Что такое накладное кольцо

Опубликовано: 24.04.2024

Отверстия ослабляют прочность элементов, в которых они выполнены.

Ослабление происходит за счет уменьшения площади поперечного сечениясоответствующего элемента и за счет концентрации напряжений, котораяимеет явно выраженный локальный характер и распространяется на часть детали, находящуюся в непосредственной близости к кромке отверстия. Укрепление отверстия осуществляется различными способами в соответствии с рисунком 1: утолщением укрепляемой стенки, с помощью укрепляющего элемента в виде штуцера, втулки, накладного кольца и другими.

Выбор рационального способа укрепления и метода его расчета имеет большое значение для надежности конструируемого сосуда или аппарата. Компенсация ослабления стенки сосуда или аппарата отверстиями путем увеличения исполнительной толщины стенки связана с дополнительным расходом конструкционного материала. Рациональнее для компенсации ослабления укрепить край отверстия, утолщая его и располагая добавочный материал, по возможности, в месте возникновения максимальных напряжений, как можно ближе к краю отверстия. Большинство отверстий, выполняемых в обечайках и днищах химических аппаратов, используют для приварных штуцеров, поэтому основным способом их укрепления является утолщение стенки штуцера в соответствии с рисунками 1а…1в. При этом, конструкции, выполненные в соответствии с рисунками 1а и 1б, применяются тогда, когда утолщение внутренней части штуцера нежелательно, например, препятствует монтажу и демонтажу внутренних устройств в аппарате. Иногда целесообразно укрепление отверстия проходным патрубком в соответствии с рисунком 1б или приваркой патрубка с внутренней стороны аппарата в соответствии с рисунком 1г.

Укрепление отверстий накладным кольцом в соответствии с рисунком 1д…1ж применяется, как правило, в том случае, когда укрепление стенкой штуцера недостаточно для выполнения условия прочности стенки. Надежнее укрепляющие кольца, изготовленные из цельной заготовки. Допускаются также кольца, составленные из нескольких, но не более четырех, частей. Укрепляющее кольцо должно плотно прилегать к укрепляемому элементу (допустимый зазор – не более 3 мм), а минимальная толщина кольца должна быть не менее 6 мм.


Рисунок 1 — Типовые конструкции укрепляющих элементов

В случае, когда штуцер расположен на цилиндрическом корпусе, сварные швы со сплошным проваром должны быть расположены под углом 45 о к продольной оси аппарата. В каждом укрепляющем цельном кольце или в каждой части составного кольца должно быть контрольное отверстие. Контрольное отверстие выполняют сквозным, с резьбой М10х15 Оно необходимо для пневматического испытания герметичности сварных швов избыточным давлением 0,6 МПа. При эксплуатации аппарата отверстие остается открытым и позволяет обнаружить возможные дефекты сварных швов. Укрепляющее кольцо устанавливается чаще с наружной стороны стенки сосуда или аппарата в соответствии с рисунком 1д. Иногда возникает необходимость установки кольца с внутренней стороны в соответствии с рисунком 1е, что улучшает вид изделия. Для колец, размещенных внутри сосуда или аппарата, в расчетах необходимо учитывать конструктивную прибавку на коррозию. Если расчетная толщина укрепляющего кольца превышает исполнительную толщину укрепляемой стенки более чем в два раза, рекомендуется устанавливать два накладных кольца в соответствии с рисунком 1ж. Суммарная толщина обеих колец должна соответствовать расчетной толщине кольца. Наружный диаметр укрепляющего кольца не должен превышать двойное значение диаметра укрепляемого отверстия. Накладное кольцо приваривают как к обечайке (днищу), так и к штуцеру сплошным проваром. Если несколько штуцеров расположены близко друг к другу и укрепляющие кольца взаимно перекрываются, для них применяется общее накладное кольцо круглой или овальной формы. Укрепление отверстия отбортовкой в соответствии с рисунком 1и улучшает внешний вид аппарата, но является трудоемким и не всегда обеспечивает выполнение условия укрепления. Укрепление отверстий торообразной вставкой в соответствии с рисунком 1к обеспечивает высокую прочность и технологичность конструкции и улучшает внешний вид аппарата. Укрепление вварным кольцом в соответствии с рисунком 1з обеспечивает достаточную прочность, придает аппарату хороший внешний вид, но является трудоемким, поэтому применяются редко. Укрепление отверстий втулками, которые вваривают между укрепляемой обечайкой и патрубком штуцера в соответствии с рисунками 2а и 2 б позволяет размещать весь дополнительный материал непосредственно в зоне возникновения максимальных напряжений, что делает такой способ более совершенным и дешевым по сравнению со способом укрепления отверстий кольцами.

Сопряжение стенок различной толщины выполняют либо торовой поверхностью в соответствии с рисунком 2а, либо конической в соответствии с рисунком 2б.


Рисунок 2 — Конструкции укрепления отверстий втулкой

Сварные швы вварки штуцеров и люков должны выполнятся с полным проплавлением. В аппаратах также выполняют отверстия, не предназначенные для установки штуцеров, например, отверстия для ввода вала перемешивающего устройства.

В качестве укрепляющих элементов для таких отверстий применяют накладные или врезные бобышки. Укрепление отверстий бобышками в соответствии с рисунком 1л и 1м обеспечивает достаточную прочность конструкции. Бобышки также позволяют монтировать на корпусе аппарата дополнительные устройства, например, корпус сальникового или торцового уплотнения. Для крепления дополнительных устройств в бобышках выполняют отверстия с резьбой.



Вопрос о центровочных кольцах обычно возникает в случаях, когда на автомобиль планируется установка нештатных дисков (т.е. дисков, не предусмотренных прямо автопроизводителем для установки именно на данный автомобиль), некоторые параметры которых (в частности речь идет о центровочном отверстии) не вполне соответствуют параметрам штатных дисков. В Сети ломается множество копий по поводу того, настолько ли критичен этот параметр дисков (DIA), нужны ли вообще центровочные кольца и какие кольца лучше выбрать. Попробуем разобраться во всем этом.

Прежде, чем говорить о том, нужны ли центровочные кольца для дисков, а также о том, как правильно подобрать эти центровочные кольца, важно вспомнить о том, для чего нужно центровочное отверстие на колесном диске. Многие продавцы и даже автомеханики не вполне понимают (или просто умалчивают) важности точного соответствия параметров колесного диска параметрам ступицы — обычно потому, что им просто так выгодно. Тем не менее, вопрос достаточно серьезный и требует однозначного понимания автолюбителем, поскольку непосредственно влияет на безопасность движения.

Для ленивых и занятых — суть этой статьи в том, что центровочное отверстие диска должно точно соответствовать посадочному размеру цилиндра ступицы и никаких допусков и «допустимых отклонений» тут быть не может. Если Вы хотите установить на ступицу диск, центровочное отверстие которого больше диаметра ступичного цилиндра, Вам придется запастись центровочными кольцами, причем с хорошим запасом, поскольку менять их придется, скорее всего, достаточно часто, независимо от того, из чего они сделаны.

Зачем нужно центровочное отверстие на диске?

А действительно — зачем вообще нужно центровочное отверстие? Ведь диск притягивается к ступице болтами (гайками), имеющими, к тому же, специальные центровочные конусы. И на само соединение диск-цилиндр ступицы, казалось бы, нагрузки никакой быть не должно? Так зачем тогда производители автомобилей делают это отверстие, увеличивающее вероятность попадания грязи в ступичный подшипник?

Прежде всего, следует вспомнить, что колесо — одна из немногих запчастей в автомобиле, которую производители вынуждены позволить автолюбителю заменять самостоятельно. Ну а если уж разрешена самостоятельная замена колеса — специальное сложное оборудование для установки колес (даже для шинных центров и авторизованных сервисов) конструировать и выпускать нет никакого смысла.

Тем не менее, точность установки колеса на ступицу имеет исключительное значение для безопасности движения и срока службы ключевых узлов подвески. В статье о важности балансировки колес уже описаны последствия дефектов и плохой балансировки самого колеса. В данном же случае, точно такой же дисбаланс может возникнуть не по причине плохой балансировки или дефекта колеса, а вследствие неправильной «посадки» колеса на ступицу. Говоря простым языком, если ось вращения колеса не совпадает с осью вращения ступицы — колесо будет «бить», создавая огромные нештатные нагрузки на подвеску. Результат понятен — в разы ускоренный износ деталей подвески и риск внезапного их разрушения. К чему приведет внезапная потеря переднего колеса на скорости, скажем, в 100 километров в час — рассказывать, думаю, нет никакого смысла.

И нужно сказать, что требования к точности тут максимальны. Никаких отклонений в 1 и 0,5 мм тут быть не может — ось вращения колеса должна точно совпадать с осью вращения ступицы! Как же обеспечить такую точность, да еще и при самостоятельной установке колеса автолюбителем прямо на дороге?

Автопроизводители решают эту проблему следующим способом: на ступице делается цилиндр, внешний диаметр которого точно соответствует внутреннему диаметру центровочного отверстия диска, что позволяет изначально и достаточно точно «посадить» еще не прикрученное колесо на ступицу.

Таким образом, центровочное отверстие, и именно оно, нужно как раз для правильной установки диска на ступицу, а совсем не конусы на крепежных болтах (гайках), как утверждают некоторые продавцы.

Зачем нужны конусы на крепежных болтах (гайках)?


Распространенный миф от продавцов дисков — центровочное отверстие не играет особенной роли, поскольку центровка колеса на ступице обеспечивается конусными болтами (гайками).

На самом деле, конус, который есть на болтах (гайках), совершенно не предназначен и не может гарантировать точную центровку диска на ступице, как бы точно и качественно он не был сделан! И не слушайте продавцов и автомехаников, говорящих Вам обратное. Дело в том, что абсолютно точное положение конус в посадочном отверстии на диске теоретически мог бы занять только при одновременном соблюдении трех условий:

Поверхности конуса и посадочного места для него идеально гладкие.
Эти же поверхности идеально ровные и выполнены абсолютно точно (притерты) по отношению друг к другу.
Затяжка болтов (гаек) происходит очень медленно и практически одновременно.
Как Вы понимаете, вышенаписанное в обычных условиях практически невозможно, поскольку существует множество разных производителей крепежа и дисков (со своим оборудованием и стандартами точности), никто и никогда не напрягается с очисткой болтов и посадочных мест. Ну а абсолютно (идеально) правильная затяжка возможна только на станке, где болты (гайки) будут затягиваться одновременно и с одинаковой скоростью.

Таким образом, конусы на болтах (гайках) в любом случае имеют какие-то допуски по точности установки колеса на ступицу. Сколько это, сотые, десятые доли мм или даже миллиметры — зависит от степени изношенности и загрязненности дисков и крепежа, а также от качества и точности затяжки при установке, главное — что эти допуски существуют и они не стабильны в обычных условиях эксплуатации автомобиля. В комплексе же с «жесткой» посадкой колеса на центровочный цилиндр ступицы, риск отклонения оси вращения диска от оси вращения ступицы при установке колеса и его эксплуатации не просто значительно снижается — он практически отсутствует.

Зачем тогда нужны эти конусы, спросите Вы? Очень просто — конусы нужны не для центровки колеса на ступице, а для его надежного крепления в этом положении! Именно конусы принимают на себя всю нагрузку, возникающую под весом автомобиля в вертикальной плоскости, благодаря чему цилиндр ступицы и центровочное отверстие на диске не изнашиваются, служа исключительно для правильной установки колеса на диск.

Таким образом, точное соответствие диаметра центровочного отверстия диска внешнему диаметру ступичного цилиндра имеет исключительную важность для правильной «посадки» колеса на ступицу, а наличие и качество конусов на крепежных болтах (гайках) — важно для сохранения правильного положения колеса в процессе эксплуатации.

Как подобрать центровочные кольца?

Итак, если центровочное отверстие диска не соответствует размеру посадочного цилиндра ступицы, проблему можно решить путем установки специальных центровочных колец, которые продаются в шинных центрах. Остается только вопрос — как выбирать центровочные кольца и какие кольца лучше?

Прежде всего, диск с несоответствующим штатному диаметром центровочного отверстия можно установить на автомобиль только в случае, если это центровочное отверстие больше штатного. Если оно меньше — от такого диска придется отказаться — никакая расточка в данном случае неприемлема, поскольку при этой расточке неизбежен перегрев диска, что приведет к изменению физических характеристик материала, из которого он сделан (подробнее о том, как нельзя ремонтировать диски).

Для правильного выбора центровочных колец Вам понадобится всего два размера — диаметр центровочного отверстия желаемого к установке диска (DIA), а также диаметр посадочного отверстия штатного диска. Первый параметр указан на самом диске (подробнее о маркировке колесных дисков), второй же Вы можете либо также посмотреть на штатном (родном) диске от Вашего автомобиля (например, если у Вас сохранилась «родное» запасное колесо), либо же посмотреть в документации на автомобиль. При этом, первый диаметр будет соответствовать внешнему (посадочному) диаметру центровочного кольца, второй — внутреннему.

Следует заметить — никаких отклонений в данном случае быть не может — нужно абсолютно точное соответствие, иначе смысл установки центровочного кольца полностью теряется.

Пластик или алюминий?

Если вспомнить о том, что главным и единственным предназначением центровочного кольца является обеспечение точности посадки колеса на ступицу, и при этом в процессе эксплуатации автомобиля нагрузка на центровочное кольцо отсутствует (благодаря все тем же конусам на крепежных болтах (гайках)) — материал, из которого сделаны центровочные кольца, при первой установке колеса на ступицу, особенной роли не играет. Важно понимать, что несколькократное снятие и установка колеса сами по себе создают некоторую нагрузку на кольцо, а потому в случае, если оно сделано из пластика — существует достаточно высокий риск деформации и, как следствие, потери основной его эксплуатационной характеристики — точности размеров.

При этом, пластиковые центровочные кольца, предлагаемые в продаже в шинных центрах, во-первых, отличаются достаточно низкой стоимостью (в сравнении с алюминиевыми), а также обычно выполнены из достаточно твердого пластика. Поэтому, на несколько снятий-установок этих колец должно хватить, кроме того, их низкая цена позволяет купить и возить в багажнике несколько штук «про запас». Таким образом, если для Ваших условий (штатный и фактический диаметры цетровочного отверстия) существуют и продаются пластиковые кольца, сделанные в заводских условиях проверенным производителем — для Вас нет никакого смысла искать и переплачивать за кольца из какого-либо другого материала.

Значительно сложнее случаи, когда точно подходящих по размерам колец нет в продаже (бывает достаточно часто). В этом случае Вам придется заказывать кольца нужных размеров — для этого нужно просто найти хороший и исправный токарный станок, имеющий небольшие допуски точности. Материал, из которого будут изготовлены кольца не так критичен — это может быть и алюминий и любой другой сплав. Важно, чтобы материал этот был мягче тех, из которых сделаны диск и ступица — в этом случае, при неправильной установке колеса на диск (например, если болты затягиваются пневмогайковертом), пострадает кольцо, а не диск и не ступица. Важно также понимать, что металлические кольца, несмотря на то, что значительно крепче пластиковых, не могут считаться вечными. А поэтому, Вам придется все-таки иметь в багажнике несколько запасных центровочных колец, и каждый раз, при установке колеса на автомобиль, нужно проверять посадку колеса на ступице — люфта в вертикальной плоскости никакого быть не должно.

а допускаемый изгибающий момент M из условия устойчивости в пределах упругости – по

При этом должно выполняться условие М

Допускаемое поперечное усилие рассчитывают по формуле

а допускаемое поперечное усилие Q E из условия устойчивости в пределах упругости

Контрольные вопросы к лекции 12

1. Какие нагрузки, кроме давления, могут действовать на корпуса аппаратов? Приведите примеры таких нагрузок.

2. Как учитывается одновременное действие нескольких нагрузок?

3. В чем заключается разница расчета на совместное действие нагрузок при внутреннем и наружном

давлении в аппарате?

Лекция 13. Тема "Укрепление отверстий в стенках аппаратов"

Рассматриваемые вопросы: Конструкции укрепляющих элементов. Определение необходимой площади укрепления. Определение основных расчетных величин. Расчетные длины штуцеров. Расчетная ширина зоны укрепления. Коэффициент прочности сварных соединений. Условие укрепления одиночных отверстий. Определение допускаемого давления. Понятие взаимовлияющих отверстий. Учет взаимного влияния отверстий. Последовательность расчета взаимовлияющих отверстий. Укрепление взаимовлияющих отверстий в аппаратах, работающих под внутренним избыточным давлением. Укрепление взаимовлияющих отверстий в аппаратах, работающих под наружным давлением.

13.1. Типовые конструкции укрепления отверстий

В сосудах и аппаратах предусматриваются технологические и резервные штуцера, штуцера для установки контрольно-измерительных и предохранительных устройств, а также люки для доступа внутрь аппарата.

Наличие отверстий в обечайках, переходах и днищах сосудов и аппаратов под штуцера и люки ослабляет их прочность как за счет уменьшения площади поперечного сечения соответствующего элемента, так и за счет концентрации напряжений. Концентрация напряжений имеет явно выраженный местный характер и распространяется на часть детали, находящуюся в непосредственной близости к отверстию.

Увеличение толщины стенки всего элемента для того, чтобы максимальные напряжения не превышали допускаемых, нерационально. Более эффективно компенсировать ослабление, вызванное отверстием, путем укрепления его края утолщением, располагая добавочный материал в зоне возникновения максимальных напряжений, то есть как можно ближе к краю отверстия.

Укрепление отверстий в стенках аппаратов производится избыточной толщиной стенки укрепляемого элемента, штуцера, накладным кольцом и другими способами.

Укрепление отверстия при помощи отбортовки улучшает внешний вид аппарата, однако является более трудоемким по сравнению с вышеописанными конструкциями и не всегда обеспечивает необходимую прочность.

Укрепление отверстий торообразной вставкой обеспечивает высокую прочность и технологичность конструкции и в то же время улучшает внешний вид аппарата.

Рисунок 13.1 – Типовые конструкции укрепления отверстий а, б – вварным штуцером; в – накладным кольцом; г – двумя накладными кольцами; д – отбортовкой; е – торообразной вставкой; ж – вварным укрепляющим кольцом; з – штуцером произвольной формы

Укрепление вварным кольцом обеспечивает достаточную прочность, улучшает внешний вид аппарата, но является технологически трудоемким, поэтому сравнительно редко применяется в химическом аппаратостроении.

Укрепление штуцером произвольной формы обеспечивает высокую прочность, улучшает внешний вид, является достаточно технологичным и применяется для укрепления центральных отверстий в эллиптических, а также любых отверстий в полусферических днищах.

Определение необходимой площади укрепления

Считается, что площадь сечения укрепляющего металла должна быть равна площади сечения удаленного металла за вычетом площади сечения металла допустимого неукрепляемого отверстия (рисунок 13.2)

Рис.13.2. Определение необходимой площади укрепления

где d – внутренний диаметр штуцера; d 0 – диаметр допустимого неукрепляемого отверстия.

Площадь f может быть сформирована разными способами укрепления, т.е. располагаться по штуцеру, корпусу, укрепляющему кольцу.

13.2. Одиночные отверстия

Определение расчетного диаметра одиночного отверстия, не требующего укрепления

Отверстие считается одиночным, если ближайшее к нему отверстие не оказывает на него влияния, что имеет место, когда расстояние между наружными поверхностями смежных штуцеров b в соответствии с рисунком 13.3 удовлетворяет условию b

S исполнительная толщина стенки укрепляемого

– элемента (обечайки, перехода или днища), мм;

С сумма прибавок к расчетной толщине стенки

– укрепляемого элемента, мм.

Рис.13.3. Расположение смежных штуцеров

Расчетный диаметр укрепляемых элементов D p определяется по формулам:

– для цилиндрической обечайки и полусферического днища

– для конической обечайки, перехода или днища

гд D внутренний диаметр цилиндрической обечайки или е – выпуклого днища;

D к внутренний диаметр конической обечайки, перехода

– или днища по центру укрепляемого отверстия

H – высота выпуклой части днища без отбортовки; x расстояние от центра укрепляемого отверстия до оси

– эллиптического днища (рисунок 13.5);

Рис.13.4. Размещение штуцера на коническом переходе

Рис.13.5. Размещение штуцера на эллиптическом днище

а – смещенный штуцер; б – штуцер, ось которого расположена по нормали к поверхности днища Расчетный диаметр одиночного отверстия d 0 , не требующего дополнительного укрепления при избыточной толщине стенки сосуда, определяется по формуле

Накладное кольцо изготовляют с учетом формы сгенки, к которой оно прилегает, и приваривают к ней по внутреннему и наружному контуру. Кольцо должно иметь сигнальное резьбовое отверстие М10 для пневматического испытания ( при избыточном давлении 0 6 МПа) герметичности сварных швов.
Укрепляющее накладное кольцо ( рис. 32, б) представляет собой стальной диск, размеры которого ( толщина s2 и ширина L) выбирают по нормалям в зависимости от Dy штуцера, ввариваемого в вырез. Кольцу придают форму обечайки или днища, к которым кольцо снаружи плотно прижимают и приваривают по окружностям внутреннего и наружного диаметров. Кольцо снабжают сигнальным отверстием с резьбой М10 X 1 5, через которое подается воздух под давлением 0 4 - 0 6 МПа при проверке плотности и прочности приварки кольца, а также патрубков штуцеров.
Укрепление взаимовлияющих отверстий. Расчетная толщина накладного кольца sy - p определяется методом последовательных приближений из условия укрепления отверстия.
Расположение взаимовлияющих отверстий.| Укрепление взаимовлияющих отверстий. При этом исполнительную ширину накладного кольца / 2 отсчитывают от края отверстия.
Уплотнение стыка деталей кожуха трансмиссии ТРД. Труба развальцована на конус накладного кольца 5 для осевого фиксирования. Соединение виброустойчиво и допускает многократную сборку и разборку.
Расчетная схема компенсации вырезанного сечения штуцером произвольной формы. При этом исполнительную ширину накладного кольца отсчитывают от края отверстия.
Расположение взаимовлияющих отверстий.| Укрепление взаимовлияющих отверстий. При этом исполнительную ширину накладного кольца / 2 отсчитывают от края отверстия.
Отвернув три винта и сняв накладное кольцо, можно повернуть трубку узла освещения центрального микроскопа.
Допускается укреплять отверстие без использования накладного кольца. При этом длину внешней части штуцера 1 отсчитывают от наружной поверхности аппарата.
Вырезанное сечение стенки обычно компенсируют накладным кольцом, приваренным по наружному диаметру корпуса.

Рекомендуемым вариантом укрепления является укрепление без использования накладного кольца. При этом длину внешней части штуцера 1 отсчитывают от наружной поверхности аппарата.
Расчетная схема компенсации вырезанного сечения штуцером произвольной формы. Рекомендуемым вариантом укрепления является укрепление без использования накладного кольца.
Рекомендуемым вариантом укрепления является укрепление без использования накладного кольца. При этом длину внешней части штуцера / j отсчитывают от наружной поверхности аппарата.
В случае отсутствия штуцера и укрепления отверстия накладным кольцом или утолщением стенки сосуда при расчете в условии укрепления / jp / 2р 0, тогда исполнительную ширину накладного кольца отсчитывают от края отверстия.
В случае отсутствия штуцера и укрепления отверстия накладным кольцом или утолщением стенки сосуда при расчете в условии укрепления / ip / 2Р 0, тогда исполнительную ширину накладного кольца отсчитывают от края отверстия.
Соотношения параметров к расчетным зависимостям укрепления отверстий для значений / s 0 4 м2. Укрепление отверстий производится путем утолщения стенки обечайки с помощью накладного кольца, привариваемого соосно отверстию или путем отбуртовки стенки корпуса по краю отверстия.
Штамповка лопаток различных типов. Диски дымососов и пылевых вентиляторов восстанавливаются наплавкой либо приваркой накладного кольца, диски же машин для агрессивных газов должны заменяться новыми.
Для предупреждения этого опасного явления требуется укреплять ослабленные места специальными накладными кольцами, приваренными к стенкам сосуда или к телу патрубка.
Необходимые для выполнения условия укрепления значения толщины стенок штуцера, оболочки или накладного кольца находятся последовательным приближением.
S. Способ определения зоны укрепления около штуцера произвольной формы [ IMAGE ] Укрепление отверстия утолщением стенки или накладным кольцом. Условия укрепления отверстий связывают между собой толщину, длину укрепления штуцера, толщину и ширину накладного кольца. Для определения одного из этих параметров необходимо задаться тремя остальными, что ведет к многозначным результатам.
Чаще всего укрепление выполняют ввариванием утолщенного патрубка ( рис. 32, а), приваркой укрепляющего накладного кольца ( рис. 32, б) или отбортовкой отверстия ( рис. 32, в), а иногда дополнительным увеличением толщины обечайки или днища.

Согласно ГОСТ 24755 - 81 вырезы для многих отверстий не требуют укрепления в виде усиленного штуцера или накладного кольца, если при заданном диаметре ослабление стенки сосуда полностью компенсируется общим утолщением стенки сосуда с учетом технологических, эксплуатационных и других требований.
Размеры узла выбираем по заводской нормали МН 4602 - 63: L - 88 мм - ширина накладного кольца; s2 6 мм - толщина кольца; / 2 10 мм - длина штуцера внутри аппарата; / i 130 мм - длина патрубка штуцера вне аппарата.
Если при sf 1 455 условие (18.28) все же не соблюдается, то для укрепления отверстия следует ввести накладное кольцо или в месте расположения штуцера соответственно увеличить толщину укрепляемой стенки.
Если при sx 1 45s условие (3.178) все же не соблюдается, то для укрепления отверстия следует ввести накладное кольцо или в месте расположения штуцера соответственно увеличить толщину укрепляемой стенки.
Если при Si 1 45s условие (11.28) все же не соблюдается, то для укрепления отверстия следует ввести накладное кольцо или в месте расположения штуцера соответственно увеличить толщину укрепляемой стенки.
Допускаемое расположение отверстий на крышке аппарата.| Способы укрепления отверстий.| Расчетные размеры для укрепления отверстия. Увеличение толщины стенки приводит к значительному повышению веса аппарата и может быть рекомендовано только в тех случаях, когда необходимо укрепить одновременно несколько отверстий или приварка накладных колец или втулок по каким-либо причинам невозможна.
В случае отсутствия штуцера и укрепления отверстия накладным кольцом или утолщением стенки сосуда при расчете в условии укрепления / jp / 2р 0, тогда исполнительную ширину накладного кольца отсчитывают от края отверстия.
В случае отсутствия штуцера и укрепления отверстия накладным кольцом или утолщением стенки сосуда при расчете в условии укрепления / ip / 2Р 0, тогда исполнительную ширину накладного кольца отсчитывают от края отверстия.
Результаты расчета укрепления отверстий в оболбчках приведены в табл. 8.12, 8.13, в которых обозначено: S5 - минимально допустимая толщина стенки ( проходного) штуцера, d § - наибольший диаметр отверстия, не требующего укрепления, а - напряжение в оболочке, У.н. т - укрепление не требуется, У.к. - укрепление накладным кольцом, Ус.
Расчеты на прочность межступенчатых сосудов и аппаратов показали, что наиболее слабым местом являются участки расположения отверстий под штуцера в цилиндрической части корпуса и днища. Поэтому при интенсификации компрессоров часто приходится укреплять отверстия под штуцера с помощью накладных колец толщиной 5 - 10 мм, ширину которых выбирают в зависимости от размеров корпуса и штуцера аппарата.
Края - валика прогреваются больше, когда конец электрода движется не по прямым отрезкам, а по дуге полумесяцем ( фиг. Для лучшего расплавления металла, а также и шлака при сварке толстопокрытыми электродами применяются поперечные колебательные движения в виде обратного полумесяца или накладного кольца ( фиг.
Варианты укрепления отверстий. Обечайки, переходы, днища аппаратов, находящихся под внутренним или внешним давлением, могут быть ослаблены отверстиями: это снижает прочность соответствующих элементов и вызывает необходимость укре - пления отверстий. Накладное кольцо изготовляют с учетом формы стенки, к которой оно прилегает, и приваривают к ней по внутреннему и наружному контуру. Кольцо должно иметь сигнальное резьбовое отверстие Ml0 для пневматического испытания ( при избыточном давлении 0 6 МПа) герметичности сварных швов.

Обечайки, переднища аппаратов, находящихся под внутренним или внешним могут быть ослаблены отверстиями: зто снижает проч-соответствующих элементов и вызывает необходимость укре-отверстий. Накладное кольцо изготовляют с учетом формы стенки, к которой оно прилегает, и приваривают к ней по внутреннему и наружному контуру. Кольцо должно иметь сигнальное резьбовое отверстие М10 для пневматического испытания ( при избыточном давлении 0 6 МПа) герметичности сварных пшов.
Цилиндрический аппарат с в стенке. В корпусе и днищах цилиндрических аппаратов для установки люков и штуцеров вырезают отверстия. Они ослабляют сечение стенки аппарата АВ ( рис. 54), и поэтому их необходимо укреплять. Вырезанное сечение металла компенсируют обычно накладным кольцом, привариваемым по наружному периметру к корпусу аппарата.
Цилиндрический аппарат с вырезами в стенке. В корпусе и днищах цилиндрических аппаратов для установки люков и штуцеров вырезают отверстия. Они ослабляют сечение стенки аппарата А В ( рис. 54), и поэтому их необходимо укреплять. Вырезанное сечение металла компенсируют обычно накладным кольцом, привариваемым по наружному периметру к корпусу аппарата.
При испытании по методу статического вдавливания ось узла индентора смещают относительно оси образца, что позволяет путем поворота образца вокруг оси после каждого внедрения индентора нанести на поверхность образца по окружности до 30 отпечатков. Устройство смещения индентора включает шайбу 23 с эксцентричным отверстием, на которой смонтирована система индентора и грузов. Шайба помещена в кольцевое углубление корпуса 2, которое смещено относительно оси камеры и образца. Через накладное кольцо 22 шайба прижимается к корпусу. Кольцевые уплотнительные прокладки между шайбой и корпусом позволяют изменять величину смещения индентора без прекращения процесса испытания.
Тяга жесткости. Разобрав вентилятор, очищают кожух, а также диски и лопатки колеса от ржавчины и загрязнений. Затем проверяют прочность соединения лопаток с диском и с передним кольцом простукиванием заклепок молотком или тщательным осмотром сварных швов. Ослабшие заклепки срубают и заменяют новыми, подозрительные участки швов вырубают и заваривают заново. Изношенные диски восстанавливают наплавкой, приваркой накладного кольца или заменяют.
Для предупреждения этого опасного явления требуется укреплять ослабленные места специальными накладными кольцами, приваренными к стенкам сосуда или к телу патрубка. Такими кольцами должны укрепляться все отверстия в сосуде с диаметром более 50 мм. Если же сосуд подвержен резким колебаниям давления или центры отверстий находятся друг от друга на расстоянии, меньшем суммы их диаметров, то укреплять отверстия следует и при диаметре, меньшем 50 мм. Материал укрепляющих колец должен быть тот же, что и сосуда. При установке колец особое внимание следует обращать на тщательность их пригонки, чтобы не допустить зазоров между корпусом аппарата и накладным кольцом.

Представьте ситуацию: вы показываете своей подруге новое колечко и рассказываете о его основных деталях. Чтобы избежать фразы «а вот эта штучка держит камень», мы расскажем вам основную информацию о женских и мужских видах ювелирных украшений и об их составных частях.

Кольцо

Кольцо — самое популярное ювелирное изделие и, казалось бы, в описании не нуждается. Но все не так просто. Кольца бывают традиционными и обручальными, также встречаются перстни и другие варианты. Мы детально рассмотрим традиционное ювелирное кольцо, потому что в нем больше всего деталей.

Детали ювелирного кольца:

  • Шинка — основа всего изделия. Это ободок, который вы надеваете на палец. Шинка бывает полой или сплошной, выполненной с применением разных художественных техник.
  • Каст — оправа, которая держит драгоценный камень. Каст может быть круглым, квадратным, треугольным, а также иметь другие формы и размеры.
  • Рант — подкладка, которая удерживает вставку снизу. Он всегда в точности повторяет форму и размер каста. Иногда рант называют дигелем.
  • Вставка — установленный в каст камень. Ювелиры делают оправу под размер вставки.
  • Накладка — декоративный элемент кольца. Она соединяет шинку с оправой. Форму накладки обычно продумывают дизайнеры и художники.

Классическое обручальное кольцо состоит только из шинки, на которой может быть гравировка. У перстня же на месте каста находится специальная площадка с гравировкой.

01_Кольца_Части_кольца.jpg

Размер кольца

Размер рассчитывают по диаметру кольца. В России используется метрическая система, поэтому производители указывают размеры в миллиметрах от 15 до 22. В США и Великобритании есть собственные системы размеров колец. Изучите таблицу размеров, чтобы не потеряться при выборе кольца.

02_Кольца_Размеры_колец.jpg

Этим стандартам следуют все производители. Другие размеры ювелиры делают только на заказ.

Серьги

Для начала нам нужно разобраться с видами замков на серьгах. Самые популярные следующие: английский, французский, итальянский замки, застежка-гвоздик (для пуссет), скоба, петля, замок-булавка и застежка для серег-колец.

03_Серьги_Виды_замков.jpg

На рынке встречаются и другие дизайнерские решения.

Детали серьги в максимальной комплектации:

  • Швенза — фиксированная или подвижная часть серьги. Швенза во французском замке вставляется в ухо, а в английском охватывает мочку уха с обратной стороны для закрепления.
  • Штифт — та часть украшения, которую вы вставляете в ухо. Исключение: серьги с французским замком.
  • Вставка — драгоценный, полудрагоценный камень или другие минералы, которые покрывают основание.
  • Каст — место, в которое инкрустируют вставки. То же, что и каст для кольца.
  • Основание — поверхность, на которой установлены касты и вставки.
  • Подвесная часть — декоративный элемент сережки.

04_Серьги_Части_серьги.jpg

Цепочка

Каждая цепочка состоит из замка с заводным кольцом и соединенных между собой звеньев. Звенья в цепочках бывают восьми видов.

05_Цепочки_Виды_плетений.jpg

Колье и ожерелье

Колье и ожерелье принимают одинаковую форму при надевании на шею, но конструкция их разная.

Колье состоит из цепочки, усеянной подвесками. Ожерелье — более сложное ювелирное изделие. Ее основу составляет цепочка или гибкий обруч с кастами для инкрустирования камнями. По всей длине основы расположены детали разных форм, которые сложно переплетаются между собой.

06_Шея_Части_Колье_Ожерелье.jpg

Подвеска и кулон

Составные части подвески и кулона одинаковы. Однако украшения отличаются по способу ношения. На цепочку вешают один кулон и носят его только на шее. Подвески же можно комбинировать на свой вкус, крепить по несколько штук — от 1 до 5 и более и украшать ими, например, браслеты и цепочки.

И подвеска, и кулон выполнены из 5 составляющих:

  • Подвесное ушко — элемент, который держит украшение на цепочке.
  • Соединительное ушко — промежуточный элемент между основанием и подвесным ушком.
  • Основание — поверхность, на которой установлены касты и вставки.
  • Каст — как и в других украшениях, оправа для вставок.
  • Вставки — драгоценные или полудрагоценные камни, расположенные по всему основанию изделия.

07_Кулон_Части_кулона.jpg

Медальон

Медальон — это разновидность подвески, но с небольшой разницей. Ключевое отличие медальона — футлярчик, в котором можно хранить, например, фотографию любимого человека.

08_Медальон_Части_медальона.jpg

Браслет

Браслет, подобно цепочке, состоит из звеньев, которые называются глидерами. Звенья соединены специальными растяжками и застежками. Браслеты могут быть как с застежкой, так и без нее.

09_Браслет_Части.jpg

Брошь

Брошь состоит из семи частей: камень, под него каст и рант, основание с декоративными фигурными деталями, булавка с шарниром и замок с предохранителем.

10_Брошь_Части_броши.jpg

Запонки

Запонки — атрибут исключительно для двойных манжет. Запонки состоят из верхушки, деталей крепления и застежной части.

11_Запонки.jpg

Этот аксессуар может быть выпущен в разном дизайне.

Зажим для галстука

Самое простое ювелирное украшение — зажим для галстука. У этого классического элемента есть всего две составные части: корпус и прижим.

12_Зажим_галстука.jpg

Такой элемент должен быть в гардеробе каждого мужчины.

Подведем итог

  1. Ювелирные кольца бывают традиционными, обручальными, выполненными в форме перстней. Также на рынке можно встретить другие дизайнерские решения.
  2. Традиционное кольцо с камнем содержит больше всего деталей.
  3. У российских, британских и американских колец разная маркировка размеров колец.
  4. На серьгах можно встретить английский, французский, итальянский замки, застежка-гвоздик (для пуссет), скоба, петля, замок-булавка и застежка для серег-колец.
  5. У колье и ожерелья одинаковая форма, но разная конструкция.
  6. Кулон и медальон — это разновидности подвесок.
  7. Запонки носят только на рубашках с двойными манжетами.

Вы стали еще на один шаг ближе к постижению ювелирного дела. В следующем материале мы заострим внимание на изделиях с браком. Вы научитесь находить дефекты в ювелирных украшениях и станете покупать только качественные изделия.

Читайте также: