Бриллиантовый аграф что это

Опубликовано: 23.04.2024

Императорские драгоценности Алмазного фонда России

Оружейная палата в Москве

Алмазный фонд располагается в здании Оружейной палаты, занимает в ней два зала.
Его основателем по праву можно считать Петра I. Именно он в 1719 году собрал на хранение в одной из комнат все драгоценности. В середине 18 века их переместили в Зимний Дворец, в Бриллиантовую комнату.
Но началась война, и летом 2014 года коллекцию в срочном порядке эвакуировали в Москву. Привезли их в восьми сундуках без каких-либо описей и актов передачи. Так же, без проверки, их и приняли.

Почти восемь лет они пролежали в подвалах Кремля, заваленные другими грузами. И только в 1922 году сундуки с драгоценностями передали в Гохран, где и занялись их разборкой и переписью. А, начиная с 1926 по 1938 гг., по личному поручению Ленина и советского правительства, очень много драгоценностей распродали на аукционах Европы и Нью-Йорка. Но потом все же остановились.

Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927г.

Лоты на продажу

«Семь чудес Алмазного фонда»

Алмаз «Орлов»

Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.

Алмаз «Шах»

Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.

Портретный алмаз

Один из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано - под ним разместили портрет императора.

Гигантская шпинель

Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.

Изумруд, инкрустированный в брошь

Изумруд, инкрустированный в брошь

Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.

Цейлонский сапфир

Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.

Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.

Хризолит

Символы самодержавия

Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.

Символы самодержавия

Императорский скипетр - золото, бриллиант «Орлов», другие бриллианты, серебро, эмаль. Длина скипетра - 59,5 см. Начало 1770-х годов

Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.


Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см " title="Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см " border=0 vspace=5>

Держава, иначе именуемая «Царское яблоко», - творение ювелира Экарта, изготовленное для коронации Екатерины II. Уже при императоре Павле I ее дополнительно украсили великолепным сапфиром и бриллиантом.

Сапфир со скипетра

Большая корона Российской империи

Большая императорская корона Российской империи 1762 г.

Эта корона, по праву считающаяся самой красивой и дорогой в мире, – творение придворных ювелиров Георга-Фридриха Экарта и Иеремия Позье. Также создана по поручению Екатерины II для ее коронации в 1762 году в рекордные сроки - всего лишь за два месяца. После революции этот главный символ Российской империи около 30 лет находился в Ирландии, передали туда корону в качестве залога за оказанную финансовую помощь. Выкупить этот шедевр смогли лишь в 1950 году, тогда корона и вернулась в Москву.

В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)

Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи Бриллианты, серебро.Высота с крестом 13 см

Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.

Корона императрицы Анны Иоанновны

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.

Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, - из свадебного набора великих княгинь дома Романовых.

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты, 1810 год


Большая пряжка-аграф и серьги

Большая пряжка-аграф и серьги, 1750-е годы. Мастер И. Позье

Предположительно, ее автор - Позье. Вначале принадлежали Екатерине II. Серьги-вишенки впоследствии тоже входили в свадебный набор невест дома Романовых.

Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.

Браслет с портретом императора Александра I

Браслет с портретом императора Александра I

Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.

Знаки ордена Андрея Первозванного

Косой крест с изображением распятого св. Андрея

Восьмиконечная звезда

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801

Украшение орденской шляпы

Один из знаков ордена св. Екатерины.

Украшение орденской шляпы Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века

Орден Золотого Руна

Орден Золотого Руна Золото, бриллианты, серебро, топазы 6,2 х 6,2 см Середина XIX века

Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.

Медальон с изумрудом

Медальон с изумрудом Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века

Большой букет Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Большой букет и малый Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Великолепный драгоценный букет, поражающий многообразием цветовых оттенков используемых камней, чувствуется рука большого мастера. Принадлежал императрице Елизавете Петровне.

Диадема-бандо и серьги

Диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы

Букет нарциссов Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.

Эгрет - украшение для причёски или шляпы

Эгрет - украшение для причёски или шляпы. 1750-е гг.

Очень необычное украшение, представляющее собой фонтан из бриллиантовых струй, на концах которых свободно подвешены капельки из сапфиров. При малейшем движении внутри сапфиров вспыхивают темно-синие огни, отбрасывающие свои голубые тени на искрящиеся бриллианты.

Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 года

Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.

Турмалин розовый. Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см

Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.

Парюра "Бант-склаваж" императрицы Екатерины II


11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер" title="Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер" border=0 vspace=5>

Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кто читал «исторический детектив» Бориса Акунина про приключения Эраста Фандорина в год коронации Николая II, обращал, наверное, внимание, на целый ряд замечательных украшений, которые упоминает автор.

По сюжету детектива, злодей международного масштаба похищает малолетнего кузена нового императора, чем ставит все семейство Романовых на грань катастрофы.

Цель похитителя – заявить о себе как о самом могущественном преступнике в мире, и для этого он разрабатывает план срыва коронации и ограбления царской семьи. В обмен на четырехлетнего малыша злоумышленник требует ни много ни мало сам алмаз «Орлов». Но без «Орлова» коронация не состоится, поскольку он входит в состав главных коронных регалий, а изготовить его копию нет времени.

Кроме того, есть большие подозрения, что преступник не вернет ребенка и за алмаз. Скорее, он жестоко и напоказ убьет его, чтобы создать скандал и опозорить Романовых перед лицом съехавшихся со всего мира на коронацию высоких гостей.

Поэтому, чтобы выиграть время, царская семья предлагает похитителю сделку – алмаз «Орлов» остается у царя до коронации. За это каждый день Романовы платят злодею «оступные», сначала деньгами, потом преступник требует коронные драгоценности, помельче «Орлова», но тоже очень ценные.

Борис Акунин в своей фандоринской эпопее любит описывать реально происходившие события и реальных исторических лиц. Но часто он немного меняет их имена, хотя они все равно так узнаваемы, что спутать невозможно. Так же и с драгоценностями, которые отметились в «Коронации» - некоторые названы точно, некоторые – выдуманы, но все равно понятно, что бралось примером.

Первое, что потребовал акунинский злодей – «сапфировый бант-склаваж работы лейб-ювелиров царицы Елисаветы» , и это вымышленное украшение.

Настоящий бант-склаваж Екатерины II из Алмазного фонда и портрет немецкой принцессы Марии-Луизы, написанный в 1765 году - вот так носили бант-склаваж

Склаваж, в переводе с французского языка, буквально, рабский ошейник – вошедшее в моду в 1760-х годах колье на шею в виде бархатной широкой ленты. На эту ленту спереди крепилась брошь, часто в форме банта, которая и называлась «бант-склаваж».

В Алмазном фонде хранится очень известный бант-склаваж из шпинели и бриллиантов, он был изготовлен мастером Леопольдом Пфистерером в 1764 году для молодой Екатерины II. Сапфирового склаважа в собрании фонда нет, можно, конечно, предположить, что это украшение пропало после революции (известно, что из семисот драгоценных предметов из «Бриллиантовой комнаты» Романовых до наших дней дошло всего 114).

К банту со шпинелью из Алмазного фонда есть еще серьги в том же стиле

Но склаваж точно не мог принадлежать Елизавете Петровне, она умерла в 1761 году, когда такие колье только входили в моду.

Второе украшение, которое затребовал за жизнь принца похититель – «малый бриллиантовый букет с шпинелью из коллекции императрицы» , Акунин еще добавляет: "прекрасное произведение работы лейб-ювелира (т.е. придворного) Пфистера".

Драгоценности, которыми Романовы расплачивались с преступником в книге Бориса Акунина «Коронация»

Такой «малый букет» в Алмазном фонде тоже имеется, это часть парюры (набора) из цветных бриллиантов и шпинели, принадлежавшей Елизавете Петровне. Но автор – не Пфистер (вероятно, имеется в виду Леопольд Пфистерер, ювелир Екатерины II), а Иеремия Позье.

Вот так выглядит целиком парюра Елизаветы Петровны, в состав которой входит

Это был любимый ювелир Елизаветы, который стал автором ряда «цветочных» украшений – брошей, парюры и драгоценных букетиков для украшения стола.

Третий выкуп за очередной день отсрочки убийства маленького царского кузена – «бриллиантовый аграф императрицы Анны» . Аграф – это большая брошь, которой скрепляли мантию, подбитую горностаем, или просто края корсажа платья.

Пряжка-аграф из Алмазного фонда

Когда речь заходит об аграфе, то это явно еще одно знаменитое изделие Иеремии Позье для Елизаветы Петровны. Огромная брошь-пряжка длиной 25 см, вся усыпанная белыми и желтыми бриллиантами, была в семье Романовых обязательным атрибутом невесты княжеского рода.

Хотя, конечно, в сокровищнице Романовых могли действительно храниться какие-то аграфы Анны Иоанновны или Анны Леопольдовны из тех, что изображены на их сохранившихся парадных портретах. Правда, очень многие старые романовские украшения не дожили до коронации Николая II – они были разобраны в течение 19-го века на более модные и современные украшения для императриц и княжон.

Фрагменты парадных портретов Анны Иоанновны (1693 - 1740) и Анны Леопольдовны (1718 - 1746) - корсажи правительниц скреплены бриллиантовыми аграфами. Изображенные украшения до наших времен не дошли.

Четвертый драгоценный платеж из царской сокровищницы – «эгрет-фонтан из бриллиантов и сапфиров» . Это совершенно реальное и знаменитое украшение из Алмазного фонда, изготовленное в 1750-х годах и тоже принадлежавшее императрице Елизавете Петровне.

Я немного писала о нем отдельно. Эгрет - это украшение прически, в которое можно было вставить красивое перо (для пера есть специальное крепление, на фото эгрета это небольшой цилиндр в правой части), но Елизавета Петровна носила эгреты без перьев, сами по себе.

Драгоценности, которыми Романовы расплачивались с преступником в книге Бориса Акунина «Коронация»

Портрет Елизаветы Петровны с эгретами в прическе

И пятое сокровище – «диадема-бандо в виде цветочной гирлянды из желтых бриллиантов и опалов» . Это тоже известное и реальное украшение, правда, опалов в нем нет, только бриллианты и эмаль.

Драгоценности, которыми Романовы расплачивались с преступником в книге Бориса Акунина «Коронация»

Это украшение входит в один набор вместе с малым цветочным букетом, который оказался у злоумышленника в самом начале истории. Вся парюра (набор), в которую входили еще и серьги, была создана в 1750-х годах, слово «бандо» означает просто форму диадемы, в виде широкой ленты.

Бриллианты в этих замечательных украшениях с цветами и пчелками выглядят цветными, хотя на самом деле настоящие цветные алмазы – большая редкость, особенно, розовые и голубые. Но в 18-м веке в моде была особенная ювелирная техника, когда под бесцветные бриллианты подкладывали кусочки цветной фольги, и камни казались цветными.

Фрагмент диадемы-бандо покрупнее. Цветными бриллианты делает розовая и желтая фольга, помещенная за прозрачным камнем

Вот такие замечательные украшения стали «героями» современного исторического детектива, что ж, во вкусе злодею не откажешь.

Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле открыта с 1967 года к 50-летию советской власти, музей занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты. Экскурсия в Алмазный фонд Московского Кремля приоткрывает завесу в мир алмазов, бриллиантов, императорских регалий, старинных орденов, ювелирных изделий XVIII–XX веков. Вниманию посетителей также представлена обширная коллекция цветных драгоценных камней (рубинов, сапфиров, александритов), уральских самоцветов. Центральная витрина покоряет великолепием золотых и платиновых самородков. История крупнейшей в мире коллекции драгметаллов насчитывает 150 лет.

Расписание экскурсий в Алмазный фонд в 2021 году

Билеты экскурсий в Алмазный фонд продаются в день посещения музея на территории Александровского сада в кассе № 4 и 5. Касса выставки открыта в 2021 году ежедневно, кроме четверга и праздников на протяжении 9:00-16:30, обед в 12:00-13:00. В рабочие дни с 9:00 посетители могут заказать билеты на сеансы с 10.00, после обеденного перерыва - на экскурсии с 14 часов.

Посещения выставок проводятся (максимум 20 человек) с русскоязычным гидом. Иностранным туристам доступна услуга аудио гида, переведенного на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский, японский язык.

Внимание! Экскурсия проводится в строгой последовательности: гид рассказывает историю предметов, затем посетители подходят к витрине Алмазного фонда, изучают представленные экспонаты.

Фото и видеосъемка выставки запрещена. Проверка металлоискателем обязательна. Лишние вещи рекомендуется сдать в гардероб до начала экскурсии.

Стоимость экскурсий в Алмазный фонд

Цена билетов для посетителей Алмазного фонда, не имеющих льгот - 500 рублей. Пенсионерам, военнослужащим, многодетным семьям и школьникам экскурсия предлагается купить билет за 100 рублей. Ветеранам, героям СССР, детям-инвалидам - бесплатно. Купить билет можно на официальном сайте партнера Sputnik8.

Продолжительность экскурсии по Алмазному фонду - 45 минут.

Как добраться до Алмазного фонда

Добраться до музея удобно на метро до станций: «Боровицкой», «Библиотека им. Ленина», «Александровского сада», «Арбатской».

До Алмазного фонда Кремля также курсируют автобусы:

  • № К, м1, м6, н11, 144, выход на «Боровицкой площади»;
  • № м2, м3, м27, н2, остановка на остановке «Библиотека Ленина»;
  • № 255, необходимо сойти на «Большом Каменном мосту».

Доехать к месту проведения экскурсий также помогут службы такси и личный транспорт.

Драгоценные камни Алмазного фонда

Экскурсия открывается витриной, привлекающей изумрудами, топазами, турмалинами.

В последующих трех выставках Алмазного фонда Кремля мерцают советские не ограненные алмазы — ювелирные и технические. Три тысячи каратов (5 кг) природных камней представлено заказчикам экскурсии. Алмазы чаще встречаются в кимберлитовых трубках - огромных воронках, уходящих вглубь земли. Название горные породы получили в честь города Кемер на территории Южной Африки. Впервые трубку нашли в 1867 году. Со слов гида экскурсии, порода достаточно богатая - на одну тонну кимберлита приходится 1 карат алмаза.

Обычно участники экскурсии отмечают карту России, выложенную мелкими алмазами. Красный рубин обозначает Москву, коричневые камни показывают Уральские горы. На Урале первые алмазы были найдены в XIX веке. Черный алмаз символизирует город Мирный, центр алмазодобывающей промышленности РФ. Первая якутская кимберлитовая трубка, открытая в 1954 году, названа «Зарницей». Сегодня в республике найдено более 200 месторождений, каждый 4-й в мире бриллиант якутского происхождения. Отдельный кристалл обозначает Архангельское месторождение 10 млн. карат, добытых с восьмидесятых годов XX века.

Вторая витрина Алмазного фонда Москвы содержит уникальную коллекцию крупных алмазов из Якутии ювелирного качества. Драгоценные камни размером более 20 карат - большая редкость. Крупные алмазы получают имена, связанные с историей нахождения или историческими событиями. Например, справа абсолютно прозрачный камень весом более 25 карат назван в честь Юрия Гагарина, слева алмаз «Свободная Россия» 32 карата.

По центру экспозиции золотистого цвета кристалл назвали в честь Александра Сергеевича Пушкина, 32,2 карат.

Чуть выше крупный алмазный кристалл золотисто-коричневого цвета весом 342 карата получил название «26 съезд КПСС».

Уникальным является алмаз на круглой платформе черного цвета. Весит камень 181 карат, назван в честь Олимпийских игр 1980 года.

Бриллианты Алмазного фонда

Являясь твердым природным веществом, алмаз сложно поддается обработке. Огранку драгоценных камней научились делать в 15 столетии. Для экскурсий Алмазного фонда собраны лучшие драгоценности Кремля разнообразных огранок. Чаще 57 граней получают бриллианты округлой формы. Более сложный вариант - изумруд, овал, радиант, маркиз. Вес экспонатов Алмазного фонда 5, 10, 15 карат.

Высшая военная награда СССР - платиновый орден «Победа», учрежденный в 1943 году. Украшает экспозицию 16 карат бриллиантов. Согласно документам, собранным для экскурсий по Кремлю, двенадцать человек были награждены орденом в Москве. Первые кавалеры ордена - маршалы Василевский, Жуков и Сталин.

Новые поступления в честь 50-летия Алмазного фонда

В ноябре 2017 года Алмазный фонд отметил пятидесятилетие. В связи с юбилеем музей получил новые экспонаты. В Магаданской области закуплено три новых самородка.

Один экспонат весит 3 кг, два самородка по полкилограмма. Акционеры Москвы преподнесли три новых алмаза розового цвета. Гордость коллекции - бриллиант редкой чистоты алмаз «Иван Тургенев» (подарок компании АК «АЛРОСА»). Совершенно прозрачной идеальной формы кристалл вращается на специальных креплениях, позволяя посетителям экскурсии оценить совершенную форму кристалла со всех сторон.

Далее демонстрируются алмазы Архангельских кимберлитовых парод 12, 15, 22 карат - подарок Архангельских геологов.

Крупнейшая нефтяная компания «Транснефть» подарила прибор для крюшона В.В Коноваленко. Набор включает чашу с двумя стилизованными ручками, напоминающими птичьи головы на длинных шеях, «ковш разливательный», 12 чарок. Основой прибора послужил каменный плато, мозаично облицованный пластинами ярко-синего лазурита с серебристыми включениями пирита.

Историческую часть экскурсии по Алмазному фонду Кремля также пополнили несколько экспонатов, включая браслет с портретом Императрицы Марии, супруги императора Александра II. Подобные браслеты вручались непосредственно из рук императрицы за сложение отечеству.

Особняком на экскурсии позиционирует уникальный исторический комплект наград Святой Екатерины, включая орден, звезду, футляр. Орден предназначался принцессе Сербского короля после свадьбы с Иоаном Константиновичем, правнуком Николая II.

Коронационные регалии Алмазного фонда

Особая группа сокровищ Алмазного фонда, использовавшаяся в коронациях, торжественных событиях Москвы воплощает величие и богатство империи. В ходе экскурсии посетители приблизятся к двум императорским коронам – Большой, Малой, скипетру, державе, пряжке-аграф, большой цепи и звезде ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Автором Большой императорской короны (1762 г.) Екатерины II стал ювелир Георг Фридрих Экарт, бриллиантовых дел мастер Иеремия Позье. Разработка шедевра заняла 2 месяца. Мастера украсили старинный экспонат экскурсии 4936 бриллиантами общим весом 2858 каратов, 75 индийскими матовыми жемчужинами, драгоценным шпинелем 398,72 каратов. Участники экскурсии непременно отметят совершенство исполнения, красоту изделия.

Собрание Алмазного фонда Москвы также содержит державу, созданную для коронации Екатерины II придворным ювелиром Г. Ф. Экартом. Гладкий золотой шар, опоясанный бриллиантовыми лентами, увенчан цейлонским сапфиром под крестом весом 195 каратов.

Экскурсия в середину XVIII века

Ювелирные изделия, созданные в период правления Елизаветы Петровны, играют значимую роль в формировании Алмазного фонда Кремля.

«Большой букет» — пример дополнения парадных нарядов императрицы. Бриллиантовый шиповник, ирис, нарциссы, незабудки, плоские изумрудные листья, приподняты на гибких золотых стеблях на различную высоту и развернуты под определенными углами. Драгоценная композиция выглядит пышно и объемно. Гид экскурсии привлекает любопытные взоры к подвижным стеблям, передающим трепет живых цветов, листьев. По центру ириса в ажурной основе таится фиолетовый бриллиант массой 15,5 карата. Многообразие оттенков остальных бриллиантов обеспечено тонкими пластинками разноцветной фольги.

Экспонаты второй половины XVIII века

Превосходство в ювелирном деле XVIII века отведено бриллиантам. Мастера стремительно сохраняли бесцветность и чистоту прозрачных камней в серебряной оправе. Любопытно исполнение портбукета 1770 года. Золотые, покрытые зеленой эмалью, стебли перевивает бриллиантовая лента, завязанная наверху свисающим бантом. Наполненное водой, изделие выполняло функции миниатюрной вазы для живых цветов, украшало корсаж парадных нарядов. Креплением служила специальная шпилька.

Начало XIX столетия

В первой трети XIX века господствовало античное искусство. Наибольшей популярностью в России пользовались диадемы — украшения для причесок, стилизованные под кокошники. Алмазный фонд представляет для экскурсий диадему императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Украшение в форме треугольника образовано круглыми, квадратными, каплевидными бриллиантами. Бриолеты зафиксированы подвижно. Центральная часть кокошника украшена редчайшим нежно-розовым бриллиантом 13,35 каратов.

Семь исторических камней Алмазного фонда

Уникальным зрелищем в ходе экскурсии станут семь драгоценных камней: 3 алмаза, четыре самоцвета. Крупнейший экспонат Алмазного фонда - алмаз «Орлов» индийского происхождения. Невероятной чистоты камень с зелено-голубым отливом украшает императорский скипетр императрицы Екатерины II.

Историческое значение в экскурсии Алмазного фонда имеет зелено-голубой колумбийский изумруд массой 136, 25 каратов. Камень огранен таблицей, занимает центральную часть бриллиантовой броши княгини Александры Иосифовны. Роскошная бриллиантовая оправа выполнена стилизованными виноградными листьями, чередующимися с круглыми алмазами.

Выделяется на фоне экспонатов экскурсии желтый кристалл без огранки с очертанием имен трех прежних владельцев (88,7 каратов).

Плоский портретный алмаз с площадкой 7,5 см2 украшает изысканный золотой браслет. Изображение инкрустировано изумрудами (25 карат).

Крупнейший в мире цейлонский сапфир 260 карат украшает брошь 19 века.

Оливково-зеленый хризолит попал на экскурсию в Москве с острова на Красном море. Особые секреты огранки создают видимость сияющего камня весом 190 каратов.

Великолепные самоцветы

Знаменитое собрание семи исторических камней Алмазного фонда продолжается рядом необыкновенных самоцветов.

Среди редкостей, представленных к экскурсии, выделяют турмалин, напоминающий форму ягоды или винограда. Цвет и форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листья на золотом фоне. Весит самоцвет 260,86 каратов, размер 4x2,7x2,3 см. Сокровище занимало почетное место среди украшений короля Богемии Рудольфа II. В 1648 году самоцвет захвачен шведскими воинами, вывезен в Скандинавию, предназначался королеве Кристине. После смерти королевы самоцвет направили в Стокгольм, затем Петербург. В 1777 году Екатерина II получила турмалин в дар от шведского короля Густава III.

Современные украшения

Отдельная коллекция Алмазного фонда Кремля посвящена современному ювелирному искусству. Работы созданы в шестидесятых годах 20 века. Бриллиантовые украшения якутского происхождения оправлены в платину, белое золото.

Шедевром ювелирного искусства является брошь роза. Авторы изделия В. Николаев, Г. Алексахин создавали украшение на протяжении 2 лет. Полторы тысячи бриллиантов использовали мастера. Отдельные бриллианты имеют отдельное крепление. Роза прикреплена к стеблю маленькой пружинкой. При малейшем движении камни красиво переливаются.

Диадему «Русская красавица», изготовленная по приказу императора Николая I для жены Александры Федоровны в 1841 году, украшают тысячи бриллиантов и 25 жемчужин, сохраняющих подвижность. Вес украшения составляет 400 г.

Украшение под названием «Шиповник» отличается редким золотистым бриллиантом 13 карат. Элегантно смотрится гарнитур: гривна, браслет и булавка. Гривна – древнее мужское украшение. Тонкий золотой обруч увенчивается длинной тонкой стрелой. Украшает гривну единый бриллиант массой 4,29 карат.

Доминантой второй витрины современных украшений Алмазного фонда является диадема «Русское поле», посвященная освоению целинных земель в 60-х годах прошлого века. Украшение, усыпанное 1837 бриллиантами общим весом 164,87 карата, напоминает венок, сплетенный из колосьев пшеницы и стеблей с коробочками льна.

Слева от диадемы посетителям экскурсии приглянется подвеска с австралийским опалом редкого нежно-голубого оттенка.

Необычна форма кольца «Космос». Украшение напоминает поднимающуюся вверх ракету. Композицию «собирает» крупный бриллиант огранки «Маркиз», вниз отходят лучи, содержащие 119 бриллиантов в золотой оправе.

Дополняют витрину Алмазного фонда Москвы густо-лиловые аметисты. Многим запомнится после экскурсии комплект украшений с аметистом – брошь имитирует поверхность луны с кратерами и «морями».

Гарнитур «Земляничный» выполнен Ростовцевой по мотивам русских вышивок. В украшении прослеживается многоцветность бриллиантов, матового жемчуга, глубоких по тону уральских аметистов.

Зеленые драгоценные камни Алмазного фонда

Часть экскурсии посвящена зеленым драгоценным камням. Гордость экспозиции - брошь с аквамарином массой 150 карат. Интересен гарнитур «Весна» с зелеными самоцветами – колье и браслет в готических мотивах. Смысловой акцент набора – крупные голубые изумруды из Урала. Камень весом 12,83 карат размещен в центре колье.

Комплект «Весенний» представлен колье и кольцом. Очертания гарнитура олицетворяют символы трех месяцев весны. В марте снег превращается в прозрачные капли воды. В апреле пробивается первая трава, в мае природа поражает буйством красок.

Благородный металл гармонично сочетается с темными сапфирами, изумрудами, бриллиантами.

Оригинально смотрятся серьги с крупными изумрудами, идеально сочетающихся по цветовой гамме - данное явление является достаточно редким для зеленых камней.

Притягивают взгляд колье и серьги справа витрины. Гид экскурсии представляет комплект посетителям под названием «Салют». Согласно задумке Ситникова, цветные камни – сапфиры, гранаты, изумруды, бриллианты рассыпаны по краям изделия.

В центре экспозиции выгодно позиционирует диадема «Элегия», дополненная небольшими синими сапфирами.

Коллекция самородков и слитков платины и золота

После просмотра коллекции современных творений гид продолжит экскурсию у противоположной витрины, двигаясь в направлении зала с историческими драгоценностями. Выставка Алмазного фонда размещает 20 платиновых и 100 золотых самородков общей массой более 300 кг.

Платину добывают на Урале с 1819 года, самородок в природе встречается крайне редко, внешне металл обычно напоминает мелкие блестки. Уникальности коллекции Алмазного фонда придают платиновые слитки весом 5, 6 и 7,8 кг («Уральский великан»). Масса остальных уральских экспонатов составляет минимум 200 г до 5 кг.

Для экскурсии Алмазный фонд также подготовил платиновый слиток весом более 7 кг, монеты достоинством 3, 6 и 12 рублей. Чеканили монеты на протяжении 20 лет.

Рядом 3 золотых слитка 99,99 пробы. Весят экспонаты около 12 кг. Два слитка пролежали 40 лет на морском дне Баренцевого моря, сохранив первоначальный вид.

Чаще в природе золото находят в виде песка. Вес экспоната в коробке составляет 600 г.

Реже встречаются большие самородки. Алмазный фонд располагает уникальным творением природы «Большой треугольник». Проба самородка – 91%, близко 9% веса приходится на долю примесей.

Золото - мягкий и пластичный металл, в естественных условиях появляются интересные формы самородных изделий, например, сапожок, собачка, верблюд, дельфин, лошадиная голова весом 14 кг, заячьи уши 30 кг.

Отдельного внимания заслуживает самый маленький самородок в собрании Алмазного Фонда. Масса образца 20,25 г. Форма изделия ассоциируется с лицом злого человека, обладающего вытянутым подбородком, крючковатым носом.

Показом «Мефистофеля» завершается экскурсия по Алмазному фонду.

Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле открыта с 1967 года к 50-летию советской власти, музей занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты. Экскурсия в Алмазный фонд Московского Кремля приоткрывает завесу в мир алмазов, бриллиантов, императорских регалий, старинных орденов, ювелирных изделий XVIII–XX веков. Вниманию посетителей также представлена обширная коллекция цветных драгоценных камней (рубинов, сапфиров, александритов), уральских самоцветов. Центральная витрина покоряет великолепием золотых и платиновых самородков. История крупнейшей в мире коллекции драгметаллов насчитывает 150 лет.

Расписание экскурсий в Алмазный фонд в 2021 году

Билеты экскурсий в Алмазный фонд продаются в день посещения музея на территории Александровского сада в кассе № 4 и 5. Касса выставки открыта в 2021 году ежедневно, кроме четверга и праздников на протяжении 9:00-16:30, обед в 12:00-13:00. В рабочие дни с 9:00 посетители могут заказать билеты на сеансы с 10.00, после обеденного перерыва - на экскурсии с 14 часов.

Посещения выставок проводятся (максимум 20 человек) с русскоязычным гидом. Иностранным туристам доступна услуга аудио гида, переведенного на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский, японский язык.

Внимание! Экскурсия проводится в строгой последовательности: гид рассказывает историю предметов, затем посетители подходят к витрине Алмазного фонда, изучают представленные экспонаты.

Фото и видеосъемка выставки запрещена. Проверка металлоискателем обязательна. Лишние вещи рекомендуется сдать в гардероб до начала экскурсии.

Стоимость экскурсий в Алмазный фонд

Цена билетов для посетителей Алмазного фонда, не имеющих льгот - 500 рублей. Пенсионерам, военнослужащим, многодетным семьям и школьникам экскурсия предлагается купить билет за 100 рублей. Ветеранам, героям СССР, детям-инвалидам - бесплатно. Купить билет можно на официальном сайте партнера Sputnik8.

Продолжительность экскурсии по Алмазному фонду - 45 минут.

Как добраться до Алмазного фонда

Добраться до музея удобно на метро до станций: «Боровицкой», «Библиотека им. Ленина», «Александровского сада», «Арбатской».

До Алмазного фонда Кремля также курсируют автобусы:

  • № К, м1, м6, н11, 144, выход на «Боровицкой площади»;
  • № м2, м3, м27, н2, остановка на остановке «Библиотека Ленина»;
  • № 255, необходимо сойти на «Большом Каменном мосту».

Доехать к месту проведения экскурсий также помогут службы такси и личный транспорт.

Драгоценные камни Алмазного фонда

Экскурсия открывается витриной, привлекающей изумрудами, топазами, турмалинами.

В последующих трех выставках Алмазного фонда Кремля мерцают советские не ограненные алмазы — ювелирные и технические. Три тысячи каратов (5 кг) природных камней представлено заказчикам экскурсии. Алмазы чаще встречаются в кимберлитовых трубках - огромных воронках, уходящих вглубь земли. Название горные породы получили в честь города Кемер на территории Южной Африки. Впервые трубку нашли в 1867 году. Со слов гида экскурсии, порода достаточно богатая - на одну тонну кимберлита приходится 1 карат алмаза.

Обычно участники экскурсии отмечают карту России, выложенную мелкими алмазами. Красный рубин обозначает Москву, коричневые камни показывают Уральские горы. На Урале первые алмазы были найдены в XIX веке. Черный алмаз символизирует город Мирный, центр алмазодобывающей промышленности РФ. Первая якутская кимберлитовая трубка, открытая в 1954 году, названа «Зарницей». Сегодня в республике найдено более 200 месторождений, каждый 4-й в мире бриллиант якутского происхождения. Отдельный кристалл обозначает Архангельское месторождение 10 млн. карат, добытых с восьмидесятых годов XX века.

Вторая витрина Алмазного фонда Москвы содержит уникальную коллекцию крупных алмазов из Якутии ювелирного качества. Драгоценные камни размером более 20 карат - большая редкость. Крупные алмазы получают имена, связанные с историей нахождения или историческими событиями. Например, справа абсолютно прозрачный камень весом более 25 карат назван в честь Юрия Гагарина, слева алмаз «Свободная Россия» 32 карата.

По центру экспозиции золотистого цвета кристалл назвали в честь Александра Сергеевича Пушкина, 32,2 карат.

Чуть выше крупный алмазный кристалл золотисто-коричневого цвета весом 342 карата получил название «26 съезд КПСС».

Уникальным является алмаз на круглой платформе черного цвета. Весит камень 181 карат, назван в честь Олимпийских игр 1980 года.

Бриллианты Алмазного фонда

Являясь твердым природным веществом, алмаз сложно поддается обработке. Огранку драгоценных камней научились делать в 15 столетии. Для экскурсий Алмазного фонда собраны лучшие драгоценности Кремля разнообразных огранок. Чаще 57 граней получают бриллианты округлой формы. Более сложный вариант - изумруд, овал, радиант, маркиз. Вес экспонатов Алмазного фонда 5, 10, 15 карат.

Высшая военная награда СССР - платиновый орден «Победа», учрежденный в 1943 году. Украшает экспозицию 16 карат бриллиантов. Согласно документам, собранным для экскурсий по Кремлю, двенадцать человек были награждены орденом в Москве. Первые кавалеры ордена - маршалы Василевский, Жуков и Сталин.

Новые поступления в честь 50-летия Алмазного фонда

В ноябре 2017 года Алмазный фонд отметил пятидесятилетие. В связи с юбилеем музей получил новые экспонаты. В Магаданской области закуплено три новых самородка.

Один экспонат весит 3 кг, два самородка по полкилограмма. Акционеры Москвы преподнесли три новых алмаза розового цвета. Гордость коллекции - бриллиант редкой чистоты алмаз «Иван Тургенев» (подарок компании АК «АЛРОСА»). Совершенно прозрачной идеальной формы кристалл вращается на специальных креплениях, позволяя посетителям экскурсии оценить совершенную форму кристалла со всех сторон.

Далее демонстрируются алмазы Архангельских кимберлитовых парод 12, 15, 22 карат - подарок Архангельских геологов.

Крупнейшая нефтяная компания «Транснефть» подарила прибор для крюшона В.В Коноваленко. Набор включает чашу с двумя стилизованными ручками, напоминающими птичьи головы на длинных шеях, «ковш разливательный», 12 чарок. Основой прибора послужил каменный плато, мозаично облицованный пластинами ярко-синего лазурита с серебристыми включениями пирита.

Историческую часть экскурсии по Алмазному фонду Кремля также пополнили несколько экспонатов, включая браслет с портретом Императрицы Марии, супруги императора Александра II. Подобные браслеты вручались непосредственно из рук императрицы за сложение отечеству.

Особняком на экскурсии позиционирует уникальный исторический комплект наград Святой Екатерины, включая орден, звезду, футляр. Орден предназначался принцессе Сербского короля после свадьбы с Иоаном Константиновичем, правнуком Николая II.

Коронационные регалии Алмазного фонда

Особая группа сокровищ Алмазного фонда, использовавшаяся в коронациях, торжественных событиях Москвы воплощает величие и богатство империи. В ходе экскурсии посетители приблизятся к двум императорским коронам – Большой, Малой, скипетру, державе, пряжке-аграф, большой цепи и звезде ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Автором Большой императорской короны (1762 г.) Екатерины II стал ювелир Георг Фридрих Экарт, бриллиантовых дел мастер Иеремия Позье. Разработка шедевра заняла 2 месяца. Мастера украсили старинный экспонат экскурсии 4936 бриллиантами общим весом 2858 каратов, 75 индийскими матовыми жемчужинами, драгоценным шпинелем 398,72 каратов. Участники экскурсии непременно отметят совершенство исполнения, красоту изделия.

Собрание Алмазного фонда Москвы также содержит державу, созданную для коронации Екатерины II придворным ювелиром Г. Ф. Экартом. Гладкий золотой шар, опоясанный бриллиантовыми лентами, увенчан цейлонским сапфиром под крестом весом 195 каратов.

Экскурсия в середину XVIII века

Ювелирные изделия, созданные в период правления Елизаветы Петровны, играют значимую роль в формировании Алмазного фонда Кремля.

«Большой букет» — пример дополнения парадных нарядов императрицы. Бриллиантовый шиповник, ирис, нарциссы, незабудки, плоские изумрудные листья, приподняты на гибких золотых стеблях на различную высоту и развернуты под определенными углами. Драгоценная композиция выглядит пышно и объемно. Гид экскурсии привлекает любопытные взоры к подвижным стеблям, передающим трепет живых цветов, листьев. По центру ириса в ажурной основе таится фиолетовый бриллиант массой 15,5 карата. Многообразие оттенков остальных бриллиантов обеспечено тонкими пластинками разноцветной фольги.

Экспонаты второй половины XVIII века

Превосходство в ювелирном деле XVIII века отведено бриллиантам. Мастера стремительно сохраняли бесцветность и чистоту прозрачных камней в серебряной оправе. Любопытно исполнение портбукета 1770 года. Золотые, покрытые зеленой эмалью, стебли перевивает бриллиантовая лента, завязанная наверху свисающим бантом. Наполненное водой, изделие выполняло функции миниатюрной вазы для живых цветов, украшало корсаж парадных нарядов. Креплением служила специальная шпилька.

Начало XIX столетия

В первой трети XIX века господствовало античное искусство. Наибольшей популярностью в России пользовались диадемы — украшения для причесок, стилизованные под кокошники. Алмазный фонд представляет для экскурсий диадему императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Украшение в форме треугольника образовано круглыми, квадратными, каплевидными бриллиантами. Бриолеты зафиксированы подвижно. Центральная часть кокошника украшена редчайшим нежно-розовым бриллиантом 13,35 каратов.

Семь исторических камней Алмазного фонда

Уникальным зрелищем в ходе экскурсии станут семь драгоценных камней: 3 алмаза, четыре самоцвета. Крупнейший экспонат Алмазного фонда - алмаз «Орлов» индийского происхождения. Невероятной чистоты камень с зелено-голубым отливом украшает императорский скипетр императрицы Екатерины II.

Историческое значение в экскурсии Алмазного фонда имеет зелено-голубой колумбийский изумруд массой 136, 25 каратов. Камень огранен таблицей, занимает центральную часть бриллиантовой броши княгини Александры Иосифовны. Роскошная бриллиантовая оправа выполнена стилизованными виноградными листьями, чередующимися с круглыми алмазами.

Выделяется на фоне экспонатов экскурсии желтый кристалл без огранки с очертанием имен трех прежних владельцев (88,7 каратов).

Плоский портретный алмаз с площадкой 7,5 см2 украшает изысканный золотой браслет. Изображение инкрустировано изумрудами (25 карат).

Крупнейший в мире цейлонский сапфир 260 карат украшает брошь 19 века.

Оливково-зеленый хризолит попал на экскурсию в Москве с острова на Красном море. Особые секреты огранки создают видимость сияющего камня весом 190 каратов.

Великолепные самоцветы

Знаменитое собрание семи исторических камней Алмазного фонда продолжается рядом необыкновенных самоцветов.

Среди редкостей, представленных к экскурсии, выделяют турмалин, напоминающий форму ягоды или винограда. Цвет и форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листья на золотом фоне. Весит самоцвет 260,86 каратов, размер 4x2,7x2,3 см. Сокровище занимало почетное место среди украшений короля Богемии Рудольфа II. В 1648 году самоцвет захвачен шведскими воинами, вывезен в Скандинавию, предназначался королеве Кристине. После смерти королевы самоцвет направили в Стокгольм, затем Петербург. В 1777 году Екатерина II получила турмалин в дар от шведского короля Густава III.

Современные украшения

Отдельная коллекция Алмазного фонда Кремля посвящена современному ювелирному искусству. Работы созданы в шестидесятых годах 20 века. Бриллиантовые украшения якутского происхождения оправлены в платину, белое золото.

Шедевром ювелирного искусства является брошь роза. Авторы изделия В. Николаев, Г. Алексахин создавали украшение на протяжении 2 лет. Полторы тысячи бриллиантов использовали мастера. Отдельные бриллианты имеют отдельное крепление. Роза прикреплена к стеблю маленькой пружинкой. При малейшем движении камни красиво переливаются.

Диадему «Русская красавица», изготовленная по приказу императора Николая I для жены Александры Федоровны в 1841 году, украшают тысячи бриллиантов и 25 жемчужин, сохраняющих подвижность. Вес украшения составляет 400 г.

Украшение под названием «Шиповник» отличается редким золотистым бриллиантом 13 карат. Элегантно смотрится гарнитур: гривна, браслет и булавка. Гривна – древнее мужское украшение. Тонкий золотой обруч увенчивается длинной тонкой стрелой. Украшает гривну единый бриллиант массой 4,29 карат.

Доминантой второй витрины современных украшений Алмазного фонда является диадема «Русское поле», посвященная освоению целинных земель в 60-х годах прошлого века. Украшение, усыпанное 1837 бриллиантами общим весом 164,87 карата, напоминает венок, сплетенный из колосьев пшеницы и стеблей с коробочками льна.

Слева от диадемы посетителям экскурсии приглянется подвеска с австралийским опалом редкого нежно-голубого оттенка.

Необычна форма кольца «Космос». Украшение напоминает поднимающуюся вверх ракету. Композицию «собирает» крупный бриллиант огранки «Маркиз», вниз отходят лучи, содержащие 119 бриллиантов в золотой оправе.

Дополняют витрину Алмазного фонда Москвы густо-лиловые аметисты. Многим запомнится после экскурсии комплект украшений с аметистом – брошь имитирует поверхность луны с кратерами и «морями».

Гарнитур «Земляничный» выполнен Ростовцевой по мотивам русских вышивок. В украшении прослеживается многоцветность бриллиантов, матового жемчуга, глубоких по тону уральских аметистов.

Зеленые драгоценные камни Алмазного фонда

Часть экскурсии посвящена зеленым драгоценным камням. Гордость экспозиции - брошь с аквамарином массой 150 карат. Интересен гарнитур «Весна» с зелеными самоцветами – колье и браслет в готических мотивах. Смысловой акцент набора – крупные голубые изумруды из Урала. Камень весом 12,83 карат размещен в центре колье.

Комплект «Весенний» представлен колье и кольцом. Очертания гарнитура олицетворяют символы трех месяцев весны. В марте снег превращается в прозрачные капли воды. В апреле пробивается первая трава, в мае природа поражает буйством красок.

Благородный металл гармонично сочетается с темными сапфирами, изумрудами, бриллиантами.

Оригинально смотрятся серьги с крупными изумрудами, идеально сочетающихся по цветовой гамме - данное явление является достаточно редким для зеленых камней.

Притягивают взгляд колье и серьги справа витрины. Гид экскурсии представляет комплект посетителям под названием «Салют». Согласно задумке Ситникова, цветные камни – сапфиры, гранаты, изумруды, бриллианты рассыпаны по краям изделия.

В центре экспозиции выгодно позиционирует диадема «Элегия», дополненная небольшими синими сапфирами.

Коллекция самородков и слитков платины и золота

После просмотра коллекции современных творений гид продолжит экскурсию у противоположной витрины, двигаясь в направлении зала с историческими драгоценностями. Выставка Алмазного фонда размещает 20 платиновых и 100 золотых самородков общей массой более 300 кг.

Платину добывают на Урале с 1819 года, самородок в природе встречается крайне редко, внешне металл обычно напоминает мелкие блестки. Уникальности коллекции Алмазного фонда придают платиновые слитки весом 5, 6 и 7,8 кг («Уральский великан»). Масса остальных уральских экспонатов составляет минимум 200 г до 5 кг.

Для экскурсии Алмазный фонд также подготовил платиновый слиток весом более 7 кг, монеты достоинством 3, 6 и 12 рублей. Чеканили монеты на протяжении 20 лет.

Рядом 3 золотых слитка 99,99 пробы. Весят экспонаты около 12 кг. Два слитка пролежали 40 лет на морском дне Баренцевого моря, сохранив первоначальный вид.

Чаще в природе золото находят в виде песка. Вес экспоната в коробке составляет 600 г.

Реже встречаются большие самородки. Алмазный фонд располагает уникальным творением природы «Большой треугольник». Проба самородка – 91%, близко 9% веса приходится на долю примесей.

Золото - мягкий и пластичный металл, в естественных условиях появляются интересные формы самородных изделий, например, сапожок, собачка, верблюд, дельфин, лошадиная голова весом 14 кг, заячьи уши 30 кг.

Отдельного внимания заслуживает самый маленький самородок в собрании Алмазного Фонда. Масса образца 20,25 г. Форма изделия ассоциируется с лицом злого человека, обладающего вытянутым подбородком, крючковатым носом.

Показом «Мефистофеля» завершается экскурсия по Алмазному фонду.

Коллекция Алмазного фонда в Кремле является хранилищем уникальных ювелирных изделий, самоцветов, самородков. Основа экспозиции – предметы XVII-XVIII веков, принадлежавших династии Романовых. Эксклюзивные экспонаты знакомят с историей государства Российского, творчеством выдающихся русских и иностранных ювелиров. Познакомиться с выставкой драгоценностей может каждый желающий гражданин РФ и иностранные туристы.

Где находится

Выставка размещается в 2-х залах Оружейной палаты, на территории легендарного Кремля, в Москве.

История

Пётр I

Петр Великий первый задумался о создании сокровищницы. До 1914 года русские императоры хранили династические реликвии в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. С началом мирового вооруженного конфликта ценности отправились в хранилище Оружейной палаты Московского Кремля, где они находятся по сей день.

Петербургский период

Петр I в 1719 году издал указ об учреждении Камер-коллегии для обеспечения сохранности предметов для коронации и уникальных династических украшений.

В Зимнем дворце выделили помещение (рентерия) для постоянного хранения государственных символов власти, ювелирных украшений царской семьи. Рентерия, что в переводе с немецкого означает «казначейство», стала основой для создания Российского Госфонда драгметаллов и камней.

Рентерия закрывалась на 3 замка. Открыть сокровищницу по личному указанию императора могли камер-президент, камер-советник, рентмейстер. У каждого из них хранилось по ключу от одного из замков. Только одновременное присутствие всех 3 ответственных лиц давало возможность попасть в камеру хранения.

Екатерина II

По окончании торжественной или праздничной церемонии драгоценности возвращались в рентерию. Позднее хранилище стали называть Алмазной Бриллиантовой комнатой. Собрание ценностей пополнялось за счет приобретений казны и подарков монархам.

Наиболее значимое количество уникальных изделий было получено в период правления Екатерины II. Став императрицей, она приказала переоборудовать под Бриллиантовую комнату свою спальню и соседние с ней покои. Все ценности двора прошли маркировку, обмер и вписаны в реестр.

После кончины Екатерины комната стала частью индивидуальных апартаментов самой Марии Федоровны, супруги Павла I. При Николае I спецхран опять перевели в разряд служебных. Возникло различие между личной коллекционной собственностью императора и государственной.

Московский период

С началом международной конфронтации ценности Бриллиантовой комнаты вывезли на хранение в Москву. Несмотря на срочную эвакуацию, к каждому ящику прилагалась опись от 1898г. Спустя 6 лет царские сокровища передались в Гохран — обозначает хранилище ценностей, согласно предписанию Ленина.

Комиссия 1922 года

В 1922г. учрежденная комиссия, составила опись предметов, вывезенных из Зимнего дворца в начале войны, и определившая их значимость для дальнейшего хранения. На этом основании началась распродажа уникальных предметов, как ничего не значащих для истории нового государства.

В 1925г. в Гохране числилось 773 предмета. С 1925 по 1936годы значительная часть собрания драгоценностей была продана по правительственному решению или раскрадена. В 1936 году Сталин наложил запрет на изъятие сокровищ. Экспозиция на регулярной основе началась с конца 60-х годов XX века.

Современность

Алмазный фонд владеет в своем собрании 114 предметов, имеющих не только художественную, но и историческую ценность. Все музейные экспонаты являются неделимой государственной собственностью, не подлежат передаче любым лицам и государствам. Используются в научных и просветительных целях, в пределах Московского Кремля. Решение об исключении из коллекции принимается по указу Президента. Ответственность за сохранность сокровищ возложена на Минфин РФ.

Самые ценные экспонаты

Самые значимые предметы ювелирного искусства относятся к периоду XVIII-XIX веков.

Екатерина II славилась большой любительницей и тонкой ценительницей драгоценностей. Основа экспозиции в Кремле – эксклюзивные ювелирные изделия, изготовленные по ее заказу.

Семь ценных камней

В выставке презентуются уникальные драгоценные камни, часть которых использована для регалий в торжественных случаях:

  1. В 1774 году Екатерина II приказала вставить в Императорский скипетр ограненный алмаз под названием «Орлов». Его приобрел граф Орлов в Амстердаме для императрицы за баснословную сумму: 400 тысяч рублей.

Родина алмаза – индийские копи, о чем свидетельствует зеленоватый оттенок кристалла. В течение 100 лет он переходил из рук в руки, в результате смены правителей на Востоке, воровства из буддийского храма, перепродаж в Европе, пока не стал реликвией династии Романовых. Камень в 180 граней, по форме напоминает индийскую розу. Вес – 190 карат.

  1. Солитер «Шах» был преподнесен Николаю I в 1829 году, как часть контрибуции, наложенной на Персию после русско-персидской войны 1826-1828 года.

  • природный восьмигранник неправильной формы;
  • 88 карат;
  • желтоватого оттенка;
  • прозрачный;
  • без огранки;
  • с искусственной полировкой;
  • гравировкой имен 3 правителей Индии, Персии;
  • найден в Индии, в середине XV века.

Свое название «Шах» получил в 1922 году. До этого периода фигурировал в описи, как «Хозрев-Мирза», по имени персидского шаха, передавшего его российскому императору.

Бриллиант «Орлов»
Бриллиант «Орлов» Солитер «Шах»
Солитер «Шах»
  1. Уникальный по размерам, прозрачности Портретный алмаз плоской формы, является частью золотого браслета. Пластина в 7,5 квадратных сантиметра прикрывает миниатюрный портрет Александра I.
  2. Самая большая в мире (399 карат) рубиновая шпинель попала в Россию из Китая. В 1676 году русский дипломат приобрел камень у императора Канси для императрицы Елизаветы.
Портретный алмаз
Портретный алмаз Рубиновая шпинель в короне
Рубиновая шпинель в короне

Изумрудная пластина

Спустя 100 лет Екатерина II заказала Большую Императорскую корону для своего восхождения на престол. Главным украшением готового венца стала алая шпинель на вершине дуги между ажурными полусферами.

  1. Изумрудная пластина в бриллиантовом окружении – неповторимое, оригинальное изделие, попавшее в Россию в начале прошлого столетия. По сочетанию физических характеристик объему, прозрачности, насыщенности цвета не знает равных в мире. История камня начинается с храма ацтеков, откуда кристалл вывезли в Индию, затем в Европу.
  2. Огромный сапфир в 260 каратов, в золотой оправе с бриллиантами, имеет длинную, но малоизвестную историю. Родина прозрачных синих камней, уступающих по твердости только алмазу, – Цейлон. Судя по огранке, кристалл прошел ювелирную обработку у индийских мастеров. Из Индии – в Персию – на Кавказ – в Европу. Александр II приобрел его на Лондонской выставке, для императрицы.
  3. Хризолиты попадали на Восток и в Европу с берегов Красного моря. Экспонат размером в 192 карата, прозрачный зеленый оттенок с золотистым переливом, четырехугольные грани. До появления Большой Императорской короны служил украшением предыдущей коронационной регалии.

Драгоценные минералы, не имеющие аналогов в мире, вызывают интерес и восхищение у посетителей выставки.

Коронационные регалии

Исключительные права монархов на власть выражаются в особых символах: короне, скипетре и державе.

Шапка Мономаха

В музейной выставке представлена Шапка Мономаха, в которой венчались на княжение/царство, начиная с Ивана Калиты (XIV век), до царя Федора Романова (сводного брата Петра I, XVI век). Головной венец Ивану Калите презентовал хан Золотой Орды, когда тот просил ярлык на княжество.

По его подобию изготавливались все последующие царственные венцы: Астраханский, Алтабасный, Алмазный. Основные элементы украшения: золотая чеканка, инкрустация драгоценными камнями, жемчугом. Низ шапок отделан соболем.

Анна Иоановна в короне

Корона Анны Иоанновны изготовлена русскими ювелирами в 1730 году. Венец из позолоченного серебра в виде полусфер инкрустирован 2,5 тысячью алмазов, рубинами и турмалинами. Срединный обруч под крестом украшает 100-каратный турмалин. Коронование Николая I в Царстве Польском проходило в этом венце.

Большая Императорская корона – определяющий знак властных полномочий русских самодержцев с екатерининских времен до революции. Коронная ценность была изготовлена к вступлению в права императрицы Екатерины II ювелирных дел мастерами Экартом и Позье.

Форма венца традиционна и имеет объяснение:

  • полушария в виде ажурной сетки – восточная и западная части империи под властью монарха;
  • обруч в виде лаврового венка – славные победы;
  • центральная дуга-гирлянда из дубовых листьев и желудей – символ незыблемости власти.

Изнутри в регалии бархатный чехол алого цвета.

На изготовление нее ушло:

  • около 800 карат жемчуга;
  • почти 3000 карат ограненных алмазов;
  • 0,45 килограммов золота;
  • 0,9 килограммов серебра.

Все последующие монархи венчались на престол в екатерининской короне. Изображение изящных полусфер вошло в герб Российской империи. В 2000 году коронационная регалия возвращена в герб Российской Федерации. Регалия надевалась не только на коронацию, но и в особенных торжественных ситуациях. Последний раз убор был на голове монарха в 1906 году.

В 1856г., по подобию Большой Императорской короны, был сотворен Малый венец, для коронации самой Марии Александровны, супруги императора Александра II. В этом же уборе короновалась императрица Мария Федоровна, жена Павла I. При полном сходстве по форме венец миниатюрного размера и веса: 13 сантиметров в высоту, диаметр обода – 12 сантиметров, вес – меньше 400 граммов. На прическе она удерживалась при помощи шпилек.

Императорский скипетр – это стилизованный посох, второй по значению символ власти монарха. Образец специально сотворили к коронации Екатерины II, ювелиром Пфистерером. Длина жезла – 60 сантиметров. Вес – 600 граммов.

Изделие из золота состоит из 4 частей: рукоятки с бриллиантовыми полосами, две центральных, надвершие с двуглавым орлом. В 1774 году в скипетр вставили алмаз «Орлов» между надвершием и вторым сегментом. Все последующие коронации проходили с этой регалией.

Держава, третья коронационная регалия, – это полированный полый золотой шар на постаменте. Ювелирное изделие изготовил ювелир Экарт, к вступлению на престол Екатерины II. Символ власти украшен бриллиантовыми ободом и полуободом с крестом. При Павле I основанием для креста стал 200-каратный сапфир в бриллиантовой оправе; на пересечении ободов был помещен 47-каратный диамант.

Екатерина II в большой императорской короне
Екатерина II в Большой Императорской короне Екатерина II со скипетром
Екатерина II со скипетром Держава
Держава

Ордена

Среди наград в экспозиции привлекают внимание регалии Андрея Первозванного, Александра Невского, «Золотое руно».

Нагрудный знак АП состоит из геральдического двуглавого орла с изображением в центе распятого на кресте святого и восьмилучевой звезды с медальоном в центре. Орден полагалось носить на голубой ленте, через правое плечо, или на цепи. Звезда крепилась с левой стороны мундира.

Орденский знак АН – двухсоставной: из цветка и креста. Цветок, диаметром 6 сантиметров, изготовлен из серебра с бриллиантовой инкрустацией. Центральная часть креста – эмалевый медальон с Георгием Победоносцем. Крылья креста выполнены из красного стекла. Между крыльями – двуглавые орлы из бриллиантов.

Звезда святого АН имеет 8 лучей. Изготовлена из золота, серебра, бриллиантов, страз. Размер – 10,3 х 10,2 сантиметров. Вес – 114 граммов.

Орденский знак «Золотое руно». Средневековая награда, актуальная до настоящего времени. Правом награждать наделен испанский король. Изготовлена из золота, бриллиантов, с инкрустацией бразильскими топазами.

Из современных наград здесь хранится орден Победы, учрежденный после Великой Отечественной войны.

Орден и знак Андрея Первозванного
Орден и знак Андрея Первозванного Орден «Золотое руно»
Орден «Золотое руно» Орден Победы
Орден Победы

Ювелирные украшения

Изысканность вкуса, уникальность по исполнению характеризуют драгоценные украшения для торжественных церемоний:

  1. «Большой букет». Брошь прикреплялась на лиф парадного платья Елизаветы Петровны. В «букете» собраны нарциссы, незабудки, ирисы, розы шиповника, выполненные из золота, цельных драгоценных камней.
  2. Пряжка-аграф коронационного наряда двух императриц Елизаветы и Екатерины Великой в виде банта для скрепления мантии. На изготовление ушло 0,3 килограмма серебра, 0,02 килограмма золота, более 800 бриллиантов весом около 500 карат.
  3. Диадема Марии Федоровны в виде кокошника из золота, серебра, бриллиантов. Главный акцент украшения – нежно-розовый бриллиант.Утраченные в 20-х-30-х годах исторические драгоценности были частично восстановлены российскими ювелирами.

Большой букет
Пряжка-аграф и серьги
Пряжка-аграф и серьги Мария Федоровна в диадеме
Мария Федоровна в диадеме

Драгоценности XX века

Копия Большой Императорской короны

Экспозиция фонда в 80-90-х годах прошлого столетия пополнилась историческими шедеврами, воссозданными по сохранившимся описаниям российскими ювелирами.

Головные женские украшения в виде венца, бандо были выполнены из платины, золота, бриллиантов, рубинов, жемчуга.

В середине прошлого века в хранилище поступил 9-ти килограммовый самородок, напоминающий верблюда. С 1952 года якутские алмазы свыше 50 карат хранятся здесь же.

К 400-летию дома царей Романовых была изготовлена копия Большой Императорской короны из белого золота, якутских алмазов, жемчуга, турмалина. Впервые имитация была показана в Москве в 2012 году.

Лучшее время посещения

Большой приток туристов летом, в период школьных каникул, затрудняет посещение Алмазного фонда Кремля. Конец февраля-начало марта – межсезонье, когда проще попасть на экскурсию.

Как попасть

На карте

На территорию Кремля пропускают при наличии билета в Алмазный фонд. Продают их в кассе №4 и 5, в Александровском саду, у кремлевской стены. Дальнейший маршрут определяется по указателям – до Боровицких ворот (маленький проход).

На входе предъявляется разрешение, проверяется содержимое сумок, а большие по объему оставляют в камере хранения, проходят металлоискатель. За кремлевскими стенами надо двигаться по указателю «Оружейная палата». В конце здания Оружейной палаты расположен вход в музей Алмазного фонда, о чем свидетельствует вывеска.

Расписание экскурсий

График работы выставки: с 10ч. до18.15; перерыв – с 13ч. до 14ч. Экскурсии проводятся через каждые 20 минут: с 10 до 12.20, с 14.20 до 17.20ч.. Посетители могут зайти внутрь в составе группы в 20 человек. Продолжительность экскурсии – 40мин. Любительская фото-, видеосъемка при посещении выставочных залов запрещена. Дети младше 6 лет к экскурсии не допускаются.

Режим работы

Кассы работают с 9 до 16.30ч. Перерыв – с 12ч. до 13ч. Выходные дни – четверг, праздничные дни, вторая половина января. В утренние часы билеты продаются на сеансы до обеда. На экскурсии после обеда — приобретаются после 13ч.

Как купить

В кассе №4 приобретаются билеты для индивидуальных посетителей.

Разрешения на организованные посещения по письменной заявке продаются в кассе №5.

Предварительное бронирование до 4-х билетов предусмотрено на сайте Алмазного фонда Гохрана. Выкупить тикеты в кассе выставки необходимо не позднее, чем за 1 час до начала экскурсии.

Стоимость входного билета – 500руб., льготная цена для студентов, школьников, пенсионеров – 100руб.

Официальный сайт телефон для справок

Информация об Алмазном фонде размещена на сайте Гохрана — http://www.gokhran.ru

Справочный телефон: +7 (495) 629 20 36. Работает ежедневно, кроме субботы-воскресенья, с 8.00 до 16.30.

Читайте также: