Как называется старинная ювелирная техника народных мастеров костромской области

Опубликовано: 25.03.2024

Категория: Чистый источник
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 3 351, фото: 18

Красносельская скань

Старинное село Красное - широко известный ювелирный центр России - расположено неподалеку от древней Костромы, на берегу Волги. Теперь это поселок городского типа, центр Красносельского района Костромской области.

Село Красное-на-Волге


Село Красное-на-Волге

Издавна живут здесь волшебники сканого дела. Скань - это ажурные или напаянные на металлический фон узоры, сделанные из тонкой проволоки, гладкой или свитой в веревочки из двух-трех нитей, часто сплющенные в ленточки. Проволока бывает золотой, серебряной или медной, позолоченной либо посеребренной.

Инструменты мастера и материал


Инструменты мастера и материал

Из глубины веков дошли до нас замечательные образцы древнерусской скани с чарующими глаз хрупкими завитками и микроскопической серебряной зернью. Особенным почитателем и ценителем такой красоты слыл боярский род Годуновых. Владея землями в костромских местах, они по-своему отметили важность и славу села Красного. На их деньги здесь была воздвигнута великолепная шатровая церковь, которой может позавидовать любой город. Благородно и стройно возносятся ее архитектурные формы, отражаясь в тихих водах, напоминая видение легендарного града Китежа.

P. А. МЕДВЕДЕВ Лоток „Зима“. 1970
Художник P. А. Медведев

P. А. МЕДВЕДЕВ Лоток „Зима“. 1970 | Художник P. А. Медведев

Вся окрестная природа - привольная Волга, деревья, поля, взгорки и лощины пробуждают в сердце поэтическое настроение, и оно, несомненно, воплощается в изделиях красносельских мастеров. Любят здесь изображать сказочных жар-птиц, удалые русские тройки, расписные волжские ладьи - все то, что располагает к радужным переливам золотистых и серебристых тонов, к ажурности и к изяществу.

П.И.ЧУЛКОВ Декоративное панно „Лев“. 1974
П.И.ЧУЛКОВ Олень. 1966

П.И.ЧУЛКОВ Декоративное панно „Лев“. 1974 | П.И.ЧУЛКОВ. Олень. 1966

Изделия красносельских мастеров большей частью невелики по размерам: сантиметров пять-десять, но выглядят они значительными, как терема в легендарном Берендеевом царстве. Таковы узорчатые шкатулки, солонки, бокалы, браслеты, чарки, ювелирные изделия - броши, ожерелья, серьги. Изготовляются здесь также кулоны, броши, колье с использованием самоцветных камней и лаковой росписи в стиле палехских миниатюр. Вещи эти оживают на глазах, как персонажи народных поверий и преданий. В них воплощены светлая человеческая мечта о красоте, представление о земном счастье. Смела и жива фантазия художников, и поэтому очень естественно подходят к ювелирным украшениям названия „Озерцо", „Весна", „Рассвет".

Сборка изделия
П.И.ЧУЛКОВ Олененок. 1968

Сборка изделия | П.И.ЧУЛКОВ. Олененок. 1968

Красносельские мастера создают произведения и более крупные, среди них декоративные вазы высотой до 30-40 сантиметров. Но художники не увлекаются величиной, стремясь в своем искусстве выразить изящество скани, раскрыть тонкость и своеобразие этой техники. Работы ведущих художников радуют посетителей многих отечественных и зарубежных выставок, украшают музейные коллекции.

Заслуженный художник РСФСР П.И. Чулков


Заслуженный художник РСФСР П.И. Чулков

Публикуемые репродукции знакомят нас с красносельской природой и делают свидетелями кропотливого и вдохновенного труда мастеров. Вот почему вновь и вновь с интересом всматриваешься в золотой лоток „Жар-птица", в чудесно преображенную фигуру оленя и в другие произведения, которые восхищают виртуозностью профессионального исполнения и воплощенной в них красотой.

Вид на Волгу
П.И. Чулков. Декоративная композиция

Вид на Волгу | П.И. Чулков. Декоративная композиция "Волжская ладья". 1967

И. Д. ОРЛОВ. Пластина



И. Д. ОРЛОВ. Пластина "Север". 1977


Художник Н. А. Соколова
Н.А.СОКОЛОВА. Царь-колокол. 1968

Художник Н. А. Соколова | Н.А.СОКОЛОВА. Царь-колокол. 1968

H. А. СОКОЛОВА. Декоративная композиция



H. А. СОКОЛОВА. Декоративная композиция "Тройка". 1969


В.А.МАРЬИН. Подвеска
Пруд в селе Красное

В.А.МАРЬИН. Подвеска "Осень". 1976 | Пруд в селе Красное

07.02.2020

Рады поделиться нашей хорошей новостью!

Наши украшения причислены к изделиям народных художественных промыслов Костромского края!

Будем и дальше радовать вас своими творениями!





Ювелирный художественный промысел Костромской области

Ювелирный промысел в Костромской области зародился в 10-14 вв. Археологические находки на месте Дурасовского городища, которое располагалось недалеко от села Красного Костромской губернии, свидетельствуют о развитом мастерстве костромских ювелиров. На месте древнего поселения обнаружены обломки тиглей, литейные формочки и точильные камни, которые и сейчас применяются для заточки инструментов. Было найдено много украшений, и это дало основание полагать, что ювелирный промысел являлся ведущим у жителей этого района.

Широкое распространение ювелирный промысел в Костроме получил в 17 в. В это время недалеко от города, в окрестных селениях Сидоровское, Красное, Нерехта, полным ходом развивается кустарное производство украшений, работает множество меднолитейных мастерских.

”Основным ассортиментом красносельских ювелирных изделий, вырабатываемых в сёлах и деревнях Красносельской и Сидоровской волостей в конце 17 века , были разнообразные женские украшения: серьги, кольца, пуговицы, большая часть которых выполнялась из низкопробного серебра в сочетании с цветными стёклами.”(А.И.Бузин)

Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русский, народный характер и относительная дешевизна. Большое значение для развития костромского ювелирного промысла сыграла ежегодная новгородская ярмарка, на которую съезжалось множество народа. Изделия красносельских кустарей распространяются по всей России, становятся популярными.

“Вещи, выполненные в металле, особенно ценились, они были связаны с языческим культом, выполняли роль оберегов. В анималистических изображениях фигурок коней и птиц, многочисленных лунниц, спиральных колец можно видеть отклики древнеславянского искусства, фольклора с его поверьями и преданиями”. ”Богатая декоративная резьба Верхнего Поволжья, совместная работа резчиков иконостасов и серебряников –ризочеканщиков взаимно обогащали мастеров и благодатно отражались на их художественной деятельности. Памятники крестьянской домовой резьбы, сказочные и культовые образы в своеобразной интерпретации находят новое воплощение в художественном металле .” (А.И. Бузин)

В конце 19 в. Красносельский промысел занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Местные умельцы делают не только женские украшения, в их ассортимент входят изделия культового назначения: образки, складни, иконки и кресты.

В 1897 году Министерство финансов по инициативе Костромского уездного земства открывает в селе Красное класс технического рисования с целью поднятия художественного вкуса кустарей и художественной направленности изделий. Преподавателями мастерской стали профессиональные художники, окончившие Строгановское училище. Эти учебные заведения были первыми для российских кустарных ювелирных промыслов, что еще раз подчеркивает значимость Красносельского ювелирного промысла. Преподаватели учебной мастерской, сформировавшиеся на лучших образцах западно-европейского и русского искусства привнесли сюда свои знания ювелирного дела, ювелирных техник. Прибывший из Костромы замечательный мастер И.А.Дерябин обучал ребят сканно-филигранному делу. Именно тогда и начала свое шествие знаменитая в будущем красносельская скань.

В Древней Руси техника скани известна с IX–X веков, а ее расцвет приходится на XV–XVI века. Особенным почитателем и ценителем скани слыл боярский род Годуновых, в вотчине которых селе Красное-на-Волге Костромской губернии сложился промысел серебряных изделий в технике скани.

Изготовление изделий из серебра здесь началось еще в XVI веке. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время многие его жители занимались чеканкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом. Ювелирным делом были заняты кустари ещё 27 селений Костромской губернии. В 1912 году из числа воспитанников красносельской мастерской организуется художественно-ремесленная артель.

После 1917 года красносельские кустари стали объединяться в промартели. Уже в 1918 году в трех артелях работало 1200 человек. Однако к созданию разнообразных художественных изделий из металла приступили лишь в 1930-е годы. В 1930 году в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели — в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района. Именно с этого времени самое заметное место в искусстве красносельцев заняла скань.

Ювелирная техника скань — это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Слово «скань» происходит от древнерусского «скать» — то есть скручивать, скатывать. Другое название этой ювелирной техники — «филигрань» — от итальянского filigrana, что объединяет два латинских слова — filum (нитка) и granum (зерно).

Скань изготовляют из чистых металлов — золота, серебра, меди, обладающих хорошей вязкостью, пластичностью. Эти качества способствуют волочению и вальцеванию проволоки, ее кручению и набору скани.

Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют и сортируют по толщине. Затем проволоку либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».

Эскиз будущего изделия делают на бумаге в натуральную величину. По орнаменту выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки. Затем по рисунку выкладывается и приклеивается мозаика — так называемые сканные узоры — из ряда мелких деталей. Формы деталей могут быть самыми разными: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и проч. Каждый из элементов выгибается согласно эскизу: крупные детали выгибаются пальцами, а мелкие — пинцетом. Только после того как элемент полностью совпадет с нарисованным, его отрезают ювелирными ножницами, смазывают клеем и приклеивают на рисунок, замещая изготовленным элементом нарисованный на бумаге узор.

Для достижения большей декоративности гладкую и крученую проволоку в изделии сочетают и дополняют зернью — маленькими серебряными, золотыми или медными шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие.

Набранному узору дают высохнуть, затем, чтобы узор во время пайки не сместился, равномерно привязывают его к шаблону тонкой проволокой и в таком виде паяют. Пайка — одна из самых ответственных операций. Некоторые изделия состоят из миллиона деталей, спаянных между собой, образуя крепкую ажурную конструкцию.

Детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. Пайку производят ручной горелкой, открытым пламенем на ровной асбестовой плите, наблюдая за равномерностью растекания припоя и заполнения им мест соединения деталей. Ряд изделий проходит неоднократный процесс пайки. Это относится к изделиям, имеющим многослойный сканной рисунок. При этом каждый слой сканного рисунка создается при различных температурных и временных режимах, чтобы не прожечь предыдущий слой филиграни.

Таким же образом напаивается зернь — металлические шарики, украшающие поверхность сканных изделий, придающие им объем и маскирующие места соединения деталей. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют. Полировка сканно-филигранных изделий производится только вручную. После гальванопокрытия (серебрение, золочение, оксидирование, родирование) и закрепки вставок из поделочных камней или стекла, финифтевых вставок изделия имеют законченный вид.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными, напаянными на металлическую основу (напайная филигрань). Ажурная скань, как правило, используется для ювелирных изделий, декоративных фигурок и сувениров, напайная филигрань — для объемных предметов — кубков, ваз, подносов.

Объемную ажурную филигрань можно набирать как в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры, так и по металлическому или гипсовому шаблону, имеющему форму заданной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это вручную изгибанием изделия с последующей правкой. Выгибание производят по форме с помощью молотка. После придания изделию нужной формы производится пайка швов.

Для красносельских мастеров типична сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органично вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочетании с глухими участками. Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверхности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на красносельскими мастерами.

Поначалу, на этапе освоения техники скани, красносельские ювелиры, не имеющие в ней своих традиций, обращались к художественному наследию новгородской, московской, сольвычегодской школ, и одновременно приступали к поискам собственного стиля, разрабатывая новые сканные элементы — «колечки», «вилюшки», «скобки», «огурчики» и др. Произведения в основном изготавливались из серебра, реже из меди, с частым применением гальванической обработки — золочением и серебрением. В 1930-е годы промартель «Красный Кустарь» — самая крупная в Костромской области, здесь выпускают различные предметы — шкатулки, коробочки, портсигары, сканные броши, пряжки, пуговицы.

В послевоенные годы ассортимент ювелирных изделий расширяется, в артели стали изготавливать кубки, вазы-кубки, а также памятные блюда. К этому времени относится замечательная по своей отделке позолоченная ваза А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки выпуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла.

Художники и мастера работают и над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, серебро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и природные поделочные камни.

Среди красносельских изделий 1950-х годов можно выделить женские украшения из серебра и меди. На стилевое направление ювелирных изделий этого времени значительное влияние оказали существенные изменения в моде женской одежды. Наибольшее распространение получают традиционные красносельские броши-веточки с вставками из цветного стекла в виде плодов, ягод или цветов.

Новый этап в развитии красносельского ювелирного промысла начинается с 1960-х годов. В 1961 году артели объединились в единое предприятие Красносельскую ювелирную фабрику, которая позднее была переименована в Красносельский ювелирный завод.

В 1960-е годы на фабрике были построены гальванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. В это время вырабатывались в основном изделия из цветных металлов с последующей гальванической обработкой. Серебро заменили — медь, томпак, мельхиор, алюминий. В оформлении декоративных изделий и сувениров большая роль отводилась скани. Получили распространение небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура.

В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, их орнаментация проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Недорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства.

В изготовлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опытные мастера-ювелиры но и молодежь, получившая специальное образование в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств.

В дальнейшем в созданном экспериментальном цехе при Красносельском ювелирном заводе талантливые художники-ювелиры стали изготавливать золотые и серебряные изделия с фианитом, хромдиопсидом, нифритом и агатом. Выпускались и произведения из скани в сочетании с финифтью.

Для изделий 1980–1990-х годов, выполненных в технике скани, характерны сложные рельефные формы, ажурная поверхность которых имеет многочисленные накладки.

В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Скань по-прежнему играет главную роль в работах красносельских мастеров. Вдохновленные красотой волжского края, они добиваются выразительных и оригинальных художественных решений, разрабатывают новые образы и формы для своих произведений. Старинное национальное искусство филиграни, сохранившееся в селе Красном-на-Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать своей оригинальной красотой и совершенством техники исполнения.

Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом, были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Костромском областном краеведческом музее и др.

Уже во второй половине XVI века Кострома – крупный торговый город, один из центров художественного ремесла. Земли Костромы малопригодны для сельского хозяйства, поэтому издавна здесь развивалась ремесла и промыслы. Как и в Ярославле, блестящий, но кратковременный расцвет ювелирного искусства Костромы приходится на XVII век.

В костромских серебряных изделиях XVII века нет такой чистоты местного стилистического варианта, таких ярких особенностей в области формы и орнаментации, как в изделиях ярославских мастеров. Наряду с памятниками, обладающими присущими только костромским работам чертами, существует множество изделий, не имеющих ярко выраженного местного характера.

Серебряная кружка. Кострома, 1784 г. Мастер Григорий Ратков.

Отсутствие однотипности в костромских изделиях отчасти объясняется пожарами и чумой, которые в середине XVIII века буквально опустошили город – в 1760-е гг. в восстанавливающийся после бедствий город потянулись жители как близлежащих, так и отдаленных городов – Ярославля, Новгорода, Вологды и др. Пестрый состав населения привел к невозможности выработки однотипности в ювелирных изделиях – в них можно усмотреть отголоски новгородского и псковского мастерства, формы и орнаментальные мотивы, близкие ярославским и московским. Постоянная тесная связь с Москвой, откуда в значительном количестве поступала серебряная утварь в качестве вкладов в костромские церкви и монастыри, не могла не сказаться на развитии серебряного дела в Костроме. Значительную часть населения костромского Поволжья составляли выходцы из Новгородской земли.

Несмотря на территориальную близость к Ярославлю в орнаменте этих двух центров мало общего. Формы костромской утвари часто повторяют ярославские, но их декор более легкий и изящный, он не обладает той затейливой нарядностью и силой, которая присуща изделиям мастеров Ярославля. Костромские серебряники XVII века, как мастера Новгорода и Пскова, наносили на листья и травы резного орнамента мелкие черточки, которые вносят оттенок пестроты в четко обрисованные одним контуром плоские узоры и одновременно несколько приглушают блеск металла.

Орнамент костромских сканных изделий большей частью ограничивается спиральными узорами из толстой гладкой или свитой в веревочку проволоки на фоне сплошь заполненном мелкими сканными кружочками. Торговые связи Костромы с Англией, Голландией и Германией также сказались в развитии ювелирного дела: на серебряной церковной утвари костромской работы XVI-XVII вв. встречается много мотивов западноевропейского искусства, вплетенных в орнамент. Это литые полосы готического орнамента, вертикально расположенные «гребешки», мелкие чеканные округлые выпуклости, напоминающие разделку поверхности немецких «виноградных» кубков.

Серебряная с чернью стопа. Кострома, начало XIX века. Мастер Петр Серебряников.

Тщательная отделка густых сложных узоров и мелкая детализация чеканных изображений особенно отчетливо выступают в произведениях костромских мастеров XVIII и XIX века, когда орнамент становится еще более плоским, измельченным и сухим. Тогда же сказывается и приверженность костромских серебряников к традиционным орнаментальным мотивам.

Работы костромских серебряников XVIII века грубоваты и архаичны. Старые традиции в области формы и декора, отброшенные в ювелирном искусстве Москвы и Петербурга XVIII века, уживаются в провинции с новыми мотивами, например, с орнаментами рококо.

Для большей части сохранившихся костромских работ характерен низкий плоскостный рельеф и тщательная проработка сухого измельченного растительного орнамента, в котором до первой четверти XIX века стойко удерживаются традиции орнаментов XVI-XVII вв.

Черневые работы этого времени не отличаются высоким качеством (чернь по большей части сероватая, с заплывами, рисунок не четкий) и оригинальностью. По типу они ближе всего к московской черни и уступают черни великоустюжских и вологодских мастеров.

В конце XVIII и первой половине XIX века в Костроме выделяется ряд зажиточных серебряников, которые заводят мастерские с подмастерьями и учениками или занимаются продажей изделий, скупаемых у менее зажиточных мастеров. Во второй половине XIX века в селах и деревнях Костромской губернии растет и развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий. Это уже не индивидуальное творчество отдельных мастеров, а дешевая ремесленная продукция.

Серебряные солонки. Костромская область. Конец XIX – начало XX в. Мастер И.З. Манилов.

Центром производства становится село Красное. Отсутствие надлежащего оборудования и широкое применение разделения труда привели к сильному снижению качества продукции и совершенно стерли индивидуальные особенности работы отдельных мастеров. Красносельские изделия – штампованные образки, кресты, дешевые ювелирные украшения, мелкие серебряные столовые предметы – широко распространились по всей России.

Костромские купцы Павел Кондырев, Пушиловы, Мазовы, Шпажниковы торговали ими в сибирских городах; Шпажниковы также имели лавки в Москве, Харькове и Курске, купец Сорокин вел торговлю в Петербурге, а купцы Чувиляевы – на Украине. Также рынком сбыта для красносельских мастеров были крупные монастыри. Качество продукции костромских мастеров в конце XIX – начале XX века оставалось низким, попытки повысить качество работы путем организации в селе Красном класса технического рисования в 1896 году и художественной мастерской в 1904 году не отразились на массовых изделиях ремесленников, работавших на широкий рынок.

Костромская земля обладает весьма богатой историей. Одной из наиболее ярких и широко известных страниц этой истории, без сомнения, является костромской ювелирный промысел, производственные и культурные традиции которого многие поколения костромичей бережно хранят и развивают.

Археологические изыскания свидетельствуют, что предыстория костромского ювелирного производства начинается еще в доромановской России. «В средневековой Костроме занимались ювелирным делом. На местное производство изделий из цветного металла указывают медные шлаки, обнаруженные во время раскопок, инструментарий ювелиров»1 . Из века в век ювелирное производство расширялось и совершентствовалось. Однако именно в период правления Романовых значительно разнообразится ассортимент выпускаемых изделий и число вовлеченных в процесс их производства людей. Начинают формироваться целые династии ювелиров (Ратьковы, Серебряниковы, Сорокины, Чулковы)2. Своеобразный расцвет данного промысла наблюдается со второй половины XIX в., когда в целом ряде сел и деревень Костромской губернии развивается крестьянское производство мелких серебряных и медных изделий (Сидоровское, Подольское, Здемирово и целый ряд других сел) и продолжается вплоть до революции 1917 г. Главным центром промысла становится с. Красное-на-Волге. В тот период времени красносельские изделия – небольшие штампованные образки и кресты-тельники; дешевые ювелирные украшения (броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи); мелкие серебряные предметы (солонки, стаканчики, подстаканники и т. п.) – широко распространились по всей России как в европейской, так и в азиатской ее части 3. Костромские купцы широко и весьма успешно торговали этой ювелирной «мелочовкой» в Москве, Петербурге, Курске, сибирских городах и на Украине, причем и в лавках, и на ярмарках. Подобные костромские изделия встречаются практически во всех крупных монастырях тогдашней Российской империи. Тенденцию бурного развития ювелирного промысла характеризует и открытие в 1904 г. в с. Красном Художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела. Первые преподаватели, выпускники Строгановского училища принесли сюда опыт работы новых ювелирных фабрик и стиль модерн, в то время наиболее распространенный и востребованный покупателем. В юбилейных торжествах 1913 г., приуроченных к празднованию 300-летия Дома Романовых, ювелирно-металлическому производству был посвящен целый раздел Костромской губернской земской выставки, о месте и значении которого свидетельствует следующая оценка исследователя промысла: «Что же касается количества экспонатов по различным промыслам, то здесь бесспорным лидером является ювелирный промысел (73 экспоната, т. е. 26,4 %)»4. Во время посещения Костромы в 1913 г. «депутация красносельских кустарей-серебряников в составе В. Н. Чулкова и И. А. Муромкина поднесла императору Николаю II папку, украшенную серебром, со всеподданейшим адресом. Кроме того, Государю были вручены от кустарей-серебряников Красносельской волости 3000 серебряных образков иконы Феодоровской Божией Матери и шкатулка с мелкими серебряными изделиями. Императрице Александре Федоровне была поднесена шкатулка с чайным прибором, а наследнику-цесаревичу – офицерский пояс серебряный наборной работы. Депутация от Художественно-ремесленной учебной мастерской во главе с заведующим В.М. Анастасьевым вручила наследнику серебряные настольные украшенные эмалью часы и эмалированную чернильницу»5 . Эти факты свидетельствуют не только о значительном размахе промысла, но и об успешном развитии его художественного начала.

В послереволюционный период наблюдается тенденция определенного «угасания» промысла: прошла волна раскулачивания, сократилось общее число мастеров, сузился ассортиментный ряд выпускаемых изделий, несомненно, снизился их художественный уровень. Лишь после Великой Отечественной войны, когда был создан Красносельский ювелирный завод, а чуть позднее – Костромской ювелирный завод, возрождаются лучшие традиции костромского ювелирного промысла, начинают появляться изделия, выполненные в технике скани, эмальерные работы и др.: промысел вновь становится не только производством, но и искусством. Активное и заинтересованное изучение истории костромского ювелирного промысла послужило импульсом для создания в 1983 г. в здании бывших ремесленных мастерских Красносельского музея ювелирного и народно-прикладного искусства (ныне филиал Костромского музея-заповедника). Основой коллекции музея, насчитывающей около 4 000 единиц, являются ювелирные изделия известных красносельских мастеров и художников, инструменты и предметы быта кустарей. Особую группу составляют полторы сотни культовых предметов, а наиболее ценные среди них – изделия медного культового литья Красносельской волости середины XIX – начала XX в. Из этих экспонатов составлены постоянно действующие выставки, где посетители могут познакомиться как с историей промысла, так и с достижениями современного красносельского ювелирного искусства. Эти и другие материалы, значительное количество научных и краеведческих трудов послужили основой для формировавшегося в постперестроечное время бренда «Золотое Красноселье», траснформировавшегося в первом десятилетии XXI в. в туристический бренд «Кострома – ювелирная столица России» 6. В рамках названного туристического бренда достаточно успешно реализуется целый ряд культурно-познавательных, экскурсионных, интерактивных и других программ, предлагаемых туристскими организациями Костромской, Ивановской, Ярославской, Московской и иных близлежащих областей. Ежегодно Кострома становится центром международного ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России», в котором принимают участие свыше 50 ювелирных компаний Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Якутска, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья 7 . Весьма значителен ассортимент полиграфической продукции (альбомов, каталогов), в том числе выпускаемых ювелирными предприятиями8. Особое место в этом ряду занимают каталоги тематических ювелирных выставок Музея Фаберже (Германия), которые стали своеобразной изюминкой туристического бренда9. Сами выставки проходили в Костроме в 2010 и в 2011 гг. в здании бывшего Дворянского собрания (Костромской музей-заповедник).

В 2012 г. в п. Красное-на-Волге было завершено строительство интерактивного музея ювелирного искусства, где все желающие могут познакомиться с процессом изготовления ювелирных изделий. Каждый посетитель может стать участником разнообразных интерактивных программ, включающих отдельные операции производства ювелирных изделий: процесс протяжки проволоки через фильерную доску с последующим изготовлением с помощью ювелирных инструментов из этой проволоки сувенира. На память можно изготовить на настоящем вырубном ручном прессе 30-х гг. XX в. штампованное изделие – монету с изображением церкви Богоявления (1592 г.) – «визитной карточки» п. Красное-на-Волге. Современная Костромская область занимает первое место в современной России по выпуску золотых и серебряных изделий, что делает ее весьма привлекательной для посещения соответствующей категорией туристов как российских, так и зарубежных. Это, в свою очередь, требует дальнейшей сосредоточенной работы по созданию и развитию ювелирного кластера и в его рамках туристического бренда «Кострома – ювелирная столица России». С этой целью Ювелирным центром «Аметист» было принято решение о создании Музея ювелирного искусства в г. Костроме. Музей должен расположиться в цокольном этаже дома А. Афанасьева, памятнике архитектуры конца XVIII – начала XIX в.10

Экспозиция нового музея будет условно поделена на 3 зоны: «Купеческая лавка», «Мастерская кустаря» и «Зал ювелирной славы». Предполагается, что воссоздание купеческой лавки позволит познакомить посетителей не только с многовековой историей самого ювелирного промысла, но и историей костромских купцов-прасолов. В экспозиции будут представлены атрибуты соответствующего времени: галантерейный прилавок с образцами изделий (нательные крестики, складни, серьги «калачи» и др.), горка, иные предметы обстановки. Зал «Мастерская кустаря» представит посетителю тяготы работы ювелира на рубеже XIX–XX вв., даст представление об ювелирном инструментарии, особенностях технологического процесса того времени и т. д. Значительное место в музее будет выделено залу ювелирной славы, в котором будет представлена не только история развития промысла в XX в. в с его взлетами и падениями, но и представлены работы костромских мастеровювелиров советского и постсоветского времени (П. И. Чулкова, И. С. Шедова и целого ряда других). Отдельный модуль будет посвящен Красносельскому училищу художественной обработки металлов, в советское время практически единственной в стране «кузнице кадров» ювелирной промышленности. Работы выпускников займут достойное место в экспозиции музея. В экспозиции музея будут представлены как уникальные вещи того или иного времени, так и «новоделы». В ходе развития Музей ювелирного искусства будет проводить необходимую фондовую (по выявлению и сбору материалов, связанных с историей промысла), исследовательскую (по атрибуции, изучению материалов), информационно-просветительскую и экскурсионно-туристическую (по приему индивидуальных и организованных групп туристов, в том числе школьных) работу. Также планируется периодически организовывать персональные и коллективные выставки современных художников-ювелиров. На взгляд устроителей, открытие подобного музея должно еще более прочно закрепить за Костромой статус «ювелирной столицы России».

1 Археология Костромского края. – Кострома, 1997. С. 7–8.

2 См. подробнее: Тилло А. Ювелирно-металлический промысел. СПб., 1882. С. 4–7.

3 См. подробнее: Бузин А. И. Красносельские художники-ювелиры. Кострома, 1997; Корбицкий Н. Н. Кустарный промысел ювелирных изделий в Костромской губернии и его развитие. Кострома, 1913; Тилло А. А. Ювелирно-металлический промысел. СПб., 1882; Шапошников В. Красносельские ювелиры. Ярославль, 1968 и др.

4 Сорокин Н. В. Кустарный отдел Костромской губернской земской выставки 1913 года // Вузовская наука в условиях реформирования российского образования: материалы ежегодной науч.-практ. конф. преподавателей и аспирантов. Кострома, 1998. Ч. 1. С. 151.

5 Костромская сторона. Загадки истории, предания и обычаи: Историко-краеведческое и культурно-просветительское издание. Кострома, 2010. С. 70.

6 См. подробнее: Иванцов Д. С., Рогов И. В., Чугунов Е. А. Продвижение брендов Костромской области: опыт, проблемы и перспективы // Имидж регионов России в отечественном и зарубежном контексте: в преддверии 1000-летия Ярославля: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Ярославль, 21–22 апр. 2009 г. / под ред. Л. С. Леонтьевой, В. Н. Степанова. Ярославль, 2009. С. 136–143.

7 См. напр.: Золотое кольцо России: III ювелирный фестиваль, 24–29.06.2003: Офиц. каталог. М., 2003; Золотое кольцо России: VIII ювелирный фестиваль, 19–24.06.2007: Офиц. каталог. М., 2007.; Золотое кольцо России: Х ювелирный фестиваль, 25–28.06.2009: Офиц. каталог. Кострома, 2009 и др.

8 См. напр.: Кострома – ювелирная столица России: буклет. Б/м, б/г; Край костромской: информационный справочник туриста / автор вступ. ст. Е. А. Чугунов. Б/м, б/г; Красное-на-Волге: буклет. – Б/м, 2009; Красносельская сторона: сб. Красное-на-Волге, 2010; Золотых дел мастера: История Костромского ювелирного завода. Кострома, 2006; Костромской ювелирный завод: каталог эксклюзивных изделий. – Кострома, 2006; Ювелирный художественный промысел // Художественные промыслы Костромской области. Кострома, 2011. С. 254–285 и др.

9 Иванов А. Н. Искусство Фаберже: каталог выставки / А. Н. Иванов; науч. ред.: С. В. Антошкин, С. И. Никитин. Кострома, 2010; Иванов А. Н. Время Фаберже: каталог выставки / А. Н. Иванов; науч. ред. С. В. Антошкин, С. И. Никитин. Кострома, 2011.

10 Памятники архитектуры Костромской области: каталог. Вып. 1: г. Кострома. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 268–269.

Читайте также: