Что было написано на кольце пророка

Опубликовано: 15.04.2024


Шестиконечная звезда, а также кольцо пророка Сулеймана в исламской культуре известны как «Мухр-и Сулейман» или «Хатам-и Сулейман», что переводится, как “печать Сулеймана”, о чем нам расскажут авторы İslam Ansiklopedisi.

Образованная наложением двух равносторонних треугольников звезда в исламской культуре известна как «печать Сулеймана» – «мухр-и Сулейман» или «хатам-и Сулейман», а в иудейской и христианской – как звезда Давида. В герметизме она представляет макрокосм. В восточных культурах издавна один из образующих звезду треугольников мыслился как символ всего положительного, а второй – как символ всего отрицательного, а сам знак выражал взаимодействие двух противоположностей – материи и духа, добра и зла, красоты и уродства, внутреннего и внешнего, женского начала и мужского. Как показывают археологические находки, мотив шестиконечной звезды использовался на Ближнем Востоке, начиная с бронзового века. Также его можно увидеть на памятниках древнегреческой, древнеримской, древнееврейской, шумерской, ассирийской, византийской и древнетюркской цивилизаций.


Историческая печать, украшенная шестиконечной звездой (1798-99) / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В качестве символа иудаизма шестиконечная звезда, как связанная с Давидом, царем единого Израильского государства, стала выступать в Средние века. Впервые его использовала в качестве такового пражская еврейская община в XIV в. Позже его стали изображать на флагах и вымпелах другие еврейские общины как знак, противопоставлявшийся христианскому кресту. В Новое время символ получил светское измерение как эмблема сионистского движения Теодора Герцля и флаг государства Израиль.

Картинки по запросу

Образ печати пророка Сулеймана (а.с.) в исламе основывается на хадисе: «Перед Судным днем выйдет из земли животное (даббат аль-ард) с печатью Сулеймана и посохом Мусы. Посохом он будет освещать лица верующих, а печатью клеймить лица неверных» (Муснад, II, 259; Ибн Маджа, Фитан, 31). Этот хадис истолковывается так, что даббат аль-ард будет посохом пророка Мусы (а.с.) ставить метку на лицах верующих, из-за чего они засветятся. А неверным будет на носу или шее ставить печать перстнем Сулеймана, и их лица станут темными. Так как иных подробных разъяснений по поводу печати Сулеймана (а.с.) в хадисах и Коране не содержатся, то ее образ разрабатывался с опорой на еврейские источники. В результате в исламской культуре сформировалось представление о том, что у пророка Сулеймана (а.с.) был волшебный перстень с печатью, с помощью которого он повелевал огнем, водой, ветром, птицами и животными. Этот перстень сначала принадлежал пророку Адаму (а.с.), когда тот жил в Раю. После ангел Джабраил (а.с.) передал его Сулейману (а.с.). Шестиконечная звезда на кольце является символом Величайшего Имени Аллаха – Исм аль-азам. Это тайное имя, знание которого даруется только избранным. Если с этим именем обратиться с молитвой к Всевышнему, то она будет принята. Согласно преданиям, из почтения к Величайшему Имени Сулейман (а.с.) снимал это кольцо, отправляясь в комнату для омовения, отдавая на хранение или своему визирю Асафу, или жене Амине. Но при этом лишался власти над животными и джинами. И однажды когда Сулейман (а.с.) отдал кольцо своей жене, то пустынный джинн (ифрит или дэв), приняв его облик, забрал перстень. Когда же сам пророк стал просить вернуть его, то был объявлен самозванцем и по приказу дэва, принявшего его образ и начавшего править вместо него, был изгнан из дворца. Сулейман (а.с.) стал жить в прибрежном городе, работая грузчиком у рыбаков. Чтобы кольцо не попало в чьи-либо руки, по прошествии 40 лет дэв бросил его в море, но против него тут же восстали животные и джинны, растерзав самозванца. В это время рыбак, у которого он работал, дал в качестве платы Сулейману (а.с.) одну рыбу. Когда вечером, желая приготовить ее на ужин, пророк разрезал брюхо, то нашел свой перстень, надел его на палец и отправился во дворец. После этого он жил прежней жизнью и завершил свою пророческую миссию. На этом предании основывается бытующая в исламском мире пословица «У кого печать – тот и Сулейман».


Могильный камень, украшенный печатью Сулеймана / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Символ шестиконечной звезды как печати пророка Сулеймана (а.с.) в исламском искусстве был распространен, вероятно, не в меньшей степени, чем в еврейском и масонском. Его наносили на разнообразные металлические, деревянные, текстильные и т.п. изделия, нередко в виде центрального мотива. Особенно часто его можно встретить в архитектуре. В народе существовало представление о том, что в здание, где имеется такой знак, не войдут шайтаны. Его можно увидеть даже на зданиях религиозного назначения, таких как мечети, текке (суфийские обители), в узорах, нанесенных на купол или потолок, двери и дверные косяки. Он является неотъемлемым элементом сельджукской архитектуры эпохи династий Артукидов и Ильханидов: его наносили на замковый камень – клинчатый камень кладки в вершине свода или арки. В османской архитектуре шестиконечную звезду в качестве оберега от шайтанов можно было увидеть на отверстиях куполов бань, могильных камнях, украшениях мечетей, керамических изделиях. Также его изображали на кухонной утвари, посуде и фонтанах с целью предотвратить отравление. Но головных уборах он изображался в качестве символа власти, а на одежде и украшениях – как символ верности. Сообщается, что Барбаросса велел нанести на свой флаг шестиконечную звезду, чтобы управлять ветрами. Так как на пророка Сулейман (а.с.) была возложена обязанность возглавить государство, то его печать считалась символом власти и силы.


Флаг Барбароссы с шестиконечной звездой / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Мотив печати Сулеймана часто использовался в исламской литературе. В поэзии дивана поэты сравнивали с нею губы возлюбленной, которые способны очаровать всех влюбленных, даже всех людей и джиннов. Все красавицы засматриваются на них. Турецкий поэт Шейхи (1371-1431) писал, что если губы возлюбленной – это печать Сулеймана, то пушок вокруг них – это надписи на его перстне. Когда возлюбленная осталась с соперником, то Махмуд Абдулбакы (1526-1600) сравнивает это с похищением кольца Сулеймана ифритом. Народные поэты воспевали печать Сулеймана как символ власти.

Хадис 4214

* Подразумеваются правители Персии, Византии, Эфиопии и так далее [Тухфат аль-ахвази].

** Учёные сказали, что это имело место либо в 6, либо в 7 году от хиджры [Тухфат аль-ахвази].

Хадис 4215

Учёные упоминали о том, что перстень этот был схож с перстнем пророка Сулеймана (мир ему) в том смысле, что когда перстень Сулеймана был утерян, царству его пришёл конец, и точно так же ‘Усман, да будет доволен им Аллах, потерял перстень Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как раз перед тем, как началось выступление бунтовщиков против него, которое привело к гибели самого ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и положило начало смуте, которая в той или иной форме будет продолжаться до самого Судного дня [‘Аун аль-ма‘буд].

Хадис 4216

Возможно, перстень был изготовлен эфиопом или же он был изготовлен в эфиопском стиле [‘Аун аль-ма‘буд]. Возможно также, что там был какой-то эфиопский, то есть привезённый из Эфиопии, камень [Фатх Аль-Бари]. Если речь идёт о камне, то видимое противоречие между этим хадисом и тем, из которого следует, что широкая часть перстня Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также была из серебра, снимается предположением о том, что перстней было несколько. Если же речь идёт не о камне, а о том, что перстень или гравировка были выполнены эфиопом или в эфиопском стиле, то противоречия вообще не остаётся [Тухфат аль-ахвази; Фатх Аль-Бари].

Хадис 4217
Хадис 4218

* Чтобы он меньше бросался в глаза и привлекал внимание. Однако это не означает, что не разрешается носить перстень широкой частью наружу. Известно, что наши праведные предшественники носили перстни и так, как носил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и широкой частью наружу [‘Аун аль-ма‘буд].

** Возможно, это было связано с ниспосланием запрета на ношение золота мужчинами или же это было до запрета, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не хотел, чтобы люди носили золотые перстни просто так, в качестве украшения, или же он не желал, чтобы у них были такие же перстни [‘Аун аль-ма‘буд].

Хадис 4219

Причина в том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел изготовить себе этот перстень для того, чтобы использовать его в качестве печати, подтверждающей, что послания, отправляемые им к правителям неарабов, действительно от него, Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А если бы у других людей появились перстни с такой же надписью, то могли бы возникнуть сомнения в подлинности такой печати, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, хотел избежать подобного [‘Аун аль-ма‘буд].

Хадис 4220
Хадис 4221

* Здесь речь идёт не о серебряном перстне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а о золотом, упомянутом в других хадисах. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сначала надел золотой перстень и люди тоже изготовили себе такие, а потом, когда ношение золота мужчинами было запрещено, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выбросил свой золотой перстень, и люди, увидев это, сделали то же самое со своими золотыми перстнями. Что же касается серебряного перстня, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, носил его и не выбрасывал и люди тоже носили такие перстни и при его жизни, и после его кончины [‘Аун аль-ма‘буд].

** Возможно, что после того, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стал носить серебряный перстень, люди тоже сделали себе такие и выгравировали на них такую же надпись. И тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перестал носить свой перстень, поскольку иметь печать, подобных которой много у других людей, не имело смысла. А когда люди, глядя на Пророка, мир ему и благословение Аллаха, избавились от своих перстней, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вернулся к использованию своего перстня в качестве печати [Фатх Аль-Бари].

Хадис 4222

Сначала Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, изготовил себе золотой перстень и люди последовали его примеру, а потом он выбросил золотой перстень, чтобы указать людям на запретность его ношения, и велел изготовить себе серебряный перстень. Тогда люди, следуя его примеру, отказались от золотых перстней и стали носить серебряные.

* Это пояснение Ибн Мас‘уда. Речь идёт об особом виде благовоний на основе шафрана. Использование таких благовоний порицаемо только для мужчин [‘Аун аль-ма‘буд].

** Подразумевается всё то, что использовали многобожники, в том числе и арабы во времена невежества. Сюда относятся заклинания, содержащие имена шайтанов, и слова с неизвестным смыслом, а также амулеты, которые вешали на детей для защиты от сглаза, и тому подобное [‘Аун аль-ма‘буд].

*** Аль-Хаттаби упоминал, что речь идёт о том случае, когда это делается со свободной женщиной без её позволения [‘Аун аль-ма‘буд].

Хадис 4223

* Идолов также изготавливали из этого металла [‘Аун аль-ма‘буд].

** Может иметься в виду, что подобные перстни носили некоторые неверующие. Также может подразумеваться, что в Аду «украшением» его обитателей будут железные оковы и цепи [‘Аун аль-ма‘буд; Тухфат аль-ахвази].

*** Чтобы не допускать излишества и расточительства [‘Аун аль-ма‘буд].

Печать Мухаммада ( арабский : ختم الرسول , латинизируется : Ḫatm ар-Расул ) является одним из мощей Muhammad хранится в дворце Топкапы по османских султанов как часть святыни коллекции. Утверждается, что это копия печати, которую Мухаммед использовал на нескольких письмах, отправленных иностранным высокопоставленным лицам.

Жан-Батист Тавернье в 1675 году сообщил, что печать хранилась в маленькой коробке из черного дерева в нише, вырезанной в стене у подножия дивана в комнате для реликвий в Топкапы. Сама печать заключена в кристалл размером примерно 3 дюйма на 4 дюйма с каймой из слоновой кости . Он использовался еще в 17 веке для печати документов.

Печать представляет собой прямоугольный кусок красного агата длиной около 1 см с надписью الله / محمد رسول (т.е. Аллах «Бог» в первой строке и Мухаммад расул «Мухаммад, посланник » во второй). Согласно мусульманской историографической традиции, оригинальная печать Мухаммеда была унаследована Абу Бакром , Умаром и Усманом , но утрачена Усманом в колодце в Медине . Говорят, что Усман сделал копию печати, и эта печать якобы была найдена при взятии Багдада (1534 г.) и доставлена ​​в Стамбул.

По словам Джорджа Фредерика Кунца , когда Мухаммед собирался отправить письмо императору Ираклию , ему сказали, что ему нужна печать, чтобы его опознали как исходящую от него. У Мухаммеда была серебряная печать с надписью « Мухаммад расул Аллах» или «Мухаммад, посланник Бога». Три слова в трех строках были на кольце, и Мухаммед приказал не делать дубликатов. После его смерти кольцо досталось Усману , который случайно уронил кольцо в колодец Ариса. Колодец был настолько глубоким, что его дно никогда не находили, и кольцо осталось потерянным. В то время была сделана копия, но потеря оригинального кольца считалась признаком грядущего несчастья.

Сэр Ричард Фрэнсис Бертон пишет, что это «Традиция Пророка», что сердолик является лучшим камнем для перстня-печатки, и эта традиция все еще использовалась в 1868 году. Камень сердолика также является «защитой от бедности».


Другой дизайн печати Мухаммеда - круговой, основанный на рукописных копиях писем Мухаммеда Османской эпохи . Это вариант, который стал известен как «печать Мухаммеда».

Подлинность писем и печати сомнительна и оспаривается почти сразу же после их обнаружения, хотя исследований по этому поводу мало. Некоторые ученые, такие как Нёльдеке (1909), считают сохранившуюся в настоящее время копию подделкой, а Орнберг (2007) считает, что весь рассказ о письме к мукавки «лишен какой-либо исторической ценности», а печать - подделкой. палеографические основания, стиль письма анахроничен и намекает на османское турецкое происхождение.


В дополнение к использованию перстня для печати документов, Мухаммед, возможно, также использовал другие методы, чтобы показать происхождение своей корреспонденции. В предполагаемом письме в монастырь Святой Екатерины в Египте он подписал письмо, также называемое Аштинам Мухаммеда , нарисовав рукой и нажав отпечаток на бумаге. Письмо даровало монастырю защиту и привилегии. В частности, в нем говорится: «Я освобожу их от того, что может их беспокоить; от бремени, которое несут другие в качестве присяги на верность. Они не должны отдавать ничего из своего дохода, кроме того, что им нравится - они не должны обижаться. , или беспокоить, или принуждать, или принуждать. Их судьи не должны быть изменены или лишены возможности выполнять свои обязанности, а также монахам, которых мешают выполнять их религиозный порядок, или людям, находящимся в уединении, не должно быть запрещено жить в их камерах. Никому не разрешается грабить этих христиан, или разрушать, или разорять любую из их церквей или молитвенных домов, или брать что-либо из вещей, содержащихся в этих домах, и приносить их в дома ислама. И тот, кто заберет что-нибудь оттуда, будет тем, кто имеет испортил клятву Бога и, по правде говоря, ослушался Его Посланника ». На нем есть печать, изображающая руку Мухаммеда.


Украшения часто говорят о человеке больше, чем слова. Кольца и перстни люди носят не просто ради того, чтобы выделиться. Семейный статус, уровень благосостояния, духовные воззрения и принадлежность к какой-либо социальной группе — все это можно понять по изделиям из драгоценных металлов и камней. Так, мусульмане придерживаются ряда принципов и правил при ношении колец и перстней.

Пример пророка Мухаммеда

Первым делом следует упомянуть, что каждый последователь ислама имеет полное право ходить с подобным украшением на пальце. Ведь сам пророк Мухаммед поступал именно так.

В статье «Сунна ношения кольца» ее автор, Мухаммад-Ариф Абдулаев, привел стенограмму лекции современного ученого-богослова, Мухаммада ас-Сакафа. Этот религиозный деятель является одним из потомков пророка Мухаммеда, во время поездки в нашу страну шейх прочел российским единоверцам курс лекций о жизни и деятельности своего предка.

Мухаммад ас-Сакаф рассказал, что у пророка появился перстень, когда возникла необходимость вести дипломатическую переписку с правителями ближайших стран и регионов. В те времена на подобных посланиях традиционно ставили печать с помощью перстня, на котором обычно изображался фамильный герб. Вместо геральдического символа на специально изготовленном серебряном украшении была выгравирована надпись: «Мухаммед — посланник Аллаха».

Интересно, что перстень пророка после его смерти хранился у ближайших соратников, но реликвия была безвозвратно утеряна возле мечети аль-Куба в Медине во время правления третьего халифа, Усмана ибн Аффана, которое продолжалось с 644 по 656 годы.

По словам Мухаммада ас-Сакафа, его предок обычно носил украшение на мизинце своей правой руки. Отдельные источники утверждают, что перстень был инкрустирован ониксом или агатом. И посланник Всевышнего надевал его так, чтобы камень был обращен к внутренней стороне ладони.

«Пророк (мир ему и благословение) носил серебряное кольцо и запретил мужчинам носить золото. Мужчинам не дозволено ношение золота, будь это кольцо, часы или другие украшения», — отметил в своей лекции исламский богослов.

Правая или левая

Несмотря на то, что сам пророк Мухаммед надевал свой перстень на правую руку, мусульманские богословы не запрещают носить подобные украшения и на левой руке. Известный исламский ученый, Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи (824—892 гг.), в свой сборник религиозных преданий «Сунан ат-Тирмизи» включил главу «Либас» (Одеяние). В ней содержатся такие строки: «Джафар бин Мухаммад передал от своего отца, что благословенные Хасан и Хусейн (да будет ими обоими доволен Аллах) носили кольца на левой руке». Речь в этом предании идет о двух братьях — внуках пророка Мухаммеда.

Кроме того, согласно хадисам, надевали свои перстни на левую руку и некоторые сподвижники основоположника религии. Например, так поступали: Умар ибн Хатаб, Абу Бакр ас-Сидик и Али ибн Абу Талиб. Уважаемый богослов Ибн Хаджар аль-Аскаляни (1372—1442 гг.) советовал мусульманам носить обычные украшения на правой руке, а перстни с личными печатями — на левой.

Средний и указательный

Если говорить непосредственно о пальцах, то здесь мнения богословов немного расходятся. Так, имам Мухйиддин Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233—1278 гг.), изложил свои комментарии к хадисам в работе «Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджжадж». Автор написал: «Единогласны мусульмане в том, что сунной является ношение кольца мужчиной на мизинце. А что касается женщины, то она может носить кольца на любых пальцах».

Очевидно, что имам ан-Навави ориентировался на пример пророка Мухаммеда. При этом богослов не упомянул строгого запрета относительно других пальцев, назвав мизинец лишь наиболее желательным вариантом из всех возможных.

Другие мусульманские богословы категоричнее в данном вопросе. Например, вышеупомянутый Абу Иса ат-Тирмизи в главе «Муслим» (Мусульманин) своего сборника хадисов привел слова Али ибн Абу-Талиба — одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Тот поведал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мне надевать кольцо на этот и этот пальцы. После чего он указал на средний и следующий за ним палец».

Стоит учесть, что арабы традиционно пишут справа налево, и отсчет они ведут по-своему. Поэтому большинство богословов сошлись во мнении, что следующий за средним палец — это не безымянный, как подумали бы многие россияне, а указательный. Ведь, скорее всего, пророк продемонстрировал сподвижнику свою правую руку, на которой находился перстень.

Скромное или массивное

Но человеку недостаточно просто надевать перстень на дозволенный палец, в этом вопросе существует еще несколько нюансов. Разные религиозные течения в исламе ведут споры по поводу размеров и веса украшений, которые допустимо носить мужчине. Ханафиты и шафииты, например, полагают, что перстень не должен весить более одного мискаля, а у арабов эта мера веса составляет 4,25 г. Маликиты же осуждают мужчин, которые украшают себя серебряными кольцами массивнее 2,975 г. Ханболиты не видят ничего страшного в крупных ювелирных изделиях, но уточняют, что вес перстня не должен выходить за рамки общепринятых норм и обычаев. Кроме того, мужчине не рекомендовано носить более одного кольца.

Отдельно стоит упомянуть, что представительницы прекрасного пола могут не только надевать украшения на любой палец, они также не ограничены в количестве перстней и в выборе драгоценного металла. Ведь Ибн Хаджар аль-Аскаляни написал: «Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) запретил нам семь вещей, и одним из этих запретов является ношение золотого кольца мужчинами, но не женщинами».

Гигиена и украшения

Стоит учесть, что ислам очень строго относится к вопросам не только духовной, но и физической чистоты. Поэтому религиозные наставники часто советуют мусульманам шевелить кольцо, прокручивая его на пальце, во время каждого омовения и купания. Это необходимо, чтобы вода и моющие средства попали на всю поверхность рук, ведь подобные украшения часто плотно примыкают к коже.

Многие верующие люди носят перстни, на которых имеются религиозные символы или даже указано имя Всевышнего. С такими ювелирными изделиями следует обращаться подобающим образом. А направляясь в какое-либо нечистое место (например, туалет), обязательно заранее снять кольцо и попросить кого-либо из доверенных лиц его подержать.

«Сунан ат-Тирмизи» содержит хадис, который передал мусульманам сподвижник основателя религии, Анас ибн Малик. Этот религиозный деятель сказал: «Когда пророк (мир ему и благословение) ходил справлять нужду, то он снимал кольцо». Известно, что человека, которому в это время было доверено держать реликвию, звали Муайкаб ибн Абу Фатима ад-Давси.

Дата публикации : 20-11-2016

Вопрос

Текст ответа

Во-первых, ученые, да помилует их Аллах, разногласили по этому вопросу, а также по вопросу: носил ли он кольцо на правой или на левой руке. Они высказывали два мнения.

Первое мнение: на левой руке. Это мнение мазхабов ханафитов, маликитов и ханбалитов.

В книге по мазхабу ханафитов сказано: „На левой руке“ и должно быть на мизинце, и ни на каком другом. И не носил на правой руке. Аль-Кухустани из „аль-Мухит“ сказал: „Дозволено носить на правой, но только это является отличительной чертой рафидитов“ [1].

В книге маликитов сказано: Большинство ученых, среди которых и Малик, считает, что кольцо желательно носить на левой руке. Малик носил кольцо на левой руке [2].

Абу аль-Уалид аль-Баджи, да помилует его Аллах, сказал: Все ученые Сунны единодушны в том, что кольцо носится на левой руке. И это мнение Малика. Нежелательно носить кольцо на правой руке. Он сказал: „Человек пьет, есть и работает правой, как же он будет брать кольцо левой рукой и надет его на правую?“ [3].

В книге ханбалитов сказано: Ношение кольца на мизинце левой руки лучше, чем ношение его на мизинце правой. Это сказано в предании имама Ахмада от Салиха и аль-Фадля. Он подтвердил и утвердил это. Имам Ахмад считал слабым предания аль-Асрама и других о ношении на правой руке. Ад-Даракутни и другие сказали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно носил кольцо на левой руке [4].

Для подтверждения своего мнения они использовали следующие доказательства:

1. Хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах: Кольцо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было здесь , и он указал на мизинец левой руки[5].

2. Так носили кольцо большинство сподвижников. Предания об этом передал Ибн Аби Шейба в аль-Мусаннаф (Т. 6. С. 68) вместе с их цепочками. Приводится от Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, аль-Хасана, аль-Хусейна, Ибн ‘Умара, аль-Касима, Салима и других праведных предшественников. Все они носили кольца на левой руке.

3. Носить на левой удобнее для того, кто пожелает взять перстень правой рукой и поставить печать. Много перстней носилось для того, чтобы ставить печать, и их носили на левой руке, так как это было удобнее.

4. Рафидиты носят перстни на правой руке, и желательно отличаться от людей, следующих нововведениям.

Второе мнение: ношение на правой. И это мнение шафиитов.

Имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: Верное и известное мнение гласит, что лучше носить на правой, так как кольцо (перстень) – украшение, и правая рука почетнее [6].

Они обосновывали свое мнение следующим:

1. Передается от Нафи‘а, что ‘Абдуллах сказал ему, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил изготовить кольцо из золота и, когда он носил его, то поворачивал его верхушку, чтобы она оказывалась с внутренней стороны ладони. Люди тоже изготовили себе золотые кольца. (Но однажды Пророк) взобрался на минбар, восхвалил Аллаха и сказал: Воистину, я изготовил себе это, но я не стану его носить и бросил его, и тогда люди бросили свои кольца вслед за ним. Джувайрия сказал: Я помню, что он сказал, что перстень был на правой руке [7]. В версии у Муслима (№ 2091) также ясно указывается на правую руку.

2. Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, носил серебряное кольцо на правой руке. Верхняя часть перстня была изготовлена эфиопским способом, и он поворачивал ее на внутреннюю сторону ладони[8].

3. Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, носил кольцо на правой руке[9]. Имам аль-Бухари сказал, что это самое верное предание о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, на эту тему[10].

4. Ат-Тирмизи сказал: На эту тему есть хадисы от ‘Али, ‘Абдуллаха ибн Джа‘афара, Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши, Анаса. И хадис от Ибн ‘Умара, который является хорошим достоверным хадисом .

5. Передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что ему нравилось начинать с правой стороны при надевании обуви, расчесывании, совершении омовения и во всех остальных делах[11]. Ношение перстня относится к украшениям, и желательно его носить на правой руке.

На доказательства первого мнения они ответили, что хадисы, подтверждающие ношение кольца Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на правой руке, достовернее, и их больше. Поэтому им следует отдавать предпочтение перед другими.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллах, сказал: На правой руке лучше, так как хадисов (об этом) больше [12].

Имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, ответил на то, что сторонники первого мнения говорят, что рафидиты носят кольцо на правой руке, сказав: Это не является их отличительной чертой в большинстве стран. И если бы это было их отличительной чертой, то правую сторону не нужно оставлять. Как можно оставить желательное действие /сунну/ из-за того, что ее совершает группа нововведенцев?! [13]

Что же касается аргумента о том, что некоторые сподвижники носили кольца на левой руке, то на это можно ответить, что имеются предания о том, что иные сподвижники носили кольца на правой руке. Как об этом передал Ибн Абу Шейба в аль-Мусаннафе (Т. 6. С. 65) от Ибн ‘Аббаса, Джа‘фара ибн Мухаммада, ‘Абдуллаха ибн Джа‘фара. И Ибн Хаджар даже сказал:

Передается от Абу Бакра, ‘Умара и большого количества сподвижников и табиинов из жителей Медины и других, что они носили кольца на правой руке [14].

Некоторые ученые считали, что кольцо или перстень можно носить на обеих руках: и на правой, и на левой. Они учитывали все хадисы на эту тему.

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: Хадисы различны: на правой руке или на левой. И цепочки передатчиков всех хадисов достоверны [15].

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: Верное мнение в том, что Сунной является ношение и на правой руке, и на левой [16].

Во-вторых, что касается пальца, на котором желательно носить кольцо, то это – мизинец. Как это упоминается в пророческой Сунне.

Сообщается от Анаса, да будет доволен им Аллах: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изготовил кольцо и сказал: „Мы изготовили перстень, на котором сделали гравировку, и пусть никто не делает себе перстень с такой же надписью“. И я словно (и сейчас) вижу блеск его на его мизинце [17]. Главу, в которой аль-Бухари приводит этот хадис, он озаглавил: Глава о кольце на мизинце .

В то же время упоминается запрет носить кольцо на среднем и указательном пальце. Об этом упоминается в хадисе от ‘Али, да будет доволен им Аллах: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мне носить кольцо (перстень) на этом или этом пальце . И он указал на средний палец и тот, что после[18].

А Аллаху ведомо лучше.

[1] Ибн ‘Абидин. Радду-ль-мухтар. Т. 5. С. 230. Приводится с сокращениями.

[2] Аль-‘Адауи. Хашийату-ль-‘Адауи ‘аля кифайати-т-талиб. Т. 2. С. 360. Приводится с сокращениями.

[3] Аль-Баджи. Аль-мунтака шарху-ль-муватта. Т. 7. С. 256.

[4] Аль-Бухути. Кашшафу-ль-кына‘. Т. 2. С. 236. Приводится с сокращениями.

[5] Муслим. Ас-сахих, хадис № 2095.

[6] Ан-Науауи. Аль-маджму‘. Т. 4. С. 462.

[7] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 5876.

[8] Муслим. Ас-сахих, хадис № 2094.

[9] Ахмад. Аль-муснад. Т. 3. С. 265; исследователи в издании ар-Рисаля сказал, что это хороший хадис.

[10] Ат-Тирмизи. Ас-сунан, хадис № 1744.

[11] Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 168.

[12] Аль-Хайтами. Тухфату-ль-мухтадж. Т. 3. С. 276.

[13] Ан-Науауи. Аль-маджму‘. Т. 4. С. 462.

[14] Ибн Хаджар. Фатху-ль-Бари. Т. 10. С. 372.

[15] Ибн аль-Кайим. Заду-ль-ма‘ад. Т. 1. С. 139.

[16] Ибн‘Усеймин. Аш-шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 110.

Читайте также: