Как связана биология и ювелирное дело

Опубликовано: 24.04.2024

Введение

1.Предмет общей биологии.

2.Методы общей биологии.

3История развития биологии.

4.Связь общей биологии с естественными и другими науками.

5.Признаки живых организмов.

6. Уровни организации живой проироды.

1. Предмет общей биологии. Методы общей биологии

Биология – наука о живых существах, их строении, процессах жизнедеятельности, взаимосвязях, закономерностях распространения на земном шаре, происхождении, эволюции, разнообразии. Предметом общей биологии являются наиболее общие закономерности, раскрывающие суть жизни, ее формы и закономерности развития.

Биология — наука о жизни. Важнейшая задача биологии — изучение многообразия, строения, жизнедеятельности, индивидуального развития и эволюции живых организмов, их взаимоотношений со средой обитания.

Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Выделяют следующие методы исследования, которые изображены на



Рис. 1

Методы исследования биологии
• описательный;
Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее и зложить для использования другими поколениями. На рисунке 2 иображена суть этого метода, как сбор информации, описание характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого рганизма и исследование одновременно.
В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня.
• сравнительный;

В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит соспоставление и изучение схожих и различных черт живих органи змов, их строения. Этот метод является основой систематики. Обратите внимание на риунок 3, на котором изображен сравнительный метод. Благодаря ему открыто крпнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярне и в наше время.
• исторический;

Этот метод изучает закономерности появления организмов, их развития, становления структуры и функций живих органи змов. Ч. Дарвин стал основоположником и главным пользователем этого метода. Ребята посмотрите на рисунок 4.
• экспериментальный.
Такой метод исследования природных явлений связан с проведеним опытов и экспериментов в условиях, которые, точно необходимы для изкучения конкретных явлений. В результате експериментального опыта выявляют новые характеристики живих организмов. На рисунке 5 изображен пример метода эксперимента.
Экспериментальный метод дает нам возможность изолированно изучать природне явления, а, также, разрешает добиться их повторения, если соблюдать одинаковые условия. Этот метод гораздо глубже других методов позволяет нам постичь суть природных явлений.
Высшей формой эксперимента является Возможность моделирования процес сов, которые изучаются, является высшей формой такого метода исследования. Талантливый ученый-экспериментатор Павлов И.П. одним их ярых пользователей данного метода биологии.
Методы исследования биологии
• описательный;
Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее и зложить для использования другими поколениями. На рисунке 2 иображена суть этого метода, как сбор информации, описание характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого рганизма и исследование одновременно.
В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня.
• сравнительный;

В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит соспоставление и изучение схожих и различных черт живих органи змов, их строения. Этот метод является основой систематики. Обратите внимание на риунок 3, на котором изображен сравнительный метод. Благодаря ему открыто крпнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярне и в наше время.
• исторический;

Этот метод изучает закономерности появления организмов, их развития, становления структуры и функций живих органи змов. Ч. Дарвин стал основоположником и главным пользователем этого метода. Ребята посмотрите на рисунок 4.
• экспериментальный.
Такой метод исследования природных явлений связан с проведеним опытов и экспериментов в условиях, которые, точно необходимы для изкучения конкретных явлений. В результате експериментального опыта выявляют новые характеристики живих организмов. На рисунке 5 изображен пример метода эксперимента.
Экспериментальный метод дает нам возможность изолированно изучать природне явления, а, также, разрешает добиться их повторения, если соблюдать одинаковые условия. Этот метод гораздо глубже других методов позволяет нам постичь суть природных явлений.
Высшей формой эксперимента является Возможность моделирования процес сов, которые изучаются, является высшей формой такого метода исследования. Талантливый ученый-экспериментатор Павлов И.П. одним их ярых пользователей данного метода биологии.

Естественно, что общее использование всех вышеуказанных методов дает челочевеству возможность овладевания знаниями об объектах и явлениях природы. В наше время биология очень связана с такими науками, как химия, физика, математика и кибернетика. Именно совместные плоды их сотрудничества принесли нам саме огромные открытия.

2. История развития биологии

Биология уходит своими корнями в глубокую древность.

Первобытный человек был первым, кто стал непроизвольно накапливать первые знания о живых организмах. Живые организмы были пищей, материалом для одежды и жилья первобытного человека. Уже тогда надо было знать все о растениях, животных, особенностях их поведения. Вот так потихоньку стали накапливаться знания о всем живом, что окружало человека.
Первоначально накапливающийся опыт передавали поколения людей на словах, без письменного закрепления. Появление письменности дало возможность лучше сохранять и передавать ценные знания. Знания становились полнее, богаче. Но еще очень долго биологии как науки не существовало.
Великий греческий врач Гиппократ (живший в 460 - 377 гг. до н.э.) внес фактический вклад в создание материалов о живых организмах. Он первым изучил строение животных, человека, состав и форму костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга у человека. Ученики, посмотрите на рисунок 2. Так выглядел этот великий ученый.
Лучше всего естествознание и философия античного мира представил в своих трудах Аристотель (живший в 384-322 гг. до н. э.). Он выучил и дал описание более 500 видам животных, первым попытался их классифицировать. Он глубоко и тонко изучал строение и образ жизни животных и растений, что стало зарождением основ зоологии. Работы Аристотеля оказали огромное значение для последующего развития таких наук, как естествознание и философия.
Уже последователем Аристотеля стал Теофраст (живший в 372-287 гг. до н. э.), который изучил и систематизировал знания человека о растениях. Его еще называют "отцом ботаники".
Римский врач Гален (живший в 139-200 гг. н.э.) углубил и в занчительной степени увеличил знания человека о строении своего тела. Он все это изучал на трупах обезьян и свиней. Его трудами долгое время пользовались в естествознании и медицине.
В наше время существует даже Нобелевская премия Галена. Это премия в сфере прикладных медицинских исследований. Награда присуждается за разработку и выпуск на рынок продуктов, развивающих мировое здравоохранение.

Поэт и философ Рима Тит Лукреций Кар ( живший в I в. до н.э.) первым выступил против религиозных догм и изложил мысль о возникновении и развитии жизни естественным образом, что было зафиксировано в его поэме "О природе вещей".
Времена Средневековья привнесли упадок в развитие биологии, так как эта эпоха знаменита господством церкви с элементами мистики и реакционной идеологии. Церковь считала святыми истинами сочинения Аристотеля, Галена, хотя очень исказила их суть, и активно пропагандировала их в общество.
Было аксиомой то, что изучать живую природу не надо, так как древние ученые уже это сделали в полном объеме. Церковь всех учила, что чем больше мы знаем мир, тем больше грашим перед богом. Любые объяснения природных явлений не должны противоречить ни Библии, ни сочинениям древних ученых. Церковь жестоко карала всех мыслителей и исследователей, кто имел смелость заявлять что-то новое, и поэтому накопление знаний в эпоху Средневековья шло крайне медленно.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) развитие биологии, как науки, стало самым активным и прогрессивным. В это время создан новый общественный класс – буржуазия. Развивающиеся производственные силы нуждались в конкретных и точных знаниях.
Это привело к созданию разных видов наук о природе. В XV-XVIII вв. обособились в отдельные науки ботаника, зоология, анатомия, физиология. В то же время активно развивающемуся естествознанию приходилось яро отстаивать свои права на существование, вести борьбу с церковью.
Рис.6 Становление науки биологии
Так, например, Мигель Сервет (1511-1553 гг.) стал автором и новооткрывателем таких знаний, как малый круг кровообращения. Именно за это его объявили еретиком и сожгли на костре.
Характерной чертой естествознания этого периода было изучение объектов природы изолировано и обособлено друг от друга. Все это порождало представления человека о ее неизменности, неизменности видов. Этот период назывался метафизическим. Чуть позже в метафизических представлениях о создании мира произрастают ростки недоверия и прорехи несогласованности.
И. Кант (живший в 1724-1804 гг.) в 1755 г. создал труд «Всеобщая естественная история и теория неба", в котором дал развитие гипотезе о естественном происхождении Земли. Через 50 лет эта известная гипотеза была математичи обоснована в работе ученого П.С. Лапласа (живший в 1749-1827 гг.).
Французские материалисты XVIII в. - Ж. Ламетри ( живший в 1709-1751 гг.), Д. Дидро (живший в 1713-1784 гг.) и многие другие ученые мужи очень много работали в этой сфере, что помогло обществу активно бороться с идеалистическими представлениями.

Античный период

С. Аристотель – ввел термин «естествознание», издал трактат «Органон», предложил «лестницу живых существ», на которую поместил и человека.

Средневековье

Основная направленность – поиск иллюстраций к истинам морали и религии. К. Линней предложил иерархическую систему живых организмов, в которой пользовался бинарной номенклатурой. Десятое издание «Системы природы» К. Линнея – 1758 год.

Научная революция XVI–XVII вв. и становление классической науки

В области биологии сделаны следующие открытия:

теория эволюции живых организмов (Ж.-Б. Ламарк), он же ввел термины «биология» и «биосфера»;

функциональная морфология (Ж. Кювье);

основы эмбриологии (К. Бэр);

клеточная теория (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838; Р. Вирхов, 1859);

эволюционное учение (Ч. Дарвин, 1859 – выход книги «Происхождение видов путем естественного отбора»).

В дальнейшем последовали фундаментальные открытия, для которых характерны глубокая системность и междисциплинарный подход. Среди них – открытие основ научной физиологии (И. Сеченов, 1863).

В этот период Э. Геккель в одной из своих работ «Всеобщая морфология организмов» (1866) впервые применил термин «экология» как «наука о взаимоотношениях организмов между собой» и «физиология отношений организмов друг с другом», отождествляя новую науку с «экономикой природы».

В 1887 г. А. Вейсман выдвинул теорию непрерывности зародышевой плазмы.

Открытые в это же время законы наследственности (Г. Мендель, 1865) остались незамеченными вплоть до 1900 г., когда их независимо друг от друга переоткрыли Г. де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак.

При дальнейшем развитии исследований были обнаружены новые явления, недоступные объяснениям с позиций доминирующей парадигмы. Назрела необходимость в ее смене. Этот процесс происходил в три этапа и получил название Новейшая революция в науке.

Первый этап связан с «переоткрытием» генетики (1900 г.) и возникновением противоречий между сторонниками классического дарвинизма и менделеевской генетики. В это время Т. Морган предложил хромосомную теорию наследственности (1912 г.)

Второй этап новейшей революции относят к середине 20-х годов. Были: сочетавшаяся с теорией относительности и новой квантово-релятивистской картиной мира. В эти же годы утвердилась популяционная генетика, примирившая противоречия классического дарвинизма с законами наследственности Г. Менделя. В экологии на основе популяционного учения активно разрабатывался биогеоценологический подход. Примечательно, что последние открытия были созданы на основе трудов отечественных ученых (в числе которых – профессора Харьковского университета С.И. Медведев и В.В. Станчинский), но впоследствии у себя на родине искусственно развенчаны тоталитарным режимом, вплоть до начала реабилитации с 50-х годов.

В 1932 г. в работе Л. Берталанфи «Теория биологических объектов как открытых систем, находящихся в состоянии динамического равновесия» были заложены основы Общей теории систем.

Третий этап (40-вые годы) характеризуют многоплановость и интенсивность изучения, модернизация методов исследований. Развитие получают все естественнонаучные направления. В методы исследования внедряется кибернетика.

В конце 1940-х годов оформляется учение В.И. Вернадского о биосфере как среде и продукте жизнедеятельности живого вещества.

В биологии в это время расшифровывается структура ДНК (Ф. Крик и Дж. Уотсон, 1953) и триплетный код нуклеотидов, которым записываются аминокислоты (Ниренберг и Маттеи на основе гипотезы Ф. Крика).

Одним из интереснейших открытий ХХ века является обоснование нового направления в науке – синергетики, которая, кроме всего, показала, что действие системы в целом не является простой суммой действий ее компонентов. Открытие синергетики связывают с именами Дж. Хакена и И. Пригожина.

4. Связь общей биологии с естественными и другими науками

Современная биология связана в различных аспектах с другими науками, такими как:

по предмету изучения – с медициной, ветеринарией, экологией,

по методам исследований – с физикой, химией, математикой, информатикой,

по использованию данных в хозяйственной деятельности – с сельскохозяйственными, лесоводческими науками, биотехнологией, охраной окружающей среды.

Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. Живший в V веке до н. э. Гиппократ впервые поставил медицину на научную основу, за что его вполне заслуженно прозвали «отцом медицины». Спустя век Аристотель обобщил все биологическия знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н. э. Гален заложил фундамент анатомии.

Средневековье, пройдя тяжёлым сапогом по всей научной жизни Европы, существенно затормозило и развитие биологии. Хранителями знаний в эти мрачные века стали арабские учёные. Только в XVI веке с наступлением эпохи Возрождения развитие науки продолжилось. В начале XVII века Уильям Гарвей открыл кровообращение, а через 50 лет при помощи изобретённого незадолго до этого микроскопа Антони ван Левенгук открыл дверь в мир микроорганизмов.

К XVIII веку собралось огромное количество описаний различных животных и растений со всего света. Обобщил и систематизировал эти знания шведский ученый Карл Линней. Жан-Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции, а Жорж Кювье доказал изменчивость живого экспериментально, создав новую науку – палеонтологию.

XIX и XX века стали временем потрясающих научных открытий. Доминировавшую почти век теорию катастроф сменила теория естественного отбора Чарльза Дарвина. Иван Павлов заложил основы современной физиологии, Владимир Вернадский стал создателем учения о биосфере. Луи Пастер и Александер Флеминг существенно продвинули вперёд медицину. И появилась наиболее динамичная в современной биологии наука – генетика.

В настоящее время биология условно разделяется на две большие группы наук. Биология организмов (сюда входит науки о растениях (ботаника), животных (зоология), грибах (микология), микроорганизмах (микробиология) изучает отдельные группы живых организмов, их внутреннее и внешнее строение, образ жизни, размножение и развитие.Общая биология изучает жизнь на различных уровнях: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и молекулярная генетика), клеточном (цитология), тканевом (гистология), на уровне органов и их систем (физиология, морфология и анатомия), популяций и природных сообществ (экология).

Биология тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. Экология, находящаяся на стыке биологии и географии, в настоящее время часто рассматривается как самостоятельная наука.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 2277 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Ювелирное дело (от голландского juwelier — «драгоценность») — вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает изделие из драгоценных материалов, применяя различные техники их обработки. В ювелирном деле гораздо реже, но все же используются цветные металлы и их сплавы, полудрагоценные и поделочные камни. Искусный ювелир должен не только уметь пользоваться специальным инструментом и досконально знать технические нюансы профессии, но и обладать незаурядными творческими способностями для разработки оригинального дизайна своих произведений.

Ювелирное дело по праву относится к категории наиболее престижных творческих профессий, чьи секреты мастера тщательно хранят и бережно передают из поколения в поколение. А за уникальные шедевры, изготовленные именитыми ювелирами, обеспеченные люди готовы платить огромные деньги.

Ювелирное дело. Древнеегипетские пектораль и ожерелье принцессы Ситатхориунет, XIX век до н. э.

Особенности ювелирного дела

Ювелирное дело — это особое искусство, в котором мастер, наделенный незаурядным талантом, способен превращать дорогостоящие материалы в произведения, имеющие не только денежную, но и значительную художественную ценность.

Ювелирное дело. Золотая диадема-венок из Одрисского царства, IV век до н. э.

К наиболее распространенным материалам, используемым для создания предметов ювелирики, можно причислить:

  • драгоценные металлы (золото, серебро и платину);
  • драгоценные камни (алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, жемчуг);
  • полудрагоценные камни (янтарь, бирюзу, аметисты, топазы, опалы).

Ювелирное дело. Этрусская серьга в форме дельфина, V век до н. э.

Всевозможные ювелирные изделия можно разделить на следующие основные группы:

  • элементы художественной отделки холодного и огнестрельного оружия;
  • предметы быта (оклады книг, сосуды, посуда, шкатулки, часы, футляры);
  • предметы культового назначения (кресты, реликварии, оклады икон и священных книг, лампады, дарохранительницы, дароносицы);
  • предметы фалеристики и медальерики (ордена, медали, памятные знаки);
  • украшения (браслеты, броши, бусы, цепочки, гребни, диадемы, запонки, медальоны, кольца, колье, кулоны, ожерелья, перстни, серьги, тиары).

Ювелирное дело. Древнегреческая ажурная сетка для волос, IV-III века до н. э.

Мастера-ювелиры используют в своей работе разнообразные техники художественной обработки металлов и камней, в том числе:

  • ковку;
  • литье;
  • чеканку;
  • тиснение;
  • резьбу;
  • гравировку;
  • чернь;
  • эмаль;
  • инкрустацию;
  • травление;
  • вальцовку;
  • полировку;
  • шлифовку;
  • огранку;
  • гибку;
  • пайку;
  • закрепку.

Ювелирное дело. Сирийский золотой браслет, IV век до н.э.

Уникальной особенностью ювелирного дела является возможность многократного использования драгоценных металлов для производства изделий путем переплавки лома. Это часто становится причиной безжалостного уничтожения уникальных шедевров, обнаруженных искателями кладов и похищенных грабителями.

Ювелирное дело. Византийское колье, VI-VII века

История ювелирного дела

История ювелирного дела насчитывает более 5 тысяч лет, именно таким возрастом датируются самые ранние художественные изделия из золота, найденные на территории современного Египта. В те далекие времена местные мастера уже умели изготавливать всевозможные украшения из благородного металла, в том числе, браслеты, нагрудники, ожерелья и погребальные маски фараонов.

Ювелирное дело. Вавилонские золотые серьги с клинописными надписями, XXI век до н. э.

В последующие несколько тысячелетий ювелирное дело из Египта распространилось в соседние регионы — на Ближний Восток и в Междуречье. Здесь весомых успехов в художественной обработке драгметаллов и камней достигли мастера Ассирии, Шумера и Вавилона.

Согласно достоверным историческим источникам, самые ранние упоминания об ювелирных произведениях древнегреческих мастеров датируются XIV веком до нашей эры. Наивысшего расцвета оно достигло в классический период истории Эллады — в V-IV веках до н. э. Древние греки первыми научились создавать украшения из изумрудов и жемчуга, а также добились потрясающих успехов в изготовлении гемм (камей и инталий) для медальонов, перстней-печаток и амулетов.

Ювелирное дело. Карл Фаберже. Пасхальное яйцо «Ренессанс», 1894

Ювелиры Древнего Рима унаследовали традиции соседей-греков и дополнили их собственными уникальными наработками. Они начали широко использовать золото и драгоценные камни не только для нательных украшений, но и при изготовлении мебели и других предметов интерьера. Но после падения Рима под натиском варваров в конце V века многие секреты мастеров были надолго утрачены.

Ювелирное дело. Римский золотой перстень с портретом императора Коммода, II век

В Византийской империи после принятия христианства ювелирное искусство на многие столетия было монополизировано церковью. Неизвестные мастера в огромных количествах изготавливали разнообразные предметы культа для храмов, а также оклады икон и священных книг. Аналогичным образом события развивались в Средневековье на территории всей Западной Европы.

Ювелирное дело. Карл Фаберже. Ювелирное украшение аграф, начало ХХ века

Только в XIII веке, на заре эпохи Возрождения, в парадном убранстве высшей европейской знати вновь стали появляться ювелирные украшения. В обществе начали распространяться идеи гуманизма, а вместе с ними быстро развивались все виды искусства, в том числе и ювелирное дело. Ношение пряжек, перстней, ожерелий и поясов, украшенных драгоценными камнями, вошло в моду, а профессия ювелира вновь стала широко востребованной в обществе.

Ювелирное дело. Декоративный гребень в стиле ар-нуво, 1902

В эпоху Великих географических открытий (конец XIV — конец XVII веков) европейцы наконец смогли познакомиться с образцами ювелирного искусства из других регионов Земли. Моряки, а затем и искатели приключений начали привозить из Африки, Индии и Китая изделия местных ювелиров. В то же время, огромное количество уникальных шедевров из золота доколумбовых цивилизаций Америки были переплавлены испанскими конкистадорами в монеты и слитки.

Ювелирное дело. Густинус Амбрози. Памятник Даниэлю Сваровски в Ваттенсе, 1960

В последующие столетия ювелирное дело вместе с другими видами искусства переживало периоды взлета и падения, сменяли друг друга разнообразные стили, появлялись новые техники и материалы. В XIX веке началось массовое промышленное производство ювелирных изделий, тогда же были образованы всемирно известные ювелирные компании — французская Cartier, американская Tiffany & Co и австрийская Swarovski AG.

Ювелирное дело. Часы Cartier из серии Pasha de Cartier, 1980-е

Самые известные мастера ювелирного дела

Имена подавляющего большинства искусных ювелиров древности навсегда утрачены для потомков и лишь немногие из них знакомы узкому кругу специалистов. Весомый вклад в мировую культуру внесли многие творческие личности, работавшие с драгоценными камнями и металлами. И все же, к числу самых известных мастеров ювелирного дела относятся:

  • Карл Фаберже (Karl Faberge) — российский ювелир немецкого происхождения, основатель знаменитой династии мастеров по изготовлению пасхальных яиц для императорской семьи Романовых. На создание одного шедевра у команды мастеров под руководством Карла Фаберже уходил целый год, зато каждое яйцо и сегодня представляет собой огромную художественную ценность.
  • Чарльз Льюиз Тиффани (Charles Lewis Tiffany) — учредитель огромной транснациональной ювелирной компании, названной его именем. Тиффани был не только талантливым ювелиром, но и успешным предпринимателем, а стоимость созданной им компании сейчас составляет более 16 миллиардов долларов.
  • Даниэль Сваровски (Daniel Swarovski) — австрийский инженер, создавший всемирно известную компанию по обработке драгоценных камней — лидера мирового рынка граненого хрусталя. Кристаллы Swarovski в наши дни используют лучшие дизайнеры и модельеры при разработке элитных коллекций одежды.
  • Луи-Франсуа Картье (Louis-François Cartier) — французский ювелир, основатель фирмы Cartier и огромной сети специализированных магазинов по всему миру. Всемирную известность его компания приобрела позже, благодаря разработке его внуком часов, украшенных драгоценными камнями.

Ювелирное дело. Фирменный магазин Tiffany & Co в Гонконге, XXI век

В наши дни ювелирное дело по-прежнему остается востребованным видом искусства. Уникальные шедевры древних мастеров украшают залы лучших музеев мира и частные коллекции богатейших людей нашей планеты. А обычные люди по мере возможностей покупают ювелирные изделия массового производства для себя и близких.

С древнейших времен профессия ювелир относится к числу престижных, уважаемых, высокооплачиваемых и, что самое главное - творческих и интересных. Такие мастера отличаются предельной аккуратностью, готовы к тонкой и кропотливой работе, умеют видеть прекрасное в кусочках драгоценного металла, способны создавать настоящие произведения искусства своими руками. Вспоминая известных представителей данной профессии, мы представляем Чарльза Тиффани, Даниэля Сваровски, Карла Фаберже, Луи-Франсуа Картье и их творения нереальной красоты. Тем, кто и сам желает создавать столь же прекрасные работы, предлагаем познакомиться с тонкостями и особенностями этого мастерства поближе.

  1. Краткая история профессии
  2. Главные обязанности мастера
  3. Где получить образование
  4. Перспективы профессии

Описание профессии ювелир
Профессия ювелир

Краткая история профессии

Ювелир - специалист, который занимается разработкой дизайна, изготовлением и починкой всевозможных украшений: колец, браслетов, цепочек, серег, подвесок, брошей, диадем, запонок, нательных образков и многого другого. Название профессия получила от латинского «jocellum», что означает «драгоценность».

Считается, что ювелирное дело зародилось еще во времена древних египетских фараонов - около 5000 лет назад в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют украшения из золота, найденные в время раскопок захоронения фараона Джосера (3200–2800 гг. до н.э.). На данный момент эти золотые изделия считаются самыми старыми. Выглядели они несколько примитивными, однако все равно поражали своей красотой и оригинальностью.

Ювелирное искусство вышло на новый уровень в Древней Греции. Античные мастера считались самыми лучшими ювелирами, к ним съезжались ученики со всего мира, чтобы познать тонкости и особенности этого мастерства. Полученные знания дополнялись своими культурными традициями и собственными задумками, благодаря чему зародилось множество новых техник, стилей, видов плетения и орнаментов.

Украшения Древнего Египта
Украшения в Средние века

Отличную репутацию также заработали скифские и арабские ювелиры, которые создавали утонченные и изящные изделия. Несколько позже лидирующие позицию заняла Византия. В Европе особым почетом пользовались средиземноморские мастера. Считается, что ювелирное дело на территории нынешней России зародилось со времен появления Киевской Руси - в начале 9 века нашей эры. Здесь особо ценились золотые изделия из Киева.

Главные обязанности мастера

Создание ювелирных изделий - сложная и кропотливая работа, требующая от специалиста большого терпения, концентрации и аккуратности. Мастер должен в совершенстве владеть множеством техник, в совершенстве знать специализированный инструментарий и уметь им пользоваться, а также обладать художественным вкусом и знать последние тенденции моды. В зависимости от специальности в обязанности ювелира может входить:

  • Разработка дизайна украшения, подготовка эскиза : рисование от руки или создание 3D-модели.
  • Отлив, обработка ювелирных изделий из различных металлов.
  • Работа с драгоценными и полудрагоценными камнями: огранка, полировка, закрепление.
  • Работа с металлами: литье, чеканка, ковка.
  • Нанесение гравировки, орнаментов, шрифтов, рисунков, узоров на украшения.
  • Нанесение напыления, лакового, эмалевого или другого вида покрытия.
  • Ремонт ювелирных изделий, вставка недостающих камней, подгонка размеров колец, браслетов, цепей.

Каждым видом работы занимается мастер, специализирующийся именно на ней. Так, например, ювелир-литейщик отливает украшения из драгоценных и цветных металлов, ювелир-гравер занимается нанесением гравировки, ювелир-шлифовщик полирует готовые изделия, придает им товарный вид.

Ювелир в мастерской
Обработка ювелирных изделий

Независимо от квалификации, все мастера должны уметь работать с различными видами металлов и камней, знать их свойства, уметь читать чертежи и знать ГОСТы к ним.

Профессиональные навыки и личные качества

Данная профессия требует целого ряда профессиональных навыков, без наличия которых стать настоящим специалистом невозможно. Из них особенно следует выделить следующие:

  • Знание разновидностей украшений, особенностей их составных деталей.
  • Умение разбираться в видах металлов и камней, знание их свойств и характеристиках.
  • Знание технических и художественных требований к изготовлению изделий.
  • Владение специализированным инструментом.
  • Наличие развитой фантазии и художественных способностей.
  • Умение рисовать от руки и в компьютерных графических программах.
  • Знание механических приемов: отливка, штамповка, вальцовка и прочие.
  • Владение техническими приемами: гравировка, ковка, тиснение, канфаренье, травление, инкрустация и т.д.

Так как работа ювелира зачастую связана с изготовлением миниатюрных элементов, помимо профессиональных навыков мастеру потребуется наличие некоторых личных качеств. Специалист должен обладать развитой мелкой моторикой, хорошим глазомером, отличным цветоощущением, аккуратностью, усидчивостью, способностью к концентрации внимания. Важно иметь художественный вкус, креативность, богатое воображение, а также стремление к постоянному саморазвитию.

Оценка драгоценного камня ювелиром
Обработка камня на украшении

Где получить образование

Получить профессию можно в профильных техникумах или колледжах, а также в ВУЗах. В нашей стране ювелирное искусство преподают на геологическом факультете или на специализации «художественная обработка металлов». В российских учебных заведениях основной упор идет на ремесленные навыки. Ученикам преподают основы обработки камней и металлов, учат оценивать стоимость материалов, определять их происхождение. Студенты также пробуют на практике обрабатывать металлы и камни.

Если же хочется заниматься не только изготовлением и ремонтом чужих заказов, но и созданием авторских украшений, следует подумать о получении образования в Европе. В европейских учебных заведениях у учеников появляется возможность в полной мере раскрыть свой талант и проявить фантазию, получить дизайнерские навыки, а также сотрудничать с ведущими домами моды. В конце обучения студенты получают персональное портфолио с собственной линейкой ювелирных изделий.

Следует отметить, что метод самообучения практически исключен. Так как проблемно получить теоретическую базу из-за малого количества в свободной доступе профессиональной литературы, а отточить профессиональные навыки без специального оборудования, инструментов и материалов невозможно.

Обучение на ювелира
Практические занятия по ювелирному искусству

Перспективы профессии

Специализация открывает молодым мастерам большие возможности. Как правило, новички в этом деле начинают свою карьеру с работы на ювелирных заводах и фабриках в должности младшего специалиста. Здесь они оттачивают свои навыки, совершенствуют свое мастерство, приобретают новые знания. За каждый этап развития мастеру присваивается определенный разряд, высшим из которых является VII. Такие мастера очень востребованы, что позволяет без проблем найти более высокооплачиваемое место работы или продвигаться вверх по карьерной лестнице - стать начальником подразделения или даже директором предприятия

После получения разряда можно попробовать заняться своим бизнесом. Например, открыть собственную мастерскую по изготовлению и ремонту украшений, или же вовсе углубиться в разработку авторских изделий. Это открывает мастеру новые перспективы и возможности: участие в выставках, разработка собственной линейки украшений, получение индивидуальных заказов.

ювелир

Профессия ювелир с давних времен принадлежит к числу престижных, высокооплачиваемых, а главное – интересных и творческих. Ювелиры работают с драгоценными камнями и металлами, а потому окутаны ореолом роскоши и близости к высшему обществу. Кроме того, представители данной профессии ассоциируются с людьми аккуратными, точными, скрупулезными, готовыми к кропотливой работе, умеющими и любящими создавать прекрасные шедевры собственными руками. Думая об известных ювелирах, многие сразу представляют себе Карла Фаберже и его филигранные творения. Тем, кто и сам хотел бы делать столь же прекрасные вещи, предлагаем познакомиться с этой профессией поближе.

Особенности профессии ювелира

Подробное описание профессии ювелир стоит начать с того, что это одно из самых древних ремесел. Причем изначально работа мастера была в значительной степени связана с изготовлением предметов религиозного, сакрального назначения (тогда к таковым относились и украшения). С течением времени многие аспекты трансформировалось, однако кое-что осталось практически неизменным – например, личные качества, присущие ювелиру. В первую очередь, это сочетание творческого начала и готовности к кропотливому, рутинному труду, а также усидчивость, хороший глазомер, аккуратность, наличие художественных способностей.

ювелир

Интересные факты о профессии ювелир стоит дополнить и тем объемом знаний, которым обладает хороший мастер. Он изготавливает эскизы, составляет композиции, работает с металлами, камнями и другими материалами, и каждая область требует своей специфической теоретической подготовки и практических навыков. Так, ювелир должен знать законы композиции и сочетаемости материалов, уметь чертить на бумаге и делать 3D-модели на компьютере. И конечно, в его обязанности входит работа с металлами, камнями и многие другое.

Где работают ювелиры?

Конечно, ювелир должен знать все, что касается его профессиональной области, однако не факт, что все знания пригодится ему в работе. В рамках этой профессии есть свои направления, кроме того, многое зависит от конкретного места работы. Так, в мастерской не нужно создавать собственные украшения, а вся деятельность сосредоточена вокруг уже готовых изделий: починка, увеличение/уменьшение размера, вставка выпавших камней и т.д.

Что касается сотрудников ювелирных заводов и фабрик, то в большинстве своем они имеют достаточно ограниченный круг задач: кто-то занимается огранкой камней, кто-то – отливкой форм и т.д. В небольших студиях ситуация часто иная: здесь у мастера может быть намного более широкий круг обязанностей или же он может полностью отвечать за создание какого-либо изделия.

ювелир

Еще одна формы работы ювелира – свободный художник, для которого ювелирное дело – прибыльное хобби или источник постоянного заработка. «Фрилансеры» берут частные заказы или же разрабатывают собственные коллекции и продают их. В данном случае, как правило, ювелир выполняет все работы самостоятельно или с помощниками, если они у него есть, а загрузка (то есть количество взятых в работу заказов) определяется только им самим.

Стоит отметить, что многие ювелиры начинают свою карьеру именно на заводах, фабриках или в мастерских, где кроме них есть и другие мастера. Таким образом новички практикуются, получают необходимый им разносторонний опыт под руководством наставника, а уже потом при желании уходят в свободное плавание и открывают собственные студии.

Плюсы и минусы профессии ювелир

Конечно, как и любая другая профессия, работа ювелиром имеет свои достоинства и недостатки. Среди первых отметим надежность – какова бы ни была экономическая обстановка в стране и какая бы мода ни господствовала, ювелирные изделия в ходу будут всегда. Связанный с этим вопрос, востребована ли профессия ювелир, также отнесем к ее плюсам – да, эта профессия востребована. Работа хороших мастеров всегда пользуются спросом на рынке, особенно если речь идет о создании действительно стоящих украшений.

ювелир

Еще один важный аспект, такой как зарплата ювелира, нельзя отнести ни к однозначным плюсам, ни к однозначным минусам. Все зависит от того, в какой именно компании работает мастер, а если он работает сам на себя, то сколько заказов берет и каких именно. Кстати, сама по себе возможность быть индивидуальным предпринимателем и иметь собственную (пусть и небольшую) студию для некоторых также является большим плюсом.

Среди минусов отметим то, что работа ювелира кропотливая, напряженная, требующая концентрации внимания и нахождения в одной позе в течение долго времени. Ювелиры часто отмечают, что это дает сильную нагрузку на глаза и позвоночник. Кроме того, данному ремеслу свойственны и другие недостатки сидячей работы, такие как гиподинамия, отечность в ногах, лишний вес и т.д.

В конечном счете плюсы и минусы профессии ювелир сводятся к тому, насколько тому или иному человеку в целом нравится данное ремесло. Если вы мечтаете работать с металлами и создавать ажурные украшения собственными руками, то немногочисленные недостатки профессии не будут играть для вас никакой роли. Если же вы не готовы добиваться точности линий и разбираться в драгоценных и полудрагоценных камнях, то и достоинства не покажутся вам значимыми.

ювелир

Где можно выучиться на ювелира

Учреждений, где можно получить профессию ювелир, довольно много, и они принадлежат к одной из двух условных групп. Если речь идет о комплексном высшем образовании, то это вузы – такие как МГХПА им. Строганова. Достоинство подобных программ – фундаментальность, среди недостатков – на них освоение необходимо довольно много времени, кроме того, вузы часто делают упор на теоретической составляющей, тогда как для начинающих ювелиров теория ценна только в грамотном сочетании с практикой. Поэтому такой вариант больше всего подходит тем, кто выбирает для себя первое высшее образование.

Если у вас уже есть основная профессия, но также есть желание овладеть ювелирным делом, присмотритесь к другим учреждениям, где получить профессию ювелир можно без отрыва от текущей работы и в более сжатые сроки. Например, на очные и заочные курсы приглашает школа ювелирного дизайна J-design.pro . Оптимально составленная программа, включающая как необходимую теорию, так и всестороннюю практику, позволяет овладеть ремеслом в достаточно сжатые сроки: обучение с нуля и до базового уровня занимает от полугода, с нуля и до профессионального уровня – около двух лет.

ювелир

Все преподаватели школы имеют внушительный опыт работы и внимательно следят за прогрессом своих подопечных. Кроме того, здесь ученикам предоставят все необходимые материалы и оборудование, а также подробно объяснят технику безопасности и алгоритмы работы, дадут практические советы, которые невозможно найти теоретических источниках.

Ювелирные изделия / Оправдание ювелирии

Ювелирные изделия издревле занимали совершенно особое место в культуре и быте людей. Традиционно, ювелирное дело было профессией немногих и до последнего времени не было массовым. А ювелирное искусство было элитарным и служило ограниченному количеству людей. Короли и власть предержащие, церковь, знать, люди, имеющие деньги и власть, поощряли развитие ювелирного искусства, стремились обладать уникальными предметами. Шедевры ювелирного искусства олицетворяют собой власть, богатство, роскошь, являются собственностью очень немногих. Такая картина наблюдалась во все времена.

Основные качества традиционного произведения ювелирного искусства:

  • редкость, уникальность.
  • красота, художественная значимость.
  • долговечность, применение благородных металлов и драгоценных камней.
  • высокая стоимость, капитал, финансовый инструмент.
  • атрибут социального статуса, предмет коллекционирования.
  • дружественность и близость к человеку, объект культурной и бытовой среды.

Некоторые произведения ювелирного искусства имеют и религиозную, духовную составляющую, применяются в ритуально-мистических целях (христианство, ислам, иудаизм и буддизм). В контексте культуры, общественных отношений, ювелирное искусство занимало своеобразную нишу, порой судьбы государств решались при помощи ювелирных изделий.

В процессе развития современного общества, в эпоху утверждения ценностей научно-технической революции, всеобщей индустриализации - место и значимость ювелирного искусства серьезно изменились. И основная доля этих изменений пришлась на последние сто лет. Что же произошло?

Во-первых, мы стали свидетелями утверждения совершенно других товарно-денежных отношений в новой геополитической обстановке. Виртуальные деньги, новая финансовая система заставила пересмотреть и отношения к ювелирным изделиям. Традиционное свойство ювелирного изделия, как капитала, роль оборота драгоценных металлов (как эквивалента) и камней, постепенно снижается. Сейчас можно говорить, что драгоценности окончательно утратили свою финансовую значимость, обесценились в рамках финансовых отношений. Все современные системы по обороту золота и алмазов построены на принципах конъюнктуры и политического регулирования. На лицо жестко организованная и централизованная мировая монополия, как на добычу, так и на сбыт (первичный и вторичный рынок).

Пример: Алмазодобывающие компании накопили около 15 млрд. карат необработанных алмазов. Если бы было отменено насильственное регулирование рынка, то цена на бриллианты (или на необработанные алмазы) упала бы в тысячи раз. Это был бы самый дешевый товар в мире (и, если не считать промышленность, и самый бесполезный).

Во-вторых, научный прогресс привел к появлению таких материалов, процессов и вещей, которые многократно (а в некоторых случаях в десятки тысяч раз) дороже самых дорогих ювелирных материалов, золота, платины, серебра, многих драгоценных камней. Долговечность тоже перестала быть значимой, ее заменила технология массового воспроизводства, новые материалы.

В-третьих, увеличение количества населения ("золотой миллиард") привело к значительному изменению распределения ценностей; ювелирные изделия, даже очень дорогие, в абсолютном количестве перестают быть уникальными, а постепенно переходят в разряд массовых. То, что могли купить единицы, теперь могут приобрести сотни тысяч людей. И эта тенденция продолжает стремительно нарастать. Редкостей просто на всех желающих не хватает. Этот процесс вызывает к жизни способы промышленного производства ювелирных изделий. Причем цена за одно изделие постоянно увеличивается.

В-четвертых, в век глобализации пересматривается культурный контекст. Всеобщее потребление распространяется и на социальный статус. И ювелирия сейчас выпадает из атрибутов потребления статуса. Растет круг людей, которые вообще исключают ювелирные изделия из "корзины" своего статусного имиджа. В деловых кругах традиционного ювелирного искусства почти не осталось (часы, аксессуары и все). Эта тенденция ведет к тому, что все большее количество людей перестает быть покупателями традиционной ювелирии, подчеркивает свой высокий социальный статус другими атрибутами. Рынок ювелирных изделий становится все более ориентированным на людей среднего и невысокого (низкого) достатка и социального статуса.

В-пятых, традиционные способы и технологии производства ювелирных изделий (большая доля ручного труда, безвозвратные потери, сложность и закрытость производственных процессов и т.п.), не позволяют удовлетворить возрастающий спрос (в абсолютном выражении). Начиная с сороковых годов, возникает новая отрасль промышленного производства - ювелирная. Разрабатываются новые технологии направленные только на решение двух задач: объем и качество.

Возникает индустрия оборудования и расходных материалов для ювелирного производства. Как правило, самые современные передовые промышленные технологии приспосабливаются для нужд массового ювелирного производства. На сегодняшний день нет ни одной технологии, которую можно было бы назвать чисто ювелирной, и она была бы рождена внутри ювелирного дела, а не позаимствована из промышленности. Причем это односторонний узкоспециализированный процесс. Ювелирная промышленность только потребляет плоды прогресса, оставаясь вторичной. Научные исследования в ювелирном деле ведутся только в русле увеличения производительности и качества выпускаемых в массовом порядке изделий. Пограничные исследования практически отсутствуют.

Можно сказать, что современное ювелирное дело - это гибрид (весьма однобокий) традиционных технологий и методов с позаимствованными и подогнанными под конкретные нужды промышленными технологиями.

В-шестых, массовое производство ювелирных изделий профанируют их художественную и эстетическую ценность. Из этого процесса можно выделить два момента:

Обесценивается и ставится на поток творчество художника - ювелира. Дизайн ювелирных изделий усредняется и втискивается в стандартную схему - Пред-апарте - откутюр - бутик - розница - магазин.

Ликвидируется изначальное предназначение ювелирного изделия, как наиболее дружественного к человеку объекта культурной и бытовой среды. Происходит обезличивание и тиражирование изделий не по принципу красоты, и индивидуальности, а по принципу снижения себестоимости и производственных издержек. Ювелирное изделие уже не предназначено конкретному человеку, а скорее есть продукт для сетевого сбыта, или брэндовой торговли.

В игру вступает рекламная технология, воспитывающая конкретные потребительские желания. Играют такие понятия, как ходовая модель, модельный ряд, хит сезона и прочая атрибутика массовых продаж.

В-седьмых, возникло совершенно новое явление - массовый вторичный рынок ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней. По некоторым оценкам, объем этого рынка составляет до 40% всего оборота ювелирной отрасли в мире. Т.е. более трети всех выпускаемых изделий перепродается. Около 20% (по некоторым оценкам 30%) вторичных изделий является исходным сырьем для промышленного производства. Таким образом, из трех произведенных в мире ювелирных изделий одно идет в переплавку и переделку. Причем период оборота - меньше полугода. Этот процесс еще более девальвирует ценность конкретного изделия, заставляя рассматривать его как легко утилизируемый продукт, не имеющий индивидуальности.

2. Потребители ювелирного искусства - кто они? Современный образ (портрет) покупателя и владельца ювелирного изделия очень сильно изменился за последние сто лет. Рассматривая ювелирное искусство в контексте социальной ситуации в мире (Россия - отдельный разговор), можно отметить несколько основных периодов:

Традиционный. Круг владельцев узок, приоритеты и ценности восприятия укладываются в рамки вышеприведенных свойств ювелирного изделия.

Новый (период с 1905 по 1985г). В этот период происходит переоценка принципов ювелирного искусства, его индустриализация. Негативные тенденции достигают своего максимума.

Новейший (с 1985 по н. в.). социокультурный и потребительский менталитет окончательно сформирован. Зарождаются новые факторы социального и культурного характера. Эти факторы формируют новые условия для трансформации ювелирного искусства в дисциплину гуманистической культуры, гармонично сочетающую в себе традиции ремесла и новации технического прогресса. В последнее время намечается тенденция к формированию запросов к ювелирному искусству, которых не было раньше. Каковы эти запросы?

После периода всеобщей индустриализации и абсолютного диктата промышленного производства, глобализации - нарастают противоположные тенденции. Маятник качнулся в другую сторону. Теперь мы видим стремление к разукрупнению, дроблению крупных ювелирных предприятий на более мелкие, выпускающие разнообразный ассортимент изделий высокого качества.

Началось движение к индивидуальности, не путем приближения к покупателю, а путем бесконечного варьирования ассортимента, его многократного расширения. Это получается плохо и мы наблюдаем бесконечные вариации одних и тех же идей (в смысле дизайна). Формируется запрос на новые, свежие дизайнерские идеи индивидуального плана. Кристаллизуя данную тенденцию, можно сказать, что окончательный запрос к ювелирному искусству сводится к концепции индивидуального дизайна каждого (!) ювелирного изделия. Причем этот дизайн должен быть настолько разнообразен (в нем должна отсутствовать компиляция), чтобы удовлетворять запросы каждого нового покупателя. В требуемом объеме с применением старых методов и техник, эта задача невыполнима. Необходимы совершенно новые, революционные подходы к созданию дизайна ювелирных изделий.

Сформировавшиеся в последнее время потребление статусов выдвигает новые требования к искусству ювелирии: стратиграфическое деление (послойная, ступенчатая градация ювелирных изделий). Изделие должно своим дизайном, формой, применяемыми материалами и содержанием подчеркивать статус владельца. В неявной форме такое разделение существует (часовое дело). Весь вопрос в том, чтобы найти формы, четко соответствующие статусному потребительскому запросу. Задача сложная, но выполнимая. Только совокупность дизайна, материала и содержания может в полной мере показать статусность, положение владельца. Требуются новые идеи и ходы. Не достаточно просто "утяжелить" изделие по стоимости или вставить в каст многокаратный бриллиант. Надо найти такое сочетание качеств, которое является единственно верным выражением положения владельца. Путь - символика, восприимчивость дизайна к профессиям и сословиям, учет индивидуальных особенностей владельца.

Рост населения, стандартизация и глобализация, внедрение в сознание понятий "винтик", "типовой", "стандартный", рождает у многих людей стремление каким-либо способом подчеркнуть свою индивидуальность, но это только "надводная" часть айсберга. В целом, нарождающиеся запросы сводятся к способам самоидентификации. Прежде всего, человек пытается понять, чем он реально отличается от остальных людей. В поисках ответа на этот вопрос может помочь ювелирное искусство. И дело здесь не в стиле, но в индивидуальности. При сегодняшним состоянии ювелирного дела подчеркнуть индивидуальность, взглянуть на себя через призму предметов, окружающих человека, практически невозможно. Миллионы одинаковых камней, километры одинаковых цепочек, десятки тысяч "листиков" и "жучков" вынуждают людей отказываться от ювелирии, как способа самоидентификации. Как решить проблему?

Вовлечением будущего владельца в разработку нового ювелирного изделия. Стандартный набор деталей (по типу конструктора), простейший алгоритм сборки, возможность на месте (в магазине) подобрать и изготовить уникальное изделие. Простейший расчет показывает, что имея 3-4 линии дизайна по 50-60 деталей в каждой, можно обеспечить тысячи людей истинно индивидуальными изделиями. Ювелирный конструктор может быть очень технологичным и к корне изменить подход к проектированию и изготовлению ювелирного изделия.

Внедряя в ювелирные изделия передовые достижения науки и техники, можно добиться того, что в изделии будет проявлен определенный физический эффект. Эта проблема может быть решена на стыке разных прикладных дисциплин. Почему так важно в технике и оборудовании выполнить хороший и красивый дизайн, а в дизайне ювелирных изделий до сих пор нет никакой функции техники? Кстати, появились первые ласточки - ювелирные сотовые телефоны. Но, если посмотреть на идею шире - каждое новое ювелирное изделие может быть еще и технически функциональным, в нем может проявляться какой-либо физический эффект (люминесценция, лазеры, чипы, время, накопители, электричество, охрана, ключи и пейджеры, визуальные физ. эффекты - коронный разряд, гироскопы, компасы и т.п. и т.д.) Это позволит дополнительно приблизить науку и технику до уровня прикладного искусства, обеспечить взаимопроникновение и дать новое направление в ДПИ.

Разработка и внедрение в ювелирное искусство достижений биомеханики и прикладной анатомии позволит создавать удобные и реально приспособленные для ношения ювелирные изделия. Тема вообще не проработана, и знания ювелиров, к примеру, о руке (280 мышц и больше сотни костей) сводится к внешнему виду. По настоящему удобных и качественных, приспособленных для ношения изделий исчезающе мало.

Читайте также: