Что такое ювелирное изделие

Опубликовано: 25.03.2024

Ювелирные товары (от лат. juwel — драгоценность) — это высокохудожественные изделия тонкой работы, изготовленные главным образом из сплавов драгоценных металлов, драгоценных и других ювелирных камней и выполняющие роль различных украшений, предметов быта, а также применяемые для декоративных целей.

Наиболее широкое применение в ювелирном производстве находят следующие драгоценные металлы: золото, серебро, платина, палладий. Они имеют красивый внешний вид, устойчивы к химическим и атмосферным воздействиям.

В чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий, как правило, не применяют в связи с их недостаточной твердостью, низкой износостойкостью и высокой стоимостью. В ювелирном производстве драгоценные металлы используются в виде сплавов с другими металлами.

Сплавы различаются по процентному содержанию основного драгоценного металла, цвету, температуре плавления, твердости и другим свойствам. Содержание чистого золота, серебра, платины, палладия в сплавах определяет проба, которая ставится на каждом изделии из сплава драгоценного металла. В соответствии с метрической системой мер, метрическая проба показывает число массовых частей чистого драгоценного металла, содержащегося в 1000 массовых частей сплава.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации" для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов устанавливаются следующие пробы:

• платиновая: 950 (девятьсот пятидесятая), 900 (девятисотая), 850 (восемьсот пятидесятая)

• золотая: 999 (девятьсот девяносто девятая), 958 (девятьсот пятьдесят восьмая), 750 (семьсот пятидесятая), 585 (пятьсот восемьдесят пятая), 500 (пятисотая), 375 (триста семьдесят пятая)

• серебряная: 999 (девятьсот девяносто девятая), 960 (девятьсот шестидесятая), 925 (девятьсот двадцать пятая), 875 (восемьсот семьдесят пятая), 830 (восемьсот тридцатая), 800 (восьмисотая);

• палладиевая: 850 (восемьсот пятидесятая), 500 (пятисотая).

Две первые цифры указывают целое число, а третье — десятые доли процентного содержания драгоценного металла в сплаве.

Во многих странах принята и продолжает действовать каратная система проб. По этой системе чистое золото имеет пробу 24 карата (см. таблицу).

Соотношение между системами проб

Химический состав сплавов золота, применяемых в ювелирной промышленности, должен соответствовать ГОСТ 6835-2002 "Золото и сплавы на его основе. Марки". Сплавы золота каждой пробы могут различаться цветовым тоном в зависимости от процентного состава входящих в сплав компонентов.

В практике наиболее часто применяют следующие названия: желтое, белое, красное, зеленое золото.

Чистое золото имеет ярко желтый цвет, плотность 19,3 г/см 3 , температуру плавления 1063°С, твердость по Бринеллю 25 кгс/мм 2 . Обладает высокой химической стойкостью (не растворяется в концентрированной азотной и серной кислотах), хорошими технологическими свойствами: пластичностью, ковкостью, текучестью. В ювелирном производстве в чистом виде золото применяется только для декоративного покрытия — золочения и изготовления сусального (тонколистового) золота.

Серебро имеет ярко-белый цвет, плотность 10,5 г/см 3 , температуру плавления 960,5°С, твердость по Бринеллю около 25 кгс/мм 2 . На воздухе под действием сероводорода серебро окисляется, покрываясь темным налетом, растворяется в азотной и концентрированной серной кислоте. Для изготовления ювелирных изделий применяют двухкомпонентные сплавы с медью. Все серебрянные сплавы одинаковы по цвету. Химический состав сплавов серебра, применяемых в ювелирной промышленности, должен соответствовать ГОСТ 6836-2002 "Серебро и сплавы на его основе. Марки".

Платина имеет бело-серый цвет, плотность 21,5 г/см 3 , температуру плавления 1773,5°С, твердость по Бринеллю около 50 кгс/мм 2 . Отличается чрезвычайно высокой химической стойкостью. Из-за высоких температуры плавления и стоимости платина в меньшей степени находит применение для изготовления ювелирных изделий. В основном ее применяют для изготовления оправ под бриллианты.

Палладий относится к металлам платиновой группы, имеет более светлую окраску, чем платина, плотность 12,0 г/см 3 , температуру плавления 1554,5°С, твердость по Бринеллю около 52 кгс/мм 2 .

В ювелирном производстве наряду с драгоценными металлами применяют сплавы меди (томпак, нейзильбер, мельхиор, бронзу), изделия из которых покрывают слоем серебра или золота.

Ювелирные изделия изготавливают штамповкой, литьем, монтировкой. Под монтировкой понимают процесс соединения отдельных деталей изделий путем пайки, сварки, клепки.

Для придания ювелирным изделиям красивого внешнего вида применяют различные виды отделки: чеканку, травление, гравировку, чернение, филигрань (скань), зернь, оксидирование, серебрение, золочение, эмалирование, финифть, инкрустирование, мозаику.

Чеканка — изготовление из листового металла сложного рельефного рисунка тематического содержания с помощью ударов молотком по специальным стальным стержням (чеканам).

Травление — нанесение на поверхность изделия изображения с помощью кислот и щелочей.

Гравировка — нанесение рисунка на поверхность изделия острым резцом.

Чернение представляет собой заполнение глубоко гравированного рисунка сплавами соединений различных химических элементов, придающих рисунку темный цвет с синеватым отливом.

Филигрань, или скань, — это кружевной металлический узор, выполненный из свитых в жгутик или сплющенных в виде ленточки двух-трех проволочек. Иногда его обогащают зернью, которая представляет собой декоративный элемент на изделии в виде мелких напаянных металлических шариков.

Миниатюрная живопись, выполненная по эмали, получила название финифть.

Инкрустирование — заполнение отдельных углублений на поверхности изделия другими материалами — металлами, камнями, стеклом.

Мозаика — отделка узором из скрепленных между собой разноцветных материалов (камней, стекла и т. д.).

Основным украшением ювелирных изделий и материалом для камнерезных художественных изделий служат природные и искусственные, прозрачные, просвечивающиеся или непрозрачные цветные камни.

Природные камни могут быть минерального и органического происхождения.

К природным камням минерального происхождения относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, гранат, горный хрусталь, бирюза, топаз, яшма, малахит и др. Первые пять природных камней относят к группе драгоценных камней за их редкость, высокую твердость, красивый внешний вид. К природным камням органического происхождения относят жемчуг, янтарь, перламутр, коралл. Природный жемчуг в естественном и обработанном виде также относят к драгоценным камням.

Весовой единицей драгоценных камней является карат (международное сокращение — "ct"), который равен 0,2 г. Название произошло от семян средиземноморской акации (Carob tree). Весовой единицей природного жемчуга является гран (1/4 карата). Таким образом, в 1 г содержится 5 карат, а 1 карат равен 4 гранам.

К искусственным камням относятся кристаллические продукты, полностью или частично произведенные человеком и не имеющие природных аналогов (фианит, иттрий-алюминиевый гранат) или имеющие тот же состав, структуру и свойства, что и природные камни (синтетические: рубин, сапфир, изумруд, гранат, муассанит и др.), а также имитирующие внешнее сходство, но не обладающие физико-химическими свойствами и структурой природных и синтетических камней.

К составным относятся камни, которые составлены физическим или химическим способом из двух и более частей, например, "гранат-стекло-дуплет", в котором верхняя часть — гранат, а нижняя — стекло.

Ювелирные камни различаются твердостью, плотностью, блеском, прозрачностью, светопреломлением, цветом и другими свойствами.

Твердость ювелирных камней традиционно определяется по шкале Мооса. Она состоит из десяти природных минералов-эталонов, расположенных в порядке возрастания их относительной твердости, от одного до десяти: 1 — тальк; 2 —гипс; 3 — кальцит; 4 — флюорит; 5 — апатит; 6 — ортоклаз (полевой шпат); 7 — кварц; 8 — топаз; 9 — корунд (рубин, сапфир); 10 — алмаз. Метод определения твердости основан на способности твердых минералов оставлять царапину на поверхности менее твердых образований. Каждый из этих минералов оставляет царапину на предыдущем и царапается последующим. Если определяемый минерал оставляет царапину на предыдущем и царапается последующим из приведенных эталонов, ему присваивается промежуточная твердость, например 8,5. В обиходе для определения твердости используют подручные средства: мягкий карандаш (ЗМ) — 1; ноготь — 2,5; медная проволока — 3; стекло — 5,5; нож — 6; напильник — 7; зеленый карборундовый абразив (точильный камень) — 9,5.

Ювелирные камни классифицируют:

• по степени прозрачности — на прозрачные, полупрозрачные, просвечивающие и непрозрачные;

• по характеру блеска — со стеклянным, алмазным, полуметаллическим, металлическим, жирным и восковым блеском, с шелковистым и перламутровым отливом.

Для выявления оптических свойств и игры света, а также для использования в качестве вставки в ювелирное изделие камни гранят. Видом огранки называется сочетание форм граней, их количества и взаимного расположения на поверхности камня. По форме ограненные камни подразделяются на круглые, овальные, треугольные, прямоугольные (багеты), квадратные, грушевидные (панделок), элипсоидные (маркизы) и др. Существует пять основных видов огранки ювелирных камней: бриллиантовая, ступенчатая, комбинированная, фантазийная, кабошон. Для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней наибольшее распространение получила бриллиантовая огранка. При такой огранке верхняя часть камня (коронка) имеет площадку в виде правильного многоугольника с тремя рядами граней, спускающихся к основанию усеченной пирамиды.

Ребра, образующие основание пирамиды, в совокупности называются рундистом и служат для закрепления камня в оправе. Нижняя пирамида, расположенная под рундистом, носит название павильона, его вершина называется колеттой (шипом). Тип огранки определяется формой граней, характером их расположения, а также количеством граней. Простая бриллиантовая огранка насчитывает 17 граней, швейцарская бриллиантовая огранка — 33 грани, полная бриллиантовая огранка — 57 граней.

В соответствии с правилами международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу (CIBJO) алмазы круглой формы с бриллиантовой огранкой, называют бриллиантами. По массе бриллианты различают мелкие (до 0,29 карата включительно), средние (от 0,30 до 0,99 карата включительно) и крупные (от 1,00 карата и более). По цвету и интенсивности окраски бриллианты классифицируют на группы цвета, а в зависимости от допускаемых природных дефектов — на группы качества. К 1 -й группе цвета и 1-й группе качества относят наиболее прозрачные, бесцветные (иногда с тончайшим голубоватым оттенком), бездефектные бриллианты. Для обозначения ограненных алмазов применяют буквенно-цифровой код. Так шифр КР-57-0,62-1/ЗА означает: КР — круглый, 57-гранный, масса 0,62 карата, 1-й группы цвета и 3-й группы качества, А — совершенная обработка (без нарушения правильности геометрических параметров).

Разновидность бриллиантовой огранки, при которой площадка сведена в точку, а коронка и павильон имеют не менее четырех ярусов граней с общим количеством граней свыше 56, называется "роза".

Ступенчатая огранка представляет собой систему граней, расположенных рядами в виде ступеней, при этом верхняя часть имеет большую площадку.

Комбинированная огранка представляет собой такую огранку, при которой коронка и павильон имеют разные виды огранки.

Для просвечивающих и непрозрачных ювелирных камней применяют, как правило, огранку кабошон. При огранке кабошоном верхней части камня придают гладкую выпуклую

форму той или иной кривизны, а нижней — плоскую или слабовыпуклую.

Фантазийная огранка — это вид огранки, отличный от всех вышеназванных видов.

Декоративный элемент изделия, закрепленный в ювелирное изделие, называется ювелирной вставкой. Место, в которое вставляется и где крепится вставка (ювелирный камень), называют оправой или кастом. Оправа должна прочно и длительно удерживать камень, подчеркивать его красоту, служить связующим звеном между металлической частью изделия и камнем. От того, как ювелир поставит камень, какой выберет способ его закрепки, в большой мере зависит эстетическая ценность изделия. Наиболее распространенными видами закрепок являются следующие: крапановая, кармезиновая, корнерная, ободковая (обжимная), клеевая.

При крапановой закрепке ювелирный камень закрепляется выступающими над верхней кромкой оправы, лапками (крапа-нами), концы которых охватывают камень по всему периметру.

Кармезиновая оправа используется для закрепки центральной вставки, окруженной более мелкими вставками, плотно прилегающими друг к другу.

Корнерную закрепку используют для мелких вставок, которые устанавливают в специальные гнезда в само изделие. Закрепка вставок осуществляется частицами металла, сдвинутыми на камни по ободку специальным резцом.

При ободковой (глухой) закрепке камень крепится специальным обжимным ободком, который иногда отделывается мелкой насечкой (гризантом).

Не каждое украшение можно назвать ювелирным изделием. Дело здесь не в бижутерии или поддельных камнях. Результат ювелирной работы — это сочетание нескольких аспектов: наличие в изделии драгоценного металла и художественной обработки, правильное назначение украшения и клеймо на его внутренней стороне. Давайте разбираться по порядку, почему то или иное изделие можно назвать ювелирным.

Драгоценный металл

Слово «ювелир» происходит от немецкого juwel, что в переводе означает «драгоценность». Поэтому, в первую очередь, ювелирные изделия — это украшения, которые выполнены из драгоценных металлов: золота, серебра, платины или палладия.

Драгоценные металлы: золото, серебро, платина, палладий

Металлы считаются драгоценными по нескольким причинам. Они устойчивы к химическим воздействиям, редко встречаются в природе, а их добыча чрезмерно дорога.

Из драгметаллов в чистом виде ювелирные изделия не делают. Это обусловлено мягкостью природного материала, его подверженностью износу и высокой ценой. Обычно ювелирные компании используют сплавы, состав которых держат в строжайшем секрете. Сплавы отличаются цветом, твердостью, температурой плавления, а также процентным содержанием самого драгоценного металла. Процентное содержание определяет пробу металла, о которой мы поговорим в следующих двух статьях.

Художественная обработка

Украшение из драгоценного металла может считаться ювелирным, если имеет художественную ценность. Именно благодаря специальным техникам обработки ювелирное изделие становится настолько притягательным, что вы хотите заполучить его. К художественной обработке относятся следующие процессы: литье, ковка, чеканка, скань, финифть, чернение, нанесение алмазной грани, родирование и другие техники.

Назначение изделия

Возможно, вы удивитесь, но ювелирные изделия — это не только то, что люди надевают на пальцы, шею, руки и ноги. Это понятие намного шире. Только взгляните:

  • Личные украшения — изделия, которые вы надеваете на тело. Чаще всего именно о них говорят, когда подразумевают ювелирные изделия.
  • Предметы туалета — украшения, которые дополняют костюмы и имеют практическую пользу. Например, зажимы для галстуков или запонки.
  • Аксессуары — изделия для предметов туалета. Это может быть браслет для часов или портсигар.
  • Гарнитуры — группы ювелирных изделий с одинаковым художественным решением. Например, коллекции украшений, состоящих из кольца и серег. Ознакомиться с коллекциями AQUAMARINE вы можете в специальном разделе нашего сайта.
  • Предметы сервировки стола — изделия с практическим применением. Например, ложки, вилки и подстаканники.

Также к ювелирным изделиям относят часы и иконы, выполненные из золота и серебра. Они могут быть инкрустированы драгоценными или полудрагоценными камнями, о которых мы поговорим в четвертой статье серии материалов.

Клеймение

Возьмите в руки любое ювелирное украшение и обратите внимание на внутреннюю сторону. На настоящей российской ювелирной продукции должно быть два оттиска.

Первое клеймо называется именником самого завода, который создал украшение. Там зашифрован год создания изделия, а также коды Государственной инспекции пробирного надзора и изготовителя. Это клеймо завод ставит сам.

Именник ювелирного изделия

Именник ювелирного изделия

Второе клеймо на каждом изделии ставит Государственная инспекция пробирного надзора. В оттиске зашифрован регион, в котором произведено украшение, а также указана проба металла.

Клеймо Государственной инспекции пробирного надзора

Клеймо Государственной инспекции пробирного надзора

Если вы держите в руках украшение без второго клейма, значит, это иностранное изделие или подделка. Если на украшении нет ни одного оттиска или данные на нем нечеткие, стоит усомниться в подлинности изделия и потребовать необходимые документы на товар.

Подведем итог

Изделия могут считаться ювелирными, если они:

  1. Выполнены из драгоценного металла
  2. Имеют художественную ценность
  3. Отвечают одному из вышеупомянутых назначений

Запомните. Все, что не попадает в эту категорию, считается бижутерией. Она тоже имеет право на жизнь благодаря своей красоте, но ювелирным изделием такие украшения назвать нельзя.

Носите настоящие ювелирные украшения. Погружайтесь в ювелирную тематику каждый день. Компания AQUAMARINE поможет вам и с первым, и со вторым.





Ювели́рное изде́лие — изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.

В соответствии с действующим законодательством России [1] к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.

Содержание

Исторические сведения

Для древних ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определённый магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день.

Древний Восток

В Древнем Египте основным материалом для изготовления ювелирных украшений было золото. Древнеегипетские ювелиры применяли различные техники его обработки, умели также с помощью различных добавок изменять его цвет — от белого до зелёного и розового. Золотые браслеты, кулоны, ожерелья, серьги, диадемы, кольца, различные украшения на голову, нагрудные украшения и ожерелья-ошейники — всё это изготовляли в Древнем Египте, на земле фараонов. В украшениях ценили не только сам металл, но и красивую цветовую гамму, причём предпочтение отдавалось ярким, насыщенным цветам. Их отделывали вставками из цветного стекла (так называемой пасты) и поделочных камней, таких, как сердолик, малахит, лазурит и др. А вот тех камней, которые мы сейчас считаем драгоценными — алмазов, рубинов, сапфиров — египтяне не знали.

У древних евреев главным украшением женщин были серьги с подвесками различной формы (чаще всего в виде звёздочек или полумесяцев). Носили также носовые кольца. Очень популярны были ожерелья, состоявшие из шерстяной ленты, на которую нанизывались шарики или пуговки из кораллов, жемчуга, цветных камней или стекла; иногда лента была из металла, а шарики — из сандалового дерева. Самые дорогие ожерелья делались из соединённых между собой золотых шариков. К ожерельям подвешивали медальоны в форме полумесяца или солнца, различные амулеты и флакончики с духами. Помимо всех прочих украшений, женщины носили на лодыжках цепочки с колокольчиками, которые заставляли их двигаться медленно и плавно, а при ходьбе мелодично позванивали. Маленькие девочки носили украшения из кусочков сукна (кольца и т. п.).

Античность

Об изделиях из драгоценных металлов и камней встречаются упоминания и из памяток Древней Греции. Первые упоминания о драгоценных металлах и камнях в Древней Греции восходят к 14 веку до н. э. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой. Золотые украшения (как те, что носил покойный при жизни, так и специальные золотые маски, венки, нагубники и наглазники) помещали в погребения, стремясь воздать последние почести усопшему и отогнать от него злые силы. Широкую известность получил т. н. «клад царя Приама», найденный знаменитым немецким археологом Г.Шлиманом в 1873 г. при раскопках Трои. В этот клад входили 24 ожерелья, шпильки для волос, шейные гривны, браслеты, серьги, височные кольца, налобная золотая лента и две великолепные золотые диадемы.Эти предметы представляют собой подлинный шедевр микенского ювелирного искусства, свидетельствуя о высоком мастерстве древних умельцев.

В Древней Греции на поток было поставлено производство бус, которым придавали формы раковин, цветов и жуков. Интересным является тот факт, что бусы изготавливались путём соединения двух плоских золотых пластин, а между ними засыпали белоснежный песок. К 300 веку до н. э. греки начали изготавливать разноцветные ювелирные украшения, используя изумруды, гранаты, аметисты и жемчуг. Они также творили шедевры из камней, стекла и глазури. В это время становятся популярны такие ювелирные изделия, как гравированные броши, медальоны из индийского сардоникса.

Средние века

В средние века основным заказчиком ювелирных изделий стала церковь. Складные алтари, причастные чаши, различные сосуды, оклады икон и книг, изображение святых, сцены из жизни Христа — вся эта роскошная церковная утварь производилась в те времена в немалых количествах. Особенно необходимо отметить украшения окладов книг, которые хранились в монастырях и соборах как реликвии. В центре и по углам окладов книги обычно располагали рельефный орнамент из чеканного металла и слоновой кости в окружении эмалевых или черневых изображений святых и прямоугольных или круглых пластин, заполненных геометрическим узором перегородчатой эмали. Между пластин помещали яркие самоцветы, закрепляя их в высоких гнездах или окружая филигранным ажуром; они образовывали богатую цветную кайму. Основным средством декора ювелирных изделий того времени была эмаль. Соперничая с самоцветами, она давала тот же эффект драгоценной многоцветной поверхности предмета. Наибольшее распространение эмали получили во Франции (причём особенно славилась лиможская эмаль) и Германии. Эмали на изделиях ювелиров этих стран, как правило, выемчатые и заполированы на одном уровне с фоном. По колориту эмали отличаются пестрой и свежей цветовой гаммой. Холодные оттенки голубого, синего, белого или зеленого цвета чуть расцвечивали золотыми и красными узорами, их чистоту и интенсивность колорита подчеркивали золоченым фоном, покрытым тонким гравированным орнаментом. Изделия средневековых мастеров производят впечатление перегруженности яркими выпуклых форм камнями (рубином, изумрудом, сапфиром, жемчугом), но встречаются экземпляры, украшенные такими самоцветами, как горный хрусталь, топаз, аметист, гранат. И привозные, и местные камни шлифовались вручную и без изменений естественной формы кристалла или галечной породы. Личные украшения жителей средневековой Европы почти не сохранились до нашего времени. Диктуемая церковью доктрина аскетизма — отрицание радостей земного существования — выразились в предельной простоте костюма, скрывавшего очертания тела, в сокращении количества украшений.

В XIII в. количество драгоценностей на костюмах светских и церковных феодалов возрастает. Художественная простота форм и наивная яркость изделий начала века уступает место рафинированности изысканных драгоценностей развитого феодализма. В моду входят пряжки, ожерелья, широкие пояса, усыпанные жемчугом и камнями в высоких ажурных гнездах. Основание оправ часто делают ограненным, что усиливает игру камней. Перстни носили и мужчины, и женщины. Перстни с резными камнями употребляли в качестве печатей и для обозначения ранга владельца. Из гладкого золота в сочетании с аметистом, рубином, сапфиром изготовляли перстни для епископов. Кольцо главы церкви — Папы Римского — украшали фигурки св. Петра в ладье. Знаками папских послов служили крупные перстни из бронзы или меди с недорогим камнем или стеклом и священным изречением, нанесенным методом гравирования. Существовали посольские перстни и особые кольца членов купеческих гильдий.

Россия

На территории Могилев-Подольского района зафиксирован [источник не указан 784 дня] уникальный памятник восточнославянских ювелиров на селище конца V—VIII вв. н. э.: специальное помещение мастерской-полуземлянки дерево-каркасной столбовой конструкции (3,5×2, 9 м, ориентация углов — почти по сторонам света), в которой под руинами глиняной обмазки стен «in situ» выявлены 64 каменные литейные формы ювелира. Вместе с литейными формами у печи-каменки найден и керамический тигель-леячка. Таким образом, речь идет о производственном ювелирном комплексе с печью-каменкой.

Эпоха Возрождения

Для работ ювелиров XIV в. характерны иные признаки. Геометрическая четкость конструкций, богатство растительных узоров, многоцветие прозрачных эмалей отражают особен-ности так называемой пламенеющей готики — этого крайнего выражения тенденции к устремленности вверх, к дематериализации и растворению конструкции в кружеве шпилей, в маленьких стреловидных выступах. Как видно из вышеизложенного, одинаково сильно выражено общее для всего средневекового искусства стремление к декоративному богатству цвета и фактуры, достигаемому за счет сочетания различных материалов и искусственно создаваемой несогласованности чистых и ясных красок между собой. В начале XV в. в значительном количестве ювелирных изделий чувствуется стремление мастера ослабить влияние избыточной декоративной орнаментики, более рационально использовать пространство, ввести светские сюжеты. Появляются изделия светского назначения. Судя по документам, наряд знатной дамы в Германии или Нидерландах XV в. состоял из платья с узкими рукавами, высоко подпоясанного, а поверх платья набрасывался плащ. Застежки, край корсажа или плаща, широкий пояс декорировались жемчугом или небольшими эмалированными бляшками, а то и драгоценными камнями. На пояс подвешивались ножики, четки, кошельки, ключи. Несколько перстней украшали пальцы обеих рук. И мужчины, и женщины носили золотистые цепи. Мужские плащи, шляпы, обувь, особенно пояса, украшали так же богато. В конце XV в. расцветает новая техника эмалирования: ювелиры открыли, что эмаль можно накладывать послойно на уже эмалированную и обожженную поверхность. При всей сложности технологии росписи эмаль, ил и финифть, получила широкое распространение, почти вытеснив другие способы и сблизив эмалирование с живописью. В XVI в. расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры. В лучших работах, выполненных в технике расписной эмали, поражает тонкое композиционное чувство мастера: живописный оригинал использован в органической связи с формой предмета и его назначением. Основная масса предметов, созданных в технике расписной эмали, по своему стилю относится уже к эпохе Возрождения. Внешним проявлением стиля ювелирного искусства этого времени оказался культ античности. Используя подлинные вещи, найденные при раскопках, ювелиры, возрождая изделия, не оставляют их неизменными: применяя в качестве нового декора оправы из золота, само-цветы и эмали, придают возрожденным изделиям несвойственную античности яркость, что создает ощущение богатства материалов, декорирующих элементов. В Эрмитаже хранится подвеска в форме кораблика, корпус которого состоит из крупной жемчужины неправильной формы. По краям жемчужина усеяна крошечными красными и синими кабошонами в ажурной золотой оправе. Из золота с белой опалесцирующей эмалью сделан парус и мачта. Нарядный фонарь на носу и завиток бушприта оплетает тонкая паутина филигранных вантов и лесенок. Подобные подвески на длинных цепочках становятся самым модным украшением и женщин и мужчин. Амуры и ангелочки, женские фигуры, кентавры и драконы, корабли и фантастические звери на подвесках не выглядят просто миниатюрными скульптурами. Мастера виртуозно объединяют жемчуг, золото, эмали, обогащая каждый из этих материалов. Например, на шейке и крыльях лебедя одной из подвесок XVI в. белая эмаль наложена так, что просвечивает золотая основа и создается впечатление чешуйчатой поверхности. Ожерелья и цепи для подвесок редко состояли из округлых одинаковых звеньев. Каждая из них — маленькая законченная композиция симметричных очертаний в виде цветов, плодов, листьев, маленьких фигурок или завитков пластического орнамента вокруг яркого камня. Многочисленные перстни также украшались пластическими деталями. В центре помещали крупные единичные камни — таблицы, оправленные в глубокие прямоугольные ячейки. В XVI в. впервые важным акцентом декора в подвесках становятся алмазы. Ограненные в виде пирамиды, они вставляются в глубокие закрытые оправы, а с конца XVI в. и в более плоские. Снизу оправы почти всегда имеют вид коробочки. В многоцветных сочетаниях с рубинами и изумрудами под алмазы часто подкладывают цветную или серебряную фольгу. Цветной фон используют и для усиления интенсивности цвета других камней. Со второй половины XVI в. мужчины и женщины Европы (особенно в Испании) носили на шляпах броши и пряжки, знаки святых либо инициалы. Наряду с большими цепочками в моде были и тонкие цепочки с медальонами. Серьги в виде подвесок из жемчужин или в виде цветов были обычными украшениями дам, хотя мужчины зачастую украшали себя колечком в одном ухе. Перстни же носили на всех пальцах обеих рук, и каждый перстень мог иметь какое-либо смысловое значение. Работы ювелиров XVI в. определили дальнейший путь развития европейского ювелирного дела. Мастеров этой эпохи отличали великолепно развитое чувство формы, умение использовать возможности каждого материала, фантазия в выборе сюжетов, которые они сумели соединить со свободой исполнения труднейших технологических операций. Лучшие черты искусства ювелиров Возрождения — индивидуальность каждого изделия, его художественная значительность и неповторимость.

Новое время

С начала и до середины XVII в. главным формообразующим элементом ювелирных изделий является цветочный мотив: подвески в виде цветка с лепестками-самоцветами; цепи, звенья которых напоминают целые гирлянды цветов; оправы с эмалевыми или черневыми растительными узорами или просто натуралистическое изображение цветов на плоских коробочках и медальонах. Сочетание белого фона с узором из роз, гвоздик, модных тюльпанов применяют мастера Дании, Голландии, Германии, закрывая гладкое золото более красивым и более дорогим, по их мнению, эмалевым ковром. Эмалью украшали ордена. Цветочный эмалевый орнамент присутствует и в конструктивной основе ажурных подвесок, на гладких или рельефных металлических оправах вокруг отдельных камней. Во второй половине XVII в. эмаль в оправах оттесняется на второй план. Это связано с тем, что ведущую роль в декоре стали играть драгоценные камни и, прежде всего — алмаз; гранёный камень стал центральным акцентом украшений; ювелиры делают акцент на блеске и игре камней. Эта черта европейского ювелирного искусства почти не имела аналогий в древней или неевропейской традиции. Веком цветка и алмаза считался XVII в. Знаменитой работой века, поразившей современников своей грандиозностью, стала известная настольная многофигурная композиция «Великий Могол», своеобразная дань увлечению восточной тематикой. Великий Могол (индийский правитель), его гвардия, слуги, гости и слуги гостей, вьючные животные — весь пышный двор сказочного восточного царя представлен в виде небольших фигурок из золота в ярких эмалевых одеяниях. Бахрома балдахина, орнаменты оружия, детали одежд выполнены с большим техническим мастерством, драгоценные камни усиливают блеск золота и эмалей. Удачно использован тёмный агат с естественными белыми разводами, изображающий ковер за спиной Могола. На рубеже XVII и XVIII вв. в уже сложившемся облике европейских ювелирных украшений появляется новый элемент — алмаз, огранённый особым способом и названный бриллиантом, в переводе — «сверкающий». Светоносный бриллиант становится основным акцентом изделия, его достоинства ярче выявляются в сочетании с цветными камнями и общей легкостью конструкции. Лучшее изделие XVIII в., в котором использованы бриллианты в их наиболее выигрышном виде, — корона Екатерины II. Важным элементом формообразования ювелирных изделий XVIII в. были мотивы цветочных композиций. Это были довольно сложные украшения, целиком составленные из цветов и листьев, которые выполнены из драгоценных камней, золота, серебра. Некоторые украшения-букеты подобраны из ярких камней: аметистовые тюльпаны, рубиновые розы, аквамариновые ромашки, бирюзовые незабудки. Среди изумрудных листьев можно рассмотреть гранатовую гусеницу, бабочку с агатовыми прозрачными крылышками, мушку из халцедона. Ювелиры XVIII в. в своих работах широко использовали приемы литья и чеканки, ручной и машинной (гильошировка) гравировки, применяли матовое и блестящее золото, а также золото зелёного, жёлтого и красного цвета, опалесцирующие эмали, перламутр, гравированный и гладкий, с локальными накладками и мозаичный.

Сохранившиеся ювелирные украшения конца XVIII в. свидетельствуют о получившем развитие стиле под названием «классицизм». Уравновешенность, строгая симметрия характерны для украшений этого стиля: в броши-букете лилий сочетаются лишь белоснежные жемчужины и прозрачные бриллианты в серебре; в перстнях маленькие бриллианты обрамляют цветные камни, не вступая в цветовое соперничество с ними, а лишь как бы подсвечивая их. В моде тёмные прозрачные эмали синего, реже зелёного и бурого цветов, сквозь который просвечивает гильошированный фон. В 1789 г. произошла французская революция. В 1794 г. революцию задушили, но с сословной структурой общества было покончено. Для ювелирного искусства это означало также коренную ломку.

Современность

Многие ювелирные изделия, которые можно увидеть сегодня в магазинах, серийного производства, то есть изготовлены методом литья по выплавляемым восковым моделям или штамповкой. Однако ручное изготовление не потеряло своей актуальности. Старейшим учебным заведением, обучающим ювелирному мастерству, является Московская школа художественных ремёсел.

Оценка ювелирных изделий

Существует три подхода к определению рыночной стоимости ювелирных изделий: оценка с точки зрения затрат, по прямому сравнению продаж и с точки зрения ожидаемого дохода. значимость.


Сложно найти женщину, которая не любит украшения. Особенно если речь идет о ювелирных изделиях. Драгоценности являются лучшими украшениями, которые способны подчеркнуть индивидуальность. Ювелирные изделия – это, безусловно, далеко не дешевое приобретение, поэтому к их покупке необходимо подходить обстоятельно. Новая вещь должна непременно радовать, а не приносить разочарование. В статье расскажем о том, как выбрать золотые изделия в ювелирном магазине.

Металл

Иметь очень много ювелирных изделий – это мечта каждой девушки. Однако в реальной жизни приобретать дорогие украшения приходится не так часто. Сделать хорошую покупку не так-то и просто, как может показаться на первый взгляд. Современные магазины ювелирных изделий предлагают большой выбор колец, цепей, сережек, браслетов. Разобраться в таком многообразии совсем не просто. В статье поговорим о самых основных моментах, которые стоит учитывать при покупке.

Ювелирное изделие – это не простое украшение, поскольку изготовляется оно из драгоценного металла. Чаще всего на прилавках можно увидеть изделия из серебра, золота и платины. Также в продаже имеются украшения из металлов платиновой группы: иридия, родия и палладия.

Магазин ювелирных изделий

Наиболее востребованы среди покупателей серебро и золото. Остальные виды используются чаще всего для драгоценных сплавов для улучшения свойств изделий.

На каждом украшении в магазине ювелирных изделий имеется проба. Клеймо указывает на происхождение изделия, процентное содержание ценных металлов. Если на украшении нет клейма, это говорит о том, что перед покупателем подделка или предмет изготовлен в частной мастерской, а не на заводе ювелирных изделий.

Золото

Для многих ювелирное изделие – это украшение из золота. Металл может быть 375, 500, 585, 750, 958 и 999-й пробы. Конечно же, самая распространенная 585-я. Ювелирные изделия данной пробы чаще всего представлены на прилавках магазинов, поскольку являются оптимальным решением по соотношению «цена-качество».

Если покупателю по душе золотые украшения, ему следует знать о том, что металл может быть представлен в трех оттенках, которые придают ему сплавы. Кроме классического желтого золота, ювелиры используют розовый, красный и белый металл. Реже в изделиях могут присутствовать элементы из синего, зеленого, голубого металла.

Современные заводы ювелирных изделий изготовляют самые разные украшения. Ассортимент продукции впечатляет. Поэтому покупателям не так просто разобраться при покупке. Очень много изделий сейчас производят из белого золота. Купить серьги или кольцо из такого металла сложнее. Преимуществом белого золота является его твердость. Изделие из него нельзя поцарапать. Но есть и недостатки – это присутствие коричневатого или желтоватого оттенков. Однако этот момент можно обойти, приобретя изделие с родиевым покрытием, которое придает блеск и яркость.

Платина

Платина также хороша для изготовления украшений. Металл податлив при обработке и крепкий во время носки. Именно по этой причине из него изготовляют сложные изделия, которые прослужат очень долго. Изделия из платины подойдут даже аллергикам, поскольку металл самый чистый.

Завод ювелирных изделий

При изготовлении украшений в состав добавляют иридий и рутений, отчего изделия становятся очень дорогими. Платиновые вещи могут иметь 850, 900 и 950-ю пробу.

Серебро

Серебро – прекрасный металл для изготовления ювелирных украшений. Он имеет белый цвет и высокую отражательную способность. Металл очень ковкий, его просто отполировать и придать изделию нужную форму. Именно по этой причине из серебра изготовляют самые разные украшения – кольца, серьги, кулоны, броши, запонки, цепи, ожерелья, браслеты и прочее. Металл часто используют в сочетании с чернью, золотом, эмалью, слоновой костью, драгоценными и полудрагоценными, минеральными камнями. Серебро заслужило звание демократичного металла. Изделия из него могут иметь 720, 800, 900, 950-ю пробу. Наиболее востребован сплав 925-й пробы.

Вставки

Очень часто используются в ювелирных изделиях камни. Они могут быть драгоценными (сапфир, изумруд, бриллиант) или полудрагоценными (топаз, бирюза, нефрит, сердолик). Также возможны вставки, выполненные из минеральных камней – янтаря или жемчуга. Выбрать изделие с камнем можно исходя из цвета, своего характера или стиля одежды.

Бриллианты

Об украшении с бриллиантами мечтает каждая женщина. Такие аксессуары не все могут себе позволить. И все же, как выбрать ювелирное изделие с бриллиантом? Рассматривая изделие, непременно обратите внимание на огранку камня. Именно она придает ему такой блеск. Стандартный и наиболее распространенный вариант – это 58 граней для округлых форм. В полной мере оценить блеск камня можно только при дневном свете. Только в этом случае можно увидеть настоящий блеск бриллианта. Драгоценные камни могут быть представлены разными оттенками: розовый, желтый, голубой, белый, коричневый, зеленый и даже черный.

Ювелирные изделия

Наиболее ценными считаются бесцветные или яркие камни. Самый редкий и дорогой бриллиант – розовый. Один карат оценивается в один миллион долларов.

Очень важным моментом при выборе бриллианта является его прозрачность. Если в камне видны включения и несовершенства, то его стоимость невелика. А вот если при 10-кратном увеличении дефектов не видно, значит, бриллиант идеален. В этом случае его стоимость невероятно высока. Вес камня измеряется в каратах. Именно на эту характеристику обращают внимание женщины при покупке. Один карат равен 200 мг.

Изумруд

Не менее эффектно смотрятся украшения и с другими драгоценными камнями. Как выбрать изумруд? В ювелирных изделиях определить натуральность камня очень сложно. Это под силу лишь специалистам, и все-таки имеются некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Изумруды – драгоценные камни насыщенного зеленого цвета с желтым или голубым оттенком. Последние считаются очень дорогими. Выбирая украшение с изумрудом, необходимо обратить внимание на цвет. Он должен быть насыщенным и ярким. Чисто зеленые камни без оттенков – большая редкость. Стоят они очень дорого. Изумруд с сильным желтым оттенком должен насторожить, поскольку это может быть перидот или гранат. Если хотите рассмотреть все цветовые нюансы, воспользуйтесь белой бумагой. Положите на лист изделие и внимательно осмотрите его. Хороший изумруд обладает насыщенным цветом. Его цвет не должен быть слишком светлым. Светлые камни – это, вероятнее всего, бериллы.

Ювелирные изделия 585

В натуральном изумруде всегда присутствуют природные включения, благодаря которым камень немного мутный. Идеальную прозрачность имеет синтетический материал. Рассматривая камень, стоит обратить внимание на то, чтобы включения не находились у самой поверхности, поскольку они делают изумруд хрупким. Мелкие трещинки и пузырьки не дают возможности минералам ярко блестеть на солнце. Если камень ярко сверкает – это, вероятнее всего, цирконий.

По мнению специалистов, продажа ювелирных изделий – очень выгодный бизнес, но при этом на прилавках имеется очень много изделий с поддельными камнями. Поэтому к выбору украшений с камнями необходимо подойти основательно.

Рубины

Среди любительниц украшений с цветными вставками немало почитательниц рубинов. Натуральные камни высоко ценятся в ювелирном деле. Итак, как выбирать ювелирные изделия с рубинами? Настоящие камни имеют насыщенный красный цвет. Их стоимость напрямую зависит от величины. Некоторые высококачественные крупные рубины стоят намного дороже бриллиантов. Самыми лучшими в мире признаны бирманские камни. Но они являются большой редкость в отечественных ювелирных магазинах. Чаще всего в продаже встречаются звездчатые камни, для которых характерны расходящиеся лучи вкраплений.

При покупке украшения необходимо обратить внимание на внешний вид рубина. Через лупу можно увидеть вкрапления внутри него. Присутствие таких дефектов говорит о том, что перед покупателем настоящий камень. Искусственные подделки имеют идеальную прозрачность. Но в то же время не рекомендуется приобретать рубин со слишком большим количеством таких вкраплений, поскольку он не имеет блеска, да и его прочность вызывает массу сомнений.

Как выбрать золотые изделия в ювелирных магазинах

Такой минерал является очень прочным. Его плотность уступает только алмазу. Поэтому на качественном камне оставить царапины невозможно.

Сапфиры

Очень красивые украшения с сапфирами. Камни принято называть королевскими. В золотой оправе они выглядят поистине роскошно. Тогда как выбрать сапфир в ювелирном изделии? Главным критерием оценки камня является его цвет и прозрачность. Существует ошибочное мнение, что сапфиры могут быть только синего цвета. Это не так. В природе встречаются камни 160-ти оттенков. Сапфиры не могут быть только красного цвета, поскольку это тогда рубины.

В процессе выбора украшения необходимо оценить прозрачность камня. Идеальной она не может быть, поскольку внутри должны быть примеси. Они могут быть малозаметными или сильно выраженными. Синтетические сапфиры внутри имеют характерные пузырьки воздуха.

Как выбрать ювелирное изделие с бриллиантом

В природе встречается двойник камня – кордиерит. Оба минерала похожи, но значительно отличаются стоимостью. Подделку определить можно несколькими способами. На сапфире невозможно оставить царапину, поскольку он очень прочный. Подержав его в руке, можно заметить, что он остался прохладным. Это говорит о том, что камень настоящий. А вот подделки очень быстро меняют температуру.

Полудрагоценные камни и минералы

Не менее прекрасные и популярные украшения с полудрагоценными камнями. Бирюза, топазы, кварц или опал тоже хороши в качестве вставок в изделиях. Такие украшения более доступны покупателям.

Также в ювелирном деле востребованы минералы. Коралл, жемчуг и янтарь являются прекрасным дополнением любого украшения. Жемчуг бывает натуральный и искусственный. Второй стоит намного дешевле и не имеет природной красоты. Природный жемчуг встречается редко и стоит дорого. Чаще всего в продаже имеется культивируемый на водных фабриках жемчуг. При покупке стоит обратить внимание на форму, цвет и блеск минерала. Настоящий жемчуг словно светится изнутри, а не просто переливается по поверхности. Он может быть серого, белого, черного или розового цвета. Последний встречается крайне редко. Подбирать цвет украшения необходимо исходя из оттенка кожи, волос и других особенностей внешности.

Янтарь тоже очень красиво смотрится в золотой оправе. Определить его натуральность несложно. Есть несколько простых способов. Камень необходимо потереть о ткань, он тут же наэлектризуется и начнет притягивать к себе волосы. Если приложить к янтарю горячую иглу, то можно почувствовать запах канифоли. Аромат паленой пластмассы говорит о том, что перед покупателем подделка.

Крепление камней

Продолжая разговор о том, как правильно выбирать ювелирные изделия, стоит вспомнить, что при покупке украшения необходимо обратить внимание на закрепку камней. Это позволит избежать разочарования при обнаружении дефектов. Украшения при носке испытывают нагрузки, а значит, камни в них должны быть качественно закреплены.

Продажа ювелирных изделий

Внимание необходимо обратить на ободковую закрепку, которая удерживает самоцвет в изделии. Ее еще называют царговой.

А вот пружинная закрепка совсем иная. Создается впечатление, что камень парит в воздухе, хотя на самом деле он надежно закреплен в изделии. Удобство закрепки в том, что она позволяет большому количеству лучей попадать на самоцвет, отчего он сильнее сияет.

Также в ювелирных изделиях часто используют классические закрепки в виде лапок. Такой вариант креплений акцентирует внимание на камне. Для установки нескольких небольших камней используют паве, причем при этом самоцветы образуют единое целое. Для изготовления обручальных колец обычно используют канальные закрепки, когда бриллианты помещают внутрь канала. Камней в этом случае может быть очень много.

Размер изделия

При покупке украшения очень важно правильно выбрать размер. Он должен соответствовать образу. Стройным, худеньким девушкам стоит выбирать миниатюрные изделия. Более полным дамам необходимо обратить внимание на крупные украшения.

Как выбрать сапфир в ювелирном изделии

Если необходимо купить вещь на каждый день, стоит предпочесть аккуратные и небольшие изделия, чтобы они были удобны в носке.

Как носить украшения?

Для ювелирных украшений действует принцип – «лучше меньше, да лучше». Это означает, что не стоит надевать на себя сразу все, что имеется в доме. Обилие драгоценностей говорит о дурном вкусе.

Кроме того, есть правила, которые следует соблюдать при носке украшений:

  1. Бриллианты принято носить замужним дамам. Исключение может составить тоненькое колечко с небольшим камнем. Для юных девушек подходят бирюза и кораллы.
  2. Серебряные изделия – это повседневные украшения. Только самые красивые экземпляры можно позволить носить с коктейльным платьем.
  3. Не стоит перегружать свой образ сразу всеми предметами из одного гарнитура. Рекомендуется одновременно надеть кольцо и ожерелье или серьги и браслет – этого будет достаточно.
  4. Бриллиантовое колье и часы уместны только на торжественных приемах при условии наличия открытого платья с декольте.
  5. В одном образе нельзя сочетать одновременно несколько металлов. Осторожно необходимо сочетать полудрагоценные и драгоценные камни. Минералы должны быть примерно одного ценового уровня. Непрозрачные и прозрачные минералы можно сочетать лишь в том случае, если они будут обрамлены в один и тот же металл. Драгоценности должны идеально сочетаться и дополнять наряд. К яркой одежде подойдут изделия из серебра и белого золота. А вот цветные камни хорошо смотрятся с нарядами пастельных тонов. Непрозрачные минералы отлично выглядят на зеленом, синем и фиолетовом фоне.
  6. На светские рауты и вечеринки стилисты рекомендуют надевать широкие браслеты, крупные длинные серьги, ожерелья, жемчужные нити или броши.
  7. При покупке украшения стоит подбирать его под цвет глаз, кожи и волос. Для золотистой кожи идеально подходит белое золото и серебро, жемчуг, бирюза, розовый кварц, оникс. На белом теле хорошо смотрится агат, яшма. Блондинкам идут нежные оттенки (бирюза, жемчуг, коралл); рыжеволосым дамам – зеленые и фиолетовые камни; брюнеткам – теплые тона (нефрит, янтарь, оникс).
  8. При выборе сережек стоит ориентироваться на прическу и форму лица. Если у покупательницы вытянутое лицо и стройная шея, смело можно брать длинные струящиеся серьги. Капельки подходят женщинам с округлым лицом.
  9. Массивные кольца подходят для крупных рук, для тонких пальчиков необходимы изящные небольшие украшения.

Драгоценности на свадьбу

Свадьба – это очень важное событие, которое требует серьезной подготовки. Выбор украшений далеко не последнее дело в списке. Специалисты рекомендуют обратить внимание на украшения с жемчугом и бриллиантами. Они наиболее гармонично смотрятся в образе невесты. Кольца, диадема, ожерелье и браслеты должны сочетаться друг с другом. Они должны дополнять платье, а не быть ярким акцентом. Сейчас в моде минималистические и винтажные украшения.

Как выбрать изумруд в ювелирном изделии

Жених может подобрать для себя запонки или зажим для галстука. Однако очень важно не переборщить с украшениями. Неплохо, если драгоценные аксессуары жениха и невесты сочетаются – это делает образ пары завершенным.

Вместо послесловия

На просторах нашей страны работают многочисленные магазины ювелирных изделий. «Адамас», например, является одним из крупнейших фирменных заведений. Магазины бренда имеются во всех крупных городах. Специалисты рекомендуют перед походом в ювелирный магазин ознакомиться с продукцией завода-производителя определенной сети. Это позволит иметь представление о моделях и течениях моды. Возможно, покупатель подберет для себя определенные модели, которые в дальнейшем можно примерить в магазине. Заказывать украшения через интернет, как и прочие товары, удобно, но рискованно. Без примерки невозможно понять, подходит ли размер (он может меняться в зависимости от модели), цвет, стиль. Кроме того, в магазине проще рассмотреть изделие в свете ламп.

Названий аксессуаров из драгоценных материалов очень много. И продолжают появляться новые благодаря вдохновению дизайнеров-новаторов, а консервативные модельеры возвращают из забвения старинные модели.

Чтобы не запутаться в этом многообразии предлагаем подробный обзор, посвященный изысканным дорогим украшениям. Читайте о главных признаках драгоценностей, их разновидностях и предназначении.

Что такое ювелирное изделие

Это довольно обширная группа товаров с разным назначением, сюда относят и нательные украшения, и предметы интерьера и даже столовые приборы. Но мы сосредоточимся только на первой категории. Наша задача — научиться с легкостью ориентироваться в широком ассортименте аксессуаров, которые помогают сделать наш образ совершенным и максимально выразительным. Нужно понимать, что не все колье, кольца и браслеты входят в данную почетную категорию. Существует 3 важных критерия:

  • изготовление из драгоценных материалов;
  • художественная обработка и уникальная композиция элементов;
  • определенное назначение;
  • наличие клейма.

Главный признак — высокая ценность сырья

В самом слове «ювелир» содержится важный посыл, который помогает разделить всю многочисленную продукцию на произведения искусства и просто симпатичные вещицы. Переводится juwel с немецкого как «драгоценность», поэтому важно, из чего изделие выполнено. Допускается немного вариантов:

  • золото;
  • серебро;
  • платина;
  • палладий.

Почему именно эти материалы — есть убедительные доводы. Главный из них — они инертны, то есть практически не вступают в химическую реакцию с другими веществами. Это означает, что такое украшение сохранит первозданный цвет даже после продолжительного пребывания на солнце, в воде, на открытом воздухе. Было бы неприятно, если бы металл любимого кольца или браслета покрывался некрасивыми пятнами во время свидания или прогулки.

Возможно, вы возразите, вспомнив темнеющее серебро. Действительно, медленное изменение цвета может происходить, но для этого должны быть причины:

  • Неправильный уход, использование агрессивных механических способов чистки, которые повреждают поверхность.
  • Большая доля примесей, которыми являются другие элементы периодической системы, более подверженные химическому воздействию.
  • Проблемы со здоровьем — нередко изменения цвета ювелирного украшения — это верный знак того, что в работе эндокринной или выделительной системы произошел какой-то сбой.

К сожалению, изготовление аксессуаров без использования лигатуры (металл, участвующий в сплаве) невозможно. Это связано с тем, что материалы, которые особенно ценятся ювелирами и характеризуются высокими антикоррозийными свойствами, уязвимы к механическому воздействию. Они мягкие — легко гнутся, царапаются, не переносят больших нагрузок на разрыв.

Также имеет значение из чего выполнена вставка, если она присутствует. Драгоценными считаются такие камни:

  • алмаз;
  • жемчуг;
  • корунд (рубин и сапфир);
  • хризолит;
  • берилл;
  • гранат.

Художественная обработка

Для высокой ценности и красоты недостаточно использования редких материалов — также нужны ювелирный талант и искусное воплощение дизайнерского замысла. Бывает немало техник, какие используют для изготовления украшений, вот наиболее популярные из них:

  • ковка — древнейший способ, который предполагает воздействие на горячее сырье, способ используется в создании пластинчатых изделий, наиболее востребован в этническом стиле;
  • скань — наложение металлической нити для декорирования;
  • чернение — окрашивание каких-либо элементов в темный цвет, что позволяет сделать узоры более объемными и выразительными;
  • зернь — создание оригинального рельефа в виде мелких шариков и других фигур;
  • филигрань — создание сложной ажурной композиции из ниточек;
  • алмазная грань — нанесение рисунков на металлической поверхности с помощью резца из алмаза;
  • вставка граненая — особенной экспрессии может добавить самоцвет красивой огранки, который переливается на свету и привносит в образ штрих роскоши.

Именно благодаря художественной обработке вещи приобретают большую притягательность. Произведение, созданное талантливым мастером, имеет стильный гармоничный дизайн, который способен идеально вписаться в вечерний или коктейльный аутфит и достойно украсить образ в любом стиле.

Назначение

К ювелирным изделиям кроме украшений обоснованно относятся и такие произведения, что не носят на теле, например:

  • предметы туалета — запонки, зажимы для платка;
  • аксессуары — портсигар, шкатулка для драгоценностей;
  • предметы сервировки обеденного стола — кроме столовых приборов сюда причисляются кольца для салфеток, подставки для стаканов.

Красивые вещи ценны не только из-за того, что для их изготовления использованы дорогие материалы и в них инкрустированы самоцветы. Еще одно достоинство — долговечность. Подобные вещицы служат не одному поколению, не переставая радовать глаз своим владельцам и создавать непередаваемую атмосферу роскоши и утонченного вкуса.

Клеймение

Если вам предлагают дорогой товар, убеждая, что он является ювелирным изделием, обратите внимание на его внутреннюю поверхность. Здесь вы найдете 2 оттиска — имменник (указывает на мастера или фирму) и пробу (она обозначает, сколько граммов чистого драгметалла содержится в килограмме сплава). Они должны располагаться рядом, если один из них отсутствует (нередко бывает, что нет первого клейма), вас это должно насторожить — товар или поддельный, или компания производит и реализует свою продукцию нелегально.

Данная маркировка наносится не производителем, а специальным органом, контролирующим качество, — Палатой пробного надзора.

Классификация ювелирных товаров

Несмотря на то, что статья посвящена драгоценным украшениям, все же следует уделить немного внимания и той продукции, которая выполнена из менее ценных материалов. Для них тоже выделяется значимое место в арсенале стильной девушки. Как минимум — один мешочек от бренда The Meshok, где будут собраны оригинальные яркие модели для повседневных озорных образов. В чехле из натурального хлопка ваши любимые вещи находятся под надежной защитой от света и пыли. Нательные аксессуары делятся на 3 большие группы.

Бижутерия — все виды галантереи

В эту категорию попадают изделия из металлических сплавов, в состав которых входят во всевозможных комбинациях латунь, олово, медь, алюминий, хром, никель. Они могут оснащаться вставкой из полудрагоценных камней, пластика, эмалированных элементов, кристаллов Сваровски. Также модели из этой подгруппы могут иметь совершенно нестандартный дизайн и изготавливаться из дерева, кожи, бисера.

Несмотря на то, что применяется сравнительно недорогое сырье, данные образцы нередко обладают очень высокой художественной ценностью, особенно те из них, которые сделаны вручную.

Бижутерия нередко выглядит ослепительно и очаровательно, превосходя по эстетике более дорогие изделия. Но, к сожалению, она может быстро потерять свой первоначальный вид, так как выполнена из материалов, легко вступающих в реакцию с кислородом и выделениями эпидермиса. Это способствует потере блеска и неравномерному изменению цвета.

Ювелирная галантерея

Представители этой группы тоже производят из недорогих сплавов, но из-за золотого или серебряного напыления, нанесенного по всей поверхности, они гораздо дольше сохраняют идеальный внешний облик. Такие образцы могут выглядеть в точности как драгоценные изделия и долго служить. Но покупка такого товара не будет инвестицией, что справедливо в отношении аксессуаров из драгметаллов. Кроме того, если их и украшают декоративными вставками, используют не природные самоцветы, а полудрагоценные минералы или их синтетические аналоги.

Наиболее престижная продукция, созданная мастером-ювелиром

Признаками принадлежности к данной категории является:

  • изготовление из золота, серебра, платины или палладия;
  • если есть инкрустации, то из натуральных камней;
  • присутствует клеймо, которое гарантирует, что независимый экспертный орган подтверждает высокое качество.

В повседневном луке уместны ювелирные изделия из этой классификации, которые имеют лаконичный универсальный дизайн: цепочка с маленькой подвеской, серьги-гвоздики, гладкие узкие кольца с небольшими вставками. Экспрессивные же крупные аналоги предназначены для дополнения вечерних нарядов. Массивный перстень с внушительным рубином или диадема с россыпью самоцветов выглядит неуместной в офисной обстановке или во время шопинга.

Локация расположения на теле

Где располагается Наименование
Голова Серьги, диадема
Шея Цепочка, гривна, бусы, колье, ожерелье, кулон
Руки Кольцо, браслет

Виды и названия ювелирных изделий

Ассортимент украшений очень велик, и далеко не все из них на слуху. Представим полный список, который поможет ориентироваться в многообразии продукции:

Сережки

Различают по разным признакам, первый из них — особенность конструкции:

  • пусеты или гвоздики — характеризуются компактностью и универсальностью;
  • подвески — удлиненные модели, которые покачиваются во время ходьбы, они способны сделать черты лица более изящными, а образ — романтичным;
  • серьги-люстры или шандельеры — массивные расширяющиеся книзу образцы, которые делают лук особенно экспрессивным;
  • серьги-кольца или конго — такое ювелирное украшение существует с древнейших времен и в описании не нуждается;
  • кластеры — фиксируются по принципу гвоздиков, но имеют более выразительный дизайн, в котором используется множество декоративных деталей;
  • каффы — украшают не только мочку, но и хрящ ушной раковины;
  • защелкивающиеся серьги с лаконичным исполнением на каждый день — наибольшей популярностью пользуется английская застежка.

Кольца

Простые и сложные, украшенные декоративными элементами или камнями. Также следует выделить фаланговые — такую разновидность надевают не на основание пальца, а на верхнюю фалангу или даже на ноготь — сегодня подобные образцы особенно ценятся среди оригинальных девушек. Основные виды с кратким описанием этих ювелирных изделий:

  • обручальное — как правило, гладкое, но допускаются и фантазийные вариации;
  • коктейльное — с крупным самоцветом в высокой оправе;
  • перстень-печатка — модель со щитком с гравировкой или рельефным узором;
  • гороскопическое кольцо — с минералом, соответствующим гороскопу владельца.

Для волос и головы

Продукция этой группы условно делится на функциональную и декоративную. К первой причисляются товары, которые способны надежно зафиксировать локоны и участвуют в создании прически. А именно украшения на голову, которые называются гребни и заколки. Диадемы и ободки выполняют только эстетическую функцию.

Аксессуары, которые носят на шее

Колье, ожерелье, кулон, подвеска, жгут, бусы — эти наименования отличаются конфигурацией и способом исполнения. Могут создаваться из металлов и камней разного происхождения. Дизайн бывает различным по стилистической направленности — классика, романтика, бохо, минимализм, футуризм. Главное различие между всеми перечисленными изделиями — размер. Этот критерий является основополагающим при выборе для определенного типа фигуры и мероприятия, на которое вы собираетесь отправиться. Виды колье и ожерелий по этому принципу делятся на:

  • коллар или воротничок (30 см.) — короткие образцы плотно прилегающие к коже;
  • чокер (40 см.) — немного длиннее предыдущей вариации, прилегает к ключицам;
  • принцесса (45 см.) — наиболее популярный вариант, удачно дополняющий образ женщин и с длинной, и с короткой шеей, с любой прической и формой горловины;
  • матинэ — длина до 60 см., подходит для тех, кто хочет выглядеть стройнее;
  • опера — пересекает линию груди, но не достает до талии;
  • роуп — очень длинная модель (может достигать 180 см.), носят в несколько оборотов.

Названия и описание видов ювелирных украшений на шею — наиболее обширная тема, их перечень оправданно считается самым большим. Это связано с чрезвычайным влиянием такого изделия на общее впечатление — оно создает лейтмотив лука и находится в центре внимания.

Браслеты

Различают жесткие и мягкие. В первую группу входят:

  • замкнутые — монолитная вещь без разъемов;
  • разомкнутый обруч — напоминает букву С;
  • пружинящие;
  • шарнирные — две дуги соединяются шарниром, который помогает снимать и надевать драгоценность;

Гибкие аналоги могут быть цепными (из звеньев), плетеными (из металлических жгутов и нитей), глидерными (элементы соединяются пружинами).

Частые вопросы и описание редких ювелирных украшений

  • Как называется браслет или ободок на шею? Это гривна, ее делают из металлического плетеного жгута или гладкой пластины, допустимы вставки из драгоценных камней. Дизайнеры любят модель в виде небольшого разомкнутого обруча за универсальность, ведь она удачно вписывается и в базовый офисный комплект поверх блузы, а также уместна и в вечернем или урбанистическом туалете.
  • Чем ожерелье отличается от колье? В первом случае элементы по всей длине имеют одинаковые габариты, во втором — есть главенствующая декоративная композиция, расположенная по центру.
  • Как называется лента на шею? Под подобное описание подходит склаваж — аристократическое украшение родом из Франции. Его создают из разных материалов — жемчужных нитей, драгоценных камней или цепочек, также основой аксессуара может выступать бархатная ткань, на которой закреплен декор из самоцветов. Чаще всего он выполняется в виде креста, бабочки или банта. Важно, что модель высоко сидит и плотно облегает кожу.
  • Чем отличается кулон от подвески? Первый подвешивается только на шейную цепочку и служит центральным декоративным элементом композиции. Украшение-подвеска не обязательно одиноко, оно может соседствовать с другими образцами, а также уместно на любой вашей вещи — чокере, серьге, браслете, сумке и даже обуви.

Посетите каталог бренда The Meshok, здесь собраны полезные и стильные мешочки из прочной натуральной ткани, в которых удобно хранить любимые украшения. Такая забота поможет им сберечь безупречный вид и служить дольше.

Читайте также: