Как называется ювелирное женское височное украшение гуннов

Опубликовано: 25.03.2024

Пришествие гуннов в Европу породило возникновение и расцвет нескольких художественных стилей. Из них самый яркий и больше всего связанный с гуннами – полихромный755.

Полихромный стиль – это золото и гранаты. Красное на золотом. Кроме гранатов иногда использовались сердолик и янтарь. Очень часто основа украшения, сделанная из бронзовой пластинки, обтягивалась тонкой золотой или электровой фольгой, и получившийся золотой фон декорировался вставками из гранатов в напаянных гнездах. Каждое гнездо обычно состояло из тонкой полоски-ленточки металла, обернутой вокруг камня, а вокруг гнезд зачастую напаивался еще поясок из зерни. Кроме того, промежутки между гранатовыми вставками-гнездами украшались треугольниками и ромбами из зерни или имитации зерни, образующими своеобразный узор и сообщающими дополнительную фактурность орнаментальному полю. Такие украшения выглядят богато и ярко, хотя реальная их ценность не очень высока.

Изделия со вставками в напаянных гнездах, зернеными ромбами и треугольниками более всего присущи варварам-кочевникам того времени, то есть прежде всего гуннам. Так оформлены, в частности, знаменитые гуннские женские украшения – диадемы, колты, кулоны, о которых подробнее будет сказано ниже.

Одно из ответвлений полихромного стиля гуннской эпохи называлось «клуазоне». Лицевая поверхность изделия окантовывалась бортиком, а само поле разделялось подобными же золотыми бортиками-перегородками. В образовавшиеся отсеки помещались гранатовые вставки, обычно не кабошоны, а пластинки. Чтобы понизить себестоимость, ювелиры делали гранатовые вставки потоньше и промежуток между гранатом и дном заполняли пастой на гипсовой или цементной основе. А чтобы камни не «потухали», утратив «золотое дно», под них подкладывали тонкий листок золотой фольги, иногда – с орнаментом756.

Несколько позднее, но, вероятно, также в гуннское время появилась более сложная разновидность стиля – так называемый «дрожащий клуазоне», когда стенки между вставками делались прихотливых, как бы «дрожащих» очертаний, а камни повторяли их форму. В гуннской степи находки вещей в перегородчатой технике редки. Большинство гуннов предпочитало обходиться «малой кровью»: бронзовая пластина, золотая фольга, напаянные гнезда с гранатами. Но именно вещи в стиле клуазоне обрели чрезвычайную популярность по всей Европе. Стиль надолго пережил гуннов. Клуазоне, особенно «дрожащий», стал очень популярен у первых франкских королей династии Меровингов; ряд вещей, найденных в знаменитой могиле короля Хильдерика в Турне, выполнен в этом стиле757.

У гуннов сформировался яркий и самобытный комплекс женских украшений. Основу его составляли диадемы, колты и кулоны758. Правда, встречаются эти изделия очень редко. Диадем, включая случайные находки и обломки, набирается чуть больше двух десятков, колтов – порядка десяти, кулонов – и того меньше. Вероятно, только достаточно богатые и знатные женщины могли позволить себе хоть что?то из подобных украшений, а полным гарнитуром обладали единицы.

Диадемы, или налобные украшения, обычно имели вид длинной прямоугольной пластины шириной несколько сантиметров. Как правило, бронзовая основа была обтянута золотой фольгой и декорирована, часто – в несколько рядов, вставками из драгоценных камней, в основном – гранатов. По краям пластины имелись отверстия для ее пришивания на тканую или кожаную основу. Известны несколько особо роскошных образцов с одним или целым рядом «грибовидных» выступов по верхнему краю пластины, очевидно имеющих культовый смысл.

Гуннский колт имел вид овального золотого диска, украшенного гранатовыми и иными вставками, с расходящимися в разные стороны «лучами» – полыми золотыми же трубочками, увенчанными шариками и пирамидками зерни.

Гуннские кулоны оригинальны, сложны по форме и технике изготовления. Их верхняя часть несколько напоминает ракушку, по внешнему краю она украшена либо символическими лучами, как на колтах, либо пирамидками зерни; кроме того, к этим «ракушкам» снизу крепится прямоугольной формы продолжение, исполненное в гуннском полихромном стиле. Между археологами шли споры о том, использовались ли эти изделия как кулоны, или же они – вариант височных подвесок. Но поскольку в «марфовском» погребении в Крыму найден весь основной гарнитур знатной гуннской женщины, включавший и диадему, и колты, и кулоны, – резонно думать, что каждый вид украшений играл собственную роль и они дополняли друг друга, а не дублировали759. Вероятно, эти кулоны – окончания шейных гривн, основа которых не сохранилась.

Кроме гранатовых и иных вставок золотое поле любых украшений часто декорировалось напаянными треугольниками зерни, расположенными в разных комбинациях, что делало золотой фон вещей еще более живописным.

Иногда археологи находят очевидно гуннские «женские» предметы не вполне ясного назначения – «дракончики» и круглые бляхи с разными вставками… Но как их носили и носили ли вообще – останется маленьким женским секретом.

Украшения гуннских женщин, несмотря на всю свою оригинальность, имеют некоторое сходство с сарматскими. Если же мы вспомним что в гуннских погребениях находят типичные для сарматов зеркала, то вполне резонно предположить, что гунны часто брали себе в жены женщин, имевших сарматские корни.

Интересно, что большая часть диадем, а также почти все колты и кулоны найдены к востоку от устьев Дуная – в степях Северного Причерноморья, Ставрополья, Поволжья. Только единичные находки есть в Паннонии, в частности на территории современной Венгрии760.

Ювелирное дело

Ювелирное дело Искусство отливать бронзу не вмещается в узкие рамки 1000 года, поскольку оно существовало и до и после этой даты. Во всяком случае, мы знаем, что в церквах были колокола. Что касается ювелиров, то в следующих главах мы увидим, что они не испытывали

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство Произведения шумерского ювелирного искусства для Раннединастического периода особенно полно и ярко представлены в Уре, в гробницах высшей знати и царей I династии данного города (раскопки Л. Вулли в 20-30-е гг. XX в.). Царское кладбище Ура относится

искусство

искусство Произведения греческого искусства вызывают у всех непреходящее восхищение. В том, что касается скульптуры и ваз, шедевры, собранные в музеях, позволяют — в большей степени, чем книги, написанные на достаточно трудном языке, — установить подлинный контакт с

4. Искусство

4. Искусство Деятели искусства встретили революцию восторженно, но понимали ее значение для творчества по-разному. «Левые» (среди них особенно выделялись В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Пунин и футуристы) настаивали на преимущественном развитии экспериментальных и авангардистских

СКУЛЬПТУРА, МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

СКУЛЬПТУРА, МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА, ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО Исторические сведения о древнерусской скульптуре весьма скудны.Обычно приводится летописный рассказ о неких старцах из чужих стран, которые привезли в Псков изображения Николы «резья резанные», народом не принимаемы до

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО Эта эпоха сохранила нам мало примеров и имен, свидетельствующих о выдающихся достижениях ювелирного искусства. Однако сам век, не менее, чем предыдущий и последующий, был буквально пронизан любовью к яркому самоцвету, вниманием и почтением к мастерам

Ювелирное искусство

Ювелирное искусство Пришествие гуннов в Европу породило возникновение и расцвет нескольких художественных стилей. Из них самый яркий и больше всего связанный с гуннами – полихромный755.Полихромный стиль – это золото и гранаты. Красное на золотом. Кроме гранатов иногда

ЮВЕЛИРНОЕ РЕМЕСЛО И ПРЕДМЕТЫ УКРАШЕНИЯ

ЮВЕЛИРНОЕ РЕМЕСЛО И ПРЕДМЕТЫ УКРАШЕНИЯ Челночок тебе скую я, Накую колец хороших, И на грудь скую я крестик, Головной убор прекрасный. (18: 233–236) Высокий уровень художественного ремесла обеспечивал и качественное, и количественное разнообразие изделий. Помимо продукции

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.)

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

10) Ювелирное, самоварное и гармонное производства

10) Ювелирное, самоварное и гармонное производства Село Красное Костромской губернии и уезда – одно из тех промышленных сел, которые являются обыкновенно центрами нашей «народной» капиталистической мануфактуры. Это большое село (в 1897 г. 2612 жит.) носит чисто городской

Основа всякого полихромного стиля — многоцветность. Но один этот признак не даёт полного представления о стиле, определяющемся совокупностью многих художественных особенностей (характер формы, рисунка, орнаментации и т.д.).

Полихромия — приём украшения предмета — может достигаться различными техническими и художественными средствами. Различны материалы, из которых создаются многоцветные изделия (краски, камень, эмаль), техника (расположение вставок в напаянных гнёздах, в углублениях, в перегородках; роспись красками по гладкой поверхности или заполнение краской резного орнамента и т.д.). Различными могут быть сочетания цветов, интенсивность полихромии, содержание орнаментов. Разнообразные комбинации технических и художественных приёмов создают тот или иной полихромный стиль.

Ювелирные изделия гуннского времени относятся в основном к двум группам. Первая группа — предметы с цветными вставками в напаянных гнёздах, вторая — изделия, исполненные в технике перегородчатой инкрустации.

Полихромные украшения гуннского стиля

Главными особенностями первой группы являются: сочетание золотого фона с яркими красными или оранжевыми вставками полудрагоценных камней — граната, альмандина, сердолика, реже янтаря и стекла — в напаянных, иногда вырезанных в верхнем покрытии гнёздах; расположение гнёзд горизонтальными или вертикальными рядами; интенсивное покрытие золотой поверхности цветными вставками; наличие орнаментов из зерни и филигранных или штампованных поясков в виде «плетёнки», «верёвочки», «рубчика», «ёлочки».

Полихромные украшения гуннского стиля

Вторая группа характеризуется отсутствием золотого фона, а также накладного орнамента из золотых проволочек и зерни и наличием цветных вставок в напаянных перегородках, образующих гнёзда различных геометрических форм, верхний край которых создаёт орнаментальный узор. Первая группа представлена наиболее многочисленными и разнообразными украшениями: диадемами, височными подвесками, перстнями, серьгами, наконечниками поясов, пряжками, накладками от конской упряжи и другими предметами.

Золотое кольцо. На лицевой части изображен грифон с распростертыми крыльями, выполненный в перегородчатой технике, где металические формы заполнялись стеклом. 15 век до н.э.

Полихромные украшения гуннского стиля

Эрмитаж обладает бесценным собранием золотых предметов, среди которых, наряду с уникальными произведениями скифского и сарматского «звериного стиля», изысканными и изящными работами греческих ювелиров, выделяются яркие, многокрасочные изделия гуннской эпохи. Здесь хранится самая многочисленная в стране коллекция гуннских древностей: золотые украшения одежды и головного убора, богатое убранство конского снаряжения, расцвеченные вставками полудрагоценных камней и стекла ярко-красных оттенко

Полихромные украшения гуннского стиля

Впервые полихромные украшения гуннской эпохи были открыты в 1812 году в богатом захоронении, расположенном на правом берегу р. Прут, на территории с. Концешты в Румынии. Погребение обнаружено случайно местными жителями, которые на свежей осыпи берега нашли серебряный сосуд, цветные камни и золотые бляшки

Полихромные украшения гуннского стиля

Большинство украшений полихромного стиля гуннского времени происходит из погребений степной полосы юга России, где в этот период господствовали кочевые племена. Такие же изделия открыты на Боспоре, в могильнике, расположенном на Госпитальной улице в Керчи. Инвентарь этого могильника ценен не только как источник, отражающий поздний этап истории Боспора, но и как эталон для определения времени синхронных погребений в южнорусских степях.

Полихромные украшения гуннского стиля

В некоторых керченских склепах вместе с украшениями полихромного стиля были обнаружены индикации монет римских императоров Валентиниана I (364-375 гг.) и Валентиниана II (375-392 гг.), серебряная утварь византийской работы, декоративные булавки (фибулы), стеклянная посуда, время бытования которых ограничивают концом IV — первой половиной V века н.э. Там же было найдено знаменитое наградное блюдо с изображением императора Констанция II.

Полихромные украшения гуннского стиля

Уже ранние находки ювелирных изделий периода господства гуннов обратили на себя внимание исследователей, заинтересовавшихся прежде всего вопросами происхождения и формирования полихромного стиля. В 1892 году французский учёный де Бай, сопоставив вещи, открытые в окрестностях Керчи, с украшениями меровингской эпохи из Венгрии, Германии и Франции, пришёл к выводу об их готском происхождении. Точку зрения де Бая разделили многие авторы, и термин «готский стиль» прочно вошёл в литературу. В то же время русский исследователь Э.Р. Штерн, в связи с другой керченской находкой в «склепе 1896 года», в котором, по его мнению, была погребена знатная греческая чета, высказался в пользу северопричерноморского происхождения обнаруженных здесь полихромных изделий. Возражая де Баю, он заметил, что пришедший с севера народ (готы) не мог обладать совершенной и своеобразной техникой обработки металла и что источник так называемого готского стиля следует искать в греческом художественном ремесле Малой Азии и Боспора.

Эрмитаж. находка Ставополья

М.И. Ростовцев , известный русский историк, также указал, что с приходом в III веке н.э. в Северное Причерноморье готов «никаких новшеств в технике ювелирных изделий или орнаментации не появилось». Он видел в произведениях полихромного стиля гуннского времени дальнейшее развитие греко-сарматского искусства и господствовавшего на Боспоре греческого полихромного стиля эпохи позднего эллинизма и ранней Римской империи. По мнению М.И. Ростовцева, этот стиль, подхваченный готами, был ими и «эллинизированными сарматами или сарматизированными греками, игравшими активную роль в движении готов на запад, перенесён в Центральную Европу. Распространение греко-сарматского стиля не было приостановлено и новыми завоевателями гуннами, которые, как и готы, сопровождались сарматами»

Полихромные украшения гуннского стиля

Это положение М.И. Ростовцева было в дальнейшем разработано советским учёным Л.А. Мацулевичем и поддержано рядом других исследователей. Так сложилось мнение о сармато-аланском происхождении полихромных украшений гуннской эпохи. Большинство западноевропейских специалистов также отмечают в полихромных изделиях данного периода традиции боспорских мастеров и связывают их распространение в Центральной и Юго-Восточной Европе с приходом гуннов в Паннонию (Н. Феттих, А. Альфёльди, Я. Гарматта — Венгрия, И. Вернер — Германия). Вернер допускает наличие ещё одного центра в Подунавье, изготовлявшего полихромные изделия без орнаментов из зерни. Эту точку зрения поддерживает советский учёный М.А. Тиханова. Некоторые исследователи склонны к мысли о восточном происхождении полихромных украшений. А.Н. Бернштам и М.К. Кадырбаев, публикуя находки из Центрального Казахстана, предполагают наличие местных, казахстанских, очагов ювелирного искусства, хотя и признают главным центром юг России. ( И.П. Засецкая Золотые украшения гуннской эпохи.По материалам Особой кладовой Государственного Эрмитажа )

Пальчатая фибула найденная в Италии

Из приведённых высказываний видно, что в вопросе о полихромном стиле изделий гуннской эпохи надо различать два момента: во-первых, происхождение и развитие полихромного стиля во-вторых, выделение центров производства украшений, исполненных в этом стиле.

Гуннская диадема

Представляется, что ювелирные изделия гуннской эпохи нельзя рассматривать как произведения искусства одного народа, в них можно проследить влияния различных культур — античные традиции, элементы сарматского искусства и новые веяния, отвечающие вкусам и запросам пришельцев-гуннов. Последние сыграли ведущую роль в формировании полихромного стиля данного периода, определив его содержание и своеобразный характер.

Франция. искусство Меровингов, 6-7вв.

Что же касается центров производства, то для решения этой задачи следует пойти по пути выделения внутри комплекса указанных изделий отдельных групп, отличающихся друг от друга техническими деталями и стилистическими чертами, подчас незаметными на первый взгляд. В этой связи очень ценны наблюдения И. Вернера и М.А. Тихановой об отсутствии зерни на большинстве предметов из Центральной и Юго-Восточной Европы, которые, по их мнению, были созданы в Подунавье.

Полихромные украшения гуннского стиля

подписывайтесь на мой канал

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

Мертвая царевна и Семеро Грезящих

Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери

Легенды Севера

Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий

Галерея драгоценностей. Часть 3: золото гуннов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сегодня продолжаю серию публикаций "Галерея драгоценностей" экскурсом в Эпоху Великого переселения народов. Предыдущие статьи, посвященные истории ювелирного искусства, Вы можете найти здесь:

Эпоха Великого переселения народов ознаменовалась грандиозными передвижениями племен, населявших земли от маньчжурских степей до атлантического побережья будущей Франции. Его активными участниками стали гунны, завоевавшие в IV в. огромное пространство от Волги до Днестра, включая степной Крым.

В Эрмитаже хранится замечательная коллекция гуннских древностей: золотые украшения одежды и головного убора, богатое убранство конского снаряжения. Большинство этих предметов происходит из погребений степной полосы юга России, где в конце IV в. образовался союз племен, возглавляемый гуннами.

Здесь сложилась новая культура, влияние которой отразилось в возникновении в ювелирном искусстве своеобразного полихромного стиля. Его особенностями являются сочетание золотого фона с красными или оранжевыми вставками полудрагоценных камней (граната, альмандина, сердолика, реже янтаря и цветного стекла) в напаянных гнездах, орнаменты из зерни и филигранных или штампованных поясков в виде "плетенки", "веревочки", "рубчика", а также использование в декоре изделий перегородчатой инкрустации.

В Галерее драгоценностей можно видеть многокрасочные диадемы с фигурным фризом, колты (височные подвески), наконечники гривен (шейных украшений) оригинальной формы, например, в виде стилизованной головы дракона, декоративные застежки-фибулы, а также богатое украшение конского убора.

Диадема

Конец IV - начало V в.

Волгоградская обл., хутор Верхне-Яблочный,
близ станицы Верхне-Куртоярской, Россия

Золото, бронза, гранаты; ковка, филигрань, инкрустация

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 1

Колт

Конец IV - начало V в.

Волгоградская обл., хутор Верхне-Яблочный,
близ станицы Верхне-Куртоярской, Россия

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 2

Наконечник гривны - голова волка-дракона

Конец IV - начало V в.

Ставропольский край, село Татарка, Россия

Золото, гранаты; пайка, инкрустация, зернь

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 3

Бляшка

Конец IV - начало V в.

Золото, бронза, сердолик, красный камень

Ставропольский край, село Татарка, Россия

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 4

Браслет

Конец IV - первая половина V в.

Тамань, станица Сенная

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 5

Фибула

Конец IV - начало V в.

Бывшая Черниговская губерния, с. Пашковка Россия (ныне Украина)

Серебро, золото, сердолик; ковка, пайка, инкрустация

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 6

Конский убор

Морской Чулек, Ростовская область, Россия

Золото, гранаты, стекло

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 7

Меч с кольцевым навершием в золотых ножнах

Эпоха Тюркского и Аварского Каганатов, VII в.

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, железо, стекло; ковка, вальцовка, зернь

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 8

Браслет с инкрустацией

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, инкрустация цветной пастой

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 9

Браслет с инкрустацией

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, инкрустация цветной пастой

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 10

Парные браслеты с вставками на щитке

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы
Россия (ныне Украина)

Золото, изумруды; ковка, огранка, шлифовка, полировка

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 11

Фибула

Конец IV - начало V в.

Серебро, золото, гранаты

Галерея драгоценностей. Часть 3 золото гуннов, фото № 12

Всех благодарю за внимание!

Моя следующая публикация будет посвящена ювелирному искусству Византии, Киевской Руси и Средневековой Европы.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.

Проволочные височные кольца.

Проволочные височные кольца.

Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен [8].

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Проволочные височные кольца северных славян.

Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны [8]. Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления [2].

Лучевое ложнозерненое литое височное кольцо VIII-XIII вв., (рис. 6) / Браслетообразное проволочное височное кольцо, (рис. 7).

У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска [8]. В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) [2]. В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Трапециевидные привеска с циркульным орнаментом, (рис. 8) / Cерьга в виде перевернутого знака вопроса, (рис. 9)

На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым [8]. Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром [2]. Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса [8, 9], (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков [7] пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.

Лучевое височное кольцо VIII-X вв, (рис. 10) / Cемилопастные височные кольца XI - XIII вв., (рис. 11-12)

Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. [8]. Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой [2]. Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина [4] отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области [10]. По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).

Cемилопастные височные кольца XI - XII вв., (рис. 13-14)

По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца [6]. Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию.'

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной [5]. Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?

Пятилопастное малое височное кольцо Вятичей XII - XIII вв., (рис. 15) / Семилопастное височное кольцо Радимичей XI - XII вв., (рис. 15)

Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. [4]. Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков [7] делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными [1].

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.

Бусинные височные кольца древних славян.

Бусинные височные кольца имеют разновидности [6]: гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .

Бусинные височные кольца в ленточном уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.

Звездчатые колты в уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт [5] с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Лунничные золотые колты в уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

Со временем размеры колтов уменьшаются. Сканно-зернистые лучевые колты являлись подлинными шедеврами древнерусского ювелирного искусства. Украшением высшей знати были лунничные полые колты , выполненные из золота и украшенные с обеих сторон эмалевыми рисунками, (рис. 27, 28).

Дутый колт из серебра с чернью, (рис. 29). / Медные колты, (рис. 30-32).

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья [7]. Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).

Колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34)

Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. [9]. Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Автор: Василий Коршун.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

КОМПАНИЯ

  • О компании
  • Адреса магазинов
  • Сервис-Центр
  • Консультация специалиста
  • Написать письмо
  • Вакансии

УСЛУГИ

  • Купить в кредит
  • Б/У поисковая техника
  • Обмен поисковой техники
  • Условия доставки товара
  • Гарантийное обслуживание
  • Система скидок

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

  • Инструкции к металлоискателям
  • Игра "МДКЕШИНГ"
  • Газета "Вестник МДРегион"
  • Игра "Дневник Купца"
  • Наш YouTube
  • Наша группа "ВКонтакте"

В последнее время российского зрителя радуют неплохими отечественными фильмами, в том числе и историческими. Об одном из них, вышедшем на экраны в декабре 2017 года, мы и поговорим.

Итак, батальное полотнище, достойное пера летописца – фильм «Легенда о Коловрате». Сами создатели указывают, что это «исторический кинофильм с элементами фэнтези». В СМИ также неоднократно писали, что авторы фильма решили отказаться от воссоздания исторических событий тринадцатого века и предпочли создать сказочный мир.


Однако кое-что от мира реального в киноленте есть. Например, известно, что костюмеры, создавая одеяния для актеров, основывались не на различных фэнтезийных образах, а на костюмах выдающихся исторических личностей. Правда, не только XIII века.

Рассмотрим костюмы самого интересного персонажа – хана Батыя.

Бату, Бат хан, или по-русски Батый, - монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против русских княжеств, половцев, Волжской Булгарии, Польши, Венгрии и Далмации.

Теперь немного об одежде монгольских полководцев. В войске монголов было несколько видов воинов: легко вооруженные, тяжело вооруженные, конные, пешие, лучники и пр. Полководцы могли позволить себе тяжелую броню.

Вот как костюм тяжеловооруженного воина описывается в издании «Новый солдат» №50: «На всаднике стеганый халат с косым запахом и узкими длинными рукавами, стеганые штаны и сапоги. Нередко всадники одевали панцирь хатангу деель, представлявший собой длинный кафтан с фигурными листовидными оплечьями, шившийся из слоеной кожи, войлока и прочной ткани и часто простеганный металлическими пластинками».

Похоже, как раз вариацию хатангу деель мы видим у Батыя в фильме. Для красоты костюмеры выложили панцирь узорами из накладок под металл.


На этом же кадре виден головной убор Батыя. Эта «золотая» чаша китайского происхождения. Что тоже исторически допустимо, так как империя Чингисхана включала в себя и Китай (улус Великого хана, государство Юань).

В общем и целом, на китайское происхождение костюма Батыя в фильме «Легенда о Коловрате» указывает и использование драконов для украшения верхней одежды. Драконами украшали торжественные ритуальные костюмы китайских императоров – именно в тот период, который историки называют так же - «Юань». Драконы символизировали способность правителей гибко действовать в переменчивых условиях.

Теперь перейдем к украшениям Батыя, представленным в фильме. Могут ли кладоискатели нашей страны найти что-то подобное с металлоискателями на местах сражений с татаро-монгольскими войсками?

Во-первых, накладки на руки, или наручи.


Да, действительно, у монголов был такой элемент воинской экипировки, но, в отличие от фильма, украшением они не являлись. Вот, например, монгольский наруч, найденный на территории Республики Молдова. Происходит из могилы представителей Золотой Орды, датируется концом XIII - началом XIV века (период противостояния Руси и Золотой Орды). Сохранился кусок пластины, закрывающей локоть, и кусок с застежкой на нем.


Так что найти монгольские наручи реально. А уж будут они украшены или нет – тут как повезет с сохраном.

Во-вторых, монгольские украшения на косы.

Действительно, были и такие. В том же издании «Новый солдат» №50 пишут: «Длинные волосы монголы заплетали за ушами в две, реже в четыре и даже шесть кос. Косы обязательно сворачивались в кольца и завязывались бантиками, а у знати — и нитками жемчуга».

И не только жемчуга, в косы вплетались и иные украшения. Этим обычаем монголо-татары напоминали скифов. В книге Анны Блейз «История в костюмах» написано, что в волосы монгольские воины вплетали даже связки монет.


Поэтому – да, такие украшения, во том числе и монеты, найти в земле можно.

Ну и в-третьих, нельзя не заметить, что Батый в фильме носит некие височные украшения, которые начинаются от внешнего уголка глаза, проходят через брови и виски и заканчиваются в волосах. А вот это украшение монгольского полководца уже, как нам видится, является чисто фэнтезийным. В реальности височные украшения использовали в своей прическе женщины. Но не монгольские, а славянские. Разнообразие височных украшений было очень велико, вопросу их изучения посвящены научные работы и исследования русских археологов.


Некоторые из височных украшений славянского женского костюма

Кроме того, были височные украшения и в женском костюме Китая XIII-XVI века. Правда, они крепились не к волосам, а к диадеме. Однако более реальной представляется отсылка в фильме к индийским украшениям. Индийское украшение, называемое джумар, как раз и крепилось в той области, где оно примерно располагается у Батыя в фильме «Легенда о Коловрате».


Традиционный джумар (история украшения насчитывает более тысячи лет).

Такое украшение, если вы захотите его найти, придется ехать искать в Индию. Там приборный поиск не то что бы запрещен, просто все древние находки сразу надо сдавать государству.

Вот такие интересные параллели можно отыскать в фильме «Легенда о Коловрате», рассмотрев только украшения хана Батыя. Но думается, что и археологи, и увлеченные своим делом копатели (конечно, сотрудничающие с музеями!), будут рады любым находкам периода Золотой Орды.

Читайте также: