Что такое ювелирная промышленность

Опубликовано: 17.04.2024

Каким бы традиционным ни было ювелирное ремесло, без новинок в этой сфере производства не обойтись. Серебро, золото, металлы платиновой группы, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни — классика отрасли, но не все отдают свое предпочтение исключительно классическим вещам и аксессуарам.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 1

Хайп… Лично я с этим зарубежным термином впервые столкнулась в рекламе продуктов МТС по TV, которая пыталась раскрыть саму суть понятия. И хайп «зацепил» массы — теперь это слово и его значение понятны большей части населения, и они пользуются спросом в употреблении. И, наверное, ювелирные украшения, выполненные из нетрадиционных материалов и с их применением, я бы назвала хайповыми.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 2

Ни для кого не будет новостью возможность включений дерева, силикона, кожи и других материалов в драгоценные металлы. Это тема — не нова, и в дизайне украшений она уже «отгремела», но некоторые ювелирные коллекции с таким оригинальным симбиозом материалов встречают на «ура» и сегодня, и их тоже все еще можно называть «хайповыми».

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 3

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 4

Но больший хайп для меня — материалы и специфики производства, пришедшие в ювелирку из серьезнейших отраслей промышленности — оптики, электроники, медицины, автопрома, нефтегазовой и энергетической сфер, авиа и ракетостроения.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 5

Так, ювелирная керамика — стоматологический материал с улучшенными свойствами, синтезированные ювелирные вставки — материалы, используемые в оптике и электронике, нанокерамические покрытия на драгоценных металлах — специфика автомобильной отрасли, оттуда же — декорирование драгоценных металлов порошковыми покрытиями, и это, кстати, новинка сезона 2020/2021 от зарубежных ювелирных брендов. А тугоплавкие металлы?! Да, и их ювелирная отрасль решила «взять под свое крыло».

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 6

Но разве можно украшения из неювелирных металлов и с включениями недрагоценных материалов в драгоценные причислять к одноименной отрасли?! Можно… Но отчасти. Сегодня, если сравнивать идею и ценность, первое оказывается в выигрыше. И никого уже не смущают дуэты золота с деревом, титана с бриллиантами, серебра с керамикой и т.п., одним словом, драгоценного с недрагоценным. Это касается и изделий, полностью выполненных из нетрадиционных тугоплавких металлов.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 7

«Ювелирный» — это определение уже больше не о свойствах металла, а о качестве его исполнения, превращения в стоящую вещь. Почему и бижутерию делят на простую и ювелирную, потому что во втором случае изделие из недрагоценного металла проходит точно такой же цикл производства, как и ювелирный продукт — с тщательной обработкой поверхности, надежной закрепкой вставок, идеальной финишной обработкой и нанесенными на поверхность драгоценными покрытиями.

Так почему ювелирная «нетрадиционка» становится все популярнее?! Все дело в ее цветовых и прочностных возможностях.

Первое, что всегда не хватало ювелирным украшениям, — цвет. Да, определенных оттенков на благородных металлах можно добиться гальваническими покрытиями, но линейка цветов очень узкая. Да-да, никто не забывает об эмалях, но они — из разряда классики жанра. В определенный момент времени ювелирной отрасли пришлось отправляться на поиски цвета, и она его нашла — в керамике.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 8

Основной компонент ювелирных керамических украшений — диоксид циркония — сверхтвердое вещество, широко применяющееся в автомобильной, космической и, конечно, медицинской (ZrO2 является основной циркониевого зубного протеза) отраслях промышленности.

Ювелирная керамика высокотехнологична и изготавливается из неорганических неметаллических материалов, измельчаемых в порошок и уплотняемых под действием высокого давления в форму заготовки, которая впоследствии обжигается в специализированной печи при температуре порядка 1600˚C. Под воздействием высоких температурных значений керамика окисляется, формируя на своей поверхности прочное защитное покрытие, по характеристикам равное сапфировому стеклу. Следующие этапы нанокерамического производства включают в себя больше трех десятков шлифовальных и полировальных ступеней обработки, вследствие чего поверхность украшения приобретает глянцевый, привлекательный вид… И еще одно преимущество — стойкость к царапинам и потертостям.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 9

Стандартный цвет ювелирной керамики — белый, такой материал идентичен по составу с керамикой технической, применяемой в стоматологии. За цвет в материале отвечают оксиды металлов и, благодаря им, сегодня в широком распространении имеются керамические украшения черных, синих, коричневых, фиолетовых, зеленых, бежевых тонов. И эта цветовая линейка в ближайшем будущем будет стопроцентно расширена.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 10

Отдельная и интереснейшая тема — нанокерамические покрытия, дающие серебру и золоту невероятные цветовые решения.

Нанокерамические электролитические покрытия появились в отрасли сравнительно недавно — 6-7 лет назад, и очень выручили «благородных коллег», ведь с помощью данной технологии серебро и золото могут стать малиновыми, синими, зелеными, бордовыми, оранжевыми, розовыми, изумрудными, красными, бирюзовыми и фиолетовыми. Они могут стать такими и с эмалями, но есть одно «но»: эмаль не позволяет покрывать изделие целиком, полностью повторяя его форму, а нанокерамические покрытия могут. Толщины такой нанокерамики существенны по сравнению с величинами родиевых и золотых покрытий, и могут достигать 25 микрон, при этом оставаясь пластичными, износостойкими, не склонными к трещинообразованию и к процессу коррозии.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 11

Что касается синтезированных камней, то их популярность на ювелирном рынке, как и в случае с керамикой, обусловлена возможностями цвета. Но и, конечно, ценовым разнообразием и большей доступностью. Не каждый из нас в украшении может позволить себе крупный драгоценный или полудрагоценный камень интересного оттенка. Не каждый может позволить себе и синтезированный камень с такими параметрами, но мелкие и средние лабораторные камни интересных цветов доступны.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 12

Синтетические камни — это камни, выращенные в лаборатории. Рост их кристаллов идентичен природному, но в лаборатории минералы «подрастают» на порядок быстрее. Наша страна обладает развитыми технологиями синтеза различных ювелирных камней, и наш синтезированный продукт популярен как на территории России, так и в зарубежных странах. Корунды и бериллы с минимумом включений и насыщенными цветами, кварцы и другие полудрагоценные синтезированные вставки с разнообразнейшими цветовыми решениями, камни, имеющие «эффекты звезды» — астеризм и смену цвета — плеохроизм… Все это стало гораздо доступнее для покупателей с помощью высоких технологий и успешного сотрудничества между собой различных отраслей промышленности. А почему нет?! Такие коллаборации дают ювелирной отрасли развитие и в функциональном, и в эстетических планах.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 13

Как бы ни были прекрасны и благородны серебро и золото, у них есть ряд вредных «привычек». Серебро тускнеет на воздухе и отлично поддается механическим воздействиям. При длительном ношении серебряных украшений, особенно колец, их поверхность будет выглядеть удручающе. Золото не тускнеет, но также деформируется и теряет со временем свой идеальный глянцевый вид. Отдельная тема — аллергические реакции на компоненты благородных сплавов. Нетрадиционные и недрагоценные металлы — сталь, титан, вольфрам и молибден — таких вредных привычек не имеют — этим обусловлена и их популярность в отрасли. Однако и у тугоплавких металлов сложности характера имеются, и о них, подробно и максимально интересно, я постараюсь рассказать с следующей статье.

«Нетрадиционка» ювелирной отрасли, фото № 14

«Нет ничего лучше классики», — скажут многие и окажутся правы. Классика — стопроцентный вариант образа: маленькое чёрное платье, туфли-лодочки, бриллиантовые драгоценности и т.д. Но смотреть в одном направлении, жить в одном амплуа — скучно. Мир меняется, мы меняемся, и все, что так любим, трансформируется вместе с нами и под нас…И где, кем бы мы были, если бы этого не происходило…

Золотые ювелирные изделия в блеске солнца

Ювелирная промышленность России и мира развивалась неравномерно, что вполне объяснимо с исторической точки зрения при исследовании определённых периодов развития и становления отдельных стран. В то же время, истоки формирования ювелирной промышленности России и мира так или иначе соприкасаются. В этой статье мы предлагаем вам ознакомиться с основными вехами развития ювелирной промышленности России и мира.

Развитие ювелирной промышленности в мире

Золотое кольцо древних времён

Золотое кольцо древних времён

Жизнь в окружении природы, которая в своём первозданном виде, безусловно, является прекрасной и неповторимой, подвигла первых людей на земле создать что-то своё уникальное и неповторимое, способное отражать, воссоздавать и олицетворять красоту природы.

Первыми украшениями, которые появились более, чем двадцать пять тысяч лет назад, были изделия из рогов животных, их костей, зубов, а также различные камни, имеющие нетипичную форму.

Этими изделиями человек хотел разнообразить и украсить свой быт, их стали носить на шее, ушах, запястьях, щиколотках.

То ювелирное искусство, которое мы привыкли лицезреть сегодня, зародилось в древние времена. У истоков ювелирного дела стояли мастера Древнего Египта, цивилизаций Двуречья и других древних городов, селений, зачатков государства.

Ожерелье Древнего Египта

Ожерелье Древнего Египта

Особенностями ювелирных изделий, которые производились в Древнем Египте, были:

Древневосточное ожерелье

  • изумительная техника обработки камней;
  • яркие полихромные детали;
  • утончённость и изысканность.
Древневосточное ожерелье

Для восточных культур и их первых ювелирных украшений характерны были:

Серебряное изделие в стиле Средних веков

  • своеобразная тематика, отражающая религиозную и повседневную жизнь людей;
  • особенная пышность изделий;
  • ценность изделий сегодня, которые представляют в том числе и историческую ценность.
Серебряное изделие в стиле Средних веков

Для ювелирной техники Средневековья характерны были следующие особенности:

Брошь в стиле эпохи Возрождения

  • филигранный ажур;
  • первые попытки инкрустации изделий;
  • использование различных ювелирных камней в инкрустации.
Брошь в стиле эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения характеризуется следующими особенностями в ювелирном производстве:

Серьги в стиле эпохи Нового времени

  • возрождение ювелирных традиций Античности;
  • использование золотых оправ;
  • использование жемчуга и самоцветов;
  • преобладание животных и растительных орнаментов;
  • возрождение алмазов в ювелирном производстве;
  • сюжетность, образность ювелирных изделий.
Серьги в стиле эпохи Нового времени

Эпоха Нового времени ознаменовалась новыми веяниями в ювелирном искусстве, а именно:

  • использованием живописных эффектов;
  • сложными колористическими соединениями эмали, золота и драгоценных камней;
  • причудливость, помпезность и пышность ювелирных изделий.

В восемнадцатом веке в ювелирном деле большее предпочтение отдавалось великолепным брошам, которые украшались камеями, резными портретами, были опоясаны бриллиантами или жемчугами. Также в восемнадцатом веке пользовались популярностью и регулярно производились ведущими ювелирами кольца с крупными камнями, золотые браслеты и обручи, а также диадемы.

Сменившая эпохи Барокко и Рокко эпоха Классицизма принесла в ювелирное дело новые веяния, которые в большинстве своём сосредотачивались вокруг использования уникального стиля Ампир в этом искусстве. Покой, грация и элегантность – вот основные характеристики данного стиля, данной эпохи, ювелирных украшений в стиле ампир.

В Новом веке благодаря множеству открытий, которые произошли и в ювелирном деле, сфера ювелирного производства стала более разнообразной. Модные тенденции и веяния из года в год диктуют мастерам ювелирного дела те особенности, которые им необходимо применять в своём производстве. Сегодня прилавки ювелирных магазинов – переполнены. Спрос на ювелирные изделия в мире не иссякаем. А ювелиры время от времени изобретают всё новые и новые техники, методики ювелирного производства.

История ювелирной промышленности России

Традиционные русские ювелирные изделия

Традиционные русские ювелирные изделия

Периодизация истории развития российской ювелирной промышленности включает в себя несколько этапов, а именно:

  1. Древнерусский период (XII-XIII вв.).
  2. «Московский» период (XVII в.).
  3. «Петербуржский» период (XVIII в.).
  4. «Золотые времена» (XIX в.).
  5. Советский период (1917-1991 гг.).
  6. Современный период (с 1991 г.).

Каждый из этих периодов характеризуется определёнными особенностями, тенденциями развития российского ювелирного искусства.

Характеризуя ювелирную промышленность древнерусского периода, нельзя не упомянуть о следующих особенностях:

  • богатство форм ювелирных изделий;
  • преимущественное изготовление изделий из серебра;
  • преобладание различных неповторимых форм в серебряных изделиях (литургических сосудах, окладки икон и многое другое).

«Московский» период развития российского ювелирного искусства характеризуется следующими особенностями:

  • предпочтительное использование черни и эмали;
  • популяризация чеканки и резьбы по металлу, которые активно применяются в ювелирном производстве;
  • формирование отдельных школ ювелирного искусства (например, усольской, ярославской и других).

«Петербуржский» период следует охарактеризовать следующими особенностями:

  • преобладание общеевропейских тенденций в ювелирном искусстве;
  • приспособление к европейским тенденциям с учётом общероссийских особенностей ювелирного дела;
  • внедрение великоустюжского чернения по серебру.

«Золотые времена» XIX века характеризуются следующими тенденциями в ювелирном производстве России:

  • появление первых фабричных предприятий по производству ювелирных изделий;
  • появление первых российских брендов ювелирной промышленности;
  • механизация ювелирного производства.

В целом, данный период можно охарактеризовать как период нововведений. Появление новых течений, производственных тонкостей – вот основные его характеристики. Стоит, несомненно, упомянуть некоторые фамилии самых известных российских ювелирных промышленников XIX века:

  1. П.Ф. Сазиков – известный российский ювелир, чьи крупные предприятия по производству ювелирных изделий были первыми в Российской империи.
  2. «Хлебников» – ювелирная фирма, которая в конце XIX века объединилась с фирмой Сазикова, создав уникальный комплекс по производству ювелирных изделий в Российской империи.
  3. «Фаберже» – фирма уникального мастера-ювелира, чьё имя известно во всём мире благодаря его уникальному произведению – «Яйца Фаберже», которое полностью выполнено из золота.

Советский период развития ювелирного производства характеризуется большими объёмами производства. Ювелирные изделия, выпускаемые в данный период, как правило, характеризуются однотипностью, и никаких отличительных особенностей не имеют.

В то же время, именно в советский период происходят различные открытия в области химии и физики, которые напрямую связаны с ювелирным производством. Например, учёные физики института им. П. Н. Лебедева получают кристаллы фианита путём синтеза, которые впоследствии активно используются в ювелирном производстве.

Современная ювелирная промышленность

Современное классическое золотое кольцо

Современное классическое золотое кольцо

Сегодня ювелирная промышленность представляет собой одну из самых крупных отраслей народного хозяйства, которая характеризуется наличием современного массового производства.

Особенностями современной ювелирной промышленности России являются следующие:

  • одна из немногих отраслей, которая самостоятельно снабжает себя сырьём – драгоценными металлами и камнями;
  • потенциально российская ювелирная промышленность в состоянии потреблять половину добываемого в России золота;
  • в современной российской ювелирной промышленности применяются сплавы с медью, серебром, никелем, цинком.

В целом, если сравнивать развитие ювелирной промышленности на мировом уровне и в России, то стоит отметить, что основным катализатором здесь всё-таки выступают европейские страны, тенденции и модные веяния из которых приносятся в ювелирное дело России. Тем не менее, не стоит обходить вниманием особенность русской культуры, которая нередко отражается ювелирных произведениях-шедеврах русских мастеров ювелирного дела.

Ювелирная промышленность

Ювелирная промышленность давно превратилась в крупную отрасль народного хозяйства с современным массовым производством. [1]

Ювелирная промышленность является уникальной отраслью экономики Российской Федерации, что связано с рядом присущих ей особенностей. В современных условиях развития рыночной экономики в стране это одна из немногих отраслей, покупающая для себя сырье - драгоценные металлы и камни у государства. Соответственно взаимоотношения между государством и отраслью определяются не только в области налогообложения, но и в области купли-продажи сырья. [2]

Потенциально российская ювелирная промышленность может ежегодно потреблять около половины добываемого золота. Стимулируя производство ювелирных изделий на территории России, государство в итоге может получать в 2 5 - 3 раза больше доходов от добываемых на его территории драгоценных металлов, чем от продажи их в слитках на мировом рынке. [3]

В ювелирной промышленности нашел применение предложенный Б. А. Холопаниным припой с пониженным содержанием золота, обеспечивающий образование паяных швов, по цвету не отличающихся от основного металла. Относительно легкоплавкий припой ( с рабочей температурой пайки 740 С) ЗЛСРМ 583 - 80 ( ГОСТ 6835 - 56) содержит 58 5 % Аи, 13 - 14 % Ag, 10 % Cd, 5 - 6 % Zn, медь - остальное. [4]

Для ювелирной промышленности представляет ценность цвет металла и возможность получения различных оттенков золотых сплавов - от красного через желтый или зеленоватый до белого. [5]

В ювелирной промышленности , кроме того, применяются сплавы, в которых медь частично заменена серебром, никелем или цинком. При этом получаются трех-или четырехкомпонентные сплавы с самыми разнообразными цветовыми оттенками. [6]

Для ювелирной промышленности представляет ценность цвет металла и возможность получения различных оттенков золотых сплавов - от красного через желтый или зеленоватый до белого. [7]

В ювелирной промышленности , кроме того, применяются сплавы, в которых медь частично заменена серебром, никелем или цинком. При этом получаются трех-или четырехкомпонентные сплавы с самыми разнообразными цветовыми оттенками. [8]

Нормально функционирующая ювелирная промышленность оказывает существенный вклад в бюджеты всех уровней. С каждого миллиона рублей выпущенной продукции платежи составляют 500 - 550 тыс. рублей. [9]

В России ювелирная промышленность как специализированная отрасль была организована в 1966 году, когда в единую систему были объединены предприятия различных ведомств, выпускающие ювелирные изделия. В это же время в Ленинграде был создан Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт ювелирной промышленности ( ВНИИ Ювелирпром), выполнявший весь комплекс научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок в отрасли. [10]

Вместе с тем ювелирная промышленность является отраслью, имеющей большое значение для финансовой стабилизации России. Так, в 1997 году при планируемом объеме производства и реализации ювелирных изделий в РФ, налоги и отчисления в бюджет должны составить около 0 5 % от доходной части государственного бюджета Российской Федерации. [11]

Лом и отходы ювелирной промышленности часто дают серебряные сплавы, содержащие до 40 и даже 80 % меди и других неблагородных металлов. Рафинирование такого сплава описанными выше методами невозможно, так как электролит слишком быстро обогащается медью. [13]

Несмотря на проблемы, отечественная ювелирная промышленность обеспечивает в год создание прибавочной стоимости в размере свыше 50 миллионов долларов. Причем затраты на производство составляют лишь 15 процентов. Потенциально ювелирное производство является одной из наиболее рентабельных отраслей хозяйства. Мировой и российский опыт показывает, что на рынке ювелирных украшений формируется максимальная добавочная стоимость во всем цикле переработки драгоценных металлов и камней - от 100 до 1000 процентов. Емкость внутреннего рынка России позволяет реализовывать ювелирных изделий на сумму до 1 миллиарда долларов ежегодно. Однако подъем отечественной промышленности невозможен без изменения ставок налогообложения и условий снабжения сырьем. [14]

Формирование благоприятных условий функционирования ювелирной промышленности на уровне государства является необходимым, но не достаточным для развития этой отрасли экономики России. Не менее важным нам представляется разработка системы мер по повышению конкурентоспособности отечественных ювелирных предприятий. [15]

ювелирная промышленность
В ювелирной промышленности экономики СССР существовало 26 заводов. После распада СССР в 1991 году, остановили производство и эти заводы. С 1991 по 2000 годы наблюдалось сокращение производства в пять раз. Эта отрасль возобновилась только благодаря финансированию частных предпринимателей-ювелиров и предприятий, которых уже на 2003 год насчитывали около 6500.

Чтобы начать свой бизнес в ювелирной промышленности, необходимо было получить от властей специальную регистрацию и лицензию. Тысячи маленьких мастерских и фабрик своими средствами налаживали производство ювелирных изделий, так как государство им ничем не помогало. Российской экономике было выгодно ничего не вкладывать в развитие отрасли, а просто получать чистые налоги. Рост предприятий за год насчитывал в среднем – 15-17%.

За последнюю пару лет из-за влияния мирового финансового кризиса на ювелирную промышленность, изменялся спрос на золото. Потребность в нём на 2009 год составила 43 тн., по сравнению с 2008 годом – 76,5 тн. (-44%). Вследствие чего, многим ювелирным предприятиям пришлось просто закрыться.

Следует отметить, что средний вес одного золотого изделия – 2.6 грамма. К 2008 году было произведено около 44 миллиона штук. Мировая цена на золото сильно влияет на цену золотых изделий в России. В 2009 году средняя годовая цена на золото составляла 972 доллара США, что повлекло за собой рост цен и уменьшение спроса та товар. По данным Пробирной Палаты, с конца 2009 и начала 2010 годов ювелирная промышленность России увеличилась на 26% в производстве золотых изделиях и на 16% - серебряных.
Официальные данные Росстата оценили рентабельность ювелирной промышленности на 2009 год – всего 6,6%. Насытив рынок необходимым количеством изделий, украшения утратили свою уникальность и перестали быть предметом роскоши. Российские потребители изменили свои взгляды на красоту, предпочтя рассматривать серьги, кольца, цепочки, браслеты как элементы стиля и имиджа.

В ювелирной промышленности Россия является большим скупщиком разных драгоценных металлов, так как своих месторождений на территории просто нет. Из-за импорта камней, цены на изделия возросли на 38%. Стоимость украшения отечественного производителя не может быть конкурентоспособной с ценой в Азии и странах Европы, так как в стране действует очень высокое налогообложение. Поэтому в Россию в основном ввозиться товар невысокого уровня дизайна и качества из Индии, Китая, Швейцарии и Таиланда.
Статистические данные «РосЮвелирЭксперта» утверждают, что иностранную ювелирку предпочитают около 48% населения, отечественную – 32%, а 20% не интересуются вообще. Не состоятельные люди покупают более дешевые азиатские украшения с не качественного материала.

В Италии, Израиле, Таиланде, Китае, Индии и др. ювелирная промышленность занимает значимую долю в экономике страны. Как и другой любой бизнес, эта отрасль приносит государствам огромные доходы. В Китае оборот драгоценных камней и металлов занимает в экономике третье место, после автотранспорта и недвижимости. В 2010 году объёмы продаж достигали 180 млрд. долларов, что составляло 10% от мирового показателя. Китайская Народная Республика является вторым потребителем ювелирных изделий, после Японии.

Отсутствие чёткой политики со стороны российского государства сдерживает факторы развития ювелирной промышленности в стране, которые имеют большой потенциал. Основные задачи Президента РФ Д.А. Медведева по модернизации экономики страны – увеличить объёмы производства и расширить рынки сбыта отечественной ювелирной продукции.
Для развития ювелирной промышленности в России предлагается выполнить следующие главные меры:
включить ювелирную промышленность, в большую часть которой входят субъекты малого и среднего бизнеса;
изучить практику государственной поддержки гранильной и ювелирной отрасли Индии, Китая и Турции.
отнести ювелирные изделия к высокотехнологичной продукции;
создать на территории страны специальные экономические зоны;
обеспечить потребность российских ювелирных предприятий камнями;
создать условия и экономическую заинтересованность в увеличении импортных поставок предприятиями ювелирных товаров на мировые рынки;
повысить конкурентоспособность отечественных изделий;
усилить государственный контроль импортных изделий;
применить механизмы тарифно-таможенного управления;
противодействовать нелегальному ввозу ювелирных изделий;
ужесточить административную ответственность за нарушение условий торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.

О электронной промышленности в следующей статье напишу.

Читайте также: