Как покрыть сусальным золотом икону

Опубликовано: 23.04.2024

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.


Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы. Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

Для золочения больших площадей, например фонов, использовались целые листы. Мели же требовалось вызолотить небольшой участок композиции, то от золотого листочка отрезали требуемый размер специальным ножом. Для удобства работы лезвие ножа на конце имело закругление, заточенное с двух сторон. Кроме разрезания, нож предназначался для перекладывания золота.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Далее следовала просушка золотого покрытия и его полировка агатовым камнем (зубом).

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Сусальное Золото в Иконописи | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Приветствую всех кто посетил мой магазинчик на ярмарке масеров . Как и обещала в предыдущей публикации расскажу вам о применениии сусального золота в иконописи .

Суса́льное золото — тончайшие листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан насчитывает около 1700 лет.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 1

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 2

Фрагменты позолоты встречаются уже на древнейших образах русской иконописи , датированных 9 -11 веками. Начиная с 13 века, сусальное золото часто использовалось новгородскими, псковскими и московскими иконописцами, достигшими такого высокого мастерства, что созданные ими иконы доходят до наших дней, не нуждаясь в сколь бы то ни было серьезной реставрации. Практика золочения икон, восходящая еще к византийской школе, хорошо прижилась на Руси.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 3

В православной традиции, золото является символом святости, величия, божественного благословения. ЗОЛОТОЙ ФОН СИМВОЛИЗИРУЕТ небесный, горний мир. Тонкая позолота нимбов и фрагментов одеяний в изображении православных святых обозначает их причастность к божественному началу, символизируют святость, непорочность и чистоту. В то же время, как произведение декоративно-прикладного искусства, иконы с позолотой представляют более высокую ценность в силу трудоемкости самого процесса золочения и стоимости материала.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 4

Возможности применения золота в традиционной иконописи практически неограниченны. Сусальное золото используется для покрытия всего фона иконы, или отдельных элементов, таких как нимб, одежда и украшения.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 5

Я использую несколько способов золочения икон . Расскажу подробнее об одном из них .Это традиционный способ золочения на полимент разработанный много веков назад .Он основан на наложении сусального золота на поверхность из глины определённого сорта , клеевого состава и других немаловажных компонентов . Этот способ трудоёмок ,потому самый дорогой ,но зато он проверен веками и основан на применении только натуральных материалов .

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 6

После наложения второго слоя в нужный момент золото натирается или полируется .Результат золочения вы увидите на фото моих икон .

Широко распространено письмо «твореным золотом» Творёное золото производится путём растирания вручную пальцем в течении часа !! листов сусального золота на блюдце с добавлением связующего - гуммиарабика ( водорастворимая смола ) .

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 7

Пробела (высветления ) одежд, исполненные золотом или серебром, в отличии от выполненных красками называются золото-пробельным письмом.Участки живописи твореным золотом после высыхания не имели яркого металлического блеска. Поэтому, чтобы получить этот блеск, их полировали «зубком» из агата или натуральным зубом животного.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 8

Часто в иконах поверх живописного слоя накладывали штрихи из сусального золота на складки одежд, перья, крылья ангелов, скамьи, столы, престолы. В современной литературе эти штрихи принято называть ассистом.
Ассист — состав, употребляемый под золото. Готовится из сока головок чеснока, которые в небольшом горшке томят в нежаркой печи, пока сок не дойдёт до густого состояния. При употреблении его разводят водой до такой густоты, чтобы им можно было проводить кистью очень тонкие линии по местам где будет ассист .
Потом листовое сусальное золото накладывается на пробела, написанные ассистом. На линиях ассиста золото крепко пристанет, а с промежутков между штрихами пробела золото снимается , сметается кистью . Пробел делается ярким, чистого цвета золота.

Сусальное Золото в Иконописи, фото № 9

Надеюсь было интересно и Вы узхнали много нового про сусальное золото в иконописи .

Чтоб не пропустить новости моего магазина и публикации добавляйтесь в круг ,буду рада знакомству .

С уважением мастер иконописи Ирина Макарова .

Реставрация

Ссылка на первоисточник:

"Икона". Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. "Стайл А ЛТД", Москва, 1993 г. http://vk.com/photo-49193898_303521553
___________________________________________________________________________________

КАК ЗОЛОТИТЬ ИКОНУ.

Золочение – это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра.

Сусальное золото и серебро. Золото и серебро, выкованные в тонкие листки, называют сусальным золотом и сусальным серебром.

Из предварительно отожженных (для мягкости) металлов посредством ручной ковки получали тончайшие листки сусального золота и серебра. Для золочения художники пользовались чаще всего литками сусального червонного золота. Листки бывали разных оттенков – от зеленоватого до красноватого, зависевших от количества примеси серебра и меди. Золото зеленоватого оттенка получается при повышенном содержании серебра. Начиная с XVI века русские художники стали применять в живописи еще один вид сусального золота – "двойник", скованные вместе тончайшие листки золота и серебра. Верхняя сторона "двойника" имеет золотой цвет, а нижняя – серебряный.

До XVI века для позолоты икон пользовались преимущественно сусальным золотом. На самых ранних русских иконах золото имеет зеленоватый оттенок; листки здесь сравнительно с сусальным золотом XV-XVI веков более толстые (плотные). Такого вида зеленоватое золото можно видеть а иконах XII века "Великомученик Георгий", "Деисус оплечный" и на ряде других икон вплоть до XV века. Золото ярко-желтого и красноватого цвета имеет небольшую примесь меди.

Сусальное серебро использовали редко. Самым ранним произведением станковой живописи с посеребренной поверхностью нимба является икона "Николай Чудотворец" начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне хранится в ГТГ).

Имитация серебра оловом, а золота медью встречается очень редко. Примером может служить икона "Богоматерь Толгская" (начало XVI века, Ярославский художественный музей), фон которой был покрыт вместо серебра листками олова. Олово, покрытое желтым лаком, часто встречается лишь на иконах XIX – XX веков.
Золочение сусальным золотом, серебром и другими металлами. Сусальным золотом и серебром золотили обычно фон и нимбы, но иногда и другие элементы изображения (одежды, детали архитектуры, мебель и т.д.). Делали это до начала писания иконы красками. Тончайшие листки золота, серебра или олова наклеивали на гладко обработанный левкас в соответствии с прорисованным изображением. Существовали два основных типа золочения – без полимента и по полименту.

Реставрация

ПОЗОЛОТА НА ПОЛИМЕНТ.

Позолота на полимент по левкасо-меловому грунту позволяет золотить очень большие площади.

Полимент – это темно-коричневая краска, составлена из сиены жженой, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной плите курантом до идеальной тонкости и затем просушиваются. Засушенная смесь и называется полиментом. Перед позолотой полимент размачивался и разводился на томленом яичном белке, доведенном до такого состояния, что им можно ровно красить кистью.

Белковый состав подготавливается так. Яичный белок, отделенный от желтков, наливают в бутылку и ставят в теплое место для томления. Томится он до тех пор, пока не сделается очень жидкими и из него не уйдет вся тягучесть, но сохранится известная доля клейкости, необходимая для полимента. Все имеющиеся сорта клея хрупки, и позолота на них при полировке часто слетает. Яично-желтковый разбавитель, на котором разводятся краски, имеет некоторую жирность, из-за чего положенное на него золото полировкой может стереться. Свежий белок применять нельзя, потому что он имеет тягучую, студенистую массу. Но приготовленная из него описанным способом жидкость очень ровная, обладает нужной клейкостью и, что важнее всего, мягкой эластичностью. Испытана эта жидкость практикой многих лет и укрепилась как самый лучший разбавитель для позолоты по левкасо-меловому грунту. На такой подготовке золото держится прочно и хорошо поддается полировке.

Для того, чтобы полимент имел сильный красновато-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокоградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

Позолотчик должен иметь шкатулку размером 40х40 см, в ней хранятся инструменты для позолоты и само золото. На верхнюю крышку шкатулки накладывают что-либо мягкое (лучше войлок) и обтягивают ее замшей – образуется маленькая подушечка, на которую перед позолотой и выкладывают золото. Используется в работе листовое золото, уложенное в специальные книжечки.

Если надо золотить большие площади, то золотят цельными листами. Если же нужно золотить места меньше, чем лист золота, то его разрезают специальным ножом с круглым концом и отточенным с обеих сторон лезвием. Таким ножом удобно разрезать листы золота и перекладывать их на подушке с одного места на другое.


На заключительной стадии иконописи следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист.

А́ссист — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, — символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Традиционно ассистом расписываются, прежде всего, одежды Христа, когда Он изображается во славе. Например, на иконах Воскресения, Вознесения, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.

Поталь (где купить)

  • акриловая краска
  • краски
  • живопись
  • Idigo
  • золочение
  • сусальное золото. сусальное серебро


Поталь в листах используется для имитации золочения поверхностей - как икон, так и в декорировании.


Для нанесения потали используется специальный клей-мордан.

Декорированное поталью изделие следует покрыть абразивостойким лаком.

К поверхностям, подходящим для нанесения потали, относятся: дерево, стекло, керамика, фарфор, картон, гипс и другие, в том числе и заранее задекорированные предметы.

Ассист (инокопь)

  • золочение
  • техника иконописания

Собственно ассистом называется клеящее вещество, которое накладывается на некоторые детали иконы для их последующего золочения. Такими клеящими веществами являются чесночный сок и сусло, заранее приготовляемые. Но на практике в иконописной технике ассистом называется сама разделка лепным золотом различных узоров. Выполняется ассистка следующим образом. Сохраняемые в баночках сусло или чесночный сок растворяются или пальцем, или кистью, смоченными в воде; этот клей в небольшом количестве переносится на поле тарелочки. Затем хорошо просушенный красочный слой, подлежащий разделке золотом, слегка припорошивается, при помощи комочка ваты, чистым мелом (зубным порошком), излишки его сдуваются.

Золочение иконы - из опыта

Шеллак должен быть довольно жидкий, инначе будут оставться свякие ненужные следы от кисти. Шеллак можно растворять спиртом из щешуек (довольно длительный процесс) или из уже готового растворенного, который продается в виде густой смолы, в растворенном виде он дожжен быть очень жидким и по внешнему виду напоминает крепкий чай.

Содержимое пузырька с таким «чаем» всегда имеет тенденцию отстаиваться, поэтому перед употреблением обязательно надо взбалтывать. Первые несколько слоев впитываются левкасом как губкой, лишь потом местами появляется глянец, флейцевой кисточкой надо мазать по местам пожухлостей и смотреть на просвет когда же наконец все станет одинаково глянцевым ( по цвету это будет выглядеть вы совсем неровно, но это не важно), если пожухлости оставить – левкас может тянуть мордан. Да еще я пользуюсь беличьей флейц.кистью, которую отмываю в растворителе для спиртовых лаков. Не бойтесь слишком жидкого шеллака – спирт очень быстро улетучивается.

Золочение иконы - техника

  • золочение
  • техника иконописания


Все участки иконы, подлежащие золочению, можно вначале пройти взбитым белком куриного яйца — для закрепления грунта. Белок наносят мягкой кисточкой и хорошо просушивают. Затем все эти участки слегка смазывают шеллачным лаком. Если лак налить густо, он расплывается и, быстро застывая, образует по своим границам нежелательные возвышения. Быстросохнущий лак не всегда удается проложить ровно. Поэтому после полной просушки лака обрабатываемую поверхность необходимо сгладить, то есть подчистить скальпелем случайные неровности. Затем упругой кисточкой (лучше лопаточкой) на подготовленные участки левкаса тонким слоем наносится масляный лак. Для ровности, где возможно, его можно загладить пальцем. Кисточку и руки по окончании работы надо протереть подсолнечным (или льняным) маслом и вымыть водой с мылом.

Золочение иконы


Если некоторые части иконы: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали — предполагается позолотить, то это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя. По порядку работы сначала будет сказано о способе золочения. Для золочения необходимы специальные материалы.

1. Лаки.

Масляный лак ПФ-283.

Масляный морданный лак бывает фабричного производства или варится самими специалистами — позолотчиками. Перед масляным лаком 4С он имеет некоторые преимущества: сохраняет способность брать золото в течение 12 часов, дает более блестящую золоченую поверхность.

Золочение площадей


По окончании нанесения рисунка иконы на левкас и закрепления его графьей левкас тщательно протирается суконкой для освобождения его от всякой пыли и даже следов карандаша.

Приступая к описанию золочения, нужно, прежде всего, помнить, что эта работа чрезвычайно тонкая, трудная и иконописец должен сосредоточить тут все свое внимание. В подтверждение сказанного можно упомянуть, что некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой для избежания оседания пыли, ибо малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.

Поверхность, золоченная этим способом имеет вид полированного металлического золота. Основное преимущество масляного золочения - исключительная стойкость к влаге, благодаря чему этот способ активно используется при наружных позолотных работах, например, для золочения куполов

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • средство для позолоты LEFRANC 3 часа
  • средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа

Указанное время - это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) – плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения:

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог отличного и качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" т.е. "плавает" необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл): можно сразу наносить жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

  1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку, для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвется. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.
  2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите что бы крема не было очень много.
  3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.
  4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность, когда золото перейдет на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлест примерно 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложения листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.
  5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь – обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и тп.) в остальных случаях – не рекомендуется, т.к. блеск притухнет). В качестве покрывного лака можно использовать "Политуру" или обычный покрывной лак.

Золочение на масляной основе

Читайте также: