Что такое цировка золотом на фарфоре

Опубликовано: 20.04.2024

Изделия из фарфора на отечественном антикварном рынке

Конспект лекций по дисциплине «Предметы антиквариата» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021600 «Книгораспространение»

Агашка - вид упрощенной ручной росписи фарфора или фаянса (скоропись); роспись изделия пальцами (безымянным и мизинцем), смоченными в краске, или виртуозное исполнение цветка розы с листьями и стеблем с помощью широких мазков кистью (краска набирается только на одну сторону кисти). Техника такой росписи требует особого навыка.

Аэрография - техника живописного письма аэрографом - пульверизатором, с помощью которого осуществляется декорирование изделий из фарфора путем напыления краски на их поверхность. Результатом такого напыления является тонирование, т.е. изменение цвета изделия от насыщенного к более нежному. Широко использовалась на рубеже XIX-XX вв. на предприятиях «Товарищества М.С. Кузнецова».

Бельё - глазурованные, нерасписанные изделия из фарфора или фаянса.

Бисквит - неглазурованный фарфор, употребляемый в основном для изготовления изделий мелкой пластики и скульптурных украшений.

Глазурованный фарфор - фарфор, покрытый глазурью; имеет блестящую поверхность.

Глазурь - стекловидное покрытие, закрепленное обжигом; делает изделия из глины водонепроницаемыми и придает им нарядный вид. Различают прозрачную и глухую, бесцветную и цветную глазурь.

Гризайль (gris - серый) - однотонная, монохромная живопись любого цвета, имитирующая скульптурный рельеф.

Декалькомания (деколь) - способ нанесения на фарфоровые или фаянсовые изделия полихромного изображения (переводной картинки), после обжига сплавляющегося с их поверхностью; осуществляется с помощью типографского метода или трафарета.

Зеркало - лицевая поверхность дна блюда, блюдца или тарелки.

Золото (позолота) - краска для надглазурной росписи изделия, в состав которой входит определенный процент золота.

Искусственный фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.).

Истинный фарфор - второе название твердого фарфора (см.).

Каменная масса - вид керамики; имеет высокую температуру обжига (1300 °С), очень плотный, однородный, мелкозернистый черепок и изготавливается из тугоплавких и огнеупорных глин.

Керамика - многочисленные изделия из обожженной глины: от простых гончарных до фарфора.

Китайская кость - название костяного фарфора (см.)

Крытье - надглазурная роспись фарфорового или фаянсового изделия с целью создания сплошного фона.

Люстровое покрытие - имитация металлической поверхности на изделиях из фарфора и фаянса (см. люстр ).

Медальон - оставшиеся незакрашенными места изделия из фарфора и фаянса, целиком покрытого краской (см. фоновый фарфор ); имеют овальную или фигурную форму и предназначены для росписи.

Мушель - исполнение цветочных мотивов (чаще всего букетиков цветов) в резерве (см.) на белом или цветном фоне; исполняется широкими мазками в скорописной манере и «пестрится» золотом.

Опак - высший сорт фаянса, по составу близкий к фарфору; имеет непрозрачный пористый черепок и более низкую, чем у фарфора, температуру обжига, что позволяет украшать его многоцветной росписью. Изобретен на фабрике А.Я. Гарднера в 30-е гг. XIX в.

Париан - название бисквитного фарфора (см. бисквит ).

Печать - механический способ нанесения на изделие однотонного переводного рисунка, иногда с ручной подкраской.

Полива - тонкий стекловидный слой, покрывающий поверхность керамического изделия, закрепляющийся путем обжига; может быть прозрачной и непрозрачной (см. глазурь ).

Прозолоть - исполнение кистью (мазками и тонкими линиями) букетов, цветочных гирлянд, рисунков в народном стиле, а также орнамента золотой краской.

Роспись надглазурная - роспись изделия после обжига, по глазурованной и обожженной поверхности.

Роспись подглазурная - роспись изделия до его покрытия глазурью по еще не просохшему черепку.

Ручная роспись - упрощенная ручная роспись керамических изделий.

Тонкий фаянс - разновидность фаянса; имеет белый, пористый в изломе черепок, покрытый глазурью. По своим качествам близок фарфору (см.), но отличается от него большей пористостью черепка, непрозрачностью, легкой желтизной и сероватым оттенком цвета.

Трактирка - название чашки круглой формы; создана Ф.Я. Гарднером как образец массовой посуды, предназначенной для трапезы в трактире.

Фаянс - вид керамики с пористым черепком грязно-белого или светло-серого цвета, покрытым прозрачной глазурью. В отличие от майолики (см.) обжиг фаянса производится при более высокой температуре. Температура обжига 1200-1280°С.

Фриттовый фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.).

Художественный фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.).

Цировка - способ украшения изделий из фарфора; процарапывание рисунка по золоченой поверхности фарфора специальной иглой или другим инструментом.

Черепок - неровный край керамического изделия при его разломе.

Шинуазри (фр. сhinoiserie - «китайщина») - подражание дальневосточному фарфору; свободная интерпретация китайских мотивов в декоре европейского фарфора.

Эмаль - непрозрачная глазурь, молочно-белая или цветная.

© Центр дистанционного образования МГУП

Порошковое золото.

Для изготовления препарата необходимо в %:
Измельченного металлического золота 7,14
Царской водки 57,14
Железного купороса 35,7

Порошкообразное золото получают из раствора хлорного золота путем осаждения железным купоросом. Золото растворяют при подогреве в царской водке. Раствор золота выпаривают до сиропообразного состояния/охлаждают, разбавляют теплой водой, затем приливают раствор железного купороса. Золото восстанавливается в виде мелкого порошка и осаждается на дне и стенках сосуда.

Жидкость отстаивают 5-6 часов, осторожно сливают раствор, а затем золотой осадок промывают соляной кислотой и теплой водой. Порошок сушат, просеивают через шелковое сито и упаковывают в банки. Порошкообразное золото выпускают с содержанием 52,63 и 72% металла.
Применяется для золочения керамики в смеси с соединениеми висмута, а иногда ртути. После обжига золото получается матовым и полируется агатом.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит.

По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.

В период позднего неолита и энеолита (медного века)—4. 2 тыс. до н. э. — формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни.

Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямочно-гребенчатого типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.

Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных.

Археологические и этнографические исследования показывают, что первобытные орнаменты наделялись магическим значением; в основе их лежала условно-схематическая передача явлений природы (так, например, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древних китайских сосудах культуры Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т. д.). Постепенно, по мере ослабления магических представлений, первоначальный смысл орнаментальных форм забывался и они все больше превращались в декоративные мотивы.

Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной территории, включающей ряд Балканских земель и
юго-западные районы нашей страны (трипольская культура), Средиземноморье, Ближний Восток, Среднюю Азию, Китай.

Важно отметить, что начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве связана в первую очередь именно с керамикой. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и медного веков, прослеживалось построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности— прикладное искусство.

Следующий этап развития керамического производства относится к периоду сложения рабовладельческих государств на Древнем Востоке.

Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного круга (IV тыс. до н. э.), применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины.
Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники.

Выдающимся достижением керамистов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей. Описание способа приготовления фриттованных глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.).

Широко известна в первую очередь архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, Древнего Ирана. Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с рельефными многоцветными изображения" и, украшавшие стены дворцов и храмов. Самым прославленным является фриз из дворца в Сузах с фигурами «бессмертных» царской гвардии — торжественно шествующих воинов в роскошных узорных одеяниях, которые должны были по представлению древних персов охранять царя в случае измены живой охраны.
Очень выразительными были и глазурованные изображения львов и фантастических животных, занимавшие почетное место в украшении дворцовых покоев.

Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора— ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина.

Изделия изготавливаются гладкими или с рельефом, с ровным или фигурным краем, декорируются подглазурными и надглазурными керамическими красками, деколью, люстрами, препаратами драгоценных металлов и др. Изготавливаются фарфоровые изделия в основном двумя способами: литьем и формованием с помощью шаблона в гипсовых формах. Изделия из костяного и фриттового фарфора, ввиду отсутствия или малого количества пластичных материалов в составе, изготавливаются только литьем, иногда с клеящими добавками.

Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.




Фарфор сегодня расписывается несколькими способами:

-подглазурной росписью с высокотемпературным обжигом. краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов в тоннельной печи.

- надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора.

Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожжённую глазурованную поверхность фарфорового изделия. Надглазурная роспись богаче палитрой красок и наносится уже по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780-850 градусов. Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок (или внутриглазурных красок,) проходит при 820 - 870 С. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.

Фарфор расписывают матовой или блестящей позолотой. В обоих случаях это вязкая чёрная или коричневая жидкость, содержащая 12 - 32 % золота для блестящей позолоты фарфора или 52 % мелкой золотой пыли и химически растворённого золота для матовой позолоты фарфора.

Золотые, серебрянные люстры, полирголь полировочный и порошковое золото и серебро 50 -90 процентное обжигаются при более 760 град вместе с красками.

Блестящая позолота Во время обжига фарфора начинает сверкать и в дальнейшем не требует дополнительной обработки.

Матовая позолота после обжига фарфора остаётся матовой и полируется стекловолокном из пластика или морского песка, агатовым «карандашом». Порошковое золото после обжига имеет матовый вид и цируется агатовым карандашом (наносится узор примерно как простым карандашом по бумаге, только в нашем случае с растушёвкой узора ошибиться нельзя, т.к. это потом исправить нельзя никак. Мастер в этом случае должен быть очень высокой квалификации.)

Толщина матовой позолоты фарфора в 6 раз больше, чем толщина блестящей позолоты фарфора, и, таким образом, матовая позолота фарфора более декоративна и устойчива. Кроме золота, матовая золотая краска содержит и другие благородные металлы, которые добавляют оттенок краске.

Сочетание матового и блестящего после цировки создаёт дополнительный очень красивый декоративный эффект на фарфоре.

Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10-12%) обжигаются при температуре от 720 до 760 градусов (костяной фарфор обжигается на низкой планке температуры, а фарфор на более высокой планке температуры). Эти краски более декоративные, и после декорирования ими нельзя участки, покрытые глянцем (золотом) подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине.)

Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12% глянц. Но за всю историю создания фарфора и его технологий ничего лучше и дешевле декорирования фарфора глянцем пока так и не придумали.Профессиональная надглазурная роспись осуществляется на живичном скипидаре и скипидарном масле.Краски предварительно замачиваются на палитре на сутки и более. После для работы тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный и жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое).Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар (здесь важно краску чувствовать) и разводится до консистенции густой сметаны.

Для мазковой росписи кистью разводится краску чуть погуще, для перьевой росписи -чуть пожиже. ВАЖНО, чтобы краска не растекалась из под пера или кисти.

Древесина, строение и состав древесины.

Древесина - ценнейшее сырье для промышленной и художественной обработки. Большая потребность в древе­сине во многих областях техники объясняется ее свойствами, которые делают древесину важным конструкционным мате­риалом для строительства, горнодобывающей промышленно­сти, железнодорожного транспорта, энергетики и т. д. Благо­даря таким технологическим свойствам, как легкость обра­ботки резанием и окончательной доводки поверхности изделия, а также натуральным декоративным достоинствам древеси­на - незаменимый материал особенно в мебельной промыш­ленности и столярном деле. Химический состав древесины обусловливает ее применение в качестве сырья для целлюлоз­но-бумажной промышленности и производства древесных пластиков.

Издавна применялась художественная резьба по дереву. Трудно установить время изготовления первых культовых символов - идолов, стилизованных изображений зверей, не­бесных светил. Многие такие изделия служили своего рода та­лисманами, в них верили, им поклонялись.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Золочение фарфора – это один из самых трудоемких процессов, благодаря которому осуществляется имитация декоративного покрытия. Этим видом работы занимаются еще с давних времен, подробнее об этом можно узнать из специальной литературы. Для того чтобы заниматься золочением фарфора необходимо иметь творческий потенциал и опыт работы.
Суть работы заключается в том, что листовое (сусальное) или твореное золото наносят на предварительно подготовленную поверхность. Сусальное золото – это тоненькие листки, в виде пластин, которые выполняют ручной ковкой. Твореным золотом называется порошковое золото, его изготовляют путем затирания листового золота на клееной основе. Данный вид золота используют для восстановления узоров с тонкой проработкой элементов росписи. Позолоту наносят специальной кистью как акварельную краску, после этого поверхность полируют, или гравируют.
Для золочения фарфора часто используют сусальное листовое золото, его используют для имитации позолоченных изделий, такое золото может иметь различные оттенки. При ограниченном выборе или если имеется только один тон, можно тонировать золото после его закрепления на поверхности.
Если осуществляется позолота фарфора сусальным золотом, внимание следует сконцентрировать на предварительную подготовку поверхности, так как при наличии даже малейших царапин или трещин, пыли или потеков лака, значительно ухудшается качество позолоты и все эти изъяны будут еще сильней заметны. Изделия из пористых материалов, таких как гипс, керамика, перед нанесением золота нуждаются в дополнительном слое грунта. Остальные гладкие и плотные поверхности в такой грунтовке не нуждаются.





Необходимые инструменты для золочения фарфора
Качество и результат работы зависят не только умения мастера, но и от инструментов, которые применяются в работе. В позолотном деле малопригодные и недоброкачественные инструменты не приемлемы.
Инструмент позолотчика разделяют на черновой и золотарный. Первый вид применяют для выполнения черновых и подготовительных работ, к такому инструменту относят:
1. Кисти разных размеров и форм, должны присутствовать колонковые, беличьи, барсучьи и щетинные кисти.
2. Различные флейцы.
3. Инструменты из стали разных размеров и форм: шпатели, зонды, цировочные крючки, скальпели.
4. Шкурка разных номеров.
5. Хвощ и пемза.
6. Ветошь, губка, вата, замша.
К золотарным инструментам относятся:
1. Золотарная замшевая подушечка с ширмой.
2. Стальной двусторонний нож с закругленным концом.
3. Такие же кисти, как и в первом случае, а также веерообразная кисточка «лапка».
4. Беличьи, барсучьи и колонковые флейцы, они должны быть больших и малых размеров.
5. Кремневые, сердоликовые и агатовые зубки разных профилей и размеров, медвежий зуб.
6. Листовое сусальное золото.
7. Замша, вата и губка.
Стандартный метод золочения фарфора осуществляется на лак мордан, такой способ называется морданным золочением. В его состав входят такие операции:
1.На поверхность изделия наносится слой грунтовочного лака, он придаст гигроскопичность, гладкость и твердость. Их качество необходимо для того, чтобы после накладки листа поверхность фарфора не проседала, также для того чтобы достигнуть равномерного блеска. Для достижения этой цели применяют один из лаков марки: ЯН-54, ЯК-1, ПФ-283.
2.Мягким абразивным материалом обрабатывают просохший лак, до того момента, пока не устранятся все дефекты, которые появились при нанесении лака. К таким дефектам относятся затеки лака, неровности, пыль.
3.Наносится лак мордан, благодаря нему происходит сцепление листа золота с грунтом.
4.Происходит процесс золочения фарфора, листы золота наносятся на поверхность.
5.Готовую поверхность тонируют.
Стоит отметить, что все процессы связаны с подготовительными работами поверхности под золочение. Также очень важно, чтобы золочение фарфора проводилось в чистом и закрытом помещении, чтобы пыль не смогла проникнуть на лаковую поверхность. Сквозняки, открытые окна не допустимы. Должна быть идеальная чистота и необходимые инструменты для работы.

Нужен совет от тех, кто работает с фарфором и керамикой. Мои золотые запасы подошли к концу и нужно закупать золото снова. В Хорсе его нет - есть только люстр.

Есть золото 10% от производителя Heraeus , но я никогда им не пользовалась. Цена в два раза ниже, чем в Вивате. (Вот это-то и смущает ). Продавец - компания atdesign, офисы вроде бы по всей России. Подскажите, кто-нибудь покупал и использовал их золото?

И есть еще какие-нибудь продавцы в Москве кроме перечисленных трёх?

Заранее благодарна всем за ответ,

С уважением, Светлана Зубова.

Полина Назарова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Светлана, какие у Вас работы красивые! Побродила по магазинчику с большим удовольствием! Так интересно слушать, когда разговаривают о совсем неизвестной мне теме, как буд-то с другой планеты, теперь я знаю, что бывает жидкое золото.

Извините, что не в тему " />

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Полина Назарова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Желаю Вам разобраться с этой проблемой и творить красоту еще и еще!

Ariel MOSAIC - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Светлана, добрый вечер! Ох. много лет минуло с тех пор, как я в последний раз обжигала фарфоровые серёжки. Занималась бижутерией из фарфора и смотрю проблемы у Вас всё те же " />
Меня в прошлые годы выручал Дулёвский завод и какие то тёмные личности на вернисаже " />
. Я посмотрела Ваши ссылки на магазин и честно говоря не пойму, что Вас настораживает? Возьмите для пробы 3 грамма. правда я там цен не увидела. А работы у Вас и в правду шикарные, хотелось бы и своими похвастаться, но ничего почти не осталось. Жалко было бросать, но уж очень вредное производство.

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Алёна, спасибо - золото у меня было тоже от тёмных личностей, но правда, отличного качества и из старых советских заначек.

В Дулёво цена немаленькая - там по прайсу 3-х летней давности больше 600 рублей за грамм. В Вивате - 7000 за 10 грамм. Нашла двух производителей в Подмосковье - но даже не звонила - туда доехать нереально. Подозреваю, что у них цена будет не ниже, чем в Дулево.

А настораживает то, что сейчас есть золотосодержащие люстры, которые очень похожи на золото. И если родное золото на люстр ложится хорошо, то как поведет себя препарат, если это все-таки люстр неизвестно.

Брать придется 10 грамм - это минимум. И это достаточно дорогой эксперимент получается. Надеюсь на лучшее. " />

юрова ольга ивановна - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Сетлана, а вас смущает продавец или производитель? Хераус крупная фирма очень старая, там не только препараты металлов делают. Зайдите к ним на сайт, не думаю, что они будут мелко мошенничать.

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ольга Ивановна - меня смущает, что российское золото стоит выше 600 за грамм, вроде как немецкое у Вивата - 7000 за 10, а у этой компании за 10 грамм - 3300.

Разница больше чем в два раза. Вот сижу и думаю, в чем подвох. И альтернативы нет.

юрова ольга ивановна - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Как наши фирмы цены образуют вы наверное догадываетесь. Поэтому и цены.

Марина Корнильева (ceramicforall) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Светлана, я пользовалась "золотыми" люстрами Херауса - мне понравилось. Они еще и разные бывают - медные, "самоварного" золота и пр.

Только, если вы не весь сразу изведете, то может понадобиться их же растворител. Он ужасно летучий - у меня выветрился из закрытого плотно флакона.

Я покупала и у нас в Питере и в Хельсинки.

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Марина, спасибо огромное, что откликнулись! Люстры я у них тоже покупать собралась. И про растворитель знаю. Хотелось просто от реального пользователя мнение услышать!

Марина Корнильева (ceramicforall) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я предпочла купить люстры - они дешевле. В цвете особой разницы нет. Вроде бы не стираются " />
А на декоративных вещах их особенно и трогать не надо. У меня стоят уже несколько лет.

Марина Корнильева (ceramicforall) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Я посмотрела сейчас ваши работы. Вы агатом работаете по золоту? думаю, тут люстры не пойдут.

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Марина, я работаю золотом по люстру и по объемному белому рельефу. Но вроде как мне в компании этой сказали, что как раз это золото для их рельефа и подходит. Единственная возможная засада - люстром по люстру уже нельзя.

А для меня, наверное подойдет вариант - где-то золото, где-то люстр класть. Но для сравнения - посмотрите на цену золотых люстров на сайте Хорса - она там выше, чем у этого золота, поэтому я и была в таких раздумьях.

Марина Корнильева (ceramicforall) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Вы так графику на золоте делаете?

Я для рельефного тонкого(относительно) рисунка под золото и люстр использовала белую надглазурку. Самое интересное, что при нанесении люстра-золота на подглазурку необожженую, она подглазурка, слегка расплывалась (как бы), но эффект после обжига был очень даже хороший.

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Графику делаю несколькими способами - можно прокладывать рисунок, используя надглазурные краски - в основном, коричневый, золото металлик и бронзу металлик. Потом, после покрытия золотом получается классный переливающийся эффект как при цировке и полировке, золото играет несколькими оттенками - блестящими и матовыми.

А для монограмм как раз брала рельеф. И если угадать с температурой, обжечь сначала рельеф, а потом сверху золото, оно может пойти тончайшим кракле - вещи выходят одновременно и блестящие и антикварные.

Марина Корнильева (ceramicforall) - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

"Верхов разврата достиг человек. " " />
Любит приговаривать мой муж, когда видит что-либо невиданное (в положительном смысле, конечно. ) или слышит о нем.

Еще раз удачи и хороших материалов.

Юлия Романова. Роспись фарфора - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Светлана, я пользуюсь 10 % золотом "Heraeus". Купила 5 гр за 2000 руб. Нормальное, но большую площадь плохо покрывает (пятнами).

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Юля, спасибо большое за ответ. А под большой площадью вы что имеете ввиду?

Юлия Романова. Роспись фарфора - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Покрыла золотом полностью внутри половинку фарфорового яйца (размер как у обычного яйца) и получилось плохо (разводами). Правда не перекрывала вторым слоем. А дулевским - хорошо с первого раза. Heraeus для пера и отводки мне понравился.

Нюра Cikugi - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Светлана! а вы в один обжиг хотите положить несколько люстров друг на друга?

Лично я стараюсь так не делать -неизвестно, как прореагируют.

А уж Дулёвское на буржуйское точно нельзя -принципиально разные разбавители.

Всё надо пробовать, может, и получится. Вот за что не люблю брать незнакомые препараты -все надо пробовать, пока приспособишься -либо производитель исчезнет, либо рецептуру поменяют. Как-то всё очень нестабильно стало.

Классика фарфора Светлана Зубова - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Нюра, я делаю несколько обжигов. Ну как пример - кладу люстр золотосодержащий (у меня темно-синий) , а после обжига делаю на нем золотую графику.

Золото не на каждый люстр класть можно - на половине просто графика в лучшем случае и никакого блеска. А люстром по люстру даже не пробовала. Вот люстры между собой сама смешивала - если смешать перламутр со смывкой дулевского золота - получается как раз темно-синий. Если в полученную смесь добавить оранж - глубокий красивый коричневый люстр с золотым оттенком. По ним и по перламутру золотом можно работать без проблем.

А с рецептами - полностью согласна - рельеф, который я в свое время покупала как раз в Вивате, изменил свои свойства несколько раз, хотя каждый раз я заказывала один и тот же № из одной и той же коллекции. " />

Нюра Cikugi - Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

ну, не знаю, я клала виватское золото на ихние же люстры(по обжигу на каждое) -никогда проблем не было, всё блестит.

И на дулёвские люстры клала. Может, просто повезло, не нарывалась на реакции.

кое -что можно и в один обжиг, если хорошо слои просушивать, разные препараты золота(глянец и матовое) -точно можно, проверено

виват поставщиков меняет, просто нам не говорит.

раньше у них золото было от cerdek, потом от Ferro, насколько знаю



История завода

История завода Сафронова началась в 1814 году, когда крестьянин А.Т. Сафронов основал в Московской губернии завод по производству фарфора. Деревенька Короткая Богородского уезда, в которой обустроили фабрику, относится к так называемому Гжельскому кусту — территории, богатой высококачественными гжельскими глинами. Такое соседство с сырьем сулило хорошие выгоды в случае успеха производства.

По численности работников завод нельзя было отнести к крупным предприятиям. В 1823 году на нем трудилось только 14 человек, а в последние годы — около трех десятков работников. Однако это не помешало фабрике оказаться в числе лучших предприятий Гжели по качеству выпускаемого фарфора. Хотя в первые годы мастера завода в основном подражали работам других фабрик, в частности заводов Гарднера и Попова, позже они сумели привнести в свой фарфор определенную долю самобытности. В первой трети девятнадцатого века по художественной ценности фарфоровых изделий завод Сафронова уступал только мануфактурам Гарднера и Попова.

Предприятие выпускало разнообразные фарфоровые изделия: посуду, вазы, скульптуры, которые были сделаны из качественной фарфоровой массы и имели прекрасную художественную роспись. В 1835 году лучшие изделия завода представили на мануфактурной выставке в Москве. Медаль производителю получить не удалось, однако фарфор заметили и отозвались о нем как о продукции, заслуживающей всеобщей похвалы и одобрения.

Когда владелец завода скончался, его фарфоровое детище перешло по наследству к родственнику И.А. Сафронову. Второй владелец был павлопосадским купцом и занимался производством фарфора вплоть до 1850-х годов, пока не сдал фабрику в аренду предприимчивому Т.Я. Кузнецову (деду М.С. Кузнецова). Позже тот передал завод своему сыну С.Т. Кузнецову, после чего все оборудование фабрики, формы и изделия перевезли в находящуюся по соседству деревню Дулёво.

По сравнению с другими мануфактурами завод Сафронова функционировал относительно короткое время, из-за чего его изделия не существуют в таком количестве, как у ИФЗ, завода Попова или других крупных фабрик. В связи с этим фарфор Сафронова с художественной росписью высокого качества пользуется сегодня большим спросом у коллекционеров.

Продукция фабрики

Посуда

Посуда, созданная мастерами завода Сафронова, очень разнообразна. Особенной популярностью пользовались чайно-кофейные сервизы, которые обильно украшали яркими орнаментами, покрывали позолотой. Для многих сервизов присуща характерная ребристая форма всех элементов от чашек до сухарниц и молочников.

Чайный сервиз на 10 чайных пар. Завод Сафронова. Фарфор, золотая и надглазурная роспись. Россия. XIX в

Основными техниками, которые применяли при декорировании фарфора, были подглазурное крытье и золочение. Для создания тонких орнаментов применяли технику цировки. Крытье позволяло получить очень богатый, яркий рисунок, выполняемый на цветном фоне, а золочение создавало эффект роскоши, дороговизны фарфора. Особенно хорошо мастерам удавалась роспись с помощью эмалевых красок. Рельефные узоры, которыми были богато украшены многие изделия, изготовляли с помощью специальной пасты.

Чашка с блюдцем. Фабрика Сафронова. Первая треть XIX века

Для ряда изделий характерно подражание ведущим российским фарфоровым заводам. Так, чашки делали с высокими ручками, декор которых располагался выше тулова. Само изделие ставили на ножку и обильно покрывали позолотой изнутри и снаружи. По форме чашки напоминали миниатюрные яйцевидные вазы, имели цилиндрическую или конусообразную форму, что было очень характерно для посуды многих фарфоровых заводов того периода.

Конфетница и чашка с цветочным узором. Завод Сафронова

Орнаменты живописцев Сафронова были очень разнообразны. Среди них часто преобладали цветочные композиции, которые также были излюбленной темой мастеров фарфоровых мануфактур 19 века. Растительный орнамент изображали в виде крупных и мелких цветов, листьев, побегов, которые переплетались между собой самым причудливым образом. Сами элементы изображались как достаточно условно, так и очень точно, ярко. Изделия, на которых были изображены различные сюжеты, часто дополняли неброскими растительными орнаментами. При этом сюжеты брали из известных гравюр или журналов.

Чашка «Спящая». Завод Сафронова. Фарфор, роспись, золочение, цировка. 1810-1830-е гг
safronov-5.JPG

Чашка «Спящая». Завод Сафронова. Фарфор, роспись, золочение, цировка. 1810-1830-е гг.

Интересно, что среди чайных сервизов встречается набор посуды с надписями. Мастер добавил к традиционному цветному фону рисунки с изображением разных цветов. Рядом с каждым из них была надпись, указывающая, что это за цветок, а также конкретную черту или свойство, с которым он был связан. Таким образом, в одном сервизе получилась целая коллекция разных цветов.

Чайный сервиз с изображением цветов. Завод Сафронова

При росписи тарелок также наиболее популярным был цветочный рисунок. Расположенный по кругу узор из цветов и листьев обрамляли позолоченной каймой, оставляя большую часть тарелок белой или заполняя ее цветным фоном. Края тарелок часто делали узорчатыми, что придавало изделию более затейливый вид.

Тарелка с цветочным орнаментом. Завод Сафронова. Россия. 1830-е гг.

На многих изделиях, включая посуду, мастера Сафроновых изображали популярные в то время портреты исторических персонажей, произведения прославленных художников или картинки из модных журналов. Так, в сафроновской чайной паре «Парижская мода на 1833 год» представлена дама в эффектном наряде. Этот образ был взят из четвертого номера журнала «Московский телеграф» за 1833 год.

Чайная пара с изображением дамы. Завод Сафронова. 1833-1834 гг

Иллюстрация из журнала «Московский телеграф», №4, 1833 г.

Рисунок был изображен на изящной фарфоровой чашке, покрытой золотом, что удачно сочеталось с грацией французской модницы и ее пышным нарядом.

Встречается среди изделий завода и фарфор в стиле ампир, для которого характерно наличие симметрии, упорядоченности и классических элементов. Например, это золоченые чайники с равномерно изображенными линиями на тулове, с носиками в виде грифонов. Чтобы придать им некую элегантность, их могли сделать слегка наклоненными.

Чайник в стиле ампир. Фарфор, лепка, золочение. Завод Сафронова

При росписи фарфора изображали не только причудливые переплетения веток и яркие букеты цветов, но и бабочек, а также разнообразные самобытные узоры, которыми обильно украшали как наружную поверхность посуды, так и внутреннюю.

Чайная пара. Завод Сафронова. 1820-1830-е годы

Не менее популярной была и военно-историческая тематика. Военные сюжеты были навеяны недавно отгремевшей Отечественной войной 1812 года, в ходе которой русские солдаты храбро бились с наполеоновской армией. В связи с этим значительным для России событием на вазах и посуде Сафронова изображали именитых полководцев, военные баталии. Например, в их коллекции присутствовал фарфор с изображением доблестного генерал-лейтенанта А.Н. Сеславина, который проявил большую храбрость в битве с войсками Наполеона.

Помимо портеров полководцев сафроновские мастера изображали и других именитых особ: императрицу, князей и княгинь. В частности, на фарфоровых изделиях присутствовала императрица Александра Федоровна (жена Николая I), вступившая на российский престол в 1825 году.

Вазы сафроновского завода в основном делали в традиционной для того периода форме: на ножке, с расширенной вверху горловиной, яйцевидным туловом и декорированными ручками-розетками.

Декоративная ваза на военную тематику. Завод Сафронова. 1830-е гг.

Центральным украшением вазы были сюжеты на различные тематики. Чаще всего это были пейзажи, сюжеты на военную тему, цветочные композиции, копии известных полотен или журнальных иллюстраций.

Флоральные мотивы, подразумевающие применение в процессе росписи растительного орнамента, также часто дополняли сложные композиции или были самостоятельным элементом. Например, фруктовый натюрморт, представленный яблоками, сливами, гроздьями винограда, удачно переплетался с цветками роз, побегами растений и листьями самой разнообразной формы.

Вазы парные с росписью. Завод Сафронова. 1830-40-е гг.

Вазы в стиле ампир декорировали характерными симметричными полосами, внутри которых изображали повторяющиеся элементы. Сами элементы представляли собой изображения растений или их частей, птиц, бабочек или просто причудливые узоры. Ручки украшали объемным декором в форме листьев, розеток со сложным орнаментом и других элементов.

Среди общей массы изделий встречаются и характерные для завода ребристые вазы, которые зачастую декорировали цветными фонами, цветочным орнаментом и миниатюрными сюжетами.

Ваза с восьмигранным туловом. Фарфор, кобальтовое крытье, роспись красками, золотом. Завод Сафронова

Большой популярностью в домах состоятельных людей пользовались парные вазы. Симметрично расставленные на мебели или рядом с дверным проемом, они создают чувство симметрии, равновесия, поэтому не потеряли своей популярности и по сей день. Парные вазы могли быть украшены неодинаковыми рисунками, но обязательно такими, которые вписывались в общий сюжет и дополняли друг друга.

Парные вазы с тематикой пейзажей. Завод Сафронова

Скульптуры. Фарфоровые статуэтки завода Сафронова

Статуэтки завода Сафронова отличались хорошим качеством и интересными цветовыми решениями. Темы для лепки брали все из тех же модных журналов или гравюр. Так появилась серия фигур, изображающих элегантных дам и кавалеров. Наиболее известны фарфоровые статуэтки «Франт» («Щеголь») и «Франтихи» («Модницы»), которые передают модные веяния данного периода.

Статуэтки «Франт» и «Франтихи». Фарфор Сафронова

При создании фигурки франта была использована иллюстрация к журналу «Новый живописец». При этом мастер полностью повторил форму тела молодого щеголя, его позу, одежду и даже шляпу, которую тот держит в руке. Однако в фарфоровой версии у франта отсутствуют усы и борода.

Фигурка «Франт или парижанин на 1831 год». Фабрика Сафронова. 1831-1832 гг.

Иллюстрация из журнала «Новый живописец», № 4, 1831 г.

Фигурки на эту тему исполняли в разных вариациях, но неизменно модницы изображались в красивых длинных нарядах с пышными юбками и рукавами, украшенными лентами. Частым атрибутам женского наряда были кружевные воротники и широкополые шляпы с большими перьями и длинными лентами.

Фигура дамы-модницы. Фарфор завода Сафронова. 1830-1840 гг.

Мастера завода также работали с популярной жанровой скульптурой, изображая людей простых профессий. Занятие человека подчеркивалось с помощью предметов его одежды или атрибутики, используемой в работе. Например, сбитенщика изображали с неизменным чайником или другим сосудом для сбитня.

Фигура сбитенщика. Завод Сафронова. 1820-е гг.

Фигура кучера. Завод Сафронова. Конец 1820-х – начало 1830-х гг.

Помимо статуэток на заводе производили чернильницы, чайницы, салфетницы и прочие предметы, применяемые в быту. Еще одной типичной для первой половины девятнадцатого века была тема амуров, патти. Для выразительности образа их дополняли живописными орнаментами. Многие скульптуры были повторением того, что выпускали на заводе Гарднера.

Чайница с рельефным декором. Завод Сафронова. 1830-1840-е гг.

Эксперты отмечают высокое качество фарфора Сафронова, свежесть красок и хорошее сочетание тонов.

Клейма завода Сафроновых

Фарфоровые изделия завода Сафронова клеймили с помощью буквы «с». Это было синее подглазурное клеймо, которое ставили от руки. Буква «с» на многих изделиях больше напоминала некий крючок, что могло быть отнюдь не случайным. В период 1800-1825 гг. на именитой фабрике Гарднера буква G, которой клеймили гарднеровский фарфор, тоже приобрела крючкообразную форму. Завод Сафронова в это время только начал свою деятельность и старался во всем подражать изделиям Гарднера. Вполне возможно, что фабрикант рассчитывал воспользоваться популярностью известного завода с помощью применения схожего клейма. Во всяком случае, изделия, помеченные такой буквой-крючком, путают до сих пор.

safronov-23.JPG

Крючкообразная буква «с» в клеймах завода Сафронова.

safronov-24.JPG

Крючкообразная буква G в клеймах завода Гарднера.

В более поздний период буква «с» в клеймах Сафронова становится более выраженной и фигурной.

safronov-25.JPG

Так как ее писали от руки, существует множество вариантов написания: округлой, прямоугольной, ломаной формы. Часто у буквы клейма присутствуют утолщения на концах. Кроме синего подглазурного клейма с буквой «с» встречаются и варианты вдавленной в массу буквы.

safronov-26.JPG

safronov-27.jpg

Так как со временем завод стал узнаваемым, клейма стали более индивидуальными. Теперь вместо размытой буквы «с» на фарфоре указывали, что он принадлежит Сафронову.

Читайте также: