Как носили кольца пираты

Опубликовано: 21.04.2024

Представьте любого пирата — широкополая шляпа или бандана, серьги, кольца, крюк вместо руки или деревянная подпорка, пристегнутая к культе ноги… Но узнали бы вы настоящего пирата, если бы встречали его по одежке?

Джон Хокинс

В большинстве своем пираты одевались точно так же, как обычные моряки, ведь вплоть до XIX в. одежда была невероятно дорогой. Чаще всего бандиту принадлежал всего один комплект одежды, который занашивался, пока не начинал в буквальном смысле разваливаться на части. Казалось бы, можно приодеться за счет грабежа, но что снимешь с обычного моряка? Такое отрепье, как у тебя, да еще и залитое кровью? А дорогие изысканные вещи выгоднее было продать. Так что роскошные гардеробы были не в ходу.

ОБУВЬ

Более того, пираты обычно были босыми — в башмаках не очень-то полазаешь по веревочной лестнице, да и на палубе в шторм не устоишь, а сапоги, как уже понятно, это слишком дорого.

ОДЕЖДА

В теплую погоду пираты любили обходиться вообще без одежды выше пояса, а сходя на берег, надевали длинную рубаху, перепоясанную в талии, — такое подобие туники. Что до нижней части облачения, то разбойники предпочитали свободные мешковатые штаны, длиной до середины икры. В таких удобнее всего двигаться. К «парадной» сухопутной версии частенько добавлялись и чулки. В XVIII в. пираты, промышлявшие в прохладных широтах, к широким штанам добавляли льняные рубашки, плотные длинные (до бедер) куртки. Чаще всего одежду делали из грубой шерсти, иногда — из поврежденных парусов или добытых на охоте шкур. Верхнюю одежду смолили, чтобы она не пропускала воду и ветер.

Пиратский крюк

А что насчет крюков и деревяшек? Увы, но популярный в фильмах протез кисти — всего лишь выдумка писателя Джеймса Барри, написавшего книгу «Питер Пэн». У книжного пирата Джеймса Крюка был такой вместо руки, и образ (как и вся книга) оказался настолько популярен, что идею крюка начали использовать и в кино, и в литературе. А несколько десятилетий спустя придумка перешла в разряд «пиратских традиций».

СЕРЬГА

А вот бандитские серьги и кольца — это, увы, выдумка от первого до последнего слова. Традиционные золотые и серебряные изделия (похожие на цыганские) пираты Карибского моря никогда не носили. Прежде всего, в те времена в принципе мужские украшения были не в ходу — разве что несколько лет были в моде то кольца, то серьги, но тут же исчезали снова. Кроме того, носили ушные подвески, декорированные жемчугом или камнями, но уж точно не круглой формы.

ДЕРЕВЯННАЯ НОГА

А вот деревянная подпорка (как у одноногого Сильвера в «Острове сокровищ») — это уже самая настоящая правда. Потеря ноги вовсе не обязательно означала для пирата конец «карьеры» — на кожаных ремнях к ноге крепился отесанный деревянный протез, с помощью которого можно было достаточно уверенно стоять. Некоторым подобным пиратам даже удавалось частенько побеждать — наловчившись, они использовали обрубок для того, чтобы блокировать оружие противника.

ДРАГОЦЕННОСТИ

Об украшениях не упоминал фактически ни один писатель — даже романисты, вроде Стивенсона или Барри, этого не заметили. Впервые образ пирата в ушных подвесках упоминался Говардом Пайлом, но и у него морские разбойники изображены в серьгах с камнями, а не в кольцах. По этой причине облик пирата, увешанного драгоценностями, можно смело отнести к фантазии писателей и режиссеров XX в.

ПЛАТОК

Настоящие пираты вполне могли носить красные платки

Куда сложнее вопрос пиратских головных платков. Подавляющее большинство изображений этой детали гардероба относилось к XIX–XX вв., поэтому не могло быть истинным. Перу современников принадлежали всего две картины — «Смерть капитана Нельсона» Трамбула и «Битва у Ла Хог» Уэста. На картинах изображены три военных моряка в алых головных уборах, напоминавших платки. И поскольку холсты написаны современниками событий, можно достаточно уверенно предположить, что отображенный гардероб достоверен.

БАНДАНА

Нельзя быть уверенным до конца, что платки-банданы использовались и ранее или были так знамениты, как нам демонстрируют в фильмах. Ведь любые популярные элементы одежды всегда изображались на большом количестве полотен. Те же треуголки, цилиндры, котелки — мы могли увидеть их на десятках картин. А платок-бандану — только на двух. Так что, видимо, это все-таки был не слишком распространенный головной убор, который носили яркие оригиналы.

Пират с черной повязкой, закрывавшей потерянный в сражениях глаз, — это классический образ. Редкий фильм о морских разбойниках обходится без подобного колоритного персонажа (да и не всякая книга тоже). Но, увы, ни одной гравюры или картины, достоверно изображавшей повязку на глазу, найти не удалось. При этом нужно помнить, что художники древности и средневековья весьма скрупулезно переносили на полотна все детали костюма, украшения и прочие нюансы. Как могло получиться, чтобы такая значительная тонкость осталась за кадром? То же самое можно сказать о дневниках и жизнеописаниях — нигде не указывалась подобная традиция.

ЕДИНИЧНЫЕ СЛУЧАИ

Конечно, единичные случаи (как и с банданами) вполне могли быть — какой-нибудь пират мог потерять глаз и закрыть его повязкой, возможно, даже черной. Однако к традициям это точно не относилось. Более того, на основании многочисленных изображений и жизнеописаний можно заключить, что бандиты вообще не стремились прятать свои увечья. Они считали, что таким образом будут выглядеть более свирепыми и нагонят страху на своих противников. А испуганный враг, как известно, заведомо слабее.

КНИГИ И КАРТИНЫ

Впервые изображение черной повязки на глазах у пирата встречается в XIX в. в иллюстрациях все к тому же «Острову сокровищ» — у слепого Пью оба глаза закрыты черной повязкой. Примерно в это время появились иллюстрации Говарда Пайла, где тоже можно найти пиратов с «типичными» черными повязками. Видимо, писатели и художники (а затем и режиссеры) вдохновились подобным образом как раз «по стопам» Пайла и Стивенсона. А уже в XX в. черная повязка на глазу стала традиционным атрибутом и воспринимается сегодня как нечто само собой разумеющееся.

Художественная литература и кинематограф создали в сознании большинства людей классический образ пирата с пёстрым платком-банданой на голове, кольцом в ухе и чёрной повязкой на одном глазе. На самом деле настоящие пираты выглядели совсем по-другому. В реальной жизни они одевались так же, как и обычные моряки своего времени. У них не было какой-то своей специфической одежды.

Эксквемелин, сам бывший пиратом в 1667-1672 годах и принимавший непосредственное участие в знаменитой экспедиции пиратов во главе с Морганом по захвату Панамы, писал:

«Пройдя еще немного, пираты заметили башни Панамы, трижды произнесли слова заклятия и принялись кидать вверх шляпы, заранее уже празднуя победу».

В своей книге «Пираты Америки» 1678 г. Эксквемелин ни разу не упоминает о том, что пираты носили на головах платки. Вполне логично, что в условиях тропической жары и палящего солнца, которые обычны для Карибского региона большую часть года, широкополые шляпы давали хорошую защиту от солнечных лучей. Да и в сезон дождей они помогали не промокнуть до нитки.

Капитаны пиратов Франсуа Л

Носили ли пираты в море широкополые шляпы постоянно? Скорее всего нет, так как во время сильного ветра на море их наверняка бы сорвало с головы. Начиная с 60-х гг. XVII века широкополые шляпы начинают быстро вытесняться получившими огромную популярность треуголками. Именно в треуголках изображено большинство пиратов на старинных гравюрах конца XVII–начала XVIII века.

Генри «Длинный Бен» Эйвери. Гравюра начала XVIII века.

Как правило, у моряков в те времена был один комплект одежды, в котором они ходили до полного его износа, а затем покупали новый костюм. К тому же у людей, промышляющих морским разбоем, всегда была возможность после боя поступить в духе Терминатора — «Мне нужны твоя одежда, сапоги и мотоцикл», если, конечно, пираты не решали объявить всё захваченное общей добычей и продать с торгов своим перекупщикам в порту. А одежда до эпохи появления массового производства в XIX веке стоила дорого.

Иногда пираты одевались как настоящие франты. Так, знаменитый пират начала XVIII в. Бартоломео Робертс перед сражением надевал ярко-красный жилет и брюки, шляпу с красным пером и алмазный крест на золотой цепочке.

Бартоломео «Черный Барт» Робертс. Гравюра начала XVIII века.

Судя по старинным гравюрам, многие пираты носили усы, а иногда и бороду. Для пирата Эдварда Тича его густая и действительно черная борода стала неотъемлемой частью образа. Иногда он вплетал в нее ленточки.
Кроме того, он подкладывал под свою шляпу пушечные фитили, которые подпаливал перед сражением, отчего голова капитана пиратов окутывалась клубами дыма, что придавало ему зловещий, дьявольский вид.
Еще Черная Борода надевал крест-накрест поверх костюма две широкие перевязи с шестью заряженными пистолетами. Вид у него действительно был устрашающим, учитывая еще отмеченный современниками и хорошо переданный старинными гравюрами безумный, дикий взгляд.

Эдвард «Черная Борода» Тич. Фрагмент гравюры начала XVIII века.

Практически на всех гравюрах XVII–начала XVIII века пираты изображены с длинными волосами или с модными тогда париками — аллонжами. Например, у Генри Моргана были густые и длинные волосы, по принятой в то время моде.

Генри «Кровавый Генри» Морган. Гравюра XVII века.

Что касается париков: вещь это непрактичная, и вряд ли их носили во время плавания. К тому же парики стоили дорого, были не по карману большинству пиратов, да и, скорее всего, не нужны были им. Хороший парик был скорее символом статуса, его могли себе позволить главари пиратов, до этого отобрав парик у какого-нибудь дворянина или купца на ограбленном корабле. Капитаны могли надеть парик вместе с дорогим костюмом, когда сходили на берег в крупном порту, чтобы произвести впечатление на собравшуюся публику.

Как и все моряки XVII–XVIII веков, пираты Вест-Индии и Индийского океана носили широкие штаны, доходившие чуть ниже колен, и перевязывались лентами. Многие носили кюлоты — так называемые «женские штаны», отличавшиеся от обычных объемом, так как были очень широкими и скорее напоминали разделенную пополам женскую юбку. Известно, что именно «женские штаны» носил Эдвард Тич.

 Пират конца XVII–начала XVIII века. Хорошо видны штаны, перевязанные лентами в районе колен. Рисунок XIX века.

Что касается колец или других украшений в ушах, то в реальности пираты их не носили или, по крайней мере, не сохранилось никаких исторических свидетельств о таком обычае. О них нет упоминания ни у Эксквемелина в «Пиратах Америки» 1678 года, ни у Чарльза Джонсона во «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» 1724 года, ни в других исторических источниках. Кроме того, практически на всех гравюрах уши пиратов закрыты длинными волосами или париками, по принятой тогда моде. Хотя следует упомянуть, что ранее (в XVI веке) мужчины в Западной Европе предпочитали короткие стрижки и носили серьги, но не кольца. Однако уже с начала XVII века в моду входят длинные волосы, а вместе с ними исчезают и украшения в ушах у мужчин, чему также способствовали все более распространявшиеся в Англии и Голландии пуританские взгляды. При этом волосы у мужчин было не принято стягивать в пучок на затылке. Так делали только если надевали парик.

Да и зачем, спрашивается, носить кольца в ушах, если под длинными волосами или под париком их все равно никто не увидит?

Джек «Ситцевый Джек» Рэкхем. Гравюра начала XVIII века.

Невероятно устойчив оказался миф о ношении пиратами чёрной повязки на поврежденном глазе. Нет никаких исторических свидетельств, что пираты с поврежденными глазами закрывали их повязками. Нет ни одного письменного источника и гравюры XVII–XVIII веков с описанием или изображением морских разбойников с повязками на глазах.

Пираты. Часть II. Внешность

Кроме этого, существуют некоторые письменные источники, которые свидетельствуют как раз об обратном — о том, что пираты нарочно выставляли напоказ свои старые ранения, чтобы ещё больше устрашить врага.

Большинство пиратов изображается с этим неизменным атрибутом. Попробуйте намотать что-нибудь на голову, чтобы это закрывало один глаз, и первый, кто вас увидит — назовет вас… Именно так. «Почему?» — спросите вы. Неужели каждый второй пират был одноглазым? Разумеется, в битвах и кабацких драках пираты нередко лишались глаз, но это случалось не чаще, чем, скажем, у обычных матросов. Выходит, что пираты носили повязки на здоровых глазах. Зачем? Широко распространено мнение, что во время абордажных боев пираты сначала разбирались с командой на верхней палубе, а затем бой переходил во внутренние помещения корабля, где царил глухой полумрак. Нырнув после яркого солнца в эту темноту, пират на несколько секунд оказывался слеп и дезориентирован. Пока его глаза привыкали к темноте, его быстро убивали сидящие в темноте защитники корабля. Поэтому, наученные горьким опытом, пираты перед боем натягивали на глаза повязки. Убив или захватив в плен народ наверху, они прыгали в трюм и вот там-то снимали их, открывая глаз, привыкший к темноте.

На самом деле это тоже миф: ради эксперимента попробуйте завязать себе один глаз и прокатиться за рулем по городу — результат вас весьма удивит… а ведь во время абордажной свалки цена вдвое суженного поля зрения гораздо выше, чем поцарапанный бампер.

Впервые чёрные повязки появляются в художественной литературе в конце XIX века, сначала в виде красочных иллюстраций в книгах о пиратах (Говард Пайл считается первым художником-иллюстратором, изобразившим пиратов в пёстрой бандане и серьгой в ухе), а позже уже и в самих романах о морских разбойниках. Оттуда же они попадают в кинематограф, раз и навсегда становясь неотъемлемым атрибутом пиратов.

Пираты были моряками, и их одежда мало чем отличалась от одежды любого другого моряка начала XVIII века. Если «сухопутные» носили в этот период бриджи до колен с чулками, жилеты и камзолы, внешний облик моряков резко отличался от нарисованного выше. Среди моряков была популярна короткая куртка, которую шили из темно-синего или серого сукна. В плохую погоду дополнительно надевали плащи из парусины. На некоторых рисунках того времени моряков изображают в красных или синих жилетах. Под жилетом обычно надевалась льняная рубаха: белая или в клетку. Вместо бриджей моряки носили парусиновые штаны или «бабьи панталоны», доходящие почти до лодыжки. По покрою они напоминали знамениты кюлоты, сыгравшие заметную роль во Французской революции. Штаны обоих покроев иногда просмаливали, чтобы они приобрели водоотталкивающие свойства. Башмаки в море часто не носили, хотя каждый моряк хранил пару для увольнения на берег. Повседневные чулки моряков обычно были из серой шерсти. Распространенным предметом гардероба был шейный платок. Подобные платки носили и работники в начале XVIII века. Головной убор – бандана, треуголка или монмутская шапка. Головной убор был обязателен, так как пираты действовали в основном в тропическом поясе.

Грабя корабли и суда, пираты захватывали множество разной одежды, которую можно была носить как на борту, так и сходя на берег. В описаниях пиратов, ожидающих казни, упоминаются бархатные куртки, бриджи и тафты, шелковые рубахи и чулки, изящные фетровые треуголки. Эту одежду пираты снимали с пленных или находили среди прочих трофеев. Даже небогатые матросы обычно имели про запас хорошее платье, которое надевали, отправляясь в увольнение на берег. Есть свидетельства, что пираты носили хорошую одежду и в открытом море.

Пиратские капитаны часто одевались как настоящие джентльмены. Их костюм состоял из бриджей, жилета и камзола. Это подтверждается свидетельствами того времени. Например, один из пиратских капитанов с Мадагаскара в 1716 году носил «куртку м большими плоскими пуговицами и другие положенные предметы, но без чулок и башмаков». Элегантно одевался Бартоломью Робертс, который по свидетельству Джонсона и других современников носил «богатые жилет и бриджи из малинового дамаста, а также красное перо на шляпе, золотую цепь на шее с бриллиантовым крестом на ней».

Одежда пиратов

Одежда пиратов

Благодаря современным фильмам у нас есть достаточно устойчивое представление о том, как выглядели пираты «Золотого века». Но если обратиться к документальным свидетельствам эпохи, то обнаруживаются любопытные вещи. Стереотип «пиратского платья» – платок, серьги в ухе, и тому подобное – не более чем мифология, созданная режиссерами фильмов и иллюстраторами книг.
Настоящие пираты были в первую очередь моряками, и на сегодняшний день не существует никаких доказательств того, что они одевались иначе, нежели обычные моряки того времени. На самом деле они были одеты в практичную одежду из шерсти, носили короткие волосы, и во время плавания в море носили удобные шляпы с небольшими полями. Туфли с круглым носком и небольшими пряжками носились с чулками, которые держались на завязанных подвязках.

Капитан пиратов

Капитан пиратов

Капитан пиратов
С тех пор, как воображаемые портреты были опубликованы в пиратских романах, широкая общественность стала верить, что пиратские капитаны и другие офицеры одеты гораздо лучше, чем их команда – возможно, даже как джентльмены в кружевном пальто и шляпе с перьями. Но в реальности почти не существует никаких доказательств в поддержку этого понятия, и есть основание думать, что офицеры пиратов были очень часто неотличимы от простых членов команды. Что касается капитана пиратов, то он мог зачастую выбирать в своей доле грабежа более тонкую одежду, которая была малопрактична для повседневной работы обычных пиратов. На картинке капитан натянул на свою повседневную одежду кое-что из его доли успешного рейда: шляпу джентльмена, парик и пальто. В такой наряд он наряжался исключительно в тех случаях, когда надо было произвести впечатление на команду захваченного торгового судна, или во время сбора пиратского совета. Во всех остальных случаях он внешне был одет практически так, как остальные пираты.

Одежда пиратов — тема хоть и не самая популярная, но весьма интересная. В начале XIV столетия многие европейские страны с целью поддержать различия между сословиями, ввели законы о расходах, которые соблюдались неукоснительно. Эти законы диктовали простолюдинам, что они должны есть и во что одеваться, где они имеют право селиться и какой длины у них должны быть сабли и кинжалы. За всем этим, естественно, стояло высокомерие высших классов и опасение, что если позволить простым людям носить то, что захочется, то не ровен час какую-нибудь молочницу примут за герцогиню, а последствия этого, несомненно, будут ужасны. Кроме того, законами о расходах надеялись спасти молодых людей от нищеты, которые в попытках выставить себя богаче, чем на самом деле, доходили до полного разорения.

В «Уложении об одеждах» королевы Елизаветы, выпущенном 15 июня 1574 года в Гринвиче, этот вопрос ставился так:

«Неумеренность в одежде, а так же избыток ненужных иностранных изделий, в последние годы растет чрезвычайно и настолько безудержно, что может повлечь за собой гибель всего государства, ибо из-за непомерной стоимости шелков, золотой и серебряной парчи и других еще более бесполезных вещей финансы страны текут за границу в огромном количестве. Особенно обидно за юных джентльменов, которые не находят себе места в жизни и превращаются в бездельников, хотя вполне могли бы служить отчизне, а так же за тех, кто стремится сойти за джентльмена лишь платьем. Озабоченные лишь тем, чтобы выставить напоказ свои обновки, они не только не приносят пользы обществу, себе и тем землям, которые завещали им их родители, но и вредят себе, залезая в такие долги и идя на такие преступления, словно не могут жить без дамоклова меча правосудия…»

Тот, кто умышленно завышал свой общественный статус, вполне мог очутиться в тюрьме. В Франции Луи XIV запретил ввоз в страну дорогих тканей и законодательно запретил людям низшего происхождения одеваться в шелк, атлас, вельвет, парчу, тафту, кружева или одежду, расшитую золотом или серебром. Им также было запрещено носить одежду «дорогих» цветов (то есть, привлекающих внимание), таких как золотой, серебреный, фиолетовый и алый, а заодно и драгоценности: серьги, ожерелья, самоцветы. Ввиду этого запрета пираты любили одеваться как знатный люд, с целью позлить тех самых богачей которых они так презирали.

Когда после набега делилась добыча, хорошая одежда выставлялась на пиратский аукцион, а деньги за нее шли в корабельную казну. Дорогая пиратская одежда была желанным трофеем, и за нее разгорались нешуточные торги.

На берегу пират обычно носил рубашку из тонкого полотна или шелка с кружевными манжетами, а так же атласные штаны до колен; под них поддевалось нижнее белье из хлопка или шерсти. Поверх рубашки был надет одноцветный или, наоборот, очень пестрый жилет до бедер, сшитый из лучшего атласа или парчи. На шее красовался богато отделанный воротник или сборка из плиссированных кружев, называвшаяся жабо. Все это дополнялось длинным, порой ниже колен, богатым кафтаном с длинными и широкими манжетами.

Головные уборы не ограничивались только широко известными пиратскими треуголками. В ходу были и широкополые шляпы, украшенные драгоценными камнями или перьями экзотических птиц. Пестрые птицы прочно угнездились в пиратской мифологии, но на самом деле они были не столь модными, как принято считать. Пираты также не держали их в качестве своих питомцев, если он и выходил с такой птицей на плече, то это лишь означало, что она продается.

одежда капитана

Приветствовались и драгоценные камни в серьгах. По Испанским морям купеческие суда везли огромное количество золота и драгоценных камней, уже обработанных и превращенных в ювелирные украшения, так как пошлины на них были меньше, чем не золото в слитках или монетах, или на необработанные камни. Захватив такой корабль, пират сразу получал кучу таких изделий.

Бартоломью Робертс считался щеголем среди пиратов. Современники описывали его так: «Он одет в дорогой малиновый камзол из дамасского полотна и роскошные бриджи, на шляпе у него алое перо, а на шее — цепь из чистого золота с алмазным крестом». Пираты были изгоями общества, но в одежде многие придерживались правил, принятых в свете. Правда, некоторые из них больше стремились шокировать окружающих, недели произвести благоприятное впечатление. Например, Черная Борода вплетал фитили в свои длинные волосы и поджигал их, когда шел в бой.

В море пираты, конечно, одевались более практично . Вычурные кружевные обшлага и камзолы дамасского полотна там не годились. Матросская куртка была короткой, прямого кроя и называлась «ничего не боюсь» или «зад наружу». На борту корабля удобнее было носить вязанные шапочки и банданы, вместо треуголок, которые часто сдувало с головы ветром.

Так как чаще всего пиратами становились безработные матросы, мятежники и захваченные в плен моряки, они обычно старались одеваться так, как привыкли на прежней службе. После 1628 года среди пиратов почил распространенный набор одежды под названием «слоп«, разработанный английским Адмиралтейством для военных моряков. В него входили парусиновый камзол, бриджи, вязанная шапка, полотняные рубашки, шерстяной жилет и чулки.

Ввиду того, что одежду пираты брали, в основном, на ограбленных кораблях, она часто плохо сидела и к тому же была самых причудливых цветов. За это пиратов называли «мотли крю» («пестрая команда»; мотли — многоцветная плетеная ткань).

Весьма популярны среди пиратской одежды были мешковатые «бабские» штаны, которые со временем становились все длиннее и шире. Фактически они были родоначальниками современных брюк.

Капитан пиратского корабля иногда надевал большие сапоги с широкими голенищами, но в основном на борту все расхаживали босиком: так было проще лазить по вантам, и ноги не скользили на палубе. Если же простой пират все-таки обувался, то обычно надевал простые башмаки, которые даже не разделялись на правый и левый. Вот примерно такой и была в те давние времена одежда пиратов.

Как одевались пираты?


Большинство из нас при слове «пират» сразу рисует в воображении хмурого головореза в разноцветом одеянии, с платком-банданой на голове и серьгой в ухе. На самом деле, настоящие пираты выглядели совсем по-другому.

Обычно все моряки носили примерно одинаковую одежду, независимо от того, служили они на пиратских кораблях или купеческих и военных судах. До появления в XIX веке ткацких фабрик одежда была очень дорогой, и большинство моряков имели лишь один ее комплект, который носили не снимая, пока он не приходил в полную негодность.

В отличие от быстро менявшейся моды в богатых слоях общества одежда моряков изменялась довольно медленно. Обычно моряки ходили босыми. С 1500-х годов они стали носить свободные, мешковатые штаны, обрезанные между коленом и лодыжкой. Это объяснялось вполне конкретными причинами. В башмаках сложнее ходить по скользкой палубе или карабкаться по веревочной лестнице, а короткие и свободные штаны позволяют быстрее двигаться. Кстати, обувь стоила в то время тоже очень дорого.

В хорошую погоду моряки в тропических широтах на борту корабля носили только штаны. Сходя на берег, офицеры и матросы надевали тунику до колен — цельную одежду, напоминавшую римскую тогу или длинную рубашку, перепоясанную в талии. В средние века матросы носили аналогичные туники и удлиненные чулки, плотно обтягивающие ноги.

В XVI веке моряки носили очень свободные штаны, называемые «слоппами» (sloops), которые закрывали ноги чуть ниже колен, чулки и тунику до бедер, которая превращалась в рубашку, когда ее заправляли в штаны. На борту корабля капитаны ходили примерно в такой же одежде, как большинство матросов, но, сходя на берег, одевались более изысканно.

Сэр Вальтер Рейли, сэр Фрэнсис Дрейк , Томас Кэвендиш , Жак Сорэ, Франсуа Ле Клерк и другие джентльмены носили костюмы, соответствующие их положению. Это были либо рейтузы, либо сочетание рейтузов с бриджами (штаны, плотно обтягивающие ноги, или свободные штаны с лентами или подвязками у колен). Сверху одевали камзолы, куртки и плащи. Шею обматывали широким рюшем, и почти каждый капитан носил бороду и усы.

Повязка на глаз — отличительная особенность многих пиратов на самом деле является самой обыкновенной туфтой. Никаких исторических свидетельств того, что пираты с поврежденными глазами закрывали их повязками до сих пор не найдено ни одного!

Однако такие повязки стали характерным признаком пиратов, изображенных в романах и фильмах ХХ-го столетия. Например, в «Черном лебеде» (1942 г.) и в «Пиратах кровавой реки» (1962 г.) отъявленные негодяи носят на глазу такую повязку. В иллюстрациях к роману «Остров сокровищ» и кинофильме по этому роману оба глаза Слепого Пью закрыты черными повязками.

Как и прочие моряки XVII века, пираты Карибского моря носили свободные штаны, обрезанные чуть ниже колен, а в холодную ветренную погоду — шерстяные чулки и блузу до бедер или куртку. Многие носили «женские штаны». Очень широкие, они напоминали разделенную юбку до колен или штаны, которые называли кюлоттами.

В XVIII столетии моряки, плававшие в прохладном Атлантическом океане, предпочитали носить широкие штаны до лодыжек, льняные рубашки и синие или серые куртки до бедер (голландские моряки в холодную погоду носили более длинные штаны и куртки).

Как правило, одежда была изготовлена из плотной шерсти, но иногда моряки сами шили себе одежду из поврежденных парусов. Буканиры, охотники за животными, часто шили грубые рубашки, штаны и прочую одежду из шкур убитых зверей. Одежда обычно была темного цвета, ее часто пропитывали смолой для защиты от холода и сырости. Джек Рекхэм отличался от других, как отмечал Даниель Дефо, поскольку носил лишь белые штаны и рубашки из хлопка.

Имея лишь один комплект одежды, на борту корабля пираты ходили грязными и оборванными. Однако на берегу некоторые капитаны шокировали публику, одеваясь как люди знатного происхождения. Предводители киликийских пиратов носили туники и тоги, как римские патриции. В 1603 году Кристофер Олоард настаивал на том, чтобы его повесили в одежде из бархата и шелка. Бартоломью Робертс перед сражением надевал малиновый дамаскский жилет и брюки, шляпу с красным пером и алмазный крест на золотой цепочке.

Довольно мало пиратских фильмов точно воспроизводят одежду изображаемой эпохи. В фильмах о временах английской королевы Елизаветы I герои тщательно выбриты и появляются при дворе в довольно мрачной одежде. В фильмах о Карибском море не показаны пираты в «женских штанах». Это вполне понятно, так как исторически точное воспроизведение костюмов может противоречить основной идее фильма. Например, в кинофильме «Морской ястреб» Эррол Флинн изображен очень мужественным человеком, а настоящий костюм, в котором он ходил на самом деле, показался бы современному зрителю женственным и совершенно неуместным. Негодяи, вроде Черной Бороды выглядели бы смешными, а не злобными, в широких «женских штанах», хотя Тич ходил именно в «женских штанах».

В некоторых материалах пираты Карибского моря иногда изображаются с «цыганскими» серьгами (медные или золотые кольца) в одном или обеих ушах. В реальной жизни европейские мужчины носили серьги (но не кольца!) лишь в XVI столетии. Даже женщины перестали носить серьги в более поздние эпохи, когда длинные волосы, парики или головные уборы стали закрывать уши.

В 1500-х годах, когда стала модной короткая стрижка, испанские и английские дворяне, допускавшиеся к королевскому двору, иногда надевали серьги. Но это были серьги с жемчугом или драгоценными камнями, а не металлические кольца. Сэр Вальтер Рэйли, сэр Фрэнсис Дрейк, граф Камберленд и сэр Энтони Шерли, возможно, носили серьги при дворе, но оставляли их дома, уходя в рейс. Во Франции серьги на короткое время вошли в моду при отличавшимся гомосексуальными наклонностями короле Генрихе III (1551 — 1589).

Серьги перестали носить в 1600-х годах, когда аристократы снова стали предпочитать волосы до плеч. В Англии мода на серьги у мужчин, немыслимая при пуританах, не возобновилась после реставрации монархии в 1660 году.

Происхождение мифа о серьгах из колец является довольно туманным. О серьгах не упоминают ни Эксквемелин (1678 ), ни Даниель Дефо в своей «Общей истории» (1724 — 1728 ). Серьги отсутствуют также в романах XIX столетия, таких как «Книга пиратов» (1837), «Остров сокровищ» (1883) и «Питер Пен» (1904). В 1890-х годах Говард Пайл впервые упомянул серьги в тексте и изобразил в иллюстрациях. Правда, его пираты иногда щеголяют в серебряных серьгах с драгоценными камнями вместо цыганских колец. Пайла можно считать первым, кто изобразил пирата с серьгой в ухе. Пират с кольцом — это уже плод воображения художников ХХ века.

Аналогично серьгам, Пайла можно поздравить с тем, что он оказался первым, кто обмотал голову пирату цветным платком - банданой. Никаких документальных свидетельств о ношении матросами и пиратами платков на голове до сих пор не обнаружено, это плод фантазии художников. Также пираты не носили шляп, которые, очевидно, были бы сорваны первым же ветерком.

Вместо платков и шляп пираты носили туго сидящие шапки, часто с ушными клапанами, которые обязательно имели веревочки для подвязывания снизу.
***************
iskateliklada.com

Примечание от редакции: сторонники идеи о том, что пираты все же носили серьги, банданы и повязки на глаза, приводят свои доводы. Читайте об этом ЗДЕСЬ .

Читайте также: