Фестский круг серебро что это

Опубликовано: 23.04.2024

Одна из самых интересных загадок науки и истории – Фестский диск. Он был обнаружен при раскопках в городе Фест 3 июля 1908 года (остров Крит). И до сих пор это наследие культуры до конца не изучено и таит в себе много вопросов и предположений.

Внешне этот необычный памятник истории представляет собой глиняный диск, по обеим сторонам которого видна надпись на непонятном языке, точнее, она состоит из странных знаков. Их значение разгадывали многие ученые и просто люди, увлеченные историей древнего мира. Одни утверждали, что эти надписи представляют собой своеобразный «путеводитель» по Криту, другие говорили, что надписи являются исторической хроникой. Многие ученые проводили аналогию между знаками, изображенными на Фестском диске, с разными системами письма. Другие исследователи разгадывали тайный смысл знаков по их внешнему облику, или по количеству повторений тех или иных знаков. Но никто так и не разгадал до конца тайну Фестского диска.

Фотография Фестского диска

Одна из самых интересных загадок науки и истории

Тайна Фестского диска

Одна из последних расшифровок Фестского диска принадлежит немецкому филологу Д.Оленроту. Он выдвинул версию, что надпись на диске сделана шифром, скрывающим в себе буквы древнегреческого алфавита. Таким образом, Оленрот увидел магическую формулу, зашифрованную на одной из сторон диска. Эта формула обряда, посвященного богине Деметре. На другой же стороне диска Оленрот увидел сведения о храме Зевса. Этот храм, находящийся в городе Тиринфе, — важном центре микенской цивилизации, расцвет которой пришелся на второе тысячелетие до новой эры. Расположен Тиринф был на юге Балканского полуострова.

Фотография лицевой стороны Фестского диска

Сторона А

Но эта расшифровка Оленрота всё же не является признанной. Почти все ученые склоняются к тому, что надпись на диске слоговая, а не алфавитная. То есть каждый знак в ней равен даже не одному звуку речи, а целому слогу. Оленрот же соединяет две разные системы письма в своем толковании Фестского диска. Он считает, что некоторые знаки, изображенные на нем, являются не единичными звуками, а сочетаниями гласных. Но сочетания гласных, или как они по-научному называются, дифтонги, в греческом языке писались раздельно, что опять же ставит под сомнение достоверность расшифровки Оленрота.

Фотография задней части Фестского диска

Сторона Б

Одно из доказательств – островное происхождение глины, использующейся для лепки диска. К тому же прообразами всех знаков стали реалии Крита. Большую ценность представляет собой медная секира, найденная археологами в одной из критских пещер. Она относится к тому же времени, что и диск. И на ней видны надписи, в которой встречаются и знаки письма Фестского диска. А также линейного письма. Это подтверждает то, что две эти письменности существовали на Крите одновременно. И были взаимозаменяемы. Таким образом, можно сделать вывод, что язык диска является не греческим, а минойским.

В расшифровке Оленрота надпись на диске читается от центра краю, но многие исследователи, изучающие технику нанесения знаков, утверждают, что знаки должны читаться от края к центру.

Как расшифрован Фестский диск Гриневичем?

Гриневич Г.С. по образованию лингвист, языковед-исследователь. Им создана сводная таблица знаков праславянской письменности.
Гриневич утверждает, что письмо на диске слоговое с открытыми слогами. Он сравнил их со знаками славянских резов и увидел сходство. К тому же в словаре Стефана Византийского говорится о том, что этруски являются словенским племенем. Гриневич говорит о том, что в этрусском словаре он увидел 67 букв, а не 28, как принято официальной наукой. Славянскую речь он переводит с помощью праславянского языка, составленного Трубачевым. Или же с помощью древнерусского словаря. Также можно использовать словарь Востокова, где есть слова для перевода Фестского диска.

Фотография Фестского диска черно белая

Независимо от того, к какому народу всё же принадлежит Фестский диск, он напоминает о том, что человеческий род един и весь мир сотворен Богом

По словам Гриневича письмо Фестского диска возвышенное. В нем линейные знаки облекаются в форму рисунка. Такая традиция сохранялась долгое время. Например, на Руси, когда появилось книжное дело, хоть и писали кириллицей, но заглавные буквы изображали в виде рисунков. Например, в виде мифических чудищ. Из рисунков на Фестском диске также можно увидеть линейные знаки, положенные в основу рисунков.

Он говорит о том, что для русского народа надписи на диске имеют особое значение, ведь они доказывают, что славянская цивилизация является одной из древнейших цивилизаций земли. Но открытие Гриневича встретило серьезную критику на Западе да и в родной стране его расшифровка не принята как верная.

Утверждение Гриневича

Гриневич утверждает, что текст Фестского диска он смог прочитать за одну ночь. Произошло это 23 ареля 1983 года. В это время у Гриневича по счастливому совпадению родилась внучка. По мнению лингвиста наши предки, славяне, оказались на острове Крит не по своей воле. Такой вывод он делает после исследования доклада об изгнании русов, созданный археологом Брюсовым. Славяне тосковали по своей родине, и в этом Гриневич видит подтверждение своей расшифровки. Он говорит также, что ранее к древнему славянскому письму ученые не обращались для того, чтобы разобрать надпись на Фестском диске. Ему же удалось расшифровать эти надписи и понять, что выполнены они чертами и резами, или иначе называемыми славянскими рунами.

Текст, расшифрованный Гриневичем имеет примерно такое содержание: Рысичи оставили свои родные земли, где испытали много горя и обрели новую землю на Крите. .

В подтверждение расшифровки Гриневича есть сведения, что предки этрусков (минойцы, трипольцы) были славянским племенем. И изначальное название этого племени звучало как Рысичи. Рысь – тотем славянского народа, пришедшего с Севера, из Триполья. Также и события, о которых повествуется на Фестском диске, согласуются с исследованиями археолога Брюсова об исходе из Поднепровья трипольцев. Это событие относится ко второму тысячелетию до н.э.

Более того, лингвистам хорошо известна информация о том, что роса, рысь, русый, рудый, ржавый и рыжий – это семейство однокоренных слов. То есть между словами «рысь» и «Русь» можно поставить знак равенства, также как и между словами «рысичи» и «русичи».

Какую расшифровку Фестского диска даёт Молчанов А.А.?

А.А .Молчанов – российский историк, лингвист, применил комбинаторный анализ при изучении Фестского диска. В первую очередь он нашел на диске имена правителей, затем увидел названия городов острова Крит. Таким образом, он смог построить двуязычную надпись, некоторые слова которой известны по ранее дешифрованным памятникам.

Исследования Молчанова были высоко оценены многими известными учеными. Благодаря ей удалось прочесть большое количество знаков, изображенных на Фестском диске. И даже с детализацией расшифровать содержание текста на диске. Как считает Молчанов, диск содержит информацию о посвящении его в священные предметы. Диск предназначался для святилища, а посвящал его сам царь Кносс и подчиненные ему правители других городов Крита. Само же святилище Кносса была расположена в центре Крита.

Молчанов предполагает, что диск был не в единственном экземпляре. И один из экземпляров, владельцем которого был правитель Феста, смог дойти до наших дней. Ученые не отрицают версию, что в будущем будут найдены другие экземпляры диска или их фрагменты.

Наука не стоит на месте. Загадки древней цивилизации однажды раскрываются. Фестский диск является одной из самых сложных загадок, над которой размышляют многие ученые.

Какой силой обладает амулет Фестский диск?

Фестский диск по-прежнему является загадкой, разгадать которую пытаются ученые разных стран. Он содержит в себе удивительную тайну и стоит в одном ряду с такими чудесами планеты как Атландида, статуи на острове Пасхи и египетские пирамиды. О чем же говорит древнейшая штампованная надпись, изображенная на диске? Возможно, на этот вопрос сможет ответить владелец амулета?
Несмотря на то, что дешифровка Фестского диска продолжается до сих пор, амулет с ним обладает мистической силой. Он подходит для людей творческих, для путешественников, исследователей. Фесткий диск помогает человеку совершать движение к истине, совершать новые открытия, заниматься самопознанием.

Фото Фестского диска

Это величайшая ценность, которая содержит в себе ещё много загадок

Амулет непременно привлечет внимание к своему владельцу, вдохновит его на поиски духовного пути. Достаточно взглянуть на фото Фестского диска, чтобы почувствовать его силу и загадочность. Знаки в нем расположены таким образом, что похожи на лабиринт. Также лабиринт символизирует бесконечное движение, это множество вариантов, множество путей. Лабиринт напоминает многовариантность и многомерность самой Вселенной.

Кому стоит купить Фестский диск в качестве амулета?

Купить такой оберег могут люди, которые ищут во всем смысл, хотят добраться до сути, до истины. Подходит амулет людям духовным, стремящимся к познанию, к изучению оккультных наук и тайн мироздания. Такой подарок высоко оценят мыслители, философы, ученые, любители путешествий и люди, увлеченные историей древнего мира. Амулет вдохновит своего владельца на новые открытия, на размышления, на осознание своего места в этом мире.

Независимо от того, к какому народу всё же принадлежит Фестский диск, он напоминает о том, что человеческий род един и весь мир сотворен Богом.

Загадочный Фестский диск является памятником древней истории. Это величайшая ценность, которая содержит в себе ещё много загадок.

Владелец такого амулета должен понимать, что всё в этом мире относительно и принимать реальность следует во всей её многомерности. Диск вмещает в себя наследие разных культур, он объединяет в себя разные верования и письмена, ведь каждый исследователь расшифровывает его по-своему. И правда до сих пор не известна до конца. Но в то же время диск объединяет в себе всех людей, напоминая о каком-то высшем смысле, о тайнах бытия.

Фестский диск. Разные версии

В археологическом музее Ираклиона можно увидеть удивительную реликвию — Фестский диск. Диск был найден итальянскими археологами ещё в начале ХХ века — 3 июля 1908 года во время археологических раскопок в рамках изучения древнего города Фест на острове Крит. Фестский диск был обнаружен археологом Луиджи Пернье при раскопках дворцового комплекса, который предположительно пострадал во время землетрясения, случившегося в результате извержения вулкана примерно в 1628 году до нашей эры. В одном из подсобных помещений разрушенного дворцового комплекса и был обнаружен Фестский диск.

Выглядит этот артефакт следующим образом: это диск из терракоты с иероглифами, написанными на языке, который современным учёным неизвестен, и они всё время могут лишь строить предположения о том, что на нём зашифровано. Диаметр диска — около 160 мм, а толщина — около 20. Иероглифы на диске изображены в 4—5 витков, каждый виток разделён на группы, состоящие из нескольких знаков (минимум — двух, максимум — семи). Иероглифы изображены путём вдавливания глины с помощью деревянных или каменных печатей.

Многие учёные сразу же заинтересовались находкой. Итальянский археолог, который обнаружил артефакт, написал об этом статью в журнале «Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei», а спустя год — ещё одну в журнале «Ausonia».

В статье были опубликованы изображения диска, а также описание находки. Археолог изложил свои теории о том, откуда мог взяться артефакт, о его «возрасте», предназначении и так далее. Однако не давалось никакой конкретики и хотя бы попытки объяснить то, что зашифровано на диске.

фестский диск

Проблемой расшифровки Фестского диска занимались такие учёные, как Эдуард Мейер, Алессандро Делла Сета, Артур Эванс и многие другие. Расшифровкой, а точнее попытками расшифровки, заинтересовались даже в России. Такой известный папиролог, как Альберт Бекштрем, посвятил этому немало времени. Однако все усилия не увенчались успехом. Не удалось толком выяснить ни то, является ли Фестский диск артефактом критской культуры или завезён туда кем-то, ни то, содержит ли он важные сведения и на каком языке они записаны. Учёные спорят даже о том, в каком направлении следует читать текст и какую систему письма представляет эта археологическая находка — логографическую, силлабическую или алфавитную. По большинству этих вопросов на данный момент есть различные мнения, но всё это — лишь версии, которые подкреплены весьма сомнительными аргументами.

Фестский диск: происхождение

Первым вопросом, который волнует учёных, является происхождение диска. Большинство исследователей высказывается в пользу того, что диск была завезён на остров Крит какими-то древними путешественниками. Есть версия, что диск попал на Крит из юго-западной Анатолии. Другие учёные уверены, что диск имеет филистимлянское происхождение. Также есть версия о том, что родина диска — Северная Африка. В пользу этой версии говорят следующие факты: глина, из которой изготовлен диск, не типична для острова Крит, сами иероглифы на диске не соответствуют ни одной из известных учёным письменностей, характерных для острова Крит. Что касается «возраста» диска, то тут также нет единого мнения. Происхождение диска относят как к периоду XXI—XVII вв. до н. э., так и к периоду XVI—XII вв. до н. э. Условно датой происхождения диска принято считать XVII в. до н. э. Но это весьма приблизительная дата. Так сказать, «среднее арифметическое» между наиболее распространёнными предположениями.

Попытки дешифровки Фестского диска

Со времени обнаружения Фестского диска было предпринято немало попыток расшифровать его содержание. Первой проблемой здесь стало направление чтения иероглифов. Наиболее распространённой версией является направление по часовой стрелке — от края к центру. Аргументы в пользу этого следующие: по мере приближения к центру диска, человек, который наносил надпись, пытался её уместить более компактно: видимо, не рассчитал место и, начав надпись более свободным шрифтом, под конец стал «частить», стараясь уложиться в размер диска. Также в пользу направления по часовой стрелке говорит тот факт, что изображения людей и животных нарисованы «лицом» вправо — в по ходу направления чтения, — а это, по мнению большинства учёных, является характерным для многих культур. Также, если присмотреться, то оттиски иероглифов создают более глубокие борозды с левой стороны, а это свидетельствует об их нанесении левой рукой. При нанесении иероглифов левой рукой логичным является чтение справа налево. Исходя из этих аргументов, большинство учёных придерживается мнения, что надпись следует читать от края к центру диска по часовой стрелке.

Лицевая сторона диска содержит 123 знака, обратная — 119. Общее число знаков — 242. Разнообразие иероглифов также достаточно большое: текст представлен 45-ю изображениями. Среднее повторение каждого знака — около пяти раз. Исходя из этих подсчётов, наиболее логичной выглядит версия, что тип написания не может быть логографическим, потому что при таком повторе знаков они не могут обозначать конкретные слова. Также можно отвергнуть версию алфавитного письма, так как разнообразие знаков слишком большое. Поэтому большинство учёных сходятся во мнении, что надпись Фестского диска исполнена в слоговом типе письма.

фестский диск

Исходя из вышеперечисленных теорий были предприняты неоднократные попытки расшифровки надписи на Фестском диске. Однако ничего, кроме отдельных слов, толком понять не удалось. Иероглифы Фестского диска изображают людей и животных, предметы и действия. На диске представлены такие изображения, как голова с перьями, дом, кувшин, волна, шлем, сокол, корабль, пчела, кипарис, бегущий человек, шкура, кошка, ветвь дерева, женщина и другие. Существует множество версий о значении этих рисунков. К примеру, высказывались мнения, что такие рисунки, как «отвес», «топор», «женщина» и другие имеют отношение к рисунку «голова с перьями» и в сочетании с ним могут указывать на социальный статус человека или род его деятельности.

Версия Гриневича

Наиболее интересной версией дешифровки диска является версия Геннадия Гриневича — лингвиста-любителя. По его мнению, диск является не чем иным как артефактом древней славянской культуры, выполненным в стиле праславянского слогового письма. По образованию Геннадий Гриневич — геолог, но с 1975-го года увлекается лингвистикой, поэтому его мнение в этой области вполне можно считать авторитетным. Гриневич специализируется на дешифровке рунических знаков и славянского слогового письма. Гриневич также известен тем, что составил таблицу знаков праславянского письма. Стоит отметить, что в научной среде идеи Гриневича, мягко говоря, не имеют особого веса. Впрочем, не удивительно. Любые революционные идеи воспринимаются большинством в штыки.

Геннадий Гриневич предложил следующую расшифровку Фестского диска:

«Горести прошлые не сочтёшь, однако, горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал ещё господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью: не место — волю. За мощь его радейте. Живы ещё чада Её, ведая, чьи они в этом мире божьем.

Будем опять жить. Будет служение Богу. Будет всё в прошлом — забудем, кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть. Что считать, господи! Рысиюния чарует очи. Никуда от неё не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть ещё, будем Её мы, в этом мире божьем».

фестский диск

Текст дешифровки, предложенный Гриневичем, не воспринимают всерьёз в научных кругах. Более того, его раскритиковали даже неоязычники и родноверы. Эту версию дешифровки они признали ложной, провокационной и дискредитирующей языческое движение. Как показывает опыт, неожиданные гипотезы, которые впоследствии оказываются максимально близкими к истине, всегда вызывают крайне негативную реакцию общественности. В любом случае, предложенный Гриневичем вариант дешифровки — это лишь версия, которая имеет право на существование.

Общая версия содержания Фетсткого диска такова: диск является своего рода символом власти, который выдаётся правителям городов острова Крит. На нём указаны имена правителей, а также перечислены города, которыми те управляют.

Существуют и более смелые версии относительно содержания диска. Есть мнение, что диск хранит на себе знания народа Атлантиды, а некоторые исследователи и вовсе склоняются к версии внеземного происхождения диска и считают, что на нём передано послание от внеземных цивилизаций.

Среди менее интересных встречаются утверждения некоторых учёных о том, что структура Фестского диска напоминает древний календарь, и артефакт, вызвавший столько шума, может быть просто календарём древней цивилизации. Также есть мнение, что Фестсткий диск — произведение древних звездочётов, которые иероглифами запечатлели свои наблюдения и исследования в области астрологии. Существует версия и о том, что Фестский диск очень напоминает настольные игры жителей древнего Египта, и артефакт может быть подобной игрушкой.

Существуют и эзотерические версии прочтения диска. Поклонники каббалистического учения видят на диске имена бога Иеговы и других. А дешифровка через призму славянской культуры утверждает, что на диске рисунками представлены слова «Явь», «Навь», «Правь» и другие термины, характерные для древней славянской культуры.

На сегодняшний день не существует единого прочтения Фестского диска, которое было бы подтверждено серьёзной аргументацией. Как нет и единого мнения относительно того, чем является Фестский диск, — одной из многих археологических находок, не представляющих практического значения, либо же древним артефактом, который содержит в себе ценную информацию.

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Тайна Фестского диска
masterok November 27th, 2015

С мировой археологией связано много загадок и тайн. И не всегда эти загадки лежат на поверхности и столь огромны, как египетские пирамиды. Порой они легко умещаю и;я в руках человека, но много столетий и тысячелетий скрываются в земле. Пока археологи не извлекут их на свет божий.

Очередной рабочий день 3 июля 1908 года итальянской экспедиции, раскапывавшей руины царского дворца в Фесте, что на острове Крит, подходил к концу, когда археолог Л. Пернье, занимавшийся расчисткой одного из подсобных помещений дворца, обнаружил небольшой диск из хорошо обожженной глины.

Мы уже рассматривали с вами несколько загадочных дисков, вот например генетический диск , а вот Тайна диска САБУ и Диск Би . Давайте и об этом диске узнаем подробнее …

Поверхность извлеченного из земли предмета с обеих сторон была испещрена неизвестными дотоле письменами. Лента каллиграфически исполненных рисуночных знаков скручивалась в две тугие спирали. Внутри надписей с обеих сторон выделялись группы знаков, заключенных в прямоугольные поля-ячейки. Было видно, что древний каллиграф-печатник использовал прием, предвосхитивший книгопечатание. Каждый знак оказался оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Набор штампиков несомненно был изготовлен заранее и вряд ли предназначался для воспроизведения одного-единственного небольшого текста.

По археологическим данным, Фестский диск следовало датировать примерно 1600 годом до н. э. — периодом становления крито-минойской цивилизации. Долгое время оставался открытым вопрос о месте изготовления керамического диска — был ли он сделан на самом острове Крит или же кем-то завезен сюда. Но вот при раскопках в тридцатых годах прошлого столетия пещерного святилища в Аркохоре (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, на которой встречались знаки с Фестского диска.

Кроме того, как показало изучение других археологических находок, критским мастерам керамики задолго до изготовления Фестского диска была известна техника нанесения на поверхность глиняного предмета до его обжига изображений, оттиснутых специально изготовленными матрицами.

Краткость Фестского диска—в нем 45 видов различных знаков, всего 241 знак, — не позволяет делать на основе его статистического анализа далекоидущие выводы. Однако выяснить в принципе, какой являлась данная система письма, все-таки можно. Количество знаков на диске слишком велико для алфавита, но в то же время слишком мало для иероглифического письма, то есть словесно-слогового, где знаки исчисляются сотнями. Поэтому письменность Фестского диска ученые определили как слоговую.

КАК ВЕНТРИС ПРОЧЕЛ ТО, ЧТО НАШЕЛ ЭВАНС

Отметим, что первые образцы подобного так называемого линейного письма были обнаружены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом в 1900 году при раскопках другого большого критского города Кносса. Всего Эванс нашел там образцы сразу трех, явно родственных между собой видов минойского письма. Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие различные конкретные предметы. Эванс назвал его критской иероглификой. Два других вида письма древних критян со знаками обобщенных очертаний, по большей части явно утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования линейного письма А и линейного письма В.

Попытки расшифровать критские письмена начались вместе с их открытием, но долгое время были безрезультатными. Перед самой Второй мировой войной к работе над дешифровкой линейного письма В приступил совсем еще юный британский исследователь Майкл Вентрис (1922-1956 гг.), которому и суждено было решить эту сложнейшую задачу. Путь к его успеху в значительной мере был проложен трудами американских ученых — Алисы Кобер и Эметта Бонетта.

Успех к Вентрису пришел в 1952 году, когда, используя результаты формального анализа надписей, произведенного Кобер, он сумел намного глубже развить ее наблюдения о наличии в исследуемом языке грамматических окончаний и сумел составить особую координатную сетку, отражающую их чередование. Теперь оставалось выяснить, какой из древних языков мог укладываться в полученную им сетку.

Долгие годы Вентрис думал, что языком табличек линейного письма В должен оказаться этрусский, ведь язык этрусков, древних обитателей Италии, судя по многим данным, связан своим происхождением с Эгейским миром. Во всяком случае, он не допускал мысли, что это может быть греческий язык. В свое время, следуя теории своего соотечественника Эванса, Вентрис даже писал: «Гипотеза о том, что минойский язык мог оказаться греческим, конечно, основана на явном игнорировании исторической вероятности».

Однако этрусский язык грамматически никак не подходил к сетке Вентриса. И тогда исследователь решил на всякий случай, эксперимента ради, проверить, насколько бы подошел к ней греческий. Полученный результат был поразителен: греческий язык подошел как нельзя лучше. Произведенная Майклом Вентрисом дешифровка линейного письма В позволила не только прочесть древнегреческие тексты второй половины II тыс. до н. э., но и создала основу для плодотворного исследования других памятников письменности Эгеиды догреческого периода, к числу которых относится и письменность Фестского диска.

ПОПЫТКА ЗА ПОПЫТКОЙ

Благодаря достижениям Вентриса действительно удалось прочесть и подавляющее большинство надписей, сделанных линейным письмом А, многие знаки которого совпадают со знаками линейного В. С письменностью же Фестского диска все куда как сложнее. Успехи можно назвать лишь частичными. Причем над расшифровкой его бьются не только профессионалы-лингвисты, но и многочисленные любители и энтузиасты.

Ближе всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист А. А. Молчанов. В свое время о его работах журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. № 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге «Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды)» (М., «Наука», 1992).

Так, лингвист А. Молчанов с осторожностью и обстоятельностью истинного профессионала провел свой анализ текста и пришел к выводу, что так называемый знак 02 — человеческая голова с петушиным гребнем — передает смешанный образ человека и петуха — животного, издревле почитавшегося на острове Крит в качестве атрибута верховного солнечного божества.

Согласно античной мифолого-исторической традиции, древние критские владыки, потомки царя Миноса, возводили свой род к богу солнца и петух служил их родовой эмблемой. Тот факт, что прототипом для знака 02 послужил священный династический символ, позволил Молчанову считать его детерминативом, иначе говоря, определителем имен миной-ских правителей. В тексте этот знак сопровождают 19 слов. Следовательно, в нем приведены имена 19 минойских правителей.

Журналист Владимир Михайлов после долгих лет работы над дешифровкой диска нашел, как он полагает, ключ к тайне. По его мнению, на диске воспроизведены молитвы, которые критские хлеборобы пели при обработке полей и сборе урожая. На лицевой стороне диска якобы находится молитва «возрождения хлебного духа».

Однако наиболее оригинальную трактовку текста Фестского диска предложил небезызвестный Геннадий Гриневич — геолог по специальности. Сочтя надписи Фестского диска схожими со славянской письменностью типа «черт и резов», он так дешифрует лицевую сторону диска:

«Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горче. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что нам послал еще бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что пожелал вам бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью. Не место — волю. Живы еще чада ее, ведая, чьи они в этом мире». Текст на обратной стороне: «Будем опять жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть мы. Что считать, боже. Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься от нее. Не однажды будет, услышим мы: чьи вы будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас? Не есть еще, будем ее мы».

При дешифровке А. А. Молчанов применил комбинаторный анализ. Прежде всего он выявил на диске личные имена правителей, а затем — топонимы, то есть названия критских городов. Успешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную двуязычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным памятникам. Создав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал Франсуа Шампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой — Розеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы). Методика А. А. Молчанова была высоко оценена многими выдающимися учеными — академиком А. В. Арциховским, И. Д. Амусиным, Н. Я. Мерпертом, Л. А. Гиндиным, О. С. Широковым и другими. Она позволила прочесть большую часть знаков Фестского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией понять содержание надписи. По Молчанову, на диске содержится сообщение о посвящении этого предмета в святилище царем Кносса (главного центра древнего Крита) и подчиненными ему правителями других критских городов. Очевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посвящения, скорее всего, получил персональный экземпляр, изготовленный путем тиражирования. Один из таких экземпляров, принадлежавший правителю Феста, дошел до нас. Не исключено в будущем найти на Крите другие экземпляры диска или их фрагменты.

В соответствии с гипотезой Гриневича, некое племя рыси-чей было вынуждено покинуть свою родину в Триполье, на нынешней Украине, и переселиться на остров Крит, где оно и создало самобытную культуру острова. Гриневич еще в советские времена несколько раз обращался со своей гипотезой в Институт славяноведения и балканистики, в Институт русского языка АН СССР и в МГУ, но везде по рассмотрению получил отрицательные ответы.

Кто только не пытался разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! Что только не пытались прочесть на Фестском диске! То гимн в честь верховного божества, то «путеводитель» по святым местам Крита, то краткую историческую хронику… Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. Другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика. Третьи видели ключ к разгадке, подсчитывая, как часто встречаются в надписи те или иные знаки. Безрезультатно.

Одна из последних гипотез была опубликована в журнале «Наука и жизнь» (см. № 1, 1998 г.). Ее автор — немецкий филолог Д. Оленрот — предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроются буквы классического древнегреческого алфавита. Исходя из этой посылки, Оленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры, а на другой — сведения о храме Зевса в городе Тиринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тысячелетии до новой эры на юге Балканского полуострова.

Прочтение, да и подход к дешифровке Д. Оленрота, вызывают несколько принципиальных возражений.

Бесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с «чистого листа». Но, вероятно, было бы правильнее, если бы автор, приступая к работе над надписью, опирался на уже твердо установленные факты. Например, сегодня большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. Иными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. Подсчитано, что в слоговой письменности Фестского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаются на самом диске. Каждый согласится, что 60-70 знаков многовато для письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран — и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).

Однако Д. Оленрот пытается соединить эти две разные системы письма. Некоторые знаки Фестского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетания гласных, например — аи, эй, эу). С моей точки зрения, это не прибавляет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом языке всегда писались раздельно. И следующее. Согласно предложенной Оленротом дешифровке, одна и та же греческая буква почему-то может выражаться на диске разными знаками. Так, букве «сигма» (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве «йота» (и) — три, букве «омикрон» (о) — два… Каков смысл в применении такого рода странного шифра? Да им попросту никто не смог бы воспользоваться.

Как уже говорилось, Фестский диск появился в 1600 году до новой эры, а имеющийся сегодня в распоряжении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. Он сложился по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Но и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только для согласных звуков) возникло все же позже Фестского диска. Что дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее время?

И, наконец, третье возражение. Оленрот считает, что родина Фестского диска не Крит, где он был найден, а материковая Греция. Это вытекает из греческого языка, на котором будто бы составлена надпись (на Крите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержания, повествующего о греческих, а не о критских храмах.

Однако многое говорит о том, что Фестский диск был создан именно на Крите. Свидетельство тому — островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. Особенно важна найденная археологами в одной из критских пещер медная секира, относящаяся к тому же времени, что и диск. На ней сохранилась своеобразнейшая надпись, сделанная вперемежку знаками письма Фестского диска и так называемого линейного письма А, широко распространенного на Крите в тот период. (С помощью письма А передавался критский, то есть минойский, неиндоевропейский язык.) А стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозаменяемы. Видимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо А служило для деловых, хозяйственных документов, а письмо Фестского диска-для религиозных, сакральных текстов. Это тоже подтверждает: язык Фестского диска не греческий, а минойский.

Предлагая свою расшифровку, Оленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. Однако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесения знаков, считают, что этот процесс шел от края к центру. Казалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.

Так что, несмотря на некоторые успехи, тайна письменности Фестского диска остается почти столь же неразрешимой, что и столетие назад. Сколь не прискорбно это осознавать.

Экология жизни. Наука и открытия: 23 апреля 1983 г. Геннадий Гриневич, с необыкновенным волнением и подъемом, как он сам говорит, в одну ночь раскрыл тайну века - прочитал загадочные письмена на Фестском диске. Одно из величайших открытий ХХ века, которое замалчивается, значительных прорывов в истории мировой культуры.

23 апреля 1983 г. Геннадий Гриневич, с необыкновенным волнением и подъемом, как он сам говорит, в одну ночь раскрыл тайну века - прочитал загадочные письмена на Фестском диске. Одно из величайших открытий ХХ века, которое замалчивается, значительных прорывов в истории мировой культуры.

Для русских оно имеет особое значение, поскольку доказывает право нашего народа, нашей славянской цивилизации быть названной в ряду древнейших цивилизаций земли. Именно поэтому открытие Гриневича встретило замалчивание и беспардонную критику и на Западе и, разумеется, в родной стране со стороны наших неуемных деятелей науки и государства.

Фестский диск, созданный 3700 лет назад, расшифрован

Гриневич Геннадий Станиславович - русский языковед-исследователь, лингвист, дешифровщик. Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества (г. Москва). Занимался систематизацией и дешифровкой рунических знаков и надписей западных славян, о. Крита, этрусков, Древней Индии. Составил сводную таблицу знаков праславянской письменности. Основные работы: “Праславянская письменность. Результаты дешифровки” /1993/, “В начале было слово” /1997/.

По фрагментам из книги Гриневича Г.С. “Праславянская письменность. Результаты дешифровки”. М.1993 г.:

Загадочный Фестский диск, таинственные этруски стоят в одном ряду с такими тайнами нашей планеты, как статуи острова Пасхи, египетские пирамиды и Атлантида. Проблему происхождения этрусков и их языка называют иногда “загадкой номер один” современной исторической науки. Этрусские слова “цистерна”, “персона”, “церемония” и ряд других вошли в языки мира.

Фестский диск, созданный 3700 лет назад, расшифрован

Римлян считают учителями Западной Европы. Учителя учителей - этруски. Но кто они были, на каком языке говорили - это оставалось загадкой. Оставался и загадкой уникальный письменный памятник - Фестский диск, изготовленный на Крите в XVII веке до н. э., который представляет из себя древнейшую штампованную надпись.

В 1908 году итальянская археологическая экспедиция, работавшая в южной части острова Крит, вела раскопки царского дворца древнего города Феста, где Луиджи Пернье, обнаружил замечательный образец неведомой дотоле письменности.

Это был небольшой по размерам диск из хорошо обожженной глины, имевший диаметр 15,8-16,5 см и толщину 1,6-2,1 см. С обеих сторон его покрывала, подобно причудливому узору, спирально идущая надпись, составленная из множества аккуратно отштампованных на керамической поверхности знаков (первое полиграфическое изделие!).

Знаки объединялись в группы, разделенные вертикальными линиями. В некоторых группах в нижней части строки справа от знака имелся уже знакомый нам косой штрих, аналогичный “вираму” - особому знаку индийской слоговой письменности деванагари.

Диск был условно датирован 1700 г. до н.э. - эпохой 3-го среднеминойского периода: к ней же относилась лежащая рядом с диском разломанная табличка линейного письма. Сегодня этот диск известен многим по эмблемам археологических выставок и обложкам книг.

Обстоятельно исследованный, вплоть до химического состава глины, из которого он изготовлен, диск почти 80 лет хранил молчание. Необычность формы письменного памятника и невозможность его прочтения сделали его символом всего таинственного и загадочного в области древней истории, археологии и лингвистики. Попыток расшифровать Фестский диск было великое множество. Прочесть его не мог даже Академик Джон Чедвик, опытнейший дешифровщик. Он сказал однажды: “Дешифровка этой надписи остается за пределами наших возможностей”.

Фестский диск, созданный 3700 лет назад, расшифрован

Рассказывает Геннадий Гриневич:

"Никто же древним славянским письмом не занимался, никто же эти надписи так и не собрал! Эти надписи, о которых упоминали Е. Классен, Лицееевский, граф Потоцкий и другие, мне удалось расшифровать, считая, что эти надписи выполнены “чертами и резами” (их еще иногда называют славянскими рунами).

Вся система была уже до меня разработана. Было известно, что это письмо слоговое, что слоги только открытые, и я сопоставил ряды знаков критской письменности знакам черт и резов, то увидел их значительное сходство. Сведения о том, что этруски были славянским племенем, я почерпнул из словаря Стефана Византийского, где говорится о том, что “этруски - это словенское племя”.

Официальная наука считает, что в этрусском словаре существует 28 букв. У меня же получилось - 67. После того как мы озвучили эти знаки, мы просто начинаем читать эти тексты. И если идет нормальная славянская речь, берем словарь праславянского языка, составленный Трубачевым, или древнерусский словарь, или словарь Востокова старославянского языка, и мы находим эти слова не в греческом словаре, не в китайском, а в славянских словарях, и переводим этот текст.

Фестский диск - это, получается, более возвышенное такое письмо, когда линейный элементарный знак облекался в форму рисунка. эта традиция сохранялась впоследствии. вот например, когда у нас уже было книжное дело на Руси, когда мы писали кириллицей, заглавные буквы могли изображаться в виде рисунков, например, в виде какого-то чудища. и вот, на Фестском диске из рисунка можно вычленить тот линейный знак, который и положен в основу каждого рисунка.

Я прочитал Фестский диск за одну ночь - 23 апреля 1983 г., подъем был необыкновенный. В это время у меня как раз родилась внучка. Наши предки оказались на Крите не по своей воле. В 60-е г.г. был такой известный археолог Брюсов, который, описывая исход трипольцев из Триполья (он делал доклад об изгнании русов) давал возможную трактовку этих событий, и вот, изгнание русов и появление их на чужой земле, на которой они теперь вынуждены обустраиваться, но тоскуют по-прежнему о своей родине - Рысиюнии (или Росиюнии), это очень сходилось с представлениями Брюсова. И я впервые получил при своей расшифровке конкретный исторический сюжет. "

Фестский диск, созданный 3700 лет назад, расшифрован

Текст Фестского диска

Сторона А

| ЦĔ ГО(Р)СЫ | ЧЕИ | БĔ ЖЕ НИ ЩОШЪ 21 | ЦĔ ГО(Р)СЫ | ННО ПО | ЧЕИ | ВЪ МЕС(Т)О | НОУВЫЙА | ЩĔ ВЫ ЙУ ОЩĔ 1 МС(Т)Ę | ЧВĔ | ВЫ ПОСЫЛĔШĔ | МС(Т)Ŏ | (С)ПОРЫ | БĔ ЖЕ НИ ЩĔШĔ | МС(Т)Ŏ | ЧВĔ | ВЫ ПОСЫЛĔШĔ | ТĘСИ | ЦĔПОЙУ | БQ ЙЕ(А) ЩИЧЕ | НИНОЩИ | НИ MEC(T)Q |? ВИЙА | ЗА МОЩЬ | ВЪ БQДQЩĔ | РЫЙЕТЬ | Ж(Q?)Е Е | ЧĘДQ ЙО | ВЪЙЕДĔ | ВЧЕИ |

Сторона Б

БQДQ | ЛАПО Ж(Q?)Е | БQ ПОНИЙ | БQ ВЫСИ БЫШЕ | ЗАБQДИ Е МЫ | (Й)ДЕ ВЫ ПОБQ ЧĘДQ БQ | НИВЫ БQ | ЛĔПО Ж(Q?)ЩЬ | ЗАБQДИ Е МЫ | ЧĘДQ Е | ИЗА Е | ЗАБQДИ Е | ЧЕ ШĚШЕ | РЫСИЙУНИЙА | ЧЕРЫЕ | ВЫОЧИ | НИКQДŎ ДĚ ЙО | ЦЕ ЦĚЛĚШĚ | ЙЕДИМĘ | НИ ЙЕДĚ БQ | ЛĚ ?? ЖЕ МЫ | ВЫ ЧЕИ БQТИ | РЫСИЧЕИ | Д ВЫ ПОЧИ | ВЪ КОДЪРИ | ШЬЛĚМЫ | РОПО ЖЕ | НИ БQДQ ЩĚ | БQ ЙА МЫ |

Перевод текста Фестского диска (дословный).

Сторона А

ХОТЯ ГОРЕСТИ ЧЬИ БЫВШИЕ ЖЕ В ПРОШЛОМ НЕ СОЧТЁШЬ В МИРЕ БОЖЬЕМ, ОДНАКО ГОРЕСТИ НЫНЕШНИЕ СВЕРХ(ГОРЕСТЕЙ) ЧЬИХ В МИРЕ БОЖЬЕМ. В МЕСТЕ НОВОМ ЕЩЁ ВЫ (ИХ) ОЩУТИТЕ В МИРЕ БОЖЬЕМ. ВМЕСТЕ, В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЧТО ВАМ ПОСЛАЛ ЕЩЁ ГОСПОДЬ? МЕСТО В МИРЕ БОЖЬЕМ. СПОРЫ БЫВШИЕ В ПРОШЛОМ ЖЕ НЕ СЧИТАЙТЕ В МИРЕ БОЖЬЕМ. МЕСТО В МИРЕ БОЖЬЕМ, ЧТО ВАМ ПОСЛАЛ ГОСПОДЬ, ОБСТУПИТЕ ЦЕПЬЮ В МИРЕ БОЖЬЕМ. БУДЕТЕ ЕГО ЗАЩИЩАТЬ ДНЁМ И НОЧЬЮ В МИРЕ БОЖЬЕМ. НИ МЕСТО – (ВОЛЮ) В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЗА МОЩЬ В БУДУЩЕМ РАДЕТЬ В МИРЕ БОЖЬЕМ. ЖИВУТ, ЕСТЬ ЧАДА ЕЁ, ВЕДАЯ ЧЬИ (ОНИ) В МИРЕ БОЖЬЕМ.

Сторона Б

БУДЕМ ОПЯТЬ ЖИТЬ. БУДЕТ СЛУЖЕНИЕ БОГУ. БУДЕТ ВСЁ В ПРОШЛОМ – ЗАБУДЕМ (КТО) ЕСТЬ МЫ. ГДЕ ВЫ ПОБУДЕТЕ – ЧАДА БУДУТ, НИВЫ БУДУТ, ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ – ЗАБУДЕМ (КТО) ЕСТЬ МЫ. ЧАДА ЕСТЬ – УЗЫ ЕСТЬ – ЗАБУДЕМ КТО ЕСТЬ: ЧТО СЧИТАТЬ, ГОСПОДИ! РЫСИЮНИЯ ЧАРУЕТ ОЧИ. НИКУДА (НЕ) ДЕТЬСЯ (ОТ) НЕЁ. ОДНАКО ИЗЛЕЧИШЬСЯ ЕДИНО, ГОСПОДИ. НИ ОДНАЖДЫ БУДЕТ, (УСЛЫШИМ?) ЖЕ МЫ: ВЫ ЧЬИ БУДЕТЕ, РЫСИЧИ? ДЛЯ ВАС ПОЧЕСТИ; В КУДРЯХ ШЛЕМЫ; РОПОТ ЖЕ, ГОСПОДИ. НИ ЕСТЬ ЕЩЁ, БУДЕМ ЕЁ МЫ В МИРЕ БОЖЬЕМ*.

Перевод текста Фестского диска (на современный русский язык).

Сторона А

Горести прошлые не сочтѐшь, однако горести нынешние горше. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что вам послал ещѐ господь? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место в мире божьем, что вам послал господь, окружите тесными рядами. Защищайте его днѐм и ночью: не место – волю. За мощь его радейте. Живы ещѐ чада Ее, ведая, чьи они в этом мире божьем.

Сторона Б

Будем опять жить. Будет служение богу. Будет всѐ в прошлом – забудем кто есть мы. Где вы пребудете, чада будут, нивы будут, прекрасная жизнь – забудем кто есть мы. Чада есть – узы есть – забудем кто есть. Что считать, господи! РЫСИЮНИЯ чарует очи. Никуда от неѐ не денешься, не излечишься. Ни единожды будет, услышим мы: вы чьи будете, Рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы; разговоры о вас. Не есть ещѐ, будем Еѐ мы, в этом мире божьем.

Фестский диск, созданный 3700 лет назад, расшифрован

Содержание текста Фестского диска предельно ясное: племя (народ) «Рысичей» вынуждено было оставить свою прежнюю землю – «Рысиюнию», где на их долю выпало много страданий и горя. Новую землю «Рысичи» обрели на Крите. Автор текста призывает беречь эту землю: защищать еѐ, радеть о еѐ мощи и силе. Неизбывная тоска, от которой никуда не деться, не излечиться, наполняет текст при воспоминании автора о «Рысиюнии».

Минойцы, они же трипольцы-пеласги, предки этрусков, являлись славянским племенем. К этому теперь еще можно добавить, что подлинное, неискаженное самоназвание этого племени было «Рысь», а «Рысичи» – это представители этого племени. Этот тотем наших далеких предков, по-моему, достаточно уверенно подтверждает версию о том, что на Крит они пришли с севера, то есть из Триполья. Да и события, описанные в тексте Фестского диска, хорошо согласуются с данными А. Я. Брюсова об исходе трипольцев из Поднепровья в начале II тысячелетия до н.э.

И в заключение к очерку о Фестском диске небольшая информация, хорошо известная лингвистам: Роса – русый – ржавый – рудый – рыжий – рысь – семья однокоренных слов. Используя эту информацию, можно поставить знак равенства между словами «Рысь» и «Русь», «рысичи» и «русичи».

Это Вам будет интересно:

Антропософия: развитием духовной мудрости человека через самопознание

Пирамиды с двойным дном: цивилизация майя открыла новые тайны

Прошло более 30 лет, а открытие Гриневича так и не заняло свое достойное место в ряду достижений мировой цивилизации и мало кому известно. Метод Гриневича очень прост и понятен. И каждый может сам убедиться, что он верен. Каждый, овладевший этим методом, может сам прочитать загадочные послания наших далеких предков. опубликовано econet.ru

Автор: Виктор Макс

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ни одна из существующих дешифровок Фестского диска не является верной, ни одна из них не хуже и не лучше других в плане своей необоснованности.
(Мнение Ю. В. Откупщикова)

Глиняный диск с нанесёнными по спирали неизвестными ранее рисуночными знаками найден 3 июля 1908 г. на Крите близ города Фест (на юге острова) итальянскими учёными. Экспедицией руководил Федерико Хальберр. Сам диск обнаружил археолог Луиджи Пернье. Диск лежал в храмовом хранилище Древнего Крита (комната № 8 строения № 101) в главной ячейке тайника в полу комнаты. В других ячейках находился пепел, земля и много обгоревших бычьих костей.

Артефакт получил название "Фестский диск" и до сих пор не имеет общепринятой расшифровки, несмотря на сходство некоторых знаков со знаками других критских письмен. Надпись на диске сделана с помощью 45 (или 46) различных штампов. Драматичность проблемы напоминает попытки доказать Великую Теорему Ферма.

Что радует, 31 октября — 1 ноября 2008 года в Лондоне состоялась международная конференция, посвящённая столетию открытия Фестского диска. Организатором конференции выступил журнал Minerva, председательствовал доктор Эйзенберг. Главный докладчик Луи Годар. Очень хотелось бы продолжения.

Фестский диск - фото стороны A

Всего на стороне A 31 слово, 122 знака (и 1 знак затёрт).
По внешнему кругу - 13 слов, 49 знаков.
Средняя длина слова: 49 / 13 = 3,8

4 знака. 122 / 31

4.
Частота знаков: 12 (15), 2 (14) .

Фестский диск - фото стороны B

Всего на стороне B 30 слов, 119 знаков.
По внешнему кругу - 12 слов, 49 знака.
Средняя длина слова: 49 / 12 = 4,1

4 знака. 119 / 30

4.
Частота знаков: . 2 (5), 12 (2) .

На этом портале приведены материалы по Фестскому диску, профессиональные аналитические статьи лингвистов, а также полупрофессиональные и любительские расшифровки энтузиастов. Также приведен комплекс аналитических работ автора сайта. На этих страницах будут систематически описываться все новые результаты.

Разделы этой страницы о диске из Феста:

  • Краткий обзор знаков Фестского диска - на этой странице
  • Фестский диск в сети Интернет (обзоры, порталы, новости) - на этой странице
  • Анализ и варианты дешифровки ФД (статьи исследователей) - на этой странице

Другие страницы этого портала о ФД:

  • О ФД и похожих надписях в интерпретации автора сайта (материалы и расшифровка):
    • Как расшифровать Фестский Диск
    • Знаки Фестского диска
    • Текст Фестского диска
    • Анализ Фестского диска
    • Надпись на топоре из Аркалохори
    • Малый диск (новая находка!)
    • Похожие рисуночные надписи
    • Спиралевидные надписи
  • Основные источники сведений о ФД (книги, журналы, материалы)

Краткий обзор знаков Фестского диска

При исследовании письменности Фестского диска общеприняты следующие обозначения: а) знаки нумеруются по системе, предложенной Эвансом, от 01 до 45; б) иногда номера полей, разделённых вертикальными чёрточками, обозначаются римскими цифрами.

При этом сторона A (условно «лицевая») содержит 123 или 124 знака в 31-м поле (A1-A31), а сторона B (условно «обратная») - 119 знаков в 30 полях (B1-B30). Таким образом, общее число знаков 242 или 243, из которых 45 различны. С увеличением объёма текста прирост новых знаков быстро убывает, и общий объём силлабария, вероятно, составляет 50—70 знаков.

В среднем каждый знак повторяется по 5—6 раз. Согласно Ипсену и Порцигу, такое большое число повторений говорит о том, что знаки не могут обозначать слова, а само письмо не может быть логографическим. С другой стороны, для алфавитного типа письма сообщение содержит слишком много различных знаков. Поэтому можно утверждать, что письменность Фестского диска слоговая (силлабическая) и каждый символ обозначает слог открытого типа (как у некоторых хорошо изученных эгейских письменностях, а также, возможно, в эламском линейном письме). В таком случае поля представляют собой слова, и для письменности характерно использование словоразделителей (как в некоторых письменностях Малой Азии, а также в ряде этрусских текстов).

Перечень знаков в нумерации Эванса [и в предлогаемой автором мнемонике] и их количество на обоих сторонах диска:

  • 01 ПЕШЕХОД [ПЕШ]: фигура идущего человека - 11 знаков.
  • 02 ГОЛОВА С ПЕРЬЯМИ [ИРОкез]: голова человека, украшенная перьями - 19; самый частый символ, всегда в начале (или в конце, в зависимости от выбора направления чтения) слова.
  • 03 ТАТУИРОВАННАЯ ГОЛОВА [ЛЫС, ТАТ]: бритая голова с татуировкой или клеймом на щеке - 2
  • 04 ПЛЕННИК [ПЛЕ]: стоящий человек со связанными за спиной руками - 1
  • 05 РЕБЁНОК [РЕБ]: фигура ребёнка - 1
  • 06 ЖЕНЩИНА [ЖЕН]: женщина, богиня Тоэрис [17] (?) - 4
  • 07 ШЛЕМ [ШЛЕ]: изображение шлема (?) - 18
  • 08 РУКАВИЦА: перчатка, кулак с цестусом (?) - 5
  • 09 ТИАРА: головной убор жрецов (?) - 2
  • 10 СТРЕЛА: стрела, какой-то инструмент (?) - 4; только на стороне A
  • 11 ЛУК: лук - 1
  • 12 ЩИТ: круглый щит - 17; 12 раз встречается в группе 02-12
  • 13 КИПАРИС: изображение кипариса - 6
  • 14 КОЛОДКИ: кандалы, коромысло (?) - 2
  • 15 СЕКИРА: секира, мотыга (?) - 1
  • 16 ОТВЕС: отвес, режущий инструмент (?) - 2
  • 17 РАЗДЕЛОЧНЫЙ НОЖ: инструмент для раскраивания кожи (?) - 1
  • 18 УГОЛ; плотницкий угольник (?) - 12
  • 19 ПЛОТНИЦКИЙ ТРАФАРЕТ: Y-образная рогатина (?) - 3; только на стороне A
  • 20 КУВШИН: кувшин с ручкой - 2
  • 21 ГРЕБЕНЬ: план дворца (?)[31] - 2
  • 22 КОРЕНЬ: корень растения, флейта, праща (?) - 5; только на стороне B
  • 23 КОЛОННА: рукоятка с набалдашником (?) - 11
  • 24 ДОМ: жилище, улей (?) - 6
  • 25 КОРАБЛЬ: ладья (?) - 7
  • 26 РОГ: бычий рог - 6
  • 27 ШКУРА: шкура животного, возможно бычья - 15
  • 28 КОПЫТО; нога быка (?) - 2
  • 29 КОШКА: голова животного семейства кошачьих - 11
  • 30 БАРАН: голова барана - 1
  • 31 СОКОЛ: летящая птица; возможно сокол - 5; только на стороне A
  • 32 ГОЛУБЬ: сидящий голубь - 3
  • 33 ТУНЕЦ: рыба (макрель или тунец, Thunnus thynnus) - 6
  • 34 ПЧЕЛА: насекомое, возможно пчела - 3
  • 35 ВЕТВЬ: дерево (Platanus orientalis), ветвь - 11
  • 36 ЛОЗА; ветка оливы - 4; только на стороне B
  • 37 ПАПИРУС: растение с вееро-образным цветком; возможно папирус - 4
  • 38 РОЗЕТКА: цветок с восемью лепестками (возможно маргаритка или анемон) - 4
  • 39 КРОКУС: цветок крокуса, Ψ-образной формы - 4
  • 40 СУМКА: сумка (?) - 6
  • 41 ФЛЕЙТА: кость, костяная флейта - 2
  • 42 ГУСЕНИЦА: гусеница, пила (?) - 1
  • 43 СИТО: треугольник с мелкими отверстиями (?) - 1
  • 44 ТОПОРИК: осколок (?) - 1
  • 45 ВОЛНА: волнообразный узор - 6
  • (Без номера) Косая черта: разделитель - 18; только рядом с последним знаком слова, если читать справа налево, или рядом с первым, если читать слева направо

Фестский диск в сети Интернет (обзоры, порталы, новости)

Также смотрите порталы по линейному А. Там есть статьи и по Фестскому диску.

Обзоры по Фестскому диску

  • Фестский диск на русской Википедии (а то!) Что показательно, самая полная информация о Диске изложена в английской, итальянской, немецкой, русской, французской википедиях. Самая краткая - в израильской (что удивляет) и корейской. И достаточно короткая - в греческой (что тоже вызывает недоумение).
  • Фестский диск. Тайны веков. Краткий, но точный обзор.
  • Фестский диск. Обстоятельный обзор.
  • Самый таинственный текст на земле. Статья Елены Мешаровой. "Аномалия", № 20 (175), 25.10.98.
  • Фестский диск. Копарев Е. Обзор дешифровок. Собственная, увы, русская дешифровка.
  • Фестский диск. Поблоковые фотографии (На Славруне)
  • The Disc of Phaistos. Кратенькая статья с фото.
  • Minoan Writing and Inscriptions - так же коротко и с фото.
  • Phaistos Disk - кратко и со ссылками на другие письменности.

Порталы и форумы по Фестскому диску

На приводимых ниже порталах вы найдёте не только обзоры и библиографии, но и материалы о загадочном диске из Феста.

  • Древняя история Крита. Общеисторический Форум на Новом Геродоте с обстоятельным перечнем тем по критологии, в том числе "Знаки Фестского Диска". Двумя ветками выше - "Либерея. Древний мир. Крит. Фестский диск" со списком ссылок по ФД. И вообще - очень много интересных тем на этом форуме, начиная с самого "корня" - как по истории, так и по языкознанию. [!]
  • Страничка Фестского диска. Портал В.Я.Гейшерика с материалами по ФД. Приводятся версии дешифровки ФД разными авторами.
  • PHAISTOS DISK HOAX DEFENSE. Personal Website of Claire Grace Watson. [Много каббалистики - всякие таинственные сопоставления, но посмотреть, наверное, интересно.]
  • Phaistos Disc - Online resources.

  • Раскрыта ли тайна Фестского диска? Найдена секира с критским линейным A и знаками Фестского диска.
  • The Linear A and the Phaistos Disk: A Slavonic Key. Славянская "расшифровка" Сергея Рябчикова. [Отношусь к таким изыскам отрицательно]

Анализ и варианты дешифровки ФД (статьи исследователей)

По мнению А.А.Молчанова, в решение фестской проблемы самый значительный вклад внесли итальянские ученые Л.Пернье и А. Делла Сета, немецкие Г.Ипсен, В.Порциг, Э.Грумах, Г.Нойман и В.Нам, греческие С.Маринатос и К.Даварас, английские А.Эванс и А.Маккей, русские В.В.Шеворошкин, А.М.Кондратов и В.П.Назаров. Однако многие десятилетия интенсивного поиска текстовых аналогов Фестского диска окончились практически безрезультатно.

Существует немало версий дешифровки диска из Феста, но ни одна из них пока не признана достаточно убедительной.

  1. Одним из первых дешифровщиков диска был Джордж Хемпль, опубликовавший свой вариант расшифровки в январском номере журнала «Харпорс Мансли Мэгэзин» за 1911 г., издававшемся в Лондоне и Нью-Йорке. Он предположил, что самые частые начальные знаки передают греческие гласные A и E, и, применив акрофонический метод, прочёл надпись диска по-гречески.
  2. В 1948 г. греческий ученый К. Ктистопулос получил тем же акрофоническим методом семитский текст.
  3. Археолог Артур Эванс считал загадочный текст диска священным победным гимном.
  4. В 1948 г. немецкий профессор Е. Шертель предположил, что знаки передают индоевропейский язык, родственный латинскому, а сам текст является гимном Зевсу и Минотавру.
  5. Американец Бенджамин Шварц и англичанин Генри Эфрон, будучи убежденными сторонниками греческой версии, применили в своих исследованиях более прогрессивные иконографический и статистический методы, но получили совершенно различные переводы текста диска, опубликованные соответственно в 1959 и 1962 гг.:
    1. По Шварцу текст являлся просто списком священных мест о. Крит.
    2. В интерпретации Эфрона на диске был записан образец древнегреческой религиозной поэзии.
  6. Профессор университета в Йоганнесбурге Саймон Девис истолковал знаки как религиозно-церемониальный текст.
  7. Болгарский академик и дешифровщик хеттского письма Владимир Георгиев предложил вариант перевода текста Фестского диска с лувийского.
  8. Русский исследователь А.А. Молчанов применил комбинаторный подход, но его толкование текста диска тоже не убедительно.

Возможно, применение ЭВМ для анализа и последующей дешифровки ФД и было бы плодотворным, но лишь при условии, что дешифровщик сам понимает, какой результат и для чего он хочет получить.

Продуктивные исследования Диска

  • Загадочный диск (Бекштрем).
  • Г. Ипсен. Фестский диск (опыт дешифровки).
  • Фестский диск. Интернет-журнал "Вести-куранты". Статья про дешифровку Молчанова А.А.
  • Эгейские письменности. Страница Ливинцева Владимира Васильевича. 1. "Критское линейное письмо класса А" (статьи). 2. "Еще раз о дешифровке Фесткого диска" (PDF 6 Мб). Серьёзный анализ и научный исследовательский подход.
  • Каталог статей Супрунова А.Н. о Фестском диске. Интересный анализ.
  • Ю. Мосенкис. Фестский диск раскрывает свою тайну. Показана возможная связь диска с орфизмом и египетским культом Амона. На главной странице много других интересных текстов с гипотезами по древней истории. [!]
  • Тип письменности (В Контакте). Обзор Насти Передрий и разъяснение своей дешифровки (на основе "контекстно-комбинаторного метода") Анатолием Шербаном, который связал текст с музыкальным ладом.
  • Фестский диск - результат дешифровки. Статья самого Анатолия Щербана на его страничке в Контакте. Текст ФД предстаёт соединением тетраметра и гексаметра. Он считает, что Фестский диск как музыкальное произведение имел 96 тактов по 6 в каждой строке, что соответствует ровно 16 дактилическим акаталектическим гексаметрам.
  • Фестский диск. Страница Лагутина Владимира Алексеевича. Много интересных статей. Глубокий исследовательский взгляд с привлечением неожиданных материалов перекрывает некоторую ненаучность и преждевременную уверенность в правильности расшифровки. Заслуга автора также в том, что он собрал и проиллюстрировал немало текстов.
  • Phaistos Disc alias Minoan calendar by Ole Hagen (Перевод - Самойлова Т.А.).
  • The Phaistos Disc compared with Linear A. Torsten Timm, Dresden? Sep 2008.
  • Voice of Phaistos disk. А вот здесь, ни много ни мало, не только расшифровка слоговых знаков Диска, но и озвучка его слов!

Недостоверные исследования Диска

  • Фестский диск: итоги расшифровки. Автор - Александр Рябцев, сотрудник редакции журнала PC Magazine/RE. Серия публикаций в этом журнале, начиная с 24.07.2010. См. также краткую заметку. Выводы автора: 1. Язык Фестского диска принадлежит к индоуральской семье языков; 2. Текст Фестского диска состоит из пяти стихотворных строф и имеет космогонический характер; 3. Метрический размер большинства строф близок к размеру финских рун [?]; 4. Самая большая строфа допускает поэтическое переложение.
  • Translation of the Phaistos Disc. Еще один славянофил типа Чудинова и Гриневича читает ФД по-польски.

Читайте также: