Что такое филигрань в ювелирных изделиях

Опубликовано: 23.04.2024

Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Филигрань (по-русски — скань,англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать). Чаще всего филигрань — из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали.

Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до нашей эры). Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 1

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань. Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань. Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree).

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 2

Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери. Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 3
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 4
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 5
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 6

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ. granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид.

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 7
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 8

Детали сканных украшений:
1 — завиток, основной элемент растительного орнамента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняется завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шариком зерни, 5 — колечки, получают из разрезанной спирали, 6 — звенья, из которых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмотанный бумагой, если бумагу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается кронцангами, 9 — змейки, получают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, плетутся из нескольких жилок проволоки.

Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 9

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия. На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало. Как же выглядит технология производства филиграни?

В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах. Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани). «Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром. Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью.

Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу. В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке. Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 10

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд, специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава. Что отличает Казаковскую филигрань?

Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 11
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 12
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 13
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 14
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 15
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 16

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры, наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 17
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 18
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 19

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом. Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа. Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства. Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска. В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни. Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет

Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 20
Скань филигрань — редкая техника тончайших узоров, фото № 21

Как носить филигранные украшения

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр. Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и так далее), «раскроет» филигранное изделие.

Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, во многих семействах сохранились предметы, изготовленные с помощью этого ювелирного искусства.


Само слово «филигрань» как бы намекает на технологию производства. В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.

Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.

Краткая история филиграни

Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.

Виды филиграни

Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.

Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.

Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.

Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.

Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.

Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.


Техники филиграни в мире

Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.

В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.

Как делают филигранные украшения?


В сущности, само филигранное кружево состоит из отдельных элементов: веревочка, плетение, елочка, шнур, дорожка, гладь и т.п. Из металлической нити делают своего рода аппликацию. Нередко сочетают с зернью, мелкими шариками, напаенными в специальные углубления. Зернь обладает особым декорирующим свойством, придает изделию изысканный вид. Применяя технику филиграни, можно изготовить любые ювелирные украшения из золота, серебра, платины, латуни, меди и мельхиора.

Технология изготовления филиграни из серебра

Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?

Чтобы получилось кружево (скань), нужно:

  • выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
  • разложить их на бумаге с рисунком;
  • подогнать и приклеить их на место;
  • в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;

заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.

Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.

Казаковская филигрань

В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.


Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.

Кубачинская филигрань

Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.

Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая - серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.

Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.

Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:

  • серебряные браслеты женские и мужские;
  • серебряные цепи плетения Бисмарк;
  • подвески, кулоны и колье;
  • сувенирные серебряные подковы;
  • подстаканники, чашки, кружки;
  • фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
  • неповторимые серебряные серьги;
  • мужские ремни с пряжкой из серебра.


Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.

Кубачинское серебро - настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.

Как лучше носить филигранные украшения

Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!

Практически каждому знакомо выражение «филигранная работа», однако немногие догадываются о его происхождении. Филигрань – это вид ювелирного мастерства, тончайшее переплетение серебряных нитей, из которых создаются настоящие шедевры.

Филигранное серебро

Техника хорошо известна мастерам былых лет, создававших изделия, сохранившиеся и по сей день.

Скань и филигрань

Различия лишь в происхождении слов, они обозначают один вид ювелирного искусства. Наименование «скань» произошло от древнерусского слова «скать», обозначающего «свивать», «ссучивать», точно отражающее суть работы.

Слово «филигрань» произошло от латинских слов, которые переводятся как «зерно», «нить».


Кому принадлежит техника филиграни: историческая справка

Считается, что первые мастера, освоившие интересную технику, появились ещё в Древнем Египте, античной Греции. Старейшие изделия, обнаруженные при раскопках древних городов, датируются VI веком до нашей эры.

Стремительный рост популярности филигранных изделий отмечается в XVIII веке.

Европейские мастера создавали уникальные украшения для богатых горожан, знатных особ. Расцветом филигранного дела по праву считается XIX век. В это время ювелирные украшения стали производиться массово, были доступны практически всем сословиям.

Филигранные украшения

Русская скань берёт своё начало в древние века. Скань в Древней Руси – это в первую очередь обрядовые изделия, которые затем перекочевали в шкатулки княгинь.

Известная Красносельская скань произвела всемирный фурор на Парижской выставке в 1937 году. Успех повторился через 2 года в Нью-Йорке.

Виды ювелирной филиграни

В зависимости от техники выполнения произведения искусства выделяется несколько разновидностей филиграни.

Напайная филигрань

Этот вид скани был популярен в средневековой Европе. Метод заключается в напайке серебряной нити на предварительно подготовленную металлическую пластину.

Если в готовом изделии пластина остаётся, то такая разновидность именуется фоновой или «глухой». В некоторых случаях фон выпиливается, получается просечная (выпильная) скань.

Напайная филигрань

Ажурная филигрань

Главная особенность ажурной скани – отсутствие фона. Из серебряных нитей, спаянных между собой, собирается узор. Зернь напаивается на проволоку. Если её в изделии нет, то оно называется плоским кружевом.

Двух- и трёхмерные объёмные филигранные узоры называются скульптурно-рельефной сканью.

Ажурная филигрань

Объёмная филигрань

Отдельно следует выделить изделия, выполненные в технике объёмной скани. Зачастую подобная филигрань принимает облик предметов быта, посуды, фигурок птиц, зверей.

Объемная филигрань

Из-за повышенной сложности изделия сначала создаются отдельные элементы филиграни, которые затем соединяются в одно целое.


Как делают украшения из скани

Филигрань сочетает в себе несколько основных элементов, из которых складывается готовый узор – верёвочка, шнурок, ёлочка, плетёнка, дорожка. Иногда в ювелирные изделия добавляется зернь – мелкие металлические шарики.

Их напаивают на поверхность основного узора, повторяя его. Подобные украшения смотрятся необычно, изысканно.

Филигранные серьги

Зачастую для изготовления филигранных изделий используется серебро. Можно встретить украшения из золота, латуни, мельхиора, меди.

В технике скани создаются ювелирные украшения любой сложности. Конечная стоимость зависит не только от использованного материала, но и от сложности техники.

Филигрань из серебра: технология изготовления

В древности мастер ювелирных дел занимался изготовлением филиграни от разработки эскиза до конечной полировки изделия.

На сегодняшний день крупные производства разделяют работу на этапы, поэтому в изготовлении одного украшения задействована целая команда специалистов. Частные ювелиры до сих пор изготавливают самостоятельно филигрань. Схемы узоров, мотивов передаются от мастера к ученику.

Производство начинается с изготовления тонкой металлической проволоки. Для этого цельный серебряный слиток подогревается, размягчается, затем вытягивается. Раскатывается до нужной длины, толщины.

Сканые узоры собираются из отдельных элементов, поэтому следующий этап – их изготовление. Тонкая проволока сгибается при помощи специального пинцета – корнцанга.

Казаковская филигрань

Готовые детали прикладывают к бумаге с заранее нарисованным чертежом изделия. Если все элементы в сборе, то мастер приступает к пайке. Ажурные элементы надёжно скрепляются между собой, образуя единое целое.

Качественно выполненное изделие отличается прочностью, несмотря на внешнюю нежность и воздушность.

Заключительный этап производства – родирование серебряных украшений, посеребрение металлических (для этого используется чистое серебро 999.99 пробы). В некоторых случаях производится искусственное состаривание оксидированием металла.

История расцвета скани

Рост популярности необычной техники начинается в XVII веке. Создаются шедевры, конкурирующие с хрустальными вазами, статуэтками, предметами быта.

Технология производства становится сложнее: применяются техники соединения металлических филигранных узоров с эмалью, хрусталём, перламутром, полудрагоценными поделочными камнями.

Брошь филигрань

Спад популярности ювелирного искусства начался во время Первой мировой войны.

Казаковская филигрань – современное производство

«Казаковское предприятие художественных изделий» до сегодняшнего дня занимается разработкой, изготовлением уникальных произведений искусства. Казаковская филигрань отличается ажурностью, воздушностью.

Филигрань (от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки. У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.

Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры

Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.

Филигрань. Ювелирное изделие «Сокол», XXI век

Виды и особенности филиграни

Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:

  • статуэтки и скульптуры;
  • оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
  • изысканные пуговицы;
  • головные уборы;
  • пояса;
  • наручи;
  • рамы для икон и картин;
  • углы переплетов и обложки ценных книг.

Филигрань. Леопардовый конь династии Тан, VIII век

В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:

  • напайную;
  • ажурную;
  • объемную.

Филигрань. Фрагмент рамы болгарской православной иконы, XVIII век

При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).

Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век

Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:

  • золото;
  • серебро;
  • платина;
  • медь;
  • мельхиор;
  • латунь;
  • нейзильбер.

Филигрань. Дарохранительница в православном храме, XIX век

Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.

Филигрань. Золотая табакерка, XIX век

История филиграни

История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.

Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век

В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.

Филигрань. Тарелка стерлингового серебра, XIX век

В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.

Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век

В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.

Филигрань. Крышка хрустального графина, ХХ век

С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.

Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век

В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.

Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век

Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.

Особенности филиграни

Филигрань не обходится без тонкой проволоки. Ее скручивают в ажурные узоры или напаивают на металлическую основу. Название техники взято из греческого языка.

В нем слово «филигрань» обозначает «свивать», «сучить». На Руси такой смысл вкладывали в глагол «скать». Поэтому, на отечественном пространстве филигрань до сих пор называют «скань».

Филигрань-1

Смысл техники филигрань – создать из металла конструкцию, напоминающую кружево. Имитировать воздушную ткань не возможно, используя толстую проволоку. Основа для филиграни, чаще всего, не превышает 1,5 миллиметров в диаметре.

Ювелирная техника подразделяется в зависимости от формы металлической нити. Округлую проволоку используют не всегда. Иногда, ее деформируют, сплющивают в ленту.

Рисунки филиграни выкладываются как одиночной нитью, так и шнурами, сформированными из нескольких проволок. Объем композициям часто добавляют металлические сферы.

Они крепятся способом припоя на внешней стороне изделий. Первым примером таких работ служат украшения , найденные археологами в Египте. Изделия датированы вторым тысячелетием до нашей эры.

Филигрань-2

Металлические шарики , напаянные на витую проволоку, называют зернами. Отсюда и наименование филиграни с использованием сфер – зернь. Такая техника преобладала до раннего Средневековья.

С 13-го века ювелиры начали делать акцент на филигрань только из проволоки. Классическими вариантами считаются серебряные и золотые нити . Иные металлы редко применяют.

Техника Филигрань не подвластна машинам. Она выполняется только вручную. Даже из меди изделия стоят дорого. Заказчики эксклюзивных предметов готовы доплачивать за драгоценное сырье.

Драгоценным сырье для филиграни является на 100%. Используются только чистые металлы, без примесей. Добавки делают золото и серебро менее пластичными, что неприемлемо для скани.

Чтобы воссоздать мельчайшую «вязку» необходима максимально податливая проволока. В уже готовых образцах это качество материала перестает быть плюсом.

Филигрань легко повредить, сделать на изделии вмятину. В связи с этим, мастера часто подкладывают под ажурную поверхность основу – металлические листы. Они делают творения ювелиров прочными.

Филигрань-3

Классическая филигрань – дело коллективное. Над изделиями работают несколько мастеров. Свой специалист предназначен для каждого этапа работы: подготовки шаблона, витья металлической нити , сложения ее в узоры, их пайки, монтировки и декорирования поверхности предмета.

Эскиз должен отображать изделие на плоскости. Шаблон разделяют на части в зависимости от техники филиграни, применяемой в разных элементах композиции.

Зачастую, в одной вещи совмещаются детали из разных типов проволоки. К примеру, в шкатулках используют и тонкие, и толстые нити; плоскую и круглую проволоки; витые и гладкие заготовки.

Витье нитей отчасти автоматизировано. Проволоку сучат с помощью электромотора, точнее, его шпинделя. Некоторые умельцы используют также дрели.

Для формирования заготовок используют и вальцы . В них проволоку сплющивают. Свивать же нити в шнуры, выкладывать их по намеченному шаблону возможно только вручную. Это касается и декорирования изделий.

Филигрань-5

Существуют исключения, когда филигрань состоит не из проволоки. Так, в 15-ом, 16-ом веках мастера освоили технику ажурной обработки дерева и слоновой кости. В них вырезалось множество полостей.

Пустоты придавали изделиям воздушность, текстуру кружев. Филигранные образцы из слоновой кости делают и некоторые современные мастера. Кость в их изделиях ненастоящая. Охота на слонов под запретом. Дизайнеры используют клеевую массу. Застывая, она искусно имитирует натуральный материал.

Бумажная филигрань

К не ювелирной отрасли, относится и бумажная филигрань. Разновидность техники именуют квиллингом . Для «вязки» узоров дизайнеры используют листы металла.

Их разрезают на полосы в 3-6 миллиметров шириной и 40-60 сантиметров длиной. Заготовки закручивают в спирали. Их деформируют, придавая заготовкам различную форму. Полученные овалы, круги, квадраты и прочее, умельцы выкладывают в композиции.

Джутовая филигрань

Металл заменяют также растительным шнуром. Техника называется «джутовая филигрань». Название произошло от имени растения, из которого получают нити.

Джут относится к семейству липовых. Волокна кустарника грубые, серовато-коричневые. Их не спаивают, а, как и бумажные образцы, склеивают. Из джутовых нитей складывают два основных элемента – петельки и завитки. Из них состоят все узоры, разработанные художниками.

Филигрань-4

Джутовая, бумажная, металлическая … любая филигрань бывает плоскостная и объемная. Технику «вязки» используют для изготовления ваз, ларцов, посуды. Плоскостная скань пригождается в картинах, украшениях, элементах декора помещений.

По виду изделий, зачастую, можно определить, откуда они родом. В Дагестане специализируются на изделиях, составленных из полусфер, богато украшенных зернью.

В Армении, напротив, учат создавать плоскостную филигрань, из тонких нитей, без добавления сфер. В России центром филиграни считают Кострому . Там изготавливают образцы сложных форм. Все творения костромских мастеров объемные, состоящие из элементов разных форм и размеров.

Кропотливый труд создания филиграни сравнивают с задачей подковать блоху. Не зря, существует характеристика «филигранная работа». Так говорят о трудах, выделяющихся на общем фоне, выполненных искусно.

Так что, филигрань не обходится не только без тонкой проволоки. Ее существование невозможно и без таланта мастера.

Читайте также: