Антикварное серебро что это

Опубликовано: 15.04.2024

Предметы из серебра всегда актуальны и не выходят из моды с течением времени, особенно это относится к винтажным вещам и украшениям, которые хранят в себе некую тайну прошлого. Для ценителей серебра антиквариат имеет особое значение, ведь чаще всего это раритетные предметы, имеющие художественно-историческую значимость и сохранившиеся с давних времен. Старое серебро представляет большую ценность не только для настоящих коллекционеров, но и для обычных любителей различных ювелирных изделий. Немаловажную роль при оценивании старинных серебряных предметов играют художественный вкус, дизайн и метод обработки металла мастером.




Особенности

Чистое серебро относится к благородным металлам, которые, как правило, не способны к окислению под воздействием кислорода. Но тем не менее на некоторых серебряных изделиях, сделанных из сплавов, с течением времени появляется едва заметный налет. Это образуется природная патина, которая тем самым не ухудшает внешний вид изделия, а, даже наоборот, придает ему некий шарм старины.

Патина, покрывающая серебро, является неотъемлемым процессом старения и окисления металла. Образование патины на серебряных вещах придает им дополнительную привлекательность и способствует защите металла от дальнейшей коррозии.

Не нужно опасаться появления патины на любимых изделиях, ведь антикварное серебро со слабым слоем естественной патины довольно высоко ценится среди коллекционеров винтажных вещей.

Бывает так, что на предметы из этого драгоценного металла специально наносят искусственную патину, чтобы оно приобрело облик старинного серебра. Этот процесс можно охарактеризовать как консервирование серебра на более длительный срок хранения. Серебряные изделия с патиной можно сравнить разве что с новобрачной, которая облачена в свадебную фату.




Главной характерной особенностью антиквариата является возраст предмета. Именно время изготовления имеет большое значение для привлечения коллекционеров и обычных любителей. Антиквариат – это выгодные вещи для инвестирования средств. Во все времена считалось довольно престижным иметь в доме антикварное серебро. Оно указывало на высокий уровень достатка владельца и на его отличный вкус в ценных вещах. За счет солидного возраста серебряные изделия очень высоко оценивают.

Для признания той или иной серебряной вещи антикварной, ее возраст должен составлять не менее 50 лет. Именно спустя такое количество времени изделие из благородного металла может идентифицироваться как антиквариат.

Существуют еще несколько основных особенностей антиквариата. Старинное серебро обязательно должно нести материальную ценность, а также иметь художественную и историческую значимость. Ценители антиквариата также смотрят на клеймо, которое находится на поверхности серебряного изделия. Оно содержит информацию о месте производства, пробе металла и имени мастера. Старинное серебро заметно отличается от современных украшений уникальным стилем исполнения, декором, клеймом и состоянием поверхности предмета.




Только профессионалы способны отличить старинное серебро и высокое качество металла. Одной из самых примечательных особенностей является теплопроводность серебра. В руке серебряное кольцо быстро нагреется до температуры тела. Кроме того, серебро ни в коем случае не магнитит. Такой метод позволяет быстро отличить настоящее серебро от изделия, выполненного из какого-либо другого металла. Подлинность серебра можно определить с помощью капельки йода, которую нужно капнуть на поверхность изделия: если металл приобретет черный окрас, значит, это настоящее серебро.



Какие бывают пробы и их отличие?

Чистое серебро (проба 999) без добавления каких-либо примесей очень эластичное, поэтому для создания прочного сплава в него добавляется небольшое количество других металлов. Такой подход делает серебро стойким и не дает ему ломаться. За счет того, что с момента изготовления серебряных предметов содержание примесей было разным, необходимо было ввести определение «проба».

Проба указывает на то, сколько серебра находится в сплаве.

Проба 800 свидетельствует о том, что сплав массой 1000 граммов содержит 800 граммов чистого серебра, а остальная часть – это примеси. Такая проба применяется в производстве столовых приборов и посуды. В СССР для изготовления столовых приборов и подсвечников использовали пробу 916, но сейчас она уже не применяется. Другими устаревшими пробами серебра являются 84, 720 и 750.




Дополнительным компонентом серебряного сплава обычно выступает медь. Ее наличие делает изделие прочным. Проба 800 содержит слишком много меди, из-за чего металл выглядит желтым, его область применения – это промышленная сфера. Пробы 830 и 875 также содержат немало меди, поэтому больше подходят для создания посуды. Проба 925 представляет собой стерлинговое серебро, которое активно применяется для создания ювелирной продукции. Проба 960 – это высококачественное серебро, но оно слишком мягкое, поэтому чаще всего из него делают предметы декора для ювелирных украшений.



Использование

Серебро является прекрасным материалом для создания подстаканников. Оно может быстро поглощать часть тепла, долго сохранять его и тем самым поддерживать температуру чая на должном уровне продолжительное время. Также с этой целью создавались и серебряные ложки. Настоящие чайные гурманы знают толк в чаепитии, они пьют его из стакана в подстаканнике из серебра, помешивая напиток серебряной ложечкой. Таким образом, чай способен раскрыть свои наилучшие вкусовые качества, ведь он долго сохраняется горячим, что делает чайную церемонию особенно приятной.



История серебряных подстаканников является уникальной. Это изделие появилось в конце XVIII века. В середине XIX века подстаканник приобретает большую популярность. Из обычной вещи он становится произведением искусства с разными замысловатыми рисунками, изысканными орнаментами и художественной резьбой. Мастера проявляли творческую фантазию и создавали целые шедевры. В те времена все мастерские, выпускающие серебряные изделия, обязательно производили подстаканники, украшенные узорами от лучших мастеров по ювелирному делу.

В СССР максимально серьезно относились к изготовлению серебряных подстаканников. У них всегда было весьма интересное художественное оформление, которое делало каждый их этих предметов неповторимым в своем роде.

Производство подстаканников не прекратилось до сих пор. Сегодня по-прежнему актуально подавать чай в серебряном подстаканнике, который по праву можно назвать приятной и душевной вещью для прекрасного чаепития и отличного провождения времени.


Не менее популярны и в наши дни изысканные портсигары из серебра. Впервые они появились еще в XVII веке. Состоятельные люди использовали их для демонстрации своего благосостояния. Серебряные портсигары украшали драгоценными камнями и художественной росписью. В наши дни до сих пор пользуется большой популярностью старинный портсигар Карла Фаберже. Эта изысканная вещь может стать прекрасным подарком для человека, который глубоко ценит давние традиции и обладает отличным вкусом. Антикварный портсигар выглядит очень элегантно и способен привлечь к себе лишь восторженные взгляды окружающих.


Охотники за антиквариатом не обойдут стороной и серебряные пояса. Художественное оформление этих вещей является довольно разнообразным, что делает их уникальными в своем роде, ведь каждый мастер привнес свою определенную изюминку в создание пояса из серебра. Так же, как и в старину, эти роскошные изделия смогут продемонстрировать достоинство и отличный вкус их владельца.


Большим спросом среди коллекционеров антиквариата пользуются старинные подсвечники. Времена и вкусы людей значительно изменились, и большинство предметов просто исчезло из нашего обихода, однако подсвечники не потеряли своей актуальности даже сейчас. Эти изделия, помимо своей основной функции по освещению комнаты, способны создать особую атмосферу уюта.

Антикварные подсвечники привлекают к себе внимание, они создают атмосферу роскоши, элегантности и романтики прошлых лет. Такие старинные предметы по достоинству оценят настоящие любители винтажных изделий.


Обзор антикварного столового серебра смотрите в следующем видео.

Иудаика: история, атрибуты

Сегодня изучением этой науки занимаются многие университеты и институты по всему миру. Существуют как отдельные факультеты, посвященные этому вопросу, так и целые институты

Серебро 830 пробы

Вслед за наименьшей в России 800-й пробой, сопровождающейся обязательным клеймом на продукции, идет 830-я проба серебра. Она относится к числу низших проб, однако это нисколько не уменьшает популярность выпущенных из нее изделий

Роскошное старинное серебро 950-й пробы

Изделия из серебра 950-й пробы создавали в разных странах. Его использовали во Франции, США, Японии, Мексике, Италии и ряде других стран

Серебро 84-й пробы — достояние царской России

84-я проба серебра относится к золотниковой системе проб, которая появилась еще в дореволюционной России. В XVIII веке таких проб было около десятка, однако к концу XIX века число популярных проб сократилось до четырех

Антикварное серебро 88-й пробы

Проба 88 относится к золотниковой системе проб и сегодня уже не используется. С момента ввода в двадцатом веке метрической системы она обозначается числом 916

Изысканное серебро 916-й пробы

Серебряный сплав 916-й пробы не входит в число стандартных современных проб, однако ранее он был достаточно популярен. Из него создавали посуду, украшения, ритуальные предметы и иные изделия в СССР, Финляндии, Испании, Португалии и ряде других стран

Редкое серебро 900-й пробы

В России, СНГ и некоторых других странах принята метрическая система проб, в которой наиболее распространенными считаются шесть проб: 800, 830, 875, 925, 960 и 999

Серебро 925 пробы: применение, цена, клейма

Многих интересует, относится ли 925-я проба к серебру или золоту, а также плохо это или хорошо, когда на изделии указана эта проба. Начнем с того, что для серебра и золота используются свои номера

Серебро 800 пробы: применение, цена, клейма

Серебро 800 пробы представляет собой сплав серебра и других металлов в определенных пропорциях: на 800 г серебра приходится 200 г примесей

Особенности серебра 875 пробы

875-я проба серебра относится к числу стандартных проб, действующих на территории России и в ряде других стран. На антикварном рынке серебряные изделия этой пробы пользуются спросом, особенно выпущенные в советское время

Какие бывают пробы серебра: понятие, виды, подлинность

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции

Нестандартный стиль Empire

Empire черпал вдохновение в греческой культуре, во многом благодаря египетским походам Бонапарта. Наполеон рассматривал архитектуру и искусство только через призму восхваления себя и своих воинских заслуг

История успеха Walker & Hall

Walker & Hall — пионер гальванического серебрения изделий. Преодолев жесткую конкуренцию, компания более ста лет оставалась самостоятельным производством и долгое время была одной из передовых среди английских предприятий подобной отрасли

Фабрика Клингерта Густава Густавовича

Одним из выдающихся московских эмальеров был Клингерт Густав Густавович, потомственный ювелир из колонии немецких переселенцев. Его фабрика выпускала множество серебряных, в дальнейшем золотых изделий, но эмалевые работы особо поражают утонченностью и безупречным исполнением

Фигурные изыски рококо

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами

Ювелирные шедевры Shanks & Co

Как отечественные, так и зарубежные антикварные заведения, к сожалению, в наше время способны предложить немного предметов, проданных некогда русской фирмой Джеймса Стюарта Шанкса (1826–1911)

История бренда WMF (Württembergische Metallwarenfabrik) Германия

WMF — аббревиатура, которую дословно можно перевести, как Вютембергская фабрика металлоизделий. Все 160 лет существования предприятию сопутствовал постоянный успех благодаря невероятной предприимчивости, постоянному расширению, внедрению новых стилей, материалов и технологий

Путь René Lalique – от непревзойденного ювелира к самому знаменитому производителю стекла

Его называли гением при жизни, таковым считают и сейчас. Художник, мастер, изобретатель, ювелир стиля модерн и производитель стекла эпохи ар-деко

Фирма «Ф.А.ЛОРIЕ», 1871-1916 г.г.

История одной из выдающихся фирм дореволюционной России по производству ювелирных и золото-серебряных изделий Федора Антоновича Лорие начинается с 1871 года

История фабрики Петра Павловича Милюкова

О фабрике Петра Павловича Милюкова и самом владельце известно лишь то, что работало производство серебряных изделий в Москве с 1877 г

Немиров-Колодкин

О жизни большинства ювелирных фабрикантов и мастеров царской России сбереглись крохотные сведения. Но биография Николая Васильевича Немирова-Колодкина хорошо известна, прежде всего вследствие его благих деяний

Купец, фабрикант, коллекционер А.М. Постников

В московской торговле иконами, православными изделиями из серебра и золота, фамилия Постниковых известна с 1826 г. Купец третьей гильдии от 1825 г

Производство О.Ф.Курлюкова

Орест Федорович Курлюков (год рождения 1845) — имя одного из самых молодых ювелирных предпринимателей Москвы, который открыл самостоятельное производство на исходе XIX в

Торговый дом «И.Е. Морозовъ», 1849-1917 г.г.

Торговый дом «И.Е. Морозовъ» является крупнейшей ювелирной и золото-серебряной фирмой-магазином дореволюционного Петербурга. Основал именную фирму в 1849 году Иван Екимович Морозов, золотых дел мастер, купец первой гильдии, благодаря своему делу впоследствии ставший потомственным почетным гражданином

История фабрики серебряных изделий И.С. Губкина

Не известны ни место, ни дата рождения ювелира. Остались лишь некоторые данные о его производстве. Купец Иван Семенович Губкин в 1841 г

Предприятие «П.А. Овчинников», 1851-1917 г.г.

Фирма «П.А. Овчинников» по мере значимости и стоимостным оценкам входит в первую категорию ювелиров и предприятий золотого и серебряного дела дореволюционной России

Фабрика И. П. Хлебникова, 1871-1917 гг

Немало сведений сохранилось о ювелирных шедеврах предприятия Ивана Петровича Хлебникова. Но совсем немногое известно о личности фабриканта и его жизни, особенно до момента основания фабрики

Фабрика братьев Грачевых («Бр. Грачевы»), 1866-1918 г.г.

Фабрика братьев Грачевых («Бр. Грачевы»), несомненно, считается одним из самых известных, выдающихся и самобытных предприятий дореволюционного Санкт-Петербурга по производству изделий из серебра, золота и гальваники

Места клеймения изделий

Клеймение изделий из драгоценных металлов – это обязательное для выполнения действие, которое подтверждает подлинность предмета и указывает на уровень содержания в нем золота, серебра или платины (проба)

Как определить подлинность серебра в домашних условиях?

Существует несколько основных способов определения ценности металла, о них и пойдет речь в данной статье.

Коллекционирование антикварных ,серебряных изделий..
Серебро является самым универсальным из всех металлов (по ковкости, гибкости) и легче всего поддается художественной обработке.
Можно выделить две категории антикварного серебра: антикварные украшения и антикварные предметы обихода. Отличительной чертой антикварных изделий из серебра является наличие у них клейма, по которому можно определить, где и когда была изготовлена вещь.
Серебро, как металл, давно было открыто человеком, и по сей день используется им для изготовления украшений и предметов домашнего обихода.
На Руси серебро появилось еще во времена князя Владимира, тогда впервые отчеканили серебряную монету. Благодаря нововведениям Петра I, серебряные предметы вошли в обиход сначала знатных людей, а потом и простых обывателей. Сначала столовое серебро привозили из-за границы, заказывая по специальным каталогам, весьма распространенным на Руси, а потом было налажено собственное производство.
Крупнейшими производителями столового серебра стали московские фабрики: И.П. Хлебникова, В. Семенова, А.М. Постникова. Русские серебряники добились такого мастерства в изготовлении столовых серебряных изделий, что им стали поступать заказы из царских палат. Так мастера фабрики Хлебникова по старинным образцам изготовляли для Зимнего дворца разнообразные столовые принадлежности: чайники, сахарницы, кофейники, молочники. Помимо исполнения уникальных изделий, фабрика Хлебникова наладила производство серебряных столовых предметов для простых обывателей.
Из петербургских мастеров по изготовлению серебряных изделий, особенно прославилась мастерская Карла Фаберже. И по сей день клеймо мастерской Фаберже повышает стоимость антикварного изделия на несколько порядков.
Серебряные изделия русских мастеров высоко ценятся на мировом антикварном рынке…

Серебро - мягкий металл, редко употребляемый в чистом виде; в серебряные сплавы добавляется медь. Тем не менее количество чистого серебра в изделиях варьировалось вплоть до 1300г., когда Эдуард I установил систему клеймения английского серебра, приведя его к общему стандарту. По стандарту серебро должно было составлять в сплаве 92,5% (7,5 отводилось меди), чтобы официально называться "стерлинговым" и иметь право на клеймо с головой леопарда.

Клеймо мастера вводится в 1363 г., лишив возможности фальсификаторов чеканить голову леопарда. Литера с указанием года пробы добавилось в 1478 г., и наконец, в 1544 г. идущий лев подтвердил королевский контроль над пробирной палатой. Это основная система английских клейм, к которым время от времени добавлялись другие.

Пробирные клейма означали город, где серебро проверялось на чистоту. С 1478 г. пробирные мастера (проверявшие и клеймившие серебро) обязывались делать это в здании Гильдии золотых дел мастеров, чтобы предотвратить незаконное клеймение некачественных изделий. Лондон, первый английский центр клеймения, сначала не имел пробирного клейма. В 1544 г. голова леопарда (изначально - клеймо стерлингового серебра) стала клеймом лондонской пробирной палаты. С конца ХVII в. были учреждены другие пробирные палаты. Каждый центр имел свое клеймо: Честер (1686-1962) - меч и три снопа пшеницы; Эксетер (1701-1883) - замок с тремя башнями; Ньюкасл (с1702) - три замка; Бирмингем (с 1773) - якорь и Шеффилд (с 1773) - корону.

Клеймо мастера. С 1363 г. клеймо мастера, "именник", было его символом (многие тогда не умели читать). В конце ХVII в. к символу добавились инициалы мастера. На протяжении следующего века символы вышли из употребления, и клеймо состояло из инициалов имени и фамилии мастера. В период британского стандарта (1697-1720) мастеров обязывали зарегистрировать новые знаки, состоящие из первых двух литер их фамилии.

Буквенные годовые клейма. Означающая дату литера, появившаяся на лондонском серебре в 1478 г. и используемая до сих пор, указывает год пробирования предмета в пробирной палате. Литера изменялась ежегодно, так как поначалу пробирные мастера ежегодно сменялись. Литеры (обычно в алфавитном порядке) в каждой пробирной палате различные. Буква заключена в щиток, также ежегодно меняющий форму.

Клеймо стерлингового серебра. В Англии серебро, соответствующее требуемому высокому стандарту, клеймилось головой леопарда. Так как этот знак восходил к королевскому гербу, его называли "королевским клеймом". Когда клеймом стерлингового серебра стал идущий лев (1544), голова леопарда стала клеймом лондонской пробирной палаты. Клеймо "идущий лев" сменилось клеймом британского стандарта (1697-1720).

Британский стандарт. Во время гражданской войны в Англии (1649-1660) огромное количество стерлингового серебра было переплавлено в монеты для выплаты жалованья солдатам. После реставрации монархии (1660), когда на престол вступил Карл II, спрос на домашнее серебро возрос настолько, что монеты пустили на переплавку для производства необходимой домашней утвари. Делалось это нелегально, и для уничтожения этой практики в 1697 г. был введен британский стандарт: 95,8 % беспримесного серебра. Для контроля над системой установили новые клейма. Идущий лев сменился фигурой женщины, олицетворяющей Британию, а львиная голова - головой леопарда в короне (клеймо лондонской пробирной палаты того времени). Стерлинговый стандарт был вновь принят в 1720 г.

Налоговое клеймо. Впервые налог на серебро стал взиматься в Англии в 1720 г. Расходы Англии в период Американской войны за независимость (1775-1783) увеличили потребность в финансовых средствах, что привело к увеличению налога. В 1784 г. использовалось клеймо с профильной головой монарха, свидетельствующее об уплате налога во время пробирования. Профили монархов появлялись на английском серебре до 1890 г., когда серебряных дел мастера добились отмены налога.
Юбилейные клейма. По просьбе мастера пробирное управление на определенный период может легализовать клеймо в честь важного события или юбилея. Эти клейма не являются обяз

Как отличить серебро от другого металла

1
Если вы предполагаете приобрести изделие из серебра через интернет, то во многих объявлениях о продаже вам может встретиться сокращение «серебр.» Такое ничем не приметное сокращение, как правило, означает, что изделие посеребренное, то есть на металлическую основу нанесен слой серебра. Указанное выше сокращение дает недобросовестному продавцу шанс продать неискушенному в этих вопросах покупателю посеребренную вещь по цене серебра. Будьте внимательны.
2
На разнообразных сетевых толкучках некоторые продавцы умышленно пишут в начале наименования изделия «серебро», но при ближайшем рассмотрении выясняется, что серебряным является только покрытие. В качестве оправдания продавцы поясняют, что указание на серебро в названии лишь определяет принадлежность товара к категории изделий, содержащих серебро. Поэтому при проведении торгов не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.
3
Обращайте внимание на маркировку, выполненную на иностранных языках. Еще один трюк продавцов состоит в том, что в названии материала, из которого изготовлено изделие, стоит "silver pl." или "silver plated". "Silver" действительно переводится как «серебро», но в сочетании со словом "plated" означает «покрытое серебром» (металлическая основа с серебрением).
4
Если к описанию изделия прилагается фотография без клейма пробирной палаты, требуйте от продавца новых фотографий. Лучший способ установить подлинность серебряного изделия – увидеть на нем помимо клейма изготовителя клеймо, подтверждающее, что изделие изготовлено из серебра.
5
При визуальном осмотре изделия обратите внимание на выпуклости предмета и его изгибы. Поскольку в таких местах вещь чаще всего подвергается механическому воздействию, под верхним слоем может проступить металл иного цвета и оттенка.
6
Зачистите небольшую поверхность изделия от наслоений и капните на это место йод. Под воздействием солнечных лучей серебро темнеет (от мутной желтоватой пленки до черного цвета).
7
Нанесите на проверяемое изделие крохотную линию ляписным карандашом. Серебро должно помутнеть, а любое медное соединение (бронза, латунь, мельхиор) бурно почернеет. Место, где вы проводили пробы, после эксперимента необходимо будет отполировать.

Изделия посеребренные.. (часто путают с изделиями из серебра)

Фраже (Fraget )Польша

Варшавская фирма, которая выпускала металлическую посуду. Название фирме было дано в честь основателя - Иосифа Фраже (1797-1867), организовавшего первую в Варшаве гальваническую лабораторию: гальваническим методом наносился слой серебра или золота на посуду из неблагородных металлов.
Наследники сохранили название фирмы, ее магазины и склады были открыты в крупных городах Российской империи, продукция - "изделия мельхиоровые и белого металла", "серебряные и накладного серебра" и т.п. - постоянно рекламировалась. “Фраже” – так стали называть предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше не только на фабрике Фраже, но и на фабрике Норблина, и других. Недорогая посуда "под серебро" , украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение в конце XIX - начале XX века, постоянно рекламировалась и была очень популярна вплоть до 1910-х гг.


Kристина Э

Интересно.
Насколько мне известно, клеймение (по крайней мере, именное) появилось фактически вместе с ювелирным искусством, т.е. ещё в допотопные времена.

Кристина ,первые российские клейма -это конец 18 века..т.ч. временна не "допотопные"..(предметы ,которые иногда ещё можно купить)
У Вас что-то есть интересное?Или Вы просто любительница искусства?

Kристина Э

Я любительница некоторых предметов искусства :)

Можете мне подсказать, как выглядели клейма изделий Фаберже изготовленных в Англии!

Серебро в ходу с античных времен. Металл, в котором сочетаются благородство, аристократичность и достоинство. В Вавилоне и Ассирии считался символом Луны. Поэтому поэты называют его «лунным», «чистым», «белым». Многие народы относились к изделиям из серебра с благоговением, считали, что они изготовлены из божественного материала. Изготавливали лечебные и охранные амулеты, посуду, аксессуары. Было поверье, что серебряные кувшины и кубки обеззараживают напитки, из них можно смело пить, не боясь смертоносной холеры или другого инфекционного заболевания.

Старинное серебро

Становясь старше, серебро делается еще более привлекательным. Оно стоит дороже из-за того, что с возрастом увеличивается культурно-историческая ценность антиквариата. Удивительно, что по самым обычным предметам (письменному прибору, шкатулке, пудренице, зеркальцу) можно проследить, как менялись художественные вкусы и совершенствовалось ювелирное мастерство. Поэтому старинные изделия из серебра пользуются большим спросом на аукционах, свои коллекции стараются пополнять не только государственные музеи, но и просто люди, попавшие под магию лунного металла.

Старинное серебро. Антикварный серебряный сосуд

В Древней Руси к серебру относились с трепетом. Его не просто воспевали, а использовали для оплаты услуг. Расплачивались не монетами (они появились только во время правления князя Владимира), а брусками. Если вещь продавалась дешевле, то брусок приходилось разрубать на несколько долек. Отрубленные части наши предки стали называть рублем. Вот так получила свое название российская валюта.

Старинное серебро. Антикварное столовое серебро

Богато украшенные драгоценные камнями ковши и братины князья преподносили своим подданным за верную службу. В повседневную жизнь серебро вошло только после того, как на царствование поставили Петра Первого. В Европе серебряные изделия использовали для сервировки стола и украшения интерьеров. В восемнадцатом веке предметы из этого металла уже могли себе позволить не только цари и аристократы. Связано с тем, что к тому времени в России были открыты серебряные рудники, металл стал доступен.

Старинное серебро. Антикварное серебро

Старинное серебро — выгодная долгосрочная инвестиция. Присутствие на украшении или другом предмете пробы или личного клейма ювелира, изготовившего изделие, значительно увеличивает стоимость. Не зря старинное серебро высоко оценивается на антикварном рынке, за ним ведут настоящую охоту коллекционеры и любители истории.


Коллекционеры высоко ценят сервизы, столовые приборы, подсвечники, шкатулки и прочие изделия из серебра. Цена предметов зависит от композиции, уровня работы и имени мастера, а также пробы. Эксперт по антиквариату рассказал, какие бывают пробы старинного серебра.

Вопрос: Что такое проба?

Ответ: Серебро — пластичный металл, который нельзя использовать в чистом виде для изготовления сервизов, предметов интерьера и украшений. Чтобы придать изделию прочность в серебро добавляют примеси других металлов. Изначально ювелиры использовали разные соотношения по личным рецептам, но со временем были введены единые стандарты и понятие «проба».

Проба показывает процент серебра в сплаве. К примеру, 800 проба говорит нам о том, что в 1 кг сплава 800 г серебра и 200 г примесей. По пробе определяют ценность и назначение металла. Чем больше примесей в сплаве, тем дешевле лом и прочнее серебряное изделие. К примеру, серебро 800 пробы использовали для изготовления ложек и других столовых приборов, 925 — украшений.

Вопрос: Какие бывают пробы серебра?

Ответ: В качестве главного элемента для примесей используют медь. Металл делает серебро прочнее, но из-за него изделия быстро темнеют. Из наиболее распространенных стоит отметить 800, 830, 875, 925, 960 пробы. Из 800 пробы выпускали столовые приборы; 875 — посуду и предметы интерьера; 925 — элитную посуду и предметы интерьера, монеты, награды; 960 — ювелирку.

Вопрос: Чем отличается каждая из проб?

Ответ: У каждой пробы есть ряд преимуществ и недостатков. 800 проба — наиболее прочный состав, который из-за высокого процента меди имеет желтоватый оттенок и быстро темнеет. 830 и 875 пробы — не такие желтые, но прочные и недорогие сплавы. Проба 925 — стандартное или стерлинговое серебро. Сплав в меру прочный и пластичный, но у него нет присущей 800 пробе желтизны. Украшения 925 пробы путают с золотом из-за того, что их часто покрывали позолотой. Проба 960 — невероятно пластичный сплав для создания ювелирных шедевров.

Вопрос: Какие еще пробы существуют?

Ответ: Были и другие пробы. К примеру, в советскую эпоху была широко распространена 916 проба с клеймом в виде бочонка, к примеру, на столовом серебре СССР. Из сплава делали посуду, подсвечники и другие предметы интерьера, украшения. Есть также сплавы низкого сорта, где драгоценного металла менее 80%, которые считаются техническими.

Вопрос: Что означает антикварное серебро 84 пробы?

Ответ: Проба указана в золотниковой системе, которая существовала в России до 1927 года. Если перевести ее в метрическую, она будет соответствовать 875 современной пробе.

Вопрос: Как определить подлинность антикварного серебра?

Ответ: На антикварном рынке полно подделок. Наличие пробы и клейма того или иного мастера не дает права утверждать, что изделие подлинное. Для умельцев, которые занимаются изготовлением подделок, не проблема поставить фальшивое клеймо. Только эксперт по антиквариату сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Как правило, подделки делают из мягких металлов, поэтому фальшивые клейма имеют более мягкие контуры. Умельцы часто забывают, что те или иные клейма использовали в разные годы и ставили на определенные места клеймения — эти ошибки и увидит опытный эксперт. К примеру, в царской России клеймо в виде женской головы в кокошнике ставили лицом влево, после революции — вправо.

Бывает так, что «дорогие» клейма переносят с одного на другое изделие. К примеру, снимают с легкой ложки и ставят на тяжелый поднос. Место спайки, как правило, прячут под гравировкой. Чтобы понять, что вам пытаются продать серебро 84 пробы с «секретом», нужно оценить соответствие степени износа клейма и предмета. Встречаются подделки, когда предмет старинный, но на нем поставлены клейма более известного и, соответственно, дорогого мастера.

Ответ: Как определить подлинность старинного серебра?

Вопрос: Если вы хотите определить подлинность изделия из серебра, приходите в один из наших антикварных магазинов в Харькове. Мы проверим и скажем, что это — антикварное серебро, дешевый сплав или «конструктор».

Вопрос: Можно ли самому определить подлинность серебра?

Ответ: Если изделие магнитится, значит, не из серебра. Чтобы определить, серебро это или металл с посеребрением, сделайте царапину острием ножа и рассмотрите ее. Если предмет пачкает руки, в металле много примеси цинка. Если вы опустили предмет в горячую воду и он не нагрелся, перед вами не серебро, а подделка.

Хотите продать царское серебро, ложки, сервизы и другие серебряные изделия? Позвоните нам (067)934-44-83 — мы расскажем, как это сделать.

Читайте также: