Как класть золото на мордан

Опубликовано: 23.04.2024

Поверхность, золоченная этим способом имеет вид полированного металлического золота. Основное преимущество масляного золочения - исключительная стойкость к влаге, благодаря чему этот способ активно используется при наружных позолотных работах, например, для золочения куполов

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • средство для позолоты LEFRANC 3 часа
  • средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа

Указанное время - это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) – плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения:

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог отличного и качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" т.е. "плавает" необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл): можно сразу наносить жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

  1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку, для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвется. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.
  2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите что бы крема не было очень много.
  3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.
  4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность, когда золото перейдет на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлест примерно 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложения листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.
  5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь – обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и тп.) в остальных случаях – не рекомендуется, т.к. блеск притухнет). В качестве покрывного лака можно использовать "Политуру" или обычный покрывной лак.

Золочение на масляной основе

Такое золочение дает более матовую поверхность, использовать его рекомендуется для наружных работ, золочения металлических поверхностей, резного иконостаса и т.д.

Мордан – это смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом /сиккативом/ и примесью лаков.

-золотильные нож и «подушка»;

-масло сливочное или растительное;

-беличьи круглые кисти;

-растворители: пинен или скипидар, или уайт-спирит;

-наждачная бумага №1200;

-плоские синтетические кисти №7-10 (зависит от размера доски);

-акварель или пигмент (аури, крон, сурик);

-ткань фланель и ватные тампоны.

1. Подготовить поверхность доски под золочение – с идеальной полировкой под глянец.

2. Затонировать левкас под золото (акварелью на воде), цвет краски – жёлтый или оранжевый. Нанести краску беличьей кистью в 1-2 слоя, не густо, без затеков, хорошо просушить. Отполировать сукном или ваткой до блеска.

3. Следующий слой – лак с пиненом или очищенным скипидаром в соотношении 1:1 (кисть синтетическая). Оставить для просушки на 12 часов, затем отшлифовать наждачной бумагой. Или покрыть поверхность двумя слоями шеллака (поверхность должна блестеть), первый слой сохнет 5 минут, второй – 40минут, затем тоже обработать наждачной бумагой.

4. Слой 100% лака (без разбавления). Покрывать быстро, не возвращаясь на прежние места. Закрыв от пыли, просушить не менее 72 часов – от этого зависит качество золота (чем дольше просушка, тем больше будет блеска, так как лак становится стекловидным). После просушки поверхность должна блестеть, не должно быть соринок. Если не получилось, то отшлифовать наждачной бумагой и снова покрыть лаком. Для увеличения блеска золота, хорошо покрыть поверхность неразведённым лаком 2 раза.

5. Мордан разбавить одним из растворителей в соотношении 1:1. Быстро покрыть поверхность и, меняя тампоны, протереть 2-3 раза, хорошо прижимая – «до скрипа» (золото можно класть на протяжении 12 часов). Если поверхность под золочение небольшая, то можно мордан разбавить 1:2 (время работы сокращается в 2 раза).

6. Через 1-2 часа можно приступать к золочению (на более раннем этапе золото может «тонуть» и потерять блеск).

§ Для увеличения блеска золота нужно выдержать мордан в течении нескольких часов.

§ На крупные детали икон, напр., на фон, листы золота накладываются прямо с книжки.

§ Для золочения фона вначале проложить узкие полоски по лузге, потом поля и средник.

7. Взять лапкой подготовленный листочек золота с подушечки, положить на поверхность и чуть прижать ваткой. Притамповать золото. Последующие листки кладутся внахлест. Нужно притамповывать золото до стыка, а, положив следующий кусочек, притамповать и стык.

Притамповывается золото легким постукиванием (сначала легко, затем интенсивнее), держа ватку перпендикулярно к поверхности. Через 5-10минут можно разгладить появившиеся морщинки. В тех местах, где золото не приклеилось, оно отпадет, и на них кладутся «заплатки» (можно приклеивать на «придыхание»).

Для окончательной полировки взять чистую ватку и полировать в двух направлениях, швы после полировки становятся незаметными.

8. Тонкое золото кладется в два слоя. Между слоями наносится лак с пиненом в соотношении 1:2. Желательно второй слой золота класть, выждав день или два. Лучше, чтобы стыки листков золота первого и второго слоя не совпадали.

9. Закрепить золото, выждав не менее 12 часов, лаком с пиненом (1:2).

§ Поверхность левкаса по контуру золочения покрыть мелом с водой, тогда легче будет его очистить от прилепившегося золота. Золото по абрису снимается заточенным черенком кисти.

§ Окончательно мордан высохнет через 3 суток или через неделю.

§ Золочение иконы на лак мордан не рекомендуется. Эта техника применима для других золотильных работ.








* здесь перечисляются приёмы работы с золотом.

1. Тонировка золота лаками или прозрачными красками.

2. Ассист (об этом см. ниже).

3. Различные эффекты полировки (световая «игра» матовой и блестящей поверхностей; синайский эффект – полировка золота по кругу нимба и т. д.).

4. Цировка или «в проскрёбку». Необходимо для этого покрыть золото более густым, чем обычно лаком с пиненом 1:1, сверху залить краской. Затем проскребсти черенком кисти узор.

5. Роспись по золоту (цветной декор, орнамент чернью).

6. Резьба по левкасу.

7. Наливка (жидким левкасом различных узоров). В этом случае клеевой состав наливаемого левкаса должен быть слабее, чем у основного.

8. Резьба по дереву, резные ковчеги.

9. Накладные объёмные нимбы (вырезаются из дерева).

10. Скань. Это гладкая ленточка с рубчатыми краями, полученная способом сплющивания крученых металлических проволочек (их пропускают через плоские вальцы). Изогнутые по рисунку ленты спаивают между собой. Сканные оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку.

11. Басма. Это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор.




12. Оттиск. Изготавливаются специальные матрицы, которыми многократно делается оттиск /по большой поверхности/. Получается эффект, подобный басме.

13. Чеканка. Изготавливаются чеканы с различными формами наконечников. Ими мастер чеканит золото, составляя орнаментальный рисунок.

Примечание: Для чеканки и наливки нужен пластичный левкас, поэтому во время приготовления добавить в левкас больше пластификатора – олифы, льняного масла или мёда.

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 26 ; Нарушение авторских прав

BLOG

По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера применяли золото как особый вид декора. Достигался эффект украшения путем наложения на поверхности предметов из дерева, металла, гипса, камня, кожи тончайшего слоя драгоценного металла – сусального золота.

Со временем способы золочения совершенствовались, а сам метод украшения сусальным золотом применялся все шире, достигнув своего расцвета в XVIII в.

Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об использовании сусального золота содержит Луккский манускрипт VIII века. В этом сборнике рецептов подробно описан рецепт приготовления полимента – основы под позолоту. Этот материал готовили из «тонкого» гипса и армянского болюса с добавлением к ним небольшого количества меда для пергамента и нанесении на него листочков золота. Армянский болюс — натуральный земляной пигмент со значительной примесью глины и известняка - широко известен со времен средневековья, когда его начали применять для приготовления полимента.

Подобные учения можно встретить во многих трактатах и манускриптах. Наиболее подробный свод правил содержит трактат Ченнино Ченнини. Техник живописи эпохи Возрождения посвящает несколько глав процессу золочения сусальным золотом по жесткой основе — грунту под позолоту, составленному из армянского болюса, стираемого со взбитым белком, разведенным водой. Этот состав наносили кистью на гипсовый грунт до трех-четырех раз с небольшими перерывами. Расскызывает мастер и о самом золочении, рекомендуя покрывать сглаженную, а лучше отполированную зубом болюсную подготовку сбитым с водой яичным белком, и на нее тогда класть листочки сусального золота.

С ходом времени техника золочения совершенствовалась. Учитывая все каноны позолотных работ, техника золочения подразделяется на два основных способа: золочение на полимент и золочение на мордан.

По-видимому, золочение на полимент было наиболее распространенным способом золочения, поскольку его рецепты, начиная с XVII века, дошли до нашего времени в большом количестве. Этот способ золочения поверхностей необычайно трудоемок на всех этапах позолотных работ. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставраци мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи.

Полиментное или, как его еще называют, клеевое золочение осуществляется по дереву, гипсу, мастике, папье-маше. Процесс золочения состоит из следующих этапов. Поверхность под золочение максимально подготавливают: убирают неровности и всякие дефекты, а также удаляют пыль. Затем с помощью специальных кистей поверхность несколько раз обрабатывается столярным клеем. Только в случае качественно выполненной проклейки на ней будет прочно держаться левкас. Левкашение – следующая операция, которая осуществляется кистями разного формата на проклееный предмет. Левкас наносят вначале «внатыч» - быстрыми вертикальными ударами, а затем «впригладку» - ровными движениями. Операцию левкашения повторяют несколько раз, просушивая каждый слой. Далее предмет шлифуется пемзой и хвощом, а затем – в несколько операций покрывается полиментом с помощью мягкой беличьей кисти.

Процесс золочения осуществляется таким образом: золотые листы из книжки переносятся на золотарный нож, а затем – на золотарную подушку, где режутся на нужные части. Затем беличьей кистью поверхность обрабатывают водкой, и после этого с помощью лапки выкладывают золото. Завершается процесс золочения полировкой, которая производится агатовым зубком.

Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Золочение на мордан или масляное золочение называется так потому, что в процессе всех подготовительных операций применяются материалы на растительных маслах, и сам золотой слой накладыватся на специальный лак-мордан, также изготовленный на масляной основе. Этот способ золочения проще и доступнее золочения на полименте. К тому же, морданное золочение имеет значительное преимущество: вызолоченная этим методом поверхность более устойчива к воздействию влаги и других атмосферных явлений. Масляное золочение осуществляется по металлу, дереву, гипсу, мастике, камню.

Золочение на мордан также состоит из подготовительного этапа и непосредственно нанесения золотого слоя. Очищенную поверхность грунтуют краской из свинцового сурика – материала, приготовленного на натуральной олифе. Благодаря этому покрытию поверхность и приобретает хорошую антикоррозийную защиту. Затем приступают к шпаклеванию в несколько операций, давая высохнуть каждому слою. После этого поверхность шлифуют. Хорошо отшлифованный предмет кроют масляным лаком. По загрунтованной и отшлифованной поверхности некоторые мастера кладут тонкий слой масляного или спиртового лака и после полного просыхания этой лаковой прокладки накладывают лак-мордан. После приступают к золочению поверхности. Существует два способа нанесения золота: 1) при больших плоскостях золото накладывают прямо «с книжки» и 2) сначала «выдувают» на специальную подушку, а потом золотарным ножом режут на отдельные части. Затем при помощи лапки из беличьего хвоста переносят на поверхность, предназначенную для золочения. Второй способ применяется при золочении мелких деталей и поверхностей со сложным рельефом.

Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Пота́ль это имитация сусального золота. Не имеет в составе благородных металлов.

Технология нанесения потали отличается от технологии нанесения сусального золота тем, что виды потали, в составе которых присутствует медь, требуют покрытия лаком для защиты от окисления. Традиционным покрытием потали является шеллак, который может быть использован и как самостоятельное покрытие, и как первый (адгезионный) слой с последующим покрытием более прочными лаками.

Техника нанесения потали отличается от техники нанесения сусального золота в силу того, что листы потали значительно толще и состоят из менее пластичного металла, нежели сусальное золото. Этим объясняются сложности во фликовке (устранение дефектов золочения) при позолоте поталью. Однако более высокая толщина позволяет легче начать работу c cусальным листом позолотчикам с ограниченным опытом.

Эта техника требует некоторых навыков, однако освоить ее вполне реально. А когда вы попробуете, то сможете почувствовать себя настоящим мастером, который способен преобразить и сделать роскошным свой интерьер.

Золочение выполняют специальным набором инструментов. Аксессуары для позолотчиков продуманы до мельчайших деталей и необычайно изысканы на вид. Хрупкие зубки из агата всевозможных форм, которые используются для полировки золотой поверхности. Подушечка, на которой режут золотые листики, сделана из тонкой замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы исключить малейшее колебание воздуха, способное сместить тончайший лист золота.

Набор позолотчика. Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Набор позолотчика. Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Ножи позолотчика.jpg

Символ профессии, нож позолотчика является одним из самых важных в работе мастера. Этот нож очень отличается от привычных режущих инструментов. Золотарные ножи бывают односторонней и двусторонней заточки и имеют округленное на конце лезвие. Это вещь вещь сугубо профессиональная, и режет нож особенным образом. С помощью этого инструмента мастер как бы продавливает сусальный лист, разделяя его на части – строфья.

Золотарная подушка.jpg

Именно на золотарной подушке позолотчик обрабатывает драгоценные листы сусального материала. Подушка позолотчика создана из тончайшей замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы при работе защитить хрупкие сусальные листы от малейших колебаний воздуха.

Лист позолотного материала должен полностью помещаться на подушке – так позолотчик сможет его порезать и правильно перенести кистью на вызолачиваемую поверхность. Большая золотарная подушка позволяет позолотчику точно и удобно провести операции как с сусальными материалами, так и с поталью.

кисть лампензель.jpg

После того, как лист сусального золота порезан на части, мастер берется за лапмензель – особую беличью кисть. С помощью этой кисти кусочек сусального материала переносится на вызолачиваемую поверхность. Исключение – отдельные работы по золочению куполов, когда, выражаясь языком позолотчиков, мастер «кидает» сусальные листы на поверхность прямо из книжки. В зависимости от размера порезанных частей сусального металла используются лампензели разных диаметров. Для иконописных работ подходят кисти с шириной ворса 35 мм и 55 мм. Для внутренних и внешних позолотных работ используются размеры 75 мм, 85 мм, 100 мм. Последний позволяет взять лист сусального золота размером 91,5*91,5 мм целиком. В наборе кистей мастера-позолотчика существует и золотарная лапка – веерообразная беличья кисть, которая также позволяет подхватить золотую пластину и перенести на вызолачиваемую поверхность.

Агатовые зубки.jpg

Необходимы в завершающем этапе полиментного золочения. Представьте себе поверхность, содержащую мельчайшие выемки, разнообразные углубления, например, замысловатую лепку. Эти элементы декора, как и всю вызолачиваемую поверхность, мастеру необходимо довести до надлежащего вида – эффекта цельного золота. Для этого после нанесения золотого слоя, поверхность обрабатывается агатовыми зубками. Форму зубка подбирают в зависимости от формы деталей декорируемой поверхности. Благодаря полировке агатовыми зубками вызолоченная поверхность приобретает необходимый блеск.

Все операции, связанные с сусальными материалами, требуют необычайной сноровки и аккуратности – уж слишком тонки сусальные листы. Прикасаться к сусальным металлам руками категорически запрещено. Для удобства позолотчика понадобятся перчатки из хлопка для позолотных работ. Используя эти перчатки, вы предохраните хрупкие и дорогостоящие позолотные материалы от механических повреждений.

Вам понадобится также: .Колонковую кисть, Кисточки для клея, Специальный клей для потали, Защитный лак при золочении (шеллак)

Вначале учтите важный момент. Выберите помещение для работы в непыльной комнате, где отсутствуют сквозняки. А еще желательно дышать носом, не чихать и не кашлять. Уж такой это нежный и восприимчивый материал. Но если говорить серьезно, то найдите уголок, где можно поработать с поталью.

Этап первый:

Готовим поверхность изделия. Необходимо очистить поверхности от загрязнений, в тех местах, где это нужно. Если работаете с деревом, то для достижения ровной основы для золочения, его необходимо грунтовать. Изделия из пластика, стекла или металла достаточно просто очистить и обезжирить.

Этап второй:

Наносим клей. Существует два вида золочения, масляное и полиментное. Однако советуем начать с клеевого (полиментного). В инструкции к клею вы найдете информацию сколько времени его выдерживать. При желании можно воспользоваться специальными клеевыми карандашами. Они иногда удобнее.

Этап третий:

Самый важный и самый интересный момент. Начинаем наносить поталь. Необходимую форму из листа потали можно вырезать на кусочке из замша обычным кухонным ножом. Желательно, чтобы он был гибким и широким. Чтобы перенести поталь на поверхность используйте лампензель. Это специальная кисть, которую необходимо сначала наэлектризовать, а потом провести по коже, которая обработана вазелиновым кремом. Крайне осторожно разглаживайте лист потали колонковой кисточкой. В процессе постукивайте тампоном из ваты или волосками кисточки. Отдохните, пока все высохнет. Если вы решили покрыть поталью металл, то ее прижимают и полируют тампоном из ваты. Наносится поталь в обязательном порядке внахлест.

Этап четвертый:

Особенность материала заключается в том, что он пристает к поверхности не совсем идеально и равномерно. Пробелы поначалу заполняют оставшимися кусочками потали. После того как поверхность высохнет (это может длиться от 3-х до 12- ти часов), ее тщательно полируют чем-то вроде пемзы. Полировать начинайте с угла и до полного достижения однородного эффекта. Постарайтесь сделать так, чтобы не остались швы. В финале покрываем все защитным лаком.

Немного тренировки и овладения навыками. И возможно вы откроете в себе искусного мастера золочения.

По окончании нанесения рисунка иконы на левкас и закрепления его графьей левкас тщательно протирается суконкой для освобождения его от всякой пыли и даже следов карандаша.

Приступая к описанию золочения, нужно, прежде всего, помнить, что эта работа чрезвычайно тонкая, трудная и иконописец должен сосредоточить тут все свое внимание. В подтверждение сказанного можно упомянуть, что некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой для избежания оседания пыли, ибо малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.


Площади, намеченные для позолоты, венчики, фоны, короны, оплечья, поручи и т. д. предварительно грунтуются к восприятию золота. Материалом для позолоты служат разные виды листового золота и особая краска, так называемое "твореное золото". Здесь следует заметить, что бронзирование и подделка "под золото" в иконописи вовсе не допускаются.

Существует несколько способов позолоты: на мордан, на полимент и твореным золотом. Мы опишем каждый в отдельности.

Золочение на мордан. Такое золочение дает матовую позолоту, и приемы его таковы: места под позолоту предварительно грунтуют, то есть покрывают ровным слоем красной охры или киновари, растворенной на желтке, все площади, требующие позолоты. Кисть для наложения грунта нужно выбирать беличью, плоскую, которой легче можно наложить ровный слой. Следует, однако, заметить, что на таком грунте окончательный оттенок позолоты окажется теплее.

После просушки грунта его старательно протирают суконкой для выравнивания и полировки. В случае надобности, если грунт после полировки оказался неудовлетворительным, его покрывают вторым слоем краски, дают вновь просохнуть и полируют заново.

Мордан - смесь льняного или конопляного масла с высушивающим веществом (сиккативом) и примесью лаков. Существует в продаже несколько сортов мордана для позолоты, с разными сроками его сушки (через 6, 12 и 24 часа) после покрытия мест на позолоту.

После окончательной просушки и полировки грунта его покрывают тонким и ровным слоем мордана, тщательно избегая при этом затронуть или задеть кистью соседние площади, не предназначенные для позолоты.

Когда все площади покрыты морданом, доску ставят для просушки лицевой стороной к стене или же кладут ее в коробку или в ящик, который затем тщательно закрывают для предохранения от пыли покрытых морданом площадей во время сушки. Мордан сушится, как указано выше, в продолжение 6, 12 или 24 часов. Признаком готовности мордана к восприятию позолоты является состояние его "отлипа" от пальца, то есть когда, при легком прикосновении пальцем к поверхности мордана, палец будет чувствовать этот "отлип", совершенно не принимая, однако, на себя мордана.

Для позолоты на мордан можно рекомендовать пользоваться листовым золотом, прикрепленным к листкам тонкой бумаги и продаваемым в книжечках. При накладывании такого листка бумаги, с прикрепленным золотом, на мордан золото прилипает к мордану и легко отстает от листка бумаги, на котором оно держалось. Нужно только стараться, чтобы сама бумага отнюдь не касалась мест, покрытых морданом.

Наложив лист с золотом на мордан, слегка проводят по бумаге пальцем или ватой, чтобы золото плотнее пристало к нему, и так продолжают накладывать золото на все другие места иконы для позолоты.

Понятно, что когда золото накладывается на участок иконы, то оно должно несколько перекрывать границы его. Эти перекрытия не прикрепленного морданом золота должно оставить нетронутыми в течение суток, после чего их надлежит убрать при помощи мягкой пушистой кисти.

В случае срочности можно после позолоты сейчас же приступить к писанию иконы красками, но в таком случае нужно старательно охранять позолоченные места от всякого прикосновения другими красками, так как полное высыхание мордана продолжается обыкновенно почти целую неделю.

Только после такого долгого времени сушки разрешается вполне законченную писанием икону покрывать соответствующими лаками.

Вместо мордана с успехом можно пользоваться олифой или лаком, называемым во Франции "верни доре а вейир" (vernis dorée a veillir les tableaux, fabrication Lefranc à Paris), и некоторыми другими масляными лаками, применяя, однако, к ним соответственные сроки сушки, то есть до состояния "отлипа".

Золочение на полимент

Полимент, в твердых кусках, по большей части состоит из красно-охряных или сиенных красок, смешанных с белком и небольшим количеством жиров. Во Франции он продается под названием "assiette a dorer".

Золочение на полимент дает блестящую полированную позолоту, и метод его таков. Заранее приготовляют следующую смесь: берут белок от 2-3 яиц и смешивают с 1/3 по объему воды и оставляют загнить дня три-четыре в закупоренной бутылочке. Светлый, густой белок постепенно превратится в клейкую, дурного запаха, жидкость, которую затем процеживают сквозь полотно.

Наскоблив полимент перочинным ножиком, растирают его пальцем на блюдечке в порошок и смешивают затем с заранее приготовленным вышеуказанным белком до густоты обыкновенной водяной краски. Этою краской кроют потом 2-3 раза все места левкаса, предназначенные для золочения, причем последний слой кроют обыкновенно более слабым полиментом, после чего ставят доску для просушки минут на 20 и, наконец, полируют чистой суконкой.

Степень усушки полимента испытывают следующим практическим приемом: твердым предметом, например обратным концом ручки кисти, постукивают по полименту и если по всей поверхности доски слышится однородный звук, то это и есть признак нужной сухости полимента. В случае получения неоднородного звука полимент следует оставить просыхать дополнительно.

Убедившись же в достаточной просушке полимента, приступают к наложению на него не прикрепленного к бумаге листового золота. Здесь следует заметить, что практически наложение свободного золота на полимент требует очень сложного приема и большого навыка: целый лист золота перекладывают на бархатную подушечку, всячески оградив ее от движения воздуха, дабы золото не улетело, и чистым столовым ножом этот лист золота нарезают на части, немного перекрывающие очертания подготовленных к позолоте площадей. Теперь приступают к самому деликатному приему - перенесению этих кусочков золота на полимент.

Для этого пользуются специальной кистью в виде широкой длинноволосой лопаточки, которой предварительно проводят по волосам своей головы, дабы кисть взяла на себя немного жира, помогающего затем легче схватить кусочек золота.

Эта операция перенесения золотых листков на полимент требует огромного терпения, навыка и опыта.

Уложив каждый отрезанный кусочек листового золота на полимент, закрепляют его на левкасе тонкой, смоченной водой, кистью и так поступают, пока все нужные места иконы не будут покрыты золотом.

Следующий прием золочения на полимент называется "подпуском". На кисть берут долю жидкой смеси: 2/3 части спирта и 1/3 воды и добавляют в нее каплю гнилого белка. Наклонив слегка иа себя доску иконы, подпускают эту смесь под листы золота, начиная с удобного места доски; жидкость эта сама начнет тотчас же распространяться под золотом по полименту и, к смоченному этим путем полименту золото станет постепенно само приставать, а излишняя жидкость вытечет вниз. При этом полезно помогать жидкости распространяться равномерно под золотом путем наклонения доски то в одну, то в другую сторону.

Когда венчик и все прочие места будут покрыты позолотой, доску кладут на просушку и приблизительно через полчаса снова испытывают, вышеуказанным приемом, степень усушки полимента. Если получились благоприятные однородные звуки, то можно начинать полировку или шлифовку позолоты при помощи агата или "зуба", проводя им по позолоте, движением от центра к площади. Шлифовка продолжается до получения блестящей ровной поверхности позолоты.

При полировке агатом или зубом позолоты на полимент следует помнить, что полировка по совершенно высохшей позолоте не прикрепит полностью золота к полименту. Поэтому нужно начать полировать ее в тот момент, когда позолота почти высохла, а не совершенно.

Золочение твореным золотом

Существует еще другой старинный способ позолоты "твореным золотом". Это золото приготовляется так: на блюдечко насыпают пол-чайной ложки гуммиарабика в порошке и смоченным в воде пальцем растирают до получения густого теста. Берут затем поочередно листки золота, бросают их на блюдце в нужном количестве и потом собирают в один комочек. Прибавив еще немного жидкого гуммиарабика, растирают все вместе пальцем до получения однородной массы. Когда творящий заметит, что золото достаточно растерто, он наливает на блюдце чистую воду, старательно перемешивает все содержимое и оставляет на полчаса отстояться. Когда все золото осядет на дно, воду осторожно сливают, а оставшуюся жидкость просушивают, держа блюдце над свечою или лампою. Высохшее тесто матового цвета и есть "твореное золото", которым можно пользоваться как обыкновенной краской, разбавляя ее водою.

Современные иконописцы вместо твореного золота употребляют продаваемую в магазинах золотую краску в чашечках или раковинках.

Твореное золото может также подвергаться полировке агатом или зубом.

Золочение на мордан после окончательной полировки иконы. По окончании написания иконы, покрытия олифой или лаком и полной просушки вся поверхность иконы, за исключением площадей золочения, покрывается разведенным в воде мелом. По высыхании последнего все места для золочения покрываются морданом, лаком или олифой и золотятся вышеуказанным способом золочения на мордан.

После необходимой просушки мел тщательно смывается с иконы простою водой и, когда вся поверхность будет совершенно суха и чиста, всю икону вновь покрывают олифой или лаком.

Этот прием применяется особенно часто при работах по восстановлению старинных попорченных икон.

Остается еще добавить, что посеребрение в иконописи производится совершенно таким же путем, как описанные выше приемы позолоты.

Самыми древними дошедшими до нас образцами золоченых изделий из дерева являются египетские саркофаги. Золочение по дереву, особенно резьбы, в нашу эру применялось в Византии, затем в эпоху Возрождения и наиболее широко - в украшении церквей, мебели, во многих изделиях декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII и начала XIX веков.

В мебели, выполненной в стиле Людовика XIV, рококо и ампир, позолота является одним из основных способов отделки. Золочением и серебрением придают отделанной поверхности не только высокую стойкость, но и исключительное цветовое разнообразие сочетаний различных оттенков, от красноватого до зеленоватого, от блестящего до матового. Образцы мебели в стиле Людовика XIV с разнообразным по цвету золочением и серебрением хранятся в подмосковном музее-усадьбе "Архангельское".

В настоящее время золочение и серебрение по дереву применяют лишь при отделке помещений и мебели специального назначения, в росписи интерьеров и при реставрационных работах.

Материалы. При золочении и серебрении используют довольно большой ассортимент материалов. Значительная часть их (клеи, лаки, шлифовальные материалы) является общей для всех видов отделки. Специальными материалами для этой цели служат фольга, левкас, полимент и некоторые лаки.

Фольга. Фольгой называют тончайшие листочки металлов в виде пленок, полученные проковкой тонких металлических пластинок с прокладками из пергамента, бумаги или других материалов.

Толщина прокованных листов фольги доходит до 0,01 мкм (одна стотысячная доля мм). Отбитые листы фольги собирают в книжки по 60-100 листов. Вес золотой и серебряной фольги 10- 13 мг/дм2 или около 1 г/м2. Листочки заменителей золотой фольги - поталь (шумиху) - делают толще.

1. Сусальное золото, или двойник, где лицевая сторона (сусало) из золота, оборотная - из серебра или меди. Изготовляют совместной проковкой пластинок двух металлов. В книжке сусального золота 60 листочков размером 120x70 или 91,5 X Х91,5 мм. Масса книжечки от 1,3 до 3 г. Применяют сусальное золото при отделке ценных предметов и в росписи.

2. Поталь (шумиха) - имитация золота. Изготовляют ее из сплава меди и цинка (4:1). Поступает она в продажу в книжечках по 100 листочков, размером 110x110 и 150x150 мм. В настоящее время такую фольгу применяют наиболее широко, защищая ее от окисления лакированием. Иногда поталь изготовляют из более сложных атмосферостойких сплавов и в зависимости от состава сплава называют золотом тальми, французским и американским золотом.

3. Серебро листовое. Изготовляют его из натурального серебра. Чаще используют сусальное серебро - двойник из серебра и меди в книжечках по 60 листочков, размером 120x120 или 113x113 мм. Масса одной книжечки от 1,4 до 3 г.

Левкас. Применяется для получения твердого гладкого слоя под покрытие. Левкасом называют тонкоперетертую пластичную при первоначальном использовании массу, в состав которой входят мел, каолин и клеевой раствор. Для повышения твердости в состав левкаса иногда добавляют мраморную пудру или тонкомолотый шпат. Клей используется глютиновый или казеиновый. Левкасные массы после высыхания должны обладать высокой твердостью и не растрескиваться.

Полимент. Служит для приклейки фольги к левкасу. Сухим полиментом называют тонкий порошок красного или желто-красного цвета, полученный путем переработки железистой глины - болюса. Месторождения болюса находятся в Армении, поэтому сухую необработанную железистую глину называют армянским болюсом. Жидким рабочим полиментом называют пасты, полученные смешиванием осажденного болюса (можно жирной глины) с пчелиным воском, салом, мылом или другими компонентами, имеющими хорошую адгезию с фольгой.

Лаки для золочения. Вместо полимента для приклеивания фольги к левкасу применяют масляные лаки (марданные и гульфарбенные). Однако процесс приготовления марданного лака на месте потребления сложен, поэтому теперь вместо него используют выпускаемые лакокрасочной промышленностью масляные лаки № 5С, 6С.

Гульфарбенный лак, или гульфарба, представляет собой смесь масляного лака с натуральной сгущенной льняной олифой в соотношении 2:1. Для ускорения высыхания в состав вводят до 15% сиккатива, а для разжижения - скипидар или уайт-спирит. Следует иметь в виду, что сиккатив и избыток олифы снижают блеск фольги, делая покрытие матовым, и придают позолоте вид бронзы.

Золочение по марданному лаку имеет более эффектный вид, а золочение по гульфарбе прочнее.

Виды золочения и серебрения. Различают два основных вида золочения и серебрения: клеевое и масляное. Клеевое золочение эффектнее, масляное - прочнее, поэтому первое обычно применяют для внутренних работ, второе - для наружных. Масляное золочение делают двумя способами: марданным и гульфарбенным. Клеевое золочение тоже делают двумя способами: на полименте и упрощенное. Применяют также комбинированное золочение и серебрение. Золочение и серебрение выполняют вручную.

Масляное золочение наиболее распространено, так как оно проще по технике выполнения и отличается высокой атмосферостойкостыо. Древесина изделия должна быть сухой (влажностью не более 10 ±2%), сучки и засмолки удалены и заделаны вставками, поверхность выглажена шлифованием.

Процесс масляного золочения включает последовательное выполнение следующих операций.

1. Оклейка мест сопряжений марлей или тонкой бумагой с последующей просушкой и шлифованием всей поверхности.

2. Грунтование 2-3 раза горячей натуральной олифой для наружных работ или 10%-ным раствором столярного клея для внутренних работ.

3. Подмазка глубоких впадин замазкой.

4. Шпаклевание 3-6 раз сначала густой, затем более жидкой шпаклевкой с последующей просушкой и шлифованием шкуркой № 8-6 каждого слоя. Прямолинейные поверхности шпаклюют стальными или деревянными шпателями; сложный рельеф - резиновыми шпателями и пальцем руки.

5. Влажное шлифование шкуркой № 4-3 или суконкой с мелкодисперсным пемзовым порошком и последующей промывкой губкой, протиркой чистой мягкой тряпкой и просушкой.

6. Расчистка резьбы и рельефа рассечками.

7. Окраска за 3-4 раза масляной краской золотистой охры на натуральной олифе. Каждое покрытие просушивают и шлифуют шкуркой или суконкой с пемзовым порошком. Последнее покрытие после просушки шлифуют шлифовальной пастой № 290, мелкозернистым порошком трепела или хвощом.

8. Покрытие масляным лаком с последующей просушкой и шлифованием замшей с пемзовой пудрой или трепелом.

9. Покрытие слоем марданного лака или гульфарбы с удалением излишков ватным тампоном, обернутым марлей, так как толстое покрытие образует морщины. Лаковое покрытие просушивают до степени отлипа.

10. Наложение фольги на покрытие в состоянии отлипа. При этом учитывают, что фольга, наложенная на недосохшее покрытие, тускнеет, а на пересохшее - не приклеивается. Фольгу накладывают следующим образом. Легким дуновением приподнимают листок фольги в книжечке, переносят его золотарным ножом на подушку, разрезают на части необходимых размеров и затем с помощью плоской кисточки (лапки), изготовленной из беличьей шерсти и смазанной коровьим маслом для прилипания к ней фольги, переносят на отделываемую поверхность. Инструмент для золочения показан на рис. 80. Подушку делают размером 20x15 см, обтягивают ее кожей по двум слоям фланели и ставят с трех сторон картонные ширмы, предохраняющие фольгу от сдувания с подушки.

Сначала золотят рельеф, потом гладкую поверхность. После укладки фольгу прижимают ваткой, а в углублениях - мягкой кисточкой (притычкой). Углубления выклеивают вырезанными кусочками фольги (строфьями) с нахлесткой в середине.

Рис. 80. Инструменты и приспособления, применяемые при золочении: а -

Рис. 80. Инструменты и приспособления, применяемые при золочении: а - 'лапка' из беличьего волоса; б - зубок или лощило; в - золотарная подушка; г - книжка из листов золотой или серебряной фольги; д - золотарный нож

11. Закрепление фкэльги и снятие ее излишков. Уложенную фольгу поджимают тампоном из ваты и после подсушки мягкой кисточкой снимают излишки нахлестки, собирая их в бумажный пакет. Из излишков позолоты делают "твореное золото" или золотую краску, смешивая их с лаком или с яичным белком.

12. Подправка (фликовка). Если после снятия излишков позолоты на поверхности окажутся пробелы, то их подправляют твореным золотом.

Позолоченная по отлипу лака поверхность имеет матовый глянец и сохраняет цвет фольги. Такую позолоту не полируют.

13. Верхнее покрытие. Если покрытие сделано суррогатом золота (поталью) или серебром, то на него наносят слой лака.

Оригинальную фактуру создают лаком "мороз". Позолота натуральным и сусальным золотом верхнего покрытия не требует.

Клеевое золочение на полименте (блестящее). Этот вид золочения трудоемок и дорог, он наименее влагостоек, но наиболее декоративен и придает поверхности вид полированного металла. На полименте золотят лишь предметы внутреннего оборудования в отапливаемых помещениях.

Процесс клеевого золочения состоит из следующих операций:

1. Подготовка поверхности к золочению. Делается она так же, как и для масляного золочения.

2. Проклеивание под левкас производится 2-3 раза горячим раствором столярного клея сначала - 13-14%-ной, затем 18- 20%-ной концентрации так, чтобы поверхность стала глянцевой. При этом широкие поверхности и крупную резьбу нередко обтягивают смоченной в горячем клеевом растворе и отжатой тканью - серпянкой; каждый слой клея просушивают.

3. Левкашение. Эту операцию повторяют до 9 раз. Каждый последующий слой наносят более густым составом левкаса. Первые 3 слоя наносят кистью "внатыч", 4- и 5-й "впригладку", не торцуя, 6- и 7-й - опять "внатыч", 8- и 9-й - "впригладку". Все слои, кроме последнего, наносят по просушенному предыдущему, последний - по сыроватому. Левкас, приготовленный на столярном клее, наносят теплым, подогретым до 40-50°С.

Твердость предварительно нанесенного просохшего левкаса проверяют царапанием ногтем. Если появляются глубокие царапины (левкас мягок), в него добавляют мел или мраморную пудру; если никаких следов от царапания не остается (левкас излишне тверд), его разжижают слабым раствором клея.

Если левкас казеиновый, то первые .четыре слоя наносят шпателем, затем три слоя жидкого левкаса кистью.

Необходима сушка и шлифование каждого промежуточного слоя. Последний слой левкаса лощат сукном и покрывают с целью дубления 5%-ным раствором формалина.

4. Влажное шлифование шкуркой № 4-3, порошком трепела или пемзы с последующей протиркой и сушкой.

5. Расчистка рельефа рассечками.

6. Подшлифовка (шихантовка) шлифовальной пастой № 290 или тонким порошком пемзы, трепела или хвощом.

7. Полиментовка. Операция эта выполняется за 6-9 приемов. Качество полимента пробуют на брусочке нанесением на просохший слой полимента 20%-ного раствора винного спирта. Если спиртовой раствор быстро впитывается, то полимент слаб, если совсем не впитывается - слишком крепок. Полиментовку слабого состава исправить нельзя, ее нужно счищать; крепкий полимент можно исправить нанесением 2-3 слоев более слабого.

Полимент наносят мягкой, обычно беличьей кистью, 1-й слой жидким составом, 2- и 3-й - более густым, 4- и 5-й - еще гуще, затем - все более жидким. Последний слой наносят совсем жидким полиментом (сполоском). Каждый слой полимента наносят на просохший предыдущий, равномерно водя кистью в одном направлении, не растушевывая покрытия. Высохший последний слой протирают чистой суконкой.

Участки, на которых желательно получить матовое золочение, не полиментуют, а проклеивают 20%-ным раствором столярного клея или желатина. Золочение таких участков делают на отлип по просохшему желатину, смоченному водкой.

Если полиментовка сделана загрязненными руками и нет уверенности в отсутствии на ней жирных пятен, то следует по полименту нанести слой яичного белка.

8. Наклейка фольги. Золочение на полименте делают так же, как и на отлип, с той лишь разницей, что фольгу наклеивают на сырую поверхность, предварительно смоченную 25%-ным раствором спирта. Участки матового золочения лучше сначала покрыть серебряной фольгой по отлипу желатина, затем на серебряную фольгу нанести еще слой желатинового клея и к нему уже приклеивать золотую фольгу. Накладку фольги рекомендуется делать слева направо, глубокие выемки золотить в две полосы с нахлесткой в середине выемки, что удобно для полирования.

9. Удаление излишков сухой позолоты очень мягкой кистью.

10. Полировка зубком (костью) или твердым камнем (агатом, гранатом, сердоликом, рубином, сапфиром). Если поверхность плохо полируется, то ее кисточкой слегка смазывают коровьим маслом. Если наложенную на поверхность фольгу легко сдвинуть, то позолоту полируют не сразу по всей ширине, а полосами.

11. Исправление дефектов (фликовка) делается так же, как при масляном золочении на отлип.

12. Подполировка. Фликованные участки лощат зубком.

13. Покрытие лаком. Делают лишь по потали и серебру.

Упрощенное золочение. При желании ускорить и удешевить отделку золочение делают по способу "ормуле", что в переводе с французского означает литое золото.

Для выполнения золочения по этому способу строганые или точеные изделия шлифуют за 2-3 раза мелкозернистой шкуркой № 6-5, проклеивают профильтрованным раствором клея, лучше желатинового, и после просушки клеевое покрытие шлифуют шкуркой № 4-3. Затем за 2-3 приема на подготовленную поверхность наносят красный спиртовой лак и на просохшее лаковое покрытие - тонкий слой желатинового клея. На просохший и затем смоченный водкой слой желатина накладывают в обычном порядке и закрепляют фольгу. Верхнее покрытие по поталю и серебру делают 15-20%-ным раствором желатина или светлым спиртовым лаком.

Комбинированное золочение. Позолота на дереве имеет особенно эффектный вид, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми. Поэтому при отделке предметов интерьеров (мебели, багетных рам) обычно делают выпуклости полированными, а впадины - матовыми. Процесс такой отделки включает операции масляного и клеевого золочения.

Эффектные тона матовой позолоты получают при подложке под золотую фольгу серебряной; последнюю можно наклеивать на свеженанесенный теплый желатиновый - клеевой слой. Золотую фольгу наклеивают на высохшее" клеевое покрытие, смоченное водкой.

Состав, способы приготовления левкаса, лака "мордана" и полимента
Жидкий левкас
Клей плиточный столярный, г 200
Вода, л 1
Мел просеянный До сметанообразной vfccs

Способ приготовления. Плиточный клей дробят, заливают водой и ставят на 6-8 ч для набухания. Затем клей расплавляют в водяной бане и вводят в него мел, тщательно размешивая. Состав хорошего качества стекает с кисти длинными нитями.

Масляный лак "Мордан"
Льняное масло, кг 1
Свинцовый глет, г 65
Скипидар До необходимой вязкости

Способ приготовления. Отстоявшееся льняное масло нагревают в металлической посуде, затем добавляют свинцовый глет и варят в течение 4-5 ч, пока масло не загустеет. После охлаждения полученный состав разжижают скипидаром и хранят в закрытой посуде.

Полимент для золочения
Cостав 1
Глина жирная отмоченная, кг 1
Вода горячая До сметанообразной массы
Состав 2
Мыло ядровое (60%-ное), кг 0,015
Воск пчелиный, кг 0,01
Сало свиное, кг 0,01
Вода горячая До сметанообразной массы

Способ приготовления. Состав 1 разогревают до кипения и вводят в него при размешивании состав 2.

Книга подошла к концу. Надеемся, что изложенные в ней материалы помогли столяру-любителю получить ответ на вопрос: как в домашних условиях самому отремонтировать, обновить и изготовить различные предметы мебели.

Переходи в Вулкан Платинум, официальный сайт, которого, поможет освоится в многообразии автоматов

Читайте также: