Где добывали жемчуг которым каргополки украшали свои кокошники

Опубликовано: 17.04.2024

Фаркова Валентина Васильевна
Интеллектуальная игра «Своя игра» на тему «Каргополье — край родной»

Интеллектуальная игра «Своя игра» на тему «Каргополье – край родной»

Формы работы: коллективная.

Цель: привитие любви к родному краю, расширение знаний о Каргополе, воспитание гордости за свой город.

1.Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности.

2.Развивающая: развитие познавательного интереса, расширение кругозора, творческих способностей воспитанников, умения грамотно излагать свои мысли и навыков неформального общения.

1. Вступительное слово воспитателя, представление жюри.

2. Представление команд.

4. Подведение итогов.

Ход мероприятия

«Научиться можно лишь тому, что любишь,

и чем глубже и полнее должны быть знания,

тем сильнее, могучее и живее должна быть любовь».

I. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня у нас необычный день. Мы проводим интеллектуальную игру «Своя игра», посвященная нашему родному городу Каргополю.

Стихотворение «Каргополь» Виталий Фролов Самолет, буравя синь винтами, осторожно тронул зеленя, Полевыми, скромными цветами встретил древний Каргополь меня, Одурманил запахами клевера, голову легендами вскружил. Показал мне все красоты Севера и с людьми хорошими сдружил. Я иду по улицам дощатым в окруженье щедрой простоты. Дарят каргопольские девчата взгляды родниковой чистоты. На закате северное солнышко окунает в омуты лицо. Над водой склоненную Аленушку выследил не здесь ли Васнецов? Зорьки ясной алые зарницы подсветили бледный небосклон. Не отсюда ль за пером жар – птицы отправлялись люди испокон? Родники бегут к реке по камушкам, шевеля тихонько краснотал. Не отсюда ль родом был Иванушка, что рукой до месяца достал? Ручейков бесчисленные строки жадно пьет онежская струя. Я стою у самого истока нашего простого бытия… Каргополь, ты очень, очень старый, ты ровестник матушке Москве, Облака царапают крестами девять из оставшихся церквей. Я горжусь своим происхождением, языком, историей горжусь, И не в силах побороть волнение,как молитву повторяю: Русь! Русь моя, отчизна, мать Россия! Как тебя такую не любить, И какому по плечу Батыю нашу волю русскую сломить! И мне сразу кажется огромней нашей жизни самобытной суть. Каргополь, спасибо, что помог мне в собственное сердце заглянуть!

Восп. На игре встречаются две команды. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.

II. Представление жюри, команд (представляют капитаны).

1. В игре принимают участие две команды, которые, пользуясь таблом, выбирают тему вопроса и его стоимость (номинации, стоимость).

2. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другой команде.

Право первой начать игру предоставляется команде, первой отгадавшей загадку.

• Что из угла в угол не переставишь и из избы не вынесешь? (печь).

1. Природа и география.

Кол-во баллов Вопрос Ответ

10 Как называется самый опасный порог на Онеге? Мертвая голова

20 Где исток и устье Онеги? Вытекает из озера Лаче, впадает в Белое море

30 Какая река на Каргополье прославилась тем, что перед деревней она уходит под землю, а за деревней снова выходит на поверхность? Халуй в Ошевенске

40 Что такое «бутылочный рыжик»? Размером не более бутылочного горлышка

50 Где добывали жемчуг, которым каргополки украшали свои кокошники? В реке Онеге, в Свиди

Кол-во баллов Вопрос Ответ

10 Год основания Каргополя 1146 г.

20 В честь кого была построена Соборная колокольня? В честь Екатерины 2

30 Как сейчас называется место, где когда-то стояла Каргопольская крепость? Валушки

40 Именем этого человека названа одна из Каргопольских улиц. В 17 веке он возглавил крестьянское восстание и был казнен в Каргополе. Иван Исаевич Болотников

50 В каком сражении участвовала Каргопольская дружина под предводительством князя Глеба Каргопольского? Битва на Куликовом поле – «Мамаево побоище»

3. Литература, языкознание.

Кол-во баллов Вопрос Ответ

10 Что означает словосочетание «Порато баско» Очень красиво

20 Известный Каргопольский поэт, лауреат литературной премии, автор шести поэтических сборников. Его часто можно встретить с удочкой на берегу или в лесу с корзиной? Александр Александрович Логинов

30 Объясните слово «малтать» Понимать, уметь, знать

40 Кто такая «славутница»? Красивая, порядочная невеста от хороших родителей

50 Историческая повесть Богданова, в которой рассказывается о казни И. Болотникова в Каргополе? «Вьюга»

Кол-во баллов Вопрос Ответ

10 В какой деревне жила знаменитая бабушка «мастерица» Каргопольской глиняной игрушки? Ульяна Ивановна Бабкина

20 Как называется Каргопольский хор любителей духовного пения Ульяна Ивановна Бабкина? Дер. Гринево

30 Как называется ежегодный летний праздник в Каргополе, на который съезжаются мастера со всего света? Праздник народных ремесел

40 Как называется действующая церковь на Соборной площади? Церковь Иоанна Предтечи

50 Белоснежная женская фигурка с воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами – образ глиняной игрушки. Как она называется? Берегиня

А сейчас команды представят домашнее задание.

Слово предоставляется команде «Каргополочка»

Песня «Купола блестят на солнышке».

1. Купола блестят на солнышке,

Над Онегою тишина,

Очень старыми окнами, ставнями

Смотрит Каргополь на меня.

2. Смотрит город и улыбается

Что дороги все начинаются

Начинаются от него.

3. Поднимаются церкви важные,

В речку смотрятся свысока.

Не забудется город Каргополь,

Не забудется никогда.

4. Город Каргополь белокаменный

С деревянною мостовой.

С очень древними окнами, ставнями

Всюду следуешь ты за мной.

Слово предоставляется команде «Мудрецы»

Стихотворение «Каргополь»

Что такое наш город? Это жаркое лето,

Это ярмарка наша на зеленом лугу,

Это речка Онега и брызги жемчужного света,

Это белые чайки и храмы на берегу.

Что такое наш город? Это чудная осень,

Когда в небе, курлыча, летят журавли.

Когда снова портфели и ранцы мы носим,

Когда кружатся листья до самой земли.

Что такое наш город? Это зимняя сказка,

Когда снег серебристый лежит на земле.

Это праздник и елка, подарки, салазки,

И морозный узор на оконном стекле.

Что такое наш город? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна.

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна.

Что такое наш город? Это ветер траву молодую волнует,

Это птицы поют снова в нашем краю.

Каргополье свое, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю.

Восп.В старину люди после трудового дня собирались вечерами на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали.

Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

Федул, что губы надул?

А велика ли дыра?

- Один ворот остался!.

Фома, что из лесу не идешь?

- Да медведя поймал.

Да он меня не пускает.

5. Подведение итогов. Награждение победителей.

6. Песня «Над рекою, над Онегою».

Лото-настольная игра «Мой край родной — моя Якутия» Цель игры: научить ребенка играть по правилам, соблюдать очередь; обогащение словарного запаса на якутском языке; развитие зрительного внимания;.

Мероприятие «Своя игра» по окружающему миру в 4 классе "Своя игра" - аналог телевизионной передачи по окружающему миру в 4 классе. Тема: "История Отечества" Учебник 4 класс (вторая часть, автор:.

Игра для педагогов по тематике образовательной системы «Своя игра» Материал представляет собой презентацию с вопросами по тематике образовательной системы. Построение игры по подобию телевизионной викторины.

Игра «Своя игра в 3-м классе» Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) Возраст: 3 класс Цели: В игровой форме обобщить и систематизировать знания.

Интегрированное занятие «Своя игра» в подготовительной группе Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Станислава» Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе «Своя.

Новогодняя интеллектуальная игра «Поле чудес» на тему «Фольклор Крайнего Севера. Традиции и обычаи ненцев» Поле чудес Новый год – чудеса у ворот! Цель игры: -познакомить детей с фольклором Крайнего Севера и приобщать их к традициям и обычаям.

Интеллектуальный турнир для родителей «Своя игра» на тему дружба и добро. С использование ИКТ технологий Интеллектуальный турнир «Своя игра» Авторы - разработчики: Шарина Надежда Семеновна Цель: Воспитывать в детях и родителях желание участвовать.

Методические рекомендации «Создание викторины «Своя игра» в PowerPoint» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Центр внешкольной работы «Планета взросления» «Школа технологий».

Онлайн квест игра «Якутия — мой край родной» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Онлайн организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Квест - игра «Якутия –.

Презентация «Выступление перед педагогами на педагогическом совете на тему «Родной край — люби и знай» Выступление перед педагогами на педагогическом совете на тему "Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного.

Многие знают об уникальном рыболовном промысле русского севера. Наши арктические соотечественники прослыли в этом ремесле большими мастерами. Однако они были не только искусными рыболовами, но и добытчиками. жемчуга.

Первое упоминание о северном перламутре относится ещё к 17 веку, однако наибольший размах добыча жемчуга под Архангельском получила на 2 столетия позже.

Однако у думающей публики наверняка возникнет вопрос: в старые времена за жемчугом обычно ныряли и большая его часть вывозилась из южных регионов, а на севере моря холодные, тогда же как выкручивались? В этом деле на помощь пришла русская смекалка.

Северный жемчуг

Местные жители придумали "подводный глаз" - так они называли берестяную трубу, внизу которой находилось два заострённых колышка. Жемчужницы обычно обитают на глубине 2-х метров, в воду опускали трубу и как только находили драгоценный объект, просто натыкали его на палку и вытаскивали в лодку.

Северный жемчуг

Северный жемчуг

С тех пор перламутр начал своё победное шествие по русскому северу. Жемчугом украшали свои головные уборы местные крестьянки, делались бусы, серьги, пуговицы. До сих пор в музеях Архангельской области хранятся кокошники, расшитые северным жемчугом.

Северный жемчуг

Северный жемчуг

Не существовало, наверное, такой поморки, у которой не было бы ниточки жемчуга. Часть добытого материала продавалась на рынках. Особенно сильно за русским жемчугом охотились финны, порой они скупали перламутр целыми партиями.

Северный жемчуг

Северный жемчуг

Архангельский жемчуг возили и на Всероссийские выставки. Так в 1844 году экспонировалась раковина с жемчугом "Розинка". Её по достоинству оценил Великий князь Константин Николаевич. Коронованные особы тоже носили северный жемчуг. Его нередко в качестве подарка по большим праздникам местные добытчики отсылали в Петербруг.

Северный жемчуг

К сожалению, в 20-х годах прошлого века перламутровый промысле зачах, а сегодня жемчужница и вовсе внесена в Красную книгу России. Теперь речь может идти лишь о восстановлении её численности, но не о промышленной добыче.

Северный жемчуг

Подлинное русское - в историях, местах и людях, на странице "Русский контур". Подписывайтесь ❤


На Севере России существовала легенда о том, что жемчуг появляется только в тех реках, куда заходит царская рыба — сёмга. Верили, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Семга, несколько лет плавая в море, носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии жемчужина.

Лучший русский жемчуг назывался скатным, то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который на блюдечке не стоит на месте — чем дольше катился, тем выше была его стоимость.

Опытные ловцы жемчуга по внешнему виду раковины могли определить не только размеры и форму жемчуга, но даже его цвет — белый, розовый, синеватый или черный. Особенно ценились крупные белые жемчужины, а самыми дешевыми считался мелкозернистый синеватый жемчуг неправильной формы.

На Севере этим промыслом занимались исключительно мужчины.

Ловлей жемчуга занимались в течении всего лета – с конца мая и до начала сентября. Именно в это время вода в реках убывает .Температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому нырять за раковинами никто не отваживался. Но как сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку?

Для этого ловцы использовали оригинальное, хотя и незамысловатое приспособление — водогляд. Он представлял собой полую берестяную трубу бурак (около 15 см в диаметре и почти метр в длину), которую промышленник сквозь отверстие в плоту опускал одним концом под воду, а к другому (верхнему) концу плотно прижимался лицом, разглядывая дно реки.

Присмотрев подходящую раковину брали шест с раздвоенным концом прижимали её ко дну и вскрывали .

Добытый жемчуг клали в рот на два часа - замаривали. Потом - в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым.

Крупные и круглые ценились высоко,они назывались зерно. За зерно можно было и 5 рублей взять. Для сравнения , корова стоила 10 рублей. Кокошники, вышитые жемчугом так и оценивались- в 3 коровы, в 4 коровы. Ну а мелкие или неровные шли на вес . Их отдавали в монастыри, расшивать киоты.

Жемчужная была страна Россия-150 северных рек славились своим жемчугом. Волга до Симбирска, Селигер и Ильмень - озеро. На Онеге можно было найти не только белый, но и черный жемчуг. Вот и ходили за жемчугом, как за рыбой. Есть данные, что по добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте, а вывоз русского жемчуга за границу, например в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах).

И вышивали жемчугом почти все: от кокошников и платков до сапог. И хватало и на экспорт, и на кокошники и в казну отдавать, как велел Петр |. Именно по его приказу самые крупные жемчужины сразу становились собственностью царя.

А в начале 20 века жемчуг кончился. Сразу и почти везде.

Жемчужницы есть, а жемчуга в них нет. Стали сплавлять лес, построили ГЭС, реки загрязнились, лососи перестали подниматься на нерест, жемчуга не стало.

Экспонат из Музея Сословий, коллекция Ильи Глазунова. Девичий
головной убор венец/коруна Олонецкая губ., Петрозаводский уезд. Конец
XVIII века

Материал, техника: ткань шелковая, тесьма х/б, жемчуг речной, окатный перламутр, хрусталь, цветные стекла в металлических кастах, картон, нити х/б, сажение по бели, шитье.

Поднизь к праздничному головному убору в виде ажурной сетки из мелкого речного жемчуга нанизанного на конский волос и проволочный каркас. Лобная часть из полосы галуна. Сзади завязки.

Кокошник-19 в. Олонецкая губ.Каргопольский уезд

Женский головной убор – кокошник. Середина XIX в. Каргопольский уезд. Олонецкая губерния. Золотный галун, мелкий речной жемчуг, перламутровые плашки, рубленый перламутр.

Своеобразной формы головной убор, с выступающим надо лбом рогом, с ушками и плоским верхом. Бытовал только в Олонецкой губернии. Обильно украшался жемчугом (в этих краях была широко развита добыча жемчуга).

В орнаменте головного убора прослеживаются архаичные элементы: так, в золотом узоре на ушках легко прочитываются формы височных лопастных колец, бытовавшие у славян-вятичей; иногда здесь вышивал! инициалы владельца.

Примечателен этот головной убор своей поднизью из нескольких рядов жемчужного низанья, выступающей надо лбом. Создавалось впечатление изобильного богатства жемчуга в уборе. Но здесь присутствовал свой секрет: только первый к зрителю ряд был вынизан из жемчуга, иногда вперемешку с колотым перламутром, а под вторым или третьим рядом низания, непосредственно колбу примыкал валик – подушечка, который зрительно увеличивал объем драгоценного жемчуга.

Кокошник-Олонец-Кокошник с жемчугом и перламутровыми плашками. Перламутровые плашки изготавливались из раковин

Накосник с жемчугом

Музей Невская застава. Выставка великорусских девичьих, бабьих и
женских головных уборов XIX–XX вв. из частной коллекции Павла Ивановича
Кутенкова

Кокошник. Музей Прикладных Искусств

Кокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный Музей

Кокошник, расшитый речным жемчугом. Каргопольский Историко-архитектурный Музей

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШИ

Кокошник Каргополье. ВЫСТАВКА ТЕПЛО ЖЕНСКОЙ ДУШ

Экспозиция музея декоративно-прикладного искусства . Девичий головной убор

Фото из Павловопосадского музея

Фото из Павловопосадского музея

Фото из Павловопосадского музея

Выставка Народный костюм Вологодской области (Вологда, Областной научно-методический центр культуры, 2002 г.)


Художник Константин Егорович Маковский

Кокошник Шишак из коллекции Ильи и Юлии Глазуновых .Головной убор замужней женщины

Кокошник Шишак .Головной убор замужней женщины

Старинный девичий головной убор

Русские девушки Заонежья в корунах. Из книги Русская свадьба Заонежья

Фрагмент девичьего головного убора. Архангельская губ, Архангельский уезд. д. Нёнокса

Девичий головной убор Повязка жемчугом. Архангельская губ, Архангельский уезд. д. Нёнокса

Серьги, Бабочки Архангельск

Женский головной убор Олонецкая губ. Каргополь. Серьги, Архангельск

Олонецкая губ. Каргополь. Серьги, Архангельск

Головные уборы, представленные в 2009 году в Париже фондом Пьера Берже и Ив Сен-Лорана совместно с Российским Этнографическим музеем на выставке, посвящённая русскому традиционному костюму XVIII-XIX вв.

Головные уборы, представленные в 2009 году в Париже фондом Пьера Берже и Ив Сен-Лорана

Головные уборы, представленные в 2009 году в Париже фондом Пьера Берже и Ив Сен-Лорана

Праздничный женский головной убор – кокошник типа сборник. Начало XIX в. Архангельская губерния

Пряденые золото-серебряные нити, бить, рубленый перламутр, граненые стекла, жемчуг, золоченая фольга

Верхняя часть кокошника сплошь зашита золотными нитями. Спереди уложена веерообразными склад ками. Очелье украшено узором из крупных стилизованных цветов – тюльпанов, низанных жемчугом, перламутровыми плашками, гране ными стеклами в металлических гнездах, поднизь ажурная, вынизана округлыми зубцами речным.

Бытовал в селениях по реке Мезени.

Кокошник. Последняя треть XVIII в. Костромская губерния. Выставка Женский народный костюм в России XVIII - XX веков. Русский музей. Март 2014. СПб.

Составные части женского головного убора поморок: шелковая муаровая косынка, повойники, головное украшение перо

Раковина моллюска жемчужницы - источник жемчуга в реках Севера.

Выставка От моря дышим. Традиционная культура Поморского берега Белого моря (Музей Кижи и Беломорский районный музей Беломорские петроглифы) 2016 г.

Коруна, поднизь. Бант репсовый. К. XIX в., Г. Пудож. Олонецкая губерния

Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Постоянная экспозиция. Раздел, посвященный декоративно-прикладному искусству народов Карелии.

г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века

Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка

Фото не опознано, из открытого источника в интернете.

А вы знаете, что одним из старейших промыслов на Руси была добыча жемчуга? Вплоть до 19 века Россия занимала второе место в мире, после Индии, по экспорту жемчужин добытых в реках. И промысел этот был окутан тайнами и легендами, ведь с давних пор жемчуг ассоциируется с неким эталоном чистоты, красоты, мудрости, является символом рождения и возрождения.

Тени сползают с опушки.
Вьётся дорога пригорками.
Звёзды речные ракушки
Ловят лазурными створками.

Роем у берега мушки.
Звёздами глуби запружены:
Ловишь случайно ракушки -
В каждой сквозит по жемчужине.

(автор не известен)

Фотографии и картины с изображениями изделий, украшенных руским жемчугом, конечно, вы много раз видели в интернете и книгах, но, возможно, не придавали этому особого внимания.

Российский жемчуг красовался в царских коронах, на дорогих окладах икон, платьях и кокошниках, свадебных венцах. Он шёл в изобилии на изготовление ювелирных украшений. Ожерелья, серьги, кольца — всё было из местного сырья. Жемчуг из местных рек отличался серебристо-белым или голубоватым отливом.

В ХVII веке Россия ещё не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра, но каждая руская женщина ходила в жемчугах.


Один исследователь, прибывший в 1843 году из Германии в Нижегородскую губернию, был потрясён украшениями руских женщин — порой даже самые бедные рыбачки носили на шее по несколько ниток природного жемчуга. Представительницы высших сословий на торжества являлись совершенно унизанные жемчужинами. От такой пышности чужестранцы теряли дар речи.


В женском головном уборе могло быть до 16 кг жемчуга.


Что такое жемчуг

Существует несколько версий, объясняющих происхождение слова "жемчуг". Некоторые исследователи считают, что оно происходит от арабского "зеньчуг", татарского "зеньджу" или китайского zhen zhu ("чжень чжу"). На Руси слово "жемчуг" ("женчугъ", "жьнчугъ") впервые появилось в 1161 году, параллельно существовал синоним - "перл", применявшийся для именования этого самоцвета жителями Европы (англичанами, немцами, французами).

Жемчуг высоко ценится за свои перламутровые цветовые переливы и таинственное внутреннее сияние. Его издавна ставят в один ряд с драгоценными камнями, а порой и гораздо выше – «жемчужиной» всегда называли что-то, обладающее наивысшим качеством, являющееся верхом совершенства в чём-либо.

Каждая жемчужина уникальна и нет ни одной похожей.

Словарь символов в отношении жемчуга рисует нам такие образы:

«… Считалось, что жемчужина образуется вследствие пробивания раковины молнией, поэтому она рассматривалась как соединение огня и воды, двух оплодотворяющих начал, и символизировала рождение и возрождение, и плодовитость. Кроме того, это символ невинности, чистоты, девственности, совершенства, скромности и склонности к уединению. На востоке пылающая жемчужина - это перл совершенства. Это также третий глаз Шивы и Будды, кристаллизовавшийся свет, трансцендентная мудрость, духовное просветление, духовное сознание. Вместе с китайским драконом она отождествляется либо с жемчужиной ночи - луной, которую глотает дракон света, либо с раскатом грома, порождающим пламя молнии, причём небесный дракон отрыгивает жемчужину. Жемчужина часто изображается в сопровождении драконов - хозяев воды и стражей сокровищ. Как жемчужина совершенства, вместе с драконом она символизирует духовную сущность вселенной, а также просветление, и, кроме того, раскрытие и развитие человека в поисках просветления. Белая жемчужина - это сокровище, которое трудно обрести, дух, просветление, мудрость. Зернистый жемчуг, как и пылающая жемчужина, символизирует потенциальность и распускание цветка света…»

С точки зрения биологии жемчуг — это биогенное твёрдое, округлое или неправильной формы образование, извлекаемое из раковин некоторых морских и речных моллюсков. Когда в мантию или между мантией и раковиной попадает песчинка или какое-либо инородное тело, в организме моллюска включается защитная реакция и «непрошенный гость» начинает обволакиваться перламутром. Согласно современной номенклатуре минералов, утверждённой ММА, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Это придаёт ему ценность драгоценных каменьев.

Известны 2 рода двустворчатых моллюсков-жемчужниц: пресноводные маргаританы и морские пинктады. В реках России живут 4 вида маргаританов.




Размер отдельных речных жемчужин колеблется от 0,5 до 10 мм (в среднем 2-3 мм) в диаметре, а максимальный вес достигает 26,6 грамм.

Особо ценен «скатный жемчуг». Для определения товарности по форме, жемчуг помещали на ровную поверхность, наклонённую под определённым углом. Если жемчужина была достаточно круглой, то скатывалась. Этот жемчуг и назывался «скатным». Жемчужины неправильной формы назывались "рогатыми" или "угольчатыми".

Предания говорят, что «скатный жемчуг» не что иное, как скатившиеся с зеркала слёзы радости или печали, они связаны с воспоминаниями светлыми и туманными. И потому назначение изделий из скатных жемчужин — возвращать владелиц памятью к значимым событиям прошлого и пробуждать надежды на лучезарное будущее.

Следует знать, что жемчуг недолговечен, срок его жизни 50-150 лет. При длительном хранении он теряет характерный перламутровый блеск, мутнеет, на нём появляются трещинки, начинается отслаивание оболочек и, в конечном счёте, он превращается в порошок извести и рогового вещества.

Считается, что жемчуг можно хранить неограниченно долго только в том случае, если беречь от солнечного света, держать завёрнутым в мягкую ткань, не давать контактировать с воздухом, при этом время от времени опускать на несколько часов в воду, а затем просушивать в прохладном месте. Однако в реальной жизни соблюдение всех этих условий не представляется возможным. И потому если вы в каком-либо музее услышите о том, что на экспонате сохранились древние жемчужины, старше выше означенного возраста (к примеру, Шапка Мономаха в оружейной палате – по официальной версии ей около 600 лет), то не спешите верить в их оригинальность.


История жемчужного промысла

Начало жемчужного промысла в России датируются 10 веком, а наибольший расцвет приходится на 16-17 века. В это время добыча жемчуга велась более чем в 60 северных реках.

Раковины-жемчужницы во множестве находили в чистых и быстрых северных реках, с малым содержанием извести и наличием лососёвых рыб (сёмга, форель, горбуша и т.д.). Красная рыба необходима, как переносчик личинок моллюска, для его распространения. Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, Галмужа, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг. Белого же жемчуга было много в новгородском озере Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории — в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.

Ещё в 19 в. цифры официального экспорта жемчуга составляли от 200 до 300 тысяч рублей золотом.

До начала 18 века монополия на добычу и продажу жемчуга принадлежала церковникам. Сан священнослужителя можно было определить по количеству жемчуга, украшавшего его одежды — чем выше он в церковной иерархии, тем больше жемчуга.

В 1721 году Петром I был издан указ, по которому весь добытый жемчуг должен был сдаваться в государственную казну. Жемчужный промысел служил существенным источником дохода для жителей многих русских деревень. Сразу после указа право добычи жемчуга в северных реках было предоставлено только казне. Для контроля за исполнением государственного постановления в Новгородскую, Псковскую и Тверскую губернии были направлены, вооруженные надлежащими инструкциями дворяне.

Но, очевидно, в глубинке никто из местных жителей особенно не рвался исполнять столичный указ, и ожидаемого успеха это постановление не имело. Тогда в 1731 году добыча жемчуга была разрешена всем без изъятия, с одним только условием: самый крупный и чистый жемчуг должен был доставляться в коммерц-коллегию, за что нашедшему выплачивалось денежное вознаграждение.

Екатерина II опять попыталась контролировать ловцов жемчуга, но хищнические объёмы добычи всё равно привели к исчезновению жемчужниц в некоторых реках.

Геолог А. Попов в 1914 году пишет: «Если бы ловля жемчуга производилась с большей осторожностью, то думаю, что в наших водах и теперь бы находился прекрасный драгоценный жемчуг, в большом количестве».

В начале 20 века промыслового жемчуга уже практически не было, но в 1921 году появился культивированный, из Японии. На протяжении 20-го столетия такое положение сохранялось, а в 1952 году была запрещена промысловая добыча и морского жемчуга. Можно ещё отметить исследования советских учёных, которые оценивали возможности возобновления жемчужного промысла в СССР:

«Широко распространена жемчужница в реке Кереть на Северо-Западе СССР. Она течёт по скальному грунту и заболоченным землям, в ней много порогов и плёсов… Общие запасы жемчужниц в реке 4,5 млн. экземпляров [Голубев, Есипов, 1973]».

Количество пресноводных жемчужниц в водоёмах Северо-Запада СССР было признано достаточно большим, хотя в 20-х годах они оценивались лишь в 3 млн. особей. Однако массовая добыча организована так и не была.

Сегодня жемчужницы у нас стали большой редкостью, и занесены в Красную книгу.

В настоящее время более 90% всего мирового жемчуга выращивается искусственно. Начиная с 30-40 г.г. XX в. в России тоже стали развивать этот промысел.


Как достать жемчужину со дна

Добыча натурального жемчуга дело непростое.

На Руси верили, что жемчуг не даётся в руки людям жадным, нечистым в делах, в словах и помыслах. Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только люди с чистой душой.

Существует две версии о том, кто и как добывал жемчуг из речных глубин.

По одной из них этим промыслом занимались исключительно мужчины. Так как температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому просто нырять и отыскивать наугад раковины жемчужниц никто не отваживался. Чтобы сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку, было придумано незамысловатое приспособление — «водогляд». Он представлял собой полую берестяную трубу. Искатели сколачивали из брёвен небольшой плот, с отверстием в середине. В отверстие вставляли «водогляд» и погружали большую его часть в воду. В ясную, солнечную погоду один человек по берегу тянул бичевой плот, другой смотрел через трубу в воду. Заметив подле камня моллюска, наблюдатель опускал через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на конце. Раковина смыкала свои створки, и тогда её удобно было захватить и достать со дна реки.


Жемчуг, вынутый из раковин, твердеет не сразу. И чтобы при затвердении он не попортился, его подвергали так называемому «замариванию». В старинных книгах о ловле жемчуга в XVIII веке пишут: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием» После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет».

Для вышивания жемчужину, пока не затвердела, протыкали тонкой иглой.

Вторую версию добычи речного жемчуга в древней Руси предложил историк Александр Пыжиков в цикле передач «Тайны русской старины», посвящённых истории руского крестьянства, малоизвестным сторонам народной жизни и быта, существовавшим обрядам и глубинным верованиях.


По его мнению жемчужный промысел в России – это исключительно женский промысел и занимались им мифические русалки или обычные деревенские девушки, прошедшие обряд «водоположения». При этом незаменимыми помощниками были бобры – мастера запруд и по совместительству создатели и ревностные сторожа природных речных жемчужных плантаций, и жабы – производители природного септика.

Подробнее об этом в видео:

Какова доля прозы в жемчужном промысле и какова доля романтики, волшебства и поэзии никто не сможет сказать достоверно. Главное – вспомнить себя, вспомнить своих великих Предков, больше узнать о том мире, в котором они жили и творили. Главное – быть достойным продолжателем своего Рода и жить в гармонии с Природой. Не быть диким варваром, алчным расхитителем и бездумным потребителем, а занять место Царя, взяв на себя весь груз ответственности за происходящие события и совершаемые тобою лично действия.


Моллюск, он жизнь свою потратит,
жемчужинку растя внутри,
а не метает ежедневно,
по три.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.


На многих картинах 17-19 века изображены русские кокошники, сплошь расшитые мелкими жемчужинами, и красавицы в народных костюмах и жемчугах. Но ведь жемчуг был очень дорог, даже Наталья Гончарова не могла позволить себе хорошее ожерелье из настоящего жемчуга!

Оказывается, до 19 века жемчуга на Руси было много, более того – русская земля была вторым в мире поставщиком жемчуга, после Индии.


Речного, конечно.

Собственно «жемчугом» на Руси называли именно свой, речной жемчуг, а привозной морской (из стран Ближнего Востока и Персидского залива) – «бурмицким зерном», от искаженного названия портового иранского города Ормуз.

Реки Карелии и северных областей – Муна, Солза, Варзуга и еще сотни других давали ежегодно такое количество жемчуга, что его хватало и на внутренний спрос, и на экспорт. Как и мех, речной жемчуг был важной и доходной отраслью государства, в самые урожайные годы его объем составлял сотни тысяч рублей золотом (под миллиард рублей на сегодняшние деньги).



Головные уборы из жемчуга на картинах художника-крестьянина Абрама Клюквина (1777-1867)

Массовое распространение пресноводных жемчужниц связывают не только с чистой водой, но и с изобилием лососевых рыб, с которыми жемчужные моллюски образовывали своеобразный симбиоз. Крошечные личинки моллюсков прилеплялись к жаберным пластинам семги, что помогало пережить им самый сложный и опасный период и немного подрасти, прежде чем упасть на речное дно.

Добыча речного жемчуга началась на Руси с 10 века, ее максимальный объем пришелся на 15-17 века. Сохранилось множество свидетельств иностранных купцов, удивленных обилию жемчужных украшений на простых крестьянках, торгующих на русских ярмарках.



Шитье с карельским жемчугом

Конечно, добыча устриц велась довольно варварскими способами – выгребались все доступные моллюски, вскрывать их так, чтобы сохранить живыми, не умели, да и не стремились. Перламутр ракушек тоже шел в дело – на пуговицы и инкрустации всего подряд от оружия до мебели.

Жемчужины попадались в считанных процентах добытых устриц, а хорошие и крупные – очень редко. Но и самый мелкий жемчуг шел в ход, популярность его в качестве украшения росла год от года. Жемчугом расшивали праздничные церковные одеяния, драгоценные оклады икон, нарядные головные уборы, которые передавались в семье из поколения в поколение, в течении даже и пары сотен лет, пока жемчуг не терял своего вида.



Кокошники, расшитые карельским жемчугом, 18 век.

Из сказок известно выражение «скатный жемчуг» - так называли самые лучшие, отборные жемчужины правильной круглой формы, которые не держались на месте, а «скатывались» на блюдечке.

Резкое падение добычи жемчуга пришлось на 19 век – из-за смены климатических условий, падения полноводности рек, а в особенности – из-за исчезновения тех самых лососевых, которые помогали размножению жемчужниц. Место жемчужниц в экосистемах быстро заняли более неприхотливые перловицы, похожие внешне, но не дающие жемчуга, только перламутр. Были еще короткие периоды, когда снова отмечалось массовое появление в реках жемчужных моллюсков, но к 20-му веку лов жемчуга в России прекратился совсем.

Сейчас абсолютным лидером в производстве пресноводного жемчуга является Китай, но и в современной России есть несколько предприятий, культивирующих речной жемчуг, по новым технологиям, конечно.



Константин Маковский, "Боярышня", фрагмент

Читайте также: