Как делают иконы из серебра

Опубликовано: 21.04.2024

+
+
+
-
-

В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.

В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.

Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.

Вот лишь основные из них на сегодняшний день.

Иконы из металлов.

В далекие времена такие иконы делали методом чеканки и прессования, а также литья. На металле оставался рельефный рисунок. Для этого использовались «мягкие» металлы – бронза, медь. Позже появились рельефные металлические иконы сделанные методом гальванопластика. Эта технология широкомасштабно применяется при изготовлении предметов изобразительного искусства.

В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов.

Еще одним из видов икон из металлов является иконы в ризе. Хоть сам лик святого образа может выполняться различным способом изготовления, и риза - это по большей части способ украшения иконы, но сами эти иконы можно отнести к категории "иконы из металлов", поскольку большая часть иконы закрыта этой ризой. Сюда можно отнести греческие иконы, у которых лики образов делаются шелкографией, а 80% самой иконы закрыта ризой, покрытой серебром.

Резьба.

Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.

Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.

В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.

Гравировка (лазерная гравировка).

Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки.

Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.

Горячие эмали.

Применяется для нанесения поверхности при изготовлении фарфоровых изделий, а также в особом виде декоративно-прикладного искусства – «Финифть», в котором используются специальные эмали и металл. Эта технология появилась на Руси в 17 веке, и с помощью ее делали в основном украшения, которые могли позволить себе только обеспеченные люди.

Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой.

Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.

Вышивание.

Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.

Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.

Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.

В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.

Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.

В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.

Иконы макраме.

Макраме – техника узелкового плетения. Существовала с давних времен. Некоторые историки утверждают, что ее истоки следует искать в Китае и Японии, а в 8-10 веках макраме приходит в Европу, где большой вклад, по утверждению некоторых, макраме получило благодаря мореплаванию. Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего, возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи.

В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.

Настоящий бум макраме наблюдался в Европе в 18 веке, а в России - в 19-начале 20-го. Старшее поколение помнит, как при советском союзе, большой популярностью пользовались плетеные воротники.

Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.

С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.

Мозаика.

Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах.

Кстати, хорошо известные всем и любимые дивеевские иконы из бисера, как раз делаются методом "мозаика", только в качестве материала для выкладывания используется бисер.

Печатные иконы.

Пожалуй, самый новый из всех вышеперечисленных способов изготовления иконы. Хотя сама технология печати (трафаретной) появилась еще до Рождества Христова. С развитием технологий, процесс печати стал автоматизированным и позволяет наносить рисунки на разные рода поверхности.

Здесь используется офсетная либо полиграфическая печать, а также шелкография. Причем шелкография иногда позволяет печатать красками с содержанием натурального золота и серебра.

Печатают иконы, чаще всего на бумажной или картонной основе. В дальнем, эту основу могут наклеивать на доски из натурального дерева.

Шелкография позволяет печатать на разных поверхностях, например: кафель, гранит, керамогранит, фарфор.

Часто печатные иконы оформляют разными способами: добавляют оклад из разных металлов (обычных, драгоценных, покрытых драгоценными металлами), драгоценные и полудрагоценные камни, обрамление деревом и т.д. Часто довольно красиво и богато получается. Так в Греции производятся знаменитые «греческие иконы», где шелкографические иконы обрамляются в рельефные серебряные оклады.

Серебряные иконы — это не только атрибут веры, но и украшение любого дома. Преподнести такой подарок можно близким людям. По поветриям икона будет оберегать дом, хранить человека от дурного глаза, помогать в трудную минуту. Такие изделия, как правило, становятся семейными реликвиями и передаются по наследству.

серебряная икона

Серебряная икона — атрибут веры

Разновидности

В старину икона из серебра имела особый статус. Металлу присваивали особые свойства, которые по поверью, должны были очистить дом и изгнать из человека дурные мысли и поступки. Также образ оберегал владельца от болезней.

Иконы в серебре бывают нескольких видов:

  1. Нательный образ.
  2. Большой образ, выполненный из серебра.

Нательный образ, выполненный из благородного металла, носят на цепочке. По поветриям такая икона помогает владельцу в трудной ситуации. Ее выбирают в индивидуальном порядке, в выборе образа может участвовать духовный наставник или священник. Если возможности посоветоваться с представителем духовенства нет, то образ выбирают, опираясь на индивидуальные предпочтения.

Икона в серебряном окладе — это оберег дома и семьи, она укрепляет отношения, создает благоприятную атмосферу и помогает избежать ссор и размолвок. Если образ подарен членом семьи, то икона приобретает статус семейной реликвии, такие подарки передаются по наследству из поколения в поколение и считаются наиболее ценными. Продавать или дарить такие образы не принято.

Крест в определенное время также считали разновидностью нательного образа, его называли «нательник» и носили под одеждой. В старину изображение Иисуса на кресте, выполненное из серебра, наделялось особой силой, такой крестик мог стоить достаточно дорого. Причина в том, что в старину образы и кресты часто инкрустировали драгоценными камнями.

Эта традиция жива до сих пор, сегодня также можно встретить серебряные иконы, которые украшаются рубинами или изумрудами. Но серебро — это металл, который подвержен негативному воздействию внешней среды. Со временем серебро может потемнеть, покрыться налетом. Убрать налет и черноту поможет чистка.

серебряная икона

Иконы из серебра

Чем можно чистить образа?

Иконы в серебряном окладе могут иметь статус антиквариата. Если образ действительно ценный и ему достаточно много лет, то чистить его самостоятельно не стоит. Лучше отдать икону в руки профессионалов — они уберут налет и не нанесут вред изделию.

В домашних условиях можно произвести чистку иконы, но необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы не повредить образ. Если на лицо святого нанесена эмаль, то использовать агрессивные реагенты для чистки изделия не рекомендуется. Дело в том, что химия способна нанести вред покрытию, оцарапать его и оставить следы, от которых избавиться будет сложно.

Иконы серебряные — правила чистки:

  • не стоит использовать порошок или похожие средства;
  • если на часть образа нанесена эмаль или другое покрытие, то чистка лимоном не подойдет;
  • кипячение и замачивание лучше исключить;
  • металл необходимо полировать — для этого подойдет замша.

Зубной порошок или обычный, сода и другие вещества, которые могут поцарапать металл, стоит исключить. Их использование приведет к тому, что уйдет налет и загрязнения, но на поверхности металла появятся мелкие царапины. Если икона проходит предпродажную подготовку, то лучше доверить изделие ювелирам.

Лимонная кислота — отличное средство для чистки серебра и других металлов, но использовать ее при удалении загрязнений с образа не стоит. Она может повредить эмаль, да и замачивать образ в растворе не совсем удобно.

Кипячение и длительное замачивание лучше исключить, такой способ удаления налета с поверхности серебра может принести изделию больше вреда, чем пользы.

После чистки металл обязательно полируют — это необходимо для того, чтобы удалить с поверхности изделия остатки химии и избежать ее воздействия на серебро.

Серебряная икона, как и чем ее чистят:

  1. Читка может проходить с использованием нашатырного или этилового спирта.
  2. Моют с использованием концентрированного мыльного раствора.
  3. Тиосульфат поможет убрать грязь и налет с металла.

Самый простой и доступный способ — протереть образ спиртом. Его разводят теплой водой в пропорции 1:1, а после при помощи тампона наносят средство на поверхность изделия. Если после первого раза налет удалить не получилось, то процедуру можно повторить.

Мыльный раствор можно использовать для любого изделия, он не сможет его повредить.

Перед проведением чистки с нашатырём стоит промыть икону в воде с мылом, вытереть ее насухо, а после уже приступать к удалению загрязнений. Мыло уберет излишки жира и позволит оценить масштаб работы.

Тиосульфат можно приобрести в аптеке, он хорошо подходит для обработки серебра. Это вещество в химии считается восстановителем металлов. Его использование не нанесет вреда серебру, но поможет убрать грязь и налет с поверхности.

Перед использованием тиосульфата натрия оклад промывают теплой водой с мылом, затем вещество наносят на поверхность изделия при помощи тампона. После серебро нужно промыть под потоком воды и вытереть насухо с помощью сукна или замши. Раствор для чистки готовят в пропорции 1:3 — одна часть тиосульфата и три части воды.

С эмалью проблем больше, ее чистка может привести к тому, что лик сотрется частично или полностью, поэтому трогать краску не рекомендуют. Достаточно просто промыть икону в воде с мылом.

Скорость потемнения и образования налета на поверхности образа зависит от двух факторов: как тщательно владелец ухаживает за образом и от того, какого качества металл использовался при изготовлении иконы.

Зачастую для того чтобы очистить оклад достаточно просто отполировать его замшей, поэтому эксперты советуют начинать с мытья и полировки.

Серебро — капризный металл, но иконы, сделанные из серебра, отличаются изяществом и красотой. Если после проведения чистки результат не впечатлил владельца, не стоит экспериментировать со средствами, лучше отдать изделие ювелиру — он проведет качественную чистку и поможет сохранить реликвию в целости и сохранности.

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 1

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 2

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 3

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 4

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 5

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 6

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 7

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 8

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 9

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 10

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым "красным оксидом" на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от "красного оксида" состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а "красный оксид" в холодном. Правда, "красный оксид" проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 11

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 12

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 13

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 14

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 15

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 16

Изготовление оклада для иконы. Часть 1, фото № 17

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

"Почему иконы София такие дорогие? Ведь это же не письмо…"- спрашивают у наших продавцов. Если коротко ответить на этот вопрос, который часто задают наши новые покупатели, то звучать это будет так – потому что они хорошего качества!

А дальше расскажем о наших иконах поподробнее.

Икона Умиление 576.jpg

1) Не смотря на то, что иконы, которые мы предлагаем, напечатаны, а не написаны кистью, на всех этапах изготовления это ручная работа, хоть и при помощи техники.

2) Основные материалы для иконы – доска и краски. Мы используем только те материалы, которые имеют высокое качество – достаточное для того, чтобы икона выглядела достойно, как предмет, отсылающий нас к сакральному, а не как поделка-штамповка с многомиллионного конвейера.

3) Доска для наших икон изготовлена наборно, из специально подготовленных липовых столярных досок, а не из цельного куска дерева – это помогает уберечь будущую икону от деформации, рассыхания и трещин, свойственных древесине. А шпонки (выступающие деревяшки на спинке иконы) мы изготавливаем из самого прочного дерева – дуб. Шпонки ещё надежнее берегут от будущих деформаций иконную доску. Когда вы берете в руки нашу икону, вы держите в руках весомое изделие из натурального дерева, а это несравнимо с тем, когда вы держите кусок фанеры.

Закготовки икон 350.jpg

Заготовки 576.jpg

4) После того, как мы «набираем» из делянок иконную доску, мы ее специальным образом обрабатываем – абсолютно так же, как это делают под иконы ручного письма. Мы трижды шлифуем и грунтуем наши доски, а затем покрываем их левкасом – специальным составом, на который хорошо ложится краска.

Шлифовка 2 576.jpg

5) Некоторые наши иконные доски мы украшаем «ковчегом» - специальным прямоугольным углублением, которое придает затем готовой иконе более завершенный, более старинный вид. Делать такое углубление очень трудоёмко, это требует много ручного труда, и конечно, это отражается на конечной стоимости изделия. Но эффект, который создает ковчег на готовой иконе, того стоит. Заполненная изображением, такая доска не идет ни в какое сравнение с наклейкой, которую приклеили на плоскую фанерную поверхность.

Икона БМ Казанская с ковчегом 576.jpg

6) И да! Мы никогда не изготавливаем иконы методом наклейки изображение на поверхность! Мы печатаем краски прямо на нами подготовленные доски. Принтер, который мы используем для этого процесса, явление для России уникальное. Наш принтер выпускает краску капельками размером в 6 пиколитров. Чтобы понять, что же это за размер, вам нужно поделить литр жидкости на миллион частей, а потом взять вот эту одну миллионную. и снова поделить на миллион частей. Так вы получите пиколитр. Потом нужно всего-то лишь умножить на 6, так вы получите размер капельки! На самом деле сначала мы печатали капельками размером в 13 пиколитров – и нам это не очень нравилось. Дело в том, что чем мельче капля, тем лучше прорисовываются нюансы, а линии границы цветов получаются более плавными и естественными – что в конечном итоге дает резкое изображение с объемно прорисованными светлыми и темными оттенками. С новым разрешением нашего принтера в 6 пиколитров мы добились результата, который радует глаз профессионалов. Кстати, чтобы никакая самая невероятно мелкая пыль не попала в крошечные дырочки печатающей части нашего принтера, в нашей печатной мастерской мы соблюдаем чистоту, сравнимую с операционной, и ходим в бахилах.

Печать икон 350.jpg

Печать икон

7) А еще мы делаем иконы с поталью, расскажем о ней подробнее. Дело в том, что поталь по составу не имеет ничего общего с натуральным золотом, а вот внешне, нанесенная на изделие мастером-художником, она выглядит как золото. Поталь по сути это тончайшие листочки фольги, которые мы наносим на иконную доску. Это полностью ручной и очень кропотливый процесс. Наши мастера стараются наложить поталь так, чтоб были видны легкие складочки, фактурность, свойственная натуральному золоту. А уж после этого процесса на доску наносится краска. Поэтому иконы с поталью стоят несколько дороже, чем иконы без потали, но относительно цен за иконы с натуральным золотом, эта разница не такая существенная.

Петр и Феврония поталь 310.jpg

8) Наши иконы долговечны и не выцветают. Почему? Потому что, кроме всего перечисленного, мы фиксируем краску, нанесенную на доску принтером, специальными ультрафиолетовыми лампами, потому и печать называется УФ – ультрафиолетовая. Лампа как бы запекает краску сразу же, как только принтер её выпустил на доску. Это немного похоже на то, что делает стоматолог с новой пломбой – фиксирует и закрепляет нанесенный состав с помощью подобной лампы. Для лучшей фиксации и блеска изображения мы покрываем икону лаком. В результате мы имеем очень крепкое, устойчивое к временны́м изменениям, покрытие, настолько прочное, что с ним вообще ничего не происходит со временем - разрушить его можно только путем механического повреждения. От неправильного хранения может пострадать и треснуть доска, но не само покрытие. Зная всё это, стоимость наших икон не покажется такой уж большой, и наши постоянные покупатели это уже оценили. Кстати, завершающим этапом в изготовлении иконы «София» является не лакировка, а освящение. Наша мастерская работает от храма, и православные священники освящают все наши изделия прежде, чем они попадают в продажу.

Колокольня Софии 576.jpg

Колокольня храма Софии премудрости Божией на Софийской набережной

9) Чем ещё мы гордимся – так это нашей фотосъемкой. Мы никогда не изготавливаем иконы с фотографий, которые скачали в интернете, а используем в работе только те фотоматериалы, которые отсняли сами, или используем высокопрофессиональные фотографии, которые нам предоставляют сами музеи. С уверенностью можем заявить, что фотосъемка икон у нас лучшая в России! Мы подробнейшим образом снимаем древние иконы для того, чтобы даже на мелкой репродукции были видны все детали, что есть на оригинале.

10) Кстати, а почему у нас представлены в основном древние иконы, почему мы мало занимаемся иконами современного письма, знаете? Так получилось вовсе неслучайно – это наша миссия и наша идейная позиция. Мы, возможно, единственная мастерская в России, которая занимается изготовлением икон с позиций историко-культурных. Нам очень важно подарить людям, которые не имеют возможности посетить многочисленные прекрасные музеи России, возможность молиться перед древними образами, которые часто только в музеях и доступны. Современная иконопись в России пока не подарила нам шедевров, равных Андрею Рублеву, а в те давние времена, когда люди имели простую, чистую веру, и иконы получались другими. Самое поразительное в древних образах то, что они не выглядят архаично, устарело, они выглядят актуально и сейчас, и дарят ту самую «молитвенность», которую так непросто в себе вызвать и которую так сложно объяснить, но без которой и не может быть духовной жизни.

В музее 576.jpg

Поэтому мы непрестанно работаем с музеями (в том числе с Государственной Третьяковской галереей), добиваемся разрешений на фотосъемку, разрешений на изготовление репродукций шедевров иконописи. Так же мы стараемся находить интересные иконы в храмах и монастырях, на территории России или даже за рубежом, и отправляем туда нашу съемочную группу. В результате нашим покупателям мы предлагаем иконы, некоторые из которых кроме, как у нас, нигде не достать.

11) И мы работаем на заказ! Помимо того каталога, который вы можете увидеть в наших магазинах или на сайте, мы имеем фотоархив, во много раз превосходящий то, что выпустили в серийное производство. Для вас мы можем изготовить любую православную икону из макетов, которые есть у нас, и практически любого размера. Так же вы можете прийти со своим изображением, и мы изготовим икону с него, но тут уже максимальный размер готовой иконы будет зависеть от качества картинки, с которой вы придете.

12) И в заключение хотелось бы обратить внимание на то, что напечатать иконы под заказ мы можем далеко не только на иконной доске, но так же и на стекле, пластике, камне – практически на любой твердой и плоской поверхности. Эти технологии позволяют изготавливать иконы не только для внутренних помещений, но и для наружных. И мы можем изготавливать иконы как единичные, так и в комплексе – то есть, к примеру, полностью оформить храмовое пространство древними шедеврами иконописи или изготовить целый иконостас.

Икона Божией Матери в Софии 350.jpg

До революции в правом пределе храма Софии Премудрости Божией находился список Владимирской иконы Божией Матери, который сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. И мы решили его вернуть! Для этого нам не пришлось изымать экспонат из Третьяковки, мы сделали точную копию старинной иконы Третьяковской галереи в самом высоком качестве.

Икона переводится с древнегреческого языка как изображение или образ. Причем здесь не важно, каким способом оно было выполнено. Однако подразумеваются все равно древние техники исполнения Святых ликов, которые давно превратились в традицию. Созданию икон насчитывается более тысячи лет.

Исторические факты

Иконописное искусство появилось еще во времена великого Апостола. Первым иконописцем оказался евангелист по имени Лука. Именно его связывают с происхождением самых старинных и знаменитых в народе икон. За историю существования иконописи появились основные правила и законы написания Святых образов, разные техники их исполнения. Современные мастера также пользуются данными канонами и по сегодняшний день.

Метод изготовления серебряных икон

Для того, чтобы изготовить икону из серебра , сейчас обычно используется плакирование. На готовый лист алюминия следует наложить серебряный лист 998 или 925 пробы. После этого необходимо прокатать два листа, чтобы получить износостойкое соединение биметаллов. Именно его и можно впоследствии подвергать обработке и штамповать.
Из листа следует приготовить оклад при использовании штамповки. После этого готовую ризу покрывают тончайшим серебряным слоем. Если необходимо, то нужно закрепить в оклад вставки. Это могут быть драгоценные камни, кристаллы Сваровски или фианиты. Закрепляются они при помощи кропанной закрепки или с использованием клея, предназначенного для создания икон.
Следующая стадия изготовления образа требует частичного золочения при помощи лака, в котором отсутствует золото. Оклад впоследствии накладывается на образ, выполненный при помощи шелкографии.
Шелкография является многослойной печатью, которая выполняется на пластике при помощи красок.
Шелкография закрепляется клеем к основанию. На основании обычно располагается подставка с отверстием, чтобы образ можно было ставить на стол или вешать на стену. Также обязательно указывается вес серебра, его проба и граммы.
Именно так по большей части производятся серебряные иконы на сегодняшний день. Однако правила их создания могут отличаться. Все зависит от мастера, который занимается созданием Святых ликов.

Виды икон из серебра

Серебряные иконы символизируют вероисповедание человека, а также предназначаются для украшения жилища. Возможно презентовать образ близкому человеку, чтобы он потом использовал его в качестве оберега. Именно серебро помогает охранять жилище от недоброжелателей и дурного глаза, помочь в затруднительной ситуации. Обычно серебряные иконы становятся семейной реликвией, они переходят от старших к младшим членам семейства. В древности серебряные иконы обладали особым смыслом. Считалось, что металл очищает жилище, избавляет людей от негативных мыслей и не дает им действовать неправильно. Святые лики способны охранять от различных заболеваний.
Серебряные иконки бывают разнотипными:

Нательные образы из серебра принято носить на цепочке. Такие украшения помогают найти выход из сложных ситуаций своему владельцу, предохраняют от стороннего негативного воздействия. Выбирают такие иконы индивидуально, нужно приобрести изделие, которое больше всего нравится человеку, чтобы оно вызывало только положительные эмоции. Можно при выборе иконы обратиться к духовному наставнику или священнику.
Большая икона из серебра призвана служить в качестве оберега для семьи и жилища. Она помогает избежать проблем с домочадцами, оберегает от ссор. Если Святой образ подарил некто из членов семьи, то икона становится реликвией, ее передают по наследству. Нельзя дарить такие иконы или выставлять на продажу.
Сегодня очень часто иконы из серебра украшают драгоценными камнями, изумрудами или рубинами. Однако стоит помнить, что серебро часто подвергается внешнему воздействию, поэтому стоит периодически чистить Святой образ.


Иконы в серебре и иконы из серебра - если ли отличия?

Некоторые иконы полностью изготавливают из серебра, другие бывают комбинированными произведениями искусства. Даже старинные иконы периодически, будто сами по себе, обновляются, краски начинают сиять на них ярче, а образы светятся изнутри. Ведь данный металл является очень прочным и надежными по сравнению с другими, которые используются для изготовления икон.
Следует отметить, что сегодня очень часто используется гравировка на пластинах из серебра. Образ становится более реалистичным, поэтому иногда на него смотреть довольно непривычно. Также следует признать, что именно такой способ создания икон из серебра с гравировкой придает Святому лику то, что больше свойственно Святым образам, чем яркие краски.
Серебряные иконы с гравировкой можно преподнести в дар близким людям и православным друзьям, например вот тут , ведь они точно изготовлены по всем канонам церкви. Главное дарить иконы от чистого сердца, без дурных помыслов, тогда они уж точно прослужат многие века!

Читайте также: