Античное золото что это такое

Опубликовано: 26.03.2024

Золото Древней Греции было символом небесного светила, силы и достатка для древних греков. Гелиос — Бог Солнца был для греков значимой персоной. Этот бог рождён от титана, он относится к древним богам до олимпийского времени. У Гелиоса была колесница из этого драгоценного металла, и чел из чистого золота, на колеснице он боролся с ночью, а за тем отправлялся на вечерний отдых. Многим известно древнегреческая легенда о поисках золотых самородков. Самым значимым богатством считалось Золотое Руно, добытое непосильным трудом и жестокой битвой.

Исторические этапы

Культура Древней Греции делится на следующие этапы:

  • до XI века до современного времяисчисления — крито-микенский этап;
  • до IV века до современного времяисчисления — полисный этап;
  • до 1 века до современного времяисчисления — эллинистический.

До 11 века до нашей эры Греция была бедна в плане золота, этот металл считался редким. Золото древнего времени в страну поступало с продаж. Торговля была в основном с Египтом, который считался самой богатой золотом страной. Древний Египет не имел своих значимых мест по добычи этого драгоценного металла, а войны за золото с другими странами имели большой риск и денежные трудности. В этот период золото Древней Греции добывали в рудниках Кассандры и Панагеи, которые находились во Фракии, сейчас это территория Болгарии.

В шестом веке до современного времяисчисления самый первый центр по работе с драгоценными металлами и камнями была Лидия. Очень часто самыми старыми деньгами из металла в мировой нумизматике считают статер, который состоит из сплава золота и серебра, он был произведен в шестом веке до современного летоисчисления.

В V веке до нашей эры произошла битва с персами, в которой победу одержали греки. Новая золотая эра для культуры Греции началась с пятого века до нашей эры. Украшения из золота выражали принципы древнегреческого орнамента:

  • изящество;
  • выраженные элементы;
  • четкость.

Все эти особенности считаются существенным отличием изделий из драгоценных металлов Греции.

В Македонии в IV веке до современного летоисчисление родился на свет один из славных полководцев — Македонский Александр. Он победил персидского царя и захватил более 1300 тонн самого востребованного металла — золота. Некоторая часть его была пущена на изготовление монет, которые весили более 8 грамм и назывались статеры. Другая часть была потрачена для решения проблемы государства. То, что осталось среди драгоценного металла, Македонский щедро раздал своим преданным солдатам. Во время окончательного разгрома Персии, этот полководец стал владельцем очень большого количества золота, около 6 тонн.

Археологические находки из золота Древней Греции

Большим событием для археологов стала находка гробниц в конце 19 века. Они почти полностью были наполнены драгоценными металлами. Археологи открыли 5 золотых могил, содержимое которых поразило археологов и знатоков ювелирного дела. В двадцатом веке была найдена гробница Тутанхамона. Где была найдена очень много драгоценных украшений:

  • венки;
  • пластины с рисунками животных жителей морского мира, воинов;
  • корона, состоящая из 36 золотых лепестков.

Описывая всё, что было найдено, поместилась на 206 листах большого формата.

Золото Древней Греции

Золотые Украшения — золото Древней Греции в руках искусных ювелиров

Абсолютно все древние греки имели огромную страсть к украшениям, но ношение большого количества их считалось дурным тоном и осуждалось обществом. Соблюдение меры в украшениях требовал закон. Много украшений можно было носить лишь на большие праздники и свадьбы.

По истечению времени отношение к ношению золотых украшений в Древней Греции менялось, строгие правила теряли свою действенность. Богатые жители Греции уже спокойно демонстрировали всем свои украшения. Женское население Древней Греции имело очень много различных украшений из золота.

Прекрасная половина Древней Греции имела большой ассортимент украшений из золота. Большим спросом у красавиц пользовались золотые диадемы и шпильки для волос. Любая красавица, выходя замуж, мечтала одеть на себя свадебную корону из золотых листков.

Большой популярностью пользовались шейные украшения:

  • цепочки;
  • бусы;
  • подвески.

Золотые серьги греческих красавиц при ходьбе издавали звон, предупреждая о приближении прекрасного пола. Также женщины разными способами подчеркивали красоту своих рук. Самый знаменитый способ — это браслет. Браслеты носили не на запястье, а на плече. Некоторые модницы надевали браслеты на лодыжке.

Цена на украшения из золота была определена искусностью и, конечно, весом изделия. Поэтому золото Древней Греции, особенно в виде любого драгоценного украшения в то время указывало на статус своего носителя в обществе. Очень большую цену имели украшения, которые считались магическими. Такие драгоценности обычно дарились в момент рождения детей или на свадьбу. Также украшения из солнечного металла отправлялись в загробный мир вместе с умершими, считалось, что они могут отогнать злых духов от покойного человека.

Исключение для Греции было население Спарты, которое отличалось своими строгими жизненными позициями. Женщины Спарты не носили огромное количество украшений, и всегда выгладили очень скромно.

Древняя цивилизация греческого народа постепенно расширяла свои границы, что позволило познакомиться с иными культурами других народов. Это стало отражаться на ювелирном искусстве греков.

Абсолютно все украшения из золота Древней Греции были сделаны утонченно искусно. Некоторые украшения имели изображения животных, цветов, богов. До сих пор найденные украшения заставляют восхищаться своим изяществом многих ювелиров современного мира.

"Перед ослом, нагруженным золотом,
не устоит никакая крепость".

Филипп II Македонский

Посмертая маска. Микены
В Пактоле, протекавшем через Лидию, древнегреческое государство в Малой Азии, издавна находили значительные золотые самородки. Неудивительно, что традиция использования золота для изготовления драгоценного оружия, парадной посуды и украшений зародилась в греческих городах и государствах ещё в бронзовом веке. В двух десятках троянских кладов сосредоточена большая часть известных на сегодняшний день золотых предметов раннего и среднего бронзового веков. К этому периоду относятся греческие золотые изделия, найденные в Майкопских курганах на Северном Кавказе, Варненском некрополе в Болгарии, царских погребениях Аладжи в Центральной Анатолии, и, конечно, знаменитые троянские "сокровища царя Приама", хранящиеся ныне в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Столицу одного из государств ахейцев - Микены (XVII-XIII вв. до н.э.) по праву называли "златообильным" городом. Правители Микен обладали огромными сокровищами, о чём свидетельствуют богатые заупокойные дары, найденные в царских усыпальницах. Лишь в шести гробницах, открытых в 1876 г. знаменитым археологом 1енрихом Шлиманом, были обнаружены золотые изделия, общий вес которых превышал 14 кг. Золотые диадемы и венки, роскошные украшения, мечи и кинжалы, инкрустированные золотом, сосуды из благородных металлов, золотые маски, тонко передающие черты усопшего владыки.

Сокровища микенских гробниц поставили учёных в тупик, ведь захоронения предшествующего среднеэлладского периода были более чем скромными. Предполагалось, что золото могли захватить во время каких-либо завоевательных походов, например на Крит. Существовала и гипотеза о том, что отряд микенских воинов принимал участие в освобождении Египта от гиксосов, был щедро награждён, а вернувшись домой, положил начало накоплению запасов золота. Однако большинство исследователей считают, что появление микенских сокровищ стало результатом разумной хозяйственной деятельности местных правителей.

Ритон в виде сидящего крылатого льва
Сравнительно крупные залежи золота находились лишь на островах Сифнос и Фасос, но в силу ряда природных явлений эти запасы быстро истощились. Самым известным районом добычи была Фракия, где возвышалась упоминаемая Еврипидом "золотая" гора Пангей. К началу правления Александра Македонского все золотоносные выработки греческой ойкумены оскудели и не могли удовлетворять возраставшие потребности в драгоценном металле.

Молодой правитель двинул войска на Персию, считавшуюся олицетворением роскоши и достатка. Эсхил называл её "сокровищ пристань, Персия богатая". В Персию, мировую империю того времени, стекалось золото, ранее принадлежавшее Египту и Ассирии, Бактрии и Согдиане, Вавилонии и Лидии. Только в разгромленном Персеполе воины Александра захватили более 120 тыс. талантов драгоценных металлов, а всего добыча составила 8840 т золота и серебра!

В античном мире из золота создавали ювелирные изделия и драгоценную посуду, декор вооружений и культовых предметов, чеканили монеты крупного номинала. Золото было показателем благосостояния и служило символом власти - как политической, так и религиозной. О виртуозных греческих ювелирах сохранилось немного сведений. Демосфен писал об одном из них: "Я, Паммен. владею золотоплавильной мастерской на рыночной площади, пребывая в которой я занимаюсь золотых дел мастерством. Демосфен дал мне приказ приготовить золотой венец и выткать золотом гиматии, чтобы он мог в них участвовать во время праздничного шествия в честь Диониса. ".

Греческие мастера не располагали, как правило, средствами для закупки металла и получали его от заказчика в виде монет или лома. Помимо изготовления украшений ювелиры занимались и мелким ремонтом: на некоторых изделиях отчётливо видны следы починки, для чего, вероятно, использовались детали более ранних изделий (подвески, вставки), но чаще старая вещь шла в переплавку целиком.

Погребальный золотой лавровый лист
Лишь в Спарте, согласно Плутарху, "не появлялся ни один золотых и серебряных дел мастер, изготовляющий. украшения, так как монеты (на которую они их продали бы) не было (в Спарте деньги были железными). Таким образом, роскошь, лишённая того, что её поддерживало и питало, исчезла постепенно сама собой".

В Элладе красота, изящество, гармоничность одежды и украшений прекрасного пола возводились в ранг общественной добродетели. Пытаясь угодить заказчику, мастера создавали всё новые и новые виды ювелирных изделий. Серьги, ожерелья, браслеты, перстни и подвески были важной составляющей женского убора. Наиболее эффектными и престижными считались золотые венки и богато декорированные диадемы.

Золотые украшения любили в Греции и женщины, и мужчины. Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотыми бляшками. В греческих городах Малой Азии - вероятно, под влиянием традиций соседних народов - мужчины чаще носили драгоценности (известны даже изображения мужчин в серьгах и браслетах). Многие греки осуждали эти обычаи как варварские. Из армии Ксенофонта был уволен солдат, "проколовший себе уши на манер лидийцев".

Ювелирные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести усопшему. Помимо ювелирных изделий в захоронения нередко клали золотые венки, сосуды, наглазники, нагубники, а также погребальные маски, закрывавшие лицо умершего.

Драгоценные изделия - венки, статуэтки и украшения - подносились богам в благодарность за заступничество или исцеление. Щедрыми дарами Храмам и святилищам эллины пытались задобрить богов, заручиться их покровительством. В "инвентарных книгах" крупнейших греческих святилищ - Дельф, Дидим и Делоса сохранились имена дарителей и списки их приношений. Причём нередко указывалось не только наименование изделия, но его вес и даже элементы декора.

Однако проявления чрезмерной роскоши были чужды греческому обществу. Золото Эллады - это в основном ювелирные изделия, драгоценные сосуды, статуэтки, парадное оружие. Огромные статуи богов, выполненные из золота, украшали лишь крупные полисы, например Афины. Крайне редко такие статуи воздвигались простым смертным. Цицерон сообщает, что жившему в V в. до н. э. знаменитому оратору и софисту Горгию из Леонтин поставили статую из золота в храме Аполлона Дельфийского, а Плиний Старший иронично замечает, что "такие деньги давало обучение ораторскому искусству".

Украшения сарматов: скоба, бляхи, фибула
В Древнем Риме золото приобрело совершенно иное значение. Оно стало основой финансовой системы государства и средством накопления фантастических богатств, которые и не снились эллинам.

Во времена Римской империи одним из основных центров добычи золота была Испания. В Астурии, Галиции и Лузитании римляне создали знаменитые инженерные сооружения - арругии. Рудные пласты здесь залегали в рыхлых песчаниках. Изобретательные римляне первоначально обрушивали всю массу породы, для чего в ней прорубались специальные штольни с постепенно вынимаемыми перемычками и подпорками. Когда все подпорки извлекались, горная порода рушилась и дробилась. Затем эта масса смывалась водой из искусственно созданных водохранилищ. Из полученных после смыва россыпей добывали золото.

В Риме золотой перстень первоначально был отличительной чертой сенаторов и всадников. Петроний в "Сатириконе", описывая внешность вольноотпущенника Трималхиона, замечает: "На мизинце левой руки красовалось огромное позолоченное кольцо; на последнем же суставе безымянного, как мне показалось, настоящее золотое с припаянными к нему железными звёздочками. Но чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшенную золотым запястьем, прикреплённым сверкающей бляхой к браслету из слоновой кости". Трималхион был, видимо, человеком осторожным: несмотря на богатство, носить золотое кольцо ему не полагалось по социальному статусу, поэтому он скрывал его под железом.

Зато знаменитые римские полководцы и императоры .не стеснялись использовать золото и могли позволить себе даже одежду из чистого золота. ". И сверх всего, золото волочится в нити, и из них ткут, как из шерсти, - даже без шерсти. Веррий сообщает, что Тарквиний Приск справил триумф в золотой тунике. Мы видели Агриппину, супругу принцепса Клавдия. облачённой в тканый, без другого материала, золотой военный плащ. А вотканье золота в атталийские ткани придумано уже давно царями Азии", - писал Плиний Старший. Золотые подносы, кубки, чаши нередко упоминали и другие древние авторы. Римский император Калигула сотрапезникам раздавал хлеб и закуски на чистом золоте: "нужно жить или скромником, или цезарем". А дворец императора Нерона так и назывался "Золотой".

Говоря об источниках подобной роскоши, Плиний Старший замечал: "То было дедовское богатство, награбленное, разумеется, в провинциях".

Заметки

Талант (греч. "талантон" - "вес", "весы") - мера веса и денежная единица (равна 6 тыс. драхм) в странах Древней Греции и Древнего Востока. Наиболее употребительный аттический талант весил 26,196 кг.

Среди ювелиров были и рабы. Известно, что за раба-карийца, владевшего ювелирным мастерством, заплатили 360 драхм,что почти вдвое превышало среднюю цену раба.

Иногда в целях экономии статуи лишь золотили или обивали золотыми листиками. Ювенал описал историю, как воры ободрали "бедро позолоченного Геркулеса, лицо Нептуна и сорвали листики с Кастора".

Жажда золота порой толкала на преступления, например, император Вителий "похищал из храмов приношения и украшения или подменял их, ставя вместо золота и серебра олово и жёлтую медь".

Галерея драгоценностей: греческое золото. Часть 2 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Продолжаю серию публикаций, посвященных истории ювелирного исусства, обзором необыкновенного золотого наследия древних греков, представленного в коллекции Государственного Эрмитажа.

Первую публикацию из серии "Галерея драгоценностей" Вы можете посмотреть здесь .

Открытие в 1830 г. близ Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) кургана Куль-Оба пробудило интерес русской публики к античным древностям северного побережья Черного моря. Невиданные до тех пор произведения торевтики и ювелирного искусства поступили в Императорский Эрмитаж.

Со временем в музее сложилось исключительное по разнообразию и богатству археологическое собрание, включающее шедевры античного ювелирного искусства. Большая его часть - археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей вблизи греческих городов в Северном Причерноморье. Здесь, на Боспоре, сложилась культура, отражающая взаимодействие двух — эллинского и варварского. Памятники эрмитажного собрания хорошо иллюстируют ее особенности: так, например, золотая гривна (IV в. до н.э., курган Куль-— в варварских обществах отличительный признак власти - была изготовлена в греческой мастерской.

Среди шедевров собрания — серьга миниатюрной работы (IV в. до н.э., Куль-Оба), украшенная мельчайшей зернью, филигранью и двумя фигурками богини Ники. В Эрмитаже хранятся семь подобных серег так называемого "роскошного стиля".

По найденным в Северном Причерноморье предметам можно проследить развитие греческого ювелирного искусства. Так, в ранних изделиях основой декора была гладкая поверхность, блеск которой оттенялся матовым свечением зерни. В эпоху классики излюбленным приемом украшения ювелирных изделий стал выразительный рисунок филигранного орнамента в сочетании с мелкой зернью и включениями неяркой эмали. Замечательный образец этого — ожерелье из кургана Большая Близница на Тамани. В эпоху эллинизма в ювелирном искусстве возник новый, "полихромный", стиль. Предметы обильно украшались цветными камнями, вставками эмали, стекла.

Рог с наконечником в виде полуфигуры собаки

Середина V в. до н.э.

Семибратний курган 4. Прикубанье
Россия

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 1

Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками

425-400 гг. до н.э.

Некрополь Нимфей, курган 17
Крым

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 2

Пара золотых серег с фигуркой Артемиды

325-300 гг. до н.э.

Некрополь Нимфей (найдены в 1866 г.)
Крым

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 3

Пара серег с подвесками в виде женской головы

Около 350 г. до н.э.

Боспорское царство, Пантикапей. Каменная гробница 1840 г.
Керчь, Крым

Золото, эмаль; тиснение, чеканка, филигрань

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 4

Фиала

Середина IV в. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба
Керчь

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 5

Перстень с врезанным изображением сидящей Афины

300-280 гг. до н.э.

Херсонес. Подстенный склеп 1012, Окрестности Севастополя, Крым

Золото; литье, резьба

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 6

Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников

400-350 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым

Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 7

Золотой браслет с протомами сфинксов

400-350 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 8

Золотой диск с изображением головы Афины и подвесками

400-350 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь

Золото, эмаль; тиснение, финифть, плетение, зернь

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 9

Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок

330-300 гг. до н.э.

Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)

Золото; тиснение, филигрань, зернь, плетение, гравировка

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 10

Пара серег

330-300 гг. до н.э.

Курган 1, Феодосия, Древняя Греция (?)

Золото; литье, плетение, тиснение, филигрань, зернь

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 11

Головной убор в виде калафа. Битва аримастов с грифонами

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото; чеканка, штамповка, гравировка, филигрань, зернь

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 12

Стленгида с изображением прядей волос

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото; чеканка, гравировка

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 13

Височная подвеска с изображением нереиды на гиппокампе в медальоне

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото, эмаль; чеканка, филигрань, зернь, плетение

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 14

Ожерелье с тремя рядами подвесок

330-300 гг. до н.э.

Боспорское царство, курган Большая Близница
Таманский полуостров

Золото; плетение, штамповка, гравировка, филигрань, зернь

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 15

Диадема с геракловым узлом

Золото, гранат, паста

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 16

Ожерелье с подвеской в виде бабочки

Конец 2 в. - начало 1 в. до н.э.

Херсонес
Окрестности Севастополя, Крым

Золото, гранат, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло; пайка, зернь

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 17

Погребальная маска царя

Галерея драгоценностей греческое золото. Часть 2, фото № 18

Какая красота, правда?

Надеюсь, что Вам было интересно, спасибо за внимание.

Ещё в глубокой древности золото начали добывать вдоль рек Африки и Азии. Лёгкость, с которой этот металл подвергался обработке, вдохновила умельцев на создание из него украшений. Красота и универсальность золота как материала была оценена очень быстро.

Древние украшения — почему именно из золота?
Золото настолько податливо, что может быть расковано в холодном состоянии в тонкие, почти прозрачные пластины. Оно настолько пластично, что может быть вытянуто в тонкие и достаточно прочные нити. Все это позволяло выполнять филигранные работы с золотом еще с ранних времен. Его цвет и блеск приравнивали к солнцу, а неподверженность коррозии (что сильно затрудняет определение возраста ранних золотых украшений) сделало его символом постоянства.

Ношение золота было символом богатства и власти, оно было доступно немногим – в этом заключается главное отличие древних ювелирных украшений от современных. Сегодня изготовление золотых ювелирных изделий является массовым, они доступны каждому.

В ювелирном деле используется большая часть добываемого золота. В этом нет ничего нового, золото начало использоваться для изготовления украшений задолго до того, как появились первые монеты.

Золото шумеров
Самые ранние найденные украшения относятся к Шумерской цивилизации, которая процветала около 3000 г. до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Золото носили и мужчины и женщины. Разнообразие украшений очень удивило археологов, которые обнаружили сокровища в Королевской гробнице на месте древнего города Ур, столицы шумерского государства.

Кроме золотого шлема царя, с большим изяществом украшенного безупречной техникой чеканки, и головного убора царицы из очень натуралистично выполненных золотых листьев бука, были найдены различные серьги, браслеты, а так же цепи плетения «лисий хвост», которые широко популярны и в наше время. По словам историка ювелирного искусства Guido Gregorietti, «шумерские ювелирные изделия почти полностью охватили весь спектр направлений, которые будет появляться в ювелирном искусстве в ходе истории». По его мнению, «в действительности, в то время было больше разновидностей ювелирных изделий, чем в наше время».

Золотые украшения в культуре древних египтян
В отличие от шумеров, древние египтяне располагали большими запасами золота. Этот металл добывался в Нубии – территории между Нилом и Красным морем, южнее современного египетского города Асуан и севернее Хартума, столицы современного Судана. Есть предположение, что название Нубия произошло от древнеегипетского слова «nub» – золото.

Мастерство ювелиров очень быстро возрастало. Египтяне овладели искусством легирования золота для увеличения его твердости и получения разных цветовых вариаций (легирование — добавление других металлов для улучшения свойств основного). Они разработали технологию литья, включая литье по выплавляемым моделям. Она широко используется и в наше время — ювелиры называют ее «восковка».

Предполагается, что египтяне научились определять чистоту драгоценных металлов по их цвету при нагревании в огне. Самым значимым наследием древнеегипетских ювелиров являются сокровища, найденные в гробнице Тутанхамона, который умер примерно в 1350 году до нашей эры. Изделия в этой гробнице – ожерелья, нагрудные украшения, серьги и маска на голове мумии, выполненная из чистого золота, с чеканкой и полировкой – были описаны археологом Говардом Картером, который нашел гробницу и первый их увидел, как «удивительнейшие вещи». Гробница мальчика-царя, который взошел на престол в возрасте 10 лет и правил примерно такой же срок, сохранила для нас величайшие памятники древнеегипетского искусства, которые вызывают восхищение спустя несколько тысячелетий. Тело Тутанхамона было помещено в искусно сделанный саркофаг из цельнолистового золота толщиной 2 мм общим весом более 110 кг. На голове мумии была маска из кованого золота весом 9 кг. Она настолько реалистично повторяет черты лица фараона, что в ней даже легко заметить сходство с имеющимися изображениями предков фараона.

В гробнице находился также трон из дерева, облицованный золотом и украшенный фаянсом, эмалью стеклом и драгоценными камнями. На троне был изображен Тутанхамон, сидящий в свободной позе (что нетипично для изображений фараонов того времени), и его жена Анхесенамон, покрывающая его плечо благовониями.

Сокровища гробницы Тутанхамона обычно выставлены в Каирском музее, но всегда собирают миллионы посетителей, когда изредка выставляются в других странах. Они являются символами успеха человечества в обработке и изготовлении золотых украшений. Формы египетских золотых изделий оставались удивительно постоянными на протяжении почти двух тысяч лет, пока после завоевания Египта Александром Македонским не стали вытесняться греческим, а затем римским стилем.

Золото минойской цивилизации
Появление греческого ювелирного искусства связано с расцветом минойской, а затем сменившей ее микенской цивилизаций. Каких-либо изделий, относящихся к греческим и датированных ранее 1800 г. до н.э., пока найдено не было.

Минойские мастера с острова Крит впервые в истории стали создавать золотые изделия в виде цепочек с типом плетения «якорь», которые широко распространены и в наше время. Широко известны золотые маски и массивные золотые кольца, найденные археологом-любителем Генрихом Шлиманом при раскопках в конце 19 века на месте древних Микен.

Упадок микенской цивилизации наступил около 1100 г. до н.э., после чего наступили так называемые «греческие темные века», и золотые украшения появляются вновь около 800 г. до н.э. К 500 г. до н.э. греческие ювелиры производили прекрасные, сложных форм изделия, которые образовали узнаваемый, классический греческий стиль украшений. Политическая нестабильность Греции, а также рост числа греческих торговых центров в южной Италии, Египте и по побережью Черного моря привели к широкому расселению греческих мастеров. К моменту, когда около 330 г. до н.э. Александр Великий создал свою греческую империю от Египта до границ Индии, греческий стиль выполнения золотых украшений был повсеместно доминирующим.

Золотые украшения этрусков
Примерно с 700 г. до н.э. искусство изготовления золотых изделий возникает в Этрурии (современная область Тоскана) в Италии. Хотя этрусский стиль просуществовал относительно недолго, он известен благодаря повышенной сложности своих изделий.

Особенно выдающихся успехов этрусские мастера добились в использовании техники грануляции, доведя ее почти до совершенства. Грануляция – это прикрепление к основе тысяч маленьких шариков из золота, образующих контуры и рисунки, создающих неповторимое ощущение структуры и света. Техника грануляции использовалась многими мастерами в различных странах начиная с 2000 г. до н.э., а также используется в современных изделиях. Но очень немногие школы достигли схожего с этрусским мастерства. Вероятнее всего эта поразительная изящность и сложность работ связана с отсутствием достаточного количества золота, когда мастерам приходилось уделять большее внимание качеству работы, чем количеству.

Примерно в 300 г. до н.э. греческий стиль начинает превалировать в Италии. Этрусские традиции исчезают до 19 и 20 веков нашего времени, до попыток их возрождения ювелирами нового времени.

Золото древних римлян
Когда Рим превратился в величайшую империю древнего мира, простираясь от Великобритании до Персии, он унаследовал также Грецию. В целом, можно сказать, что в ювелирном искусстве Рим унаследовал греческих ювелиров Востока и кельтские традиции с Запада.

Римские ювелиры, хотя обладали несомненным мастерством, предпочитали в своих работах ясные и четкие геометрические фигуры и узоры, в отличие от греческого ювелирного искусства с вычурными изображениями богов, мифических персонажей и листьев. Золото в римском обществе пользовалось спросом, и важные римляне гордились своими коллекциями украшений. Однако, оно не было главным «действующим лицом» – настоящей страстью римлян были драгоценные камни. Римские ювелиры использовали золото как оправу для изумрудов, сапфиров, аквамаринов, оливинов, алмазов, а также набирающего популярность жемчуга. Уже тогда Шри-Ланка (Цейлон) и Индия становятся крупными поставщиками драгоценных камней. Римляне также ввели широкую практику использования золотых монет.

Золотое ювелирное искусство Византии
По мере развития истории Римской империи, золотые украшения становились все более богатыми. К 325 году Константин Великий провозгласил христианство официальной религией Римской империи. С этого времени простые и резкие формы ранних римских украшений сменились более сложными и изящными изделиями с яркими камнями.

С этого периода начинается византийский период римской истории, когда столицей была Византия (Константинополь, ныне Стамбул). Украшения становятся витиеватыми, воздушными, похожими на кружева. Постепенно, в связи с изменениями вдоль восточных торговых путей, уменьшилось поступление драгоценных камней. Золотые изделия стали входить в символику господствующей христианской церкви и возрастающей мощи королей. В течении Темных веков и раннего Средневековья таланты ювелиров служили в основном церкви и государству. В VI и начало VII веков знаменуются прекрасными образцами ювелирных украшений Византии, которые включают и монеты.

Однако возрастающая сила ислама и в некоторой степени переход к менее показной роскоши в частной и церковной жизни Византии означали, что солнце древних традиций греческих и римских ювелиров пошло на закат.

Золото в странах античного периода

Геродот писал, что во время похода против греков сын Дария I Ксеркс, переправившись через Геллеспонт, пришел во Фракию, «. миновал затем города пиерейцев, из которых один назывался Фагрет, а другой Пергам. Здесь он шел мимо самих городов, оставляя вправо Пангей, большую и высокую гору с золотыми и серебряными рудниками».

О месторождениях золота во Фракии в античных источниках имеется ряд свидетельств, подтверждающих их большое значение. Существует версия, что добыча золота на Пангее была начата еще финикийцами и именно с ним связано легендарное богатство Кадма.

Позднее фракийскими месторождениями завладели македонцы. Как отмечает В. И. Вернадский: «В Македонии в IV веке до нашей эры золотые рудники Пангея явились основой ее могущества. Эти древние рудники были захвачены Филиппом; разработка их была проведена им очень энергично, дала сразу много золота и довольно быстро привела к их значительному истощению».

Позже при Филиппе II, были открыты богатые золотые месторождения в районе Крениды (переименованной в Филиппы), к востоку от Пангей, которые приносили более 1000 талантов в год. В связи с этим и поручили широкое распространение сначала золотые статеры Филиппа II, а затем одного из самых популярных исторических лиц древности — его сына Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.).

Завоевания Александра Македонского простирались от Эгейского моря на северо-восток до Сырдарьи (район г. Ленинабада), где была Александрия Крайняя, и на юго-восток до бассейна Инда. На этой огромной территории разрабатывались многие месторождения золота. Однако еще раньше под власть Македонии перешли, кроме Фракии, все упоминаемые Геродотом золотые рудники на островах Эгейского моря. Их мы и коснемся, а месторождения других стран будут рассмотрены по государствам, образовавшимся после смерти Александра Македонского.

Золото желанное — золото проклятое

Золото желанное — золото проклятое Началось это в океане Начало открытию положил пронзительный крик радости, вырвавшийся из глоток отчаявшихся людей: «Тьерра! Тьерра!» Полтора тысячелетия до этого с неменьшим восторгом и почти при таких же обстоятельствах люди

38. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы

38. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы В средние века жилые здания, дворцы и храмы на Руси были сравнительно небольшими. Строили много, и из камня, и из дерева, но каждое отдельное строение было невелико.

Новые сюрпризы античного «компьютера»

Новые сюрпризы античного «компьютера» В 2005 году в мировых СМИ появилось сообщение о находке новых фрагментов механизма. Затем стало известно, что новая рентгеновская методика позволила прочитать около двух тысяч символов (почти 95% надписей на поверхности деталей

Гигантские полипы античного мира

Гигантские полипы античного мира «Какие песни пели сирены? ? задается вопросом сэр Томас Браун.? Каким именем назвался Ахилл, когда прятался среди женщин?»Не надо быть философом XVII века, чтобы интересоваться подробностями на первый взгляд такими ничтожными. Сегодня даже

«Золото — всюду мерцало золото…»

«Золото — всюду мерцало золото…» 1 ноября 1922 г. экспедиция приступила к расчистке от щебня и мусора пространства близ гробницы Рамзеса. Ими оказался засыпан древний поселок строителей царских гробниц. Все это было бы интересно туристам, но не археологу, поставившему

2. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы

2. Почему мегалитические дворцы и храмы больше распространены в южных странах, чем в странах средней полосы В средние века жилые здания, дворцы и храмы на Руси были сравнительно небольшими. Строили много, и из камня, и из дерева, но каждое отдельное строение было невелико.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОГО МИРА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОГО МИРА Классическим примером развития цивилизации западного типа стала Греция. Греция (Эллада) – общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной

Небылицы античного мира

Небылицы античного мира «По свидетельству историков античности…», «Античные авторы утверждают…» Как часто встречаем мы эти слова в книгах, посвященных истории древнего мира! Но сведения, заимствованные современной наукой из сообщений античных историков,

§ 2. Право в государствах античного мира

§ 2. Право в государствах античного мира Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени

Судьба городов античного периода

Судьба городов античного периода В VI веке графы предпочитали устраивать себе резиденцию в сите — административных центрах древних племенных территорий или в крупных селениях, недавно ставших центрами новых единиц административного деления (округов — «паги»). Их

3.3. Упадок и гибель античного мира

3.3. Упадок и гибель античного мира 3.3.1. Возникновение Римской державы Первоначально ведущая роль, или гегемония, в средиземноморской античной системе принадлежала грекам. Высшей степени расцвета древнегреческое серварное общество достигло в V в. до н.э. Но этот же век был

3.3.2. Упадок античного мира

3.3.2. Упадок античного мира Необходимым условием существования серварных обществ была непрерывная экспансия. А этой экспансии рано или поздно с неизбежностью должен был прийти конец. Одна из важнейших причин - изменение структуры этих обществ. Ядром античного

Чудеса античного мира

Чудеса античного мира Акрополь в Афинах Акрополь, или «верхний город», располагался с незапамятных времен на священном холме древнегреческого города Афины. В V в. до н. э. он был жестоко разрушен персами. Правитель города Перикл повелел восстановить его и поручил это

Читайте также: