Также подобную витрину необходимо оснастить качественным световым оборудованием: в противном случае покупатель может не рассмотреть товар. Еще один тип витрины, который часто можно встретить в ювелирных магазинах, — стеклянный шкаф-столб. Как правило, он используется для демонстрации наиболее дорогих ювелирных изделий. Выбирая высокую витрину, надо учитывать такие понятия, как «зона зрительного охвата» и «мертвые зоны». Считается неэффективным выкладывать продукцию на уровне ниже 80 см и выше 170 см. Не менее важным аспектом, чем витрины являются используемые способы освещения и подсветки

Основное преимущество такого оборудования заключается в том, что оно позволяет покупателю детально рассмотреть украшения с разных сторон. Еще один тип мебели — вертикальный стенд. Его высота обычно составляет 80-170 см. Лучше всего, если задняя стенка такого стенда будет оформлена зеркальными панелями. Это не только дает покупателю возможность тщательно рассмотреть украшение с обратной стороны, но и создает ощущение волшебства, загадки. К тому же тот факт, что покупатель увидит свое отражение наряду с отражениями десятков сверкающих изделий, может стимулировать его купить какое-либо украшение. Кстати, в силу своей специфики ювелирные магазины серьезное внимание уделяют надежности витрин: они должны быть снабжены ударопрочным бронированным стеклом (толщиной 6-8 мм), качественными замками, сигнализацией.

СВЕТ БРИЛЛИАНТУ НЕ ПОМЕХА

Не менее важным аспектом, чем витрины (а в большинстве случаев и более важным), являются используемые способы ювелирного освещения и подсветки. В ювелирном магазине трудно переоценить качество света: ведь именно он помогает продемонстрировать украшения с максимально выгодной стороны. «Свет позволяет выделить достоинства изделия, сделать акцент на определенном товаре. Удачно установленное освещение может мотивировать человека совершить покупку. Безусловно, правильное освещение играет чуть ли не главную роль в оформлении дизайна ювелирных салонов», — считает Роман Марков.

«Освещению для ювелирных магазинов надо уделить самое пристальное внимание! Задача компании, которая занимается оснащением, — как можно грамотнее и в более выгодном свете показать продукцию. И освещение играет в этом не последнюю роль. В ювелирном салоне оно может быть как верхним (то есть с использованием трековых систем), так и встроенным в прилавки и витрины», - комментирует Наталья Пирогова. В качестве основного освещения торгового оборудования рекомендуется использовать металлогалогенные лампы. Светодиодное освещение — оптимальный вариант для ювелирных магазинов

Вообще, в ювелирных магазинах устанавливают не только общее освещение помещения (как правило, оно бывает приглушенным), кроме него создается акцентированное освещение, которое подсвечивает витрины, И, наконец, нельзя не отметить точечное освещение, которое подсвечивает ювелирные изделия непосредственно внутри оборудования. Для общего освещения лучше всего подойдут металлогалогенные прожекторы, которые, как правило, устанавливают вверху витрины.

Кстати, при установке светового оборудования важно помнить, насколько выгодно при нем будут смотреться драгоценные металлы и камни. Например, не столь эффектно будут смотреться бриллианты и цветные драгоценные камни при флюоресцентном освещении. Не секрет, что ювелирные изделия выгодно смотрятся в холодном свете с цветовой температурой 5000-6000 К.

Одним из наиболее подходящих вариантов для подсветки ювелирных витрин являются газоразрядные лампы. Они имитируют дневной свет и потому наиболее четко передают цвет ювелирных изделий. Опалы лучше всего смотрятся при менее интенсивном свете, жемчуг эффектнее выглядит при прямом диффузионном освещении неоновыми лампами с плоским светом. Декоративные камни лучше будут смотреться при освещении лампами накаливания.

Современные технологии не дремлют, а выставки прошлого года, посвященные магазинному оборудованию, лишний раз подтвердили, что практически все компании сегодня интересуют новые светодиодные технологии. По словам некоторых экспертов, о так активно используемых до недавнего времени галогенных лампах уже никто не вспоминает!

Передовые технологии, по которым созданы светодиодные лампы, помогают решать две основные проблемы ювелирщиков, одна из них — нагрев изделий внутри витрины. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда продавщица вынимает из витрины изделие и тут же роняет его, поскольку украшение, находясь в течение дня в 5-6 см от лампы, нагрелось до +60 С. К тому же известно, что под воздействием галогенных ламп цвет товара постепенно выгорает.

Вторая причина, по которой светодиодные лампы вытесняют галогенные, — легкость в их установке. Галогенные лампы достаточно сложно установить в замкнутое пространство витрины. Монтаж светодиодных ламп осуществляется с помощью технологии тонких самоклеющихся линеечек. После снятия защитной пленки светильник устанавливается в необходимую витрину, к нему подводятся два провода, которые легко можно спрятать за прилавком. Свет, исходящий от таких ламп, не нагревает изделия, а сами лампы являются весьма привлекательными внешне.

Все эти достоинства были высоко оценены российскими ювелирными компаниями — по словам специалистов, переход от галогенных светильников к светодиодным для ювелиров произошел моментально, резко. Буквально в течение последнего года магазины «перескочили» на светодиоды и оптико-волоконные системы освещения ювелирных изделий, а, учитывая тот факт, что с приходом кризиса огромное число людей начали вкладывать деньги в золото и драгоценности, ювелирщики переоснащают свои магазины, разрабатывая необычные дизайнерские решения, рассчитывая, что это поможет им привлечь покупателя. «Светодиодные светильники в отличие от светильников предыдущих поколений имеют достаточно большой срок службы (порядка 50 000 часов). Хороший свет стоит достаточно дорого, это необходимо учитывать при планировании работ по открытию нового магазина», — говорит Михаил Садовников.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА

Создание нестандартного решения является залогом успешной торговли. К оформлению магазина относятся не только фасон мебели, зеркала и тип подсветки. Серьезное внимание стоит уделить и цветовому решению. В зависимости от общего стиля магазина оно может быть различным. При создании дизайн-проекта ювелирного магазина прежде всего учитываются предпочтения заказчика, и далее дизайнер предлагает несколько различных вариантов как цветового решения стен, потолка, пола, так и соответствующего торгового оборудования. Но в любом случае необходимо делать акцент на товар, а все остальное должно служить фоном и подчеркивать самобытность ювелирных изделий.

Выбор цветового решения магазина во многом зависит от бюджета заказчика: небольшой бюджет предполагает достаточно ограниченную цветовую гамму ДСП, средняя и более высокая ценовая ниша подразумевают пластик и дорогую покраску. Цветовое решение должно быть привязано к оборудованию, должно вписываться и гармонировать с общим интерьером магазина. Расширенная цветовая гамма предполагает использование более дорогостоящих технологий.

Для ювелирных магазинов, торгующих элитной продукцией, оптимальным будет выбор темного оттенка интерьера: это придаст бутику элемент роскоши. Однако светлые тона гораздо более приятны глазу, потому как являются успокаивающими, неагрессивными. Яркие цвета привлекают внимание, но могут быть сильными раздражителями. Главное, чтобы цвет был увязан с общей концепцией магазина и был соблюден баланс между цветами мебели, помещения, света.

Что касается цвета поверхности витрин, то очень осторожно следует использовать столь популярные красные поверхности: далеко не все драгоценные камни будут смотреться на них выгодно. Останавливаясь на вопросе выкладки товара, отметим, что товар следует выкладывать многоступенчато. По словам Ольги Величко, привычная для отечественных компаний линейная выкладка должна использоваться в чередовании или при полной замене на многоуровневую выкладку с помощью специально предназначенных презентауров и дисплеев.

Если же сохранение линейной выкладки принципиально, то можно применить технику выделения цветом, светом, технику создания пустот и использована специальных оформительных материалов Пространство торгового зала может распределяться между несколькими производителями продукции. Еще один вариант — выкладка товара по категориям: золото — серебро — изделия из камней и т. д.

светодиодное освещение ювелирных салонов

Роль освещения в ювелирном бизнесе нельзя недооценивать. Весь интерьер таких салонов должен транслировать высокий статус и подчеркивать сияние украшений в витринах. Поэтому свет в ювелирных магазинах, по определению, не может быть тусклым, плохого качества и неграмотно смонтированным.

Каким должен быть свет в ювелирном магазине?

Чтобы драгоценные камни и благородные металлы сверкали, и при этом не ослепляли покупателя, потребуется особый подход к освещению. Драгоценности – не тот товар, который выбирается второпях, поэтому очень важно создать для клиента максимально комфортные условия.

Ювелирные изделия – самый сложный товар для проектирования освещения. Придется учитывать и цвет металла, и типы камней, а иногда даже тип огранки. Чтобы рассмотреть каждое изделие в самых мелких деталях, свет нужно сделать ярким (1200-1600 люкс), при этом в самом магазине освещение необходимо выполнить боле мягким и рассеянным. Все внимание покупателя должно сосредотачиваться на главном – витринах с ювелирными украшениями.

Теплый или холодный?

светодиодное освещение ювелирных салонов

Для ювелирных изделий из серебра или белого золота необходим холодный свет, который сделает их более привлекательными. Теплое освещение, напротив, подчеркнет цвет и блеск желтого золота и самоцветных камней.

Подсветка для витрин

Для подсветки ювелирных изделий успешно используются направленный свет и хорошо себя зарекомендовавшие лампы MR16, которые позволяют выгодно осветить ювелирные изделия, особенно – бриллианты, и увеличить тем самым рост продаж ювелирных изделий.

светодиодное освещение ювелирных салонов

Острой проблемой освещения в магазинах, в частности в ювелирных салонах, является избыточное выделение тепла и негативное воздействие на товар яркого света. Проблема легко решается с применением светодиодов, с помощью которых на освещение одной витрины уйдет минимальное количество потребляемой мощности. Еще лет 5 тому назад о таком чуде экономии можно было лишь мечтать.

Так как лампы MR16 располагаются близко к украшениям, выбирать их стоит более тщательно. Хотя ювелирные изделия наиболее привлекательно смотрятся в ярком и интенсивном свете, даже такой прямой свет не всегда полезен драгоценным камням и их цвету.

светодиодное освещение ювелирных салонов


Светодиодная лента

В подсветке витрин эффективно использовать светодиодную ленту. Предлагаем вашему вниманию ленту RT 2-5000 White-MIX 2x с изменяемой цветовой температурой - чередующимися светодиодами холодного и теплого свечения. Данная лента позволяет установить любой оттенок белого цвета. С такой подсветкой все виды ювелирных изделий будут выделяться особенно ярко.

Другой подходящий вариант – светодиодная лента RT-5000 2x2. Она создает фоновый свет, который выгодно подчеркивает любое изделие на витрине и привносит неповторимую атмосферу немного приглушенного ненавязчивого освещения.

Преимущества в применении ленты:

  • срок их службы огромен: 50 тысяч часов;
  • минимальное энергопотребление - 14.4-16,8 Вт на один метр;
  • ленты не способствуют нагреванию воздуха внутри витрины, а значит, и не создают условия для быстрого окисления товаров из серебра и золота (в отличие от металлогалогенных светильников);
  • ленты можно разрезать на отрезки (по 3 см) и монтировать на самый простой двухсторонний скотч.

светодиодное освещение ювелирных салонов

Светодиодные трубки

Для тех же целей используются светодиодные трубки Т8 (длина 600 мм), они вполне могут заменить уже существующие в витринах электролюминесцентные трубки в привычных нам стандартных светильниках. Просто удаляется стартер и вставляется лампа в держатель.

Рассмотрев различные варианты подсветки витрин, не стоит забывать, о не менее важном, общем освещении.

Общее освещение

Даунлайты и карданные

Для ювелирного салона отлично подойдут такие типы светильников как карданные и даунлайты. Данные приборы встраиваются в потолок, имеют направленное освещение. Благодаря наличию как узких, так и широких углов рассеивания света можно осветить любую зону в магазине.

Оборудование для торгового освещения, поставляемое нашей компанией – результат инженерных, научных и маркетинговых исследований. Отличительными особенностями наших светодиодных светильников являются использование высококачественных светодиодов ведущих мировых производителей: Cree, Nichia, Lite ON. Приобретая оборудование для освещения витрин в нашем каталоге, вы сможете в самом выгодном свете подчеркнуть свой товар.

карданные светильники и даунлайты для ювелирных магазинов от НЛТ

Грамотное освещение необходимо, чтобы:

  • Привлечь внимание к товару;
  • Подсветить неяркие или темные предметы;
  • Образовать игру теней.

Где заказывать свет для ювелирного магазина?

На сегодняшний день компания НЛТ осуществила поставку полутора тысяч светодиодных ламп GL-MR16-5W в салоны ювелирных изделий "Магия Золота". Нашими лампами освещаются ювелирные салоны в таких крупных городах, как Москва, Киев, Пятигорск, Екатеринбург, Пермь и Новосибирск. Мы постоянно сотрудничаем с крупными ювелирными салонами и магазинами по вопросам поставки аналогичного оборудования.

Наши специалисты с радостью помогут Вам с выбором освещения, ответив на любые вопросы по многоканальному телефону: (495) 783-30-66, или по e-mail:

Также можно приехать в наш выставочный зал, размещенный по адресу: г. Москва, МКАД 104 км, д. 8А, оф. 306
Время работы: Пн-Пт с 08.00 до 18.00 (без перерыва на обед)

Съемка ювелирных изделий является одной из наиболее сложных в студийной фотографии по нескольким причинам. Во-первых, вы должны подносить фотоаппарат достаточно близко к изделиям, чтобы получить большой размер изделия в кадре (прим. переводчика: с длиннофокусным макрообъективом это не столь актуально). А во-вторых, вы должны хорошо владеть светом, так как нужно постоянно подбирать и контролировать форму бликов и отражений. В этом уроке рассматривается процесс настройки света для съемки небольших ювелирных изделий.

Рассматриваются следующие темы:

  • Выбор концепции съемки
  • Подготовка к съемке
  • Подбор положения источника света (софтбокса)
  • Контроль и изменение формы бликов
  • Использование отражателей
  • Добавление блеска камням
  • Добавление цвета
  • Сравнение результатов

Используемое оборудование:

  • Лайт-диск с держателем
  • Небольшой прямоугольный отражатель
  • Стойки для фона
  • Бумажный фон
  • Софтбокс
  • Вспышка

Выбор концепции съемки

В этом уроке мы хотели продемонстрировать, как выстроить освещение для съемки ювелирных изделий. используя лишь один источник света и несколько отражателей. Наша концепция заключается в том. чтобы создать вид сверху в три четверти двух обручальных колец и кольца, опорой которым служит морская соль, помещенная в антикварную мыльницу. Многие продавцы ювелирных изделий платят за креативный творческий подход к съемке, который подходит для целей маркетинга. Любое рекламное агентство скажет вам, что презентация продукта в маркетинге является в целом более важной, чем сам продукт.


Во-первых, мы раскатали белую бумагу на самодельном столике для предметной съемки из фанеры. Сам рулон бумаги установлен на стойках и перекладине для поддержки фона. Спереди на столе бумага закреплена пружинными канцелярскими зажимами


Мыльницу с кольцами мы поставили ближе к правому углу стола, чтобы иметь место для перестановки камеры и источника света. Зеркальная цифровая камера с макрообъективом 50мм установлена на штатив. Затем мы скомпоновали кадр


Первый снимок сделан без вспышки для сравнения. В результате мы видим, что свет слишком плоский. Хотя кольца освещены нормально, нет ощущения глубины кадра, внизу снимка довольно глубокая тень. Также настройки диафрагмы не обеспечивают требуемую ГРИП. Херувим, держащий мыльницу, полностью размыт.


Подбор положения источника света

Первый шаг в улучшении освещения – для получения мягкого света отключаем встроенную вспышку и используем софтбокс со внешней вспышкой. Он установлен на 135 градусов справа от камеры. Далее настраиваем в режиме М выдержку, равную выдержке синхронизации, диафрагму (в данном случае она получилась f/10). Устанавливаем баланс белого в соответствии с цветовой температурой источника и делаем снимок.


Всего один источник, а какой эффект! Тени стали с мягкими переходами, освещение на кольцах выглядит более естественно, лучше ощущение глубины. Однако, при ближайшем рассмотрении мы заметили еще две вещи. Во-первых, спина херувима переэкспонирована, так как он белый и ближе всего находится к софтбоксу. Если бы нам нужно было сохранить направление света, пришлось бы устанавливать флаг между софтбоксом и херувимом, чтобы уменьшить интенсивность света. Во-вторых, на кольцах много темного. Это обычная ситуация при съемке колец и других ювелирных изделий, поскольку они отражают все. что находится в комнате. В передней части мужского обручального кольца можно видеть отражение софтбокса, который достаточно мал по отношению к остальной части отражения. Остальная часть – это недодержанный потолок.


Вместо того, чтобы остановиться на полученном результате, мы решили изменить положение софтбокса, чтобы увидеть, как это будет влиять на отражения в кольце, а также на спину херувима.

Для следующего снимка мы расположили софтбокс на 90 градусов по отношению к камере. Не меняя настройки камеры, сделали еще один снимок.


В результате снимка мы увидели, что отражение софтбокса стало больше в мужском кольце, но форма его не очень эстетична. При съемке отражающих объектов, таких как ювелирные украшения, очень важно обращать внимание на форму, которую создают отражения. Софтбоксы с их однородностью освещения – замечательно подходят к созданию и управлению этими формами.


Далее мы снова регулируем положение софтбокса так, чтобы свет шел из-за мыльницы и поближе к ней. Помните, что чем ближе софтбокс- тем больше отражение. Глядя через видоискатель, мы наблюдали за отражением и изменяли положение софтбокса. Когда, наконец, достигли нужного результата – сделали снимок.


Теперь вы можете увидеть. что отражение повторяет форму кольца лучше, и свет более естественный. Также заметьте, что спина херувима больше не переэкспонирована и глубина резкости позволяет разглядеть его более четко.


Для сравнения приводятся картинки, снятые с различным положением софтбокса.

Использование отражателей

Далее мы решили, что нужно немного добавить света на кольца и теневую сторону мыльницы. Решено было использовать белый отражатель 39х39 дюймов. Для того, чтобы можно было регулировать положение и угол наклона, использован специальный держатель.



Затем отражатель был установлен на стойку и отрегулирован угол наклона.



Без изменения настроек камеры мы сделали еще один снимок.


Самое главное, что изменилось – снизилась общая контрастность снимка. Тени стали менее глубокими и более плавными. Отражатель можно разглядеть в женском кольце.

Добавление блеска камням.

При общем снижении контрастности мы хотели бы добавить больше блеска бриллиантам. Можно было добавить еще одну вспышку со снутом и гридом и дать блеск на алмазы. Но мы сделали это проще и обошлись небольшим серебристым отражателем. Мы использовали гибкий держатель, чтобы точно расположить его.



В видоискателе все смотрелось хорошо, и мы сделали снимок


Обратите внимание, как этот маленький отражатель добавил блеска на кольцо с камнем. Есть несколько способов заставить заиграть камни, но это. вероятно. один из самых простых. Ниже вы сможете увидеть различия. Верхний ряд показывает весь кадр, нижний – только кольца.



Добавление цвета

На данный момент мы были очень довольны результатами. Единственное, что цвета были слишком однотонные. Мы решили подложить под мыльницу кусок цветного пенопласта, чтобы добавить немного цвета. Перепроверив фокусировку, мы сделали финальный снимок



Фон цвета морской волны стал завершающим аккордом. Небольшой софтбокс и отражатели хорошо отработали, сделав свет естественным. Сравнив финальный снимок с первым, можно увидеть, как разительно отличаются изображения.


Помните, что мы использовали самые простые приборы – софтбокс и пару отражателей, но можно и освещать ювелирные изделия по более сложным схемам с различными источниками, гобо и др. По мере добавления источников и модификаторов в свой арсенал вы узнаете, как лучше их использовать, дополняя основное освещение. Имейте ввиду, что всегда лучше начинать с простого, а затем усложнять схему. Не забывайте экспериментировать с освещением и получать от этого удовольствие.

Грамотно рассчитанная и тщательно выстроенная система освещения в торговой точке обеспечивает до 40% роста продаж – отмечают эксперты. И уточняют: в ювелирном магазине, где качество освещения имеет решающее значение, эта цифра может увеличиться до 100%!

В чем проблема?

Роль освещения в ювелирном магазине переоценить трудно. Именно грамотно подобранное и смонтированное освещение помогает представить драгоценные металлы и камни в самом выигрышном свете. Расставить нужные акценты – обратить внимание посетителей ювелирного салона на коллекцию или вообще одно, ключевое на данный момент изделие. Создать комфортную для покупателей атмосферу и таким образом увеличить объемы продаж. При этом для каждого салона актуальны свои признаки комфортности, соответственно и световые решения для каждого салона – свои.

Как свидетельствуют социологические исследования, большинство клиентов салонов премиум-класса с удовольствием демонстрируют себя в новых украшениях и весьма благосклонно относятся к тому, что сторонние наблюдатели – будь то другие клиенты или продавцы-консультанты – не просто присутствуют, а внимательно изучают процесс примерки ювелирных изделий. А это значит, что в магазине стоит предусмотреть хорошо освещенную зону примерки (поскольку отличительная черта большинства салонов премиум-класса – неярко освещенный зал с акцентной подсветкой изделий на витринах и прилавках).

Между тем клиенты магазинов, работающих в ценовом сегменте ниже среднего, в большинстве своем не столь публичны и довольно неловко чувствуют себя под взглядами наблюдателей. Следовательно, для таких салонов зоны примерки можно светом специально не выделять. В противном случае (если устроить иллюминацию) можно спугнуть клиента – не дать ему возможности с чувством, с толком, с расстановкой выбрать, примерить и в конечном итоге – купить понравившееся украшение.

И, разумеется, непременное условие успешных продаж – сохранность и достойное качество этих самых украшений. Ведь высокие температуры (особенно если тепловая волна направлена непосредственно на изделие) негативно влияют на качество металлов, камней и часовые механизмы. Поэтому проблема разработки системы освещения ювелирного магазина усугубляется еще и тем, что в витринах и прилавках могут использоваться далеко не любые источники света.

Кроме того, как известно, световые источники различается не только интенсивностью, но и цветовой температурой (различают теплую, нейтральную, холодную). И различные ювелирные камни по-разному реагируют на световые лучи разной температуры. Как именно? Поговорим об этом ниже.

В витринах и прилавках ювелирного магазина могут использоваться далеко не любые источники света…

Сколько света нужно?

В соответствии с европейскими нормами уровень освещенности в торговом зале должен быть не ниже 500 Lux. В России стандарты регулируются СНиП 23-05-95, согласно которым освещенность должна составлять не менее 300 Lux.

В ювелирных же салонах освещенность выкладки товара, то есть витрин, как правило, выше стандартов, принятых для торговли. Минимальный уровень освещенности для ювелирного магазина обычно начинается с 1000 Lux. Но это усредненные данные. А каждый ювелирный салон, как уже говорилось, индивидуален. И подход к световому оформлению – тоже.

«Есть существенные факторы, влияющие на интенсивность освещения, которую необходимо обеспечить для комфортного и эффективного (чтобы были видны все достоинства) восприятия ювелирных изделий, – отмечает Анна Маморцева, бренд-менеджер HI LED Technologies. – В частности, это материалы, использованные в оформлении интерьера, то есть отражающие поверхности. Если магазин оформлен в белых тонах – света нужно меньше, чем для магазина с темной мебелью. Часто в дизайне интерьера ювелирных салонов используют торжественный черный или темно-бордовый бархат – если этот материал присутствует, уровень освещенности должен быть максимальным, так как бархат поглощает свет».

«Высота потолков также влияет на выбор светового оборудования и общего светового решения, – говорит Андрей Гусев, дизайнер-проектировщик компании компании «МДМ-Лайт». – Чем выше полотки, тем более мощными должны быть светильники. Акценты почти всегда выставляются при помощи прожекторов, часто – установленных на шинопроводе».

В зависимости от светового решения, которое применялось в салоне, все ювелирные магазины можно разделить на две группы (два типа светового оформления), – считает Андрей Гусев.

Первый. Небольшая общая освещенность и соответственно неяркое акцентное освещение. При общей освещенности от 300 Lux акцентное освещение должно быть около 1000 Lux. Для создания акцента такого уровня обычно бывает достаточно металлогалогенной 20/35 Вт или галогенной лампы мощностью от 50 Вт. Наиболее часто это решение применяется при оборудовании магазинов, расположенных в отдельном помещении (не в торговом центре). Именно такое световое оформление обычно используется в европейских ювелирных домах – в Европе агрессивно яркий свет давно не в почете.

Второй тип освещения (стандартная освещенность) применяется, как правило, в салонах, расположенных в торговых центрах. Общий свет от 500 до 1000 Lux, акцентный свет – от 2000 Lux (магазину приходится соответствовать общему уровню и соседям по центру).

Хотя сегодня, когда конкуренция на рынке велика, а способы привлечения новых клиентов практически исчерпаны, дизайнеры все чаще используют для оформления бутиков в торговых центрах диаметрально противоположный эффект – сниженное освещения по сравнению с общим световым фоном. Яркая вывеска при затемненной входной зоне – такой магазин сложно не заметить в череде одинаково ярких бутиков.

Каким цветом освещать?

«Большую роль в выборе системы освещения играет ассортимент магазина», – отмечает Анна Маморцева. Дело в том, что источники света бывают разной цветовой температуры и коэффициента цветопередачи. А различные металлы и камни по-разному их воспринимают. Если основу ассортимента составляют изделия из серебра или бриллианты,то оптимально использовать холодное освещение – более 4200 NDL. Для желтого, розового золота и камней теплых оттенков подойдет более теплая световая температура – около 3000 NDL.

Кроме того, нельзя забывать и об александритовом эффекте. А именно о том, что камень при дневном и электрическом освещении приобретает различные оттенки цвета. А также о том, что есть дневные камни – они наиболее эффектно выглядят при дневном освещении. Это, в частности, турмалин, сапфир, черный бриллиант. И вечерние камни – они эффектнее смотрятся при электрическом освещении: бриллиант, рубин, изумруд. Что же касается синего сапфира, то он от электрического света меркнет и меняет цвет – может стать красно-пурпурным. Поэтому при недостаточно внимательном отношении к освещению (имеется в виду подбор источников света к имеющимся металлам и камням) покупатель может или просто пройти мимо красивейшего изделия, если оно не заиграет. Или купиться на необычный цветовой эффект, спровоцированный светом, который на поверку – при выходе из магазина – попросту исчезнет при естественном освещении.

На освещении лучше не экономить – можно больше потерять на НЕпродажах изделий из-за НЕпрезентабельного их представления!

Как влияет стиль?

Не только ассортимент определяет принцип светового оформления салона и выбор источников света, но и, разумеется, общий стиль интерьера. Универсальных проектов, понятно, не существует. Однако некоторые традиционные, классические решения имеют место быть.

Возьмем, например, салон, оборудованный в стиле классического английского кабинета. Здесь общий свет небольшой или стандартной освещенности можно создать встраиваемыми светильниками (металлогалогенные светильники не очень большой мощности – 35–70 Вт – с матовым рассеивателем, иногда возможно использовать галогенные источники света, если они будут уместны в интерьере). Или люстра в подходящем стиле. Акцентное освещение создается с помощью встраиваемых металлогалогенных светильников с узким лучом или металлогалогенного прожектора на шинопроводе. Чтобы вписать эти приборы в стиль, надо только выбрать нужные цвета оборудования. Кроме самого распространенного серебристого есть еще черный и белый – это стандартно для светильников. Возможно также покрасить светильник в любой цвет, продиктованный остальным оборудованием.

Магазин, выполненный в стиле хай-тек или модерн. Акцентный свет наиболее часто устанавливают при помощи прожекторов. Общий – встройка на металлогалогене или подвесные светильники с люминесцентными лампами в соответствующем стиле (типа Halla Serie 03).

Салон, оформленный в стиле ампир. Наиболее эффектно в таком интерьере будет выглядеть дорогая люстра. Общее освещение можно организовать при помощи галогенных или компактных люминесцентных встроенных светильников.

Какие еще нюансы важны?

Существует множество нюансов, на первый взгляд незаметных, но чрезвычайно важных в эксплуатации помещения. Итак, что еще нужно учесть при создании системы освещения ювелирного магазина?

Торговый зал

В разных зонах торгового зала предпочтительнее устанавливаться разные источники света.

Возьмем, к примеру, прикассовую зону. Такие удобные во всех отношениях и популярные на сегодняшний день металлогалогенные светильники здесь лучше не монтировать (даже если они используется в торговом зале). Дело в том, что если случится сбой и в помещении выключится свет, металлогалогенной лампе потребуется около трех минут, чтобы перезапуститься (максимальной яркости они достигают через 5–10 минут после включения). Согласитесь, этого достаточно даже начинающему мошеннику, что уж говорить о профессионалах…

«В прикассовой зоне лучше всего разместить люстру, бра ли обычный офисный светильник – смотря, что позволяет общий дизайн интерьера, – говорит Андрей Гусев. – В общем, те приборы, которые загораются мгновенно. Или, если есть острая необходимость именно в металлогалогеновом светильнике в этой части магазина, разместить здесь две лампы: интерьерную и металлогалогеновую».

VIP-зона, как правило, подсвечивается неярким бра или другим интерьерным светильником – здесь много света не нужно. Посетители в этом помещении находятся недолго и нечасто. Они здесь отдыхают, и яркий свет может им в этом только помешать. Единственный технический светильник в этой зоне располагается над столиком, на который выкладываются ювелирные изделия, которые нужно лучше рассмотреть. Обычно это один мощный металлогалогеновый светильник.

Прилавок и витрина

Над прилавком традиционно крепится шина с металлогалогеновыми светильниками: по одному прожектору на каждые 70–100 см. Встроенные в полоток галогеновые лампы для такой подсветки не подходят, так как дают мало света, а электроэнергии потребляют много. К тому же они выделяют большое количество тепла, а значит, их использование влечет за собой бОльшие траты на кондиционирование помещения (иначе в нем просто будет некомфортно находиться и посетителям, и продавцам).

Для магазинов, расположенных в торговых центрах, есть еще одно важное преимущество использования шины с металлогалогенками. Как правило, типовой договор аренды предполагает, что магазин, освобождая помещение, все встроенное в потолок и стены оборудование оставляет в торговом центре. Это приводит к незапланированным (и, к слову, немалым) финансовым затратам. Шинопровод же монтируется и демонтируется быстро и просто и может впоследствии быть использован в любом другом помещении.

Оптимальное решение для ювелирного торгового оборудования – светодиоды. Для прилавков оптимальное решение - светодиодные модули. Они устанавливаются по периметру, количество светильников регулируется. «Поскольку светодиодные светильники дают холодный яркий направленный свет, под их лучами хорошо играют камни», – отмечает Анна Маморцева.

Стоит отметить, что для нужд ювелирной отрасли созданы и специальные галогеновые лампы. «Они дают «нейтральный» свет и не излучают такого количества тепла в направлении товара, как их стандартные аналоги, – отмечает Андрей Гусев. – Но тут встает вопрос стоимости. Одна такая галогеновая лампа в среднем стоит порядка 200 руб. (стандартная – порядка 30 руб.). К тому же через один-два месяца активной работы лампа может перегореть… Поэтому их в основном используют только в очень дорогих галереях и бутиках».

Светодиодные светильники, используемые для подсветки украшений в прилавках и витринах, имеют неоспоримые преимущества:

1. Красота, зрительный комфорт и естественность освещения

Свет, излучаемый светодиодами, по спектру близок к солнечному, привычный и естественный для глаз. Обеспечивает правильную, контролируемую цветопередачу. Заставляет предметы играть яркими натуральными красками, подчеркивает объем, фактуру, тончайшие оттенки цвета. Кроме того, полное отсутствие пульсаций и ультрафиолета в спектре создают исключительный зрительный комфорт.

2. Лучшая демонстрация товаров

Возможность оптимального подбора оттенка и направленности света, разнообразие форм, конструкций, размеров и мощности светодиодных светильников дают поистине безграничные возможности в дизайне торговых интерьеров, позволяют демонстрировать товар в наиболее выгодном свете, создавать уникальные решения, невозможные при использовании других источников света.

3. Малое тепловыделение, отсутствие теплового излучения

В спектре светодиода практически отсутствует тепловое (инфракрасное) излучение, а значит, не нагреваются освещаемые им предметы. Это снимает целый ряд проблем, связанных с использованием обычных галогенных ламп:

- сильный нагрев ювелирных изделий, деформация и порча деталей и вставок из натуральных материалов – дерева, каучука, кожи;

- стекание и высыхание смазки в механических часах;

- высыхание чернил и паст в пишущих приборах;

- растрескивание и коробление деревянных шкатулок и футляров.

4. Полное отсутствие УФ-излучения

Отсутствие ультрафиолета в спектре светодиодов исключает выцветание как демонстрируемого товара, так и торгового оборудования.

5. Энергосбережение

Светодиоды потребляют в несколько раз меньше электроэнергии, чем галогенные и даже металлогалогенные лампы, а их световая эффективность намного выше. Общее тепловыделение их также несравненно меньше, что снижает затраты на кондиционирование и общий расход электроэнергии.

6. Долговечность

Светодиоды обладают длительным сроком службы, несравнимо большим, чем у самых лучших галогенных ламп. Даже цифра в 20 000 часов, совершенно реальная для качественных светодиодов, означает срок службы более 4,5 года при круглогодичной работе по 12 часов в день. За это время галогенные лампы потребуется заменить от 5 до 10 раз!

7. Высокая надежность и безопасность

Помимо большого срока службы светодиоды обладают высокой механической прочностью, вибростойкостью, не имеют хрупкой стеклянной колбы, не содержат газа под давлением, токсичных веществ (например, паров ртути), не требуют специальных мер по утилизации, имеют низкое напряжение питания и не создают электромагнитных помех.

8. Снижение расходов на обслуживание

Даже при весьма пессимистичной оценке в 20 000 часов срок службы светодиодных светильников практически перекрывает расчетный период в 5 лет (обычный срок службы торгового оборудования) без дополнительных замен.

Какова цена вопроса?

Как показывает практика, на систему освещения требуется выделить около 20–30% от общей стоимости оборудования магазина. Это в том случае, если световое оборудование будет стандартным (как говорится, без претензий) – без эксклюзива и авторского дизайна. Для магазина площадью до 50 кв. м на освещение уйдет не менее 60–80 тыс. руб. Если бюджет бОльший (100–150 тыс. руб.), соответственно оборудование будет более качественное, прослужит дольше, эффект даст лучший.

Если денег не хватает, можно найти способы сэкономить. Правда, сразу оговоримся: если есть возможность, на освещении лучше не экономить – можно больше потерять на НЕпродажах изделий из-за НЕпрезентабельного их представления.

«Самое экономичное решение – просто залить всю площадь магазина равномерным общим светом без акцентов, а в витрине разместить светодиодную ленту, – говорит Андрей Гусев. – Но в этом случае камни будут играть только в витрине. Представьте себе: понравилось человеку кольцо, он готов его купить. Попросил посмотреть поближе – кольцо достали из витрины, а оно в руках потенциального покупателя уже и не играет… Покупка сорвалась. Обидно!»

Но и из этого весьма затруднительного положения можно найти выход. Например, оборудовать одну из зон – как вариант, недалеко от кассы – металлогалогеновой лампой направленного света, чтобы под ее лучами была видна игра камня. Минусы такого варианта: под этим единственным «ювелирным» светильником будет собираться толпа продавцов-консультантов: каждый – со своим клиентом. Понятно, что в такой обстановке рассмотреть что-либо затруднительно… Решение, которое напрашивается само собой – рассредоточить по помещению бюджетные галогеновые лампы, – отпадает. Поскольку тут же возникает скрытая статья расходов на кондиционирование помещения, которая съедает экономию на светильниках.

Можно экономить не на качестве, а на количестве светильников: поднять их повыше и сделать пошире угол освещения. Но этот прием приводит, опять же, к потере акцента. А основной принцип освещения ювелирного магазина: общий свет + акценты. Ведь только в таком варианте можно получить эффективное освещение, способное достойно представить украшения и повысить объемы продаж.

ЭТО ВАЖНО!

Чаще всего световое оборудование магазина поручают специализированной компании, а сам владелец бизнеса не участвует в процессе вообще – слишком большим объемом профессиональной информации нужно обладать. И тут встает вопрос выбора этой самой специализированной компании. То, что это должен быть опытный игрок на рынке, – всем давно ясно. Как и то, что желательно, чтобы у фирмы был опыт работы именно с ювелирными салонами – уж больно ощутима специфика товара. Но не все учитывают один важный нюанс: компании, предлагающие оборудование ювелирных салонов светом, могут иметь различную, даже узкую специализацию. Одни – профи в дизайнерском освещении: они подберут светильники, которые идеально впишутся в общий дизайн-проект, покрасят, если потребуется, их корпус в нужный цвет… Но не смогут обеспечить должное представление ювелирных коллекций в витринах и прилавках. Другие – напротив, встроят в торговое оборудование светильники нужной мощности и характеристик, но разобраться с дизайном торгового зала и осветительных приборов как его составляющей не сумеют, в крайнем случае оборудуют все помещение светодиодами, используемыми в витринах, что в итоге в десятки раз удорожит весь проект.

Поэтому, проводя переговоры с «осветительной» компанией, изучая фото предоставленных ею проектов, уточните: каким именно освещением она занимается. И если все устраивает – доверьте ей только тот фрагмент работы, в котором она сильна –интерьерный свет или технический.

Ольга Осипова

HABИГATOP ЮBEЛИPHOЙ TOPГOBЛИ 05"2011

Читайте также: