Как научиться огранке ювелирных камней

Опубликовано: 16.04.2024

Курсы ювелирный
Курсы ювелирного дела
Курс ювелирный

Курс дизайна ювелирных украшений: проектирование и 3d моделирование ювелирных изделий
Курсы ювелирного мастерства
Ювелирное искусство



Курс огранки и шлифовки драгоценных камней

Базовый курс

Программа этого курса предусматривает обучение техникам огранки и шлифовки драгоценных камней, основам геммологии, чтобы научиться распознавать материал, подлежащий огранке, анализу схем огранки и пользованию программой Gem Cad.

Практические занятия будут посвящены самой настоящей огранке, использованию машин и всех механических приспособлений.

Целью этого курса является обучение классическим огранкам на 57 граней (огранка для бриллиантов и ступенчатая огранка прямоугольной формы на кристаллах с твердостью 7, таких как цитрин и аметист, а также огранка кабошон на материалах с твердостью 3, таких как коралл, например). По окончанию курса учащиеся смогут выполнять простые типы огранки на драгоценных камнях средней твердости..

Специализированный курс

Программой курса предусмотрено обучение техникам огранки и шлифовки минералов, а также основам геммологии в отношении минералов с твердостью 9 (таких как рубин и бриллиант круглой формы), использованию алмазной пыли для очистки драгоценного камня/ограненного минерала, изучению схем фантазийной огранки и применению шлифовальных инструментов для огранки.

Практические занятия будут посвящены огранке, использованию машин и всех прочих необходимых механических инструментов: горизонтальной ограночной машины, механической ограночной головки и станка для кабошонов, чтобы тренироваться в произвольной огранке и огранке кабошон материалов с твердостью 7 (аметист), в фантазийной огранке кристаллов с твердостью 7.

По окончанию специализированного курса учащиеся смогут выполнять любой вид огранки и ремонта любого минерала кроме алмаза.

Курс рассчитан на 36 часов, состоящие из 3 уроков в неделю по 3 часа каждый на протяжении 4 недель.

Огранка и шлифовка камней

Цены на курсы на 2021 год

Месячный курс 36 часов в 4 недели € 800

Продолжительность 9 часов в неделю

Резка и огранка драгоценных камней

Ювелирные камни

Под «ювелирным камнем» подразумевается совокупность материалов различного происхождения, которые можно подвергнуть обработке для повышения их ценности с точки зрения блеска, цвета и сияния.

Элементами, позволяющими определять эти камни как драгоценные, являются чистота, интенсивность цвета и редкость. Ювелирными камнями считаются все те разновидности и типы, в большинстве своем минералы, которые хорошо переносят огранку или шлифовку, а также используются в ювелирных целях.

Ценность ювелирного камня зависит в основном от его оптических характеристик (прозрачность и цвет), а также от обработки, усиливающей их эффект.

Обработка в определении ценности камня является более важной, чем принадлежность к особому роду более или менее ценных минералов.

школа ювелирного мастерства Metallo Nobile, Via Toscanella 28 R , 50125 Firenze

Для многих людей привлекательности профессии огранщика алмазов придает особый налет загадки и романтики. Ведь превращение не особенно привлекательного минерала в удивительной красоты камень чем-то похоже на магию. При этом мало кто знает, что за всей этой магией и романтикой скрываются совсем не легкие условия труда, о которых мы сегодня, в том числе, и поговорим.

Огранщик алмазов

Алмаз – уникальный минерал, который всегда занимал особое место в жизни человечества. В древности ему приписывались магические свойства, а наиболее крупные экземпляры обрастали мистическими легендами. Сегодня же мало кто верит в сверхъестественные способности алмаза, зато с удовольствием использует его как символ успеха и достатка.

Сразу же скажем, необработанные алмазы хоть и привлекают внимание своей необычной формой (а каждый алмаз уникален), но абсолютно не поражают воображение красотой и роскошью. А все потому, что привычный нам блеск бриллиантов, который разбрызгивается миллиардом разноцветных отблесков при малейшем соприкосновении с лучом света, этот кристалл приобретает только после того, как побывает в руках огранщика.

Ну а если принять во внимание тот факт, что только в Российской Федерации ежегодно добывается больше 35 миллионов карат алмазов, а ограненные камни (то есть, бриллианты) всегда пользовались, пользуются, и наверняка будут пользоваться повышенным спросом, можно догадаться: огранщики алмазов никогда не останутся без работы, а настоящие мастера своего дела будут постоянно востребованы на рынке труда.

Дополнительной привлекательности этой профессии также придает особый налет загадки и романтики. Ведь превращение не особенно привлекательного минерала в удивительной красоты камень чем-то похоже на магию. При этом мало кто знает, что за всей этой магией и романтикой скрываются совсем не легкие условия труда, о которых мы сегодня, в том числе, и поговорим.

Кто такой огранщик алмазов?


Огранщик алмазов – высококвалифицированный специалист, который занимается обработкой (шлифовкой и полировкой) алмазов для устранения природных пороков минерала и придания ему определенной формы, позволяющей камню сохранить свою массу и, одновременно с этим, максимально проявить блеск и игру цвета.

Название профессии происходит от праславянского грань (тот, кто делает грани) и древнегреческого ἀδάμας (адамас – алмаз – несокрушимый). Первые упоминания о профессии "огранщик алмазов" относятся к 1465 году. Именно тогда бургундский ювелир Людвиг Беркем впервые огранил алмаз в форме "розы" (сегодня этот вид огранки используется крайне редко). Точно не известно когда российские ювелиры научились обрабатывать алмазы. Но можно предположить, что история профессии огранщика алмазов в России началась одновременно с обнаружением первого месторождения этого минерала – в 1829 году. Заводы же по огранке в нашей стране начали появляться только после открытия месторождения алмазов в Якутии в 1954 году.

На сегодняшний день в России работает 7 крупных заводов по огранке, а российские бриллианты ценятся во всем мире. И все благодаря тому, что отечественные мастера по огранке алмазов являются настоящими профессионалами своего дела, в обязанности которых, помимо непосредственной обработки минерала, входит:

  • определение характеристик и параметров алмазного сырья и готовой продукции;
  • устранение природных пороков камня;
  • использование приемов огранки, повышающих выход готовой продукции;
  • переогранка при реставрации бриллиантов;
  • определение вида и технологической последовательности огранки;
  • определение качества огранки;
  • отличие алмазов от синтетических аналогов и имитаций.

Какими личностными качествами должен обладать огранщик алмазов?

Ни с чем не сравнимая "игра" бриллианта достигается за счет граней, расположенных определенным образом, через которые проходит свет. Количество граней может колебаться от 17 до 102, что, принимая во внимание небольшие размеры кристаллов, позволяет утверждать, огранщик алмазов должен обладать безупречным зрением. Кроме того, добиться профессиональных успехов в обработке камней невозможно без таких личностных качеств, как:

  • хороший художественный вкус;
  • способность выполнять точные, мелкоамплитудные движения;
  • наблюдательность;
  • терпеливость;
  • усидчивость;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • креативность;
  • стрессоустойчивость;
  • склонность к ручному труду.

Помимо этого специалист по огранке камней должен не только знать основные кристаллографические формы алмазов и оптические свойства этого минерала, но и всей душой любить камень, чувствовать и "понимать" его, а также производить огранку как по образцу ювелирного изделия, так и по чертежам различной сложности.

Преимущества профессии огранщика алмазов


Еще одним преимуществом профессии огранщика алмазов можно смело назвать отсутствие скуки. Несмотря на определенную монотонность работы, мастера по огранке камней считают процесс огранки очень интересным и увлекательным. Ведь только от их мастерства зависит, превратится ли невзрачный, похожий на кусок стекла или кварца минерал, в роскошный бриллиант, способный украсить своим сиянием любое ювелирное украшение.

Заслуживает внимания и зарплата огранщиков – по разным сведениям среднемесячная зарплата специалиста по огранке драгоценных камней составляет порядка 30-40 тысяч рублей. Но здесь необходимо сразу уточнить, что российские предприятия по огранке алмазов неохотно разглашают подобную информацию. Поэтому приведенные здесь данные являются лишь приблизительными.

Ну и самое главное, это ореол романтизма и загадочности, который окружает представителей этой профессии. С одной стороны, это самые обычные люди, в большинстве своем среднего достатка, а с другой стороны, ежедневно через руки каждого из огранщиков "проходят" тысячи долларов. Согласитесь, мало кому из людей приходится каждый день держать в руках настоящие бриллианты, о которых мечтает каждая девушка.

Недостатки профессии огранщика алмазов

Недостатки профессии огранщика алмазов носят преимущественно медицинский характер. Во-первых, постоянное напряжение глаз приводит к проблемам со зрением. Во-вторых, сидячая работа очень часто становится причиной возникновения таких заболеваний, как остеохондроз, варикозное расширение вен, геморрой, синдром хронической усталости, сердечные заболевания и т.д.

К недостаткам также можно отнести повышенный уровень безопасности на предприятиях по огранке драгоценных камней. Не каждый человек может спокойно относиться к тому, что при выходе с работы его буквально сканируют насквозь на предмет наличия нелегально выносимых бриллиантов.

Случаются в профессиональной деятельности огранщиков и совсем неприятные ситуации, за которые им потом приходится расплачиваться долгие годы. Например, один мастер рассказал, что у него как-то выпал из рук уже готовый бриллиант, стоимость которого целых пять лет (пока бриллиант не нашелся) вычитали из его зарплаты. Правда, после того как камень нашли, все удержанные деньги ему честно вернули. Наказывают рублем и в том случае, если по вине специалиста кристалл был безвозвратно испорчен.

Где можно получить профессию огранщика алмазов?


Несмотря на то, что огранщики драгоценных камней относятся к высококвалифицированным специалистам, получить эту специальность можно в средне-профессиональных учебных заведениях или на базе специальных учебных центров, функционирующих при крупных предприятиях (а все потому, что эта профессия считается ремесленной специальностью).

Отметим, что после обучения в колледже или техникуме молодой специалист, как правило, получает сразу три сертификата: огранщика ювелирных камней, оценщика бриллиантов и ювелирного 3D моделирования. При этом, в процессе обучения он получает не только опыт и знания, но и оплату за все сделанные бриллианты.

Если вас не испугали недостатки данной профессии, и вы твердо решили стать огранщиком алмазов, то рекомендуем вам обратить внимание такие образовательные организации, как:

  • Московский колледж предпринимательства № 11;
  • Якутский промышленный техникум;
  • Нюрбинский колледж (Якутия).

Повысить свою квалификацию и расширить профессиональный кругозор можно в ВУЗах со "смежными" специальности. Например, это могут быть такие ВУЗы России, как:

  • Московский государственный университете (специализация – геммология);
  • Российский государственный геологоразведочный университет (специализация – геммология);
  • Тольяттинский государственный университет (Школа ювелирного дизайна);
  • Московский филиал Высшей школы народных искусств (специальность – ювелирное искусство);
  • Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (специализация – геммология).

Анна Щербинина, ювелир и ведущий инженер Инжинирингового Центра Быстрого Прототипирования Высокой Сложности, поделилась с редакцией Jewellery Mag эксклюзивным интервью с Виктором Тузлуковым — мастером-огранщиком высочайшего уровня. Нашим читателям работы Виктора безусловно знакомы — благодаря их с Ильгизом Фазулзяновым творческому союзу родилось множество великолепных украшений с ограненным жемчугом.

Предлагаем узнать побольше о жизни и творчестве Виктора, и, конечно, полюбоваться на невероятно красивые драгоценные камни, преобразившиеся в руках мастера.

Виктор Тузлуков

Виктор Тузлуков

Анна Щербинина: Виктор, ваш путь к огранке очень интересен. У вас три образования: инженер-судоводитель, экономист и, наконец, геммолог. Расскажите, как вы пришли к геммологии и огранке?

Виктор Тузлуков: Оглядываясь назад, я понимаю, что все этапы моей жизни были подчинены одному направлению, как мозаика складывается из разных кусочков, так и вся моя жизнь складывается в одну линию.

Когда мы учились в морском училище, нам сказали, что формула идеального штурмана — это точность плюс аккуратность плюс внимательность в квадрате плюс самоконтроль в кубе. Теперь вспомним про огранку — разве не то же самое? (улыбается). Именно тогда были заложены основы тех качеств, которые сейчас нужны мне в работе. Без них невозможно. В свою очередь, экономика помогла видеть и прогнозировать состояние рынка.

Кроме того, некоторое время после окончания училища я работал программистом и сейчас во всем (вольно или невольно) создаю алгоритмы, которые помогают достичь целей. Без этих строгих алгоритмов и схем было бы сложнее.

«Великое в малом»

«Великое в малом»

Так почему же именно геммология?

Камни всегда притягивали меня. С раннего детства я коллекционировал простые образцы, которые находил, гуляя по берегу реки. Однажды, совершенно случайно, как и все необходимое, что происходит в жизни, меня познакомили с человеком, который занимался огранкой в качестве хобби. Этот человек показал мне процесс огранки камней, я решил попробовать. Купил ограночный станок. Он долго стоял без дела, поскольку я не решался начать.

Серьезно я занялся огранкой порядка 10 лет назад, 2005−2006 годы. Тогда я узнал, что в Америке существует Гильдия Огранщиков — вроде клуба по интересам, непрофессиональное сообщество, объединяющее абсолютно разных людей, для которых огранка — хобби. Благодаря тому, что огранка не является их работой, они могут позволить себе потратить на один камень столько времени, сколько он потребует. Профессиональный огранщик никогда не сделает работу подобного уровня, ему просто не нужно так делать. Рынок требует гранить быстро, много и плохо.

Где вы учились гранить камни?

Самостоятельно. Частично из интернета и книг.

Сколько времени требуется, чтобы научиться гранить камни?

Однажды я спросил Президента Американской Гильдии Огранщиков (высочайшего класса огранщик), сколько времени ему потребовалось, чтобы научиться гранить? Он ответил: с нуля до мастера — 3 месяца. Я удивился и сказал, что, видимо, у него были хорошие учителя, но он ответил, что он учился сам. Меня это очень впечатлило.

«Капля жизни»

«Капля жизни»

Расскажите о соревнованиях, в которых вы участвовали?

2006 год — мои первые соревнования. Они проходили в Америке по 4 уровням: Новичок, Пре-мастер, Мастер и Гранд-мастер. Тогда я сразу участвовал как Пре-мастер. Получил неплохую оценку — 93 с лишним балла из 100 возможных, — которая позволила мне участвовать в следующем году в категории Мастеров, оценка также была выше 93 баллов.

Огранщики, имеющие 2 аттестованных камня, не менее 85 баллов каждый, могут участвовать в Международных соревнованиях по огранке в Австралии, имеющих статус мирового чемпионата. В 2008 году я принял в них участие. Необходимо было сделать три камня, каждый из которых также оценивался по 100-балльной системе. На этом конкурсе я сознательно оставил некоторые дефекты огранки и, получив результаты, с удовлетворением заметил, что судьи что-то из них не увидели.

Участие в Австралийском Чемпионате позволило мне участвовать в Американских соревнованиях в категории Гранд-мастер. На тот момент ни одного аттестованного Гранд-мастера не было. Состав участников был очень сильный. Все они получили более 99 баллов из ста. У меня было ровно сто. Впервые в истории этих соревнований был получен такой результат. Для меня это было неожиданно и радостно — я понимал, что повторить его можно, а превзойти — уже нет. После этого я перестал участвовать в этих соревнованиях, сделав лишь одно исключение — в 2014 году я снова выступал в классе «Гранд-Мастер», чтобы поддержать своих учеников, которые с блеском выступили в классе «Новичок», заняв все призовые места и намного опередив по результатам остальных участников. В 2010 году я снова отправил камни на Австралийский Чемпионат. Полученный результат не был достигнут ранее и не превзойден до сих пор. В том году у меня было 299,17 балла из 300 возможных. Это мое высшее достижение в спортивной огранке.

«Сердце планеты»

«Сердце планеты»

Вы упомянули Гильдию Огранщиков, есть ли в России подобные сообщества?

Да, в 2011 году после триумфального для меня Чемпионата мира в Австралии я организовал Гильдию огранщиков в России. Нами были проведено два соревнования. Второй конкурс был международный, участвовало 5 стран. К сожалению, более соревнования не проводились из-за серьезной проблемы с доставкой камней в Россию.

Виктор, одно из ваших достижений — коллекция камней «Философский камень», каждый образец которой является вашей авторской огранкой. Расскажите, как рождались идеи дизайна огранок, чем были навеяны?

Всегда по-разному. Первая огранка из этой коллекции, созданная мной — «Победитель». Она похожа на льва, но, вглядываясь в нее, я понял, что лев может быть не просто львом, а символом, выразителем идеи. Так родилась первая притча. Когда возникла идея сделать этот камень, я еще не понимал, насколько глубоко будет значение этой работы. После «Победителя» возник замысел коллекции.

Камни были задуманы независимо друг от друга. Каждый камень содержал один или несколько символов в рисунке своих граней. К каждому камню была написана притча, разворачивающая этот символ в определенную философскую концепцию. Первоначально в коллекции было семь камней, теперь десять. Порядок их не случаен:

1-й камень «Великое в малом». В спиральном рисунке граней угадывается образ галактики — космос, пространство, изначальное и беспредельное ВСЕ;

2-й камень «Капля жизни» символизирует появление первого трепета жизни в беспредельном пространстве;

3-й — «Сердце планеты»: капля жизни формируется в планету;

4-й — «Победитель» (тот самый, в форме головы льва): на планете расцветает жизнь, возникают животные и человек;

5-й — «Прикосновение к совершенству»: в рисунке граней отчетливо виден цветок лотоса, покоящийся на нескольких параллельных гранях, словно на водах Жизни — человек уходит в творчество;

6-й — «Постижение мудрости»: через творчество человек постигает мудрость, и, наконец, постигая мудрость, человек обретает сокровище. «Сокровище Мира» — 7-й камень коллекции. Он изображает драгоценный камень, видимый сбоку, за которым загадочно мерцает звезда, словно говоря, что за видимыми внешне материальными благами может скрываться нечто высшее, и что однажды человеку нужно сделать выбор и назвать свое главное Сокровище…


«Победитель»

Это семь стадий эволюции — назовем ее материальной. Обратите внимание, форма этих семи камней нестандартная. Три других камня вроде бы стандартной формы: квадрат, треугольник, круг. Если поставить их рядом, можно угадать латинские буквы. И сложить из них слово ДАО (DAO) — «путь».

Квадрат — «Рождение звезды». Притча говорит о пробуждении духа в человеке.

Треугольный камень «Великая жертва» — об отречении от земного в пользу духовного.

И, наконец, последний — «Тайна мироздания» (круг). В этом дизайне не случайно две шестиконечные звезды: внутренняя и внешняя. Внешняя звезда — это космос, внутренняя — человек. Внутренняя звезда органично вписана во внешнюю и отражает ее. Притча говорит о том, что человек носит в себе тайну мироздания, но без единения с окружающим Миром он не может прикоснуться к ней.

На пути к познанию, человеку необходимо пройти три ступени: пробуждение, отречение, преображение, что соответствует христианским Рождеству, Распятию и Воскресению. Три эти стадии отражены в последних камнях.

Название коллекции «Философский камень» неоднозначно. В притчах каждый видит свое, они каждому дают по сознанию. Древние понимали философский камень как нечто, способное превращать любой металл в золото. Если под металлом понимать человеческое сознание, а под золотом — его высшее духовное состояние, приобретенное путем размышления, осмысления, постижения, то название коллекции приобретает особый смысл. «Философский камень» — это не камни, не притчи, не дизайн — это повод поговорить с человеком о его пути и его месте во Вселенной.

«Тайна Мироздания»

«Тайна Мироздания»

Камни для огранки выбирались с каким-то смыслом? Ведь издревле считалось, что разные камни могут служить оберегами и талисманами?

А на самом деле одни и те же камни могли нести как благословение, так и проклятие. Нет, значение материала не важно. Я исходил из возможностей. Слишком маленькие камни не смотрелись бы на выставке, поэтому средний вес одного камня коллекции — 50−70 карат. Все камни коллекции натуральные, материал — разного цвета кварц, топаз, берилл, сподумен, скаполит.

Что было первоочередным: литературные образы или дизайн огранок?

По-разному, например, для камня «Великая жертва» сперва была написана притча. И только после того, как появились камни «Рождение звезды» и «Тайна мироздания», я понял, что камень обязательно должен быть треугольным, и в треугольнике обязательно должен быть крест, заключенный в круг. Не спрашивайте почему — объяснение этих символов выходит за рамки нашего интервью.

Виктор, вы являетесь одним из немногих огранщиков, способных гранить жемчуг. Расскажите об этом подробнее, как Вы пришли к огранке жемчуга?

Добавлю: одним из немногих, способных гранить жемчуг хорошо. В Китае множество огранщиков, которые придают форму некачественным жемчужинам. Такой жемчуг потом продается оптом по 5 долларов за нитку. Мы с вами говорим о другом — о высокоточной огранке. Впервые я увидел ограненный жемчуг в исполнении Эдуарда Ахметшина в начале двухтысячных. Меня очень вдохновило ощущение выпуклости граней, которые на самом деле плоские.

Сам же я начал гранить жемчуг, когда прошел первые соревнования, когда научился смотреть на камень глазами судьи. К тому времени я уже не мог делать плохо. Я постарался точно выдержать плоскости граней, обеспечить их схождение и зеркальную полировку, острые ребра, не отражающие свет… Материал очень трудный, мягкий, на нем нельзя ошибаться.

«Рождение звезды»

«Рождение звезды»

Много ли огранщиков, которые могут качественно гранить жемчуг?

Насколько я знаю, так гранить не может никто. Хотя есть огранщики, которые подошли близко.

Какого размера должна быть жемчужина, чтобы ее огранить?

Теоретически — от трех миллиметров. Но оптимальный размер для огранки — 14−16 мм. Самая большая жемчужина, которую я огранил была 18-миллиметровой черного цвета.

Как вы определяете, как именно гранить жемчуг?

Я использую тот дизайн, что мне больше нравится, или тот, что просит заказчик. Чаще всего использую дизайн американца Боба Келлера Rose Sphere, с характерными треугольными гранями. Эта огранка технологичная, строгая.

Сколько на данный момент вы огранили жемчужин?

Расскажите, отличается ли в работе жемчуг, добытый у берегов Японии или в Красном море, например?

Отличаются пресноводный и морской жемчуг. Пресноводный жемчуг более хрупкий, морской выглядит благороднее. По происхождению не замечал. По цвету лучше выглядит черный. После серый, золотистый, розовый. Белый жемчуг гранить смысла нет, он смотрится невыгодно.

«Сокровище Мира»

«Сокровище Мира»

Сильно ли огранка жемчуга ускоряет процесс его разрушения, ведь он и без того достаточно хрупкий?

Настолько же, насколько огранка ускоряет (вернее, замедляет) процесс разрушения любого камня. Зависит от того, как обращаться с украшением, если бережно, то он прослужит долго.

Насколько вырастает цена ограненной жемчужины по отношению к исходному материалу?

Зависит от качества огранки. Если говорить о моей работе, то значительно. (Смеется)

Есть ли для вас фавориты в камнях, какие камни вам нравится гранить больше?

Сложно сказать. Они все в какой-то степени мои дети. Работая с камнем, я стараюсь объяснить ему, что огранка его только улучшит. Если камень понимает это — он начинает мне помогать, если нет — противиться. Возникают непредсказуемые царапины, трещины… Одни камни более «сговорчивые», к другим нужен особый подход. Но все они по-своему интересны.

Ваша работа полностью ручная?

Меня часто спрашивают: «Вы работаете вручную или на станке?» Как работает гончар? Вручную, на станке. (Смеется). Все операции производятся вручную, станок только для того, чтобы жестко закрепить камень и точно установить угол.

Огранка — длительный процесс, какой камень вы гранили дольше всего?

Это был прототип «Мандалы», камня, который я подарил Далай Ламе. Там было 722 грани, 700 карат, фианит. Для его огранки мне потребовалось 90 часов. После, для камней подобной сложности выработалась технология. Последний подобный камень — 330-каратный топаз я сделал за уже 70 часов, в нем 703 грани.

Как вы считаете, откуда самые лучшие огранщики?

Я уже говорил, что огранщики-любители как правило превосходят профессионалов. Чаще всего это люди, которые проживают в более финансово-благоприятных странах, они должны иметь достаточно свободного времени и средств. Как правило это Германия, Швейцария, Австралия, Соединенные Штаты.

Жемчужина, ограненная Виктором Тузлуковым

Жемчужина, ограненная Виктором Тузлуковым

Кроме притч к коллекции «Философский камень» вы также являетесь автором сказок и стихов, получали за них литературные премии, расскажите об этом подробнее?

Философские сказки значат для меня, может быть, даже больше, чем камни. Это ведь тоже своего рода огранка, но немного другого материала.

Сейчас я не так много пишу. У меня есть твердое убеждение: если можешь не писать — не пиши. Слишком малое количество людей обладает этим умением — не писать… Иногда приходишь в ужас от написанного: безграмотность, дурной язык.

Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. Кроме Колледжа № 11 вы преподаете где-нибудь еще?

Иногда я читаю лекции в МГУ, больше нигде.

Чем вы вдохновляетесь и откуда черпаете силы?

В начале разговора я упоминал, что в морском училище нам говорили: «Штурман должен замечать все вокруг себя». Я стараюсь находить вдохновение во всем, что меня окружает, внимательно смотреть на Мир, находить закономерности, как в малом отражается великое…

Пожелаете что-нибудь нашим читателям?

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 1

Для этого нам понадобятся:

Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;

Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;

Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.

Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.

На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 2

Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 3

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 4

Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.

На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 5

С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 6

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 7

После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 8

Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).

У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).

С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 9

В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.

Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.

Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 10

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 11

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 12

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 13

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 14

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 15

Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).

Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 16

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 17

Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 18

После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 19

Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 20

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 21

Полируем боковые грани коронки.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 22

Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).

На выходе получаем прекрасный аметист ювелирного качества.

Огранка камней — это один из этапов процесса обработки. Ювелиры получают неограненный минерал, которому нужно придать красивую форму и сделать так, чтоб камень заиграл красками. Этот процесс сложный и требует терпения, а также опыта. Поэтому не всем ювелирам доверяют огранку, особенно дорогих минералов.

Методика и выбор обработки

Иногда вместо термина «грань» используется слово «фасет». Площадки, или фасеты, наносятся на камень для того, чтоб луч света, падая на экземпляр, преломлялся и создавал эффект сияния. Существует несколько видов огранки, но все они, кроме круглой, называются фантазийными. Схема огранки любого вида есть у ювелира в качестве ориентира для дальнейших действий.

как ограняют камни

Виды огранки камней

Огранка выбирается по таким критериям, как:

  • Характеристики и вид минерала. Особенно влияет такое качество, как хрупкость, поскольку при неосторожной огранке камень может рассыпаться в руках ювелира.
  • Количество недостатков и их расположение в минерале. Эти дефекты можно скрыть с помощью правильной огранки и падения лучей на камень.
  • Раскрытие потенциала минерала и лучших его качеств, при этом экономия сырья.
  • Сложность процесса по отношению к конкретному минералу. В зависимости от сложности может вырасти и стоимость изделия.
  • Размеры камня и мастерство огранщика также влияют на выбор техники.

Основные формы огранки ювелирных камней

С помощью огранки можно скрыть включения в структуру, убрать трещинки, исправить неравномерность оттенка. Среди разновидностей процесса выделяют такие формы:

  • Традиционная круглая огранка, или «Роза». Число граней равняется 57 (бриллиантовый подвид), 33 или 17. Это универсальная форма, которая может выполняться на любом минерале, но чаще применяется по отношению к бриллиантам. Это самый старый и проверенный способ обработки, который появился в начале 1900 годов. Методика демонстрирует блеск и игру минерала в камне, а также способствует его «долгожительству». Именно эта форма предупреждает появление сколов или других внешних повреждений на камне. Она не позволяет сэкономить сырье, поскольку теряется до 50% материала во время обработки, но бриллиант можно переогранять. Если камень маленький, весом до 1 карата, то огранка делается на 33 грани, а если вес составляет меньше 0,3 карат, то применяется 17 граней.
  • Овальная огранка также имеет 57 граней. Чаще всего используется в женских украшениях: серьгах, кольцах, браслетах или подвесках. Методика появилась в шестидесятых годах ХХ века. Вытянутая форма камня дает возможность рассмотреть переливы оттенков. Если она используется в кольце, такое изделие визуально удлиняет пальцы.
  • Техника «Маркиз» делает 55 граней минералу. Такая огранка драгоценных камней используется для колец, сережек или подвесок. Форма камня овальная с заостренными концами. Камень получается хрупким, визуально напоминает улыбку. Он способен удлинять пальцы, если самоцвет оправлен в кольцо. Камни такой обработки носили аристократы, впервые технику изобрели во Франции в честь маркизы де Помпадур.
  • Техника «Бриолет», она же «Капля» или «Груша». Количество фасетов в ней 55-56, минералы оправляются в ожерелья, кулоны или серьги. Разновидность объединила способы «Маркиз» и овальный. Один конец сужен и защищен оправой, поскольку острая сторона хрупкая. Капли могут быть разных размеров и красиво выглядят в висячих украшениях.
  • Огранка «Принцесса» с количеством граней 49, 65 или 68. Относительно дешевая разновидность обработки, поскольку минерал теряет в процессе мало веса. Камень получается прямоугольной или квадратной формы. Методика используется для обработки камня и оправления в обручальные кольца. Но острые углы требуют защиты драгметаллом из-за хрупкости материала.
  • Восьмигранник, или «Изумруд», в котором может быть разное количество фасетов. Используется для всех типов мужских или женских украшений. Грани большие и не слишком хрупкие. Но при этом камень должен обладать внушительными размерами и хорошим показателем чистоты. Скрыть дефекты такой обработкой не получится. Можно продемонстрировать насыщенность оттенка, игра света будет меньшей, но более ощутимой по яркости вспышек. Стоимость минералов после этой обработки дорогая из-за характеристик камня.
  • Технология «Ашер». Часто встречаются минералы на 25, 49 или 72 грани, но возможно любое количество. Это подвид огранки «Изумруд», правда, с большим количеством этажей, то есть ярусов фасетов. Изобрели методику в Бельгии в 1902 году и назвали в честь братьев-ювелиров Ашер. Число граней зависит от размера камня, но характеристики самоцвета должны быть практически идеальными. Огранка подходит для украшений в стиле арт-деко.
  • Способ «Радиант» с количеством фасетов 65 или 70. Камень по виду напоминает восьмиугольник или квадрат со срезанными углами. Это такая комбинация «Принцессы» и «Изумруда». Также методика требует чистоты, прозрачности и игры света. Восьмиугольник будет красиво выглядеть при условии больших размеров минерала. Из-за величины камни часто выбирают мужчины, чтоб подчеркнуть свою статусность, но техника немного укорачивает пальцы, если применяется в кольце. Хорошо таким образом огранять полихромные минералы, а также аметрины.
  • Форма огранки «Сердце» с количеством фасетов 57-58. Используется для сережек, кулонов или подвесок. Камень такого вида можно подарить возлюбленной. Главное, при огранке соблюдать пропорции, чтоб сердце не стало слишком хрупким и уязвимым.
  • Методика «Триллиант» или «Триллион». Количество граней может быть разным. Происхождение огранки — голландское. Она возникла относительно недавно, в восьмидесятые годы ХХ века. Это фантазийная огранка, которая пока редко применяется на практике.
  • «Кушон», способ еще называется античным, или антиком. Минерал ограняют таким образом, когда требуется сохранить сырье и обработать материал наиболее экономно. Вес минерала практически не теряется, но внешний вид иногда страдает. Углы у минерала получаются закругленными, а грани широкими. Применяется даже по отношению к бриллиантам.
  • «Кабошон», имеет несколько подвидов, но общая черта камней — круглая, выпуклая форма. Это самая старая огранка, которая сейчас снова входит в моду. Граней в таком минерале нет. Название произошло с французского языка, ведь именно во Франции форма стала популярной настолько, что ею ограняли даже алмазы. Отлично подходит для минералов с эффектом астеризма или кошачьего глаза. Поделочные или полудрагоценные камни чаще всего ограняют таким способом. Стоит обратить внимание на шлифовку и полировку минерала.
  • Пятигранник или шестигранник — фантазийные огранки, по форме напоминающие геометрические фигуры. Гарнитуры и украшения такого плана приобретаются не на один сезон. Способ обработки только набирает популярность. Крупные вставки в изделии обрабатывают таким способом.

Чтоб оценить качество обработки, используются специальные шкалы. Оценка огранки и информация указывается в сертификате экземпляра. Если говорить о шкале Геммологического Института Америки, то там присутствуют такие градации:

  • excellent (отличная огранка);
  • very Good;
  • good;
  • fair (средняя);
  • poor (неудовлетворительная), но камни можно переогранить.

В России и на территории стран СНГ используется буквенное значение от «А» до «Г». «А» отвечает первоклассной обработке, а «Г» — плохой.

Виды огранки камней значительно меняют внешний вид изделий, расставляют цветовые акценты. Но разбираются во всех тонкостях процесса только ювелиры. Обычные покупатели оценивают симметрию и внешнюю красоту минерала — именно на это следует обращать внимание при выборе украшения.

Читайте также: