Как научиться паять ювелирные изделия лазером

Опубликовано: 16.04.2024

Ювелирная сфера связана с тонкими изделиями и драгоценными металлами. Все это усложняет процесс производства и делает работу сложной и дорогостоящей по себестоимости. Лазерная сварка ювелирных изделий оказывается очень востребованной в своей области, так как она используется для широкого спектра процедур с драгоценными металлами. Большинство изделий такого типа производятся из золота или серебра, что делает их соединение сложным. С учетом того, что предметы являются тонкими, а их металл обладает своими уникальными свойствами сваривания, которые зачастую усложняют качественную сварку, то лазер становится одним из наиболее рациональных способов соединения для этого.

Лазерная сварка ювелирных изделий

Лазерная сварка ювелирных изделий

Здесь очень важным оказывается эстетическая составляющая. Если происходит ремонт сережек, колец и прочих изделий, то это требуется сделать так, чтобы не было видно следов. Таким образом, сварочный шов, какой образуется в обычных соединениях, исключен. Также невозможно создать сварочную ванну, как на обыкновенных металлических изделиях, из-за маленькой толщины. Здесь же не стоит беспокоиться о защитной среде и прочих нюансах, связанных с режимами, так как в этой методике все происходит намного проще.

Область применения

Лазерная ювелирная сварка, как можно догадаться из названия, применяется в ювелирной сфере. В основном она служит для ремонта и создания новых изделий. Периодически украшения могут ломаться из-за неаккуратного ношения, случайных ударов, падений и прочих случаев. Цепи рвутся, кулоны ломаются в месте соединения, а кольца периодически лопаются. Чтобы починить их, нужна специальная техника. Технология пайки является более простой и доступной, но она оставляет большее количество следов и требует дополнительной обработки после соединения. Также в ней нужно использовать припой, тогда как сварка дает все необходимое более качественно и надежно, после чего в металл не добавляется примесь припоя.

При производстве ювелирных изделий также требуется использование лазеров, так как с их помощью можно создать соединения, в которых практически не будут видны следы. Новые украшения будут выглядеть практически цельными, если правильно подобрать режимы. Стоит также отметить упрощенную работу с драгоценными металлами, где сложность сварки определенных металлов сводится к минимуму.

Преимущества

Сварка ювелирных изделий лазером не зря получила широкое распространение среди остальных способов соединения металла. Этому способствовал следующий ряд преимуществ:

  • Шов соединения является практически незаметным, поэтому, изделие может создавать вид цельнолитого;
  • Работа может проводиться даже с самыми тонкими деликатными изделиями, что далеко не всегда возможно при других видов сварки;
  • Ремонт и создание новых изделий не составляет труда, если есть опыт работы;
  • Техника обладает достаточно большой величиной диапазона регулировки параметров, что позволяет без проблем подобрать нужный режим для работы;
  • Можно работать с драгоценными металлами без лишних проблем при соединении, как это происходит с другими методами сварки сложно свариваемых металлов;
  • Скорость сварки является достаточно высокой;
  • Производительность процесса существенно превышает альтернативные методы.

Недостатки

Данная методика имеет и некоторые недостатки, которые не позволяют ее применять во всех ювелирных мастерских;

  • Стоимость лазерной установки является достаточно высокой, так что не каждый мастер может позволить себе это;
  • Для работы с технологией требуется опыт, так как она обладает некоторой спецификой и здесь требуется учитывать массу нюансов;
  • Работа ведется только с металлами, тогда как другие виды материалов не подходят для этого.

Технология

Сварка ювелирных изделий из латуни в домашних условиях, а также прочих разновидностей металла при помощи лазера обладает практически одним и тем же принципом действия. Несмотря на то, какие именно установки для этого применяются, правила проведения процесса практически везде являются одинаковыми. Для этого требуется четко придерживаться технологии, что предполагает собой как подготовку, так и непосредственную температурную обработку.

Поверхность металла следует очистить от загрязнений, жировых пленок и прочих лишних вещей и налетов. Это может испортить место соединение металла, так как в этой зоне все должно быть максимально чистым. Практически все соединения делаются встык, особенно, если речь идет о ремонте. Здесь подводится одна часть детали к другой, так как спектр воздействия лазера является очень узким.

Процесс соединения может быть с использованием припоя и без него. Чаще всего заготовка держится в руках и подводится местом соединения к самому включенному лазеру.

Лазерная ювелирная сварка с припоем

Лазерная ювелирная сварка с припоем

Установка настраивается на нужный режим и включается. Буквально за несколько секунд воздействия на место сварки металл начинает размягчаться и плавиться. Если используется припой, то сначала расплавляется он и обволакивает место соединения.

«Важно!

Чем тоньше деталь, тем меньшее количество времени воздействия требуется для нее, чтобы сварить.»

В самом начале шов может сделаться грубым и место соединение будет заметно. Исправить положение можно при помощи того же лазера, так как сразу же после соединения можно разгладить места соединения, чтобы металл превратился в ровную поверхность.

Последующая обработка требуется не так уж часто. Специалисты, которые обладают достаточным опытом, могут ремонтировать ювелирные украшения, не требующие последующей доработки. В ином случае, нужно снять небольшой слой при помощи наждачной бумаги, благодаря чему изделие получит такой же вид, как новое украшение.

Техника безопасности

Во время работы лазер не следует направлять на те предметы, которые могут загореться. Также не стоит помещать руки в то место, где проходит луч, так что действовать нужно очень аккуратно, чтобы не возникло травматических ситуаций.


  1. Особенности
  2. Оборудование
  3. Технология процесса

Для обработки металлов применяются различные методики, одна из самых популярных среди них – лазерная пайка. Этот способ активно применяют для работы с ювелирными изделиями, в производстве часов. Его задействуют и для восстановления поломанных деталей оптики (оправ и дужек очков).



Особенности

Под лазерной пайкой подразумевается процесс объединения деталей, эта технология дает возможность работать с различными сплавами и металлами, имеющими однородный состав. За счет сфокусированного луча нагревается небольшая область, прилегающие участки при этом не затрагиваются. Формируется точное соединение, покрывающее площадь до 1 мм. Нужно грамотно настроить оборудование с ЧПУ, чтобы избежать ошибок. Работу следует выполнять в защитных очках, иначе есть риск повреждения глазной сетчатки.

Одна из особенностей этой методики объединения металлических деталей состоит в предъявлении высоких требований к квалификации мастера, паяющего мелкие изделия.

В его распоряжении должны быть специальные инструменты – такие как лазерный паяльник.




Необходимость филигранного обращения с бижутерией и ювелирными изделиями обусловлена тем, что спаиваемые элементы обычно имеют миниатюрные размеры. А еще им присущи уникальные химические характеристики. Все это существенно усложняет выполнение операции. Лазерная пайка ювелирных украшений считается одной из самых сложных процедур, без должных навыков с ней не справиться.

При создании и ремонте цепочек, сережек и других изделий из драгоценных металлов повышенное внимание следует уделять эстетике готовых аксессуаров. На них не должно быть никаких следов выполненных операций. Этим и обусловлена потребность применения специальных приспособлений для пайки, обеспечивающих высокоточное наведение лазерного луча на предмет, с которым ведется работа.



В дополнительных термических и электрических воздействиях нет необходимости. Рабочие операции можно выполнять без применения присадок (это напоминает сварку). Область обработки удается локализовать с максимальной точностью. При необходимости можно паять разные по структуре материалы. Пайка выполняется предельно качественно, целостность покрытия при этом не нарушается.

При производстве ювелирных украшений оборудование для паяния подбирается в соответствии с определенными условиями выполнения технологических операций, во внимание в обязательном порядке принимают и особенности сплавляемых деталей.

От размера заготовок зависит период воздействия лазерного излучения на контактную область.



Ключевые достоинства лазерной пайки заключаются в следующем.

  1. Отличном качестве создаваемых швов, они получаются почти незаметными для глаза, благодаря этому удается выпускать цельнолитые украшения.
  2. Возможности работы с изящными и миниатюрными изделиями, что не всегда доступно при использовании стандартных методик пайки.
  3. Широком диапазоне интенсивности лазерного воздействия, позволяющем работать в различных режимах.
  4. Возможности объединения металлических элементов, сложно поддающихся сплавке в обычных условиях.
  5. Высокой скорости работы.

Минусов у данной технологии немного, они связаны с ограниченной сферой ее использования и высокой стоимостью.



Для выполнения лазерной пайки требуется профессиональная подготовка, поскольку проведение такой операции имеет большое количество нюансов.

Оборудование

Для выполнения пайки лазером требуется специальный аппарат, представляющий собой высокотехнологичный паяльник. Он функционирует бесконтактным образом. В состав оборудования для паяния входит несколько деталей.

  1. Основа для закрепления основной конструкции с мобильными элементами.
  2. Направляющие для перемещения рабочей части.
  3. Лазерная головка, включающая привод и комплект фокусирующих линз.
  4. Управляющая система.


Если станок оснащается ЧПУ, его комплектуют мотором и пультом для формирования алгоритмов. Нужно знать, как правильно пользоваться таким аппаратом, выполнять установку деталей для последующей обработки. Главным рабочим параметром применяемого для подобных целей оборудования является его мощность. Предлагается большой модельный ряд аппаратов для лазерной пайки, но стоят они дороже паяльников.

От мощности оборудования зависит качество паяного соединения. С лазерными аппаратами нужно обращаться аккуратно, соблюдать правила безопасности. Для соединения украшений требуются припои.

Опытные мастера ювелирного дела советуют приобретать расходные материалы, включающие благородные металлы.

Технология процесса

Лазерная спайка ювелирных изделий – это целое искусство. Данную технологию применяют для ремонта изделий из серебра, золота, бижутерии, оправы очков из титана. При использовании станков ЧПУ важно правильно настроить систему. Лазерная пайка выполняется в несколько шагов.

  1. Закрепление деталей на рабочем столе.
  2. Выставление компьютерной программы, в соответствии с которой будет функционировать лазерная головка.
  3. Автоматическая сварка после активации оборудования.


При необходимости изменения настроек ювелир проверяет соединения и повторяет процедуру. В секунду станок может создавать до 10 швов. С помощью лазерной пайки ремонтируют ювелирные украшения и оправы очков, выполненные из различных металлов, устраняют повреждения в области контакта с переносицей. Лазерный луч позволяет восстанавливать пружины механизма носового упора и заушины, припаивать отломанные детали подвижных крепежей.

Особенность и ключевое достоинство этой методики ремонта заключается в отсутствии интенсивного нагревания материала в восстанавливаемой зоне. За счет этого удается сохранять конфигурацию и структуру металла, обеспечивать оптимальные условия для продолжительной эксплуатации изделий.


Все о лазерной пайке и технологии ее использования смотрите в следующем видео.

Одной из разновидностей достаточно распространённых методов обработки металлов является лазерная пайка ювелирных изделий. Этот способ широко применяется в таких областях промышленности, как ювелирное и часовое производство, а также при восстановлении вышедших из строя элементов оптических приспособлений (оправа очков, дужки).

Особенность метода


Особенностью этого вида соединения металлов является повышенные квалификационные требования к оператору-специалисту по пайке мелких изделий, а также наличие у него такого обязательного инструмента, как лазерный паяльник.

Потребность в филигранной технике обращения с ювелирными заготовками объясняется тем, что спаиваемые детали, как правило, отличаются небольшими размерами и обладают уникальными химическим свойствами.

Всё это заметно осложняет проведение такой распространённой процедуры, как лазерная пайка золота, относящейся к разряду наиболее сложных ювелирных операций.

Работа с ювелирными изделиями

При изготовлении (ремонте) серёжек и колец из драгоценных металлов основное внимание должно уделяться эстетичности готовых изделий, исключающей наличие на них каких-либо следов проведённых операций.

Этим и объясняется необходимость в использовании специального оборудования для лазерной пайки, отличающегося следующими замечательными свойствами:

При изготовлении ювелирных изделий промышленный аппарат для пайки выбирается, исходя из конкретных условий проведения рабочих операций, а также в соответствии с особенностями самих сплавляемых заготовок.

Чем тоньше и изящней спаиваемые детали – тем короче выбирается время воздействия лазерного луча на контактную зону. Основной рабочий параметр используемого для этих целей оборудования – его мощность, выражаемая в ваттах или в джоулях тепловой лучевой энергии.

На отечественном рынке представлен широкий ассортимент устройств, применяемых для лазерной пайки и сварки драгметаллов. Стоимость лазерных аппаратов обычно выше, чем паяльников, горелок или даже паяльных станций.

Преимущества и недостатки

Широкое распространение лазерных методов пайки при работе с ювелирными изделиями объясняется следующими преимуществами технологий:

К числу относительных недостатков этой технологии можно отнести ограниченность применения и высокую стоимость работ на лазерной установке. К этому следует добавить необходимость в профессиональной подготовке к проведению операций по спайке металлов, а также учёта множества нюансов, знакомых лишь профессионалам.

Технология ремонта оправы очков


Посредством лазерной пайки удаётся отремонтировать оправы, изготовленные практически из любых металлов и повреждённые в районе контакта с переносицей, например.

С помощью лазерного луча можно восстановить пружинки держателя носового упора или заушины, также припаять отломившиеся элементы подвижных креплений.

Особенностью и основным достоинством применения этого метода для ремонта оправы очков является отсутствие сильного нагрева металла в зоне восстанавливаемого контакта. Благодаря этому удаётся сохранить форму и структуру материала всего изделия в целом и обеспечить необходимые условия для его длительной эксплуатации.

При выборе подходящего для пайки очковых оправ аппарата особое внимание следует обратить на показатель его мощности, который должен быть достаточным для получения качественного паяного соединения.

Следует обратить внимание на безопасность работы с лазерным оборудованием, рабочий луч которого способен нанести серьёзное ранение телу человека (его рукам, в частности). Также запрещается направлять включённый аппарат на посторонние предметы, которые в определённых условиях могут воспламениться и вызвать пожар.

При соблюдении всех перечисленных выше требований и при условии грамотного и аккуратного обращения с лазерными приборами их эксплуатация вполне безопасна и не представляет серьёзной угрозы для оператора.

Часто натыкаюсь на работы из проволоки и прочего металла, припаянных друг к другу - всевозможные серьги, подвески, деиадемы и так далее. Выглядит всё это красиво, да, и напервый взгляд кажется, что мороки меньше, чем с плетением из проволоки. Хотелось бы попробовать себя в этой работе, поэтому задаю вопрос - как её делать, какие требуются инструменты и какие используются материалы. Ну, и кто знает, где это купить)))

Михаил - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ууууу. Это вам много чего нужно, судя по тому, что есть на фото.

Нужна горелка, достаточно мощная, для отливок. Ещё одна послабее, паять проволоку, иначе пережечь её можно, при пайке. В принципе бензиновой можно и то, и другое, но тут от компрессора много зависит. К бензиновой горелке ещё и компрессор, от холодильника, нужен. Нужны формы для отливок. Нужны тигли, для плавления, если серебро. Нужны вальцы, для раскатывания отливок и проволоки. Нужны фильеры, что бы эту проволоку протягивать. Нужна "доска", на которой можно паять. Это не говоря уже о прочих мелочах типа пассатижей, кусвчек, круглогубцев и т.д.:)) А купить. Загляните на "Мир камня", там, как правило, продавцы такого оборудования тоже бывают. Только дороговато будет купить всё сразу.:)) И вес приличный. :))

Ветвь Рябины - рукодельня Саи - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

благодарю)) буду к этой мечте потихоньку пробриаться))))

Михаил - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Не за что. Там ещё всякой мелочёвки прилично надо. Вам проще набиться в бесплатные помощники, да хоть уборщицей, недельки на 3-4, к кому-то из ювелиров. что бы посмотреть всё вживую. потому как даже имея весь инструмент, не знаючи нескольких мелочей, будете просто терять время и нервы.:))

Мастер Шмель Шмелёва -МихайловаАнна - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В Москве есть 36 колледж имени К. Фаберже, там есть вечерние курсы по ювелирке, для всех. Так будет быстрее и дешевле, чем методом "тыка" " />

IronDuck - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Михаил - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ну значит я не талантливый. Как ювелиры работают - видел, оборудование, кое-какое было. Но вот как сел серебро паять. так месяц работал в брак. Всё шло в переплавку. Элементарно некому было подсказать несколько мелочей.:)) Пока сам додумался. Но месяц вылетел начисто. Ну и серебра потерял. )))

мастерская

А для того что бы попробовать, достатачно : горелки, маленького газового балона, припоя, буры, титанового пинцета, ну и доски для пайки. отбел (лимонная кислота подойдет)

А дальше сами решите, нужен Вам компрессор от холодильника или нет " />

ТАТОША - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Михаил, там (на этих фото), думаю, все исключительно из готовой отбитой и припаянной проволоки. Вопрос ее переработки - вот это уже вопрос, решаемый каждым отдельно.

Михаил - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ну каждый исходит из своего личного опыта.Если я всё делаю сам, то и перечислил, что мне для этого требуется? Да и то не всё. :)))

ТАТОША - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Михаил, естественно! Просто на фото изделия в определенной технике, а в ней, как правило, используется готовая проволока. Это же не претензия на ювелирную технику исполнения, а совсем отдельное направление.

Михаил - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Может и так. Просто я готовую проволоку не покупаю, негде было сначала, протягиваю сам, так что не в курсе. )

мастерская

" />
ну не всё так страшно, как Вы рассказали.

ТАТОША - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Вот и я о том же - ради того, чтобы делать то, что на фото, колледж имени К. Фаберже, мне кажется, необязателен. ))

мастерская

" />
я когда форум ювелиров читаю, мне одновременно и застрелиться и повесится хочется, как же всё сложно. А когда у них же про горячую эмаль читаю, еще и утопиться после этого. " />

IronDuck - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Паять,зачищать и следовать ювелирным правилам не умеем/не хотим, зато "дизайнер"!

Art-metallofon. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

ну, вопрос же был не "в оцените качество работы", А что нужно что бы попробовать паять.

А для того что бы попробовать, достатачно : горелки, маленького газового балона, припоя, буры, титанового пинцета, ну и доски для пайки. " />

IronDuck - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

мастерская

Талант - он всему голова.

Наталья Липатникова (NATALIA) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ни чего невозможного нет. " />

Voodoo Child.Нюра Cikugi. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

вторая и третья работа -одного автора?

третья работа паяна электропаяльником -я просто спрашивала у автора. вторая, видимо, тоже. так что зачищай -не зачищай..

но по-моему третья работа очень красивая и идея интересная , вполне себе креативный дизайн..

IronDuck - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Дизайн не обсуждал - вполне достойно.
Но качество пайки всё портит.
Т.е. оловянный припой не зачищается в принципе?

Voodoo Child.Нюра Cikugi. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

там изрядную кучу надо навалить, чтоб держалось сносно, особенно на тонких деталях

Елена Шевченко ювелирные украшения (odoli) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я тоже сразу поняла, что там оловянный припой и обычный паяльник. Но тогда вопрос! Серебро что теперь паяют ОЛОВОМ. " />
Не знала.

А третья работы по дизайну да, очень даже.

Михаил - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Зачищается оловянный припой, только вот вопрос в надёжности такой пайки? Может долго держаться, а может и отлететь через пару месяцев.:))

Voodoo Child.Нюра Cikugi. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

есть такая техника "тИффани " -то паяные витражи(не путать с ответвлением американского модерна и с одноимённой ювелирной фирмой -они тоже тиффани. )

там ПОСом и паяют электропаяльником и припой валят кучами -просто лудят всю поверхность припоем(потом можно затонировать, если надо). и за счёт большой поверхности оно вполне себе нормально держится

бывает, и бижутерию так делают , бывает, очень даже хорошо смотрится

но это не ювелирная пайка и с золотом и серебром так не работают однозначно

Voodoo Child.Нюра Cikugi. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

ну а по делу про пайку можно почитать здесь

и кое- что есть в проволочном сообществе

эы. ювелирная пайка -пайка твёрдым припоем, (высокотемпературным, градусов 700 температура плавления). на второй и третьей фотке -не ювелирная пайка (паяно припоем на основе олова, температура плавления там градусов 300)

IronDuck - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Нет "ювелирной" и "неювелирной" пайки)))

Есть качественная и некачественная.

Т.е. по-вашему чем больше навлить приоя или клея тем крепче будет?

Voodoo Child.Нюра Cikugi. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

IronDuck а что тут спорить. я сама в ужасе от тутошнего подхода -всё, что осваивала, с чем страдала и маялась -тут не имеет смысла вообще.. ну, просто надо учесть эти реалии и с ними смириться.

вы что, думаете, я не понимаю. что примеры в теме -это тут нечто запредельное, а по сути.. к ювелирке отношения не имеет. (первая работа -да, честная. мозги бы вправить на шлифовку)

и даже в колледж типа Фаберже сходить не помешает(кста, в Москве и другие варианты есть) -там хоть объяснят, что со своим "я так вижу, я не зашорена, у меня ручная работа, хендмейд приперса с запада. "-не получится.. шлифовать-полировать всё равно придётся. пока все княки не снесёшь-диплома не получишь

Voodoo Child.Нюра Cikugi. - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

ювелирная пайка подразумевает металлургическое соединение -разница плавления припоя и сплава -небольшая, меньше 200 градусов, в идеале ещё меньше.. -тогда металл из припоя диффундирует в сплав и реально сделать аккуратные шовчики, всё лишнее подчистить, паяется открытым пламенем, а не горячим "жалом"(это я не вам, это я на всякий случай если кто не знает)

насчёт ПОСа и клея -да, чем больше -тем лучше, оно за счёт поверхности соприкосновения держится..-но ювелирные изделия не делают такими методами, за редким исключением(ну, органику там поклеить, да и ПОСом у Фаберже последние пайки делали.. но тут не тот случай)

вы же не будете утверждать что паять ПОСом ювелирное изделие от и до -это нормально и такое изделие будет являться ювелирных украшением и мастер будет ювелиром и занимается он ювелирным делом ?(уж не говорю об официальном мнении официальных структур на этот счёт. сами знаете, что в пробирке будет-им и про Фаберже рассказывать бесполезно -Фаберже бы там точно так же пошёл бы нафик, как и все простые ювелиры )

и тут не то место, где имеет смысл обсуждать подобные вопросы

обработка -тема отдельная

дизайн -тоже отдельная.

ArtBiser (nataliakhon) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Про такой кошмар как пайка серебра оловом я только в рунете узнала. Честно, даже в голову не приходило ни мне, ни. a я мно-о-ого народу знаю, так как активно в своей сфере варюсь ( и курсы веду в том числе). Продвинутую пайку тоже веду, на этом курсе у меня студенты, бросившие курить на перекур выходили. " />
вот так этому "просто" научиться. " />

Золотая цепочка — очень элегантное и универсальное украшение, которое уместно на многих мероприятиях и подходит под любой стиль одежды. Ювелирное изделие может выгодно подчеркнуть любой наряд и образ. Владельцами цепочек являются как женщины, так и мужчины. Однако достаточно часто владельцы золотых цепочек сталкиваются с проблемой поломки изделия. Если с вами случилась такая неприятность, то обратитесь в мастерскую, где специалисты смогут использовать новейшие технологии и починить изделие. Если у вас такой возможности нет, то стоит задуматься над вопросом, как спаять золотую цепочку в домашних условиях. Сегодня мы постараемся помочь вам исправить украшение и расскажем, как починить цепочку в домашних условиях, чтобы продлить срок ее эксплуатации. Спешим вас успокоить: процедура несложная, особых навыков и специальных технических приспособлений не требует, но аккуратность и знания плавки металлов все-таки необходимы.

Причины поломки цепочки

Прежде всего, рассмотрим причины, повлиявшие на поломку изделия. Их может быть несколько:

  • Брак. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть версию некачественной работы, необходимо провести экспертизу. В случае подтверждения заводского брака, производитель обязан оплатить стоимость ремонта и экспертизы или вернуть покупателю потраченные деньги.
  • Легкий вес изделия. Одна из распространенных причин того, что изделие рвется, является его легкий вес. Очень часто украшения изготавливают из трубочек. Весят такие изделия намного меньше, цена на них намного ниже. Заплатив за изделие меньшую стоимость, владельцы зачастую тратят на ремонт немалые деньги.
  • Попытка распутать не совсем новое изделие. Очень часто цепочка рвется во время попытки ее распутать. Если изделие не совсем новое, то звенья могут расшататься от длительного использования. Чтобы определить, необходим ли ремонт и замена звеньев на новые, внимательно осмотрите изделие через увеличительное стекло. Перетертые звенья лучше заменить сразу и не ждать, пока цепочка порвется полностью.
  • Тяжелые кулоны на изделии. Всегда необходимо учитывать соотношение веса подвески и толщину цепочки, на которую вы планируете повесить кулон.
  • Изделие пустотелое. Такая цепочка очень часто рвется от малейшего механического воздействия. На нее нельзя вешать тяжелые кресты и кулоны, поскольку это приводит к быстрому изнашиванию изделия.

Важно! Чтобы понять, пустотелое ли украшение или нет, подержите его в руке. Размер и вес изделия должны соответствовать

Как видите, причин поломки изделия нет так мало, поэтому всегда нужно помнить, что ювелирное украшение — вещь достаточно хрупкая, при неаккуратном обращении может порваться.

Область применения

Лазерная ювелирная сварка, как можно догадаться из названия, применяется в ювелирной сфере. В основном она служит для ремонта и создания новых изделий. Периодически украшения могут ломаться из-за неаккуратного ношения, случайных ударов, падений и прочих случаев. Цепи рвутся, кулоны ломаются в месте соединения, а кольца периодически лопаются. Чтобы починить их, нужна специальная техника. Технология пайки является более простой и доступной, но она оставляет большее количество следов и требует дополнительной обработки после соединения. Также в ней нужно использовать припой, тогда как сварка дает все необходимое более качественно и надежно, после чего в металл не добавляется примесь припоя.

Порвалась цепочка — как починить?

Чтобы спаять золотую цепочку в домашних условиях, вам понадобятся следующие инструменты:

  • Газовая горелка для пайки.
  • Припой для пайки золота.
  • Специальный флюс.
  • Плоскогубцы.
  • Лист тугоплавкого металла.
  • Набор надфилей (лучше, если под рукой будет бормашина).
  • Шило.
  • Пинцет.
  • Тиски.

Важно! Все инструменты должны быть очень маленькими. Если приобрести их на “барахолке” не получится, то обратитесь за инструментом в ювелирную мастерскую или к специалистам по ремонту часов.

Если специального припоя у вас нет и приобрести в мастерской нет возможности, то придется приобрести дополнительные материалы и инструменты:

  • Тигель.
  • Золото.
  • Серебро.
  • Латунь.
  • Медь.
  • Емкость для отливки припоя.

Чтобы процесс пайки вам был понятен, опишем его поэтапно.


Изготовление пайки

Ювелирные изделия требуют и ювелирной точности, поэтому:

  • Для изготовления припоя в тигель поместите золото, серебро и медь в следующей пропорции: 585:115:186.
  • Кроме того, на этот состав потребуется 135 частей латуни, либо 112 долей кадмия.

  1. Золото, серебро и медь подвергните плавке с помощью газовой горелки.
  2. В расплавленный состав введите латунь (кадмий).
  3. Дождитесь полного перемешивания ингредиентов.
  4. Вылейте состав в емкость.
  5. Слегка остывшему металлу на наковальне придайте форму пластины или тонкой проволоки.
  6. Дайте материалу остыть.
  7. Сверните припой в удобное для хранения положение.

Порядок выполнения пайки

Починка украшений из драгметаллов требует предварительной подготовки, поэтому действуйте следующим образом, чтобы аккуратно спаять золотую цепочку в домашних условиях:

  1. На разомкнутое звено наденьте целые детали цепочки.
  2. Внутрь поврежденного звена вставьте металлический цилиндр соответствующего диаметра.
  3. Обожмите звено с помощью плоскогубцев (пинцета). Таким образом вы соедините звенья с помощью поврежденной детали и приведете цепочку в нормальное состояние.
  4. Зачистите место пайки и обработайте флюсом. В процессе обработки образуется защитная пленка, которая будет противостоять появлению оксидов и позволит припою растечься по поверхности золота равномерно.

Итак, цепочка соединена, место пайки обработано, теперь заготовьте кусочек припоя подходящего размера и расположите его в непосредственной близости от себя. Приступаем к завершающему этапу.

Разогрев детали горелкой

  1. Отрегулируйте газовую горелку до получения очень тонкого потока плазмы.
  2. Разогрейте место пайки. Под воздействием температуры золото изменит цвет. Это будет свидетельствовать о том, что к месту повреждения можно приложить припой.
  3. Нагревайте место соединения и припой. Через короткий промежуток времени припой растечется по детали.
  4. Продолжайте следить за цветом металла и не дайте припою стать слишком перегретым. Он не должен капать с изделия и отличий по цвету с основным тоном украшения быть не должно.
  5. После того, как кадмий выгорит, а припой сравняется с золотом, считайте, что деталь цепочки спаяна.

Важно! Весь процесс очень щепетильный, поэтому возьмите на заметку дополнительные рекомендации:

  • Работу с горелкой придется вести по “ощущению”, так как говорить об определенной температуре в домашних условиях бессмысленно, поскольку контролировать ее невозможно. Для работы с пайкой металлов нужен опыт.
  • Если вы — начинающий мастер, то одного описания процесса будет недостаточно, так что рекомендуем потренироваться паять металл на мелких кусочках того же припоя. В процессе тренировки вы приобретете определенные навыки и научитесь определять состояние металла по его цвету в нагретом состоянии.
  • “Отработанный” припой не используйте вторично, так как в нем не осталось кадмия. Если вам необходим новый припой, то повторите процесс плавки, чтобы вернуть в состав кадмий.


Окончательная обработка места спайки

Чтобы придать изделию товарный вид, необходимо место пайки обработать. Это можно сделать надфилем. Однако необходимо помнить, что золото не очень охотно поддается шлифованию, а работать придется с мелкими деталями. А вот бормашина из стоматологического кабинета могла бы на порядок ускорить этот процесс. Эту же машину можно было бы использовать и для полировки поверхности. В результате обработки бормашиной цепочка ничем не будет отличаться от только что купленной в магазине.

Важно! Ювелирные изделия дорогие, а испортить их окончательно можно любым неумелым действием. Поэтому, если вы не готовы к пайке металлов и не имеете определенных навыков, то приступать к работе не стоит.

Пайка изделий из серебра — электрическим паяльником

Для пайки ювелирных изделий из серебра, используют электрический паяльник или газовую горелку. Качество пайки серебром зависит от нужной температуры плавления, которую могут создать электропаяльник или газовая горелка. Обычные электрические паяльники не дают достаточно высокой температуры плавления — для пайки серебряными припоями. Если есть денежные средства, то лучше ремонтировать сломанное изделие из серебра у ювелира и не рисковать. Паять серебро — твердыми припоями, дело не простое. Нельзя паять серебро с эмалью или чернением, твердыми высокотемпературными припоями. Были случаи, когда при пайке ювелирных изделий из серебра, закрепленные в них натуральные камни (кроме рубинов, сапфиров и бриллиантов) — не выдерживали высокую температуру.
Обычный электрический паяльник с разогревающимся жалом, работающий от электрической розетки, не имеющий открытого пламени — как у газовой горелки, для плавки серебряными припоями не пригоден. Суть пайки серебром заключается в прочном соединении деталей. Если в результате пайки электропаяльником и будет образовано некое поверхностное сцепление сплавляемых деталей, то оно будет не намного лучше клея. Однако при помощи электрического паяльника можно скрепить поверхности крупных деталей, с созданием массивного слоя серебряного припоя. Обычный электрический паяльник с жалом, как правило, предназначен для пайки оловянно – свинцовыми припоями, а не припоями содержащими: , и . Такой электропаяльник рассчитан на плавление припоев с температурой плавки – 300 градусов, а нам нужно 700 – 800.

Что делать, если порвалась серебряная цепочка?

Серебро является очень популярным драгоценным металлом. Серебро прекрасно отражает свет и подходит для любого цвета кожи, поэтому из этого драгоценного металла очень часто изготавливают ювелирные украшения, в частности цепочки. Их носят как ожерелье или браслет. Серебряные цепочки являются классическими и очаровательными украшениями. Они бывают различных размеров, стилей и форм, начиная от самых маленьких до массивных, от традиционных до современных.

Серебро является достаточно прочным материалом, тем не менее, цепочки из этого металла могут быть хрупкими и часто ломаются. Большинство изделий легко можно восстановить, но для этого необходимо освоить серебряную пайку. Это — одна из самых основных техник ювелирного дела. Серебряная пайка используется для невидимых швов и добавления отдельных кусков металла. Пайка очень часто используется и для изготовления цепочек.

Чтобы починить порванное серебряное украшение и воссоединить два кусочка сломанной цепи, действуйте следующим образом:

  1. Замочите два конца восстанавливаемой цепочки в кислом растворе на 5 минут. Используйте раствор, который применяют, чтобы очистить серебро до и после пайки.
  2. Поместите небольшой кусочек серебряного припоя прямо между соединяемыми деталями. Припоя должно быть не больше, чем размер отдельных звеньев.
  3. Проследите, чтобы припой был в контакте с обеими сторонами.
  4. Нагрейте припой маленькой форсункой и подождите пока он расплавится.
  5. Выключите форсунку.
  6. Дайте припою остыть и затвердеть.

Важно! Если порвалась серебряная цепочка, то можно заменить поврежденное звено. Для этого: аккуратно разожмите с помощью острогубцев поврежденное кольцо и снимите его с цепочки. Затем возьмите новое кольцо, выполненное из серебра, и оденьте сначала на один конец цепи, а затем — на другой. Аккуратно прижмите новое кольцо с помощью острогубцев так, чтобы оно соединилось.

Особенности ремонта украшений с помощью аппарата лазерной сварки

Оборудование для лазерной сварки ювелирных изделий позволяет выполнять ремонт с ювелирной точностью благодаря следующим особенностям:

  • луч лазера наводится на место сварки с высокой точностью независимо от его размера;
  • ювелирное изделие, над которым работает специалист, не испытывает никаких лишних воздействий, температурных, электрических или химических;
  • лазерным паяльником можно работать без применения присадочных добавок;
  • лазерной сваркой можно обрабатывать поверхности с точностью до десятой доли миллиметра;
  • с помощью лазерной сварки соединяют разнородные по составу материалы – металлы с драгоценными камнями, лаками, ювелирными эмалями;
  • лазерная сварка не нарушает структуру покрытия золотых и серебряных изделий;
  • оператор сам выбирает время воздействия лазера на обрабатываемую поверхность в зависимости от материала и толщины деталей украшения.

Аппараты для лазерной сварки выбираются в зависимости от специфики мастерской по ремонту или ювелирной фабрики. Выпускаются лазерные паяльники различной мощности. Паяльники для лазерной сварки – это дорогое оборудование. Их цена выше цены горелок, паяльных станций и других аппаратов для профессионального ремонта мелких изделий.

Практические советы

Если у вас порвалась цепочка — серебряная или золотая, то не отчаивайтесь, а следуйте нашей инструкции:

  1. Поместите все кусочки украшения в чистый, плотно закрывающийся пакет.
  2. Узнайте, где производят починку ювелирных украшений.
  3. Отдайте изделие в мастерскую, предварительно обговорив стоимость работ. Чем сложнее починка, тем дороже обойдутся услуги мастера.
  4. Если вы решили самостоятельно произвести ремонт украшения, то в мастерской вы можете ознакомиться с процессом пайки и приобрести определенное количество припоя. Последний момент является основным, так как изготовить качественный припой для золота крайне сложно в домашних условиях. Да и остаток сплава вам не нужен.
  5. В случае неисправности застежки приобретите ее отдельно. Можно использовать застежку из другого материала, главное — чтобы цвет подходил. Поставить застежку можно самостоятельно.

Особенности пайки серебра

Пайка любого металла требует определенных знаний о его физико-химических свойствах. Температура плавления серебра составляет 960 градусов. Для металлов, применяемых для изготовления ювелирных украшений, такая температура является средней.

Важно! Аналогичный показатель для меди составляет 1083, а для золота — 1063 градуса.

Сплавы с серебром имеют также разную температуру плавления. Точные значения можно отыскать в специальной справочной литературе.

Материалы для работы

Припои с серебром маркируются при помощи набора букв и цифр. При этом цифра указывает процентное содержание серебра.

Важно! Важные преимущества серебряных припоев — прочность и устойчивость к коррозии. Купить их можно в специализированных магазинах.

Желательно применять для спаивания деталей тугоплавкий припой с температурой плавления, превышающей 240 градусов. Это — сплавы с маркировками ПСР2 или ПСР2.5, или специальная паста для пайки.

Есть возможность и самостоятельно изготовить припой. Оптимальное соотношение металлов при этом следующее:

  • Медь — 25%.
  • Серебро — 45%.
  • Цинк — 30%.

Инструменты

Плавка компонентов производится в муфельной печи. Готовый сплав выливают на специальную подложку, а после остывания пропускают через вальцовочный станок, для получения листочков толщиной около половины миллиметра.

Важно! При пайке в домашних условиях нельзя применять составы с кадмием, поскольку пары этого металла вредны для здоровья.

Защитные меры

Для защиты места пайки от окисления применяют флюсы. Флюс распределяется по поверхности металла равномерным слоем и изолирует его от воздействия атмосферного кислорода.

В качестве флюса в домашних условиях применяется:

  • Смесь (в равных пропорциях) буры и поташа.
  • Вместо поташа можно применить пищевую или техническую соду.

Важно! Бура продается в виде водного раствора и требует предварительной просушки. Для этого можно использовать обычную газовую конфорку:

  • Буру наливают в химическую емкость из фарфора или специальную чашку для выпаривания.
  • После того, как процесс выпаривания завершился, кристаллы остужают, измельчают в ступке и смешивают с содой или поташом.

Удаление флюса с поверхности отремонтированного изделия осуществляется при помощи подогретого слабого кислотного раствора.

Выбор материала для соединения металлических изделий

Припой для соединения серебряных изделий можно изготовить самостоятельно. В него обязательно должны входить следующие металлы:

  • цинк 30 %;
  • медь 25 %;
  • серебро 45 %.

Расплавить эти компоненты получится в муфельной печи под флюсом. Полученную смесь необходимо вылить на подложку, а потом пропустить ее через вальцовочный станок для создания пластинок толщиной около 0,5 мм.

Для создания деталей применяют полосы шириной около 1—3 мм. От них отрезают куски необходимой длины. Во время пайки на скрепляемое место воздействует воздух. Чтобы не допустить окисления и прочих негативных реакций, надо использовать флюс (колофоний). Он при нагревании припоя умеренно распределяется по металлу, изолируя область сварки.

Как паять серебро оловом?

Пайку оловом серебряных украшений осуществляют редко, поскольку их ремонт в дальнейшем может привести к печальным последствиям. Например, когда ювелир не в курсе, что изделие ранее скреплялось этим металлом, может использовать для его пайки обычный высокотемпературный припой. Эти действия приведут к тому, что оно попросту сгорит.

Не стоит применять слишком много припоя, чтобы избежать появления комочков. Если они все же образовались, то их надо убирать пилочкой. При пролитии кислотного раствора на одежду или кожные покровы сразу же промойте эти места большим количеством холодной воды.

Украшения из золота стали не только признаком состоятельности владельца, но и просто повседневным атрибутом, носить который необходимо каждому мало-мальски обеспеченному человеку. Ввиду относительно высокого спроса на золотые украшения, рынок золота тоже не отстает. Предлагаются изделия на любой вкус и карман. При кажущейся доступности, украшения из золота все же не являются ширпотребом. Каждый владелец дорожит своими драгоценностями, и с годами испытывает некую привязанность к ним. И при поломке вещи расставаться с ней не хочет, следовательно, нужен ремонт.

Наиболее часто встречающаяся поломка это разрыв соединения (см. фото)

Читайте также: