Как восстановить золото на фарфоре

Опубликовано: 16.04.2024

Реставрация фарфора

Из-за хрупкости, керамика и фарфор часто нуждаются в ремонте. Разбившуюся повседневную чашку можно заменить новой, но с антиквариатом и семейными реликвиями расстаться так же легко – не получится. Если вещь ценная и служит объектом инвестиций, её лучше отдать профессиональному реставратору, поскольку для устранения дефектов нужны специальные материалы и опыт работы. Самостоятельно восстанавливают предметы, которые дороги только как память и в дальнейшем не будут подарены или проданы третьим лицам.

Когда обращаться к профессионалам

Качественная реставрация керамики и фарфора стоит, порой, дороже самого изделия. При этом нет никакой гарантии, что вложения окупятся, поскольку ликвидность предметов с нарушенной целостностью снижается. Лучше предварительно посоветоваться с профессиональными реставраторами, а потом решить, нужна ли в конкретном случае их помощь. Некоторые особенно редкие и ценные предметы выгоднее продать в изначальном состоянии – их всё равно купят коллекционеры, поскольку альтернативы нет. Бывает и наоборот, если фарфор не относится к раритетам, правильнее найти такой же экземпляр, но целый, а не реставрировать повреждённый.

Реставрация фарфора - описание

Решаясь на восстановление, следует учитывать, что:

  1. Вещи, побывавшие в руках реставратора, покупают неохотнее, чем люксовые и дешевле как минимум на 30%. Например, статуэтка в целом состоянии, оцененная в 6000 рублей, при небольших утерях (отбиты мелкие детали) с последующим восстановлением, будет продана в лучшем случае за 4000.
  2. Покупать ли антикварное или винтажное изделие с дефектами в расчёте на последующую реставрацию? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сложить стоимость раритета и работы мастера, а затем сравнить сумму с аукционной ценой за целый аналог. Если первая цифра составляет не более половины второй, ответ положительный.
  3. Склеенной посудой крайне нежелательно пользоваться. Обычно мастер занимается низкотемпературной реставрацией, поскольку повторный обжиг, с целью устранения трещин и сколов, может привести к гибели изделия, изготовленного по старинным технологиям. А любые клеи и композитные материалы разрушаются от частого мытья, контакта с горячей пищей или напитками и вообще любых механических воздействий. К тому же подобные составы небезопасны для здоровья.
  4. Отреставрированную посуду покупают намного реже, чем статуэтки. Если ремонт делался для себя, сервиз лучше поставить на полку и только любоваться им, забыв о практической стороне. Исключение – конфетницы, декоративные тарелки, кольца и подставки под салфетки, которые не соприкасаются с продуктами напрямую.
  5. На стоимость восстановительных работ влияет наличие или отсутствие разбитых частей. Одно дело, когда мастеру приходится склеивать имеющиеся фрагменты и совсем другое – изготовление новой детали, особенно если трудно найти образец.

Реставрация фарфора - когда

Поэтому, по возможности нужно собирать все осколки разбитой вазы или статуэтки, в том числе и самые мелкие.

Виды реставрационных работ

Профессиональная реставрация фарфора делится на два направления: музейная и коммерческая. Задачи у них разные. При восстановлении музейного фонда важно сохранить подлинник, используя обратимые технологии и материалы. То есть, при необходимости все добавленные детали можно удалить, вернув изделию первоначальный вид. Применяются клеевые составы, которые впоследствии размягчаются нагреванием или помощью растворителей, позволяя расшить швы. Поздние добавления отличаются от оригинала по цвету и текстуре, следуя так называемому «правилу 6 футов – 6 дюймов». То есть на расстоянии 2 метра и более различия не видны, но приблизив предмет до 15 см, можно увидеть места присоединения чужеродных элементов.

Цель коммерческой реставрации прямо противоположная – сделать её незаметной для глаз. Не только посторонние люди, но и владельцы после проведённых работ, не могут найти места повреждений. У этого есть и обратная сторона. Качественно отреставрированные предметы на аукционах (в первую очередь онлайновых) получают характеристику «в отличном коллекционном состоянии», и предлагаются по цене полного сохрана. Чтобы не попасться на удочку недобросовестных продавцов, нужно понимать, что фарфор XVIII – XIX века, не получивший никаких повреждений, можно пересчитать по пальцам и его крайне редко продают на торговых площадках «средней руки». Лучше всего обращаться в проверенные магазины, а при покупке особенно дорогих предметов консультироваться с экспертами.

Виды реставрационных работ

Коммерческую реставрацию керамики и фарфора в какой-то степени можно назвать варварской. Владельцы повреждённого антиквариата не стремятся сохранить его в первоначальном виде. Некоторые детали, которые с трудом поддаются восстановлению, удаляются, отчего изделие теряет самобытность, разрушается авторский замысел, невозвратно утрачивается наследие мастеров прошлого.

Что можно сделать в домашних условиях

Фарфоровые предметы декора и посуду, которые не относятся к антиквариату или штучным предметам искусства, но связаны с важными для владельца событиями, можно попытаться восстановить самостоятельно. Для этого необходимы художественные навыки и аккуратность. Понадобится также набор реставрационных материалов: клей, красящие составы, шпаклёвки для заделки трещин, закрепители, лаки и так далее.

Рабочему месту обеспечивают хорошее дневное освещение, поскольку искусственное искажает некоторые цвета и углубляет тени, которые могут скрыть какой-нибудь малозаметный дефект. Желательно застелить столешницу пробковым ковриком – это защитит хрупкий предмет, если он случайно упадёт. Также опытные реставраторы советуют сводить к минимуму любые действия и как можно меньше «травмировать» фарфор: сверлить, подпиливать, обрабатывать наждаком.

Реставрация фарфора в домашних условиях

Последовательность работ

Независимо от того, что подлежит восстановлению – посуда, ваза или статуэтка, алгоритм действий примерно одинаковый. Сначала нужно оценить ущерб. Для этого изделие осматривают на свету, желательно под лупой, поскольку тончайшая трещинка в дальнейшем может расшириться, став серьёзной проблемой. Однако не стоит пытаться ликвидировать кракелюр, который образуется на глазури с течением времени или из-за нарушения технологии обжига. Он характерен для фаянса или майолики, а на качественных фарфоровых изделиях встречается крайне редко, когда художники используют цек как декоративный приём.

Реставрация фарфора - удаление загрязнений

Если объект реставрации ранее уже склеивался, старые швы расшивают, поливая его кипятком и отделяя фрагмент за фрагментом. Но на первом этапе изделие необходимо промыть, очистив от пыли и других загрязнений. Осколки обрабатывают ватным тампоном, смоченным в 10%-ом мыльном растворе, большие поверхности – мягкой, хорошо отжатой губкой. Нежелательно чрезмерно увлажнять тонкостенную керамику, иначе оставшаяся в порах вода, помешает качественному склеиванию. Нельзя использовать средства для мытья посуды или соду, они создадут агрессивную среду, которая может вызвать отслоение глазури.

Для защиты от повреждений, изделия промывают в пластиковом тазу или на пенопластовой подложке. Температура воды не должна превышать 50°С. В труднодоступных местах загрязнения удаляют щетинными кисточками или деревянными палочками. Запрещено царапать фарфор острыми предметами – нарушится глазурное покрытие. Сложные пятна обрабатывают растворителями: ацетоном, формальгликолем или этиловым спиртом, но ни в коем случае не номерными составами. Въевшуюся грязь на краях осколков можно почистить абразивными веществами, набрав их на ватную палочку или спичку. Далее все детали промывают чистой водой и тщательно просушивают.

Отбеливание

Для трещин в глазурном слое применяют отбеливающие компрессы. Можно взять 10%-й раствор лимонной кислоты или 3%-й перекиси водорода, но они не рекомендуются для окрашенных, позолоченных или покрытых росписью участков. Наименее агрессивен 25%-й водный раствор дезинфицирующего средства для ухода за детьми.

Одним из перечисленных составов смачиваем ватный тампон и накладываем на загрязнённое место. Поверхность вокруг желательно увлажнить, иначе при растворении появится тёмный ореол. Компресс держат от 3 до 24 часов. Чтобы жидкость не испарялась, сверху можно уложить несколько слоёв пищевой плёнки или поместить изделие (если оно небольшое) в полиэтиленовый пакет.

Предварительная сборка

Сначала монтируют отбившиеся фрагменты без склеивания, приблизительно запоминая порядок их расположения. На этом этапе можно оценить масштаб разрушений и понять, все ли фрагменты удалось собрать или остаются пустоты. Если осколков очень много, их лучше сначала рассортировать по группам: к примеру, сложить отдельно на столе ручки вазы, горлышко, подставку и так далее.

Предварительная сборка отреставрированного фарфора

Между собой фрагменты скрепляют светлым пластилином или скотчем. Важно делать это на внутренней части изделия, чтобы снимая вспомогательные фиксаторы, не «прихватить» декоративный слой. После демонтажа, следы скотча или пластилина удаляют ацетоном.

Монтаж на клей

Все склеиваемые поверхности следует предварительно обезжирить ацетоном или уайт-спиритом. Рекомендуется сначала соединить между собой мелкие фрагменты, уменьшая, таким образом, общее число осколков. Затем переходят к склейке крупных элементов. Обычно при «ремонте» фарфора используются двухкомпонентные составы из смол и отвердителя – разного вида эпоксидные клеи. Сборка происходит постепенно по мере высыхания предыдущих швов. Моментальный клей годится только, если отбит один кусочек изделия. Для сборки большого количества мелких элементов применяют термопластичные составы – ПВБ, ПБМА и БМК-5.

Соединив фрагменты изделия, ватным тампоном сразу удаляют лишний клей. Для светлоокрашенной керамики, в том числе и фарфора, в эпоксидку добавляют порошок титановых белил. Для терракоты используют коричневые и охристые пигменты. Таким образом, маскируются швы.

Монтаж на клей - реставрация фарфора

Реставрация утраченных фрагментов

В процессе склеивания, нужно двигаться снизу вверх. Осколки закрепляют скотчем до полного высыхания предмета. По истечении 24 часов, бритвенным лезвием удаляют выступающий клей. При этом нужно быть предельно внимательными и осторожными, чтобы не повредить фарфор.

Иногда все осколки собрать не удаётся или, из-за смещений в процессе монтажа, остаются пустые места. Для их заполнения (на профессиональном языке реставраторов – мастиковки), применяются те же клеи, что и в процессе сборки. Чтобы улучшить адгезию, клеевой состав предварительно наносят и по контуру «вставки». В цианокрилат или эпоксидку, добавляют сухой наполнитель, например, тальк, пока не достигнут консистенции мягкой глины. При необходимости, вводят также пигменты под цвет фарфорового покрытия. Если имеется небольшое отверстие между склеенными фрагментами или скол, его просто заполняют подготовленной массой, действуя пальцем или мастихином. После высыхания, остатки мастики удаляют шлифовкой.

Реставрация утраченных фрагментов

Если утерян большой фрагмент – край предмета, ручка или лепной декор, нужно создать форму из скульптурного пластилина, используя в качестве «болванки» аналогичные, но целые детали. Затем самодельный «молд» крепят скотчем и заполняют клеевой мастикой. После её высыхания, останется лишь удалить форму и зашлифовать долепленный фрагмент надфилем или наждачной бумагой нескольких номеров, завершая процесс «нулёвкой». Последний штрих – полировка поверхности фарфора чернильным ластиком.

Нанесение декора

После того как мастиковочная масса высохла, её можно расписать (при необходимости). В идеале используются краски для керамики, но можно обойтись и акрилом. Масло не подходит, поскольку темнеет при высыхании и рисунок будет отличаться по оттенку. Если узор достаточно сложный, можно скопировать похожий фрагмент на кальку, а затем перенести с помощью копировальной бумаги на участок, нуждающийся реставрации. Для имитации позолоты лучше всего взять металлизированные акриловые краски.

Иногда колеровки мастиковочной массы оказывается недостаточно и фон приходится дополнительно тонировать. Делают это акварелью, разбавленной белилами, чтобы убрать яркость оттенков. На восстановленный рисунок наносят несколько слоёв акрилового лака – лучше всего взять продукцию итальянского бренда Maimeri.

Нанесение декора на отреставрированный фарфор

Роспись, тонировку и финишное покрытие делают только при дневном освещении, тогда они будут максимально соответствовать оригиналу.

Восстановление мелкой пластики

Если с посудой дилетант ещё может «справиться», реставрация статуэток из фарфора требует настоящего профессионализма. Для восстановления утраченных фрагментов мастера используют стоматологические материалы, по внешнему виду напоминающие тонкостенную керамику, но более прочные. Места соединения усиливают штифтами, чтобы избежать повторного скалывания.

В домашних условиях воспроизвести подобные технологии трудно. Но, следуя видео-уроку ниже, можно вернуть жизнь разбитой статуэтке, доставшейся от бабушки или купленной по случаю на блошином рынке. Конечно, если речь идёт о прославленном Мейсене, Гарднере или раннем Императорском фарфоровом заводе, нужно забыть о собственных амбициях и обращаться к профессионалам. А вот на мало востребованном ширпотребе, попробовать силы в реставрации однозначно стоит.

Реставрация фарфора и керамики — сложный и трудоемкий процесс, который требует терпения и аккуратности. Кроме того, необходимо обладать определенными навыками в работе с подобными изделиями. Если опыта в реставрации у вас нет, то лучше доверить работу профессионалам, особенно если речь идет об антикварном предмете.

Склеиваем трещины

Ремонт фарфора, который разлетелся на осколки, стоит начинать со сбора осколков и их сопоставления. Склеивать фарфор стоит по следующей схеме:

  1. Керамику клеят только в чистом виде, поэтому перед процедурой ее стоит промыть.
  2. Сопоставляют все осколки, начиная с мелких и заканчивая крупными.
  3. Крупные осколки клеят в последнюю очередь.
  4. После нанесения клея изделие должно подсохнуть в течение 24 часов.
  5. Убрать следы склеивания поможет специальная паста или мастика.

Начнем с вопроса о том, чем склеить фарфор. Ответ на него прост: склеить поверхность изделия поможет клей, который продается в магазине. Купив такой клей можно смело начинать реставрацию. Но перед тем как клеить осколки, их нужно хорошо промыть, для этого подойдет теплая вода с моющим средством.

реставрация фарфора

Если есть необходимость, то края изделия, мелкие и крупные осколки протирают ацетоном или растворителем.

Обезжирив поверхность, необходимо сопоставить все осколки: начинать стоит с мелких, так как крупные склеивать проще. Если мелкий осколок был утерян, то его можно заменить. Также для этого подойдет небольшое количество клея, которое фиксируют пальцами. Остатки клея убирают при помощи ватного тампона.

Если клей останется на поверхности надолго и засохнет, то убрать его с изделия будет сложно, ведь ацетон или растворитель способен повредить керамику и стереть эмаль или позолоту.

После склейки керамику оставляют сохнуть на сутки. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы клей зафиксировал и заполнил трещины.

После склейки мастера используют мастику или пасту на основе фарфора или стеклянной пыли. С ее помощью удаётся убрать трещины и сделать реставрацию незаметной.

Если мелкие трещины паутинкой покрыли поверхность керамики фарфора, то такая паста поможет исправить ситуацию. Но если подобного материала под рукой нет, то можно использовать клей. Клей разводят с акриловой краской, имитируя цвет изделия, потом посуду помещают в духовку, нагревают ее 200 градусов. Когда изделие раскалиться, то его извлекают из духовки и трещины промазывают клеем, излишки удаляют при помощи тампона или замши.

Реставрация фарфоровых статуэток начинается с головы, поскольку именно лицо и голова статуэток страдают больше всего. Если требуется восстановить целостность покрытия и рисунок, то на фарфор наносят либо акриловые краски, либо эмаль. Цвет подбирается индивидуально. Эмаль подходит идеально, поскольку она используется для нанесения рисунка на керамику и фарфор.

Если от статуэтки откололась часть, то нужно приклеить ее с помощью клея, шов затереть мастикой — так он продержится дольше.

А как склеить фарфор, если не хватает большого осколка? Для этого можно использовать пластилин. Пластилин подбирают по цвету, обрабатывают клеем, а после заполняют трещину. На реставрированную поверхность стоит нанести рисунок для того, чтобы восстановительные процедуры были менее заметны.

Как восстановить позолоту на фарфоре?

Реставрация керамики и фарфора, на поверхности которых находиться позолота, — это достаточно сложно выполнимое действие в домашних условиях. Если предмет обладает исторической и культурной ценностью, его можно отнести к антиквариату или раритету, то лучше воспользоваться услугами мастера. Если такой возможности нет, то кое-что можно сделать и самостоятельно.

Позолоту восстанавливают тремя основными способами:

  • наносят сусальное золото на керамику;
  • покрытие восстанавливают при помощи специальных красок;
  • частично клеят, обрабатывая стыки.

Керамический предмет, на поверхности которого есть позолота, можно восстановить при помощи сусального золота. Его наносят на поверхность фарфора тонким слоем, фиксируют при помощи клея. Опасность такого метода реставрации заключается в том, что нужно стыковать части сусального золота с уже имеющимся рисунком. Если наносить его на поверхность позолоты, то после проведенной реставрации рисунок будет иметь неровности.

Использование красок имеет несколько нюансов: нужно подобрать цвет, краски наносятся тонким слоем. Чем тоньше слой, тем лучше смотреться позолота. Если на поверхность изделия наносить краски несколькими слоями — это будет выглядеть не слишком аккуратно. Цвет подбирают самостоятельно, точно установить оттенок бывает сложно, поэтому нередко требуется устранить оставшуюся краску с поверхности посуды.

Сусальное золото клеить можно по стыку, также по стыку наносят позолоту. Если оттенок красок имеет сходство с позолотой, тогда реставрация не вызовет особых затруднений. Краску наносят на керамику при помощи тонкой кисти; если есть необходимость, то можно удалить краску с поверхности изделия при помощи ацетона.

Ацетон или растворитель хорошо справится с красками, но в результате такой обработки может пострадать и сам предмет. В результате такой манипуляции некоторое количество позолоты удалится вместе с краской или клеем, который использовали для сусального золота.

Как ухаживать?

Посуда из фарфора и керамики, которая подверглась реставрации в домашних условиях или только что покинула пределы мастерской, нуждается в особом уходе:

  1. Не стоит использовать для мытья посуды агрессивные средства.
  2. Изделия не рекомендуют мыть в горячей воде.
  3. После реставрации посуду не стоит использовать повседневно.

Если вещь имеет отношение к антиквариату, то после восстановления ее лучше оставить в шкафу на полке и не использовать в повседневной жизни. Мыть такое изделие рекомендуют только теплой водой, после протирать мягкой тряпочкой.

Постепенно швы, которые были обработаны, теряют герметичность, вода и реагенты разрушают клей и мастику, поэтому часто мыть фарфор или керамику не рекомендуется. Но стоит иметь в виду, что посуда, которая хотя бы раз подверглась реставрации, обязательно окажется в руках мастера повторно.

Основным принципом реставрации, которого следует придерживаться, является обратимость, или, иначе говоря – отсутствие возможности бесповоротно навредить реставрируемому предмету.

. Истинным коллекционером или дилером никогда не будет нанесен непоправимый вред собственным, пусть даже незначительным, как кажется на первый взгляд, вмешательством. Однако нам, так или иначе, но все же хочется принять участие в процессе.

Итак, попробуем рассмотреть «лечение», которое выглядит наиболее безболезненным в процессе восстановления позолоты. Следует отметить, что среди реставраторов золочение закрепило за собой славу процесса высшего в категории уровня сложности. Потому следует напомнить, что прежде чем окончательно навредить предмету, взвесьте все «за» и «против». Ведь кроме прочего антикварный предмет, пара чайная или кофейная пара это или что иное, после вашего вмешательства потеряет одно крайне ценное для себя качество, а именно – специфический шарм и присущее ему обаяние, которое может подарить лишь время. И таким результат станет в лучшем случае, если же говорить о худшем, то он и вовсе может приобрести уродливость и пошлость с претензией на качественный сувенир. Так кофейная пара либо пара чайная попросту превратится в посуду, которую уж лучше никому и не показывать после подобной реставрации.

Самый простой способ, который может быть – нанесение позолоты традиционным методом с последующим ее обжигом – явно не подойдет для нас. Хотя бы потому, что совсем не у каждого имеется специальная печь для обжига дома, а если вдруг и удалось ею обзавестись, то единственный результат, которого можно будет добиться – это полное уничтожение предмета в процессе неумелого обжига.

Также можно при помощи клея нанести специальное сусальное листовое золото. Вы уверены, что справитесь со стыками или в том, что клей не начнет вылезать там, где не нужно? В результате вы можете получить изделие с вопиющей новизной, с наглым проблеском позолоты и скрипом – а именно со всеми теми характеристиками, которые указывают на общую новизну изделия, после чего придется достаточно нудно и долго приводить его в состаренный вид.

Наиболее простым вариантом является приобретение 2-3 баночек золотой имитации, которая уже разведена лаком в художественном магазине. Следует подобрать необходимый тон, после чего путем смешивания прийти к получению более близкого для вашего предмета оттенка. Нанесение производится с помощью аэрографа или кисти. Следует запомнить, что чем слой толще, тем это хуже для внешнего вида предмета, потому следует тщательно избегать подобного результата.

Крайне разочаровывающе может выглядеть также и работа, выполненная «по соседству» с «родным» золотом изделия. Здесь будет явно проглядываться структура порошка, в особенности, если как отмечено выше, наносить ее толстым слоем. Вариант настоящего твореного золота является достаточно привлекательным по виду способа, однако опять же, попасть под существующий уже цвет золота изделия здесь достаточно трудно. Кроме того, разведенное гуммиарабиком золото на фарфоровый глянец попросту не ляжет.

Другим вариантом является применение на собственной практике дорогостоящего опыта коллег с Запада. Для этого необходимо нанести с помощью специальной кисти или аэрографа полимерный клей, на который после наносится порошковое золото. После этого проводится полировка и цировка. Для того, чтобы в будущем была возможность производить без проблем мытье посуды, можно в качестве завершающего покрытия использовать лак, который, конечно, в одночасье скажется и на «достоверности» такого покрытия.

Еще одним важным моментом является то, что вышеперечисленные способы при неверном нанесении могут быть устранены при некачественном результате с помощью ацетона.

Отметим, что после неудачно проведенной реставрации вам придется столкнуться и с тем, что родного золота также поубавится на фарфоровом предмете. Итак, в каких же случаях реставрация является уместной? В частности уместна она при незначительной утрате фрагментов. Легкой реставрации поддаются небольших размеров детали, которые полностью перекрываются без какого-либо ущерба для достоинств художественного характера. Большие склеенные поверхности лучше реставрируются лишь в местах их склеивания. Так или иначе, реставрация будет видна в любом случае, однако это лучше, чем перекрывание поверхности в полном объеме.

Керамические и фарфоровые украшения можно найти практически в каждом доме. Статуэтки, которые остались от бабушек, теперь становятся раритетом и с каждым годом приобретают все большую ценность. Единственный недостаток – это их хрупкость. Одно неловкое движение и придется собирать осколки. Но не нужно сразу впадать в отчаяние. Возможно, вещь удастся спасти. Для этого понадобится клей для керамики.

Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

Каким клеем ремонтировать керамику

Керамика в отличие от фарфора не просвечивает, поэтому, если клеевой шов будет тонким, трещина может получиться совсем незаметной.

Склеить керамику можно одним из видов синтетических растворов на основе цианоакрилатов, которые продаются в магазинах или интернете:

Если материал контактирует с пищевыми продуктами, то водостойкий клей для керамики ABRO EC–510 из эпоксидной основы, позволит создать невидимый шов, без вреда для здоровья. Это двухкомпонентный раствор, который замешивают перед склеиванием.

Перед началом реставрации нужно все заранее подготовить, потому что материал схватывается в течение 3–5 минут.

  • Прозрачный клей «Секунда».
  • Кристалл Момент.
  • «Цианопан».
  • «Монолит».
  • «Марс».

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Чем склеивать фарфор

    Фарфор – это вид тонкой керамики, он просвечивает на свету. Для его починки нужны составы с наиболее легкой структурой, они создают прозрачный тонкий слой. Чтобы при просвечивании, трещина была менее заметна.

    Чтобы провести ремонт фарфора, можно применить следующие виды сцепляющих компонентов:

  • БФ-2.
  • «Rapid Araldit».
  • «Cosmofen CA-12».
  • «STANGER».
  • Пищевой клей. Его можно сделать в домашних условиях для реставрации фарфоровых статуэток или посуды.

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Что понадобится: пол-литра воды, 50 гр. сахара, 50 гр. гашеной извести.

    Вода должна быть чистой, без ржавчины, иначе раствор получится желтым.

    Все смешать, поставить на малый огонь и выдерживать на плите 3 часа (не давать кипеть). Раствор оставить на 4–5 часов, пока лишняя жидкость не отслоится. Ее нужно аккуратно слить.

    Далее в раствор добавить 200–250 гр. сухой смеси для укладки кафеля и перемешать. Плотно закрыть крышкой и оставить на ночь.

    После того, как раствор отстоится, опять слить жидкость и прокипятить 10–15 мин. Клей готов.

    Если у вас есть белый гипс без примесей, можете изготовить клей для фарфора самостоятельно. Для этого вам понадобится:

  • белок от куриного яйца;
  • 2 ст.л. гипса.

    Что делать: белок отделить от желтка. Немного взбить, чтобы получилась мягкая пена. Добавить порциями гипс и хорошо перемешать.

    Полезное видео по теме:

    Универсальный клей для обоих материалов

    Когда нет возможности определить тип материала, можно применять универсальные составы для реставрации.

    К таким составам относятся:

  • Обычный казеиновый раствор, российского производства.
  • Connetic – универсальный эпоксидный материал.
  • Карбинольный клей.
  • Самодельный состав из белка и соды.
  • Porcelain Potch – не только склеивает, но и защищает изделие от влаги.
  • Титан.

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора

    Важные нюансы в ходе склеивания

    Выделяют следующие особенности:

  • Все керамические детали нужно тщательно просушить перед тем, как склеить не менее суток. Поскольку керамика и фарфор материалы пористые, даже если поверхность скола будет сухой, в мелких углублениях может находиться жидкость.
  • Все осколки собирают, закреплять начинают более крупные, заканчивают мелкими.
  • Если не удается склеить полностью гладкую керамическую поверхность, то трещины или выемки от недостающих кусочков заполняют эпоксидной смолой или мастикой, шлифуют.
  • Если откололся край с фарфора позолотой, то восстановить его можно при помощи красок. Перед тем как окрашивать, нужно подобрать оттенок.
  • Если реставрация фарфоровых статуэток проводилась раньше, перед нанесением свежего клеевого слоя удалите старое вещество. Для этого можно применить растворитель или ацетон.
  • Чтобы зафиксировать положение деталей, пока сохнет шов, в зависимости от формы фарфоровой посуды ее можно перетянуть резинками для денег. Если закрепить все осколки сразу не получится на основании, работают поэтапно, после приклеивания каждого скола, полностью просушивая.
  • Фарфор более тонкий, чем керамика, поэтому при сильном давлении может растрескаться дальше.
  • Для работы с мелкими кусочками удобно пользоваться пинцетом или рейсфедером.

    Реставрация фарфоровых статуэток

    Чтобы вернуть прежний вид фарфоровым предметам, нужно действовать аккуратно и не торопиться.

    Собрать и промыть все детали с мыльным раствором. Ополоснуть водой, просушить на бумаге. Чтобы не порезаться, можно промыть элементы в пластиковом дуршлаге.

    Не вытирайте осколки кухонным полотенцем, на острых краях могут остаться волокна ткани.

  • После просушки обработайте края ацетоном или спиртом, чтобы обезжирить.
  • Собрать фарфоровые осколки как пазл, чтобы посмотреть заранее, что куда клеить.
  • На места поломки керамики нанесите тонкой кистью слой клея, оставьте на 5–10 мин.
  • Затем снова нанести второй слой клея, плотно прижать два кусочка. Немного подержать, пока состав не начнет схватываться. Чистой нетканой салфеткой убрать остатки сцепляющего раствора, веществу набрать прочность 1–2 часа.
  • Повторить с остальными кусочками керамики, оставить на 24 часа для полной просушки.
  • После того как клей полностью высохнет, подкрашивают акриловыми красками трещины, если предмет не применяют для пищевых продуктов.

    Интересное видео по теме:

    Как ухаживать после реставрации

    Когда реставрация фарфора или керамики завершена, к восстановленному предмету требуется особый подход.

  • Чтобы трещины не пошли дальше, не мойте посуду горячей водой.
  • Не применяйте абразивные средства при мытье.
  • Не нагружайте посуду тяжелыми предметами (не кладите в отреставрированные чаши фрукты).
  • Не используйте посуду для повседневного приема пищи.

    Старайтесь, чтобы на посуду или фарфоровые статуэтки не попадала влага. Вода будет вымывать клеевой шов, и он может разрушиться. Протирайте пыль с керамики мягкой сухой тряпочкой, без средств для уборки.

    В заключение

    Чтобы керамика или фарфор служили дольше и радовали своим видом, убирайте их повыше в шкафы со стеклянными дверцами, чтобы дети или животные не могли их опрокинуть. Если все-таки посуда разбилась, собирайте осколки в перчатках, чтобы не порезаться.

    Следуйте нашим рекомендациям и делитесь своим опытом восстановления фарфора и керамики в комментариях и социальных сетях.

    Родиной фарфора считают Китай, именно оттуда пришел к нам этот изысканный, благородный и нужный материал. С тех пор прошли столетия, но и по сей день сохранились старинные фарфоровые изделия, которые бережно хранятся в частных коллекциях и в государственных музеях. Невероятно ценится антикварная посуда. Несмотря на хрупкость этих изделий, до наших дней сохранились прекрасные экземпляры, которым несколько сотен лет. Однако, существует одно «но», - сохранились они благодаря бережному обращению и профессионализму реставраторов фарфоровых изделий, которые имеют огромный опыт и десятки технологий, позволяющих подарить фарфору вторую жизнь.
    Реставрация фарфора – сложный и трудоемкий процесс, не допускающий непрофессионализма ни на одном из этапов, начиная со склейки черепков и заканчивая подбором цвета эмали и полировкой.

    Рабочее место реставратора должно иметь естественное дневное освещение, которое особенно важно при тонировке и реконструкции фарфора. Стол хорошо бы защитить пробковым или любым другим упругим покрытием, которое в случае падения предмета ослабит удар. Следует обратить внимание на то, что все действия, которые вы совершаете, и их последствия должны быть поправимы, то есть на то, что профессионалы называют обратимостью процесса.
    Методы и материалы для реставрации фарфора
    Реставрация фарфора и керамики достаточно трудоемкий и сложный процесс, цель которого вернуть изделию из этих материалов первоначальный вид. Реставратор, работающий с фарфором и керамикой должен иметь соответствующее образование большой опыт и умение, чтоб после реставрации фарфор и изделия из керамики имели цельный вид, без признаков вмешательства. Методы реставрации фарфора зависят от степени и видах повреждений.

    Это может быть многофрагментная склейка, требующая от реставратора много умения и терпения. При отсутствии фрагментов на фарфоровых статуэтках, сувенирах или скульптурах реставратор должен изготовить нужные детали и восполнить недостающие фрагменты изделия. Реставрация фарфора поистине требует ювелирного мастерства, выдержки и терпения. Утраченные фрагменты должны полностью совпадать и после склеивания выглядеть цельной композицией.
    Помимо этого реставратор занимается восполнением сколов, укрепляет трещины, проверяет уязвимые участки фарфора, места, в которых уже проводилась реставрация, восстанавливает утратившую блеск позолоту и многое другое. Для того чтобы вернуть изделиям из фарфора и керамики экспозиционный вид наши мастера используют самые современные материалы для реставрации. Наши специалисты настолько виртуозно владеют техниками реставрирования фарфора, что после реставрации можно результат назвать «невидимым», то есть даже при внимательно осмотре фарфорового изделия невозможно обнаружить следов реставрации.
    Простого склеивания обычно оказывается недостаточно. Поврежденные фарфоровые предметы имеют неизбежные утраты: выкрошки глазури и массы черепка по кромкам разлома, щербины, сколы; иногда отсутствуют значительные фрагменты или отдельные детали. Восполнение утраченных частей – сложный и трудоемкий процесс. Издавна для этой цели применяли обожженную или необожженную глину или гипс. В настоящее время для доделок используют гипс с добавлением клея ПВА (гипсополимер), цианакрилатные композиции, эпоксидные смолы с наполнителями (тальк, сухие пигменты, стеклянные микросферы и т.д.), мастики типа Миллипут или Ремосет, а также материалы, заимствованные из стоматологической практики. Заключительным этапом реставрации было тонирование мастиковок и восполнение в соответствии с тоном черепка и характером росписи. В наши дни реставраторы имеют большой выбор красок и лаков.
    В основе современной музейной реставрации лежат принципы неприкосновенности подлинника и обратимости применяемых материалов. Привнесенные дополнения в большинстве случаев должны отличаться от оригинала. При использовании ряда приемов успешно работает принцип «шесть футов – шесть дюймов», когда доделка, совершенно незаметная с расстояния шести футов (порядка 180 см), становится ясно различимой с расстояния шесть дюймов (15 см).

    Читайте также: